Краткое содержание поэмы «размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (н. а. некрасов)

Поэт описывает парадный подъезд дома, принадлежащего влиятельному и богатому вельможе. «По торжественным дням» к нему съезжается множество людей.

Записав своё имя и званье,Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

Они приезжают, чтобы напомнить о себе могущественному хозяину дома.

В обычные, будние дни у подъезда тоже кипит жизнь: толпится простой народ — «прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица», снуют курьеры с бумагами. Некоторые просители уходят оттуда довольные, а другие — со слезами на глазах.

Продолжение после рекламы:

Однажды поэт видел, как к подъезду подошли мужики, «деревенские русские люди», и попросили швейцара впустить их. Оглядев гостей, швейцар нашёл их неказистыми.

Загорелые лица и руки,Армячишка худой на плечах,По котомке на спинах согнутых,Крест на шее и кровь на ногах,В самодельные лапти обутых(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Из глубины дома швейцару велели гнать мужиков — хозяин «не любит оборванной черни». Странники развязали свои кошели, но швейцар не взял «скудной лепты» и в дом не пустил. Мужики ушли, палимые солнцем, «разводя безнадёжно руками», и долго ещё шли с непокрытыми головами. «А владелец роскошных палат» в это время сладко спал.

Поэт призывает вельможу пробудиться, оставить «волокитство, обжорство, игру» и бесстыдную лесть, которые он считает своей жизнью, и принять нищих просителей, ведь только в них его спасенье. «Но счастливые глухи к добру» — громы небесные богача не страшат, а земная власть у него в руках.

Богачу нет дела до простого народа. Его жизнь — вечный праздник, который не даёт ему очнуться и увидеть народную бедность и скорбь. Да и не нужно это вельможе. И без забот о народном благе он проживёт и умрёт «со славою».

Поэт с иронией описывает, как вельможа доживает свои дни «под пленительным небом Сицилии», созерцая великолепные закаты над Средиземным морем, а потом умирает, окружённый семьёй, нетерпеливо ждущей его смерти.

Привезут к нам останки твои,Чтоб почтить похоронною тризною,И сойдёшь ты в могилу… герой,Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!…

Впрочем, такую значительную особу не следует беспокоить «для мелких людей». Напротив, на них лучше «выместить злобу» — это и безопасно и весело. А мужик привычно стерпит, как ему указало «ведущее нас провидение». Пропив последние копейки «в харчевне убогой», мужики со стоном вернутся домой, «побираясь дорогой».

Брифли существует благодаря рекламе:

Поэт не знает такого места, где бы не стонал русский мужик, «сеятель и хранитель». Его стон раздаётся отовсюду — с полей и дорог; из тюрем, острогов и рудников; из овинов и бедных домишек; от «подъезда судов и палат».

Выдь на Волгу: чей стон раздаётсяНад великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовётся –

То бурлаки идут бечевой!…

Поэт сравнивает народную скорбь, которой «переполнилась наша земля», с весенним разливом могучей Волги. Он спрашивает: что же значит этот бесконечный стон? Проснётся ли народ, «исполненный сил»? Или он уже совершил всё, что мог, — «создал песню, подобную стону».

Краткое содержание Размышления у парадного подъезда Некрасова

В этом произведении особое внимание уделяется парадному подъезду, который был во многих домах того времени. Здесь кипит жизнь. Через парадный подъезд могут входить только люди, которые одеты в красивую одежду.

А тот, кто одет не по достоинству их просто прогоняют, чтобы они не портили своим внешним видом настроение хозяину особняка.

Собственно это все те же рабы или крестьяне, которые вынуждены были идти через огромное расстояние, чтобы донести свою жалобу до чиновника и рассказать о своих проблемах.

Конечно, они были одеты несоответственно и их просто прогнали. Им оставалось только покориться, но когда они увидели купола церкви, то стали креститься. Автор делится своими размышлениями по поводу того, что многие чиновники просто бесполезны для общества.

Они обеспечены и ни в чем не нуждаются, а старость свою проводят где-нибудь на берегу моря. Ни один чиновник не идет навстречу крестьянам, их они просто не интересуют.

Они считают, что крестьяне – это бездельники, которые могут только распевать грустные песни и пить в кабаках.

Но также ни один из чиновников не думает о том, что по всей Руси много людей, которые как раз вынуждены выполнять тяжелую и грязную работу, чтобы они, чиновники жили в достатке. Таких людей просто миллионы и миллионы. И у каждого свои проблемы, которые они всегда могут решить самостоятельно, но как выяснилось обратиться им не к кому.

Такие люди живут на селе, которые вынуждены работать в поле и ночевать там, чтобы обеспечить хлебом, это и бурлаки, которые изо дня в день тягают тяжеленные баржи и просто рабочие крестьяне, которые трудятся не покладая рук.

Их опустили до уровня «неприкасаемых», поэтому они не могут пройти через парадный подъезд и попасть в дом к чиновникам.

В произведении существует главная мысль о том, как несовместимо достойное существование и бесправия.  Темы, которые поднимает автор –  это сострадание, унижение простого народа, забитость, терпение, произвол в отношении них.  Здесь есть философские проблемы, которые можно отнести к вечным проблемы счастья человека.

Автор не делает образ обычного мужчины идеальным, но, тем не менее, пытается его всячески защитить. Он ценит крестьян и понимает, что благодаря только им возможно благосостояние общества.

Именно поэтому он создает произведение, где сосуществует несколько жанров и поднимаются такие важные темы и проблемы, которые актуальны для того времени.

Автор учит относиться с пониманием  друг к другу, помогать, выслушивать и просто ценить труд других людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Некрасов Н. А.. Все произведения

Размышления у парадного подъезда. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Цыганы Пушкина
    По степи, в Бессарабии, странствует табор цыган. В степи едят траву лошади, семья готовит трапезу, на костре, прирученный медведь лежит за палаткой, вокруг всё засыпает. Не спит дед, в одном шатре, ожидает Земфиру
  • Краткое содержание Житие Александра Невского
    В 1221 году в семье князя Киевского и Владимирского Ярослава и супруги его Феодосии, появился на свет младенец. Ребенка нарекли Александром.
  • Краткое содержание После бала Л.Н. Толстого
    В обществе зашел разговор о влиянии среды на личное самосовершенствование человека. Один из гостей, Иван Васильевич, замечает, что очень многое в жизни зависит от случая, и рассказывает историю из своей молодости.
  • Успенский Эдуард
    Творческая деятельность советского писателя знакома каждому человеку. По произведениям Эдуарда Николаевича снято множество мультфильмов, которые с огромным удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые.
  • Краткое содержание Дюма Королева Марго
    В данном произведении Александра Дюма идёт повествование о истории враждующих королевских семей. В сюжете неразрывно переплетаются военные события, дворцовые интриги и любовный сюжет

1489. Краткое содержание стиха Размышления у парадного подъезда Некрасова. Русский язык, литература

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1860 году. Поэт посвятил данное произведение судьбе русского народа, в первую очередь он рассуждает в этих строках о крестьянах, отчаянные просьбы и мольбы которых никогда не доходят и не дойдут до господ, нисколько не интересующихся жизнью простых людей.

Автор уделяет первостепенное внимание именно парадному подъезду, существовавшему в то время во многих домах. Некрасов подчеркивает, что вход через парадную дверь доступен только для тех, кто одет соответствующим образом и выглядит довольно прилично.

В то же время людей, пришедших к такому подъезду в убогом нищенском одеянии, охрана безжалостно прогоняет прочь, чтобы они не портили своим непрезентабельным видом настроение владельцу роскошного особняка.

При этом несчастным крестьянам пришлось преодолевать немалое расстояние ради того, чтобы сообщить чиновнику об имеющихся у них жалобах.

Крестьяне вынуждены покориться несправедливости, когда их не пускают внутрь подъезда. Однако при виде куполов храма они принимаются креститься. Поэт замечает, что многие чиновники в действительности не приносят обществу никакой пользы.

Они ни в чем не нуждаются, находясь на службе, а после выхода в отставку наслаждаются комфортным отдыхом на берегу моря. Ни один из таких чиновников никогда не идет навстречу простым людям, их абсолютно не интересуют крестьяне, их несчастья и проблемы.

По мнению высокопоставленных лиц, простолюдины являются обыкновенными бездельниками, способными лишь на исполнение в трактирах печальных песен после употребления определенного количества известного напитка.

Автор подчеркивает, что никто из чиновников не задумывается и о том, что множество людей на Руси ежедневно занимаются тяжелейшим трудом именно для того, чтобы чиновники ни в чем не знали недостатка.

Миллионы жителей страны не в состоянии самостоятельно справиться со своими трудностями, но оказывается, что им некого попросить о помощи.

Крестьяне, которые от рассвета до заката работают в поле, считаются «неприкасаемыми», и им запрещен вход в парадный подъезд, если они пытаются рассказать кому-либо из важных чиновников о собственных бедах.

Основной мыслью произведения становится несовместимость полнейшего бесправия простого народа и достойного существования.

Поэт обращает внимание читателей на крайнее унижение и произвол, которым постоянно подвергаются русские крестьяне, хотя Некрасов и не идеализирует обыкновенных сельских жителей.

Но он искренне уважает тех, кто и создает благосостояние государства, в стихотворении автор призывает ценить чужой труд и всегда видеть в каждом из людей настоящего человека.

Все произведения

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Николай Некрасов с детских лет наблюдал за несправедливостью, которая царила в обществе, и открыто сочувствовал крестьянам. Но изменить он ничего не мог, зато мог своей лирикой воодушевлять революционно настроенную молодежь, обратить внимание на эту проблему, которую обязательно нужно было решать.

Николай Некрасов – замечательный поэт, чье творчество известно, читаемо и востребовано, было и при жизни, и теперь, спустя много лет. Он смело показывал проблемы Российского государства и неумение властей решать эти проблемы. Но главной его темой всегда оставался народ. Из-под руки классика вышло большое количество стихотворений, написанных под сильным впечатлением.

Таким стало и произведение «Размышление у парадного подъезда», которое родилось в течение нескольких часов.

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Читайте также:  Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Некрасов Николай Алексеевич — Размышления У Парадного Подъезда

202 0

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,Одержимый холопским недугом,Целый город с каким-то испугомПодъезжает к заветным дверям;Записав свое имя и званье (1),Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,Что подумаешь — в том их призванье!А в обычные дни этот пышный подъездОсаждают убогие лица:Прожектеры, искатели мест,И преклонный старик, и вдовица.От него и к нему то и знай по утрамВсё курьеры с бумагами скачут.Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,А иные просители плачут.Раз я видел, сюда мужики подошли,Деревенские русские люди,Помолились на церковь и стали вдали,Свесив русые головы к груди;Показался швейцар. «Допусти»,- говорятС выраженьем надежды и муки.Он гостей оглядел. Некрасивы на взгляд!Загорелые лица и руки,Армячишка худой на плечах,По котомке на спинах согнутых,Крест на шее и кровь на ногах,В самодельные лапти обутых(Знать, брели-то долгонько ониИз каких-нибудь дальних губерний).Кто-то крикнул швейцару.

«Гони!Наш не любит оборванной черни!»И захлопнулась дверь. Постояв,Развязали кошли пилигримы (2),Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,И пошли они, солнцем палимы,Повторяя. «Суди его бог!»,Разводя безнадежно руками,И, покуда я видеть их мог,С непокрытыми шли головами.

А владелец роскошных палатЕще сном был глубоким объят…Ты, считающий жизнью завидноюУпоение лестью бесстыдною,Волокитство, обжорство, игру,Пробудись. Есть еще наслаждение:Вороти их. В тебе их спасение!Но счастливые глухи к добру. Не страшат тебя громы небесные,А земные ты держишь в руках,И несут эти люди безвестныеНеисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,Что тебе этот бедный народ?Вечным праздником быстро бегущаяЖизнь очнуться тебе не дает.И к чему.

Щелкоперов (3) забавоюТы народное благо зовешь;Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь!Безмятежней аркадской идиллии (4)Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,В благовонной древесной тени,Созерцая, как солнце пурпурноеПогружается в море лазурное,Полосами его золотя,-Убаюканный ласковым пениемСредиземной волны,- как дитяТы уснешь, окружен попечениемДорогой и любимой семьи(Ждущей смерти твоей с нетерпением);Привезут к нам останки твои,Чтоб почтить похоронною тризною,И сойдешь ты в могилу. Герой,Втихомолку проклятый отчизною,Возвеличенный громкой хвалой!..Впрочем, что ж мы такую особуБеспокоим для мелких людей?Не на них ли нам выместить злобу?-Безопасней. Еще веселейВ чем-нибудь приискать утешенье…Не беда, что потерпит мужик:Так ведущее нас провиденьеУказало.

Да он же привык!За заставой, в харчевне убогойВсё пропьют бедняки до рубляИ пойдут, побираясь дорогой,И застонут.

Родная земля!Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал,Где бы сеятель твой и хранитель,Где бы русский мужик не стонал?Стонет он по полям, по дорогам,Стонет он по тюрьмам, по острогам,В рудниках, на железной цепи;Стонет он под овином, под стогом,Под телегой, ночуя в степи;Стонет в собственном бедном домишке,Свету божьего солнца не рад;Стонет в каждом глухом городишке,У подъезда судов и палат.Выдь на Волгу. Чей стон раздаетсяНад великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовется -То бурлаки идут бечевой!..Волга. Волга. Весной многоводнойТы не так заливаешь поля,Как великою скорбью народнойПереполнилась наша земля,-Где народ, там и стон.

Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил,-Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил?..1858ПримечанияСтихотворение, по воспоминаниям Панаевой, «было написано Некрасовым, когда он находился в хандре.

Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. […] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ (М. Н. Муравьев.— В. Коровин). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое.

По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому.

Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы.

Потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Некрасов совершенно переработал реальный жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало стихотворению обобщенно-символический смысл.

Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа.

Многие мотивы стихотворения восходят к «сатирической оде» Г. Р. Державина «Вельможа», а тема «стона» находит соответствие у Пушкина в поэме «Домик в Коломне» («унылое пение» истолковано как выражение русского национального характера).

В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 г. Оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора, с примечанием. «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Заключительные строки (со стиха.

«Назови мне такую обитель…») стали студенческой песней.(1) Записав свое имя и званье. — В праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались недопускавшиеся лично посетители.(2) Пилигрим — странник, путешественник.

(3) Щелкопер — так в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступившихся за народные интересы.(4) Аркадская идиллия — здесь.

Беззаботно-счастливая жизнь на лоне природы..

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права).

Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах.

Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Краткое содержание

Около роскошного подъезда постоянно кипела бурная жизнь. Однако в него впускали лишь прилично одетых и презентабельных людей.

Остальных же, кто мог испоганить своим внешним видом настроение вельможи, безжалостно выгоняли его слуги.

Они также были обычными подневольными рабами, как и крепостные крестьяне, преодолевшие огромное расстояние, чтобы высказать помещику свои наболевшие проблемы и робко попросить о справедливости.

Посетители покорно уходили, перекрестившись на купола местного храма. Автор думал о бесполезности существования многих вельмож и мелких чиновников, которые беспроблемно проживают свою жизнь и спокойно умирают в глубокой старости на далеких берегах Средиземного моря.

Чиновники никогда не шли навстречу бедным крестьянам, потому что они были для вельмож обычной помехой. Эти оборванные и грязные бездельники могли только петь свои грустные песни и пить водку в кабаках. Затем поэт задался вопросом, сколько же таких несчастных во всей России. Они делают самую трудную и важную работу, за счет которой наслаждаются жизнью столичные личности.

Некрасову было жаль деревенских батраков, живущих в поле, и бурлаков, тянущих огромные суда под свои грустные песни, и простых рабочих, не видящих белого света. Эти люди были специально опущены до касты неприкасаемых и не имели права переступать лакированный порог барских покоев.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения.

Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает.

Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Популярные сегодня пересказы

  • Двухмужняя — краткое содержание рассказа Шолохова В основу сюжета легла любовь молодой женщины Анны. Она замужем, но муж пропал без вести. Председатель колхоза Арсений, молодой мужчина влюблён в Анну и он ей не безразличен. Анна понимает, что поступает не правильно, но любовь берёт верх.
  • Князь Серебряный — краткое содержание романа Толстого А. К. Автор не просто предлагает читателю обратиться к эпохе правления самого неоднозначного правителя России, одно имя которого повергает в трепет. Он окунает читателя в эту эпоху, словно перо в чернильницу
  • Жизнь Василия Фивейского — краткое содержание повести Андреева Главный герой повести – отец Василий. Василий был женат и имел двоих детей – дочь и сына. Через семь лет в его семье случилось несчастье – утонул сын. После такого горя жена стала выпивать.
  • Краткое содержание басни Ворона и лисица Крылова

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Анастасия Сметанова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

  Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

«Размышления у парадного подъезда», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году.

Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину.

Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители.

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом.

Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником.

Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом.

Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки.

В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный.

Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

7 класс

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

  Повесть о настоящем человеке. Вымысел и реальность

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права).

Читайте также:  Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах.

Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Краткое содержание

Около роскошного подъезда постоянно кипела бурная жизнь. Однако в него впускали лишь прилично одетых и презентабельных людей.

Остальных же, кто мог испоганить своим внешним видом настроение вельможи, безжалостно выгоняли его слуги.

Они также были обычными подневольными рабами, как и крепостные крестьяне, преодолевшие огромное расстояние, чтобы высказать помещику свои наболевшие проблемы и робко попросить о справедливости.

Посетители покорно уходили, перекрестившись на купола местного храма. Автор думал о бесполезности существования многих вельмож и мелких чиновников, которые беспроблемно проживают свою жизнь и спокойно умирают в глубокой старости на далеких берегах Средиземного моря.

Чиновники никогда не шли навстречу бедным крестьянам, потому что они были для вельмож обычной помехой. Эти оборванные и грязные бездельники могли только петь свои грустные песни и пить водку в кабаках. Затем поэт задался вопросом, сколько же таких несчастных во всей России. Они делают самую трудную и важную работу, за счет которой наслаждаются жизнью столичные личности.

Некрасову было жаль деревенских батраков, живущих в поле, и бурлаков, тянущих огромные суда под свои грустные песни, и простых рабочих, не видящих белого света. Эти люди были специально опущены до касты неприкасаемых и не имели права переступать лакированный порог барских покоев.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения.

Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает.

Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Тема

Ключевые темы – это вопиющая несправедливость общественного устройства, тяжелая судьба русского народа и горькая участь простых крестьян.

Автор жалел крестьян, ведь богатые чиновники и высокопоставленные особы не желали обращать на них никакого внимания. По мнению поэта, покорное русское крестьянство должно пробудиться ото сна.

Интересно, ведь проблема социального неравенства актуальна по сей день. Именно поэтому данное стихотворение Некрасова внесено в школьную программу.

Читайте по теме: Анализ других стихотворений Некрасова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Анастасия Сметанова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай.

На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Краткое содержание “Размышлений у парадного подъезда”

Ы

Поэт описывает парадный подъезд дома, принадлежащего влиятельному и богатому вельможе. “По торжественным дням” к нему съезжается множество людей.

Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

  • Они приезжают, чтобы напомнить о себе могущественному хозяину дома.
  • В обычные, будние дни у подъезда тоже кипит жизнь: толпится простой народ – “прожектеры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица”, снуют курьеры с бумагами. Некоторые

просители уходят оттуда довольные, а другие – со слезами на глазах.

Однажды поэт видел, как к подъезду подошли мужики, “деревенские русские люди”, и попросили швейцара впустить их. Оглядев гостей, швейцар нашел их неказистыми.

Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Из глубины дома швейцару велели гнать мужиков – хозяин “не любит оборванной черни”. Странники развязали свои кошели, но швейцар не взял “скудной лепты” и в дом не пустил. Мужики ушли, палимые солнцем, “разводя безнадежно руками”, и долго еще шли с непокрытыми головами. “А владелец роскошных палат” в это время сладко спал.

Поэт призывает вельможу пробудиться, оставить “волокитство, обжорство, игру” и бесстыдную лесть, которые он считает своей жизнью, и принять нищих просителей, ведь только в них его спасенье. “Но счастливые глухи к добру” – громы небесные богача не страшат, а земная власть у него в руках.

Богачу нет дела до простого народа. Его жизнь – вечный праздник, который не дает ему очнуться и увидеть народную бедность и скорбь. Да и не нужно это вельможе.

  1. И без забот о народном благе он проживет и умрет “со славою”.
  2. Поэт с иронией описывает, как вельможа доживает свои дни “под пленительным небом Сицилии”, созерцая великолепные закаты над Средиземным морем, а потом умирает, окруженный семьей, нетерпеливо ждущей его смерти.
  3. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизною,
  4. Возвеличенный громкой хвалой!…

Впрочем, такую значительную особу не следует беспокоить “для мелких людей”. Напротив, на них лучше “выместить злобу” – это и безопасно и весело. А мужик привычно стерпит, как ему указало “ведущее нас провидение”.

Пропив последние копейки “в харчевне убогой”, мужики со стоном вернутся домой, “побираясь дорогой”.

Поэт не знает такого места, где бы не стонал русский мужик, “сеятель и хранитель”. Его стон раздается отовсюду – с полей и дорог; из тюрем, острогов и рудников; из овинов и бедных домишек; от “подъезда судов и палат”.

Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!…

Поэт сравнивает народную скорбь, которой “переполнилась наша земля”, с весенним разливом могучей Волги. Он спрашивает: что же значит этот бесконечный стон? Проснется ли народ, “исполненный сил”?

Или он уже совершил все, что мог, – “создал песню, подобную стону”.

(1 votes, average: 5.00

Ссылка на основную публикацию