Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского.
  • ·     узнаем, почему его прозвали Колумбом Замоскворечья.
  • ·     разберёмся, за какие заслуги его называют создателем русского национального театра.
  • Биографии некоторых писателей читаются как приключенческие романы: дуэли, ссылки, связи с тайными обществами, увлечения светскими красавицами… Жизнь Александра Николаевича Островского такой бурной не была, но и скучной её не назовёшь.

Родился драматург 12 апреля 1823 года на Малой Ордынке, в московском доме своих родителей. Этот район Москвы называется Замоскворечье.

Отец драматурга, Николай Фёдорович Островский, был выдающейся личностью.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Он происходил из династии священников, закончил духовную семинарию, но нарушил семейную традицию. Он выбрал профессию адвоката. В университет Николай Фёдорович поступить не смог – ему не хватало знания иностранных языков. Но отсутствие высшего образования не помешало ему стать одним из лучших адвокатов столицы и даже получить дворянский титул.

Посетителей Николай Фёдорович принимал в кабинете своего дома.

«В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько», – рассказывал друг Островского Николай Васильевич Берг.

Так что тёмную сторону купеческой жизни Островский хорошо знал ещё с детства. Интересно, что первая пьеса Островского называлась «Банкрут» – то есть «Банкрот».

Мать Островского Любовь Ивановна тоже была из семьи священников.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Она родила 11 детей, из которых выжило только 4. Александр Николаевич был её первым выжившим ребёнком. В 8 лет Островский осиротел. Его мачехой стала баронесса Эмилия Андреевна фон Тэссин.

Во многом благодаря ей все дети в семье получили блестящее образование. Уже подростком Александр Николаевич прекрасно владел французским, немецким и греческим языками. А чуть позже освоил ещё испанский, итальянский и английский языки.

Домашнее образование было настолько хорошим, что в возрасте 12 лет Островский поступил сразу в 3 класс Московской губернской гимназии. Эта гимназия считалась лучшей в Москве, но Островский её не любил. Он называл свою гимназию «треклятой», хотя закончил её успешно и был зачислен без экзаменов в университет.

Николай Фёдорович Островский мечтал о блестящей адвокатской карьере сына, поэтому отправил его на юридический факультет. 1 курс Александр Николаевич закончил хорошо. А вот на 2 начались проблемы. Студент начал пропускать занятия, потом не явился на экзамен. Его оставили на 2 год, а потом и вовсе отчислили. Что же случилось с примерным учеником?

У него появилась страсть, и этой страстью был театр. Островский старался не пропускать ни одного спектакля. Все деньги тратились на билеты в театр. Литература и сцена – вот его призвание. Но пойти против отцовской воли не так-то просто.

В1843  году отец устроил его на должность писца в Московском совестном суде. В этом суде рассматривались внутрисемейные иски, дела о колдовстве, преступления умалишённых, жалобы на незаконное содержание в тюрьме и так далее. Суд должен был добиться примирения сторон.

А через 2 года Островский перешёл работать в Коммерческий суд. Здесь уже разбирались иски, связанные с торговыми сделками. И хотя отец драматурга был недоволен успехами сына, скромная должность оказалась очень удачной для Островского. Она благотворно повлияла на его творчество.

Перед глазами молодого писца проходили сотни людей разных сословий и характеров. Богатых и бедных. Он видел запутанные семейные истории и многолетние тяжбы, ссоры, жертвенность и предательство, подлость и благородство – всю палитру человеческих образов, качеств и взаимоотношений.

К 1846 году у Островского появляется замысел первой комедии. Её название менялось несколько раз. Сначала она называлась «Банкрут», потом – «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья».

Одну сцену из этой пьесы Островский написал вместе с актёром Дмитрием Горевым. Её опубликовали под инициалами «А. О.» и «Д. Г.» Это соавторство дорого обошлось Островскому.

А в 1847 году в «Московском городском листке» публикуют очерк «Записки замоскворецкого жителя».

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Островский обожал своё родное Замоскворечье. Картины нравов, описание быта, житейские истории простых людей благодаря Островскому проникли в литературу. Критики говорили, что Островский «открыл» для мира этот район. И за это назвали его Колумбом Замоскворечья.

Но первые успехи в литературе на отца драматурга впечатление не произвели. Конфликт отца и сына усилился, когда Островский выбрал себе в жёны простую девушку из бедной семьи Агафью Ивановну. Отец недавно получил дворянство и был женат на баронессе, а сын бросил учёбу и спутался с мещанкой.

Николай Фёдорович отказался благословить их брак. А венчаться против воли отца Островский не посмел. Поэтому 20 лет они прожили невенчанными. Сергей Максимов в воспоминаниях об Островском писал, что Агафья была ласковой, приветливой и скромной женщиной. Необразованной, но очень умной и тонко чувствующей.

Драматург часто обращался к ней за советом.

«Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей».

К сожалению, все их дети рано умерли. После смерти Агафьи Ивановны Островский женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой, которая родила ему 6 детей.

Первую пьесу Островского «Банкрут» опубликовали в 1850 году, но ставить на сцене запретили.  Сцену она увидела спустя 11 лет, уже переработанной и под названием «Свои люди – сочтёмся». Тогда у власти был император Александр II. Но при Николае I разразился скандал.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Драматурга уволили со службы, он оказался под надзором полиции. Пьесу объявили грязной, а её автора неблагонадёжным. Говорили, что он клевещет на российскую действительность.

Говорят, что Николаю I комедия понравилась, но он не захотел обострять отношения с купечеством, которое жаловалось на драматурга-выскочку. Вместе с тем, критики и писатели комедию оценили очень высоко.

Её хвалили Гоголь, Гончаров, Аполлон Григорьев и многие другие. Островский стал сотрудником журнала «Москвитянин».

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Так закончилась его юридическая карьера и началась литературная.

Пьесы «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись» допустили к постановке в театре. После них купцы забыли прежние жалобы и стали горячими поклонниками молодого драматурга. Зато появилась новая проблема.

Актёр Дмитрий Горев, с которым Островский написал в соавторстве единственную сцену своей первой пьесы, объявил Островского плагиатором. Он начал распускать сплетни, что все пьесы Островский у него украл. Дело дошло до суда и протянулось несколько лет.

Островский выиграл суд.

В 1855 году Островский ушёл из журнала «Москвитянин» в «Современник» главой которого был Некрасов. Как журналист «Современника» Островский стал одним из авторов «Морского сборника».

Он отправился в экспедицию от верховья Волги до Нижнего Новгорода, чтобы составить полное описание этих мест, включая пейзажные и бытовые зарисовки, местные нравы, историю и фольклор.

Эти материалы он использовал в драме «Гроза», местом действия которой он сделал маленький приволжский городок.

За сорок лет Островский создал почти 50 пьес разных жанров. Это сатирические и бытовые комедии, «картины из московской жизни», исторические пьесы, психологические драмы и лирическая пьеса-сказка «Снегурочка». Интересно, что пьесу «Снегурочка» публика не оценила. А опера Римского-Корсакова по этой пьесе вызвала просто фантастический восторг.

Островский был драматургом-новатором.

В центре его пьес всегда была личность, а не сюжет. Островский отдал предпочтение изображению характеров, а не сюжетов.

Драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. За это его пьесы недоброжелатели называли «грязными».

Фольклорные элементы – ещё одна черта драматургии Островского.

Кроме того, Островский использовал элементы разных жанров в рамках одной пьесы.

Островского по праву считают первым русским драматургом реалистом. Он очень точно и детально воссоздаёт в пьесах картины жизни разных сословий. Характеры его героев сложные и противоречивые. Особенное внимание драматург уделял речи персонажей. Она до последнего слова соответствует их статусу, профессии и воспитанию.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Островский был не только драматургом-новатором. Он изменил весь русский театр.

Островскому было важно донести до зрителя свои идеи на сцене. Но актёры того времени играли «каждый за себя», пытаясь выделиться. Они часто переигрывали в попытках перетянуть внимание зала на себя. Единого действия не получалось. Островский сам ставил свои пьесы.

Он репетировал с актёрами, показывал, как надо сыграть роль, чтобы образ получился живым и узнаваемым. Островский заставлял актёров вживаться в образ. Он ввёл так называемые «прогоны» – репетиции в костюмах и полных декорациях.

Школа Островского стала основой знаменитой системы Станиславского, по которой до сих пор учатся актёры всего мира.

Островский организовал Артистический кружок и воспитал в нём множество талантливых актёров.

Драматургу дали Уваровскую премию за достижения в искусстве и сделали членом-корреспондентом Академии наук.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

В 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Теперь он мог свободно воплотить все свои идеи по преобразованию русского театра. Но увы, преклонный возраст и слабое здоровье, которое подтачивалось активной работой, помешали его планам.

2 июня 1886 года Островский умер в своём любимом имении Щелыково Костромской губернии.

В пьесах Островского можно узнать современные мысли, идеи и типажи своего времени. Это подтверждают и слова театрального критика Александра Кугеля.

«Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнёшь – и вновь пустишься в дорогу».

Краткая биография Александра Островского

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Детство и юность

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье близ Малой Ордынки. Отец, Николай Федорович Островский, смог обрести дворянство в 1939 году, до этого служил коллежским асессором.

Мать, Любовь Ивановна Саввина, ушла из жизни, когда Александру было всего 8 лет. Позже отец женился повторно на Эмилии Андреевне фон Тесин.

Семья разрасталась, и скоро у Александра стало 5 братьев: Сергей, Андрей, Михаил, Николай, Петр и 2 сестры — Надежда и Мария.

Обучению детей отводилось много времени, все они получили качественное образование. У отца была обширная библиотека, благодаря которой Александр рано полюбил литературу.

Уже в юные годы у него проявилась склонность к писательству. Также юный Александр проявлял интерес к иностранным языкам.

В возрасте 12 лет он поступил в московскую гимназию на 3 курс, а в 1840 году на юридический факультет Московского университета.

Университет Островский так и не закончил. Не осилив экзамен по римскому праву и поругавшись с одним из преподавателей, он оставил обучение в 1843 году.

Читайте также:  Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд.

    На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.

  2. 1847 год.

    Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)

  3. 1850 год.

    В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе.

    Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой.

    В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.

  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год.

    После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.

  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции.

    Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.

  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год.

    Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.

  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год.

    Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства.

    В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.

  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

    Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.

  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров.

    Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.

  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые».

    Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.

  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Личная жизнь

Александр Николаевич жил в гражданском браке с Агафьей Ивановной (её фамилия остается неизвестной). Она была его поддержкой, опорой и первым читателем.

Обладая тонкой душевной организацией, Агафья Ивановна понимала драматурга во всем.

Однако, во время их совместной жизни, у Островского были бурные, но непродолжительный романтические отношения с актрисой Любовью Косицкой.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Любовь Косицкая

Обвенчаны Александр Николаевич и Агафья Ивановна не были. Вместе они прожили около 20 лет и произвели на свет четырех детей. Трое детей Островского умерли в совсем юном возрасте, а старший сын Александр дожил до 27 лет.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Агафья Ивановна

В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны, Островский сочетался браком с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой. Семья была многодетной. Один за другим появилось на свет 4 сына: Михаил, Сергей, Александр, Николай и 2 дочери: Мария и Любовь.

Смерть

2 (14) июня 1886 года, в своем имении, расположенном недалеко от Костромы, от сердечной недостаточности скончался великий драматург Александр Николаевич Островский. Последней незаконченной работой писателя стал перевод шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра».

Вывод

За всю жизнь Островский написал 47 пьес и перевел около 20 произведений зарубежной драматургии, в том числе Сервантеса, Шекспира и Гольдони. Островский вошел в русскую историю как величайший драматург и реформатор театрального искусства.

Под его началом было создано множество кружков и организаций, помогающих начинающим творцам.

Он добивался совершенствования законодательства по театральному делу, пытался улучшить положение артистов и других работников театра, создавал новую реалистическую школу игры и заведовал репертуарной частью московских театров.

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Памятник Островскому перед Малым театром

Вопросы, которые Островский поднимал в своих произведениях, актуальны до сих пор. Многие фразы, вышедшие из под его пера, стали крылатыми. По пьесам Островского по сей день ставятся многочисленные спектакли, снимаются фильмы, популярные и в России, и за рубежом.

Биография Островского А.Н.: главное о жизни и смерти. Для школьников и студентов

Все российские школьники, изучая литературу XVIII и XIX века, могут вспомнить ярких героев с характерными чертами. Например, в произведениях встречаются невежды и грубияны, упивающиеся своей властью чиновники и простые, но честные люди. С помощью этих типажей обличается дворянство и закрепощение крестьян: например, это можно встретить в комедиях «Недоросль» и «Горе от ума».

Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

Одним из писателей, который ввел яркие черты для героев, отражающих общественные проблемы своего времени, был Александр Николаевич Островский. Великий русский драматург создал несколько десятков пьес и стал основоположником русского театра. Постановки по его произведением зрители могут увидеть и по сей день, а многие произведения автора были экранизированы в XX и начале XXI века. 

Основные даты жизни и творчества А. Н. Островского: 

Годы События
1823 Будущий драматург родился в Москве.
1835 Он поступает на обучение в гимназию. До этого он получал домашнее образование. 
1840 Островский выпускается из гимназии и становится студентом Московского университета. Он обучается юриспруденции. Через три года его отчисляют (есть сведения, что Александр Николаевич сам решил оставить университет). 
1843 В возрасте 20 лет Островский начинает работать в суде, где рассматривались судебные споры. Именно из историй истцов и ответчиков он берет идеи для своих первых произведений. 
1847 Александр Николаевич заканчивается свое первое сочинение «Записки замоскворецкого жителя». Оно публикуется в газете, и в этом же году там же печатается первая написанная Островским пьеса «Картина семейного счастья». 
1850 Александр Николаевич активно занимается творчеством и становится членом кружка писателей и критиков. Его произведения попадают под жесткую цензуру от Николая I, а за самим автором устанавливается надзор сотрудниками органов правопорядка. 
1851 Островского увольняют со службы в суде, и он устраивается в журнал. Активно продолжается его творческая карьера. 
1860 Публикуется пьеса «Гроза», которая в дальнейшем получила наибольшую известность из всех произведений Островского. 
1862 Драматург едет в путешествие по Европе.
1853 Островский получает Уваровскую премию. 
1870 Он вступает в недавно созданное Общество русских драматических писателей, а через четыре года становится его председателем. 
1881 С этого года и до самой смерти Островский активно занимается руководящей и организационной деятельностью в московских театрах. 
1886 В июне знаменитый драматург умирает от общего истощения организма и болезни сердца. К 67-ми годам он был ослаблен постоянной работой.

После своей кончины Александр Николаевич Островский оставил большое наследие. Например, его театральная школа продолжала работу, а в дальнейшем ее сделали лучше Станиславский и М. А. Булгаков.

Память драматурга увековечена в памятниках и театрах, названных его именем, постановках по его пьесах и экранизациях. Среди новейших фильмов, созданных на основе произведения Островского – «Без вины виноватые» (2008 г.

), «Бесприданница» (2011 г.), «Банкрот» (2009 г.). 

Детство 

Александр Николаевич родился и вырос в Москве, в купеческой семье. Доходы его отца были неплохими, поэтому все четырем детям хватало материальных ресурсов. Главной целью было дать всем достойное образование, чтобы они могли вырасти уважаемыми членами общества, и, возможно, продолжить деятельность Николая Федоровича в юриспруденции.

В младшем возрасте дети обучались дома, а родители поощряли их интерес к знаниям. В доме семьи была большая библиотека, к которой все имели свободный доступ. 

А это интересно! ????

Мать Александра Николаевича скончалась, когда ему было всего 8 лет. Через несколько лет Николай Федорович повторно женился на шведской баронессе. Мачеха хорошо приняла детей от первого брака и окружила их любовью и заботой, продолжая поощрять получение ими хорошего образования. 

Александр Николаевич сначала учился в гимназии, а потом поступил в Московский университет на юридический факультет.

Но он был настолько увлечен театром, драматургией и творчеством, что не смог продолжать обучение по настоянию отца.

На третьем курса он был отчислен после провала экзамена по римскому праву, хотя некоторые источники утверждают, что Островский сам принял решение уйти из университета. 

Эпоха и нравы 

Творческий путь Александра Николаевича пришелся на середину и вторую половину XIX века. Для этого периода в российском обществе характерно сильное расслоение на богатых и бедных (последние оставались в угнетенном положении). Поле отмены крепостного права в 1861 г. эта проблема стала еще более ощутимой, вытеснив ранее актуальное превосходство дворянства и ничтожность жизни крестьян. 

Разница между богатыми и бедными была сильно заметна не только в Петербурге и Москве, но и в маленьких городах.

Причем в последних проблема была еще более острой, поскольку местные богачи и управленцы вели себя деспотично по отношению к другим, менее состоятельным жителям. Именно такая ситуация отражается в известной пьесе Островского «Гроза».

В ней материальные ценности противопоставляются нравственным, и каждый из героев сам решает для себя, чему он на самом деле придает значение в своей жизни. 

Окружение 

Несмотря на то, что у Островского всю жизнь сохранялось не лучшее материальное положение (драматург был совсем не богат), а власти относились к нему достаточно холодно, Александр Николаевич смог стать уважаемым членом общества.

Его работы признавались достойными и интересными, а заслуги в театральной деятельности не преуменьшались. Островский находил удовольствие и пользу в общении с коллегами, которые разделяли его страсть к драматургии и тоже хотели улучшить положение российских театров.

Среди них были Аполлон Григорьев и Т.Филиппов. 

В дальнейшем, во время работы в журнале «Современник», Островский сначала подвергался критике. Однако через какое-то время журналисты увидели новаторские идеи в творчестве драматурга и стали высоко оценивать его работы. 

Любовным интересом Александра Николаевича долгое время была театральная актриса Любовь Косицкая. Их отношения не получили развития потому, что оба они уже состояли в браке. И даже после того, как Любовь овдовела, она не ответила взаимностью на чувства Островского. Второй муж Косицкой же обанкротил ее. 

Островский женился на простолюдинке по имени Агафья. И пусть он не питал к ней такой страсти, как к Любови, их отношения были крепкими и счастливыми. Супруга, не имея хорошего образования, была женщиной умной и тонко чувствующей драматическое творчество Островского.

Она помогала ему в написании произведений и была его главным критиком. Она умерла в 1869 году, к сожалению, не оставив Александру Николаевичу наследников – все их дети погибли в малом возрасте. Через два года после смерти первой супруги Островский вновь вступил в брак.

Новой женой стала актриса Мария Бахметьева, она родила драматургу шестерых детей. 

Деятельность и интересы 

Имя Александра Николаевича Островского прочно ассоциируется с драматургией и театром. Он поставил себе цель изменить театральную деятельность в России, так как положение актеров и сотрудников долгое время оставалось незавидным. 

К тому же, многие участники трупп сами не являлись профессионалами.

Они придерживались достаточно грубых целей и нравов, не гнушались поставлять друг друга, получать овации зрителей только за счет дешевых эффектов (а не за счет достойной игры) и пресмыкались перед начальством.

Островский хотел очистить театр от такого непрофессионализма и выдвинуть на первый план интересы художественной стороны, а не материальной. 

Низкое жалование, жертвование интересами искусства ради славы, недостатки системы – все это было актуальными проблемами для театра, и Островский всеми силами старался их решить. Он работал над различными проектами, делал обращения к властям, убеждая их в срочной необходимости реформ.

К сожалению, многого сделать он так и не успел – руководителем репертуарной частью театров Москвы он был назначен всего за полгода до своей кончины.

Александр Николаевич с энтузиазмом взялся на воплощение своих идей, призванных улучшить положение актеров и сделать театр более серьезным и достойным, но пошатнувшееся здоровье не дало ему выполнить все, что он задумал. Дело Островского продолжили Станиславский и Булгаков. 

Интересные истории из жизни 

Несколько интересных фактов из жизни Александра Николаевича Островского: 

  1. Знаменитый драматург был также полиглотом. Он с детства говорил на нескольких европейский языках, а в зрелом возрасте выучил еще три. Он сам регулярно переводил свои произведения, чтобы поддерживать знания на должном уровне. 
  2. Александр Николаевич увлекался рыбалкой и обязательно брал с собой снаряжение во все путешествия. 
  3. Многие современники говорили, что Островский не выносил критики в свой адрес. О его произведениях необходимо было говорить в превосходной степени, иначе писатель обижался. 
  4. Островский не всегда ладил с актерами, задействованными в постановках по его пьесам. Например, знаменитый М. С. Щепкин был очень недоволен работой с драматургом и проигнорировал генеральную репетицию «Грозы». 

Несмотря на то, что характер Александра Николаевича временами мог быть тяжелым, его заслуги в театре нельзя не признать. Он говорил, что в живом действии очень важна игра актеров, ведь зритель приходит именно посмотреть пьесу – прочитать ее он мог бы и дома, на бумаге.  

Главные произведения 

А. Н. Островский стал автором 47 собственных пьес и еще в семи он выступал как один из создателей. Среди них есть особенно выдающиеся произведения, с которыми мы рекомендуем ознакомиться в школьном и студенческом возрасте: 

  1. «Гроза» — самая известная пьеса Александра Николаевича, изучается в рамках школьной программы. Она рассказывает о месте мужчины и женщины в семейных ценностях, о варварстве «домостроя», а также о моральном давлении богатых над бедными. Трагическая концовка еще больше обостряет темы насилия (и не только физического), нарушения личных границ и отсутствия права на искренние чувства. 
  2. «Бешеные деньги» — пьеса о мужчине, который очень хочет найти богатую невесту. Во время своих поисков он опускается до интриг, подставляет знакомых и сплетничает. Островский в этом произведении поднимает проблему кризиса дворянства, особенно – бедной его части. Эти люди во что бы то ни стало хотят поправить свое материальное положение, и даже могут забыть о чести и человеческом достоинстве. 
  3. «Волки и овцы» — в этой пьесе Островский рассказывает о жизни дворян в 1870-ые года (это был закат этого сословия, и его позиции ослабевали). Главной героиней выступает молодая, внешне привлекательная и состоятельная вдова, которая хочет встретить настоящую любовь. Но пока она находится в своих возвышенных мечтах, прочие жители губернии плетут интриги и делают все, что отхватить себе кусок от ее богатства. 

Несмотря на то, что пьесы Островского освещали актуальные проблемы XIX века, многие темы, которые он поднимал, важны и сейчас. Так, например, расслоение общества на богатых и бедных никуда не делось, а просто приняло новые формы.

Остались также браки по расчету, предательство и обман ради выгоды, самоуправство людей, наделенных властью.

И произведения русских классиков во многом помогут нам сформировать правильное отношение к этим проблемам, занять устойчивую нравственную позицию ради улучшения нашей жизни и поднятия морального духа всего общества. 

А. Н. Островский – краткая биография

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – русский драматический писатель, переводчик. Родился 31 марта 1823 года в Москве в семье государственного служащего. Его отец работал в гражданской палате, а через некоторое время стал частным адвокатом.

Мать рано умерла, поэтому Островский не получил домашнего образования. Детские годы писателя и юность прошли в Замоскворечье.

Учился в гимназии, а по окончанию получал юридическое образование в Московский университете, но не доучился из-за конфликта с каким-то профессором. Служил писцом в совестном

суде, а потом перешел в коммерческий. Комедия “Семейная картина”(1856) в журнале “Современник” стала первой публикацией писателя.

Он также пробовал писать повести и фельетоны. Комедию “Свои люди – сочтемся” (1850) печатает в “Москвитянине”, но цензура запрещает ее презентацию и написание критики о ней в прессе, а сделать сценическую постановку стало возможным лишь в 1861 году с измененным финалом.

В 1856 году князь Константин Николаевич приказал писателям изучить и описать производство и быт разных русских местностей. Островский изучал Волгу и опубликовал отчет о командировке в “Морском Сборнике” в 1859 году.

Свои впечатления от поездки были выражены в статье ” Гроза ” (1860) и драматической хронике “Козьма Захарьич Минин-Сухорук” (1862).

Островский также занимался переводами на русский язык пьес зарубежных писателей: “Усмирение своенравной” Шекспира (1865), “Великий банкир” Итало Франки (1871), “Кофейная” Гольдони (1872), “Заблудшие овцы” Теобальдо Чикони (1872) и “Семья преступника” Джакометти (1872). Переделал с французского языка “Рабство мужей”. Переведенные 10 интермедий Сервантеса были опубликованы в отдельной книге в 1886 году.

Островский написал 49 пьес, создал в 1866 году в Москве Артистический кружок, а в 1874 году – Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, которое возглавлял на протяжении всей оставшейся жизни.

Создал в 1881 году комиссию при дирекции Императорских театров, которая рассматривала законопроекты о театральной деятельности.

В 1885 году работает заведующим репертуарной частью театров Москвы и возглавляет театральное училище.

Активная трудовая деятельность подкосила здоровье писателя.

Александр Островский умер 2 июня 1886 года в имении Щелыкове Костромской губернии.

(1 votes, average: 5.00

Краткая биография А.Н. Островского: жизнь и творчество драматурга

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Детские и юношеские годы

Точная дата рождения писателя — 12 апреля 1823 г. Детство его и юность прошли в Замоскворечье. Николай Федорович, отец будущего писателя, хотя и был сыном священника, но служил в суде чиновником. Мать, Любовь Ивановна, умерла рано.

Отец вторично женился на дворянке, когда Александру было 13 лет.

Успешная судейская карьера Николая Федоровича принесла ему дворянское звание и приличное состояние, на которое он приобрел несколько имений и, переехав в 1848 году в село Щелыково стал настоящим помещиком.

После окончания гимназии в Москве в 1840 году юноша поступает по настоянию отца на факультет права Московского университета. Однако вопросы юриспруденции он изучал всего три года. Театр стал его настоящей страстью. Он бросает университет.

В надежде на то, что сможет исправить театральные наклонности сына, отец пристраивает его писцом в Московский Проработав там два года, Островский переводится в канцелярию коммерческого суда. Годы, проведенные в занятиях юридической практикой, не прошли бесследно для будущего драматурга.

Немало сюжетов были позаимствованы им из реальной жизни.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

  Краткое содержание «Черный монах»

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Источники «вдохновения»

Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье — старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» — они войдут в новое купечество.

Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.

В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!».

Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене.

Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника».

В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера.

Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Библиография

  • 1846 — «Семейная картина»
  • 1847 — «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 — «Бедная невеста»
  • 1856 — «Доходное место»
  • 1859 — «Гроза»
  • 1864 — «Шутники»
  • 1861 — «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 — «На бойком месте»
  • 1868 — «Горячее сердце»
  • 1868 — «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 — «Лес»
  • 1873 — «Снегурочка»
  • 1873 — «Поздняя любовь»
  • 1875 — «Волки и овцы»
  • 1877 — «Последняя жертва»

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

А. Н. Островский: биография раннего периода

Данный период освещает жизнь писателя после окончания школы. С момента поступления в университет и встречи с театром биография Островского Александра Николаевича начинает меняться в сторону литературной деятельности и драматургии. Он всерьёз занялся литературой.

Очерк «Записки Замоскворецкого жителя», незамысловатая комедия «Картина семейного счастья» и две сцены из будущей комедии были опубликованы. Комедия «Свои люди — сочтемся» вышла в 1849 году. В этом же году, вопреки воле отца, он женится на простой мещанке.

Отец отказывает ему в материальной поддержке.

Интересные факты

  1. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
  2. Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.

  3. В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.

  4. С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
  5. Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.

  6. Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
  7. Драматург все время жил в долгах.

    Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.

1847-1851 годы. Первые опыты

Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.

Первое произведение Островского — «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди — сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной.

Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором».

В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России.

Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз.

Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Анастасия Сметанова

Островский: биография «пореформенного» период а

  • 1865 год — он основывает школу для талантливых любителей театра.
  • 1870 год — по его инициативе создаётся школа писателей-драматургов.
  • Успешно занимается переводами Сервантеса, Шекспира.
  • Общее число театральных произведений достигло 54.
  • В 1872 году им написана стихотворная комедия «Комик XVII столетия».

О том, какой насыщенной и плодотворной была жизнь писателя, свидетельствует его биография. Островский А. Н.

умер 14 июня 1886 г. в заволжском имении Щелыково.

«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу — это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.

1861-1886 годы. Зрелое творчество

За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.

  1. Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
  2. Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
  3. «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
  4. Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
  5. Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».

Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».

Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.

1856-1860 годы. Сближение с «Современником»

Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» — стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны.

Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»).

Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.

1852-1855 годы. «Москвитянинский» период

Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству.

Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России.

К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых — «Бедность не порок».

В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. нового поколения, который никогда не упустит своего.

Переубедить брата-самодура удается Любиму — склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам.

В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской и традиций над европейскими.

Ссылка на основную публикацию