Какова роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова “Горе от ума”?

Самый Зелёный · 05.09.2019

(432 слова) Пьесу «Горе от ума», в которой А.С. Грибоедов создал обобщенную картину общественной жизни в России 10-х —начала 20-х гг. XIX века, принято считать одним из первых русских реалистических произведений. Чертой реализма является и наличие в пьесе внесценических персонажей. Они вводятся, чтобы расширить границы сцены и усилить обобщение.

Внесценические персонажи не участвуют в действии, их образы появляются в монологах и диалогах действующих лиц. Несмотря на отсутствие роли в сюжете, у них есть важная художественная функция. В пьесе всех внесценических персонажей можно разделить на группы. К первой относятся все герои, близкие Чацкому.

Среди сценических героев он кажется «одиноким правдолюбцем», но наличие внесценических «единомышленников» свидетельствует о неслучайности, типичности такого характера для того времени.

Кроме Чацкого, по-своему противостоят фамусовскому обществу брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской — князь Фёдор, который «чинов не хочет знать» («Он химик, он ботаник…»), также есть и профессора Чацкого.

Всех их, в силу прогрессивности взглядов и нежелания мириться с устоявшимся в обществе порядком вещей, принято считать частью «века нынешнего».

Вторую группу представляют внесценические персонажи, относящиеся к «веку минувшему».

Здесь можно выделить, во-первых, тех, кто ярко демонстрирует ценности, идеалы и принципы членов реакционной части общества — Максим Петрович, которым так восхищается Фамусов за его способность вовремя «сгибаться вперегиб» перед вышестоящими, и безымянные герои монолога Чацкого «А судьи кто?».

Во-вторых, в этой группе есть те герои, с помощью которых показано главное зло социума — крепостное право. К этой группе относится «Нестор негодяев знатных» («толпою окруженный слуг», спасавших в «часы вина и драки / И честь, и жизнь его, / На них он выменял борзые три собаки»), а также владелец крепостного балета, чьи подопечные потом были «распроданы поодиночке».

В-третьих, особое место среди внесценических персонажей, принадлежащих к консервативной части общества, занимают те, с чьей помощью расширяются представления о быте и нравах дворянской Москвы.

Это и «секретнейший союз», о чём упоминает Репетилов, и дамы, которые, по словам Фамусова, пользуются огромным влиянием («Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна»), герои монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой».

О российском обществе периода преддекабристского восстания мы многое узнаем из монолога Чацкого о французике из Бордо.

При помощи внесценических персонажей как будто раздвигаются стены особняка Фамусова, укрупняется конфликт пьесы. Это достигается отчасти и тем, что в пьесе фактически нет резкой черты, отделяющей сценических героев от внесценических, так как Грибоедов использует такой прием, при котором сценические пероснажи сначала предстают как внесценические (Чацкий, Скалозуба, Горич).

  • Таким образом, роль внесценических персонажей в «Горе от ума» — создание в рамках ограниченного пространства и времени комедии широкой обобщающей картины общественной жизни России начала XIX века, из почти домашнего конфликт становится социальным, так как все сценические персонажи принадлежат к одной из противоборствующих сторон.
  • Алёна Дружина

Сочинение на тему: «Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)»

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)», в котором вы узнаете о том, как внесценические персонажи влияют на развитие сюжета пьесы, какое место они занимают в главном конфликте произведения и каким образом характеризуют главных действующих лиц.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала абсолютно новым явлением в русской литературе. Она соединила в себе множество стилей, как старых, так и новых.

В ней присутствуют элементы романтизма, классицизма и нового на то время реализма. Реалистичности сценам пьесы добавляло присутствие в них внесценических персонажей.

Главная их функция – раскрывать характеры героев произведения, дополнять обстоятельства и углублять конфликт пьесы.

Внесценических персонажей так много, что их количество превышает действующих. Этот факт указывает на то, что автор отходит от классицистических уставов и внедряет реалистические элементы.

Главным конфликтом пьесы является противостояние людей, которые представляют разные эпохи – прошлую и настоящую.

Внесценические персонажи помогают подчеркнуть положительные стороны одной эпохи и указать на изъяны другой.

Представителем нынешней эпохи является Чацкий. Он передовой человек, который смотрит не в прошлое, а в будущее. Внесценических персонажей, поддерживавших его взгляды на жизнь, намного меньше, чем антиподов.

Главным старовером в пьесе выступает Павел Афанасьевич Фамусов. На защиту своих убеждений он приводит в пример не одного внесценического героя. Поэтому защитников прошлого намного больше, чем настоящего.

Это показывает нынешнее состояние общества, которое в большинстве своем отказывается принимать новые идеи, предпочитая им то, к чему они давно уже привыкли. Внесценических персонажей, которые раскрывают суть мировоззрения Чацкого, двое.

Первый из них, брат Скалозуба, проскакивает с небрежностью в разговорах. О нем говорят, что безумец, набравшись правил, бросил службу и уехал в деревню читать книги.

Второй же, князь Федор, попал под влияние страшных профессоров Петербургского института.

На этом внесценические сторонники Чацкого исчерпываются. Это доказывает тот факт, что ситуация в России на тот момент была сложной. Прогрессирующие силы были в меньшинстве. Фамусовское же общество процветало. Рассмотрим подробнее внесценических персонажей, олицетворяющих старую эпоху.

Героями фамусовцев являлись такие московские тузы, как Кузьма и Максим Петровичи, Нестор. На самом деле они показывали недостатки общества. Так Кузьма Петрович олицетворял низкопоклонство или же лицемерие, Максим Петрович – благоговейный трепет перед деньгами, а Нестор – преданность крепостничеству.

Интересными внесценическими героинями являются женщины с твердым стержнем. Эти дамы легко заправляют всем и раздают путевки в светлое будущее.

Фамусов души не чает в Татьяне Юрьевне, а Молчалин настоятельно рекомендует Чацкому показаться в ее поместье. Еще одной влиятельной дамой можно назвать Марию Алексеевну. Фамусов всегда считается с ее мнением.

Не менее высокопоставленной является и Хлестова. Все эти дамочки находятся во главе фамусовского общества. Рядом с ними свирепствует и деспотизм.

Еще одна группа внесценических персонажей, которая пытается быть похожей на Чацкого и молодых людей нынешнего века, но терпит во всем поражение, присутствует в пьесе Грибоедова.

К таким относятся Репетилов, князь Григорий, который разговаривает как подлинные англичане, Воркулов – певец какой-то странной оперы, Левой и Боренька, не удостоенные даже какого-либо слова, ведь сказать о них особо нечего.

Как же не вспомнить и об Удушьеве – писателе без таланта.

Еще один порок общества фамусовцев – чрезмерное поклонение всему иностранному. Кстати, он до сих пор актуален для нашего общества. Чацкий же напротив не хочет даже слушать о внедрении «иностранщины». Он осуждает смешивание языков и вспоминает о Гильоме и еще одном французе, приехавшем из Бордо, которые не увидели в России ни одного русского лица и не услышали русскую речь.

А все потому, что каждый из россиян пытался перенять что-то у своих иностранных соседей, да так увлеклись этим процессом, что потеряли свою неповторимость. От русских в них осталось только имя.

В том, что Чацкого объявляют сумасшедшим, тоже отчасти виновны внесценические персонажи. Какие-то Дрянские, Хворовы, Скачковы давно уже были осведомлены о проблемах Чацкого с психикой. Не стала исключением и его мать Анна Алексеевна.

О ней также вспоминают, как о психически нестабильной женщине.

Все эти персонажи составляют определенную картину мира, созданную Грибоедовым. Вот каким он видит высший свет: глупый, сопротивляется образованию и наукам, эгоистичен: представителей высшего света интересуют только их собственные проблемы, они варятся в своем котелке, не отходя от него ни на шаг.

Каждый из них пытается перенять что-то от иностранцев и все, худшее оно или лучшее, примеряет на себя. Пока есть такие, как Чацкий, существует и надежда на лучшее. Но свет слишком слаб, ведь таких Чацких очень мало. Высший свет не поддерживает его, а считает сумасшедшим. В этом и состоит суть проблемы.

Таким образом, внесценические персонажи являются важным элементом в пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Они то и дело всплывают в диалогах главных героев. Почти все эти персонажи озабоченны исключительно своими проблемами.

Их не интересует страна и то, что в ней происходит. Внесценические герои дают полную характеристику временам, о которых идет речь в пьесе.

Грибоедов, как настоящий мастер, очень тонко и осторожно вплетает их в сюжетную канву, при этом оставляя в целости и сохранности общую структуру произведения.  

Все эти люди объединяют не только эпохи и времена, героев пьесы и антигероев, а также действующих лиц и зрителей. Благодаря внесценическим персонажам, зрители не чувствуют себя отделенными от этой прекрасной истории.

Все эти люди, о которых вспоминают, которыми восхищаются, на самом деле близки и знакомы абсолютно всем.

Внесценические герои утверждают своим присутствием одну из главных идей пьесы: люди не умеют отпускать прошлое, они всегда ровняются не на тех, кто впереди, а на тех, кто уже давно потерял свои позиции.

Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Время на чтение: 13 минут

Сюжет пьесы

Весь сюжет произведения закручен вокруг молодого человека дворянских кровей Александра Чацкого. Он возвращается из трехлетнего путешествия обратно на родину к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они дружили с самого раннего детства, а в юности полюбили друг друга. Но как выяснилось, Софья была в сильной обиде на Александра из-за того, что тот уехал в Сант-Петербург и не писал ей.

Читайте также:  Короткие стихи про папу: красивые детские маленькие стихотворения для детей про отца

Вернувшись домой, Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова, отца Софьи, с намерением жениться на девушке. Но София реагирует на его приезд довольно холодно. Сначала Александр не догадывается, что его приезд не к месту. Выясняться, что Софье нет дела до Чацкого, ведь она влюблена в другого и погружена в свои переживания.

Возлюбленным оказывается Алексей Молчанин, который проживает в ее усадьбе и приходится секретарем Павла Афанасьевича. Но Чацкий не знает этого, потому он пытается понять, кто украл сердце его Сони.

Алексея он не считает за противника, а видит в нем лишь жалкого человека, который не достоин ни внимания, ни любви девушки. Помимо всего прочего, он презирает его за попытки угодить всем вокруг, особенно тех, кто выше него по статусу.

После того как Александр понимает, что именно этот мелкий человек понравился его Софье, он в ней окончательно разочаровался.

С самого начала и до конца комедии Чацкий то и дело читает выразительные монологи, в которых раскрывает всю сущность московского общества. Ярче всего представляет в них это самое общество папа Сони — Павел Фамусов.

Однако в этом самом обществе недолюбливают Александра и поговаривают о его сумасшествии. Слухи о том, что у Чацкого не все в порядке с головой, начала распускать Софья, обидевшись, что он как негодяй ее бросил. А люди с радостью их подхватили и разнесли по всей столице.

В финальном действии пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву.

В произведении, как и в любой классической пьесе, соблюдены единство места и времени происходящего. События разворачиваются в течение суток в доме Фамусова. В сюжете отражаются две линии: любовная история Чацкого и его противостояние столичному обществу.

Конфликт произведения

Пьеса выделяется среди других произведений тем, что в ней два конфликта: любовный и социальный. Первый строится вокруг любви Чацкого к Соне. Социальное противоречие разворачивается вокруг противостояния «века нынешнего и века минувшего». При этом каждый из двух конфликтов тесно между собой переплетаются.

Пока Чацкий пытается выяснить, что произошло с Соней и в кого она влюблена. Ради этого он общается с ней самой, ее отцом и Молчаниным. Во время этих диалогов он понимает, что его новаторские взгляды расходятся с каждым из героев.

Они типичные консервативные дворяне, а Молчанин хотел бы им стать. Эти люди не хотят что-то менять в своей жизни, поэтому их пугает Чацкий и его взгляды.

Все 4 действия комедии они спорят между собой об идеалах, семейных ценностях и работе.

Персонажи комедии

В произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» есть два типа персонажей:

  • главные герои;
  • второстепенные герои;
  • внесценические персонажи.

Последние — герои, которые ни разу не вышли на сцену, но их имена то и дело упоминались по мере развития сюжета пьесы. Грибоедов безусловно был новатором. Он возложил на этих немых героев задачу дополнить таблицу и помочь раскрыть всю абсурдность «барской» России.

Удивительно, что второстепенные герои, в отличие от них, появляются на сцене, но при этом не играют практически никакой роли в развитии сюжета. Но и они, как и все другие персонажи, отлично характеризуют фамусовское общество, даже несмотря на свои эпизодические роли.

Среди них особенно смогли выделиться Загорецкий и Репетилов. Именно образ первого доказывает читателю, что все дворянство по натуре своей глубоко безнравственно.

Хлестова охарактеризовала его как лгуна, картежника и вора, но мастера прислужить. Именно за это умение его всегда рады видеть.

Горич же утверждает, что он ко всему прочему еще и стукач, и предостерегает Чацкого говорить о чем-либо серьезном при нем.

Репетилов — своеобразное высмеивание Александра Чацкого. Он наоборот, судит людей, которые искажают главные идеи дворянского мира. И такой персонаж будет вечен, ведь подражатели всегда появлялись на сломе двух эпох. Такие люди, как он, претендуют на звание передовых и прогрессивных. Но в действительности они просто прибежали туда, где шум.

Наиболее интересна в комедии роль Лизы. С самого начала понятно, что она умна, умеет посочувствовать и хорошо разбирается в людях. Лиза — тот самый персонаж, пересекаясь с которым, каждый герой, сбросив маску, показывает свое истинное лицо. Ее образ — двигатель всего сюжета.

Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять.

И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии».

Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.

Максим Петрович

Такой персонаж, как екатерининский вельможа Максим Петрович, занимает особое место в числе образов комедии. Фамусов, говорящей о важности происхождения и чина, ставит его всем в пример. Это его идеал для подражания. Он любит рассказывать о его достижениях, ведь это гордость иметь такого родственника.

Для главы дома важно то, что его дядюшка получал ордена, был богат, имел слуг, а самое главное — жил при князе и прислуживал самой княгине. Сам герой симпатичен другим тем, что он раздает чины, пенсии и его всегда рады видеть при дворе. Но ради достижения таких высот, когда было нужно прогнуться под кого-то, он всегда это делал.

Именно Максим Петрович дает понять, что человек в обществе Фамусова оценивается по занимаемой им должности и его статусу. И это общество всеми силами борется за то, чтобы все оставалось как есть, без изменений. Они стараются всеми силами следовать традициям, доказывать непоколебимость авторитетов и свое превосходство.

Дворянин в Российской империи защищен в первую очередь своим статусом. Но если он еще не нарушает традиции своего класса, то перед ним открываются все возможности. Главное — не быть неудачником, как Репети-Лова. Это еще один второстепенный персонаж, который, несмотря на свой статус, пытался метить на высокую должность, но ничего не вышло.

Фома Фомич

Человек, который, в отличие от Молчанина, сумел добиться высокого положения в обществе. У него уже есть чины и высокий статус.

Он был начальником отделения при трех министрах — это главное в нем для Молчанина. В то время как Чацкий описывает его как самого пустого человека из всех бестолковых.

Этот закадровый персонаж — полная противоположность Репетилова, который встретил неудачи и в карьере, и в любви.

Француз из Бордо

Француз изначально ехал в Россию, как во что-то страшное, а приехал словно в свою провинцию. Он не встретил ничего русского в этой стране.

Чацкий высмеивает желание москвичей поклоняться всему заграничному и общаться между собой на французском. Английский клуб, описанный Грбоедовым, — это одно сплошное подражание.

Столичное общество ничем не занимается, но старается создать видимость активной деятельности.

Тугоковский и Горич

Платон Михайлович Горич — статусный мужчина, но находится под властью своей супруги. Его не устраивает то, что Наталья Дмитриевна указывает ему, как что-то делать, словно маленькому ребенку. Тем не менее, он не смеет оспаривать ее мнение. Он отображает еще одно явление, свойственное московскому барству, — всевластие женщин.

Также царят дела и в другой семье, что еще раз это подтверждает. Тугоуховский делает все, что говорит его супруга: приглашает в дом названных ею гостей и идет на поклон.

Эти женщины загнали своих мужчин под каблуки. Свою власть они никому не отдадут и будут защищать до последнего. Что опять же говорит о нежелании общества меняться.

Татьяна Юрьевна

Идеалом для подражания желающего всем угодить Молчанина стала Татьяна Юрьевна. Этого человека он берет себе как пример для восхищения и подражания, ведь она устраивает самые пышные и богатые балы в округе. Татьяна своим примером олицетворяет основные «достоинства» персонажей «Горе от ума»:

  • чинопочитание;
  • знатность;
  • достаток.

Именно по этим критериям они оценивают человека и думают, имеет ли смысл с ним общаться. Когда Молчанину становится известно, что Чацкий знаком с ней, он удивлен. Ведь Александр казался ему сумасшедшим.

Роль помещиков

В произведение также упоминаются и помещики, которые только и делают, что хвастаются своей способностью выменять слуг на борзых щенков.

Есть среди них и те, что любят поиграть на публику. Они устраивают в своих особняках балы для крепостных. Но затем они, нисколько не беспокоясь о людях, продают поодиночке матерей и их детей, несмотря на то, что семья распадется.

Читайте также:  Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Другие герои

Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.

К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:

  • Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
  • Барон фон Клоц и его продажные секретари;
  • Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
  • Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
  • Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
  • Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.

Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы.

Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику.

И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.

Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.

"Горе от ума": два типа внесценических персонажей

Кадр из фильма-спектакля “Горе от ума” (режиссер – Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого – Виталий Соломин).Кадр из фильма-спектакля “Горе от ума” (режиссер – Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого – Виталий Соломин).

Напомним, что внесценические персонажи – это действующие лица, которые не появляются на сцене, однако о них упоминают в диалогах.

Первый тип внесценических персонажей

Первый тип внесценических персонажей, изображенных в комедии “Горе от ума”, – представители “века минувшего”, консервативного большинства. Перечислим героев.

Покойный «почтенный» камергер Кузьма Петрович упомянут Фамусовым. Это был богатый и женатый на богатой придворный, устроивший при дворе также своего сына, выгодно переженивший детей и внуков. Фамусов зван на погребенье героя. (Д. 2, явл. 1.)

✓ В монологе “Вот то-то, все вы гордецы!”, обращенном к Чацкому, Фамусов вспоминает своего предприимчивого покойного дядю Максима Петровича, бывшего придворным Екатерины II.

Максим Петрович умел “подслужиться” перед императрицей оригинальным способом. Однажды, находясь на куртаге (придворном приеме), он оступился и упал перед Екатериной, чем вызвал высочайшую улыбку.

Затем герой два раза упал притворно, с помощью чего добился почета при дворе и большого влияния в свете.

Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам;Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;Век при дворе, да при каком дворе! (…)Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович! ШуткаВ чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, – ну-тка!(Д. 2, явл. 2.)

Цугом – запряжкой лошадей в две или три пары, гуськом.

Ездить цугом могли позводить себе только очень обеспеченные люди. Вист (от англ. “тихий, спокойный”) – командная карточная игра. Герой играл в вист при дворе.

✓ Молчалин ставит в пример Чацкому благополучно служившего при трех министрах начальника отделенья Фому Фомича, который по совместительству зарекомендовал себя как сочинитель. “Пустейший человек, из самых бестолковых”, – отзывается о герое Чацкий. (Д. 3, явл. 3.)

✓ Персонажи, о которых говорит Чацкий в монологах, – привыкшие излишествовать и услаждать себя содержатели крепостных театров. Прихоти одного охарактеризованы главным героем так:

А наше солнышко? наш клад?На лбу написано: Театр и Маскерад;Дом зеленью раскрашен в виде рощи,Сам толст, его артисты тощи.

На бале, помните, открыли мы вдвоемЗа ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щелкал соловьем,Певец зимой погоды летней.(Д.1, явл. 7.

)

Другой помещик отобрал детей у родителей, чтобы создать крепостной театр, а затем распродал юных актеров по одному:

Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен в Зефирах и Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!!(Д.

2, явл. 5, монолог Чацкого “А судьи кто?”)

Зефир – древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур (Эрот, Купидон) – бог любви в древнегреческой и древнеримской мифологии. Такими были роли детей в крепостном балете.

✓ В монологе “А судьи кто?” Чацкий упоминает и о вопиющем случае, свидетельствующем о произволе крепостников. Помещик выменял на преданных ему крепостных людей, которые “и честь и жизнь его не раз спасали”, три борзые собаки. Негодование главного героя передано тремя восклицательными знаками.

Тот Нестор негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь, и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменял борзые три собаки!!!(Д. 2, явл.

5, монолог Чацкого “А судьи кто?”)

Нестор – в древнегреческой мифологии царь Пилоса, проживший три человеческих века и пользовавшийся всеобщей любовью и уважением из-за своей опытности и рассудительности. Здесь: предводитель.

✓ Чацкий сообщает Софье о члене ученого комитета – враге книг и грамоты:

А тот, чахоточный, родня вам, книгам враг,В ученый комитет который поселилсяИ с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?(Д.1, явл. 7.

)

Внесценический персонаж, подобно Фамусову, считал, что просвещение может пагубно повлиять на политическую обстановку, пошатнуть устоявшуюся, удобную для верхушки общества государственную систему.

Чтобы пресечь вольнодумство среди молодежи, герои хотели бы ограничить просвещение.

✓ Типаж, о котором говорит Фамусов, – “старички”, играющие в карты и ведущие пустые разговоры – разговоры о политике и правительстве, никогда не переходящие в дело, – “поспорят, пошумят и разойдутся”. (Д. 2, явл. 5, монолог Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера…”)

✓ В монологе о “французике из Бордо” Чацкий с иронией размышляет о завидной судьбе иностранца в России. Не сумевший реализовать себя на родине, несчастный “французик из Бордо” отправился “в Россию, к варварам, со страхом и слезами”.

Однако прием героя в Москве, где, не ценя своего, национального, берут за образец всё иностранное, оказался значительно лучше, чем ожидал персонаж: “Посмотришь, вечерком // Он чувствует себя здесь маленьким царьком; // Такой же толк у дам, такие же наряды”.

(Д. 3, явл. 21.)

✓ Тон в обществе задают светские дамы, которых упоминают во всем полагающиеся на их мнение Фамусов и Молчалин: “Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна” (д. 2, явл.

5,в перечислении имен влиятельных дам есть даже ритм и рифма, что выражает авторскую иронию), княгиня Марья Алексевна (последняя реплика комедии – слова Фамусова: «Ах! боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»).

Чацкий упоминает о далеко не молодой незамужней тетушке Софьи (“фрейлине Екатерины Первой”), у тетушки “воспитанниц и мосек полон дом” (д.1, явл. 7).

✓ По-отечески Фамусов хвалит смело ведущую себя молодежь – юношей, которые «в пятнадцать лет учителей научат» (д. 2, явл. 5, монолог Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера…”).

Кажется, что юноши представляют собой молодое поколение, но на самом деле внутренне большинство из них принадлежит несвободному “веку минувшему” и готовится жить по правилам отцов и дедов, в этом и заключается драматизм.

  • Второй тип внесценических персонажей
  • Второй тип внесценических персонажей, показанных в пьесе, – представители «века нынешнего», прогрессивного меньшинства.
  • ✓ Наше внимание привлекает то, как сложилась судьба двоюродного брата Скалозуба, прежде тоже военного:

…Крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему; он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать.(Д. 2, явл. 5.)

Фактически судьба героя повторяет судьбу Чацкого: молодой человек отказывается от стандартного жизненного пути дворянина, перестает искать простую личную выгоду, начинает допытываться до истины, мыслить самостоятельно, в других масштабах.

✓ Важны образы князя Фёдора, племянника княгини Тугоуховской (“От женщин бегает… // Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник»), и обучавших его профессоров Петербургского педагогического института, придерживающихся новых, независимых взглядов и не так давно обучавших его (“там упражняются в расколах и в безверье”).

Значение внесценических персонажей

1. Внесценические персонажи позволяют полнее охарактеризовать нравы московского общества, создать исчерпывающую галерею образов.

2. Они разрушают классицистическое единство места, времени и действия, намечая дополнительные сюжетные линии, связаны с реализмом произведения.

3. Отношение к внесценическим персонажам и их поступкам характеризует героев и их жизненные позиции. Так, Фамусов ставит в пример Чацкому своего покойного дядю Максима Петровича, а Чацкий опровергает залуги таких людей, как дядя Фамусова. Или, например, главный герой высмеивает «французика из Бордо».

4. В комедии присутствуют внесценицеские персонажи, повторяющие судьбу Чацкого – образованные, мыслящие, не довольные общественной обстановкой и порвавшие связь со светским обществом.

Читайте также:  Стихи о музе классиков: красивые стихотворения поэтов посвященные музам

Присутствие в комедии отдельных героев, повторяющих судьбу Чацкого и исповедующих близкие ему взгляды, позволяет сделать вывод о том, что главный герой не одинок в своем противостоянии свету, что постепенно в российском обществе назревает конфликт старых и новых сил.

Финал произведения открытый: можно предположить, что Чацкий примкнет к будущим декабристам.

Монологи персонажей, характеризующие московское общество

Чацкого:

1. «Ну что ваш батюшка?..» – д. 1, явл. 7;

2. «А судьи кто?» – д. 2, явл. 5;

3. О «французике из Бордо» – д. 3, явл. 21.

Фамусова:

1. «Вот то-то все вы гордецы…» – д. 2, явл. 2;

2. «Вкус, батюшка, отменная манера…» – д. 2, явл. 5.

Факты из жизни А. С. Грибоедова, мимо которых сложно пройти

Комедия “Горе от ума”: история создания, реализм, жанр, сюжет, два конфликта

Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

  1. “Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 1)
  2. “Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 2)
  3. “Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца”: образ Фамусова
  4. “Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы прИдали ему?”: образы Молчалина и Софьи

Московское общество в комедии “Горе от ума”. Часть 1. Карьеризм, недобросовестность, матриархат

Московское общество в комедии “Горе от ума”. Часть 2. Эпигонство, душевная глухота, охота за женихами и матриархат

“Горе от ума”: проблематика, содержание, художественные приемы

“Горе от ума”: вопросы для самопроверки и авторский тест в формате ЕГЭ

Роль внесценических персонажей в комедии “Горе от ума”

“Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.

В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений. Конфликт комедии

углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу.

Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович – это яркий пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет наверх, нравоучительно говорит: “Упал он больно – встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?” Фамусов забывает о другом: время “дураков” проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Все жизненные блага представители “века минувшего” получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян.

Но менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат… Что за тузы в Москве живут и умирают! Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола.

Дамы всесильны. Яркий пример – Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна!

Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов.

Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями массы среднего дворянства.

Сценические персоналки этого типа людей – Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий.

Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.

Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.

Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор.

Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным “тузом”, видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры.

Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что “чуть из постели прыг” – уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться – он женился по расчету.

Чванливый по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе. Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который “не нынче – завтра генерал”.

Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: А тот – чахоточный, родня вам – книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно – политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе.

Все боятся образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян.

Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет.

Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои пpивилeгии. Комедия очень актуальна и сейчас.

Недаром Пушкин говорил, что цель комедии – это “изображение характеров и нравов”.

Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов “века минувшего”, которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, “дома новы, а предрассудки стары”, способность ради карьеры “отважно жертвовать затылком”, беззастенчивость, с которой “торопятся попасть в полки шутов”, – все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу: Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки! Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова.

Старуха Хлестова говорит: “И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий”. Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро-будут учить “по-настоящему: “раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий”. Он сожалеет о своем брате: “Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать”.

Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует.

Фамусов заявляет: “А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!” Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих политических идей.

Сам Грибоедов писал: “Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству; “Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству.

Родины и своего народа они по существу не знают и не желают знать. В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья. Все образы.

, даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии – дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть “века нынешнего” с “веком минувшим”.

Большое количество внесценических персонажей раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова.

Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы “минувшего века”: “И награжденья брать, .и весело пожить”. Вот их лозунг, их девиз жизни. Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве общества, когда “рабов по духу” сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса России.

Чацкий о “минувшем веке” говорит: “Прямой был век покорности и страха”. Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Ссылка на основную публикацию