Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Все любят рассказы о красивой жизни, где вся окружающая действительность пропущена через призму розового цвета. Больше этого людей только могут радовать рассказы о жизни, которая кажется пыткой. Мелочь, а как-то приятно, когда у кого-то действительно все намного хуже, чем у себя любимого. В целом, все это нормально.

Первое нас мотивирует, показывает нам то, что счастье есть. Второе помогает нам убедиться в том, что еще не все потеряно. В любом случае, если жить, опираясь на удачи или неудачи других людей, то это привет нас в жизненный тупик.Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Хотя, нельзя спорить с тем фактом, что опыт других людей очень ценен. Многие люди побывали в таких ситуациях, которые нам только предстоит встретить на своем жизненном пути, но стоит помнить, что это именно ИХ опыт.

Люди склонны слушать больше других людей, чем самих себя. Иногда это хорошо, но бывает и так, что это усугубляет ситуацию. Многие люди подавлены своими неудачами. Они настолько пропитаны безысходностью, что неосознанно пытаются вымочить там и всех своих окружающих. Не стоит буквально воспринимать все, что нам говорят, даже если это делают самые близкие нам люди.

Спорить в таких ситуациях бесполезно. Хочешь заняться своим делом – оно обязано прогореть, ибо у Василия из второго подъезда был свой бизнес и он закрылся. Зарабатывать на любимом деле – нереально, т.к. это не работа, а какое-то развлечение.

А ещё везде коррупция и жизнь ужасна. Кстати, во многом она права. Но разве это что-то меняет? Если вы действительно чего-то хотите, то опыт отрицательный опыт других людей не должен вас останавливать.

Как бы нам этого не хотелось, но в жизни нет полностью одинаковых сценариев.

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Хотя, не смотря на все это чужой жизненный опыт является ценной штукой, если он конструктивен и носит информативный характер.

Полезный чужой жизненный опыт

К примеру, вы надумали открыть собственное ИП. Вы не знаете с чего начинать, а интернет не помогает. К счастью, у вас нашелся друг, который когда-то оформлял свое ИП.

Он не говорит вам, что свой бизнес – это яма. Он начинает вам рассказывать о том, что делал он для оформления своего индивидуального предпринимательства.

Он не начинает втирать вам, что его неудачный жизненный опыт – это крест на вашей дороге.

Вредный чужой жизненный опыт

К примеру, вы надумали открыть собственное ИП. Вы не знаете с чего начинать, а интернет не помогает. К счастью, у вас нашелся друг, который когда-то оформлял свое ИП.

Мы переполнены идей о своем деле, рассказываем другу всю суть, а он начинает нам втирать про то, что мы разоримся, т.к. правительство у нас плохое, налоги большие и поставщики рвут зад за каждую копейку.

Вы получили полезную информацию – нет. Вас засыпали негативной энергией, которая явно сбила с пика ваш энтузиазм. Хотя, если бы он рассказал конкретно о том, какие поставщики стали необоснованно поднимать цену, что он выбрал не самую выгодную систему налогообложения, то это уже можно было бы назвать полезной информацией.

Если кто-то прячется от своих проблем за слезами и бутылкой алкоголя, то это не решение проблемы. Кстати, вредные привычки часто оправдывают тем, что они помогают избавиться от стресса и проблем.

Как избежать влияния чужого негативного опыта

К сожалению, полностью отстраниться от чужого негативного опыта не получится, т.к. любой человек имеет как положительный, так и отрицательный опыт. К слову, большинство людей склонны концентрироваться на отрицательных моментах их жизни.

Единственный способ избежать пагубного влияния от чужого негативного опыта – это изменить отношение к чужому мнению. Никогда ничего никому не доказывайте, т.к. это ваше мнение и ваша жизнь, а у каждого человека есть свое. Сегодня особенно важно быть собой и не перенимать образ мышления других людей.

Как перестать зависеть от чужого мнения

Теперь, когда мы знает о том, что он чужого мнения, которое обусловлено личным опытом человека, может быть не только польза, но и вред, нужно учиться одолевать свою зависимость от мнения окружающих людей.

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Меняйте свое отношение к чужому мнению. Чужое мнение – это лишь точка зрения стороннего наблюдателя. Он его мнения не зависит исход событий.

Мнение окружающих не должно влиять на вашу уверенность в успех. Вы – хозяин своей жизни. Все будет именно так, как Вы этого хотите.

Если вы всем сердцем хотите заработать свой первый миллион за 1 год, то так оно и будет. Работа с высоким доходом где-то близко.

Если кто-то пытался сделать что-то похожее, но у него ничего не вышло, то это именно Его неуда, которая никак не влияет на Ваш успех.

Смотрите на любую ситуацию в перспективе. Возможно, что сегодня у вас не все дела идут хорошо, но сколько новых возможностей у вас будет через месяц или год? Такие возможности открываются перед каждым человеком, но далеко не каждый замечает предоставленные ему судьбой возможности. Если кто-то жалуется на свою жизнь, то он явно где-то свернул не в то русло.

Не зацикливайтесь на том, что вам сказал собеседник. Если кто-то усмехнулся над вашим делом и мечтой, то не стоит бесконечно прокручивать в голове эту ситуацию. Это было всего лишь мнение одного человека, которое не на что не влияет. Полезна лишь конструктивная критика. Если кто-то вам сказал, что вся ваша задумка полная лажа, то это можно пропустить мимо ушей.

Хотя, бывает и полезная критика, которую нужно ценить. Если кто-то вам сказал, что в вашем проекте не хватает реализации конкретных идей, то стоит прислушаться и проанализировать.

Вполне возможно, что претензия была адекватной. Это была конструктивная критика, которая помогла бы вам усовершенствовать ваш проект.

Такую критику нужно ценить, теперь нужно строить свои планы в соответствие с замечанием.

Никогда не пытайтесь угодить всем и сразу. К сожалению, один продукт не может удовлетворить всех потребителей. К примеру, я признаю только белую компьютерную технику. Но если бы производители выпускали только белые ноутбуки, то любители темных цветов вопили бы во все горло. В жизни всегда так. Если кому-то нравится сладкое, то это не значит, что кондитерская – золотое дно.

Подводим итоги про чужое мнение и жизненный опыт

  • Чужое мнение по любому поводу подкреплено жизненным опытом конкретного человека. Если человек осуждает то, что вы делаете или кем вы являетесь, то это указывает на какие-то события в его жизни, которые так или иначе связаны с тем, что он критикует.
  • Не стоит сильно опираться на чужой жизненный опыт, т.к. мир слишком динамичен, а любая жизненная ситуация уникальная.
  • Не позволяйте чужому мнению влиять на вашу уверенность в успех вашего дела.
  • Подходите к любой критике избирательно. Критика бывает полезной.
  • Не стоит бесконечно обдумывать все то, что нам говорят окружающие. Нас интересует только конструктивная информация, которая может нести в себе что-то полезное.
  • Вы можете вдохновляться успехами других людей, но далеко не факт, что повторив алгоритмы их действий вы сможете добиться определенных результатов.

Надеюсь, что данная статья оказалась полезной для вас.

Не забудьте поделиться ей в социальных сетях со своими друзьями!

«Лучше один раз увидеть…» или почему мы не учимся на чужих ошибках?

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ.

Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд.

Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта.

Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью.

На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

Читайте также:  Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф. М. Достоевского)

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

Практический бизнес – важен собственный опыт

Какой опыт важнее: собственный или чужой?Основа любого успеха в предпринимательстве — практический бизнес. То есть, бизнес, движущийся по схеме: “сделал-ошибся-исправил-пошел дальше”.

Исследования показывают, что собственный опыт гораздо важнее, нежели изучение бизнес-практики других людей.

Аналитика факторов успеха в бизнесе сводится к следующему: 

  • 96% респондентов указали, что предыдущий опыт является важным компонентом их успешности. 58% опрошенных сказали, что их опыт — исключительно важен для них;
  • 88% опрошенных указали, что успехи в прошлом, имели важное значение как в текущем положении дел, так и в новом деле. 78% из них также полагают, что личный опыт важнее изучения прошлого успеха других людей. А 40% указали, что анализ причин неудач конкурентов (других предпринимателей) — весьма важное дело для успешного ведения дел;
  • 82% руководителей утверждает, что для успеха крайне важна команда, из них 35% полагают, что команда — наиболее важный фактор успешности в делах;
  • 73% респондентов признало, что удачный случай в соответствующий момент времени — это весомый компонент успеха. Но только 22% сказали, что такой факт выступает в деле исключительно важным компонентом.

Подобные исследования практического бизнеса — отличный источник идей, решений для успешного бизнес-развития. Каждый предприниматель может почерпнуть для себя  многое из таких отчетов, в том числе такие сведения:

  • учиться можно и нужно не только на чужих, но и на своих ошибках. При этом, ошибки должны не тормозить развитие, а стимулировать преодоление препятствий;
  • опыт — важнейший компонент успеха. Причем, неважно положителен он или отрицателен. Для новичков же полезно будет найти «старшего товарища», способного научить тому, что знает сам и не дать допустить совершенно ненужных глупых ошибок,
  • требуются большие вложения усилий, времени для развития своего бизнеса;
  • нужно быть готовым к рискам;
  • для старта большинства видов бизнеса следует сначала накопить достаточное количество личного капитала. В таких условиях психологически легче принимать верные решения. Ведь чужим капиталом распоряжаться и рисковать гораздо сложнее;
  • отличная команда и грамотное управление — большой шаг на пути к успешности дела. Мало иметь хорошую команду. Нужно уметь еще и правильно ею управлять;
  • для главы компании навыки управления жизненно необходимы. Это требуется для эффективной работы предприятия.
  • развитие собственных навыков, внутреннего потенциала, талантов — еще одна ступенька лестницы успеха. Все люди отличаются набором психологических качеств. Поэтому нужно определить, какими качествами обладаете именно вы, чтобы правильно их применить;
  • наличие высшего образования не гарантирует  успех вашего бизнеса. Гораздо важнее получить действительно необходимые в предпринимательстве знания и опыт.

То есть, практический бизнес заключается в получении ценного собственного опыта в предпринимательстве.

Первое с чего начинается настоящий бизнес — конечно же, практика.

Даже если ваши первые шаги не совсем верны. Это не означает, что вы должны остановиться на полпути.

Ошибок не нужно бояться, так как они свойственны всем. Их нужно уметь признавать и вовремя исправлять.

А затем следует двигаться дальше. Это самая практичная схема развития бизнеса.

Так что практический бизнес — правильное направление приложений усилий в предпринимательстве. Ведь личный опыт и навыки не заменят даже тонны знаний о чужих подвигах или неудачах.

А теория никогда не может существовать без практики. К тому же, именно практика доказывает или опровергает реальность и разумность теоретических положений.

Истории успеха: как правильно перенимать чужой опыт с пользой для себя

Очень часто мы склонны к тому, чтобы примерять на себя карьерные примеры других людей, ориентироваться на них и даже иногда копировать.

Мы покупаем книги авторов, рассказывающих о своем пути к успеху, ходим на семинары и лекции, часто искренне считая, то пути из пункта А в пункт Б в большинстве случаев почти одинаковы, и нужен лишь правильный проводник. В результате приходится оглядываться и задаваться вопросом, что же было сделано не так.

На самом деле, чтобы успешно пройти свой путь, не нужно полностью полагаться на авторитет того, кто уже был на финишной прямой. Давайте разберемся, как правильно перенимать опыт других людей, и на что стоит обращать внимание.

1. Пункт А

Начало вашего пути и выбранного в качестве примера не всегда могут совпадать. В зависимости от этого, продолжительность и характер движения также могут отличаться.

Возможно, человек, на которого вы ориентируетесь, находился в гораздо более благоприятных условиях, что в результате требовало от него гораздо более простых действий, чем придется совершить вам.

И наоборот: если сейчас именно вы находитесь в более выгодных условиях, то обходные пути и лишние усилия вам ни к чему – открыта прямая дорога.

Например, если для того, чтобы начать собственное дело, кому-то потребовалось потратить длительное время на подбор команды профессионалов, а вы уже знакомы с такими и имеете опыт сотрудничества. При этом у этого человека уже были потенциальные инвесторы, а вам приходится запускать краундфандинговую кампанию – в этом случае полностью копировать чужие действия будет бесполезным, по крайней мере, на ранних этапах.

2. Пункт Б

То, где ожидаете оказаться в результате. Нет смысла следовать за кем-то, кто двигается в совершенно другом направлении, пусть даже поначалу у вас будет какой-то общий отрезок пути. Иллюзия «общего пункта А» создает впечатление, что все дальнейшие действия будут аналогичными.

Так часто бывает в школьных и университетских коллективах, когда учащиеся оказываются в одних условиях, и успешные примеры тех или иных людей стремятся повторить другие. Но на определенных этапах приходится делать собственный выбор, требующий иногда кардинально противоположных действий.

И тогда, например, вы откладываете общие учебники, записываетесь на другие курсы, подаетесь на совершенно разные программы стажировок.

Поэтому, прежде чем копировать кого-то, определитесь с собственной конечной (или хотя бы промежуточной) целью, чтобы вы могли четко понять, какой вариант достижения цели вам подходит, а какой нет.

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

3. Анализ возможностей

Слушая или читая ту или иную историю успеха, всегда анализируйте, что именно могло помочь человеку, на которого вы ориентируетесь, и что при этом доступно и для вас:  похожие личностные качества, один город проживания, в равной степени развитые способности к какой-нибудь области знаний и навыки в определенной сфере и т.д.

 К примеру, вы хотите повторить успешный опыт известного предпринимателя. У него было развито умение общаться с людьми, вести переговоры, совершать продажи – и то же самое вы можете сказать о себе.

Тогда можете, так же, как и он, перенять на себя основную работу по заключению сделок и отношениям с клиентами, делегируя другие задачи сотрудникам.

4. Против системы

Теория передового опыта: зачем бизнесменам копировать друг друга | РБК Тренды

Какой опыт важнее: собственный или чужой?

Shutterstock

Повторять за кем-то в бизнесе не всегда плохо. Предприниматели часто перенимают «лучшие практики» успешных коллег из разных сфер. Разберемся, что такое концепция best practices и что о ней думают бизнесмены

Лучшие практики (от англ. best practices) — это набор принципов и действий, которые в теории приводят к наиболее эффективному результату. В литературе по менеджменту этот английский термин часто переводят как «передовой опыт».

Суть концепции в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Так предприниматели не будут тратить время и повторять чужие ошибки, а вместо этого смогут сразу воспользоваться лучшим вариантом. Например, если бесконтактная доставка подняла продажи крупной сети фастфуда, локальные рестораны тоже могут перенять этот опыт.

Идея лучших практик не нова. В 1911 году основоположник менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор сформулировал концепцию в книге «Принципы научного менеджмента»:

«Среди всех различных методов и орудий, употребляемых для каждого отдельного элемента любой отрасли производства, всегда существует один метод и один вид орудий, который лучше и быстрее всех остальных».

При этом не существует официального фильтра, какие практики можно считать лучшими, а какие нет. Бизнесмены ориентируются на исследования крупных консалтинговых агентств вроде Gartner, лидеров рынка и успешные кейсы из разных сфер, а затем стараются внедрить эти идеи в бизнес-процессы собственной компании.

Где можно применять передовой опыт

Best practices используют в разных областях — от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей компании.

Консалтинговое агентство Markswebb изучило передовой опыт в e-commerce (онлайн-торговле) и выделило более 100 эффективных решений.

Например, лучшая практика от американской сети строительных магазинов The Home Depot — создать на сайте с товарами корпоративный блог для покупателей.

Контент-отдел публикует советы, как сделать вещи для дома своими руками, а также включает в статьи подборку нужных товаров из магазина.

Доцент кафедры экономической информатики МГУ Кирилл Скрипкин в научной публикации «О пользе и вреде лучших практик» указал, что их можно использовать только там, где они успешно сопрягаются с другими бизнес-решениями. Например, если вы используете бумажный документооборот, а потом решили перейти на электронный, нельзя применять обе организационные практики одновременно, иначе они будут дублировать друг друга.

При этом важно учитывать особенности аудитории своего продукта. Использование некоторых популярных за рубежом практик может иметь негативный ответ на родине.

Кирилл Скрипкин, доцент кафедры экономической информатики МГУ:

«Главный недостаток идеи best practices — их бездумное внедрение может разрушить сложившееся соответствие между управленческими практиками. Если конфликт старых и новых практик осознан и решается, он может быть конструктивен, в противном случае фирма может понести серьезные потери.

Читайте также:  Кафе Noize MC

В то же время, если компания заведомо отстает от конкурентов в каких-либо областях, лучшие практики могут стать важным подспорьем. Если они и не будут внедрены в виде, более-менее похожем на исходный, они могут стать источником идей, полезных для развития бизнеса.

Удобно начинать с обеспечивающих функций, таких как бухгалтерский учет, управление финансами, управление кадрами. Эти области, как правило, в большой степени стандартизированы, что усиливает достоинства лучших практик и ограничивает их недостатки.

Особый случай — взаимодействие с крупными международными компаниями, где лучшие практики могут быть «входным билетом» для начала разговора о сотрудничестве. Если ценность такого взаимодействия для вас высока, вам придется подстроить вашу компанию под эти лучшие практики, нравится вам это или нет».

Лучшие практики: опыт российских предпринимателей

Бизнесмены по-разному относятся к внедрению best practices в свои компании. Одни убеждены, что это прорывной инструмент, другие не пользуются лучшими практиками вовсе.

РБК Тренды спросили у предпринимателей, что они думают об идее передового опыта.

Многие сошлись во мнении, что best practices — хороший инструмент, если использовать его как гипотезу, а затем тестировать в своей компании.

Денис Решанов, основатель сервиса part-time-исполнителей GigAnt:

«Я выступаю за аутентичность. Невозможно создать инновацию, просто используя лучшие практики и повторяя чужой опыт. Нужно находить собственные решения и инструменты, креативить и экспериментировать.

Мы используем лучшие практики как готовые решения в некоторых областях: технологии запуска стартапа, Lean Startup, HADI-циклы, тестирование гипотез, различные фреймворки. Но во всем, что касается инноваций, движения в рынке, ищем свои решения».

Иван Шкварун, основатель технологической компании Oprosso:

«Best practices — это хороший ориентир, как вторичное исследование, которое ты можешь посмотреть, чтобы сэкономить свое время и деньги. Явный минус в том, что best practices — это своего рода ментальная ловушка, которая позволяет переложить ответственность на другого и не думать своей головой.

Кроме того, вы не найдете инсайтов методом перебора лучших практик. Так что не стоит ждать уникальных результатов: когда оно уже best — значит, все так делают. Именно поэтому я и сравниваю это со вторичным исследованием: кто-то заморочился и описал это, помог нам, а мы берем и креативим, опираясь на эти знания.

Тогда ответственность за результат на нас, а лучшая практика — как фундамент, не более».

Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед»:

«Раньше я полагал, что best practices — универсальное средство. Когда ты нашел работающий инструмент, важно использовать его максимальное количество раз, чтобы получить более-менее ожидаемый результат.

Однако использовал best practices я очень недолго. Мир меняется слишком быстро, и вся окружающая нас среда тоже очень изменчива.

А поскольку все явления состоят из большого числа составляющих, предугадать их реакцию и найти по-настоящему универсальный инструмент крайне сложно.

На мой взгляд, best practices часто мешают людям нестандартно мыслить и видеть новое в похожих ситуациях, решения которых, однако, невозможны с помощью уже привычных лучших практик. Использовать передовой опыт следует для идентификации ситуаций, а не для их решения».

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы для детей Skysmart:

«Самое важное в применении best practices в бизнесе — это не копировать карго-культ, а осмысленно подходить к выбору той или иной практики, понимая, почему она была использована и почему сработала.

Например, одно время в сфере образования все повторяли за Coursera — записывали видеоуроки. Потом поняли, что важно взаимодействие с преподавателем, и перешли на формат интерактивного онлайн-обучения.

Мы в свою очередь начали делать уроки «один на один» и стали своего рода передовым опытом для многих других появлявшихся онлайн-школ. Но мы-то делали «один на один» для изучения языков, поскольку это методически обусловлено.

А те, кто решил повторить нашу практику, применяли это в обучении другим предметам, что нецелесообразно экономически».

Опыт

Самый ценный по своей достоверности и точности источник знаний для человека – это его личный опыт. То, что произошло с тобой лично, если ты это грамотно и тщательно проанализируешь, может снабдить тебя огромным количеством полезной информации, которую потом можно будет использовать для изучения других похожих событий.

И пусть никакой личный опыт, каким бы богатым он ни был, не дает достаточно широкого представления о пережитых ситуациях, потому что в других похожих ситуациях опыт других людей может быть иным, он, тем не менее, способен помочь нам многое понять в том, что мы сами смогли не просто увидеть, но и в полной мере прочувствовать.

Давайте поговорим в этой статье о том, какую пользу дает нам наш опыт и как нам следует его воспринимать и использовать в своей жизни.

Анализ личного опыта

Самое главное, что должен делать человек со своим опытом – это анализировать его.

То есть, он должен раскладывать его на отдельные эпизоды в своей жизни, которые он прожил и смотреть, какие закономерности в них есть, чтобы потом понять логику всей пережитой ситуации в целом.

Все, что с нами происходит, имеет определенные закономерности, которые основаны на базовых законах жизни. Не бывает таких вещей, как случайность, неожиданность, везение и прочее.

Вернее, сами эти понятия есть, но они не означают, что за ними стоит неизвестность, которую нельзя познать. Для того и нужно задумываться над своим опытом, чтобы понять, что привело нас к тем или иным результатам, которые мы получили. Если выявить все закономерности в нашем опыте и понять их суть, то можно научиться управлять многими ситуациями в своей жизни.

К примеру, если у вас произошел конфликт с каким-то человеком или с какими-то людьми, то вам нужно выявить все составляющие этого конфликта, изучив как свое собственное поведение на каждом этапе, так и поведение этих людей.

Что-то предшествовало конфликту, где-то вы своим поведением его спровоцировали, где-то другие люди, где-то вы не смогли предотвратить возникновение спорных моментов, где-то не сдержались, чтобы не разжигать эмоции и так далее. Собственно, нужно просто начать задаваться вопросами о причинах возникновения различных эпизодов, из которых состоял этот конфликт.

Особенно важно задаваться вопросами касательно своей роли в нем, чтобы понять, что в нем зависело от вас. И нужно подумать о том, можно ли было поступить иначе на каждом этапе вашего общения с людьми, как до возникновения конфликта, так и во время него.

Потому что в будущем такая ситуация может повториться, и вы уже должны знать, какие у вас есть варианты поведения в ней, чтобы она в конечном счете сложилась так, как хочется вам. Вы должны понимать, какие варианты своего поведения вы не задействовали, в результате чего у вас сложился именно такой опыт, а не другой.

Вот, к примеру, когда я работаю с конфликтными ситуациями людей, я часто слышу от них, что они не видели и не видят иного выхода из своей ситуации, чем тот, который в итоге привел их к конфликту. Образно выражаясь, по их мнению, драки все равно было не избежать.

Но начав разбирать каждый отдельный эпизод, предшествовавший конфликтной ситуации или возникший в ее ходе, мы обнаруживаем, что оказывается, были и есть варианты решений, действий, которые могли и могут разрешить, погасить конфликт, просто человек их не искал, потому что не анализировал свой опыт, не раскладывал его на составные части, на такие вот эпизоды, в которых он принимал решения.

Выбор, как поступить в той или иной ситуации, или даже в микроситуации, есть всегда. И он часто очень большой.

Но чтобы им воспользоваться, нужно как следует обдумать эту ситуацию, микроситуацию, сравнив ее с другими ситуациями, необязательно, своими собственными, можно и нужно и чужой опыт изучать, и просто придумать вероятные варианты поведения в различных эпизодах, из которых эта ситуация состоит.

А что будет, если я поступлю или поступил бы так? А что будет, если поступлю или поступил бы иначе? А что еще можно сделать вот в этом конкретном эпизоде, какие иные слова сказать людям, какие действия совершить, какой выбор сделать? Варианты, вот что нужно человеку, ибо они помогают мыслить широко и гибко, а не всегда идти по известной прямой в своих решениях и в своем поведении. Для этого опыт и анализируется, чтобы каждая ситуация и каждый эпизод в этой ситуации можно было разным образом обыграть.

Мы так делаем с людьми, когда разбираем их случаи, приведшие их к разного рода проблемам. Надо же понять, почему произошло то, что произошло, чтобы в будущем, да и в настоящем, если проблема еще актуальна, научиться находить в различных моментах другие решения, чтобы не повторять негативный опыт и изменить текущую ситуацию нужным человеку образом.

И даже когда проблем у человека нет, ему все равно полезно анализировать свой опыт, так как он является настоящим кладезем ценных знаний, достаточно детальных и подробных, потому что человек сам пережил свою ситуацию, и он видел в ней много разных моментов, многое прочувствовал в ней.

Это совсем не то, когда вам кто-то пересказывает какие-то события, с присущей людям способностью искажать первоначальную информацию. В собственном опыте человека никто не введет в заблуждение, относительно подробностей, из которых он состоял, кроме него самого.

Потому, не всякая книга сможет дать вам столько ценных знаний, сколько даст ваш собственный опыт, если вы его будете изучать, а не просто складировать на пыльных полках своего подсознания.

Получение опыта

Чтобы опыт был богатым, его надо получать. Чем больше различных ситуаций в жизни вы переживете, чем больше всяких дел попробуете, тем больше материала для анализа у вас появится, с помощью которого вы сможете разобраться в разных вещах и многому научитесь.

Но при этом, понятно, что самому все пережить и все попробовать, просто нереально. Значит надо выбирать самое главное и получать опыт в тех областях, в которых вам важнее всего быть подробно осведомленным и иметь непосредственное представление о различных моментах в них.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «Суд»

Но как это сделать? Как получить нужный опыт в деятельности, которой вы никогда не занимались? Первое, что нужно начать делать – это пробовать себя в ранее неизвестных вам видах деятельности.

Пробовать, это значит пытаться ими заниматься, необязательно успешно, а вообще, как получится, чтобы хотя бы посмотреть, как вообще устроена та или иная кухня.

Главное здесь, не бояться и, конечно же, не лениться. В нашем обществе человека приучили заниматься только каким-то одним делом, а все остальные дела доверять так называемым специалистам. С точки зрения системы, это разумный подход.

Каждый винтик делает свое дело, никуда больше не лезет, из-за чего со временем становится зависимым от других винтиков, а стало быть, и от связывающей их всех системы. Это и делает систему надежной, благодаря тому что она всем нужна.

К тому же, когда человек занимается только одним делом, он в нем со временем достигает определенной степени совершенства, что опять-таки, полезно для системы, потому что это делает ее более эффективной. Но что полезно для системы, не всегда полезно и часто невыгодно для отдельных ее элементов. Ведь самое страшное для человека в таком случае – это зависимость и ограниченность.

Из-за зависимости человек бывает вынужден терпеть ужасные вещи, как со стороны других людей, так и со стороны системы. А ограниченность делает его еще и неуверенным в своих силах, ибо когда ты ничего не знаешь, кроме того, чем привык заниматься, тебе всегда будет страшно потерять свое место, свою работу.

Поэтому, в наших интересах, то есть в интересах каждого отдельно взятого человека, учиться делать то, с чем он часто сталкивается в жизни, но что обычно поручает делать другим людям – специалистам, чтобы не отвлекаться от своей работы. Нужно расширять свою сферу деятельности.

Пусть это и отнимет у вас время, пусть вам придется отвлечься от своей основной работы, которая в час может приносить больше пользы, чем такое вот переключение на совершенно незнакомую деятельность, зато, во-первых, изучив эту деятельность, вы станете менее зависимым от других людей, что важно и для уверенности в себе и для оперативного решения насущных проблем, и в некоторых случаях даже для экономии средств. А во-вторых, вы получите новый для вас опыт, о котором мы тут с вами говорим и сможете потом использовать его для оценки работы специалистов в этой области и для оценки каких-то ситуаций, в которых эта деятельность будет использоваться. В общем, знать на собственном опыте то, с чем сталкиваешься регулярно, важно и полезно. Это и для мозга полезно, постоянно чему-то новому учиться, чтобы не костенеть. Знания, для изучения практически всех вещей, сегодня есть, в том числе и в свободном доступе. Время тоже можно найти. Можно даже наставника найти, который научит вас новым вещам. Нужно только любопытство проявлять к другим видам деятельности и не быть пассивным касательно всего, что не относится к вашей работе.

Следующий способ получить новый опыт – это прямое наблюдение за работой специалиста в том деле, которое вы хотите изучить и, если это возможно, посредственное участие в ней. Например, в качестве ученика, помощника, стажера. Нет ничего проще, чем повторять за другими и таким образом учиться новому.

Да и простое наблюдение тоже дает много новых знаний, которые не во всякой книге найдешь. Наблюдение за чужой работой может быть гораздо полезнее, чем изучение теории, пусть даже и по очень качественным, авторитетным источникам. Потому что сам человек может увидеть то, чего не видел автор этих источников.

Да и собственные чувства от переживаемого всегда дает человеку свою особенную информацию, которую он может и не осознавать в полной мере, но которая может потом ему помочь разобраться в этом деле на интуитивном уровне. Нужно только найти человека, который позволит вам вблизи наблюдать за его работой.

Ну и напроситься в ученики или получить возможность просто смотреть за тем, что и как он делает.

И еще один вариант научиться новому – это заплатить за учебу тем, кто учит чему-то профессионально. Именно учит, а не сам что-то делает. Ну это стандартный способ.

Учителя, если это хорошие учителя, не всегда сами могут делать то, чему учат, но они знают, что и как надо делать, благодаря известным им примерам с другими людьми.

Главная их задача заключается в том, чтобы руководить вашими действиями, направлять вас, чтобы вы, руководствуясь их советами, делали что-то новое для вас предельно грамотно, без ошибок.

Вы будете получать опыт сами, но с помощью советов учителей, которые будут говорить вам, что надо делать и как это надо делать. Вам надо будет только слушаться их. Таким образом, вы примените их теорию на практике и заодно проверите ее работоспособность. Чужая теория превратится в ваш личный опыт.

Отношение к своему опыту

Теперь давайте поговорим о том, как относиться к своему опыту, чтобы он не воспринимался вами, как истина в последней инстанции, каким бы ценным он при этом ни был. Свой опыт никогда не следует обобщать, это очень грубая и к сожалению, часто совершаемая многими людьми ошибка.

То, что произошло с вами в определенной ситуации, вовсе необязательно таким же образом будет происходить и с другим человеком, в точно такой же ситуации. Безусловно, очень хорошо, что у вас есть опыт в какой-то области и вы с его помощью можете оценивать аналогичные ситуации, в которых оказываются другие люди.

Это и пониманию чувств других людей способствует, благодаря чему можно подобрать для них правильные слова, чтобы успокоить, к чему-то побудить, что-то объяснить и прочее.

Только всегда надо оставлять место неизвестным вам деталям, имеющимся, как в вашем собственном, так и в чужом опыте, которые могут серьезно исказить ваше представление о происходящем.

Мало того, что в этом мире скорее всего невозможно встретить абсолютно идентичные ситуации, так еще и вы сами могли быть недостаточно внимательны к мелочам, которые были в вашем опыте и потому чужой аналогичный опыт может восприниматься вами недостаточно полно.

Вот при научном подходе человек никогда не рассматривает отдельно взятый случай, как исчерпывающий источник информации, пусть даже этот случай с ним самим произошел и человек его тщательным образом проанализировал. Научный подход должен обобщать множество аналогичных случаев, выводить из них нечто общее для них всех и уже на основании этого общего делать и общие заключения о таких ситуациях.

В жизни, конечно, не всегда получается сравнить свой опыт с аналогичным опытом других людей. Просто не всегда люди готовы им поделиться. И даже если делятся, то делают это не очень грамотно, они его недостаточно полно и подробно описывают.

Это же тоже надо уметь, объяснить словами то, что с тобой произошло, что ты пережил, не говоря уже о твоем понимании причины произошедшего. Каждый ведь старается таким образом представить все, что с ним происходит, чтобы все успехи приписать себе, а все неудачи свалить на кого-то другого или на что-то другое.

Если в таком виде принимать от людей информацию о событиях в их жизни, то можно уйти далеко от реальности. Тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы сравнивать свой опыт с чужим, проявляя интерес к людям, расспрашивая их о жизни, а иногда и предлагать им свою помощь, чтобы они готовы были рассказать вам больше всяких важных подробностей о пережитой ими ситуации.

Вам многие многое расскажут, если вы будете спрашивать людей о том, что их беспокоит, если будете искренне интересоваться ими и их жизнью. Желание поделиться тем, что знаешь, что пережил, что тебя волнует – это одно из самых сильных желаний человека. Поэтому-то мы такие болтливые.

Помогите людям это желание удовлетворить, дайте им возможность высказаться и они вам много всего расскажут, что вы сможете изучить и сравнить со своим собственным опытом, чтобы увидеть в нем, как что-то общее с опытом других людей, так и все имеющиеся различия. Людям всегда нужны свободные уши, чтобы выпустить из себя все то, что в них накопилось.

Поэтому, став такими ушами, вы сможете многому научиться. В жизни много всяких вариантов одних и тех же событий существует. Поэтому, всегда с одной и той же меркой подходить к оценке разных случаев, считая, что если с вами подобное происходило, то вы все об этом знаете, недопустимо. С другими могло происходить то же самое, но другим образом.

Всего в этой жизни не попробовать, не перепробовать, не сделать, не пережить. В каждое дело, даже только ради любопытства, свой нос не сунешь. Но о том, с чем чаще всего в жизни приходится сталкиваться, можно и нужно узнавать. Пробовать, пытаться, интересоваться, такой подход к жизни должен стать привычкой.

Это в интересах каждого, кто хочет жить как можно более независимой жизнью и обладать знаниями, которым можно полностью доверять. Не нужно делать все, нужно стараться уметь делать многое из того, что важно в жизни. Или хотя бы знать, как что-то делается, благодаря своему наблюдению за процессом.

Опыт обязательно должен дополнять теорию, какой бы совершенной она не была.

У человека должен быть стержень в виде знаний, которые он получил через взаимодействие с внешним миром, чтобы он мог на него опереться каждый раз, когда какие-то теоретические знания будут вызывать у него сомнение относительно своей правдивости.

Ссылка на основную публикацию