Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Жестокая реальность

Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.

Конечно же, даже самым везучим людям не всегда сопутствует удача. Каждый порой сталкивается с разного рода трудностями – не важно, касаются они карьеры, учебы, личной жизни или чего-то иного.

Именно присутствие преград на жизненном пути позволяет сделать вывод, что реальность жестока – хоть, конечно, это не одухотворенное понятие, потому она не может быть доброй либо злой. Все дело в обстоятельствах, что человеку не всегда на пользу.

Всякий раз, когда дела складываются не так, как человеку хотелось бы, он начинает сетовать на свою несправедливую судьбу. Именно это поспособствовало возникновению такого термина как «жестокая реальность».

Причем, люди считают свою долю злой и несправедливой как из-за серьезных неурядиц и трагедий, таких, как потеря близких, так и при столкновении с мелкими трудностями – просто потому, что людям свойственно сетовать, вместо того, чтобы попытаться найти причины того, почему жизнь не складывается, а обвинять других проще, чем осознать свои ошибки.

Можно сказать, что жестокая реальность – это комплекс обстоятельств и событий, которые кажутся конкретной личности несправедливыми по отношению к ней самой. Соответственно, под частью этой реальности может подразумеваться любая неурядица, которая встречается в человеческой судьбе.

Конечно же, все зависит от самого человека – ведь оптимисты минимизируют, а пессимисты – гиперболизируют проблемы.

Тем не менее, в мире не найдется ни одного человека, в жизни которого все складывалось бы гладко, без «сучка и задоринки».

Как бы человек не пытался доказать, что он кузнец своего счастья – счастья добиться крайне сложно и иногда нужно приложить усилия, чтобы все сложилось идеальным образом.

Еще стоит учитывать тот факт, что жизнь иногда очень отличается от людских представлений. И чтобы не разочаровываться – не стоит чересчур очаровываться, витать в облаках. Достаточно часто реальность «обрезает крылья» тем, кто сам заранее обнадеживает себя без видимых на то причин.

Как бы сильна не была склонность человека к мечтательству, все равно стоит трезво оценивать реальность и не строить воздушных замков – ведь реальность способна «отрезвлять» и приходить в себя после жизненных ударов достаточно больно.

Но на самом деле, сама по себе реальность не агрессор и не враг человеку – просто она не может быть всегда и ко всем справедливой. В то время, как побеждает один – проигрывает другой, если один испытывает приятные эмоции, удел другого – боль и разочарование.

Соответственно, нужно просто запастись терпением и иметь силу воли, а также смотреть на жизнь с оптимизмом – ведь за черной полосой всегда следует белая.

Другие сочинения: ← Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть↑ 11 класс и ЕГЭКогда реальность разрушает мечту? →

Определение понятия

Ежедневно человек совершает разные действия, некоторые из которых повторяются изо дня в день. Большинство людей стараются изменить жизнь к лучшему, но сталкиваются с многочисленными проблемами. Это и есть жестокая реальность.

Человек сталкивается с ней на протяжении всей жизни. Нередко мечты и реальность противоположны. Именно это и создаёт недосягаемость идеальной жизни.

Поэтому люди расценивают это как препятствие судьбы или жестокую реальность.

Человек разумное существо, ему свойственно мечтать и идеализировать. Порой фантазии способны сильно искажать реальность. Когда это происходит, человек спускается на землю и видит, что в жизни дела обстоят намного хуже.

В этот момент возникает мысль, о том, что миром царит несправедливость и жестокость. На первый взгляд, может показаться, что так оно и есть. Но в большинстве случаев человек просто сильно завышает планку.

Он мечтает о несбыточном, ставит перед собой непосильные цели, завышает самооценку.

Человек не хочет признаться, что предъявил к действительности завышенные требования. Ему кажется, что она проявляет свою враждебность.

Затем он испытывает недовольство, полностью разочаровывается в своих идеалах и делает вывод, что виноват во всём окружающий мир.

Для подготовки к написанию итогового сочинения рекомендуется обратиться к литературным аргументам, что значительно облегчит описание темы.

Популярные сочинения

  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека
  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце (9 класс) Перед нами представлена картина художника Виктора Григорьевича Цыплакова Мороз и солнце. Художник жил в прошлом столетии, и именно этак картина была признана шедевром. На картине изображена маленькая часть
  • Сочинение на тему Компьютер друг или враг? Наличие компьютера — это теперь не роскошь, а жизненная необходимость. Почти у каждого человека есть хотя бы один компьютер, а у многих и вовсе несколько компьютерных устройств: ноутбуков, планшетов.

Литературные аргументы

Как правило, жестокостью действительности называют некоторое несоответствие некоторого жизненного момента с его представлением. Если такое происходит, человек не находит логического объяснения происходящему, и незаслуженно обвиняет окружающий мир в своих злоключениях. Так как люди не готовы принять действительность как таковую, предать мечту они тоже не в силах.

Прекрасными аргументами могут стать некоторые литературные произведения русских авторов:

  1. А. П. Чехов. Вишнёвый сад. Пессимист Лопахин богатый независимый купец. Отличается мрачным мировосприятием, что является следствием социального неравенства. На протяжении всего произведения он хочет сделать предложение, но решает повременить. Он не может преодолеть «стену», которая, по его мнению, отделяет дворян от других сословий. Его фраза «жизнь дурацкая» не даёт ему права делать решительные поступки, даже ради самого себя. Автор даёт понять читателю, что значит винить реальность, а не самого себя. Ведь на самом деле для Лопахина не существует преград, «стена» это только его мысли, которые впоследствии материализуются. Значение реальности для человека противоречиво. Как правило, она всегда противоположна его мечтам. Поэтому для него действительность не может быть идеальной.
  2. А. Чехов. Ионыч. Полный сил, перспективный врач Старцев направляется работать провинциальный город. Он полон жизненной энергии и энтузиазмом, благороден. Можно сказать он летит на крыльях на новое место назначения. Для него эта работа имеет огромное значение. Он погружается в лечение больных с головой, отдаётся им целиком и полностью. Но, его добродушие и благородные порывы вскоре исчерпаны. Он сливается с окружающим миром. Реальность для него становится жестокой, она полностью изменяет главного героя. Действительность поглощает его, от душевного доктора не остаётся ничего положительного. Любимая работа стала для него только предметом заработка.
  3. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско. Главному герою так и не удалось воплотить свои мечты в реальность. Всю жизнь работая, наживая капитал, он не уделяет должного внимания досугу и семье. Так, из простого человека он превращается в «господина», который не удостоен уважения окружающих. Автор обращает на это внимание тем, что даже не наделяет героя именем. Когда господин понимает, что же ему дорого на самом деле, с семьёй он отправляется в путешествие, но на первой же остановке умирает. Цель путешествия не была достигнута, а господин так и остался для своей семьи чужим.

Человеку свойственно мечтать и стараться воплотить свою мечту, насколько это возможно. К сожалению, не всегда итог зависит от него. Кто-то ставит для себя мысленные преграды, а для кого-то всё решает его судьба или окружающее общество.

Борьба и стремление к достижению цели

Жестокая действительность может по-разному воздействовать на человека. В одном случае она способна довести его до отчаяния, отбить желание жить, толкает на неудачные и необдуманные поступки. В другом — она может вдохновить на борьбу, вселить в человека стремление, которое в своё время подтолкнёт его к достижению желанной цели. И даже если она не несёт в себе благих последствий.

Борьба за достижение цели в литературных источниках:

  1. Ф. Достоевский. Преступление и наказание. Свою безумную теорию о сильных и слабых людях начитанный студент почерпнул из окружающей действительности. Главной её мыслью означало то, что сильный человек может совершать невероятные поступки, а слабый будет всю жизнь подчиняться и бедствовать. Реальность не даёт Раскольникову покоя, он постоянно думает о своей теории, пока не решается проверить к кому же принадлежит он сам. Криминальный характер преступления не пугает его. Студент провозглашает себя сильным, поэтому решается на крайний поступок. Но, убийство не доказывает его принадлежность к этой категории людей. Для Раскольникова сильный поступок становится для него обузой и предметом сильных душевных страданий.
  2. А. Куприн. Олеся. Мечтательная девушка Олеся и Иван страстно влюбляются друг в друга. Вопреки судьбе она позволяет продолжаться их страстному роману легко и непринуждённо. Олеся принимает решение принять тот образ жизни, который нравится её любимому. Она начинает посещать церковь, где её жестоко избивают прихожанки. Непонимание и предрассудки общества не дают им быть вместе. Хотя девушка понимает сразу, что их взаимоотношения обречены, она даёт шанс самообману и разрушительным иллюзиям. Жестокая реальность в этом случае, полностью разрушает сладостные мечты героини.

Часто мечты и жизни разбиваются о жестокую действительность. Но обрести счастье, любовь или власть, это считается нормальной человеческой целью. Чтобы достичь её, человек использует различные методы, которые нередко можно назвать необъяснимыми и непредсказуемыми.

Примеры трагических судеб

Случается, когда мечте и реальности совсем не по пути. Если человек сталкивается с этим, ему сложно выбрать правильный шаг. Принять жестокую действительность, непонимания общества и отступиться от мечты сложно. Поэтому некоторые герои, не обладающие сильными характерными качествами, оказываются более уязвимыми, и их жизнь заканчивается очень плачевно.

Примеры трагических судеб в литературе:

  1. А. Островский. Гроза. Мечты Катерины, казалось бы, реальны. Девушка желает быть счастливой и свободной. Но семейная жизнь в жестокой реальности противоположна её пониманию. Свекровь постоянно тиранит её, супруг не отстаивает права своей жены. Катерина стремится найти счастье на стороне с другим мужчиной. Но, порочащая связь не даёт её совести покоя. Мечты и реальность в её случае несовместимы. Поэтому девушка решает покончить жизнь самоубийством.
  2. Н. В. Гоголь. Невский проспект. Главный герой Пискарёв всем сердцем влюбляется в прекрасную незнакомку. Он преследует её и уже готов с ней познакомиться. В последний момент его постигает горькое разочарование, она приводит его в дом терпимости. Пискарёв разочарован, он со всех сил старается вытеснить образ прекрасной девушки из своих мыслей. Но всё тщетно. Тогда бедный художник твёрдо решает помочь и освободить её от порочной жизни. Придя в дом разврата, он преподносит проповедь о морали и смысле бытия. В ответ Пискарёв был жестоко осмеян. В этом случае жизненный идеал столкнулся с жестокой реальностью. Главный герой не смог победить разочарование. Он свёл счёты с жизнью. Причиной же его конца стали высокие требования к действительности, вследствие чего его мечта была разбита.

Жизнь регулярно преподносит человеку ситуации, в которых он испытывает страдание и боль — не только физическую, но и моральную. Но не стоит думать, что реальность будет жестока всегда.

Нужно верить в то, что завтра будет лучше. И не делать опрометчивых решений. Следует помнить, что после одной тяжёлой жизненной ситуации жизнь не должна заканчиваться.

Читайте также:  Краткая биография Шарля Перро

https://www.youtube.com/watch?v=awHyJVCkJ2U

Как бы человек ни старался уходить от реальности в своих мечтах, он должен отдавать себе отчёт. Чем недоступнее его мечта, тем действительная реальность будет казаться ему несправедливее.

Человеку нужно смириться с тем, что суровая действительность неизбежна. Она всегда будет преследовать его.

Поэтому нужно пересмотреть свои приоритеты и жизненные ценности, а испытания, посланные на протяжении всей жизни, переживать с достоинством.

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

(450 слов) Человеку свойственно идеализировать то, что он видит и знает, поэтому его воображение порой очень сильно искажает то, что есть. Когда же он обнаруживает, что все не так, как ему хотелось бы, он восклицает: «О, жестокая реальность!».

Ему кажется, что действительность враждебна по отношению к нему, хотя на самом деле это он предъявил к ней завышенные требования.

Именно так я понимаю значение данного выражения: оно говорит о недовольстве, которое испытывает человек, разочаровывающийся в своих идеалах и обвиняющий в этом окружающий мир. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры.

Так, жестокую реальность изображает Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект». Пискарев влюбился в очаровательную незнакомку и последовал за ней, чтобы познакомиться. Но красавица привела его в дом терпимости. Она оказалась продажной женщиной. Впечатлительного мужчину больно ранило такое положение дел.

Он попытался вытеснить образ девушки из мыслей, однако потерпел неудачу и вынужден был капитулировать. Даже опиум не помог ему, а только усугубил состояние влюбленного героя. Тогда художник решил спасти несчастную пленницу порока. Он явился в публичный дом с проповедями о морали и смысле бытия, за что и был осмеян.

Не выдержав столкновения идеала с действительностью, он свел счеты с жизнью. Конечно, он полагал, что всему виной жестокая реальность, она разбила его мечты. Однако причина трагедии лишь в том, что человек предъявил к действительности слишком высокие требования и очень расстроился, когда она под них не подошла.

В этом и состоит вся «жестокость» реальности.

Другой пример описал А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Устами Лопахина он говорит, что «жизнь дурацкая». Герой вообще отличается пессимизмом. Многие его реплики говорят о мрачном мировосприятии. Купец хоть и стал богатым и независимым человеком, все еще чувствовал социальное неравенство, пропитавшее все его отношения с людьми.

На протяжении всей книги он намеревается сделать предложение приемной дочери Раневской, но не может преодолеть стену, разделяющую дворян и всех остальных жителей России. Почему же не может? Он ведь богат и решителен. А потому, что эта стена находится только у него в голове, в действительности ее не существует.

Обнищавшие аристократы были бы счастливы поправить свое материальное положение в результате этого брака. Да и привилегии этого класса весьма сомнительны, поэтому глупо считать себя ниже их только потому, что они получили в наследство элитную бирку. Так что в своих комплексах и неудачах Лопахин должен винить не реальность, а себя самого.

Но герою легче сетовать на абстрактную жестокость жизни, чем решать конкретные проблемы.

Таким образом, выражение «жестокая реальность» чаще всего подразумевает желание человека обвинить окружающий мир в своих злоключениях.

«Жестокостью» действительности обычно называют момент осознания несоответствия личных представлений с тем, что есть на самом деле.

Людям очень обидно осознавать, что они неправы, поэтому они находят пугало в лице реальности и начинают винить его в том, что оно не похоже на фермера, которого они воображали, делая куклу из соломы. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

“Как вы понимаете выражение жестокая реальность?” – сочинение на тему с примерами и выводом

Реальность отличается от восторженных од, посвященных любви жизни. Современная действительность показывает, что не все в мире происходит так, что может понравиться человеку. Мечты редко совпадают с реальностью. Каждый человек постепенно становится эгоистом, он думает только о себе и своих интересах.

А когда общество не заинтересовано друг в друге, это приводит к настоящей катастрофе. Люди не могут существовать друг с другом, потому что кто-то мешает другому. Все это приводит к возникновению жестокой реальности.

Равнодушие со стороны других людей, эгоистичное начало внутри каждого, неспособность к самопожертвованию и милосердию – это и есть жестокая реальность. В русской литературе есть примеры данного явления.

Определение понятия

Ежедневно человек совершает разные действия, некоторые из которых повторяются изо дня в день. Большинство людей стараются изменить жизнь к лучшему, но сталкиваются с многочисленными проблемами. Это и есть жестокая реальность.

Человек сталкивается с ней на протяжении всей жизни. Нередко мечты и реальность противоположны. Именно это и создаёт недосягаемость идеальной жизни.

Поэтому люди расценивают это как препятствие судьбы или жестокую реальность.

Человек разумное существо, ему свойственно мечтать и идеализировать. Порой фантазии способны сильно искажать реальность. Когда это происходит, человек спускается на землю и видит, что в жизни дела обстоят намного хуже.

В этот момент возникает мысль, о том, что миром царит несправедливость и жестокость. На первый взгляд, может показаться, что так оно и есть. Но в большинстве случаев человек просто сильно завышает планку.

Он мечтает о несбыточном, ставит перед собой непосильные цели, завышает самооценку.

Человек не хочет признаться, что предъявил к действительности завышенные требования. Ему кажется, что она проявляет свою враждебность.

Затем он испытывает недовольство, полностью разочаровывается в своих идеалах и делает вывод, что виноват во всём окружающий мир.

Для подготовки к написанию итогового сочинения рекомендуется обратиться к литературным аргументам, что значительно облегчит описание темы.

  Стихотворение “Мужество” Ахматова Анна Андреевна

Первый аргумент

Жестокая реальность показана в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Автор противопоставляет в произведении мечту и реальную действительность. Акакий Акакиевич Башмачкин долгое время копит на новую шинель, так как прошлая превратилась в «капот».

Герой экономит на всем, чтобы осуществить свою мечту. Приобретая новую шинель, он эмоционально чувствует себя лучше и свободнее. Однако мечта сталкивается с реальностью: шинель крадут в первый же день. Никто из людей не хочет помочь Башмачкину, он остается один на один с жестокостью.

В повести «Шинель» жестокая реальность представлена равнодушным обществом, которое не способно сочувствовать и сопереживать. Никому нет дела до Акакия Акакиевича с его проблемой. Люди фактически оставляют главного героя умирать, так как у Башмачкина нет шинели, а мороз на улице очень сильный.

Мечта центрального персонажа повести, связанная с приобретением шинели, сталкивается с реальностью, жестокость которой приводит к смерти Башмачкина.

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

Жестокая реальность… Что означает это выражение? Всегда ли мы стремимся правдиво оценить обстоятельства, в которых находимся? Часто бывает так, что жизнь поворачивается к нам своим суровым и жестоким лицом. Бывает, мы находимся в безвыходной, как нам кажется, ситуации.

Как поступить в этом случае? Отказаться от действий и плыть по течению, ожидая, что всё само изменится к лучшему? Или нужно действовать, бороться с препятствиями и добиваться победы, преодолевая жизненные невзгоды? Чтобы изменить жестокую реальность, нужно осознать горькую правду, суровую действительность и действовать, не сидеть сложа руки. Важно при этом сделать правильный выбор.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников сначала уходил от суровой реальности в мир своей «безобразной мечты».

В маленькой каморке голодный студент придумал теорию разделения людей на тех, кто ради благой цели имеет право переступить закон, пролить кровь, и тех, кто существует только для зарождения себе подобных.

Убийство старухи – процентщицы задумано с целью проверки: к какой категории общества он относится: к обыкновенным или необыкновенным людям. Сначала Раскольников сам не верил в то, что осуществит задуманное. Но наступил момент, когда нужно было или действовать, или отказаться от жизни совсем.

Герой выбирает второе, но, совершив убийство, становится ещё несчастнее, чем прежде. Его путь в преодолении жестокой реальности оказался ложным. Только Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова и вывести его на истинный путь через страдание и покаяние.

Что лучше в преодолении жестокой реальности: истина или сострадание? Именно этот вопрос решает в своей пьесе «На дне» М. Горький. Его герои лишены всего: дома, работы, даже имени, «всё стёрлось, один голый человек остался». Они живут в ночлежке, смирившись с суровой действительностью и не надеясь изменить свою жизнь.

Но вот появляется странник Лука, который вселяет в некоторых ночлежников надежду. Например, Актёру говорит, что есть бесплатная лечебница для алкоголиков, где он может вылечиться.

Но когда Лука неожиданно скрылся, не сказав адреса лечебницы, а Сатин убедил Актёра, что старик врал ему из жалости, то, не выдержав жестокой реальности, этот герой повесился на пустыре.

Из всего этого следует вывод: горькая правда нужна, объективность оценки суровой реальности нужна, но необходимы вера и надежда, нравственные силы, которые помогли бы преодолеть жизненные трудности.

Второй аргумент

На тему жестокой реальности писал и Н. М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» показана чистая и нравственная девушка Лиза, которая мечтала о счастливой жизни вместе со своим возлюбленным. Она искренне любила Эраста, готова была на все ради него.

Однако судьба героини была по-настоящему трагична. Чувства Эраста постепенно стали угасать. Теперь Лиза не привлекала его внимание. Он сообщает ей, что отправляется на службу, но спустя время Лиза встречает его и узнает, что он женился на богатой даме.

Это становится причиной разочарования Лизы, она понимает, что ее мечтам не суждено сбыться. Они столкнулись с жестокой реальностью, которая не дает шанса осуществлению искренним мечтам.

Предательство Эраста становится для бедной Лизы настоящей трагедией, она решает, что ей не место в реальном мире, поэтому топится в пруду, на берегах которого она раньше сидела с Эрастом в дни любви.

Возьми из этого текста так сказать чем мог тем помог . Недавно, я прочитал романтическую повесть Александра Грина «Алые паруса». А. Грин прожил очень тяжелую жизнь. Бывал он и в тюрьме, и отправлялся в ссылку, но оттуда сбежал. Именно, тогда А.Грин начал писать повесть «Алые паруса», а в 1920 году он её окончил. Это самое знаменитое произведение А.Грина.

Писатель определил жанр своего произведения как «феерия». Повесть начинается, как и многие литературные произведения, с характеристики главных героев, но, прочитав совсем чуть-чуть, я понял, что эта книга особенная.

В повести «Алые паруса» Грин рассказывает историю девочки Ассоль, которая рано лишилась матери и росла с отцом, жили они на то, что он делал детские игрушки-корабли. Лонгрен, отец Ассоль, брал всю работу по хозяйству на себя, дочь и отец очень любили друг друга. Но все же Ассоль была несчастна, так как с ней никто из деревенских детей не общался.

И жила она одной единственной мечтой, которую ей подарил Эгль – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Он сказал ей, что когда-нибудь за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами и с тех пор Ассоль с надеждой смотрела на горизонт моря, в ожидании корабля с алыми парусами.

Вторым главным героем в повести представлен Артур Грэй, который наоборот родился в богатой семье, и у него то же была своя мечта – стать капитаном и он стал им. В 15 лет он пошел на судно простым матросом и в течение времени плавания капитан корабля обучал Артура разным морским наукам.

Читайте также:  Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

После четырёх лет плаваний, вернувшись домой, Артур взял у родителей крупную сумму денег для приобретения собственного корабля. И с этого момента он плавал по морям и океанам капитаном. И однажды во время своего очередного путешествия Артур встретил Ассоль, которая ему очень понравилась. И узнав о её мечте, он решил и исполнил её.

Я считаю, что главная идея автора повести заключается в том, что человеку в своей жизни нужно иметь самую заветную мечту, верить и стремиться к ней, и только тогда она обязательно исполнится. Ведь Александр Грин писал это произведение не в лучшие времена своей жизни, и, наверное, по моему мнению, он хотел создать пример мечты, веры, надежды.

Ассоль – главная героиня романтической повести, замкнутая и красивая девушка, которая очень любила своего отца, доверяла только ему и жила мечтой, которую ей подарил сказочник. Артур Грей – свободолюбивый человек, лидер по характеру, уважающий мнение других, образованный и понимающий, и целеустремленно идущий к своим целям.

Все эти качества делали из него знаменитого человека. Лонгрен – отец Ассоль, её наставник по жизни, любящий отец. В нем автор пытался показать образец, каким должен быть отец. В повести «алые паруса» Александр Грин для выражения настроения, чувств и духовного настроения героев часто использует природу. Я считаю, что Грин прежде всего хотел сказать читателю, что в любое время своей жизни нужно жить в мире реальности и мечты. более месяца назад

referat5vip.ru

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках».

«Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… «бывших людей»», — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой, в сравнении с рассказами 90-х годов, и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма».

Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький. «Когда я писал Бубнова, — отмечал он, — я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя.

Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника» — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века.

В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели. Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 – 1900-х годов.

Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана «сквозная» проблема всего творчества – проблема гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения.

Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне».

Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремяться вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы».

У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви.

Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу.

Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Чевовечеству сон золотой! Эти стихи звучат как гимн иллюзиям. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. «Утрата надежд вызвала смерть его души», — сказал Горький о судьбе Актера.

Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы – «что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: «И…чего тебе правда больно нужна…на что самому себя убивать?».

Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек – творец жизни или раб её? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания. Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную «истину».

И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки – Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке.

И она наступает в четвертом акте пьесы. Иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба.

Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь — религия рабов и хозяев». Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!». В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

Как ты понимаешь смысл выражений из литературных произведений

Существует великое множество выражений в русской и зарубежной литературе, наполненных скрытым образным смыслом. Это могут быть пословицы и поговорки, цитаты и афоризмы, различные высказывания в виде слов или целых предложений.

Умение толковать образные выражения развивает мышление человека. И это активно применяется в школе, поэтому-то учитель нередко говорит тебе: «Объясни, как ты понимаешь смысл выражений, например, «муки совести» (угрызения), «жестокая реальность», «сладкая месть», нечистая и спокойная совесть». Но, обо всем по порядку…

«Муки совести» (угрызения)

Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть»:

  1. Понятия «муки совести», «угрызения совести» и «нечистая совесть» схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков.
  2. Эти понятия идут по нарастающей от «нечистая совесть» до «муки совести», если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить.
  3. А вот «спокойная совесть» понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

Источник: https://schoolotvety.ru/2018/09/23/obyasni-kak-tyi-ponimaesh-smyisl-vyirazheniy-muki-sovesti/

Есть также еще один фразеологизм – «Муки Тантала», или «Танталовы муки», означающий страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.

«Жестокая реальность»

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? Наверное, его смысл в том, что человеку свойственно идеализировать то, что он видит и знает, поэтому его воображение порой очень сильно искажает то, что есть на самом деле. Когда же он обнаруживает, что все не так, как ему хотелось бы, он восклицает: «О, жестокая реальность!».

Ему кажется, что действительность враждебна по отношению к нему, хотя на самом деле это он предъявил к ней завышенные требования. Именно так я понимаю значение данного выражения: оно говорит о недовольстве, которое испытывает человек, разочаровывающийся в своих идеалах и обвиняющий в этом окружающий мир.

Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры.

Читайте также:  Почему нужно уважать старших?

Так, жестокую реальность изображает Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект». Пискарев влюбился в очаровательную незнакомку и последовал за ней, чтобы познакомиться. Но красавица привела его в дом терпимости. Она оказалась продажной женщиной. Впечатлительного мужчину больно ранило такое положение дел.

Он попытался вытеснить образ девушки из мыслей, однако потерпел неудачу и вынужден был капитулировать. Даже опиум не помог ему, а только усугубил состояние влюбленного героя. Тогда художник решил спасти несчастную пленницу порока. Он явился в публичный дом с проповедями о морали и смысле бытия, за что и был осмеян.

Не выдержав столкновения идеала с действительностью, он свел счеты с жизнью. Конечно, он полагал, что всему виной жестокая реальность, она разбила его мечты. Однако причина трагедии лишь в том, что человек предъявил к действительности слишком высокие требования и очень расстроился, когда она под них не подошла.

В этом и состоит вся «жестокость» реальности.

Другой пример описал А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Устами Лопахина он говорит, что «жизнь дурацкая». Герой вообще отличается пессимизмом. Многие его реплики говорят о мрачном мировосприятии. Купец хоть и стал богатым и независимым человеком, все еще чувствовал социальное неравенство, пропитавшее все его отношения с людьми.

На протяжении всей книги он намеревается сделать предложение приемной дочери Раневской, но не может преодолеть стену, разделяющую дворян и всех остальных жителей России. Почему же не может? Он ведь богат и решителен. А потому, что эта стена находится только у него в голове, в действительности ее не существует.

Обнищавшие аристократы были бы счастливы поправить свое материальное положение в результате этого брака. Да и привилегии этого класса весьма сомнительны, поэтому глупо считать себя ниже их только потому, что они получили в наследство элитную бирку. Так что в своих комплексах и неудачах Лопахин должен винить не реальность, а себя самого.

Но герою легче сетовать на абстрактную жестокость жизни, чем решать конкретные проблемы.

Источник: https://literaguru.ru/kak-vy-ponimaete-vyrazhenie-zhestokaya-realnost/

«Сладкая месть»

Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? Это ощущение безусловного удовольствия от своих действий, направленных во вред человеку, который так или иначе “перешёл дорогу” человека, который решился на месть.

Особенно она сладка, как говорят во многих фильмах и художественных произведениях, когда между нанесённой обидой и временем исполнения мести проходил длительное время. Обычно такой человек живёт этой самой мыслью о мести. Он детально продумывает, как и что сделает, и когда наступит подходящее время.

Я считаю, что это самое отвратительное, что может быть в человеке. Потому что месть в порыве чувств и эмоций ещё можно оправдать. Но продуманная заранее и пронесённая через огромный промежуток времени с холодным умом и равнодушием в сердце – это отвратительно.

И человек, испытывающий от такого ещё и удовольствие, “сладость”, априори не может быть порядочным и благородным. И в целом является отталкивающим и пугающим для меня.

К примеру, в произведении Александра Сергеевича Пушкина “Выстрел” Сильвио дождался момента, когда его обидчик будет дорожить своей жизнью. Ведь в первый раз дуэльной встрече он отнёсся так пренебрежительно к опасности, исходящей от Сильвио. Герой дождался момента, когда обидчик женится и испытает счастье.

И именно в этот прекрасный момент он заявился на пороге его дома и напомнил ему о том, что у Сильвио остался тот злополучный выстрел, который он теперь собирается осуществить. Бедного человека будто поразило громом, но он признал справедливость этого решения и готов был умереть.

Только случайность спасла его от жестокости Самуила. И разве главный герой стал от этого добрее? Каково ему было так долго ждать исхода? И разве он сделал этим чувством кому-то лучше? Странный выбор, на мой взгляд, – хранить столько времени месть.

Благо, ему хватило благородство не завершить свою затею до конца и оставить в живых обидчика.

Другой пример придумайте, пожалуйста, сами – можно вспомнить бытовую ситуацию, когда ревнивый муж увёз жену в лес и отрубил ей кисти рук из-за того, что она подала на развод.

Хотя это ведь сочинение, а не криминалистическая сводка, так что лучше придумайте что-нибудь подобрее. Таким образом, “сладкая месть” является отравляющим чувством, превращающим хорошего человека в жестокого и злого.

Поэтому лучше подобных чувств избегать или же открыто с ними бороться, но не позволять этому чувству завладеть сердцем.

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=40187

«Дисциплина хромает»

Выражение и словосочетание “Дисциплина хромает”, надо понимать так – это значит, что дисциплина то, в принципе есть, но только вот она (дисциплина), требует некоторой доработки, то есть введения каких-то новых правил, либо ужесточения контроля.

Выражение “дисциплина хромает”, часто можно услышать от учителей в школах и институтах, в детских садах.

«Дисциплина хромает» – это красивый фразеологизм, который в прошлом был очень популярен для обозначения нерадивых учеников и их отношения к учебе. В нем подразумевается, что если дисциплина захромала, она нездоровая, она заболела и следует срочно принимать меры.

Мне видится здесь некая связь с выражением хромая лошадь, которая если ее не осмотреть, если не заменить подкову, может оказаться ни на что не пригодной, может охрометь окончательно. Так и хромающую дисциплину еще можно исправить, можно подтянуть, привести в соответствие с нормами.

Ведь если она хромает, то значит, она еще существует и не все еще потеряно.

Как всегда – вчера и ныне, Мы хромаем в дисциплине, И без страха и оглядки,

Мы плодим все беспорядки.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1806873-kak-ponjat-vyrazhenie-disciplina-hromaet.html

«Лес с себя тайну совлек»

  • Слова “Лес с себя тайну совлек” мы находим в стихотворении Аполлона Майкова “Осень”. Именно так поэт описывает оголившейся, лишившейся листвы осенний лес:
  • Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: сорван последний орех,
  • Свянул последний цветок.
  • Как же следует понимать эти слова?

Прежде всего, вспомним о том, что это художественный образ. Лес совлекает, раскрывает тайну, которую хранили его густые ветви, которую хранили его травы и кусты. Например, там же в стихотворении мы читаем про грузди, которые уже не поднимают землю – это тоже раскрытие тайны.

Нет больше в лесу ничего секретного, он весь открыт человеческому взору.

Хотя конечно, это впечатление обманчиво, ведь даже под покровом опавшей листвы можно найти много таинственного и чудесного.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1244535-kak-ponjat-vyrazhenie-les-s-sebja-tajnu-sovlek.html

«Внутренний мир человека»

Как вы понимаете выражение «Внутренний мир человека», объясните?

Внутренний мир человека – это индивидуальный духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений самого человека о себе и об окружающей его действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Внутренний мир человека, это сознательное его представление о каких-либо процессах, которые происходят в его жизни. Думаю, что можно процессы разделить на 2 вида – внешний и внутренний.

Про внешние:

Сталкивается человек с какой-то ситуацией, которая его каким-то образом трогает. И вот вербальное описание, как он видит эту ситуацию и есть его внутренний мир на внешнее событие. Тут важно помнить, что напрямую работает процесс восприятия, который каким-то образом “преломляет” событие во внутренних переживаниях и взгляде на нее.

Про внутренние:

Человек может описывать свои внутренние переживания, ощущения, эмоции по отношению к какому либо событию, либо явлению. И это тоже внутренний мир человека. Так, например, такое явление как одиночество, разные люди по-разному будут описывать. И это и является определением внутреннего мира.

Думаю, что говоря про внутренний мир, самым главным вопросом тут является – КАК человек видит/воспринимает/переживает конкретную ситуацию, явление?

«Свобода это выбор»

Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода – это выбор».

  1. Свобода – это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.
  2. Свобода – это когда ты выбираешь и делаешь то, что тебе нравится, что близко твоей душе, что приносит тебе ощущение безмерного счастья. Да, свобода – это выражение себя, принятие.

«Нечистая совесть» и «спокойная совесть»

Смотрите значение выражений «нечистая совесть» и «спокойная совесть» вначале публикации в первом подзаголовке «Муки совести».

Понятия “муки совести”, “угрызения совести” и “нечистая совесть” схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков.

Эти понятия идут по нарастающей от “нечистая совесть” до “муки совести”, если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить.

А вот “спокойная совесть” понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

«Нынешнее племя»

Каково значение слов «Нынешнее племя»? В стихотворении “Бородино” М. Ю.  Лермонтова встречаются следующие выражения:

  1. Нынешнее племя — означает современное поколение (в тексте стихотворения приобрело ироничною окраску);
  2. Зимние квартиры — военные походы принято было начинать весной, а с началом холодов армия отправлялась в тыл, на постой (в тексте имеет значение “отступить”, “прекратить военные действия”);
  3. У наших ушки на макушке — быть очень осторожным, осмотрительным, внимательным;
  4. Уж постоим мы головою за родину свою — умрём за родину;
  5. Рождён был хватом — был удалым, боевым, ловким;
  6. Ломить стеною — идти напролом всем войском;
  7. Слуга царю, отец солдатам — подчинялся указам царя и заботился, берёг солдат.

«Хороший вкус»

Как вы понимаете выражение “хороший вкус”?

  1. Это хорошо развитое чувство гармонии, чувство стиля и умение одеваться уместно в любой ситуации.
  2. Это максимальное приближение к эстетическому идеалу.

«До срока созревший»

Как вы понимаете выражение “до срока созревший”?

В стихотворении Лермонтова “Листок” главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: “До срока созрел я”.

В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром.

Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь туда, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.

Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.

Это значит, что кто-то ведёт себя не в соответствии со своим возрастом, желает выглядеть старше, чем он есть на самом деле.

Ярче всего иллюстрирует эту поговорку очень рано ставшая мамой девочка, или подростки, которые в погоне за модой пьют алкоголь, курят, нецензурные выражаются.

А вот чтобы в положительном русле употребляли это выражение, не слышала никогда, хотя в теории мальчик, потерявший отца, берет ответственность за семью на себя тоже повзрослевший раньше времени, до срока созревший.

Выражение “До срока созревший” в стихотворении “Листок” Лермонтова можно понимать двояко.

В прямом смысле, как раньше времени пожелтевший и сорванный с ветки, и в переносном смысле, если воспринимать листок как аллегорию, как намек на человека.

Тогда раньше времени созревший будет означать выглядевший старше своего возраста, ведущий себя не по годам серьезно, повзрослевший после перенесенных страданий и испытаний.

«Политические предпочтения»

Как вы поняли выражение «политические предпочтения»?

Ссылка на основную публикацию