Как в лирике Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу.

Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг.

XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.

Поэт у Лермонтова всегда против. Против всего, по большому счету. Свет ему не мил, развлечения пошлы и скучны, общество в целом – главный враг героя.

Это вечное противопоставление, причем порой довольно насмешливое и агрессивное, хотя, безусловно, в известной степени трагическое.

Невольно напрашивается одно несколько циничное выражение, которое сейчас нередко употребляется в описании перипетий западных киношедевров: «Меня в детстве не любили, вот и вырос я плохой».

Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:

  • Укор невежд, укор людей
  • Души высокой не печалит;
  • Пускай шумит волна морей,
  • Утес гранитный не повалит.

Это из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть»… Нескромно, да. Мол, что нам за дело до презренной толпы: собака лает – ветер носит.

Есть и другие пылкие выражения. Например, «пускай толпа растопчет мой венец…» Очевидно, что речь не только о конфликте лично Михаила Юрьевича с определенным кругом лиц, а подразумевается некоторое обобщение.

  1. «Как часто, пестрою толпою окружен…» — снова противопоставление.
  2. Но тепла-то хочется! «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»
  3. Из произведения «Журналист, читатель и писатель»:
  • К чему толпы неблагодарной
  • Мне злость и ненависть навлечь,
  • Чтоб бранью назвали коварной
  • Мою пророческую речь?

Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…

  1. Но пред судом толпы лукавой
  2. Скажи, что судит нас иной
  3. И что прощать святое право
  4. Страданьем куплено тобой.

Поэт явно не принадлежит к этому бренному миру. Да и к Всевышнему он, судя по всему, как-то ближе… Особенно четко это прослеживается в концовке стихотворения «Нет, я не Байрон…»

По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.

  Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль»

И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту.

Толпа переживет, ничего ей не сделается. А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными.

Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.

Вообще если здесь уместно было бы проведение аналогий, можно было бы отметить очень похожие взаимоотношения того же Печорина (вот она, квинтэссенция лермонтовского мировосприятия) и так называемого «водяного» общества. Да, он язвит, наблюдает, констатирует, издевается над своим окружением, но над собой он склонен измываться еще хлеще.

Колоссальная потребность в выражении взаимопонимания, любви, ласки… причем, любви безусловной, материнской (и снова — в детство поэта!). Но что лермонтовский Поэт, что Печорин — личности уже в значительной мере искалеченные. Они не могут принимать ту самую, столь необходимую им любовь, они не могут ни оценить, ни «ожить» от нее.

Просто потому что уже поздно…

Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.

Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя.

Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку?.. Вопрос открыт по сей день…

Лидия Рыжова

Поэт и общество в произведениях Лермонтова

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

  • В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки гневные и трагические:
  • Погиб Поэт! – невольник чести –
  • Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:

  «Снег идет» анализ стихотворения Пастернака

  1. Нет, я не Байрон, я другой,
  2. Еще неведомый избранник
  3. Как он гонимый миром странник,
  4. Но только с русскою душой.

Неслучайно это сравнение с Байроном.

И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие.

В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии.

Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы.

Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества.

А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:

  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,
  • Пред вами суд и правда – все молчи.
  • Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:
  • В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
  • Свое утратил назначенье,
  • На злато променяв ту власть, которой свет
  • Внимал в немом благоговенье?

Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше.

Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта.

В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.

Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения.

Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело.

Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

  1. С тех пор как вечный судия
  2. Мне дал всеведенье пророка
  3. В очах людей читаю я
  4. Страницы злобы и порока.

Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго.

Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы.

Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

В чём свое­об­ра­зие кон­флик­та поэта и толпы в ли­ри­ке

В.В. Маяковский всегда считал себя особенным человеком и это было действительно так. Он мог чувствовать наш мир очень остро, он, в отличие от других людей, мог обнажить перед ним свою душу. Все свои чувства он излагал в довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы.

Но его своеобразие в том, что он рассуждает не столько со стороны поэта, сколько со стороны чувственного и искреннего человека, который хочет что-то сказать, но его никто не слушает.

Например, стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Его Маяковский написал после ужина в одном из захудалых московских кабаков. В нем на разных инструментах играли музыканты и из этого ансамбля больше всего выбивалась скрипка. Она вопила, что-то хотела сказать, но в конце концов ее одернули.

Маяковский хочет сказать нам, что скрипка не просто не попадала в ноты, она хотела добиться внимания других, хотела обратить взор на то, что другие не замечали.

Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

  Идейно-художественное своеобразие романа «Кукла»

Читайте также:  Сочинение «Мертвые души: Чичиков»

Лирический герой пробирается через ноты, чтобы успокоить скрипку и говорит ей, что он очень похож на нее, герой тоже кричит, но ничего не может добиться. В этих строках видны переживания Маяковского на тему его взаимоотношений с толпой. Сколько бы он ни кричал, никто не хочет его слушать.

В стихотворении «Нате» Маяковский рассуждает на тему того, что большинству людей поэзия нужна только для развлечения. Но Маяковский далеко с этим не согласен, он считает, что поэт должен доносить новые мысли до народа, освещать проблемы. Он высмеивает людей, которым нужна не внутренность поэзии, а только оболочка.

Таким образом можно сделать вывод, что людям начала двадцатого века не было важно, что говорится в стихотворении, что чувствовал автор во время написания стихотворения. Им была важна только красивая оболочка.

Маяковский же, будучи человеком, который ходил с душой нараспашку, был против такого расклада дел и посвятил множество стихотворений посвященных этой проблеме.

Он был особенным, искренним человеком, которому было что сказать, но которого не слушали.

Полезный материал по теме:

  1. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем они близки стихотворению Маяковского “Нате”?
  2. В чем В.В. Маяковский видит предназначение поэта?
  3. Маяковский о назначении поэта
  4. Биография Маяковского. Смерть поэта
  5. Биография Маяковского. Революция поэта

Как в лирике Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы? Сочинение, срочно!

Мать дитя с своей грудиНе отдаст без бою!Заслонит средь всех тревогВсей душой своеюЖизни чудный огонек,

Что затеплен ею

А. С. Пушкин  Я памятник себе воздвиг нерукотворный,  К нему не зарастет народная тропа,  Вознесся выше он главою непокорной  Александрийского столпа.  Нет, весь я не умру — душа в заветной лире  Мой прах переживет и тленья убежит —  И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит.

  Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,  И назовет меня всяк сущий в ней язык,  И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  Тунгус, и друг степей калмык.  И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я Свободу  И милость к падшим призывал.

  Веленью божию, о муза, будь послушна,  Обиды не страшась, не требуя венца,  Хвалу и клевету приемли равнодушно  И не оспоривай глупца.  Г. Р. Державин  Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,  Металлов тверже он и выше пирамид;  Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,  И времени полет его не сокрушит.

  Так! — весь я не умру, но часть меня большая,  От тлена убежав, по смерти станет жить,  И слава возрастет моя, не увядая,  Доколь славянов род вселенна будет чтить.

  Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,  Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;  Всяк будет помнить то в народах неисчетных,  Как из безвестности я тем известен стал,  Что первый я дерзнул в забавном русском слоге  О добродетелях Фелицы возгласить,  В сердечной простоте беседовать о боге  И истину царям с улыбкой говорить.

  О муза! возгордись заслугой справедливой,  И презрит кто тебя, сама тех презирай;  Непринужденною рукой неторопливой  Чело твое зарей бессмертия венчай.  М. В. Ломоносов  Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность.

 Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром

Ответ:

Дело происходит в обычной деревне, каких много. Вдали видно, как едет пьяный извозчик Иван Дрынов, который с утра успел выпить, чтобы подготовиться к приезду друга Михаила.

Михаил так же находится навеселе, да и Ивана довел до страшной кондиции, что тот даже дороги не помнит.

Через некоторое время отрезвев Иван поворачивает телегу в нужном направлении и собирается ехать, как на пути снова Михаил.

Совершенно пьяные они поехали сватать Михаила сестре Ивана. Та конечно же отказывается и дает им ночлежку в бане. Таким образом сестра показала, что не хотела бы видеть в своем доме двух пьянущих людей.

  • Главных героев в рассказе всего двое.
  • Первый герой это извозчик Иван Дрынов, который ездил в соседнее село за продуктами.
  • Второй герой это его друг Михаил, который постоянно подтягивал Ивана к пьянке.

Главная мысль рассказа в том, что автор показывает самый обычный уклад любой деревни. В такой местности обычное дело проводить свободное время с алкоголем и забывать про свои обязанности. Рассказ учит нас не быть такими, не поддаваться на алкоголь и быть более ответственным. В данном случае Иван не привез продукты в местный магазин из-за пьянства с другом.

Как во городе во Владимире жил великий князь Святогор. Однажды выехал он в поле на охоту.  И увидел он златую лошадь. Загорелись его глаза огнём жадным и побежал он за ней. гонял её 3 дня и 3 ночи пока не забежала кобыла в реку. И тут она вдруг стала обыкновенной. а река была быстрая, княз в неё забежал, да только поздно увидел простую лошадь. свалило его водой и понесло на острые камни, на гибель. Вот и конец, а кто слушал молодец. 

Смысл сам догадаешься

Ответ:

Учит тому что деньги не везде помогут и не всё за них можно купить.

Поэт и толпа в творчестве М. Ю. Лермонтова. сочинение

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное.

И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном.

Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Внимание!

  сочинение на тему маугли воспитаник джунглей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» – стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части.

В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта.

Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

  Как бизнесмены превратили хамство в стратегию

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки гневные и трагические: Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Читайте также:  Какова роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова "Горе от ума"?

Неслучайно это сравнение с Байроном.

И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие.

В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии.

Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы.

Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества.

А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – все молчи.

Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше.

Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта.

В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.

Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения.

Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело.

Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу.

Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг.

XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.

Поэт у Лермонтова всегда против. Против всего, по большому счету. Свет ему не мил, развлечения пошлы и скучны, общество в целом – главный враг героя.

Это вечное противопоставление, причем порой довольно насмешливое и агрессивное, хотя, безусловно, в известной степени трагическое.

Невольно напрашивается одно несколько циничное выражение, которое сейчас нередко употребляется в описании перипетий западных киношедевров: «Меня в детстве не любили, вот и вырос я плохой».

Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:

  • Укор невежд, укор людей
  • Души высокой не печалит;
  • Пускай шумит волна морей,
  • Утес гранитный не повалит.

Это из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть»… Нескромно, да. Мол, что нам за дело до презренной толпы: собака лает – ветер носит.

Есть и другие пылкие выражения. Например, «пускай толпа растопчет мой венец…» Очевидно, что речь не только о конфликте лично Михаила Юрьевича с определенным кругом лиц, а подразумевается некоторое обобщение.

  Сочинение на тему басни крылова 5 класс ворона и лисица

  1. «Как часто, пестрою толпою окружен…» — снова противопоставление.

  2. Но тепла-то хочется! «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»
  3. Из произведения «Журналист, читатель и писатель»:
  • К чему толпы неблагодарной
  • Мне злость и ненависть навлечь,
  • Чтоб бранью назвали коварной
  • Мою пророческую речь?

Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…

  1. Но пред судом толпы лукавой
  2. Скажи, что судит нас иной
  3. И что прощать святое право
  4. Страданьем куплено тобой.

Поэт явно не принадлежит к этому бренному миру. Да и к Всевышнему он, судя по всему, как-то ближе… Особенно четко это прослеживается в концовке стихотворения «Нет, я не Байрон…»

По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.

  Над чем смеется Гоголь в комедии “Ревизор” – сочинение

И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту.

Толпа переживет, ничего ей не сделается. А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными.

Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.

Вообще если здесь уместно было бы проведение аналогий, можно было бы отметить очень похожие взаимоотношения того же Печорина (вот она, квинтэссенция лермонтовского мировосприятия) и так называемого «водяного» общества. Да, он язвит, наблюдает, констатирует, издевается над своим окружением, но над собой он склонен измываться еще хлеще.

Колоссальная потребность в выражении взаимопонимания, любви, ласки… причем, любви безусловной, материнской (и снова — в детство поэта!). Но что лермонтовский Поэт, что Печорин — личности уже в значительной мере искалеченные. Они не могут принимать ту самую, столь необходимую им любовь, они не могут ни оценить, ни «ожить» от нее.

Просто потому что уже поздно…

Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.

Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя.

Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку?.. Вопрос открыт по сей день…

Лидия Рыжова

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением.

У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида.

В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению.

Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»).

В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тематика

Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?

Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.

  • «Не оживит вас лиры глас!»
  • Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.
  • Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…
  • Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

История создания

На черновике стихотворения «Поэт и толпа», (которое первоначально имело название «Чернь»), стоит дата создания – 15 мая 1829 года. Впервые оно увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1830 году.

По мнению некоторых литературоведов, этим произведением Пушкин пытался переосмыслить и понять взаимоотношения поэта с недружественным окружением.

Хотя он и заимствует у Еврипида (древнегреческого драматурга) сцену разговора поэта с толпой, в диалоге отражены личные настроения поэта, вызванные событиями собственной жизни.

Это довольно сложный период в жизни Пушкина. Он много и плодотворно работает, но недоброжелатели утверждают, что поэт «исписался». Друзей всё меньше, личная жизнь не складывается.

Давит поэта и постоянный контроль со стороны царской охранки. Он жаждет свободы, движения, изъявляет желание отправиться то в действующую армию, то за границу, но на все свои просьбы получает от Бенкендорфа отказ. И живой, жизнелюбивый поэт всё чаще впадает в отчаяние.

Читайте также:  Дружба и вражда в повестях «чучело» и «ночевала тучка золотая»

Композиция

Композиция стихотворения – это диалог поэта и толпы. Композиционных точек нет.

Но произведение можно разделить на несколько последовательных частей.

  • Часть первая: в ней представлен поэт, выступающий со своей «лирой» и толпа, которая слушает его, но не понимает, какую ценность несут его произведения.
  • Часть вторая: поэт упрекает толпу за то, что она не понимает ценность искусства.
  • Часть третья: толпа просит поэта объяснить, в чем ценность его трудов, и создать что-то более понятное простым людям.
  • Часть четвертая: поэт отказывает толпе, он считает, что поэт не должен усмирять свой талант, наоборот, толпа должна «дорасти» до понимания высокого искусства.

Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:

  • эпитеты: лира вдохновенная, рука рассеянная, непосвящённый, хладный, тупой, надменный народ, песнь свободна, ропот дерзкий, божественный (посланник) и др.;
  • метафоры: червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные, мрамор сей ведь бог! Гнездятся клубом в нас пороки и др.
  • сравнения: как своенравный чародей; как ветер, песнь; как ветер и бесплодна; душе противны вы, как гробы!

Лермонтовская энциклопедия «НЕ ВЕРЬ СЕБЕ»

В начало словаря

  1. По первой букве
  2. 0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
  3. «НЕ ВЕРЬ СЕБЕ»
  4. «НЕ ВЕРЬ СЕБЕ»

, стих. позднего Л.

(1839), где переплелись центральные для его поэзии, повторяющиеся в разнообразных вариациях темы одиночества художника, драматич.

взаимоотношений поэта и об-ва и где впервые так остро и трагично прозвучало сомнение в принципиальной возможности диалога между ними.

Уже в «Думе» Л. с горечью констатировал: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят». С таким отношением к поэзии совр. поколения поэт не мог не считаться. Стих. открывается эпиграфом из «Пролога» к «Ямбам» О. Барбье. В 1-м стихе Л.

сделал характерное изменение: вместо «Que me font après tout les vulgaires abois / De tous ces charlatans…» («Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…») в эпиграфе стоит «Que nous font…» («Какое нам дело…»), — как бы произносимое от имени «толпы», осуждающей современных поэтов.

Стих. «Не верь себе» намечало выходы за пределы лиризма, содействовало созданию новых форм поэзии. Поэтич. осмысление важнейших проблем современности, в т.ч. и места поэта в обществ. жизни, в сб. 1840 явилось как бы творч. реализацией эстетич. принципов, выявляющихся в данном стих.

Оно порою воспринимается лишь как критика эпигонского романтизма, подделок под поэзию, как выступление против узкого романтич. субъективизма или т. н. лазаретной поэзии, поглощенной воспеванием страданий. На самом деле здесь речь идет о лирич. поэзии, к-рая оказывается ненужной «толпе». Наличие в стих. элементов самокритики, характерных и для «Думы», подтверждается тем, что мн.

черты «молодого мечтателя» присущи и поэзии зрелого Л. Сами слова «мечтатель», «мечты» в устах Л. вовсе не означают беспочвенного мечтательства, а лишь констатируют одну из главных особенностей поэзии («Мечты поэзии, создания искусства…»; ср. также в «Журналисте, читателе и писателе»: «И мир мечтою благородной / Пред ним очищен и обмыт…»).

Указание на «болезненность» вдохновения не следует понимать как отрицание Л. этого необходимого условия творчества, но как предостережение художника от искушения принять за вдохновение «личную взволнованность, представляющую факт его личной судьбы, но не факт искусства…» [Асмус В. (1), с. 126].

Слова «оно тяжелый бред души твоей больной», обращенные к «мечтателю», почти буквально перенесены из написанного в 1838 и оставшегося ненапечатанным «Посвящения» к лопухинской ред. «Демона»: «И примешь за игру иль сон воображенья / Больной души тяжелый бред».

Образ «толпы» в «Не верь себе» представляет значительное завоевание поэзии Л. Он противостоит изображению «толпы» в романтич. лит-ре. Лермонт. «толпа» изображена сложно и трагично. Она имеет право оценивать и судить поэта и его творчество, т. к.

превосходит его тяжестью душевного опыта, скрытого под маской «приличий». Вместе с тем она не принимает поэзии жизненных противоречий и страданий, также потому, что не подготовлена к этому в силу неразвитости сознания («простодушия»).

Формула «играючи идет…дорогою привычной» свидетельствует скорее не о выдержке и терпении, а о том, что «толпа» не понимает трагичности своего положения.

Конфликт поэта и толпы в русской поэзии

Писатели и поэты, творившие в разные эпохи, в своих произведениях отражали проблему взаимоотношений автора с разными группами читателей. И во всех этих произведениях отражались трудности взаимодействия, когда автору необходимо сохранить свою честь и достоинство.

Например, суть такого конфликта между поэтом и толпой разносторонне отображается в лирике А. С. Пушкина. Поэт в юношеские годы мечтал о служении обществу и стране, о чем и писал в своем стихотворении «К Чаадаеву». Однако в скором времени он понял, что в условиях самодержавия и цензуры его ждут гонения.

Цензора Пушкин считает гонителем, трусом и глупцом, который белое называет черным, а голос народа воспринимает как мятеж. Цензура противодействует публикации произведений литературы и тем самым мешает просвещению народа.

Преследования со стороны власти и цензуры не могли не отразиться на отношении общества к поэту, а также на настроении самого поэта, который считал, что его талант и творчество загоняется в тесные рамки.

В своем стихотворении «Поэт и толпа» ту часть общества, которая не признает его свободолюбивую лирику и осуждает смысл и цель некоторых стихов, поэт называет «чернью тупой». Эта толпа требует от поэта, чтобы он служил исправлению общественных нравов.

Однако, по мнению Пушкина, поэт рожден для вдохновения, ему нельзя приказать и требовать, чтобы он писал нравоучительные стихи или воспевал природу. Поэт пишет о том, что навеяно ему вдохновением, и подчинение толпе приведет к тому, что он перестанет быть творцом.

Соответственно, нельзя жертвовать свободой выбора ради того, чтобы завоевать любовь народа.

Пушкин говорит о том, что ожидать каких-либо наград за свой нелегкий труд не стоит. Добиться того, чтобы современники искренне оценивали творчество, сложно, а угождение толпе и вовсе не соответствует принципам человека, имеющее чувство собственного достоинства. Поэт не может писать стихи по заказу толпы, угождая ей.

А недовольство толпы не должно оказывать влияния на творчество. Поэт сам себе является судьей, а главной наградой будет удовлетворенность от результата своего труда. Тогда недовольство толпы не страшно для поэта.

Истинные ценители искусства отметят заслуги поэта перед страной и обществом, отметят его ответственное отношение к своему творчеству.

Конфликт поэта и толпы в произведениях других классиков

Тема высокого предназначения поэта была интересна и многим другим русским классикам. Например, в своем произведении «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасов говорит о высокой роли гражданской лирики.

А в произведении «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносов утверждал, что предназначение поэта заключается в служении на благо мира и ему необходимо воспевать в своих произведениях подвиги сынов Отечества, их отвагу и любовь к Родине.

Размышления классиков об отношении к творчеству поэтов и писателей продолжил Н. В. Гоголь, который в одном из лирических отступлений в поэме «Мертвые души» говорит о путях творчества.

Он с иронией писал о том, что счастлив тот художник, который для отображения в своих произведениях выбрал характеры, которые отражают высокое достоинство человека. такой художник в глазах толпы становится выше своих собратьев, добивается славы и уважения.

Он говорит о том, что люди чувствительны к лести, их в большинстве случаев раздражает правда, люди хотят выдавать желаемое за истину и поэтому восхваляют и лояльно относятся к художнику-льстецу.

А того же, кто решил отобразить реальную действительность, не приукрашивая ее, и показать то, что скрыто от равнодушных глаз, показать все ежедневные мелочи, всю повседневность человеческих характеров, отношений и событий, ждет совсем другая участь.

В этом случае художнику не следует ждать восхищения и благодарности публики. Толпа осудит его произведения, критики отправят их в разряд не заслуживающих внимания, ничтожных. Художник, рискнувший показать реальность, будет осмеян толпой.

Кроме того, автора вполне могут обвинить и в том, что в характере, который достоин осуждения со стороны общества, он изобразил себя. Гоголь поддерживает и защищает авторов, которые рискнули изобразить картину, «взятую из презренной жизни».

и отмечает, что писателя и поэта, выбравшего такое суровое поприще, ждет одиночество.

Замечание 1

М. Ю. Лермонтова относят к тем «взыскательным художникам», которые имеют право упрекать в неправоте не только публику и толпу, но и представителей поэтического круга.

В своем стихотворении «Поэт» Лермонтов указывает на проблему, которая связана с зависимостью писателей и поэтов от власти и денег. Творец в этом случае теряет свободу и свое назначение, подобно кинжалу, который повесили на стену, и он превратился в украшение, в игрушку.

Лермонтов считает очень важным, чтобы автор не променял силу таланта на золото, ведь талант имеет власть над сердцами людей и их умами.

В произведении «Пророк» поэт отмечает, что настоящий поэт, невзирая на все трудности своего призвания, всегда остается верным своему назначению, он не отступает и не подчиняется толпе в угоду мелкой выгоде и страстям. В этом мнение М. Ю. Лермонтова совпадает со взглядами А. С. Пушкина.

Замечание 2

Когда идет речь о конфликте толпы и поэта, необходимо помнить, что имеется в виду не общество в целом, а лишь определенная его часть.

Иногда эту часть общества называют элитой, высшим светом, но это не народ, это лишь правящая верхушка. То есть, великие художники слова – поэты и писатели, могут находиться не в противостоянии с обществом, а в единстве с ним, если общей целью является интерес народа и Родины.

Таким образом, конфликту поэта и толпы свое внимание уделяли многие классики русской литературы. При этом этот конфликт заключается в следующем:

  • нежелание поэта следовать требованиям толпы создавать удобные произведения
  • нежеланииеписать стихи, которые будут противоречить принципам самого автора
  • поэт отказывается писать стихи на заказ, оставаясь свободным творцом
  • непринятие толпой взгляда поэта на нравственные ценности.
Ссылка на основную публикацию