История русской журналистики 18 века

В России журналистика как информационная индустрия появилась в первой половине 18 века, однако был зафиксирован ряд пражурналистких явлений, которые заслуживают особого внимания.

Необходимость в коммуникации и информационном обмене возникла еще в древности, особенно после возникновения письменности. Предшественником первой русской печатной газеты были «Куранты». Они представляли собой рукописные листки, оставленные из донесений заграничных послов.

В сравнении с современными газетами, «Куранты» имели всего лишь один экземпляр, который составлялся специально для царя и ограниченного круга бояр.

Первые газеты

Лишь в первой половине 18 века по личному поручению Петра 1 был издана первая печатная газета. Петровские «Ведомости» понадобились царю для пропаганды собственных реформ и объяснения курса политики. 15 декабря 1702 года Петр подписал указ о печатании «Ведомостей».

В отличие от  «Курантов», печатное издание свободно продавалось и имело большой тираж, от нескольких десятков до четырёх тысяч экземпляров. Главной темой на тот момент была Северная война, новости о которой собирались по письмам, донесениям и официальным извещениям от генералов.

Важно отметить, что Петр 1 бережно относился к сохранности русского языка: за любым иностранным термином следовало русское сопровождение.

История русской журналистики 18 века

В силу того, что «Ведомости» — это первый подобный опыт для российской журналистики, система жанров на тот момент была еще не развита, поэтому основу составляли новостные материалы.

Первым редактором газеты был Федор Поликарпов, директор московского печатного двора. На первых порах способ распространения, цена и тираж были непостоянными. Позже сменился даже город, в котором выпускалось издание.

«Ведомости», переведенные в Санкт-Петербург, существовали под руководством М. Абрамова.

Понадобилась 1/4 cтолетия, чтобы первая русская печатная газета приобрела вид устойчивого регулярного издания, каким в последствии с 1728 года были «Санкт-Петербургские Ведомости ».

Издание взяла на cебя Академия наук. С этого момента газета получила постоянное название, периодичность и тираж.

Кроме того, к обновленному изданию прилагалось дополнение, в котором печатались справочные материалы, подробности и расширенные сведения.

Виды СМИ

Постепенно российская журналистика развивалась, приобретала новые формы и виды. Так, в начале 18 века появилась такая разновидность СМИ, как частные издания.

Это абсолютно новая ступень, которая характеризуется частичным освобождением журналистики от монополии правительства на печатное слово.

С 1750-х в качестве издателей могли выступать частные лица, поэтому новые журналы нередко составляли оппозицию правительству.

Первым из числа подобных изданий считается журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», выходивший в Санкт-Петербурге тиражом в 1200 экземпляров. В своём журнале поэт развивал линию сатирического очерка и фельетона. Название трактовалось по-разному.

По одной из версий, читатель как трудолюбивая пчела должен был собирать всё полезное и нравоучительное, что найдет в издании. Журнал симпатизировал будущей императрице Екатерине 2, поэтому имел критическую направленность против придворной знати времен Елизаветы. Именно по этой причине на 12 книжке 1759 г.

издание было закрыто по соображениям сохранения общественного порядка.

В конце 60-х — начале 70-х появились и другие частные издания, принадлежавшие М. Хераскову, В. Рубану, М. Чулкову и другим. В основном это были литературные журналы острой сатирической направленности.

Вторая половина 18 века — время расцвета русских сатирических журналов: 

  • «Трутень», «Живописец» Н. И. Новиков, 
  • «Друг честных людей» Д. И. Фонвизин, 
  • «Зритель», 
  • «Почта духов» И. А. Крылов. 

В этих изданиях передовые журналисты ставили ряд острых социальных проблем своего времени. 

  • Так, например, Новиков в своих журналах критиковал крепостнический уклад жизни, жестокосердие помещиков, паразитизм и французоманию.
  • Не менее остро критиковал дворян и Крылов. Его журнал имел уникальную подачу: под видом переписки духов, гномов и других существ автор осуждал самодержавие и дворянские пороки.
  • В противовес частным сатирическим изданиям открывались и правительственные, которые должны были усмирять вольнолюбивых конкурентов. Журнал Екатерины 2 «Всякая всячина» отстаивал сатиру не на конкретных личностей, а на пороки, то есть абстрактную и морализирующую.

История русской журналистики 18 века

В этом и заключалась полемика с частными официальными изданиями, которые защищали сатиру на лица. Вскоре они были закрыты, но идейная победа осталась всё же на стороне журналистов. 

Жанры

Журналистика 18 века подарила современности образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова). Кроме того, она открыла глаза на широкие возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). 

Были совершены первые попытки в создании такого жанра как интервью (статьи Н.М. Карамзина). 

Цензура

Несмотря на то, что с появлением первых частных журналов была снята монополия на печатное слово, вопрос с цензурой никуда не исчез.

Безусловно, она была мене строгой, чем в последующие периоды, но возможности независимой передовой журналистики всё же ограничивались.

Правящие классы опасались за свою безопасность, поэтому в годы Великой французской революции Екатерина 2 организовывает преследование ведущих журналистов времени: Радищев, Новиков. Пресекались любые революционные и либеральные идеи. 

История русской журналистики 18 века

Но даже несмотря на это частные издания доказали, что журналы могут отстаивать народные интересы и под гнетом царской власти. 

Известные журналисты

Ведущими журналистами-просветителями 18 века были: 

  1. Н. И. Новиков: он сыграл важную роль в становлении философско-религиозного направления журналистики. Именно при нем издания масонов встали на путь развития. В 1775 году писатель вступил в масонскую ложу «Астрея» в целях поиска истины и обретения нравственной опоры. Эти мысли передались большинству русских дворян, которые были уверены в том, что идеи масонства наполнят повседневность высоким нравственным смыслом. 
  2. А. Н. Радищев: считается основоположником направления по воспитанию гражданских доблестей. Одним из самых знаменитых произведений, принадлежащих его перу, является статья «Беседа о том, что есть сын Отечества». Писатель утверждал мысль о том, что далеко не каждый достоин такого звания. Итогом его размышлений стало требование борьбы с угнетением, рабством и крепостничеством. 
  3. Д. И. Фонвизин: продолжатель новиковской полемики с Екатериной 2 и предшественник декабристов. Он боролся за свои политические идеалы и словом, и делом. Свой журнал «Собеседник любителей российского слова» расценивал как инструмент для легального принуждения императрицы к реформам по ограничению крепостного права и деспотии. 
  4. И. А. Крылов: его журналистское творчество — это новая ступень в развитии новиковских традиций сатиры. Он резко обличал галломасонствующее дворянство, критиковал крепостническое государство. Его творчество относится к просветительскому реализму. Важно отметить, что сам писатель был крайне разочарован результатами эпохи Просвещения, поэтому по завершении журналисткой карьеры надолго уходит из литературы.

Краткая характеристика эпохи

В целом 18 век сыграл роль основоположника в развитии российской журналистики.

Прежде всего, к концу 18 столетия система СМИ выработала две основные модели: монархическая, отстаивающая крепостнический уклад, и оппозиционная, борющаяся за свободу от деспотии и крепостнических порядков.

На протяжении всего века эти модели непрерывно боролись друг с другом, но в конечном итоге антикрепостническая журналистика смогла подняться на один уровень с западноевропейской. 

Кроме того, из царской забавы на потребу дня журналистика превратилась в самостоятельную общественно значимую сферу деятельности, которая медленно, но верно выходила из-под власти монарха. Цензура не всегда сдерживала натиск инакомыслия, и русское дворянство получило возможность выбирать между двумя полюсами общественной мысли.

СМИ начали критиковать власть, и недовольство стало не только стихийным и лишенным будущего бунтом крестьян, но и грамотно оформленным и идеологически выдержанным вызовом элиты. Протест стал позицией, а не походом с вилами до первого блокпоста.

За один век русское общество сделало очень значимый шаг вперед, ведь правящий класс и интеллигенция начали, наконец, рефлексировать о том, что раньше не поддавалось никакому сомнению.

История русской журналистики 18 века

На этом развитие российской журналистики не закончилось, так как она требовала дальнейших качественных преобразований в жанрах, способах и методах журналистского творчества. Читающая публика росла, аудитория увеличивалась, и к конце века стала формироваться целая самодостаточная индустрия СМИ, которая в дальнейшем сможет жить за счет общества, а не государства.

Алена Бурдина

1.1. Возвникновение и развитие русской журналистики в XVIII веке

Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на относительно высокой ступени социального развития. Феодальное общество с его разобщенностью и натуральным хозяйством  не нуждалось в широком обмене информацией.

Только с ростом капиталистических отношений появляются современные способы распространения информации с помощью тиражирования новостей на машинной основе, нарождается журналистика. Вызревают эти условия в разных странах в различное время – конец XVI, XVII, XVIII вв.

В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII века. 

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания первой русской печатной газеты «Ведомости». До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма».

Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам.

Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Российской Академии наук.

Читайте также:  Краткое содержание книги «Корзина с еловыми шишками» для читательского дневника (К. Паустовский)

Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться типографским способом по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I.  Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г.

Первая русская газета явилась в то же время важным фактором развития национальной культуры, особенно если учесть, что она с 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского.

Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, к характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, освещению дипломатических связей русского государства, фактам национальной культуры, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I. Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров.

Следует отметить серьезное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты.

Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества – быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости.

Идеологический уровень первой русской газеты был несомненен и весьма ярок, несмотря на то, что в ней первенствовали информационные материалы.

По инициативе М.В.Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета – «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755 г.).

В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась изданием нового типа – частным журналом, т.е. формально независящим от учреждений правительства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759 г.).

Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании. Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II.

Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши. Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным.

Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 года по причине недовольства его критической направленностью.

Затем появились журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др.

Самым замечательным этих русских журналов была их сатирическая направленность. Уровень сатиры по формам и ее содержанию был весьма высоким. Это были преимущественно литературные журналы.

Однако и в литературной форме Новиков, Крылов сумели поставить ряд острых социальных проблем.

История русской журналистики 18 века

Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, французоманию дворян и другие пороки.

Журнал «Трутень» сопровождался выразительным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите» и был обращен к русским дворянам-помещикам.

Не менее остро критиковал дворян-помещиков и Крылов, впоследствии знаменитый русский баснописец.

Сатирическая струя в журналистике была в значительной степени предопределена крупным крестьянским восстанием под предводительством Е. Пугачева, показавшим остроту социальных противоречий в стране.

При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII в. журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию. Так, в конце XVIII в. в русской печати получили достаточно яркое отражение революционные события в Европе и Америке.

В год Великой французской революции А. Н. Радищев, работая над своей знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву»,выступил в журнале дворянской молодежи «Беседующий гражданин».

В передовой русской публицистике конца XVIII – начала XIX вв. большое место отводилось воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. В 1789 г.

в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» он опубликовал статью, которая называлась «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Заметную роль в журналистике того времени стал играть Н.М. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова «Московские ведомости», «Детский журнал». В 1791 г.

он сам стал издавать литературный ежемесячник под названием «Московский журнал». Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события.

Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса – заслуги Карамзина-журналиста этого периода. 

При всей ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, политическая информация из Франции, критика крепостнических отношений, угнетения крестьян в России, порицание паразитизма помещиков, высмеивание чиновничьего аппарата не могли не пугать правящие классы. В начале 1790 г. подобная информация резко сокращается. Екатерина, напуганная Французской революцией, крестьянскими выступлениями, переходит к преследованию передовых людей своего времени: Радищева, Новикова. Наступает реакция, которую усугубил Павел I, сменивший

на престоле Екатерину в 1796 г. При нем еще больше ограничиваются возможности независимой журналистики: устанавливаются цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах.

Но потенциально русская журналистика, несмотря на вмешательство царского правительства, показала, что журналы могут стоять на страже народных интересов. И это был главный итог развития русской журналистики в XVIII веке.

В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики.

Из общего числа изданий обособились специальные журналы: хозяйственные, медицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное явление – русская сатирическая журналистика.

Появились первые журналы в провинции (например, «Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).

В журналистике пределились две основные линии: монархическая, крепостническаяи оппозиционная, антикрепостническая и частично даже антимонархическая. Оппозиционная печать по связям с общественным движением, передовой идеологией встала вровень с возникшей раньше ее по времени западноевропейской журналистикой.

Журналистика XVIII в. дала образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова, «Похвальная речь в память моему дедушке» Крылова). Она показала богатые возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью.

Устами Ломоносова и Радищева сформулирован первый кодекс передового журналиста, журналиста-гражданина. XVIII в.

в лице своих лучших представителей завещал последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества.

Но общерусская печать нуждалась еще в значительном совершенствовании. Газеты носили казенно-официальный характер, их было мало. Сама история журналистики складывается  как история журналов.

История русской журналистики 18 века

Бесплатный онлайн-курс «История русской журналистики. XVIII век»

Как работали издатели и журналисты того времени

Все статьи доступны без регистрации

Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате, выполнять задания и получить сертификат. Это бесплатно

Обычно историю и литературу изучают независимо, поэтому иногда кажется, что исторические личности существуют вне своего времени. К примеру, Крылов еще со школы известен нам как баснописец, но при каком царе он творил и какие взаимоотношения у него были с властью? Как соотносятся по времени жизни Новикова, Карамзина и Ломоносова? Многих эти вопросы поставят в тупик.

Для того чтобы ответить на них, необходимо понять сложную взаимосвязь политики, истории и журналистики. Этот фундаментальный курс охватывает весь XVIII в.: от рукописной газеты «Куранты» до цензурных указов Екатерины II. В основе курса — истории взаимоотношений политиков, журналистов и издателей

Обычно историю и литературу изучают независимо, поэтому иногда кажется, что исторические личности существуют вне своего времени. К примеру, Крылов еще со школы известен нам как баснописец, но при каком царе он творил и какие взаимоотношения у него были с властью? Как соотносятся по времени жизни Новикова, Карамзина и Ломоносова? Многих эти вопросы поставят в тупик.

Для того чтобы ответить на них, необходимо понять сложную взаимосвязь политики, истории и журналистики. Этот фундаментальный курс охватывает весь XVIII в.: от рукописной газеты «Куранты» до цензурных указов Екатерины II. В основе курса — истории взаимоотношений политиков, журналистов и издателей.

Читайте также:  Как общество влияет на человека?

Курс состоит из статей, к которым прилагается внушительное количество дополнительных материалов: видеолекций, экскурсий, иллюстраций и комментариев экспертов.

Для библиотеки курса отсканировано более 200 периодических изданий в высоком разрешении из личной коллекции автора

История русской журналистики 18 века

  • Студентам гуманитарных факультетов
  • Старшеклассникам, которые увлекаются литературой и историей
  • Всем, кто спорит о цензуре и свободе слова
  • Прочувствовать всю сложность исторического контекста
  • Познакомиться с текстами разных эпох
  • Расширить кругозор

Этот курс спроектировала Елена Сонина на основе многолетнего опыта работы в высшей школе. В основе курса — истории взаимоотношений политиков, журналистов и издателей XVIII в.

Нажмите на карточку, чтобы узнать больше

Несколько статей в нашем курсе посвящены цензуре. Это сложное и неоднозначное явление. Ответьте на несколько вопросов, чтобы понять, насколько эта тема вам знакома.

Это прием, когда родители не дают ребенку смотреть в сети информацию 18+

Это цензура, но не государственная. Это система родительского контроля

0%

А-а, знаю. Церковь не разрешает публиковать сектантские тексты

Вы правы, но не совсем. Это цензура духовная, а в вопросе говорится про цензуру государственную

0%

Это государственный институт контроля над массовой информацией

Конечно! Вы абсолютно правы

0%

Это запрет публиковать информацию, которая содержит государственную тайну

Верно, но не полностью. Государственная цензура контролирует не только такие тексты

0%

Нет такого синонима, т. к. полная свобода слова невозможна

В какой-то мере вы правы. Полная, абсолютная свобода слова невозможна. Но все-таки в мире есть синоним свободы слова, пусть и относительной

0%

Отсутствие карательной цензуры при наличии предварительной

Увы! Правильный ответ не найден. Карательная цензура, наоборот, позволяет автору нести ответственность за свои слова самостоятельно. Значит, она как раз и обеспечивает свободу слова

0%

Отсутствие предварительной цензуры при наличии карательной (судебной)

Да, так и есть. Без предварительной цензуры автор может сам решить (а не переложить это решение на плечи правительства), что можно и что нельзя публиковать. Вы молодец!

0%

Отсутствие и предварительной, и карательной цензуры

То есть говори и пиши, что хочешь, без оглядки на законы? Вам подошла бы роль Робинзона Крузо. А в обществе это невозможно, поэтому ваш ответ неверный, к сожалению

0%

Конечно! Цензура — это ужасно

Конечно, это ужасно, когда система государственного контроля допускает перегибы, тут вы правы. А если необходимо ограничить, например, тексты с рецептами ядов, которые находятся в открытом доступе? Видите теперь, что ваш ответ не совсем верен?

0%

Совсем нет! Цензура — это прекрасно!

Бывает и так, что действия цензуры спасают человеческие жизни. И тогда ваш ответ верен. Но ведь часто бывает и совсем иначе? Видеть в цензуре только добро не стоит, как и выбирать этот неверный ответ

0%

Не знаю. Многие законы про цензуру говорят, что ее не должно быть. Значит, она означает плохие действия?

Действительно, многие и мировые, и российские законы говорят о запрете цензуры. Но (по секрету!) говорят они о запрете предварительной цензуры, а не всей. Поэтому вы не совсем правы

0%

Нет, не всегда. В существовании цензуры есть и положительный смысл

Аплодисменты, потому что вы абсолютно правы! Разумная цензура необходима, т. к. некоторые люди действительно готовы безгранично разбалтывать даже те тайны, которые недопустимо разглашать. И тут вступают цензурные противовесы. Главное — это соблюдение разумного равновесия между свободой слова и нарушением государственных и личных тайн

0%

А что, она у нас уже появилась?

Неверно. Прочитайте статью 7, где мы подробно обсуждаем этот вопрос

0%

Смотря что считать фактом появления светской цензуры. Когда Петр Великий проверял, что опубликовано в «Ведомостях»?

Браво! Вы совершенно правы. Это там, если помните, он на полях корректурных листов писал: «Сей статьи меж скобок в народ не пущать»… А что это такое? Конечно, цензура

0%

Смотря что считать фактом появления светской цензуры. Когда Елизавета Петровна приказывала перепечатывать книги с упоминанием Анны Иоанновны?

Не совсем. Это, конечно, пример светской цензуры, но появилась она все-таки раньше

0%

Смотря что считать фактом появления светской цензуры. Когда Петр Первый проверял, что опубликовано в «Санкт-Петербургских ведомостях»?

Ха, тут-то вы и попались. При Петре Великом не было «Санкт-Петербургских ведомостей». Такая газета появилась уже после его смерти, в 1727 г. на немецком языке, а в 1728 г. — на немецком и русском. Это был вопрос на внимательность, а не на знание фактов про цензуру

0%

15 сентября 1796 г. В этот день Елизавета Петровна подписала указ «Об ограничении свободы книгопечатания»

Ой-ой-ой… Кажется, вы спутали все года и всех императриц… Елизаветы Петровны к тому времени нет на свете уже 34 года! А она у вас еще указы подписывает?

0%

16 сентября 1796 г. В этот день Екатерина Великая подписала указ «Об ограничении свободы передвижения»

Не хотим вас расстраивать, но такого указа не существовало. Хотя, наверное, он бы пригодился, и наездники XVIII в. скакали бы тише…

0%

16 сентября 1796 г. В этот день Екатерина Великая подписала указ «Об ограничении свободы книгопечатания»

Признайтесь, вы все на свете знаете про цензуру? Потому что и здесь вы полностью правы. Да, в этот день был учрежден в России государственный надзор за печатным словом!

0%

День рождения цензуры праздновать не хочу и не буду!

Можете не праздновать, конечно, но историческую дату зачем обижать незнанием?

0%

Цензурные репрессии против Новикова, Радищева, Княжнина и прочих помогают нам лучше понять характер той эпохи

0%

Цензурные репрессии против Новикова, Радищева, Княжнина и прочих помогают нам лучше понять характер эпохи Петра Великого

Да ну? Какие репрессии в эпоху Петра Первого (1672−1725) против Н. И. Новикова (1744−1818), А. Н. Радищева (1749−1802), Я. Б. Княжнина (1740−1791)? Нам жаль, что вы спутали все эпохи…

0%

Цензурные репрессии против Сумарокова, Миллера, Карамзина и прочих помогают нам лучше понять характер той эпохи

Неверно. Против этих лиц никогда не было цензурных репрессий

0%

Смысла нет. То, что было раньше, повториться не может

С философски настроенными ответами трудно спорить. Но все-таки вы не совсем правы, потому что знание прошлого часто помогает не только понять прошедшее, но и хоть немного предупредить печальное настоящее…

0%

Не расстраивайтесь! Вопросы и правда были непростые. Вам нужно пройти наш курс, чтобы свободно разбираться в этой теме.

Вы узнаете, как зарождалась русская журналистика: какими были первые газеты и журналы, как привлекали аудиторию, когда появилась реклама и цензура. Вы поймете, в каком историческом контексте и политическом периоде работали издатели и журналисты того времени, а также познакомитесь с оригинальными текстами и иллюстрациями XVIII в.

Зарождение русской журналистики

Николай Карамзин и его издания

Перед вами лабиринт: вы сами решаете, как и в каком порядке изучать материалы. Но учтите: чтобы получить сертификат, придется открывать тайные разделы, проходить мини-игры, собирать ключи и пароли. Карта поможет вам не сбиться с пути

Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

История русской дореволюционной газеты

Русская литературная настольная игра

Визуальная история русской дореволюционной журналистики

История дореволюционной, советской и постсоветской цензуры

27 лет занимается исследованиями в области истории журналистики. Опубликовала более 130 научных работ по этой теме.

Области научных интересов:

Помощники автора курса: Е. Ф. Любомирова и Л. Е. Смирнова

Президентский физико-математический лицей № 239 — знаменитый «два-три-девять» из Санкт-Петербурга. Входит в десятку лучших школ в России. Создает массовые открытые онлайн-курсы с 2009 г.

Лекториум — платформа для размещения онлайн-курсов и digital-издательство, которое создает сложный образовательный контент для вузов, школ и технологических компаний. На начало 2021 г. на платформе учатся 415 000 человек.

Разбираемся в тонкостях журнального взрыва 1769 г.

Изучаем, как привлекали первых читателей

Помогаем Ивану Андреевичу Крылову подбирать слова

Играем с Екатериной II в опасную игру

История русской журналистики. XVIII век

Фундаментальный курс, который показывает сложную взаимосвязь политики, истории и журналистики.

Вы узнаете, как зарождалась русская журналистика: какими были первые газеты и журналы, как привлекали аудиторию, когда появилась реклама и цензура.

Вы поймете, в каком историческом контексте и политическом периоде работали издатели и журналисты того времени, а также познакомитесь с оригинальными текстами и иллюстрациями XVIII в.

18 статей с лекциями, экскурсиями и ми экспертов

Курс-лабиринт: открывайте тайные разделы и проходите мини-игры

Объемная библиотека: более 200 изданий в высоком разрешении

Авторская подача: живая и грамотная речь

Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий

Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время

Профессиональное видео и современная графика

Быстрая связь с техподдержкой и чат с однокурсниками

Прочувствовать всю сложность исторического контекста

Познакомиться с текстами разных эпох

Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате, выполнять задания и получить сертификат. Это бесплатно

Сертификат о прохождении курса

Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате, выполнять задания и получить сертификат. Это бесплатно

Вы получите доступ сразу после регистрации. Все инструкции по работе с платформой придут вам на электронную почту.

Все обучение проходит онлайн. Вы изучаете уроки, выполняете задания после каждого урока, общаетесь с сокурсниками и учителем в чате.

Он остается в вашем личном кабинете, материалы курса остаются у вас навсегда.

В нашем курсе нет вебинаров. Вы можете общаться с автором в чате.

В нашем курсе нет дедлайнов и сроков. Вы можете проходить его в комфортном темпе.

За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы, нужные для получения сертификата. Если не выполнять задания, то сертификата не будет. Но, может быть, вам он и не нужен?

Нет, вы учитесь на онлайн-платформе и смотрите потоковое видео.

Читайте также:  Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Для просмотра лекций вам подойдет практически любое устройство (компьютер, телефон, планшет), на котором вам комфортно работать. Скорость интернета должна быть такой, чтобы можно было без задержек смотреть потоковое видео, например с YouTube. Выполнять задания и выпускать сертификаты удобнее на компьютере.

К школе русской журналистики

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материалов курса:

Этот курс был бы невозможен без экспертов, которые приняли участие в его создании.

Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта

Close

Журналистика 18 века

Большим событием в истории отечественной журналистики стало появление первых частных изданий. Это произошло в самом конце 1750-х годов. “Трудолюбивая пчела” известного литератора А.П.

Сумарокова, еженедельный журнал, явно ориентировался на опальную супругу наследника престола Петра Федоровича, будущую императрицу Екатерину Алексеевну. И хотя здесь печатались очень многие литераторы, журнал все же оставался изданием А.П.

Сумарокова, – настолько сильно было влияние на других его незаурядной личности. Просуществовав год, “Трудолюбивая пчела” закрылась.

https://www.youtube.com/watch?v=nirRDtXKKkk\u0026list=PL-_cKNuVAYAUDtGDCHV3Qe4qP1t3Fxd8D

В начале 1760-х годов при Московском университете возникают литературные журналы “Полезное увеселение”, “Свободные часы”, “Невинное упражнение”, “Доброе намерение” и “Собрание лучших сочинений”.

Это развернул деятельность М.М.Херасков. Вокруг него создалась многочисленная группа молодых литераторов, произведениями которых и заполнялись страницы этих изданий. М.М.

Херасков показал себя горячим сторонником, новой императрицы Екатерины Второй.

Впрочем и сама императрица была не чужда журналистики: ее перу принадлежит не один материал еженедельного журнала “Всякая всячина”.

Издание сразу же предупредило своих читателей, что стоит за сатиру в “улыбательном духе” и не собирается затрагивать конкретные недостатки государственно-политического строя.

Все, что Екатерина делала в стране, было замечательным, совершенным и не подлежащим критике.

С этим оказался не согласен “Трутень”. Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во “Всякой всячине”, по мнению Н.И.Новикова, и есть тот самый трутень, что пользуется трудом других. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу.

“Трутень” спорил с “бабушкой” русской журналистики – “Всякой всячиной” по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.

Новикова, заявив: “бабушка” выжила из ума.

И “Трутень” закрылся. Но Н.И.Новиков почти тут же выпускает книжку нового журнала “Пустомеля”. Второй номер “Пустомели” стал последним. Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала “Живописец”. Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками.

Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян.

На втором году издания “Живописи” заметно сник, – издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, – и вскоре совсем прекратил свое существование.

То, что сделали “Трутень” и “Живописец” для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти.

Вряд ли Петр, создавший первую русскую газету для поднятия авторитета самодержавия, предполагал, что созданное им оружие обернется против его потомства. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.

Новикова – чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.

Не дремало и правительство Екатерины. Журнал “Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей”, выпускавшийся Академией наук в 1783 году, попытался объединить лучшие литературные силы разных направлений. Скажем, здесь печатались М.М.

Херасков, будучи представителем официальной журналистики, и Д.И.Фонвизин, выступавший с резкой сатирой, направленной против правительства Екатерины. В этом журнале Д.И.Фонвизин напечатал “Опыт российского сословника”, то есть словаря синонимов.

Разъясняя смысл слов, он приводил примеры такого рода: “проманивать – обманывать, проводить, – есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков. Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется”.

А в другом номере он задавал “Вопросы”, адресованные анонимному сочинителю “Былей и небылиц”, то есть опять же к императрице Екатерине. Прочитав их, она распорядилась все же напечатать их, но в сопровождении своих ответов, надеясь этим снизить критическую остроту произведения.

Судьба Д.И.Фонвизина была уже предрешена: все последующие его сочинения не увидели света при жизни автора. Правда, сам Д.И.Фонвизин поначалу этого не понял. В 1788 году он хлопочет об издании журнала “Друг честных людей, или Стародум”. Ему было отказано…

Несколько удачливее оказался И.А.Крылов. В 1789 году он предпринял, попытку издавать журнал “Почта духов”.

Это было, по определению издателя, “ежемесячное издание, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами”.

Корреспонденты волшебника сообщали ему обо всем, что удалось увидеть и услышать. Это давало И.А.Крылову возможность представить широкую панораму жизни. И всюду творилось беззаконие.

“Почта духов” не собрала большого числа подписчиков. К тому же И.А.Крылову дали понять, что тон его критики неугоден правительству. Журнал был вынужден закрыться.

Но уже в 1792 году И.А.Крылов вместе с друзьями И.А.Дмитревским, А.И.Клушиным и П.А.Плавильщиковым взялся за издание ежемесячного журнала “Зритель”. Издатели задались целью показать творческую мощь русского народа, прославив М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина, К.М.Минина, – всех тех, кто создавал Россию. Сам И.А.

Крылов напечатал в “Зрителе” несколько сатирических произведений: “Ночи”, “Каиб”, “Похвальная речь моему дедушке” и другие. Прибегнув к пародическому осмеянию русской крепостнической действительности, он дал своим героям говорящие имена: Звениголов – в “Похвальной речи…

” или Дурсан, Ослашид и Грабилей – в “Каибе”…

1792 год был знаменательным в своем роде для российской журналистики. В апреле был арестован Н.И.Новиков, летом прошел обыск в типографии “Зрителя”, за И.А.Крыловым установили полицейский надзор. Это свидетельствовало о том, что сатирическая журналистика превратилась в действительно опасную силу, оставлять без присмотра которую правительство боялось.

К полемической публицистике Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина добавилось понимание причин порочности общественных нравов. И.А.Крылов нападает уже не на отдельные недостатки режима: речь идет о борьбе со всей системой феодально-дворянской монархии.

Подводя итоги 18 века, необходимо отметить, что за одно лишь столетие русская журналистика постепенно окрепла, вошла в общественный обиход и заняла заметное место в социальной жизни.

От информативных рукописных газет до “Живописца” и “Почты духов” – таков путь русской журналистики 18 века. Основная масса изданий, конечно же, была обречена на кратковременное существование, не было еще достаточного издательского опыта.

Но газеты и журналы, выходившие в этот период, позволили определить место публицистики в развитии русской общественной мысли.

По мере роста общественного сознания передовая мысль пришла в конфликт с социальной идеологией, сперва по частным вопросам, а затем по коренным и основным проблемам: протест против самодержавия, борьба за просвещение, патриотизм, развитие национального склада ума и чувств, доходя до революционного решения вопросов.

А.Н.Радищев, опубликовавший в 1789 году в журнале “Беседующий гражданин” статью “Беседа о том, что есть сын Отечества”, определил основные ориентиры развития демократической журналистики.

Вчитайтесь: писатель характеризует состояние крепостных крестьян, подчеркивая, они – движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот.

Но среди представителей правящего сословия нет достойного, чтобы назваться сыном Отечества: вертопрах, развратник, щеголь, жадный корыстолюбец, обжора-чревоугодник, – не в их среде надлежит искать патриотов. Традиции свободолюбия зарождались уже среди публицистов 18 века. Вершиной их и явился А.Н.Радищев.

Поднятый спор о русском национальном характере публицистами 18 века имел огромное воспитательное значение. На произведениях, созданных в это время, формировались как личности все будущие герои 19 и 20 веков.

Периодическая печать, вызванная к жизни петровскими реформами для укрепления влияния самодержавия, за одно столетие превратилась в могущественное орудие против самодержавия. Русская журналистика в 18 веке,

начавшись с хроникальной заметки, выросла в большое и очень разнообразное жанровое наследство, способное сформировать общественное мнение и произвести социально-политические перемены.

Ссылка на основную публикацию