Интерьер дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Главная страницаМертвые Души

Интерьер дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Плюшкин прячет полученные от Чичикова деньги.
Художник А. Лаптев

Дом Плюшкина в поэме “Мертвые души” – это продолжение и отражение личности и характера героя. 

Господский дом является частью усадьбы Плюшкина, в которую входит крестьянская деревня, церкви, амбары, сад, огород и т.д.

Господский дом Плюшкина мрачен и дряхл, как и душа героя:

“… для оживления сего вымершего места …”

“… домом, который показался теперь еще печальнее …” 
Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:

“… Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски…”  (*бельведер – надстройка над зданием)
Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью:

“…Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах…” Судя по всему, Плюшкин давно не ремонтировал свой дом: “… Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен…” 
В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты, поэтому в дом едва попадает дневной свет:

“… Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги…”
Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет есть только в комнате Плюшкина:

“… в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную …” 

Комната Плюшкина: описание интерьера

Попав в комнату (кабинет) Плюшкина, Чичиков поражается ужасному беспорядку:

“… он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком…”
Комната Плюшкина совсем не похожа на жилое помещение:

“… Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе…” 

Интерьер дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Приезд Чичикова к Плюшкину.
Художник А. Лаптев

Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы: 

“… Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…” 
Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель:

“… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором…” 

На стенах кабинета висят старые картины:

“… По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. […] В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку…”

Люстра в комнате покрыта слоем пыли и похожа на кокон с червяком:

“… С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк…”

Интерьер дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
“Кабинет Плюшкина”.
Художник М. Шагал

Как известно, Плюшкин одержим собирательством. Он давно ничего не выкидывает. Именно поэтому на полу в углу комнаты находится куча хлама:

“… В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно…” 

“… высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога …”
Письменный стол Плюшкина (бюро) – это еще одно хранилище всякой всячины и мусора:

“… На бюре […] лежало множество всякой всячины…”
Очевидно, что дом Плюшкина, как и его усадьба – это настоящее хранилище старых и ненужных вещей. Мрачный дом Плюшкина является прямым отражением его мрачной и безжизненной души. Это было описание дома Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание интерьера, комнаты (кабинета) Плюшкина.

Смотрите:

– Все материалы о Плюшкине
– Все материалы по поэме “Мертвые души”

Интерьер Плюшкина – описание дома в поэме “Мертвые души” – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Дом Плюшкина представлял собой нечто особое, своеобразное уродливое гнездо, образ дома, потерявшего своего хозяина, своё предназначение и душу. Интерьер Плюшкина – лицо главного персонажа, его внутренний мир, душа помещика пуста и безобразна.

Впечатление гостя от обстановки дома

Когда Чичиков вошёл в коридор, он почувствовал запах погреба, отвратительный смрад – результат тщательной работы хозяина, который стаскивал в угол гостинной комнаты всё, то, что находил в деревне.

Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов.

Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё – всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате.

Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо.

Гоголь – мастер деталей

Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов.

Беспорядочно разбросанные вещи на трюмо, бумажки, отломанные ручки, засохшие перья – богатство, которое хозяин бережёт, собирает, трепетно группирует, перекладывает, но никогда не выбросит.

Рюмка с остатками напитка, в которой плавали несколько дохлых мух, заботливо накрыта листочком, будто бы это сокровище может когда-либо понадобится для каких-то важных целей. Жёлтая зубочистка, которую, по мнению автора, использовали ещё до пришествия Бонапарта, также хранилась на трюмо для “особого случая”.

Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение (Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны), натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей.

Потолок комнаты был “увенчан” люстрой, которая превратилась в грязный кокон из-за пыли, паутины и грязи. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям.

Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека.

Особое место в доме Плюшкина

Важно отметить, что несмотря на негатив, который появляется у читателя при знакомстве с Плюшкиным, именно этот персонаж вызывает у автора наибольший интерес.

Герой настолько проработан в мелочах, чертах, деталях, что создаётся впечатление, будто бы Плюшкин имел реальный прототип, с которым автор был близко знаком.

На самом деле, исследователи творчества Гоголя считают, что таким человеком мог стать некий Погодин, историк, знакомый автора, который славился своей скупостью, болезненной жадностью и накопительством.

Вместо красного угла в доме Плюшкина было особое место, где наш персонаж хранил всё то, что находил на дорогах в деревне, во дворах, в любом месте, куда он добирался. В этой “священной” куче мусора были обломки предметов интерьера, тряпки, разбитая посуда, оторванная подошва, офицерская шпора.

Описание этой кучи мусора в тексте поэмы даётся глазами Чичикова (который славится аккуратностью и чрезмерной чистоплотностью), это создаёт эффект гиперболизации. Разумеется, хозяин был слишком занят, чтобы разобрать весь этот “клад”, и он только увеличивается день ото дня.

Дополняя описание характера героя, следует отметить, что выходя “на охоту” в деревню, помещик вёл себя таким образом, что найденную вещь (даже забытую хозяйкой посуду) он искренне считал своей. Отобрать у него находку можно было, только поймав помещика с поличным.

Если же она попадала в легендарную кучу, то он доказывал, что это его собственность, подаренная неким родственником, нещадно врал, и возврата потери не стоило и ждать.

Дом Плюшкина в поэме “Мертвые души” символизирует внутренний мир персонажа и, вместе с тем, страшнейший порок, который способен превратить человека в бездушное ограниченное существо.

ПредыдущаяСледующая

Степан Плюшкин («Мёртвые души»)

Характеристика образа Плюшкина из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» показывает пример патологического накопительства — особого психического расстройства. Правда, особенности личности Плюшкина на этом не исчерпываются.

Внешность Плюшкина

Степан Плюшкин — последний из встреченных Чичиковым помещиков. Это человек весьма пожилой – ему больше шестидесяти лет. Несмотря на старость, персонаж выглядит достаточно бодрым и здоровым. Его внешность Гоголь описывает скупо, что согласуется с характером самого Плюшкина. Больше всего внимания уделяется одежде помещика, очень старой, засаленной и залатанной.

Усадьба и интерьер дома

Больше всего характеризует Плюшкина, конечно же, его имущество. Вот, например, разорённая и полуразрушенная деревня. Бедные, обветшалые крестьянские избы, с дырявыми крышами, с отвалившимися деталями конструкции, на окнах многих изб нет стёкол, вместо них иногда висят старые тряпки…

Столь же ветхо и уныло выглядит господский дом — длинный, с осыпавшейся штукатуркой, почти все окна закрыты ставнями или даже заколочены досками. Внутри дом напоминает «склад ненужных вещей»; в комнатах в беспорядке хранятся самые разные вещи, материалы, посуда, тряпьё.

В сараях и амбарах Плюшкина полно всяких запасов, однако они гниют и портятся, поскольку барин ими не пользуется и не даёт никому, даже своим крестьянам.

Читайте также:  Как Вы понимаете фразу: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой»?

Характер Плюшкина

Степан Плюшкин — человек злой, малообщительный и брюзгливый. Он любит со всеми поругаться, в том числе и со своими крестьянами.

Последних он постоянно обвиняет в воровстве, хотя причин для этого нет: у Плюшкина всё надёжно охраняется; кроме того, сам же барин, по сути, до нитки грабит своих крепостных.

Неудивительно, что многие его крестьяне сбегают из имения или просто умирают — от голода, болезней и других бедствий.

Ещё одна яркая черта Плюшкина — лицемерие. Он изо всех сил пытается изобразить заботу об имении и о своих подчинённых; но в итоге получается только забота о себе. Так, он входит на кухню, чтобы проверить, что ест его прислуга и вообще хватит ли пищи на всех работников; однако большую часть приготовленного тут же съедает сам.

Плюшкин не любит принимать гостей. Ведь ему кажется, что на это уходит много денег и запасов; гости портят домашнюю утварь, приносят грязь. Сам он тоже старается не ездить по гостям.

При этом собеседнику он не желает признаться в своей скупости и заявляет, что все его знакомые или поссорились с ним, или умерли.

В действительности, судя по всему, к такому жадному и скупому человеку никто уже давно не хочет ездить.

Лицемерие героя проявляется и в том, что он глубоко верит в Бога — точнее, видимо, просто старается показать это окружающим. Он постоянно упоминает Бога в разговоре, боится «божьего суда».

Также Плюшкин прибедняется; он говорит, что у него нет даже элементарных запасов, нет нормальной одежды, хотя, как уже было сказано выше, в его доме хранится абсолютно всё, только не используется по назначению.

Одна из его дочерей время от времени приезжает к «бедному старику» и дарит ему что-то из вещей — например, новый халат.

Плюшкин практически не испытывает обычных человеческих эмоций. Он никогда не радуется, не печалится. Его взгляд всегда пустой, чёрствый и злой. Внешне он пытается изображать абсолютное добродушие и участие, однако в действительности он постоянно думает только о наживе.

Прошлое персонажа и его эволюция (точнее, деградация)

Плюшкин давно уже вошёл в поговорку, о нём знают даже те, кто не читал произведение. Однако не все из тех людей, которые читали «Мёртвые души», могут вспомнить, что когда-то Плюшкин был совсем другим. В молодости это был образованный и достаточно умный человек. У него была жена, которую он очень любил, несколько детей.

Перемены в его личности начались тогда, когда умерла жена. Плюшкин стал замыкаться в себе и возненавидел людей, даже собственных детей, которые уехали из его дома без благословения. Он с тех пор не интересуется, как живут его дети и внуки, а если те обращаются к нему за помощью, то получают грубый отказ.

Интересно, что такие перемены в личности случаются у многих людей. Так что здесь персонаж описан в высшей степени реалистично. Потеря любимого человека порой оборачивается полным сумасшествием.

Заключение

Образ Плюшкина показывает нам человека, который полностью утратил цель своего существования. Персонаж фактически отошёл от социального взаимодействия, перейдя к аскетической жизни, и такой образ существования ему нравится. Патологическое накопительство Плюшкина тоже лишено всякой цели — он копит вещи просто для того, чтобы копить.

Известно, что в третьем томе «Мёртвых душ» Плюшкина, как и других персонажей, ждало своеобразное перерождение. Из выжившего из ума скопидома он превращался в благодетельного странника, бескорыстно помогающего всем нуждающимся.

Образ и характеристика Плюшкина — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Плюшкина, одного из основных героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — это образ человека, душа которого опустошена из-за скупости, поэтому этого героя можно причислить к «мёртвым душам».

Внешность, речь

Рисуя портрет Плюшкина, Гоголь до предела сгущает краски: Чичиков даже не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Нормального человеческого облика лишила этого помещика его невероятная скупость. Крестьяне окрестных деревень дали ему прозвище «заплатанной».

Одежда Плюшкина была похожа на капот, на голове он носил колпак, какие носят дворовые бабы, так что Чичиков принял его за бабу, но услышав его сиплый голос, всё же решил, что это не женщина.

По ключам, висевшим у этой фигуры за поясом и по тому, что она ругала мужика, приехавшего на телеге, Чичиков подумал, что это ключница, но затем решил, что это ключник, так как у него на лице была небритая щетина.

Когда выяснилось, что это помещик Плюшкин, Чичиков был удивлён ветхим нарядом этого богатого человека, у которого крепостных крестьян более тысячи.

Нельзя было понять, «из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги». На шее вместо галстука было повязано непонятно что: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник.

Плюшкин был худощавым стариком, ему шёл седьмой десяток. Подбородок его выступал далеко вперёд, а маленькие глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высунулись из норок и высматривают, нет ли здесь опасности. На лице его постоянно заботливое выражение. Когда он задумывался или был в недоумении, жевал губами, будто что-то ел.

Речь Плюшкина при разговоре с Чичиковым состояла почти из одних жалоб на нищету. Дворовых своих людей он постоянно ругал.

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно.

Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба.

Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один.

На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты.

Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора.

В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли.

Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

Характер

Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве».

Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве.

Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. д., и всё это портилось.

На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.

Биография

Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства.

Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества.

Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть.

Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества. Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства.

Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи (бумажек, пёрышек и т. п.). Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты.

Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах. Всё это гнило, ветшало, мука превратилась в камень.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает автор.

Отношение Плюшкина к предложению Чичикова

Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — вскричал растроганный старик. Но радость, показавшаяся на его «деревянном лице», быстро исчезла, и оно приняло заботливое выражение.

Читайте также:  Нигилизм в образе базарова

На предложение Чичикова совершить на мёртвые души купчую крепость, как на живые, Плюшкин ответил, что по купчей будут большие издержки, так как нужно будет платить приказным чиновникам. Услышав от Чичикова, что он и эти издержки примет на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, но от радости пожелал «всяких утешений» ему и даже его деткам.

Он расщедрился и хотел угостить гостя сухарём из кулича и ликёром из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», но Чичиков отказался.

Когда Чичиков узнал, что у Плюшкина 78 беглых крестьян, он согласился их приобрести по 25 копеек за душу. Плюшкин попросил, ради его нищеты, дать за душу 40 копеек. Тут начался торг, в итоге сошлись на 32 копейках.

Плюшкин, получив деньги, осторожно уложил их в ящик бюро, где они будут лежать, наверно, до самой смерти владельца.

После того, как неожиданный благодетель уехал, Плюшкин решается на невиданный для него поступок: хочет завещать ему свои карманные часы.

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться».

Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек.

Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель.

Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть.

Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

Заключение

Образ Плюшкина, одновременно накопителя и расточителя, представлен в 6 главе поэмы. Этого помещика Чичиков посетил после того, как побывал уже у других помещиков. Образ жизни Плюшкина губителен для его души, но она у него ещё не совсем мертва, поэтому лицо помещичьей России, отражённое в пятерых помещиках, показанных в поэме, становится не совсем омертвевшим.

Характеристика образа Плюшкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Интерьер Плюшкина – описание дома в поэме “Мертвые души”

Когда Чичиков вошёл в коридор, он почувствовал запах погреба, отвратительный смрад – результат тщательной работы хозяина, который стаскивал в угол гостинной комнаты всё, то, что находил в деревне.

Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов.

Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё – всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате.

Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо.

↑ Биография Плюшкина: история, жизнь, семья

Но так было не всегда. У Плюшкина — единственного из помещиков — есть в поэме биография. Когда-то он был только бережливым хозяином, и соседи приезжали к нему учиться «хозяйству и мудрой скупости». Он был женат и семьянин: приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством, навстречу гостям выходили две миловидные дочери, выбегал сын.

На антресолях жил учитель-француз и гувернантка-француженка.

В доме были открыты все окна, все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни, и везде во все входил зоркий взгляд хозяина, который в ту пору «являлся к столу в сюртуке хотя несколько поношенном, но опрятном…».

Но хозяйка умерла, к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, подозрительнее и скупее. Старшая дочь скоро убежала со штабс-ротмистром и обвенчалась в какой-то деревенской церкви. Отец проклял ее.

Были отпущены учителя; сын, посланный в город служить в палате, вместо этого определился в полк, скоро проигрался, отец проклял и его «и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете, или нет».

Наконец, умерла последняя дочь, находившаяся с ним в доме, и старик очутился сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала пищу скупости; человеческие чувства, которые никогда у него не были глубоки, мелели ежеминутно.

«С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно… было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате… сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик. Должно сказать, что подобное явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться…»

Приезжала два раза дочь с детьми, Плюшкин брал подарки, сам же не дарил ничего. Он стал неуступчивее к покупщикам, которые наконец от него отвернулись. Все у Плюшкина шло прахом, но доход в хозяйстве собирался по-прежнему, вновь становясь гнилью и прорехой, и сам он обратился наконец в какую-то «прореху на человечестве».

В ответ на комплимент Чичикова касательно экономии и порядка Плюшкин пробормотал сквозь губы (зубов у него не было) что-то недружелюбное, но все же пригласил его садиться.

Он известил Чичикова, что давно отобедал, а сена в хозяйстве — хоть бы клок, так что и лошадь гостя покормить нечем.

Крестьян у него, по словам его, тоже мало — последние три года горячка выморила здоровенный куш мужиков, со дня подачи последней ревизии до 120 душ. Мужики, по его словам, ленивы, работать не любят.

Гоголь – мастер деталей

Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов.

Беспорядочно разбросанные вещи на трюмо, бумажки, отломанные ручки, засохшие перья – богатство, которое хозяин бережёт, собирает, трепетно группирует, перекладывает, но никогда не выбросит.

Рюмка с остатками напитка, в которой плавали несколько дохлых мух, заботливо накрыта листочком, будто бы это сокровище может когда-либо понадобится для каких-то важных целей. Жёлтая зубочистка, которую, по мнению автора, использовали ещё до пришествия Бонапарта, также хранилась на трюмо для “особого случая”.

Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение (Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны), натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей.

Потолок комнаты был “увенчан” люстрой, которая превратилась в грязный кокон из-за пыли, паутины и грязи. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям.

Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека.

Детали — часть сюжета

Давая описание обстановки в дома помещика, автор показывает нищету внутреннего мира Плюшкина. Для него важны только его сокровища, которые трепетно хранятся и группируются по значимости.

Например, рюмка, где осталось немного напитка, в котором плавают мухи, или уже использованная зубочистка предназначается для особого случая. Гоголь мастерски описывает обстановку комнат, называя интерьер нелепым и удушающим. Мебель и картины не сочетаются друг с другом.

Люстра не только в пыли, но и в паутине. Да и из углов на гостя смотрят пауки.

Этими деталями усиливается негативная характеристика Плюшкина. Гоголь описывает помещика следующими красками:

Причем к себе он относится не лучше, чем к другим людям. Деньги и вещи являются целью и любовью всей жизни этого так называемого человека. По сути, он давно эмоционально мертвый.

Особое место в доме Плюшкина

Важно отметить, что несмотря на негатив, который появляется у читателя при знакомстве с Плюшкиным, именно этот персонаж вызывает у автора наибольший интерес.

Герой настолько проработан в мелочах, чертах, деталях, что создаётся впечатление, будто бы Плюшкин имел реальный прототип, с которым автор был близко знаком.

На самом деле, исследователи творчества Гоголя считают, что таким человеком мог стать некий Погодин, историк, знакомый автора, который славился своей скупостью, болезненной жадностью и накопительством.

Вместо красного угла в доме Плюшкина было особое место, где наш персонаж хранил всё то, что находил на дорогах в деревне, во дворах, в любом месте, куда он добирался. В этой “священной” куче мусора были обломки предметов интерьера, тряпки, разбитая посуда, оторванная подошва, офицерская шпора.

Описание этой кучи мусора в тексте поэмы даётся глазами Чичикова (который славится аккуратностью и чрезмерной чистоплотностью), это создаёт эффект гиперболизации. Разумеется, хозяин был слишком занят, чтобы разобрать весь этот “клад”, и он только увеличивается день ото дня.

Читайте также:  Какую смелость можно назвать безрассудной?

Дополняя описание характера героя, следует отметить, что выходя “на охоту” в деревню, помещик вёл себя таким образом, что найденную вещь (даже забытую хозяйкой посуду) он искренне считал своей. Отобрать у него находку можно было, только поймав помещика с поличным.

Если же она попадала в легендарную кучу, то он доказывал, что это его собственность, подаренная неким родственником, нещадно врал, и возврата потери не стоило и ждать.

Дом Плюшкина в поэме “Мертвые души” символизирует внутренний мир персонажа и, вместе с тем, страшнейший порок, который способен превратить человека в бездушное ограниченное существо.

↑ Портрет Плюшкина: цитаты Чичикова о Плюшкине

Чичиков долго не мог понять, какого пола была стоявшая перед ним фигура: баба или мужик. «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Со временем Чичиков признал в нем старика — как оказалось, ему шел седьмой десяток.

«Лицо его не представляло ничего особенного один подбородок только выступал очень далеко вперед маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мёртвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мёртвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

Синдром Плюшкина: как избавиться от лишнего хлама

Определите свою «норму захламленности»

Приходя в гости, вы наверняка не раз задавались вопросом: «Боже, как можно жить в таком завале?» или, напротив, удивлялись аскетизму чужого интерьера, в котором прекрасно чувствуют себя сами владельцы. Дело в том, что у каждого из нас свой предельно допустимый уровень захламленности.

Творческие люди обычно окружают себя безделушками, которые их вдохновляют, прагматики — напротив, используют необходимый минимум вещей.

Чтобы избавиться от тяги к накопительству, вам не придется расчищать квартиру до бетона — достаточно лишь понять, при какой «дозе» декора и аксессуаров вы чувствуете себя «в своей тарелке».

Избавьтесь от всего, что вам не нравится

Одна из причин, по которым наши квартиры зарастают хламом до потолка, емко описывает формулировка «Жалко выбросить».

Почти в каждом доме найдется сервиз с голубыми гортензиями, который подарила на свадьбу двоюродная тетя, трехметровый ковер с восточным орнаментом из путешествия, ваза с фарфоровыми ангелами из детства — предметы, в общем, неплохие, но совершенно не уместные в вашем доме просто потому, что они вам не нравятся.

Да, «не нравится» — вполне уважительная причина для того, чтобы освободить дом от конкретных аксессуаров. Если их жаль выбрасывать, устройте аттракцион неслыханной щедрости для близких: то, что вам не по вкусу, вполне может пригодиться родственникам, друзьям и соседям.

Лечите интерьерный шопоголизм

Не можете противиться соблазну постоянно покупать все новый декор, хотя в квартире нет места даже для старого? Кажется, вы имеете дело с интерьерным шопоголизмом, и в глубине души вам кажется, что все красивые вещи на свете должны жить только у вас дома.

Не волнуйтесь, это лечится, скорее даже, поддается профилактике.

Каждый раз, открывая дверь магазина, задавайте себе простые вопросы: действительно ли мне нужна шестнадцатая по счету ваза? Куда я буду ее ставить? Могу ли я позволить себе эту покупку, или бюджет лучше сберечь для более существенных дел? Откровенные ответы на первом этапе помогут избежать хотя бы половины импульсивных покупок, а затем разумное потребление войдет в привычку.

Плюс-минус одна вещь

Интерьер часто выглядит перегруженным из-за предметов-дублеров. Заведите правило выбрасывать старую вещь, когда покупаете ей альтернативу. Принесли в дом новый набор кастрюль? Прощайтесь со старыми.

Не устояли перед роскошным комплектом постельного белья? Что ж, придется избавиться от одного из привычных.

Такой подход сложно назвать экономически выгодным, зато он эффективно отрезвляет современных Плюшкиных: перед покупкой нового аксессуара вам теперь придется подумать о том, не жаль ли вам выбрасывать старый.

Измените отношение к уборке

Необходимость разобрать домашние завалы обычно воспринимается как наказание за грехи — нет ничего удивительного, что у вас не возникает желания понести эту «кару» добровольно. Кажется, настал момент, когда пора изменить отношение к делу: посмотреть на уборку не как на каторгу длиною в день, а как на увлекательный проект с эффектным результатом.

На самом деле в процессе уборки есть особая магия: на ваших глазах и вашими усилиями из-под завалов проступают фактурные поверхности, в квартире становится легче дышать и в целом приятнее находиться. Приступая к разбору хлама, не концентрируйтесь на негативных сторонах процесса — лучше подумайте о том, как вознаградите себя бокалом вина и чувством выполненного долга вечером.

Проводите сезонную инвентаризацию

Смена сезонов вызывает в доме большие перемены: одежда по погоде переезжает на видное место, да и декор квартиры приспосабливается к новым реалиям.

Доставая зимние аксессуары, не забудьте убрать с глаз долой летние, а заодно — пересмотреть гардероб и избавиться от откровенно лишних вещей. Выявить их помогут те самые фразы, которыми вы обычно уговариваете себя сохранить старое добро.

«А может, я еще когда-нибудь надену эти сапоги — скажем, в лес? Я так эффектно выглядела в этом платье десять лет назад — ничего, похудею и снова буду носить! Жаль, что такие купальники вышли из моды, но мода ведь возвращается!» — вот ваши главные помощники в борьбе с беспорядком. Примите за данность, что вещи должны подходить вам здесь и сейчас. В противном случае их лучше выбросить или отдать тем, кому они нужнее.

Заведите систему

Отдельные коробки для каждой пары обуви, подписанные контейнеры с аксессуарами, белые вешалки только для рубашек, а черные для платьев — на первый взгляд, такая скрупулезная организация хранения попахивает шизофренией, но нам, Плюшкиным, нужна «тяжелая артиллерия».

Заключите с собой договор: у каждой вещи в доме должно быть единственное верное место «прописки» — так вам будет гораздо проще делать уборку, а ситуации, когда вы часами ищете нужный предмет, забудутся, как страшный сон.

И даже если система даст сбой, у вас легко получится восстановить равновесие: действовать по шаблону всегда быстрее и эффективнее, чем каждый раз выстраивать систему хранения заново.

Ставьте маленькие задачи

Масштабный проект легче реализовать, если создать подробный алгоритм и строго его придерживаться. Это правило работает не только в бизнесе, но и в вопросах уборки и организации. «Разобрать кабинет и библиотеку» — слишком крупный запрос, от которого так и веет драматизмом. Начните с оперативной задачи помельче — например, для начала наведите порядок на письменном столе.

  Н. А. Некрасов “Русские женщины”: анализ произведения

Выделите 15 минут в день для уборки

10, 20, полчаса — ровно столько, сколько вы реально в состоянии потратить в день на благо собственного дома. Сегодня вымыть столешницы, завтра протереть пыль в гостиной и спальне, послезавтра пропылесосить — при таком подходе вам намного реже придется выделять целый выходной для генеральной уборки.

Вдохновляйтесь чужим примером

На тему уборки и порядка написано немало книг и статей: не пренебрегайте советами и лайфхаками профессионалов. Один из последних бестселлеров — работа Мэри Кондо «Меняющая жизнь магия наведения порядка: Японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства».

Мэри знает, о чем пишет: у японцев не принято оставлять вещи на виду, а всем интерьерным стилям в Стране восходящего солнца предпочитают минимализм. Другие полезные книги — «Искусство жить просто» Доминика Лоро, «Избавь свою жизнь от хлама» Эндрю Меллен или «Самоорганизация по принципу изнутри-снаружи» Джулии Моргенстерн.

Советы авторов действительно вдохновляют и убеждают: справиться с хаосом в собственной квартире по силам каждому.

www.goodhouse.ru

Ссылка на основную публикацию