Идейно-художественное своеобразие пьесы горького «на дне»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день.

Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя не возникает неприязни или отвращения.

А многообразие характеров позволяет лучше понять этих людей.

Своеобразие пьесы в том, что представители низшего слоя рассуждают о высокодуховных и серьезных вещах. Они одеты в лохмотья, питаются как попало и злоупотребляют алкоголем, но вопросы жизни и бытия волнуют их не меньше, чем богатых и образованных представителей интеллигенции.

Да, воры и алкоголики не могут процитировать великих философов или проанализировать политическую ситуацию в стране. Но их мнение и мысли не становятся от этого менее ценными и интересными.

Своим взглядом на мир, нравственные и духовные проблемы они делятся друг с другом. Читатель понимает, что ничто человеческое не чуждо представителям всех социальных слоев.

Нередко и богатых, и бедных волнуют одни и те же вопросы.

Жители ночлежки задаются вопросами о добре и зле, жизни и смерти, а также свободе, совести, чести и счастье. Но основной темой разговоров становится проблема человека.

Герои спрашивают себя и друг друга, что есть человек, какова его цель на Земле, в чем смысл жизни? Эти глубокие вопросы кажутся совсем неподходящими и не соответствующими окружающей действительности, в которой живут действующие лица.

Но их эти темы волнуют не меньше, чем вопросы «что поесть?» или «где найти выпивку?».

В беседах о высоком раскрываются не только мысли персонажей, но и их характеры. Бубнова читатели видят мрачным скептиком, Сатин считает, что главное — это правда, и уверен в величии человека, Лука утешает и поддерживает героев. Каждый из них — не просто человек, а носитель определенной системы ценностей и взглядов, сформированных на протяжении непростой жизни.

Интересно, что до Горького изображение «маленьких людей» в литературе было почти одинаковым. Их считали слабыми, жалкими, требующими сочувствия и сострадания. Они не способны были самостоятельно добиться своих целей или защитить собственные убеждения. Но герои пьесы «На дне» не такие. Да, они находятся в самом низу социальной лестницы, но им не нужна жалость или помощь. Они знают себе цену.

Горький необычно и по-новому изобразил жизнь низов общества. Он заставил читателей по-другому взглянуть на людей, живущих в ночлежках. Несмотря на их внешний вид или жизненные привычки, в них остается немало человечности и ума.

Идейно-художественное своеобразие пьесы Максима Горького «На дне»

Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место.

Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав.

Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Обитателей ночлежки Костылевых не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, чести, счастья, жизни и смерти.

Обратите внимание

Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразие пьесы “На дне”.

Бесконечные споры, страстное и эмоциональное обсуждение вопросов, волнующих человека, позволяют сделать довольно точное заключение о его характере, о тех чертах, которые обычно бывают скрыты.

Как живые, реальные люди предстают перед нами: мрачный фаталист и скептик Бубнов, странник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие. За каждым из них стоит целая система моральных и эстетических взглядов.

Пусть эти герои, по-видимому, не знали и не читали Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского — реальные противоречия реальной жизни заставляют их мучительно искать объяснение тому положению, в котором они оказались.

В пьесе резко сопоставлены образы героев, их мысли, чувства и переживания. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи — идеи о Человеке.

Закономерно, что понятие “человек” открывается в творчестве писателя разными гранями, даже в тех произведениях, где, как и в пьесе “На дне”, внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы является то, что в ней особенно громко звучит гимн Человеку, как бы в противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности.

Литература прежних лет, изображая “маленьких” людей, униженных и оскорбленных, выражала глубокое сострадание к ним. Но когда люди перестают быть “маленькими”, одной жалости к ним становится недостаточно.

Мне кажется, образ странника-утешителя Луки введен отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого “апостола утешающей лжи” вызывает бурные споры.

Важно

  Сочинение на тему Хочу и надо (размышление) 7 класс

Кто он — положительный герой или отрицательный, жалеет людей или равнодушен к ним, стремится излечить их утешениями или преследует другие цели? С точки зрения критика Б.

Правда или ложь?

Проблема нравственного выбора в пьесе Горького «На дне» стоит очень остро.

Во что должны поверить люди? В сладкую ложь или в горькую правду, какими приправил пьесу Горький «На дне»? Анализ показывает, что мастером сладкой лжи в произведении выступает странник Лука, он уверен, что людям нужно говорить то, что они хотят услышать. Он обнадеживает всех обитателей ночлежки.

Дарит веру, что есть шанс изменить свою жизнь, если поступить так или вот так. Но когда он вдруг исчезает, всем становится не по себе. Постояльцы чувствуют себя брошенными, а Актер, который верил словам Луки больше всех, заканчивает жизнь самоубийством.

Правда в пьесе Горького «На дне» олицетворяется ее героем — Сатиным. Этот мужчина не лучший представитель человеческой расы — он нечист на руку, любит выпить, участвует в драках, с пессимизмом смотрит в будущее. Но есть в нем немного больше знаний и понимания происходящего.

Именно от него исходит простая истина: «Нужно гордиться тем, что ты человек». Сатин не является харизматичной личностью, которая может повести за собой толпу, он не революционер, не психолог и не политик — он просто указал на очевидное, которое зажгло в глазах каждого, еще не отчаявшегося вконец обитателя, особую искру.

И она не угаснет, когда Сатин исчезнет, как это случилось с красивой ложью Луки.

Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»

Коллекция сочинений: Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне»

Ранние произведения М. Горького отражают незавершен­ность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совме­щает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы.

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России.

Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.

Совет

Природа в этом мире тесно связана с душевным состояни­ем героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюже­та.

Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное на­пряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, воль­ной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль», либо противостоит им.

Впрочем, в этом противостоянии участву­ет, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное по­добие», созданное людьми.

Воплощением этого “ложного подобия» является порто­вый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или “живой» лес, возникший из-за страха людей.

В обоих случаях созданная людьми реальность “пора­ботила и обезличила их », поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх.

Напротив, под­линная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов закан­чивается пейзажами, символизирующими “вечность», непод­властную мелким страстям красоту и гармонию.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг кото­рого строится повествование: Челкаш чувствует себя свобод­ным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь “вторым Я» автора, он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

  Стоит ли быть хирургом? Достоинства и недостатки профессии

У главного героя, как правило, есть антагонист, придержи­вающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный.

“Свободные» герои противостоят ге­роям, зависящим либо от денег, либо от “традиций», либо от “незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только сво­бода для всех может принести счастье людям, научить их “ви­деть жизнь», как говорит старуха Изергиль.

Ее судьба проти­вопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни».

“Мещанский идеал» для Горького — это и мечта Гаврилы “о доме», и “забота» деда Архипа о Леньке, и “мудрость» Ужа. Горький считал, что человек не только скопление гре­хов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть “активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способ­ности “жить, а не примиряться».

Обратите внимание

Противостояние двух этик составляет основу сюжета. За­вязкой оказывается проблема, на которую две разные систе­мы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька», проблема “цены денег» в “Челкаше» или свободы в “Старухе Изергиль».

Затем кон­фликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду» Ужу, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя.

Такое противостояние двух мировоззрений проявляет­ся и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии дей­ствительности. “Красивые люди» всегда сравниваются с пти­цами, они “способны летать», в отличие от “рожденных пол­зать». Внешностью и речью они, так же как и романтичес­кие герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей.

Мир “красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша “огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим».

Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие вни­мание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух ком­плексов идей строится сюжет, причем один из них несет от­четливо выраженную положительную оценку. Развитие сю­жета формирует такую же оценку со стороны читателей.

Читайте также:  Легко ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победите­лями. С самого начала произведения они композиционно вы­делены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как “босяки».

Это проявляется и в речи, и в стремлении к “вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социаль­ная обособленность позволяет говорить об их сходстве с ро­мантическими персонажами XIX века.

В то же время Горь­кий наделяет своих героев отличительными чертами именно “людей дна», что можно воспринимать как стремление к ре­алистическому описанию жизни России начала XX века.

Источник: https://www.rlspace.com/idejno-xudozhestvennoe-svoeobrazie-pesy-m-gorkogo-na-dne/

Правда всегда узнаваема

Общественность неоднозначно отнеслась к пьесе, которую написал М. Горький («На дне»). Людям всегда были чужды страдания низшего слоя общества. Но правдивость его истории, характеры и судьбы его героев стали узнаваемы не только в Советском Союзе, но и во всем мире — от Америки до Японии.

Весьма сложное произведение создал Максим Горький. «На дне», краткое содержание которого нельзя передать несколькими фразами, наталкивает на философские размышления о жизни и ее смысле. Тщательно выписанные образы предлагают читателю свою точку зрения, однако, как всегда, решать необходимо только ему.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

М. Горький “На дне” сочинение.Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им.

На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав. Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность.

Обитателей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, чести, счастья, жизни и смерти. Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразие пьесы «На дне».

Люди дна

Люди дна в пьесе Горького «На дне» самые обычные. Они попали в сложную жизненную ситуацию. Главные герои произведения:

  • Михаил Костылев — заведует ночлежкой.
  • Василиса — жена Костылева, любит вора Пепла.
  • Наталья — сестра Василисы, терпит побои старшей сестры и после выхода из больницы исчезает.
  • Лука — странник, который внезапно появляется и исчезает, умело утешает всех ложью.
  • Васька Пепел — вор, желающий изменить свою судьбу.
  • Клещ — обычный работяга, который хочет вернуться к прошлой жизни.
  • Барон — обедневший аристократ, уверен в том, что лучшие моменты его жизни остались в прошлом.
  • Сатин — шулер, уверен, что главное для человека — это духовная свобода
  • Актер — когда-то действительно выступал на большой сцене, в настоящее время пьяница, который не придумал ничего лучшего, как покончить жизнь самоубийством.

Значение и язык произведения

Проблема, поднятые в пьесе, остаются актуальными и по сей день. Каждый читатель для себя вынесет свой вывод. Произведение может помочь понять, что в любой ситуации нужно к чему-то стремиться, не останавливаться и не оглядываться назад.

Особенности произведения заключаются в подаче характеров персонажей, способе изложения, в гармоничном использовании описаний. Автор при помощи художественных приемов и стилистических фигур очень точно изображает условия обитания персонажей произведения, ведь все эти детали Горький видел лично.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Сюжет известной пьесы

Анализ «На дне» (Горький М.) невозможен без знания сюжета пьесы. Красной нитью через все произведение проходит спор о возможностях человека и самом человеке. Действие разворачивается в ночлежке Костылевых — месте, которое словно забыто богом, оторванно от цивилизованного мира людей.

Каждый обитатель здесь давно утратил профессиональные, социальные, общественные, духовные, семейные связи. Практически все они считают свое положение ненормальным, отсюда и нежелание ничего знать о соседях, определенная озлобленность, пороки. Оказавшись на самом дне, персонажи имеют свою жизненную позицию, знают только собственную правду.

Может ли что-нибудь спасти их, или это потерянные души для общества?

Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день.

Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя не возникает неприязни или отвращения.

А многообразие характеров позволяет лучше понять этих людей.

Своеобразие пьесы в том, что представители низшего слоя рассуждают о высокодуховных и серьезных вещах. Они одеты в лохмотья, питаются как попало и злоупотребляют алкоголем, но вопросы жизни и бытия волнуют их не меньше, чем богатых и образованных представителей интеллигенции.

Да, воры и алкоголики не могут процитировать великих философов или проанализировать политическую ситуацию в стране. Но их мнение и мысли не становятся от этого менее ценными и интересными.

Своим взглядом на мир, нравственные и духовные проблемы они делятся друг с другом. Читатель понимает, что ничто человеческое не чуждо представителям всех социальных слоев.

Нередко и богатых, и бедных волнуют одни и те же вопросы.

Жители ночлежки задаются вопросами о добре и зле, жизни и смерти, а также свободе, совести, чести и счастье. Но основной темой разговоров становится проблема человека.

Герои спрашивают себя и друг друга, что есть человек, какова его цель на Земле, в чем смысл жизни? Эти глубокие вопросы кажутся совсем неподходящими и не соответствующими окружающей действительности, в которой живут действующие лица.

Но их эти темы волнуют не меньше, чем вопросы «что поесть?» или «где найти выпивку?».

В беседах о высоком раскрываются не только мысли персонажей, но и их характеры. Бубнова читатели видят мрачным скептиком, Сатин считает, что главное — это правда, и уверен в величии человека, Лука утешает и поддерживает героев. Каждый из них — не просто человек, а носитель определенной системы ценностей и взглядов, сформированных на протяжении непростой жизни.

  Что такое сила духа? (примеры из жизни для сочинения 15.3)

Интересно, что до Горького изображение «маленьких людей» в литературе было почти одинаковым. Их считали слабыми, жалкими, требующими сочувствия и сострадания.

Они не способны были самостоятельно добиться своих целей или защитить собственные убеждения. Но герои пьесы «На дне» не такие. Да, они находятся в самом низу социальной лестницы, но им не нужна жалость или помощь. Они знают себе цену.

Горький необычно и по-новому изобразил жизнь низов общества. Он заставил читателей по-другому взглянуть на людей, живущих в ночлежках. Несмотря на их внешний вид или жизненные привычки, в них остается немало человечности и ума.

Cочинение «Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»»

Человек — вот правда! М.Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность.

Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман.

Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них.

Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей.

Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам.

Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника.

«Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу.

10 стр., 4976 слов

Сатин или лука герои пьесы на дне. Кто прав в споре о правде …

… остро спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне». Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, …

Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем.

Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

  1. «Есть — люди, а есть — иные — и человеки…»(По пьесе Горького «На дне»).

    Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских…

    смотреть целиком

  2. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем — «Без солнца», и, наконец, -…

    смотреть целиком

  3. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке….

    смотреть целиком

  4. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести…

    смотреть целиком

  5. Новое! Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Л. говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», — однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает:…

    смотреть целиком

  6. Новое! М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что…

    7 стр., 3412 слов

    Пейзаж в расскрытии замысла автора по произведению Горького «Старуха Изергиль»

    … яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.

    Пейзаж в расскрытии замысла автора по произведению Горького «Старуха Изергиль» Библиотека Рефераты Курсовые Дипломы … что роль повествователя в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» очень велика.

    Рассказчик смотрит на романтическую старуху глазами реалиста и замечает несоответствие слов Изергиль и её жизненной …

    смотреть целиком

  7. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения,…

    смотреть целиком

Читайте также:  Образ Пушкина в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Сочинение на тему «На дне М. Горького: своеобразие пьесы»

Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»

С первых рецензий на мхатовскую постановку пьесы Горького «На дне» начались споры о ее художественных достоинствах и недостатках.

Очевидно было, что драматург пожертвовал увлекательностью интриги, напряженностью действия и психологической глубиной характеров ради чего-то, с его точки зрения, более важного.

Чего же именно? На первый взгляд пьеса представляет собой статическую серию бытовых натуралистических зарисовок, внутренне не связанных сцен, она лишена действия, развития, драматического конфликта.

В пьесе проступают несколько мотивов, идейно-тематических комплексов, представленных на уровне идей и настроений, черт характера действующих лиц, их стремлений, идеалов, поступков, их взаимоотношений и судеб, их отдельных столкновений.

При этом ни одна судьба, ни один конфликт не прослеживаются целостно от начала до конца. Все они намечаются как бы пунктиром, прерывно, эпизодично. О целостности можно говорить только применительно ко всему мотиву, всему идейно-тематическому комплексу.

Как писал сам Горький в «Литературной газете» в 1931 году, «пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его».

Мы мало знаем о жизни Квашни, но ее образ входит в сложное многоголосие пьесы: Квашня появляется в начале как носительница иллюзии о замужестве и в конце — как утратившая свою утешительную иллюзию, примирившаяся с неприглядной действительностью. Ее судьба и ее «голос» вводятся в «контрапункт» сценического движения.

Вчитаемся внимательно в экспозицию. В бытовом плане — это клубок мелких ссор сожителей ночлежки. В фабульном плане он не имеет никакого значения. Сцепившиеся Квашня и Клещ не станут дальше ни воевать, ни объединяться в «союз» против кого-то третьего. Параллельная перебранка персонажей — случайность, роль ее незначительна.

Но именно в этой внешней случайности и незначительности складывается центральный организующий лейтмотив: Квашня и Настя утверждают утешающие иллюзии, а Барон и Бубнов отрицают их и глумятся над их приверженцами. В начале пьесы нас вводят в образ жизни этих людей. Утвердить себя можно только через попрание, подавление, прямое уничтожение другого человека.

Либо ты истязаешь другого, либо другой истязает тебя.

Герои ведут параллельную перебранку, но диалоги соотносятся друг с другом по внутренней логике. В экспозиции уже заявлены все основные проблемы, которые будут решаться в пьесе; в зародышевом виде выступают все ее основные темы.

Как относиться к бесчеловечной жизни обездоленных, угнетенных? Терпеливо им нести свой крест? Смягчить муку других состраданием? Отдаться утешающим иллюзиям? Протестовать? Искать каждому для себя активный выход, скажем, в труде? Различные ответы на эти вопросы разъединяют или так или иначе сводят героев пьесы, которые находятся как бы в состоянии ожидания.

Появление Луки приводит все в движение. Это, безусловно, завязка. Все, что ранее медленно вызревало и худо-бедно разрешалось, теперь выплескивается на поверхность.

В рутинной ночлежной жизни происходят не виданные прежде события: проявляют твердость характера и стремление вырваться со дна жизни Актер, Пепел, Наташа, Настя; «очеловечиваются» Клещ и даже Бубнов. В четвертом действии пьесы все полны какого-то свежего задора, силы, молодости, любви, понимания.

В то же время остаются и ненависть, и презрение друг к другу, и непонимание друг друга. Сам-то Лука всех понимал, но, уйдя, не раскрыл ночлежникам секрета, как научиться понимать друг друга.

В финале пьесы автор привел персонажей к прямому столкновению их сущностей и правд. Спор завязывается по поводу Луки. Каждый выдвигает свое понимание старика и обвиняет всех остальных в абсолютном непонимании: «Настя. Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы — ржавчина… Клещ.

Он — жалостливый был… у вас вот… жалости нет… Татарин. Старик хорош был… закон душе имел! Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!..

Ты — ничего не понимаешь…»

Далее следуют слова Сатина, в которых сформулирована горьковская «человекоправда»: «Человек — вот правда! Что такое человек?..

Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.

) Понимаешь? Это — остроумно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это — звучит гордо!»

Но монолог Сатина — не кульминация четвертого акта пьесы. Действие идет дальше и от разговоров переходит в более высокую и трудную (ибо она ближе к жизни) сферу поступков. И здесь одно за другим совершаются «людьми дна» свободные деяния.

Впервые щедр и добр к людям Клещ… Барон впервые задумывается над жизнью… А Настя впервые отвела душу в наслаждении местью, издеваясь над рассказом Барона о своем прошлом. Но кульминация еще впереди.

«Ворон» Бубнов приходит добрый и щедрый и угощает всех; и бывший полицейский Медведев и педантичный Татарин размягчаются; и вот уже звучит песня — все сливаются во всеобщем воодушевлении, и сердца стучат в гармонии друг с другом.

https://www.youtube.com/watch?v=Gm7b4TlLPRU

В песне найдено то взаимопонимание, согласие мыслей о жизни и старике, которого никак не удавалось достигнуть путем рассуждений.

И наконец совершается последнее (а в условиях ночлежки и высшее) деяние свободной воли пробудившейся личности. Это — самоубийство Актера. Оно испортило песню (так же, как песня перед этим прервала рассуждение).

Вот она, последовательность освоения «человекомира»: мысль, песня, поступок.

В людях проснулся идеал Человека — и это первый шаг в постройке нового «человекомира». Это выступает как пробуждение хаотической множественности людских «Я»: воль, стремлений, правд.

В пьесе есть любовный треугольник — Пепел, Наташа и Василиса. Пепел, бывший любовник Василисы, порывает с ней и сходится с ее младшей сестрой Наташей, но счастье их непродолжительно. Брошенная Василиса мстит и губит обоих влюбленных. Этого достаточно, чтобы сделать сюжетную пьесу с эффектной интригой убийства Костылева.

Но в таком случае идея Правды, образы Луки, Сатина, Актера и Бубнова стеши бы лишними, тормозящими и обременяющими действие. Пьеса М. Горького о другом — о том, что в теории и в жизни все — по- разному. «Дно» здесь иносказательно. Это модель мира, в котором жертвы не только стонут, но и обсуждают свои стоны.

При этом Горький отнимает у них главную привилегию жертвы — безответственность за свою погибель.

«Дно» Горького метафорично, иносказательно, это условная модель определенных жизненных ситуаций и человеческих взаимоотношений. Горький пытается проверить теоретические ценности и нравственные нормы жизненными ситуациями. Вот тебе ситуация — попробуй, выведи из нее свое объективное суждение, поступи правильно. Куда ни кинь, всюду клин. Пришел старик и взбаламутил это болото.

Пьеса построена как симфония абсолютно житейских ситуаций, на которые не распространяются умозрительные принципы философов. Художественная ценность пьесы далеко не всегда определяется идейной глубиной и актуальностью данного в ней ответа на жизненно важный вопрос. Чаще хорошие драмы просто ставят умные, мучительные для человека вопросы — и это обеспечивает таким пьесам бессмертие.

Вспомним хотя бы «Гамлета».

  Сочинение на тему описание внешности друга 7 класс

Советским критикам очень хотелось увидеть в пьесе пропаганду деятельной (революционной), а не пассивной (проповеднической) любви к людям.

Но многого ли стоит политическая активность без «человеческого измерения»? Этот вопрос красной нитью проходит через проблематику всей русской литературы XIX в.

Еще Пушкин в стихотворении 1830 года «Герой» размышлял на ту же тему:

Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран…

Пьеса «На дне» сильна не столько своими ответами, сколько вопросами, вырастающими из самой гущи жизни, из самых насущных человеческих потребностей. А вопросы плохо задаются, когда все ладно да гладко. Потому пьеса «На дне» полна контрастов, резких столкновений доброго и злого, низкого и высокого, материального и духовного, комического и трагического.

Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день.

Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя не возникает неприязни или отвращения.

А многообразие характеров позволяет лучше понять этих людей.

Своеобразие пьесы в том, что представители низшего слоя рассуждают о высокодуховных и серьезных вещах. Они одеты в лохмотья, питаются как попало и злоупотребляют алкоголем, но вопросы жизни и бытия волнуют их не меньше, чем богатых и образованных представителей интеллигенции.

Да, воры и алкоголики не могут процитировать великих философов или проанализировать политическую ситуацию в стране. Но их мнение и мысли не становятся от этого менее ценными и интересными.

Своим взглядом на мир, нравственные и духовные проблемы они делятся друг с другом. Читатель понимает, что ничто человеческое не чуждо представителям всех социальных слоев.

Нередко и богатых, и бедных волнуют одни и те же вопросы.

Жители ночлежки задаются вопросами о добре и зле, жизни и смерти, а также свободе, совести, чести и счастье. Но основной темой разговоров становится проблема человека.

Герои спрашивают себя и друг друга, что есть человек, какова его цель на Земле, в чем смысл жизни? Эти глубокие вопросы кажутся совсем неподходящими и не соответствующими окружающей действительности, в которой живут действующие лица.

Читайте также:  Женские образы в «Ревизоре» Н.В Гоголя

Но их эти темы волнуют не меньше, чем вопросы «что поесть?» или «где найти выпивку?».

В беседах о высоком раскрываются не только мысли персонажей, но и их характеры. Бубнова читатели видят мрачным скептиком, Сатин считает, что главное — это правда, и уверен в величии человека, Лука утешает и поддерживает героев. Каждый из них — не просто человек, а носитель определенной системы ценностей и взглядов, сформированных на протяжении непростой жизни.

Интересно, что до Горького изображение «маленьких людей» в литературе было почти одинаковым. Их считали слабыми, жалкими, требующими сочувствия и сострадания. Они не способны были самостоятельно добиться своих целей или защитить собственные убеждения. Но герои пьесы «На дне» не такие. Да, они находятся в самом низу социальной лестницы, но им не нужна жалость или помощь. Они знают себе цену.

Горький необычно и по-новому изобразил жизнь низов общества. Он заставил читателей по-другому взглянуть на людей, живущих в ночлежках. Несмотря на их внешний вид или жизненные привычки, в них остается немало человечности и ума.

Время создания пьесы, ее тема, проблема, идея

Пьеса «На дне» была задумана М. Горьким за год до ее написания. Произведение было написано в 1902 году, а в декабре 1902 года она была поставлена на сцене МХАТ с участием Станиславского. Постановка вызвала общественный резонанс, о пьесе говорили, ее обсуждали – кто-то с восхищением, кто-то с недовольством или завистью.

В пьесе переплетаются сразу несколько тем: правда — ложь, смысл жизни, надежда, судьба. Герои произведения, находясь на самом низу, рассуждают на высокие темы. Горький показывает, что даже бедный человек может быть духовно богатым, иметь высокие моральные ценности, он может обладать глубокой сущностью.

Вместе с этим любой человек может оказаться на самом дне, подняться откуда практически невозможно. Дно затягивает, оно освобождает от условностей, позволяет забыть об ответственности, нравственности, воспитании и культуре.

Писатель здесь озвучивает лишь наиболее острые проблемы современности, однако он не дает их решения или какого-либо универсального ответа.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Пьеса имеет богатую проблематику. В ней поднимаются самые животрепещущие вопросы. Горький в одном произведении попытался указать актуальные нравственные проблемы:

• конфликт между обитателями ночлежки, не только друг с другом, но и с самой жизнью. Обитатели ночлежки постоянно ссорятся, их мнения расходятся, часто возникают перепалки. Эти люди объединены общей проблемой, однако вместо того, чтобы ее решить, они общими усилиями создают новые.

Конфликт с жизнью состоит в отсутствии ее адекватного восприятия.

Эти бывшие люди обижены на жизнь и потому не предпринимают никаких шагов к созданию другого будущего, они просто плывут по течению; проблема гуманизма; поиск ответа на вопрос: «Истина ли сострадание?»; * проблема безнравственности.

Замечание 2

Смысл названия произведения состоит в том, что социальное дно – это место, где также есть жизнь, где люди живут, любят, страдают и мыслят.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Анализ пьесы «На дне» (1902) М. Горького 460 ₽ Реферат Анализ пьесы «На дне» (1902) М. Горького 240 ₽ Контрольная работа Анализ пьесы «На дне» (1902) М. Горького 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дно существует в любую эпоху и абсолютно никто не застрахован от попадания в него.

Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»

Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.

  • Домашнее задание при подготовке к уроку.
  • Своеобразие драматических произведений .
  • «Исследование» афиши .
  • Выразительное чтение 1-го акта по ролям .
  • Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Ход урока

Повторение. Драматические произведения.

Учитель. В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный

для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель. Драматург еще и ограничен в объеме произведения и в числе действующих лиц .

Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут

реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поется: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут.

А по имени тебе можно место дать».

Вопрос.

  Сочинение по рассказу Макар Чудра Горького 8 класс

— Чем могло привлечь зрителей — современников М. Горького — название пьесы «На дне?

Ответы.

— «Дном» называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии.

Ведь сам факт существования «дна» жизни предполагает и наличие «верхнего течения», к которому стремятся персонажи.

Вопрос.

— Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?

Ответы.

— Лука — один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого.

— Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького .

— В Красноярске жил современник М. Горького архиепископ Лука . Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провел двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник.

Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор.

— Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

  1. Вопрос.
  2. — О чем говорит род занятий действующих лиц?
  3. Ответы.

— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алешка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Все это нужные Профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват?

И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?

Вопрос.

— Каков возраст ночлежников? О чем это говорит?

Ответы.

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст.

А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.

— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?

  • Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
  • — Родство супругов Костылевых и полицейского подчеркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
  • Вопрос.
  • — Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
  • Выводы.
  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке.
  • Частью социального конфликта является и любовный конфликт .
  • Понятно, что здесь, в условиях «дна», самые возвышенные чувства не принесут счастья.
  • Следующий этап урока — Чтение по ролям 1-го акта .

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру.

Но это Дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. «Озяб», — говорит Бубнов, холодно Алешке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.

Ответы учащихся.

Сатин Появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова.

Органон в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «темный человек». В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

Актер — пьяница, постоянно вспоминающий свое актерское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет ее. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.

Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись».

У него нет имени . Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создает иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С. Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть еще тупее».

Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура.

  1. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  2. Настя В 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь».
  3. Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.

Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, — о своем.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своем. О чем бы ни начал говорить герой пьесы, он все равно заговорит о том, что болит.

В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. Этими словами раскрывается «подтекстовый смысл»: мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, «сонное». Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Литература Для справок:

1. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.

2. Горький М. Статья «О пьесах».

3. Кузьмичев И. «На дне» М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.

Ссылка на основную публикацию