Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Девушка, любимая, женщина, продолжательница рода человеческого, хранительница семейного очага, любящая мать…

Женщина — как цветок, будет жить и радовать других только тогда, когда его вовремя польешь. Природа распорядилась так, что поливать этот цветок нужно лаской, теплом, заботой и нежностью. И тогда женщина взамен подарит вам мир счастья и любви.

Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, всегда занимал важное место во всех сферах человеческой деятельности. Во все времена образ женщины звучал в стихах поэтов, известные музыканты и певцы воспевали его в своем творчестве, великие художники рисовали для них картины, влюбленные говорили нежные слова признания.

Предлагаю вашему вниманию подборку красивых стихов известных писателей о женщине.

Александр Пушкин

Я помню чудное мгновенье

Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты, звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты, и я забыл твой голос нежный, твои небесные черты.

  • В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви.
  • Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.
  • Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов
  • И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Я вас любил

Я вас любил: любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем, но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим. Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим.

Сергей Есенин

Руки милой — пара лебедей

Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко и теперь пою про то же снова, поэтому и дышит, глубоко нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотою. Только тегеранская луна не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить: догореть ли в ласках милой Шаги иль под старость трепетно тужить о прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть: что приятно уху, что – для глаза. Если перс слагать плохо песнь, значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни говорите так среди людей: он бы пел нежнее и чудесней, да сгубила пара лебедей.

Я помню, любимая, помню

Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос. Не радостно и нелегко мне покинуть тебя привелось.

  1. Я помню осенние ночи, березовый шорох теней, пусть дни тогда были короче, луна нам светила длинней.
  2. Я помню, ты мне говорила: «Пройдут голубые года, и ты позабудешь, мой милый, с другою меня навсегда».
  3. Сегодня цветущая липа напомнила чувства опять, как нежно тогда я сыпал цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь, и грустно, другую любя. Как будто любимую повесть, с другой вспоминает тебя.

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Федор Тютчев

К.Б.

Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило; я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою бывают дни, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас, – так, весь обвеян дуновеньем тех лет душевной полноты, с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, гляжу на вас, как бы во сне, – и вот – слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, – и то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь!..

***

Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, а сердце хочет обожать…

Еще томлюсь тоской желаний

Еще томлюсь тоской желаний, еще стремлюсь к тебе душой – и в сумраке воспоминаний еще ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда. Недостижимый, неизменный, как ночью на небе звезда…

Василий Федоров

  • ***
  • Если б Богом я был, то и знал бы, что творил женщину!
  • Если б скульптором стал, высек бы из белых скал женщину!
  • Если б краски мне дались, рисовала б моя кисть женщину!
  • Но не бывшую со мной и не ставшую женой женщину!
  • Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов
  • ***
  • Радость, нежность и тоска, чувств нахлынувших сумятица, ты — как солнце между скал: не пройти и не попятиться.

На тебе такой наряд: сердце вон за поглядение. Ты светла, как водопад, с дрожью, с ужасом падения.

Ты извечная, как Русь, ты и боль, и врачевание. Я не скоро разберусь, в чем твое очарование.

Николай Заболоцкий

Очарована, околдована

  1. Очарована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана, вся ты, словно в оковы закована, драгоценная ты моя женщина!
  2. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда ты моя сумасшедшая…
  3. Я склонюсь над твоими коленями, обниму их с неистовой силою, и слезами, и стихотвореньями обожгу тебя, добрую, милую…
  4. Отвори мне лицо полуночное, дай войти в эти очи тяжелые, в эти черные брови восточные, в эти руки твои полуголые.

Что не сбудется — позабудется, что не вспомнится, то не исполнится. Так чего же ты плачешь, красавица, или мне это просто чудится?..

Булат Окуджава

Эта женщина! Увижу и немею

Эта женщина! Увижу и немею. Потому-то, понимаешь, не гляжу. Ни кукушкам, ни ромашкам я не верю и к цыганкам, понимаешь, не хожу.

  • Напророчат: не люби ее такую, набормочут: до рассвета заживет, наколдуют, нагадают, накукуют… А она на нашей улице живет!
  • ***
  • Надежда, белою рукою сыграй нам что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица, как будто кони от крыльца.
  • Сыграй мне что-нибудь такое, чтоб ни печали, ни покоя, ни нот, ни клавиш и ни рук… О том, что я несчастен, врут.

Еще нам плакать и смеяться, но не смиряться, не смиряться. Еще не пройден тот подьем. Еще друг друга мы найдем…

Все эти улицы – как сестры. Твоя игра – их говор пестрый, их каблуков полночный стук… Я жаден до всего вокруг.

Ты так играешь, так играешь, как будто медленно сгораешь. Но что-то есть в твоем огне, еще неведомое мне.

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Эдуард Асадов

Я могу тебя очень ждать

  1. Я могу тебя очень ждать, долго-долго т верно-верно, и ночами могу не спать год, и два, и всю жизнь, наверно!
  2. Пусть листочки календаря облетят, как листва у сада, только знать бы, что все не зря, что тебе это вправду надо!
  3. Я могу за тобой идти по чащобам и перелазам, по пескам, без дорог почти, по горам, по любому пути, где и черт не бывал ни разу!
  4. Все пройду, никого не коря, одолею любые тревоги, только знать бы, что все не зря, что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать все, что есть у меня и будет. Я могу за тебя принять горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря целый мир тебе ежечасно. Только знать бы, что все не зря, что люблю тебя не напрасно!

***

Он не страдал, он не ходил за нею. Не обьяснялся, кепку теребя… Она сама, однажды, чуть робея, ему сказала: «Я люблю тебя».

Его друзья томились в ожиданье. Худели от бессонницы и дум. А вечером просили для свиданья его же новый, синенький костюм.

А тут сама в морозы прибегала. На стул бросала шапку и пальто. И он решил: ему такого мало. И он решил, что это все не то.

Читайте также:  Гораций - блажен лишь тот, кто, суеты не ведая: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Ушел, уехал, ждал особой встречи. Других красивых провожал домой. Ловя себя на том, что каждый вечер он засыпая, думает о той.

Ей написал письмо на трех страницах, а через месяц получил назад. Ну что с такой обидою сравнится, чем эта надпись «Выбыл адресат».

Вдруг стало все бесцветным… Не клеилась работа как на грех. И виноват никто, как будто, не был, но счастье стало трудным, как у всех.

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, жди, когда наводят грусть желтые дожди, жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди, когда других не ждут, позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест писем не придет, жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, не жалей добра всем, кто знает наизусть, что забыть пора. Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня, пусть друзья устанут ждать, сядут у огня, выпьют горькое вино на помин души… Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть скажет: — Повезло. – Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня. Как я выжил, будем знать только мы с тобой, – просто ты умела ждать, как никто другой.

Михаил Лермонтов

***

Я видел раз ее в веселом вихре бала; казалось, мне она понравиться желала; очей приветливость, движений быстрота, природный блеск ланит и груди полнота – все, все наполнило б мне ум очарованьем, когда б совсем иным, бессмысленным желаньем я не был угнетен; когда бы предо мной не пролетала тень с насмешкою пустой, когда б я только мог забыть черты другие, лицо бесцветное и взоры ледяные!..

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

***

Она была прекрасна, как мечта ребенка под светилом южных стран; кто обьяснит, что значит красота: грудь полная, иль стройный гибкий стан, или большие очи?  — Но порой все это не зовем мы красотой: уста без слов — любить никто не мог; взор без огня — без запаха цветок! О небо, я клянусь, она была прекрасна!.. я горел, я трепетал, когда кудрей, сбегающих с чела, шелк золотой рукой своей встречал, я был готов упасть к ногам ее, отдать ей волю, жизнь, и рай, и все, чтоб получить один, один лишь взгляд из тех, которых все блаженство — яд!

  • ***
  • Она не гордой красотою прельщат юношей живых, она не водит за собою толпу вздыхателей немых.
  • И стан ее не стан богини, и грудь волною не встает, и в ней никто своей святыни, припав к земле, не признает.
  • Однако все ее движенья, улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты.
  • Но голос душу проникает, как вспоминанье лучших дней, и сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей.

Николай Гумилев

Она

  1. Я знаю женщину: молчанье, усталость, горькая от слов, живет в таинственном мерцанье ее расширенных зрачков.
  2. Ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха, пред жизнью, дальней и отрадной, высокомерна и глуха.

  3. Неслышный и неторопливый, так странно плавен шаг ее, назвать нельзя ее красивой, но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий и смел, и горд, — я к ней иду. Учится мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений и держит молнии в руке, и четки сны ее, как тени на райском огненном песке.

Рассыпающая звезды

Не всегда чужда ты и горда, и меня не хочешь не всегда. Тихо, тихо, нежно, как во сне, иногда приходишь ты ко мне.

Надо лбом твоим густая прядь, мне нельзя ее поцеловать, и глаза большие зажжены светами магической луны.

Нежный друг мой, беспощадный враг, так благословен твой каждый шаг, словно по сердцу ступаешь ты, рассыпая звезды  цветы.

Я не знаю, где ты их взяла, только отчего ты так светла? И тому, кто смог с тобой побыть, на земле уж нечего любить.

  • ***
  • Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов
  • Ты говорил слова пустые, а девушка и расцвела, вот чешет кудри золотые, по-праздничному весела.

Теперь ко всем церковным требам молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, ты стал ей ласковым дождем.

Глаза темнеют, чуя грозы, неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, но захоти, и жизнь отдаст.

  1. Образ женщины в стихах поэтов — прекрасная лирическая тема, и я надеюсь, дорогие  читатели, что вы отдохнули сегодня.
  2. Желаю всем удачи и хорошего настроения!
  3. Источник

Длинная коса, румянец и бледность: стандарты красоты в русской литературе

Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами.

Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти.

«Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность.

В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.

Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта

Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос.

Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку.

Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Женские образы в русской классике

Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:

“…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…”

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души.

И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина.

И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.

Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»

В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.

Читайте также:  Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.

Марина Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.

Елена Астахова из романа «Накануне»:

Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.

В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы».

В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд».

Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.

Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Писатель Дмитрий Быков предполагает, что Тамара была автопортретом Михаила Лермонтова: «То есть автопортрет в женском образе — это такой способ, во-первых, отвести от себя все подозрения, а во-вторых, запечатлеть свою бесконечно красивую душу. Не все к этому прибегают. Но если человек к этому прибегает, то это получается, как правило, замечательно точно».

Внешность женщин в русской литературе во многом была связана с их чертами характера. Тем не менее, если в сказках красота проявлялась в длинных косах, белой коже и румянце, то русские классики, рисуя психологические портреты, не следовали этим критериям и могли исказить привычные представления.

Решу егэ

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 1
Не названо произведение, и не указан его автор,И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущены две фактические ошибки 2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)И/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл 8

__________________________

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Образ женщины в русской литературе – описание девушек в произведениях

Поиск идеальной дамы

В своих произведениях каждый из писателей стремился представить образ идеальной женщины, которая сочетает в себе все самые лучшие черты русского народа.

Ни в одном из произведений мировой литературы нет столько чистых и искренних обликов представительниц прекрасного пола, как в русских.

От всех остальных девушек отличает непередаваемая душевная красота и любящее, верное сердце.

Только в произведениях русских авторов столь много внимания уделяется внутреннему миру и сложным переживаниям женской души. Эта дама готова на все, на любой подвиг ради того, кого она искренне любит. И таких женщин множество — все они красивые, ранимые, нежные и очень сильные.

Татьяна (русская душою)

В школьной программе ученикам предлагается написать сочинение на тему «Русские женщины в литературе». И чаще всего описание образов начинается с Татьяны Лариной. В своем произведении А. С. Пушкин на протяжении всего повествования показывал, что она по-настоящему «русская душой». Девушка любит:

  • народ;
  • природу;
  • патриархальную старину и ее обычаи.

Она предстает перед читателем человеком с чувственной, глубокой душой страстной натурой. Ее отличают от других персонажей искренность, простота. Если девушка любит, то по велению сердца, показывая истинные чувства, а не рисуясь и стараясь показать себя не такой, какая она на самом деле.

Татьяна любит Евгения Онегина, но об этом чувстве не знает никто, кроме ее няни. Характер девушки и чувство долга не дают ей предать мужа. Она понимает, что это любовь, которой не суждено стать вечной. Поэтому признается Евгению, что любит его, но всегда будет верна своему супругу.

В своем творении А. С. Пушкин представил образ истинно русской женщины, для которой долг, любовь и честь очень важны. Все чувства девушки напрямую связаны с русской природой и тем менталитетом, который сформирован у народа. Ее душа красивая и широкая.

Скромность Маши Мироновой

Другая яркая представительница женского образа — Мария Миронова из произведения «Капитанская дочка». Она является своего рода противопоставлением Татьяне Лариной и другим дамам. Ведь внешне — это совершенно непривлекательный герой. Но только на первый взгляд.

Если присмотреться, то эта девушка собрала внутри себя не только стремление и умение любить, но и внутреннюю твердость характера, которая сочетается со скромностью.

Словами Маша не говорит о своих высоких чувствах, но она несет их в своей душе всю жизнь. И это помогает ей справиться со многими трудностями.

Девушка настолько сильна духом, что готова принести себя в жертву ради любимого человека и родителей. И это является ярким показателем того, что роль женщины в жизни общества всегда была крайне высока. Писатель же своим художественным образом смог показать это в полной мере.

Образ декабристок и крестьянок

Если говорить о сильных женщинах в русской литературе, то нельзя обойти стороной поэмы Некрасова, в которых представлены образы женщин, готовых пожертвовать всем ради своих мужей.

Читайте также:  Сочинение: Тема детства в произведениях И.А. Бунина

Поэт уделял дамам в своих произведениях очень большое внимание. Он воспевал их красоту, нежность, силу, ум и выносливость.

С болью и неподдельным интересом Николай Алексеевич показывает судьбы крестьянок. Он указывает, что ключи от их счастья давно утрачены.

Но несмотря ни на что, это не сломило их женской гордости и чувства собственного достоинства. Именно такой предстает перед читателем Дарья, которая является главной героиней поэмы «Мороз, Красный нос».

Ее литературный образ — это чистая, нежная, красивая девушка, с чистым сердцем и душой.

В сочинении «Образ русской женщины в известных произведениях» нельзя обойти стороной декабристок. Они имеют огромное значение для всей мировой литературы. Они отправились за своими мужьями в ссылку, в Сибирь. Их не пугали:

  • морозы;
  • смерть;
  • невзгоды.

Они всем сердцем любили своих супругов и были готовы на все ради них. Княгини Волконская и Трубецкая оставили не только родителей, но и все свои богатства. Их не могло остановить ничего. Это сильные и смелые женщины, которые сохранили в своих сердцах теплоту и нежность для тех, кого они любили.

Островский и его героини

Наиболее известной и яркой женщиной в произведениях Н. А. Островского стала Катерина из пьесы «Гроза». Ее описание никак нельзя упустить в мини-сочинении школьной программы. В ней собраны все самые лучшие стороны русского народа. Она сочетает в себе душевное благородство, постоянное стремление к свободе, умение противостоять злу и бороться с ним.

Практически все критики сошлись в едином мнении, что Катерина — луч света в темном болоте, созданном Кабанихой и Диким. В произведении она представлена как исключительный персонаж, с мечтательной натурой. Она не может пережить атмосферу ханжества и лицемерия, страдает от этого.

Когда она встречает человека, которого смогла полюбить, это становится единственным лучиком, поддерживающим ее. Но чувство долга не дает ей бросить супруга, она кается перед ним. А после кончает жизнь самоубийством. Она своим поступком смогла бросить тень на темное царство, разрушив его устои.

Образ сильной, любящей, мужественной русской женщины красной нитью проходит во всех произведениях писателей и поэтов.

Даже в древнерусской истории женщине уделяется особое место. Ведь она не просто мать, жена и возлюбленная. Она истинная хранительница черт народа, и именно она передает их из одного поколения в другое.

12 героинь русской классики, которым нам всегда хотелось сказать: «Что-то не то вы творите, девчата»

В школьные годы вы наверняка написали не одно сочинение из серии «Женские образы в произведениях русских писателей XIX—ХХ века». И практически в каждом из них полагалось восхищаться поступками героинь «Войны и мира», «Обломова» или «Преступления и наказания». Причем неважно, что вы на самом деле думали по этому поводу.

Мы в AdMe.ru с уважением и трепетом относимся к отечественной классике, но, честно говоря, на месте некоторых из этих дам мы бы точно поступили по-другому.

© Жестокий романс / Мосфильм

Главная героиня пьесы Островского совсем запуталась в своих ухажерах.

И вроде бы девушка вполне прагматичная: отказывается от «неприличных» отношений с Кнуровым и Вожеватовым, выбирает простого и понятного Карандышева, который, кстати, единственный, кто на самом деле зовет ее замуж.

Но зачем же было рушить свою жизнь ради пары минут наедине с Паратовым, зная, что он уже собрался жениться на другой девушке?

© Жестокий романс / Мосфильм

Мать Ларисы спит и видит, как выдать замуж дочку и за счет ее супруга поправить пошатнувшееся финансовое положение. Дальнейшая судьба девушки Хариту Игнатьевну, кажется, не особенно волнует.

Кстати, в фильме «Жестокий романс», ставшем вольной экранизацией пьесы Островского, упоминается, что обе старшие сестры Ларисы уже замужем и отчаянно несчастливы в браке: одна попала в лапы мошенника, а другая и вовсе вскоре стала жертвой ревности мужа.

Чтобы проучить навязанного ей жениха, героиня романа Достоевского недрогнувшей рукой отправила в камин 100 тыс. рублей.

В одном из отечественных изданий решили выяснить, сколько это будет в перерасчете на современные деньги, и обнаружили, что Настасья Филипповна чуть не сожгла 8 млрд рублей.

Вот и гадай, что это было: жест отчаяния или уверенность в том, что жадный до денег Ганя все равно успеет вытащить их из огня.

© Преступление и наказание / АСДС

Мало того что Сонечка из «Преступления и наказания» регулярно жертвует собой ради близких и, по сути, содержит всю семью, так она еще и отправляется на каторгу за компанию с Раскольниковым.

Девушка искренне надеется, что ее любовь и самоотверженность помогут преступнику окончательно раскаяться и отказаться от намерения выяснить «тварь он дрожащая или право имеет».

О дальнейшей судьбе героев Достоевский умалчивает, а нам почему-то кажется, что вряд ли эта совместная поездка в острог могла закончиться благополучно.

© Анна Каренина. История Вронского / Мосфильм

Главная героиня «Анны Карениной» разрушила свою семью ради любви молодого офицера. А ведь она наверняка понимала, что последствия ее романа будут весьма печальными.

Так и произошло: эта история сильно ударила по репутации ее супруга, а сама Анна потеряла возможность видеться с сыном Сережей.

Кстати, вы помните, что после трагической ситуации с поездом осиротел не только этот мальчик, но и крошечная дочка Анны, рожденная уже от Вронского? В итоге эту малышку забирает к себе Каренин и воспитывает как собственного ребенка.

© Анна Каренина. История Вронского / Мосфильм

Эту героиню романа можно назвать полной противоположностью яркой и дерзкой Анны. Многодетная мать Долли, она же Дарья Облонская, покорно терпит постоянные загулы и неверность мужа.

Правда, иногда она все-таки пытается показать характер, но затем все вновь возвращается на круги своя.

Некоторые литературоведы считают, что образ Долли Толстой списал со своей жены Софьи Андреевны, тоже с головой погруженной в домашние хлопоты.

© Гроза / Гостелерадиофонд

Конечно, мы обеими руками за семейные ценности и ни в коем случае не оправдываем супружеские измены. Но зачем так кардинально-то? Катерина сначала решила встречаться с другим мужчиной, затем сама во всем призналась злобной свекрови, а в финале бросилась с обрыва. Ну а мы в школьные годы дружно жалели ее и писали сочинения на тему «Луч света в темном царстве».

© Евгений Онегин / Ленфильм

Как раз из-за младшей сестры Лариной и произошла знаменитая дуэль Онегина с Ленским. Кажется, девушке просто понравилось то, что на нее обратили внимание сразу двое достойных мужчин, и она начала кокетничать напропалую, а вот о последствиях такого поведения барышня даже не задумывалась. Как и о том, что Онегин стал ухаживать за ней просто для того, чтобы позлить Ленского.

© Дама с собачкой / Ленфильм

Курортный роман Анны Сергеевны и Дмитрия Гурова никак не может закончиться. Герои рассказа Чехова знакомятся на отдыхе в Ялте и влюбляются друг в друга. Никого не смущает, что и она замужем, и он женат и воспитывает 3 детей.

Правда, со временем их отношения начинают приобретать болезненную окраску, когда так жить уже невозможно, но что дальше делать — совершенно непонятно. Впрочем, автор упоминает, что Анна Сергеевна раньше отчаянно скучала.

Возможно, именно поэтому она не спешит отказываться от романа, который стал для нее своеобразным развлечением.

Искренняя и самоотверженная героиня «Войны и мира» долгие годы была затворницей в имении своего деспотичного отца. Кажется, она до конца жизни проживет с навязанным ей комплексом «некрасивой, но доброй женщины».

Вспомните, как легко она отказалась от своей любви к Анатолию Курагину и попыталась устроить его счастье со своей компаньонкой-француженкой. Да, в конце романа Марья все же выходит замуж, но кто знает, удалось ли ей стать по-настоящему счастливой.

Возможно, она так и продолжала жертвовать собой и спасать других.

© Мастер и Маргарита / Россия-1

Героиня одного из самых знаменитых романов XX века выглядит настоящей хулиганкой. Получив волшебный крем и став невидимкой, она тут же полетела громить квартиру критика Латунского.

Причем делала это с видимым удовольствием: ведрами носила воду из кухни в кабинет и выплескивала ее в ящики письменного стола, залила кровать чернилами, утопила в ванне костюм критика, изрезала кухонным ножом простыни и разломала молотком шкаф.

© Мой ласковый и нежный зверь / Мосфильм

Образ нежной и романтичной Оленьки, безумно влюбленной в Камышева, накрепко засел в нашем воображении во многом благодаря фильму «Мой ласковый и нежный зверь». А ведь Чехов изначально считал свою героиню расчетливой и тщеславной.

© Мой ласковый и нежный зверь / Мосфильм

Оля Скворцова, с детства мечтавшая быть богатой и знатной дамой, после свадьбы буквально пошла вразнос.

Она начала оказывать знаки внимания другим мужчинам, что в итоге закончилось настоящей трагедией.

Если вы помните, ее мужа, который и вытащил Ольгу из нищеты, незаслуженно отправили на каторгу. А ведь у него были дети от первого брака — гимназист Гриша и 5-летняя дочка Саша.

А вы любите перечитывать классику? Как вы считаете, действительно ли все ее героини «белые и пушистые»?

Ссылка на основную публикацию