Характеристика Николая Ставрогина

Характеристика героев романа “Бесы”

Характеристика Николая Ставрогина

Петр Верховенский

Петр Степанович Верховенский – лидер революционного движения в романе «Бесы», сын Степана Трофимовича, хитрый и коварный человек. Это главный «бес» в произведении Достоевского, руководитель тайного кружка, распространяющего атеистские прокламации. Он с детства дружен с Николаем Ставрогиным. Воодушевленный дикими идеями, он пытается увлечь ими и Николая.

Ставрогин же называет его «полупомешанным энтузиастом». Несмотря на то, что Петр Степанович недурен собой, он никому не нравится. Ему примерно 27 лет. У него приплюснутая голова, остренький носик и длинные, тонкие губы. Одевается всегда по моде, но выглядит чудаковато. Ведет себя по-щегольски развязно.

Особенно он неприятен Шатову, который называет его «клопом, невеждой и дуралеем».

Верховенский давно приметил Шатова в жертвы. Для скрепления своего кружка и для того, чтобы превратить всех его членов в рабов, он решил пролить кровь. Тщательно все спланировав и представив Шатова, как предателя, он все-таки смог уговорить остальных членов кружка на убийство Шатова. Более того ему удалось уговорить Кириллова взять всю вину на себя, а потом застрелиться.

Прототипом Петра Верховенского был революционер и лидер «Народной расправы» – С. Г. Нечаев. Этот коварный человек умел подчинять своему влиянию даже людей, значительно старше его. Не отстает от него и Петр Степанович.

Он умело влиял не только на членов своего кружка, но и на жену губернатора Юлию Михайловну, которая была с ним в доверительных отношениях и покровительствовала ему.

Характеристика Николая Ставрогина

В нужный момент он сумел выдать губернатору фамилии так называемых предателей. К ним он причислил Кириллова и Шатова. Вскоре он убил Шатова выстрелом в голову. Это преступление произошло не без помощи его подопечных. В нем участвовали Липутин, Виргинский, Эркель, Толкаченко и Лямшин.

Был еще Шигалев, но он в последний момент передумал участвовать в убийстве Шатова, так как это противоречило его программе. К телу убитого привязали тяжелые камни и бросили в пруд. Сразу после убийства Верховенский отправился к Кириллову, уговорил его написать предсмертную записку, в которой он берет вину за убийство Шатова на себя, а затем застрелиться.

Когда все было кончено, Верховенский неспешно собрал вещи и уехал в Петербург, а оттуда за границу.

Варвара Ставрогина

Характеристика Николая Ставрогина

Варвара Петровна Ставрогина – видная помещица, знатная губернская дама из романа Ф. М. Достоевского «Бесы», мать Николая Ставрогина, покровительница Степана Трофимовича Верховенского, благодетельница Дарьи Шатовой. Варвара Петровна владеет имением Скворешники и немалым состоянием, доставшимся ей в наследство от отца – богатого откупщика. Ее муж, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич, напротив не был богат, но имел большие связи, которые после его смерти она тщетно пытается восстановить. В губернии она имеет большое влияние, в том числе и на губернатора Ивана Осиповича. Его жену она недолюбливает, считая соперницей в делах управленческих.

Варвара Петровна более 20 лет покровительствовала Степану Трофимовичу Верховенскому, содержала его на правах платонического друга. Как отмечал Верховенский младший, после смерти Всеволода Николаевича он даже мог на ней жениться. Она не жалела на образование своего единственного сына – Николая, а также на сына Степана Верховенского – Петра.

Помимо этого, у Варвары Петровны была воспитанница Дарья Шатова, которую она со временем решила выдать замуж за пожилого Степана Трофимовича, так как подозревала, что у Дарьи есть какие-то отношения с ее сыном. На Николая у нее были другие планы. Она хотела женить его на дочери своей пансионной подруги Прасковьи Дроздовой – Лизе Тушиной.

По натуре Варвара Ставрогина был женщиной властной и деспотичной. Она могла испытывать сильную, даже жертвенную привязанность к людям, но в ответ от них требовала того же.

В отношениях с окружающими людьми она всегда занимает главенствующее место, даже в общении с давней подругой. Прасковью Ивановну она считает безнадежной дурой, но при этом не перестает с ней общаться.

Даже после полного разочарования в некоторых подопечных она не теряет любви и привязанности к ним.

Степан Верховенский

Характеристика Николая Ставрогина

Степан Трофимович Верховенский – один из основных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», помещик, учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Тушиной, платонический друг Варвары Петровны. Это идеалист старой закалки, «профессор» и «либерал», живущий на иждивении знатной губернской дамы. В молодости он был очень красив, да и в старости сохранил былые черты. Несмотря на то, что в нем много позерства, он был достаточно умен и проницателен. Когда-то он стоял чуть ли не одном ряду с Белинским и Герценым, но когда у него обнаружили поэму сомнительного содержания, ему пришлось покинуть Петербург и скрываться в имении Варвары Петровны. Верховенский был дважды женат. От первого брака имел сына Петра.

Некоторое время он пробыл учителем Николая Ставрогина, но когда мальчику исполнилось 15, его отправили учиться в лицей. По мнению самого рассказчика, Николаю повезло, так как Степан Трофимович был излишне чувствительным и сентиментальным учителем.

С возрастом Верховенский обрюзг, стал пить много шампанского, играть в карты и попусту болтать с местными жителями. Среди его собеседников был Шатов, Липутин. Всерьез никто не воспринимал этого героя, даже когда он произносил пламенные речи в защиту искусства и литературы.

С Варварой Петровной он дружил более 20 лет и фактически жил на ее попечении.

Романа у них не предполагалось. Более того, заподозрив свою воспитанницу Дарью Шатову в отношениях с Николаем, она предложила Степану Трофимовичу жениться на ней. Он не без удовольствия согласился, чем сильно обидел Варвару Петровну.

В глубине души она надеялась, что он откажет и скажет, что она – единственная женщина в его жизни. А он согласился, еще и добавил, что его, возможно, хотят женить на «чужих грехах». После этого в отношениях с Варварой Петровной у них наметился разлад. Степан Трофимович отказался от своего содержания и уехал в путешествие.

Однако по дороге он серьезно заболел и умер прямо на руках у подоспевшей Варвары Петровны.

Николай Ставрогин

Характеристика Николая Ставрогина

Николай Всеволодович Ставрогин – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы», сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский лицей. После лицея он служил в элитном полку, но был разжалован из-за участия в дуэлях. Вскоре он сблизился с сыном Верховенского, Кирилловым и Лебядкиным.

Исповедуясь у Тихона, он рассказал, как соблазнил соседскую девочку Матрешу, которая вскоре повесилась. Впрочем, автор не желает допустить крайней степени нравственного падения Ставрогина.

Поэтому на следующий день после исповеди он присылает письмо-опровержение со словами: «все это я вам солгал…» Вскоре становится известно, что он в пьяном бреду женился на юродивой Марье Тимофеевне Лебядкиной. В народе ее звали Хромоножкой. Вернувшись в губернию, Николай вел себя довольно странно, чем вызвал всеобщие пересуды.

Для начала он ущипнул за нос уважаемого человека Гаганова, затем укусил за ухо тогдашнего губернатора и прилюдно поцеловал чью-то жену. Как оказалось, это все следствие белой горячки, которая требовала лечения. Пролечившись, он на четыре года уехал за границу.

Характеристика Николая Ставрогина

Внешне этот персонаж был наделен демонической красотой. Он всегда был хорошо и изящно одет, вел себя благовоспитанно. Его появление в обществе вызывало бурные реакции. При всей яркости своего облика, он был довольно скромен и малоразговорчив. Все светские дамы были от него без ума.

У него был роман с женой Шатова – Марьей, сестрой Шатова – Дарьей, и со своей подругой детства – Лизой Тушиной. После возвращения из Европы он участвовал в реорганизации тайного кружка вместе с Верховенским младшим. В этот же период он проводил эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова.

Сам он не принимал участия в убийстве Шатова и был против этого, но идея скрепить участников кружка кровью принадлежала именно ему. В конце романа Николай Ставрогин повесился у себя в имении.

Шатов

Характеристика Николая Ставрогина

Иван Павлович Шатов – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», бывший член тайного кружка под предводительством Верховенского, брат Дарьи Шатовой и муж Марии. Прототипом этого персонажа стал студент Петровской академии – И. И. Иванов, убитый членами кружка «Народная расправа». Также считается, что Достоевский вложил в уста этого героя свои идеи. Шатов – это раскаявшийся нигилист*, один из лучших и самых светлых людей в русской литературе. Он родился крепостным у В. П. Ставрогиной, учился у Степана Трофимовича, а затем был студентом университета, из которого был вскоре исключен. Иван Павлович женился на бедной гувернантке Марии, которая через пару недель после замужества оставила его.

Затем он долго скитался по Европе, Америке, пробовал роль пролетария. Там же он в корне изменил свои прежние взгляды и подпадал под влияние Николая Ставрогина. Решив оторваться от кружка Верховенского, он хочет отдать им подпольную типографию и распрощаться с ними. Ставрогин предупреждает Шатова о возможной опасности.

Он говорит, что его так просто не отпустят, ведь он слишком много знает и может донести. Но Шатову плевать на собственную жизнь. Его больше волнует то, как такой талантливый человек как Ставрогин мог «затереть себя в такую лакейскую нелепость».

Шатова, как и самого автора, часто мучает вопрос существования Бога, но он бесконечно верует в русский народ, в народ-богоносец.

После нескольких лет отсутствия к Шатову возвращается жена. Мария беременна и она ищет временного пристанища. Он искренне радуется ее приезду и предлагает ей оставаться, сколько она пожелает. Когда ночью у нее начинаются схватки, он бежит за акушеркой Виргинской. Сына Марии он объявляет своим законным сыном.

На следующий день ему предстоит сдать типографию, а он и рад, что, наконец, покончит с этим. Вместе с Эркелем он отправляется в Ставрогинский парк, где зарыл типографию, а там его уже поджидают члены тайного революционного кружка во главе с Верховенским. Шатов был убит выстрелом в голову, а его тело сбросили в пруд.

Несмотря на то, что стрелял в него Верховенский, вину за убийство взял на себя инженер Кириллов.

Кириллов

Характеристика Николая Ставрогина

Кириллов Алексей Нилыч – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», инженер-строитель, философ-самоубийца, разработавший теорию самоубийства как необходимость для человека мыслящего, друг и сосед И. П. Шатова. Его прототипом принято считать отставного офицера и петрашевца К. И. Тимковского. Это человек, прошедший стремительный путь от религиозности к атеизму, одержимый маниакальными идеями, революционно настроенный и готовый к самопожертвованию. Эти качества в нем своевременно разглядел Петр Верховенский – человек хитрый и коварный. Зная, что Кириллов намерен совершить самоубийство, он убил Шатова и заставил Кириллова написать предсмертную записку, в которой всю вину за убийство он брал на себя.

Внешне это был молодой человек 27 лет, стройный, сухощавый с черными потухшими глазами. Он был прилично одет, но казался всегда задумчивым и рассеянным. Речи его были отрывисты и зачастую бессвязны. Верховенский считает, что у Кириллова какое-то «фатальное» лицо. В тоже время хроникер Г-в отмечает, что у того по-детски чистое и наивное лицо.

За четыре года до страшных событий, происходящих в губернском городе, Кириллов познакомился со Ставрогиным, который стал для него духовным наставником. Как замечал Шатов, обычный инженер превратился в фанатика, одержимого всяческими идеями. Несколько лет Кириллов провел вместе с Шатовым в Америке и в Европе. Там он тесно общался с П. С.

Верховенским.

Антон Лаврентьевич Г-в

Рассказчик, именно от его лица ведётся повествование, большой друг Степана Трофимовича Верховенского. Он молодой и честный человек, служащий, всегда был готов придти на помощь не только Степану Трофимовичу, но и другим персонажам.

Характеристика Николая Ставрогина

Юлия Михайловна

Жена губернатора фон Лембке, властная женщина сорока лет, которая помогла мужу стать губернатором. Благосклонно пустила в свой дом Петра Верховенского, который, как оказалось потом, был лидером тайной организации и устроил смуту в их городе.

Андрей Антонович фон Лембке

Губернатор, немец по происхождению. В 38 лет получил наследство и вскоре женился на Юлии Михайловне, которая быстро смогла сделать его губернатором. Писал повести и романы, во всём слушался жену. Во время описываемых событий вёл себя неадекватно, из-за чего был снят с должности.

Лизавета Николаевна Тушина

Дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги Варвары Петровны, которая мечтала выдать её за своего сына Николая. Ей около 22 лет, она очень красивая девушка. Имеет жениха Маврикия Николаевича, который её сильно любит.

За границей у неё был роман с Николаем, но тот скрыл, что он уже женат на Марии Лебядкиной. Несмотря на это, она его любит, и однажды проводит с ним ночь, в течение которой понимает, что Николай её никогда не любил.

Читайте также:  Определения: Человек и общество (для итогового сочинения)

Пойдя на место убийства Лебядкиных, была убита толпой.

Маврикий Николаевич

Жених Лизаветы Тушиной, которую сильно любил. Не сумел спасти её от разъярённой толпы, которая её растерзала.

Дарья Павловна Шатова

Сестра Ивана Шатова, живущая в доме Варвары Петровны, которая узнав, что у неё был роман с её сыном Николаем, хотела выдать её замуж за Степана Верховенского. Свадьба расстроилась из-за писем того сыну Петру, в которых он сообщал о грехах Дарьи и нежелании на ней из-за этого жениться.

Характеристика Николая Ставрогина

Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)

Хромая и практически полностью лишившаяся рассудка девушка. Именно на ней, на спор, женился Николай Ставрогин, который теперь не знал, как от неё отделаться. Брат Игнат, который жил вместе с ней, сильно её бил и пропивал все деньги, которые Николай давал на её содержание. Была убита каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.

Игнат Тимофеевич Лебядкин

Брат Марии Лебядкиной, полностью спившийся и опустившийся человек. Присматривал за ней, за что получал от Николая Ставрогина деньги. Был убит каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.

Шигалев

Один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. Шигалев появился в городе месяца два до начала страшных событий. Поговаривали, что он печатался в знатном петербургском журнале. Лицо его было мрачным, нахмуренным и зловещим. Подробнее>>>

Виргинский

Чиновник, один из членов тайного революционного кружка Верховенского, один из участников убийства Шатова, муж акушерки Арины Прохоровны, постоянный слушатель Степана Трофимовича. Это был человек семейный, чрезвычайно тихий и кроткий. На вид ему было лет тридцать, высокий, тонкий и узкий в плечах. Подробнее>>>

Сергей Васильевич Липутин

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Был пронырой и всезнающим плутом. После убийства успел уехать в Петербург, но за границу так и не отправился, по непонятной причине пустившись в загул, после чего был арестован.

Лямшин

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Во время убийства с ним случился припадок, а через несколько дней после убийства, рассказал обо всём полиции.

Толкаченко

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Ему около сорока лет и он и славился огромным знанием народа. Успел убежать в уезд, но был арестован.

Эркель

Молодой человек, один из членов организации Петра Верховенского, а также один из убийц Шатова. Был арестован.

Семён Егорович Кармазинов

Известный писатель, решивший в этом городе, на благотворительном бале Юлии Михайловне прочитать своё последнее произведение «Merci». Оно было плохо принято публикой, и он с позором ушёл со сцены.

Федька Каторжный

Скрывающийся от правосудия каторжник. Был готов на всё. Предлагал Николаю Ставрогину убить Лебядкиных, а когда тот отказался, то убил уже по приказанию Петра Верховенского, который хотел втянуть Николая в свою тайную организацию.

Отец Тихон

Эпизодический персонаж, именно перед ним исповедовался Николай Ставрогин перед самоубийством.

Читайте так же – М. Ф. Достоевский “Бесы”: краткое содержание

Источник.

Николай Ставрогин ("Бесы"): характеристика персонажа – Достоевский Ф.М. Литература 19 века

Николай Ставрогин («Бесы») — единственный сын деспотичной помещицы Варвары Ставрогиной. Его воспитание было поручено похожему на ребенка, нарциссирующему, фальшивому идеалисту Степану Верховенскому — бывшему профессору.

Мечтатель Степан Верховенский сумел привить неокрепшей душе мальчика тягу к прекрасному. Когда учитель плачет, его ученик проникается сочувствием и тоже плачет, когда учитель радуется, мальчик тоже радуется.

От Степана Верховенского Николай Ставрогин приобретает и склонность к прекраснодушному позерству. В какого же молодого человека вырос этот герой?

Все без исключения персонажи «Бесов» считают его «героем», человеком выдающимся — красивым, мужественным, сильным, умным. Поэтому когда он возвращается домой после европейских странствий, все ожидают от него, чтобы он не бездействовал, а поскорее обнаружил свою суть и незаурядные таланты, сокрытые в нем.

Раньше эти люди слышали от него то, что хотели услышать — речи бесстрашные и зовущие к великому. Теперь они видят, что князь Ставрогин сделал то, чего нельзя ожидать от человека заурядного: женился на хромоножке и дурочке Марии Лебядкиной. Этот поступок производит на них сильное впечатление.

Видя, с каким превосходством держится Ставрогин, эти люди видят в нем человека необычайного. Его мать тоже видит в нем проявление чего-то грозного и пугающего.

Но на самом деле Ставрогин («Бесы») — вовсе не герой, каким его воображают другие. Как это хорошо видно по истории с «необыкновенной» женитьбой, его расчет состоял именно в том, чтобы продемонстрировать людям свою «необыкновенность». «Продемонстрировать себя» — вот тот мотив, который доминирует в поведении этого молодого человека. В сущности, это главный резон его существования.

Повествователь «Бесов» отмечает: «Поразило меня тоже его лицо: …казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску». Люди видели в его лице маску потому, что его внутреннее «я» все время требовало от Ставрогина игры на публику.

В общении с другими людьми он может совершить нечто по-мальчишески озорное — укусить за ухо, например. Он пытается вести себя как настоящий «герой», но все-таки бывают моменты, когда внутренняя ущербность не позволяет ему выглядеть так.

Но все равно он не развенчивает всеобщее мнение о своей геройской особости и скрытых талантах и старается поддерживать в людях это убеждение. Его «демонстрации» и те иллюзии о себе, которые пестует Ставрогин, приводят в конце концов к страшным последствиям.

Ставрогин («Бесы») теряет свое «я», он теряет чувство сопричастности, его эмоции замораживаются — он остается красавцем, но человек в нем умер.

Николай не умеет как следует писать по-русски, у него нет твердых убеждений, он избалованный барчук, — сообщает нам рассказчик. В этом отношении он похож на молодого князя Сокольского («Подросток») — потомка знаменитого дворянского рода.

Сокольский гордится тем, что принадлежит к российской элите, но он тоже не умеет толком писать по-русски, что составляет для него предмет для переживаний. Вместе с тем Сокольский не затемняет разницы между своим образом и реальностью, он безжалостно демонстрирует это несоответствие.

Он бездарен и прямодушен, никакой маски на нем нет. Он живет вместе с другими — женщины сочувствуют ему, а мужчины презирают.

Что до Ставрогина («Бесы»), то он не способен к совместной жизни с другими. Хотя и случаются минуты, которые требуют откровенности и сближения, но это страшит его. Он чувствует, что тем самым он разрушит себя. Поэтому он никогда не сокращает дистанцию.

Ставрогин декларирует, что ему ни до чего нет дела. Елизавета Тушина, любовница Николая, говорит: «Мне всегда казалось, что вы заведете меня в какое-нибудь место, где живет огромный злой паук в человеческий рост, и мы там всю жизнь будем на него глядеть и его бояться».

Только эта непричастность позволяет ему хоть как-то сохранять душевное равновесие. Для него быть вместе с другими — бремя и мучение. Главный герой «Записок из подполья» испытывает страх, когда чистая женщина открывает ему свое сердце, Ставрогину близкие отношения тоже внушают ужас.

Как и герой «Записок из подполья», он — мертворожденный.

Как пишет Достоевский в подготовительных тетрадях, Ставрогин обладает исключительным умом, но обладает падшим характером. Таким образом, он — псевдогерой, человек-маска, мертворожденный ребенок.

Возвратившись в свой родной город, Николай Ставрогин предпринимает попытки сбросить с себя эту безвкусную маску героя, которую он носил так долго.

Он не герой, но все считают его за героя — это противоречие вызывает в нем душевный разлад, служит источником печали и страданий. Его идентичность держится только на том, что он совсем другой, чем другие люди, он подобен трупу, и это становится предметом страданий.

Ставрогин изо всех сил ищет выход из этой ситуации, но никто не понимает его поведения. Тем не менее, он стремится к тому, чтобы избавиться от грима.

На протяжении текста романа отношения между Ставрогиным и окружающими его людьми неоднократно трансформируются, обожание сменяется неприязненностью, что является следствием того, что он пребывает в состоянии отчаянных поисков себя.

Даже такой человек, как Пётр Верховенский, который совершенно не склонен к восторгам и являет собой пример дельца, думает о Ставрогине как о сиятельном царевиче. Даже этот жестокий человек хочет поклоняться чему-нибудь замечательному.

Раньше Ставрогин же поддержал в нем впечатление о том, что он именно такой «царевич». Но тут вдруг прежние отношения начинают мучить Ставрогина. Он осаживает нахваливающего его Петра и отвергает его неумеренные восторги (часть 2, гл. 8).

Снова повстречав Ставрогина, и Кириллов, и Шатов испытывают огромное потрясение.

Они бережно хранили в своей душе светлый образ «героя», они и сейчас рассчитывают на то, что он снова продемонстрирует им свои непревзойденные качества.

В ответ на это лицо Николая искажается, и он бросает; «Почему все ждут от меня чего-то, чего от других не ждут?» То есть, он хочет сказать: «Тот Ставрогин, в которого вы верите, — не существует!»

Мария Лебядкина видит вошедшего в комнату Николая и говорит: «Не такой мой князь!» — ее князя подменили. Лицо Ставрогина искажается и он отвечает: «С чего вы меня князем зовете и… за кого принимаете?»

Перед беглым каторжником Федькой Ставрогин разбрасывается ассигнациями, он намекает на то, что следует убить Марию Лебядкина и ее брата. Он хочет избавиться от Марии, брак с которой был нужен ему лишь для того, чтобы продемонстрировать товарищам свое «геройство». Опосредованным образом он признается Елизавете Тушиной, что виновен в убийстве.

Об истинной сущности Ставрогина догадывается не только Мария Лебядкина. Он соблазняет жену Шатова — Марию, но потом безжалостно порывает с ней. Она видит, что Ставрогин — не человек, что чувства этого «мертворожденного» не способны принести радость.

Любовь между Ставрогиным и Елизаветой Тушиной — трагедия надежд и разочарований. Проведя с ним ночь, она понимает, что он — лжегерой, который не может существовать без посторонней поддержки. Ставрогин («Бесы») не может быть связанным с другими. Он не может избавиться от своей «непричастности», а потому любая встреча для него — лишь «мгновение».

Ставрогину нужна преданная сиделка — вроде Даши, сестры Шатова. Но даже и с этой «сиделкой» он не в состоянии выстроить отношений.

Николай несколько раз признается, что он вовсе не такой герой, за которого его принимают. Он честно говорит Кириллову, что он — «никчемный характер». Он изо всех сил пытается сказать, что хочет избавиться от своего высокого и даже мистического образа, что он — человек незначительный и низкий.

Глава «От Ставрогина» была также написана затем, чтобы развеять ложные представления о себе и обрести свое «я». Но и здесь, хотя он и делает попытку обнаружить свою истинную сущность, хорошо видна напыщенность и желание приукрасить себя. Ставрогин не может избавиться от демонстрации своего «геройства». Маску не отодрать от кожи. Николай — фальшивка, у него нет лица.

В то же время «фальшивые» герои Достоевского не могут обманывать сами себя. У них острое осознание своей идентичности. Они не могут достичь искренности и обманываются сами.

Даже добросердечные персонажи, вроде князя Мышкина, все без исключения сомневаются в своей истинности и рефлексируют по этому поводу. Они не могут остановить поток сомнений по поводу своей идентичности.

Их сомнения находятся на границе душевного здоровья.

Поиски своего лица представлены в Ставрогине с пугающей яркостью. Он сам признается, что никогда не может «потерять рассудок», не может прервать череду размышлений по этому поводу. Но, как я уже говорил, он ищет свою идентичность не в отношениях с другими, а в одиночестве.

Без всякой необходимости он совершает кражу, он присутствует на месте самоубийства девочки, но ничего не предпринимает, и все это не оказывает никакого влияния на его представления о самом себе.

Сострадать и сочувствовать, отдаваться чему-нибудь со всей душой, забывать про себя ради других и обрести в результате полноценное бытие — все это не вписывается в представления Ставрогина о себе, не может принести ему радости, пугает.

Совершенно естественно, что Николай не делает ничего, что бы шло вразрез с теми ожиданиями, которые на него возлагают.

Осознание себя таким, как ты есть — это потребность ясная и одновременно размытая, человеческое «я» безотчетно поддерживается связями с миром, что в результате и обеспечивает идентичность.

Но в Ставрогине («Бесы») доминирует не сопричастность, а ее отсутствие, его самосознание фрустрировано и требует доказательств своего наличия, оно обострено и бесплодно, оно будто бы находится под заклятием. Для Ставрогина, который повязан этим заклятием, «другой» — это вечно «другой».

Как он сам признается, «в России я ничем не связан — в ней мне всё также чужое, как и везде». В этом признании — суть его душевных проблем.

Читайте также:  Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В «Бесах»» Ставрогин неоднократно уподобляется Печорину из «Героя нашего времени», что свидетельствует о том, что было важно подчеркнуть Достоевскому в образе Николая. Как бы для того, чтобы ответить на вопрос «а кто же я?»» этот герой направляется в Европу, Исландию, Иерусалим, но, как и у Печорина, все его действия напрасны и не приносят обретений.

Кто же я на самом деле? На поверхности «я» — человек сильный, герой, но душа моя пуста, я слаб. Это противоречие свойственно одиночке, который заключен в оболочку своей ложной идентификации, не способен к сочувствию.

Именно эта проблема волновала Достоевского в герое Лермонтова. И не только одного Достоевского.

Как видно из дневника возлюбленной Достоевского — Аполлинарии Сусловой, во второй половине 60-х годов среди интеллигенции получил широкое распространение именно такой взгляд на Печорина (А. П. Суслова. «Годы близости с Достоевским»).

К этой же проблематике обращается и Достоевский в образе Ставрогина («Бесы»). Он не в состоянии избавиться от своей фальшивой идентичности, он не может существовать в гармонии с природой и людьми.

В то же самое время он демонстрирует перед людьми свое «геройство», люди неверно понимают его, он страдает. Люди не воспринимают его верно, и получается, что Ставрогин — никто. Поэтому на все вопросы он вынужден отвечать отрицанием.

Самоубийство Ставрогина — это самоотрицание, вызванное желанием избавиться от своего бытия.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Ставрогин Николай Всеволодович – Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

Главный «бес», отставной офицер; сын Варвары Петровны Ставрогиной и генерала Всеволода Николаевича Ставрогина, воспитанник Степана Трофимовича Верховенского, формальный муж Марьи Тимофеевны Лебядкиной, «зять» капитана Лебядкина.

Жизнь, судьба и натура Ставрогина открываются перед читателем в три этапа: сначала хроникер Антон Лаврентьевич Г–в пересказывает предысторию этого героя, затем следует описание не совсем понятных, загадочных поступков «сегодняшнего» Ставрогина и, наконец, полностью и на пределе откровенности раскрывается он сам в своей исповеди «От Ставрогина» (глава «У Тихона»), которая при жизни Достоевского опубликована не была, и для его современников герой этот так и остался покрытый тайной, не понятной до конца.

Препозиция, данная в главе второй «Принц Гарри. Сватовство», такова: отец Ставрогина оставил семью, когда сын был еще маленьким. С 8‑ми лет его воспитывал специально приглашенный для этого Степан Трофимович Верховенский, и они настолько понимали друг друга и сблизились так, что «бросались друг другу в объятия и плакали».

Хроникер слегка иронизирует: «Надо думать, что педагог несколько расстроил нервы своего воспитанника. Когда его, по шестнадцатому году, повезли в лицей, то он был тщедушен и бледен, странно тих и задумчив. (Впоследствии он отличался чрезвычайною физическою силой.)».

Николай после окончания курса выбрал было военную стезю, был зачислен в гвардейский полк, но вскоре «безумно и вдруг закутил». Хроникер уточняет: «Не то чтоб он играл или очень пил; рассказывали только о какой-то дикой разнузданности, о задавленных рысаками людях, о зверском поступке с одною дамой хорошего общества, с которою он был в связи, а потом оскорбил ее публично.

Что-то даже слишком уж откровенно грязное было в этом деле. Прибавляли сверх того, что он какой-то бретер, привязывается и оскорбляет из удовольствия оскорбить». Наконец было получено «роковое известие», что «принц Гарри» (так назвал его Степан Трофимович, сравнив с героем исторической хроники У.

Шекспира «Генрих IV») дрался на двух дуэлях, «кругом был виноват в обеих, убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил и вследствие таковых деяний был отдан под суд. Дело кончилось разжалованием в солдаты, с лишением прав и ссылкой на службу в один из пехотных армейских полков, да и то еще по особенной милости». Однако ж, в 1863 г.

, видимо, за участие в подавлении польского восстания, Ставрогину «как-то удалось отличиться; ему дали крестик и произвели в унтер-офицеры, а затем как-то уж скоро и в офицеры». Но он службу оставил, начал, по слухам, шляться по притонам и вести дружбу с отребьем вроде капитана Лебядкина, тогда же сблизился с Кирилловым и Петром Верховенским.

По хронологии в это же примерно время (середина 1860‑х гг.) он совершил два отвратительных деяния, ставших известными позже — растлил девочку Матрешу и женился на Марье Лебядкиной. И только летом 1865 г., в ответ на настойчивые письма-призывы матери, как опять же иронизирует хроникер, — «принц Гарри появился в нашем городе».

Здесь дается подробный портрет героя: «Это был очень красивый молодой человек, лет двадцати пяти, и, признаюсь, поразил меня. Я ждал встретить какого-нибудь грязного оборванца, испитого от разврата и отдающего водкой.

Напротив, это был самый изящный джентльмен из всех, которых мне когда-либо приходилось видеть, чрезвычайно хорошо одетый, державший себя так, как мог держать себя только господин, привыкший к самому утонченному благообразию.

Не я один был удивлен: удивлялся и весь город, которому, конечно, была уже известна вся биография господина Ставрогина, и даже с такими подробностями, что невозможно было представить, откуда они могли получиться, и, что всего удивительнее, из которых половина оказалась верною. Все наши дамы были без ума от нового гостя.

Они резко разделились на две стороны — в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения; но без ума были и те и другие. Одних особенно прельщало, что на душе его есть, может быть, какая-нибудь роковая тайна; другим положительно нравилось, что он убийца. Оказалось тоже, что он был весьма порядочно образован; даже с некоторыми познаниями.

Познаний, конечно, не много требовалось, чтобы нас удивить; но он мог судить и о насущных, весьма интересных темах, и, что всего драгоценнее, с замечательною рассудительностию. Упомяну как странность: все у нас, чуть не с первого дня, нашли его чрезвычайно рассудительным человеком.

Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен, как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью и совершенно пред ним стушевывались.

Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, — казалось бы писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен.

Говорили, что лицо его напоминает маску; впрочем, многое говорили, между прочим, и о чрезвычайной телесной его силе. Росту он был почти высокого. Варвара Петровна смотрела на него с гордостию, но постоянно с беспокойством. Он прожил у нас с полгода — вяло, тихо, довольно угрюмо; являлся в обществе и с неуклонным вниманием исполнял весь наш губернский этикет. Губернатору, по отцу, он был сродни и в доме его принят как близкий родственник. Но прошло несколько месяцев, и вдруг зверь показал свои когти». Выразилось это в том, что Ставрогин начал совершать безумные поступки, к примеру, прилюдно провел за нос уважаемого Павла Павловича Гаганова, укусил за ухо тогдашнего губернатора Ивана Осиповича, после чего опять уехал из города почти на четыре года за границу.

В этом периоде список его «подвигов» множится-растет: духовное растление Шатова и Кириллова, участие в реорганизации тайного общества и создание для него устава, отказ от русского гражданства (недаром его имя зачастую произносится и хроникером, и другими героями на западный манер — Nicolas), связь с Марией Шатовой в Париже, начало отношений с Лизой Тушиной, скандальная история с Дарьей Шатовой, неосуществленный замысел двоеженства, написание исповеди и печатание ее в типографии…

В августе 1869 г. Ставрогин вновь возвращается домой, и автор-хроникер еще раз возвращается к его портрету: «Как и четыре года назад, когда в первый раз я увидал его, так точно и теперь я был поражен с первого на него взгляда.

Я нимало не забыл его; но, кажется, есть такие физиономии, которые всегда, каждый раз, когда появляются, как бы приносят с собою нечто новое, еще не примеченное в них вами, хотя бы вы сто раз прежде встречались.

По-видимому, он был всё тот же, как и четыре года назад: так же изящен, так же важен, так же важно входил, как и тогда, даже почти так же молод. Легкая улыбка его была так же официально ласкова и так же самодовольна; взгляд так же строг, вдумчив и как бы рассеян. Одним словом, казалось, мы вчера только расстались.

Но одно поразило меня: прежде хоть и считали его красавцем, но лицо его действительно “походило на маску”, как выражались некоторые из злоязычных дам нашего общества.

Теперь же, — теперь же, не знаю почему, он с первого же взгляда показался мне решительным, неоспоримым красавцем, так что уже никак нельзя было сказать, что лицо его походит на маску. Не оттого ли, что он стал чуть-чуть бледнее, чем прежде, и, кажется, несколько похудел? Или, может быть, какая-нибудь новая мысль светилась теперь в его взгляде?»

Эта «новая мысль» — жажда покаяния. Ставрогин в этом плане объявляет о своем тайном браке с Марьей Лебядкиной, встречается с архиереем Тихоном и дает ему читать свою исповедь с историей растления Матреши, каковую намерен сделать достоянием гласности, и, наконец, — кончает жизнь самоубийством.

Параллельно этой цепочке поступков-событий развертывается другая, которая увеличивает реестр ставрогинских грехов: участвует в дуэли с Артемием Павловичем Гагановым, калечит судьбу Лизы Тушиной и толкает ее на гибель, провоцирует убийство своей жены Марьи Лебядкиной и ее брата, является в какой-то мере вдохновителем («Иваном-Царевичем») разгулявшихся «бесов»…

Ставрогин самого себя в исповеди «объясняет» так: «Всякое чрезвычайно позорное, без меры унизительное, подлое и, главное, смешное положение, в каковых мне случалось бывать в моей жизни, всегда возбуждало во мне, рядом с безмерным гневом, неимоверное наслаждение. Точно так же и в минуты преступлений, и в минуты опасности жизни.

Я убежден, что мог бы прожить целую жизнь как монах, несмотря на звериное сладострастие, которым одарен и которое всегда вызывал». А вот как характеризовал своего героя Достоевский в письме к Н. А. Любимову (март–апрель 1872 г.

), пытаясь спасти главу «У Тихона»: «Клянусь Вам, я не мог не оставить сущности дела, это целый социальный тип (в моем убеждении), наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски, но совестливого и употребляющего страдальческие судорожные усилия, чтоб обновиться и вновь начать верить. Рядом с нигилистами это явление серьезное. Клянусь, что оно существует в действительности. Это человек, не верующий вере наших верующих и требующий веры полной, совершенной, иначе».

Фамилия героя произведена от греческого «ставрос» (крест) и намекает на его высокое предназначение. В этом плане «говорящим» воспринимается также имя: Николай с греческого — «побеждающий народы».

Прототипом Ставрогина некоторые исследователи называли анархиста М. А. Бакунина, но более убедительна другая кандидатура на эту роль — петрашевца Н. А. Спешнева.

Образ Николая Ставрогина в романе «Бесы» (Бесы Достоевский)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Николай Ставрогин в рассказе Бесы

Образ Ставрогина является в книге центральным и наиболее противоречивым.

Достоевский как великий мастер психологической прозы создает характер с одной стороны символический, а с другой стороны глубоко точный.

Когда читаешь о Ставрогине, понимаешь, такие люди действительно могут существовать, но они невероятно редки и появляются только редко в период смены эпох, начала нового времени.

Безусловно, Ставрогин – вневременной герой, но также он и человек своей эпохи.

Его вневременность заключается в его поиске истины и абсолютной искренности с самим собой, такие люди редки, но всегда существуют, они естественным образом выделяются из этого мира и способны превзойти внешние условия.

Его соответствие своему времени заключается в определенном понимании мира, он как бы является новой ступенью эволюции лишнего человека, который ранее выражался в литературе в других «отступниках» от социума: Печорин, Алеко и многие другие.

Читайте также:  Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?

Интересным является отношение Ставрогина к добру и злу. Этот человек совершенно не видит разницы между этими феноменами и спустя относительно небольшое количество времени мы увидим у Ницше труд «по ту сторону добра и зла», да и другие работы, которые предлагают думающему человеку превзойти себя и в частности общественную мораль и глупые ограничения, которые навязываются этой моралью.

В каком-то смысле Ставрогин является предтечей ницшеанского сверхчеловека – он лишний герой для своего времени, предельно искренний и способный принять этот мир без самообмана.

Ставрогин берет в супруги Хромоножку и в этом заключается его альтруизм, но в общении с Шатовым он проявляет предельный цинизм и даже злобу.

Тем не менее, в таком поведении отсутствуют противоречия, ведь, согласно древней концепции, только тот, чьи корни проросли глубоко, может иметь высокие ветви.

Проще говоря, только тот, кто может погрузиться в пучины зла, вполне способен и на великое добро.

Ставрогин сам говори об этом, когда указывает Шатову на отсутствие различий между жестокой шуткой и героическим поступком на благо других.

Этот герой не ощущает различия между добром и злом, ведь в какой-то степени он вне этого мира, как фактически (в повествовании он будто незаметен, хотя часто присутствует) также и своим умом и душой.

  Проблематика пьесы «Утиная охота» — Вампилов

в изображении Ставрогина………………………………………………………..14

1.4. Загадка исключительной личности Ставрогина………………………………22

1.5. Образ гордого человека в романе “Бесы”…………………………………….32

1.6. Мотив соблазна в романе “Бесы”………………………………………………35

Глава 2. Объективность индивидуального сознания

2.1. Роль разума и бесстрастности Ставрогина в вопросах идеологии…… ..….37

2.2. Морально-психологический облик Ставрогина …………………….….……..40

Глава 3. Сергей Есенин и Николай Ставрогин………………………..………43

Заключение……………………………………….………………………..…………49

Список использованных источников…………………………………..…………..52

Прототипы[ | ]

Роман Бесы после написания считался изображением нечаевщины (он и в самом деле был откликом на злободневное тогда дело Нечаева[11]). В 1920-е годы вопрос о прототипах главного героя романа был поставлен Л. П. Гроссманом, который посчитал его «первой монографией о Бакунине». Однако В. П.

Полонский оценил эту версию как неубедительную и доказал, что она не является верной[12]. Он предположил, что прототипом «аристократа, пошедшего в демократию» Ставрогина был петрашевец Н. А. Спешнев.

Достоевский в молодости был лично знаком с этим атеистом, социалистом и коммунистом, который оказал сильнейшее влияние на будущего писателя. Фёдор Михайлович после называл Спешнева «мой Мефистофель». 8/20 октября 1870 Достоевский писал издателю «Русского вестника» М. Н.

Каткову: «Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. По моему мнению, это и русское и типическое лицо… Я из сердца взял его».

Введение

У романа “Бесы” — особая судьба не только в истории русской литературы, но и в истории России. Достоевский написал роман, который стал камнем преткновения для нескольких поколений русских читателей.

О романе спорили, но спорили не столько критики и читатели, сколько политики. Роман сразу отвергла либеральная и революционная интеллигенция, которая осудила его как антиреволюционный и антинигилистический.

Роман Достоевского — о другом.

Как писал Достоевский, “я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства.

Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем!” Об этой опасности превращения “чистейших сердцем и простодушнейших людей” в “бесов” и предупреждает роман Достоевского.

В настоящее время изучение романа “Бесы” по-прежнему актуально.

При всем обилии и разнообразии работ, посвященных творчеству Достоевского вообще и роману “Бесы” в частности, данное произведение представляется наименее изученным как художественный феномен. Все работы были посвящены, в первую очередь, проблематике, идейному содержанию произведения.

Роман “Бесы” воспринимался критикой как идеологическое произведение; зачастую Достоевского упрекали за философскую перегруженность и недостаточную художественность романа. Прижизненная критика, оценивая роман, обращалась в основном к вопросу о том, насколько верно изображены в “Бесах” представители русского революционного движения 60-х годов.

Чаще всего в адрес Достоевского высказывались упреки в “карикатурности”, “фантастичности”, “ироничности” героев.

Характеризуя степень анализа образа Ставрогина в романе “Бесы”, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.

Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этого образа.

Поэтому исследование образа Ставрогина достаточно актуально и представляет научный и практический интерес.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой теме — еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике.

Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Эмпирическую базу составила практическая информация касательно образа Ставрогина в романе “Бесы”.

  • При проведении исследования образа Ставрогина были использованы следующие методы:
  • 1. анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • 2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

3. моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

  1. Будущие исследования образа Ставрогина также актуальны.
  2. Объект работы — образ Ставрогина в романе “Бесы”.
  3. Предмет исследования — эмоционально-этическая роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.
  4. Цель работы — выявить эмоционально-этическую роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.
  5. Поставленная цель определяет задачи исследования:
  1. собрать и систематизировать материал о Ставрогине;
  2. произвести анализ материала о Ставрогине;

3. осуществить характеристику образа Ставрогина, выявить эмоционально-этическую роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.

  • Работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка использованных источников.
  • Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость.
  • Глава 1. Николай Ставрогин — центральный образ романа

Ф. М. Достоевского “Бесы”

  Об одном мотиве в повести И.Шмелева “Неупиваемая чаша”

1.1. Сюжетно-композиционные особенности романа “Бесы”
Еще современники Достоевского отмечали, что при всем содержательном богатстве его романов, формальная их сторона часто была недостаточно продуманной. Множество второстепенных героев и сюжетных линий, малая степень мотивированности главных персонажей, разорванность повествования затрудняли восприятие художественного текста и вызывали критические оценки. Ощущал это и сам Достоевский. Работая над “Подростком”, он делает пометку в черновиках по поводу “Бесов”: “Избегнуть ту ошибку, что в Идиоте и Бесах, что второстепенные происшествия (многие) изображались в виде недосказанном… в угадках и намеках, вместо того чтобы прямо объяснить истину. Как второстепенные эпизоды, они не стоили такого капитального внимания читателя и даже, напротив, тем самым затемнялась главная цель, а не разъяснялась, именно потому, что читатель, сбитый на просёлок, терял большую дорогу, путался вниманием”. Однако если оставить в стороне оценочность, то думается, что здесь автор выразил один из основных принципов формальной организации своего романа. Суть этого принципа заключается в следующем.Идейная структура “Бесов” создается на основе оппозиции «истинное — ложное». Как писал Достоевский: “Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман”. Естественно, содержательная сторона произведения не могла не отразиться на его форме, а именно, на сюжетно-композиционном строении.В ходе работы над “Бесами”, по мере углубления их идейной проблематики, Достоевский делает центральным образ Николая Ставрогина. Но, имея в виду стержнем романа Николая Всеволодовича, автор, тем не менее, не дает его развернутой характеристики. Более того, само повествование о Ставрогине строится по фрагментарному принципу. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда Ставрогин, становясь главным героем романа, остается наиболее загадочным его персонажем.Думается, такая специфика образа заранее программировалась Достоевским. Об этом свидетельствуют черновые записи к роману, и в частности следующая: “Главное — особый тон рассказа, и все спасено. Тон в том, что Нечаева и князя не разъяснять. Про одного Степана Трофимовича всегда с объяснениями, точно он герой… Нечаев и Князь без объяснений, а в действии”. Исходя из этой заметки, можно сделать вывод, что главный герой конструируется Достоевским как наименее мотивированный образ.Степень скрытости персонажа определяет его роль в общей идейно-художественной организации романа. Степан Трофимович потому и становится фиктивным героем, что наиболее объяснен. Чем яснее образ, тем выпуклее его сюжетная линия, тем ближе он к поверхности рассказа, тем непосредственнее его восприятие читателем. И наоборот. Главный герой лишается прямых мотивировок, отсюда его линия становится разорванной, в сущности, а не сюжетной, она выпадает из общей интриги и погружается в глубину повествования.Если распространить данный принцип на окончательный текст “Бесов”, то можно увидеть, что роль второстепенного персонажа однозначно отведена Степану Трофимовичу, а на место главных героев претендуют Ставрогин и Петр Верховенский. Однако только линия Ставрогина последовательно выдерживается как главная. Две остальные являются отвлекающими. Они постоянно уводят читателя в сторону от главного лица романа, обеспечивая тем самым противонаправленное движение — к Ставрогину. Этим и достигается цельность формальной организации “Бесов”. Ставрогин занимает место не сюжетного центра, а композиционного. “Все остальное движется около него, как калейдоскоп”.Наглядно суть данной организации романа демонстрирует пушкинский эпиграф к “Бесам”. Так же, как и персонаж пушкинских “Бесов”, читатель романа стремится увидеть, понять главного героя и не может этого сделать, так как его все время сбивают с верного пути второстепенные сюжетные линии. Принимая их за центральные, читатель опять и опять оказывается “на проселке”, в стороне от истинного в смысловом и формальном отношении центра — Николая Всеволодовича Ставрогина.Таким образом, бесовщина — нечто ложное, фиктивное, затемняющее и искажающее истинное — воспроизводится самой формальной структурой “Бесов”. В своем произведении Достоевский не выставляет напоказ главного героя. Наоборот, тщательно скрывает, заставляя читателя не воспринимать его, а разгадывать как метафизическую и социальную проблему.

Николай Всеволодович Ставрогин

До начала действия романа

Текст романа «Бесы» позволяет восстановить предысторию персонажа. Николай Ставрогин родился в 1840 году. Воспитывался без отца, Всеволод Николаевич Ставрогин покинул семью, когда сын был ещё маленьким. С 8 лет с ним занимается Степан Трофимович Верховенский. С осени 1855 по декабрь 1860 учился в Петербургском лицее.

С 1861 — служил в гвардии, за участие в двух дуэлях, где «убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил» в 1862 был отдан под суд и разжалован в солдаты. В 1863 участвовал в подавлении польского восстания, за что был произведен в офицеры, затем подал в отставку.

В 1864 сблизился с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым; в июне того же 1864 года соблазняет соседскую девочку Матрёшу, которая вскоре вешается[3][4].

О последнем факте Ставрогин рассказывает в неопубликованной главе романа «У Тихона», которая должна была стать девятой, заключительной главой второй части романа, а в более поздней редакции — первой главой третьей части[5][6].

Впрочем, факт невключения этой главы в окончательную редакцию (помимо чисто цензурных соображений), возможно, является показателем осознанного переосмысления образа Ставрогина писателем. А. Л.

Бем в своей работе «Эволюция образа Ставрогина» писал, что Достоевский не желает допустить Ставрогина до крайней черты нравственного падения.

Так, в одном из черновых вариантов главы «У Тихона» на следующий день после своей исповеди Ставрогин посылает записку со словами: «все это я вам солгал… я немного был не в своем уме…». Там же описано, что вскоре после этого он тайно женится на хромоножке Марье Лебядкиной[3][4][7].

В июне 1865 он приезжает к матери. Тогда он вызвал всеобщее возмущение тем, что оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену. Этот эпизод объяснили белой горячкой, вслед за этим Ставрогин уезжает за границу, в Европу, что стало началом его четырёхлетних путешествий[3][4].

В 1867 он начал проводить эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова (которые можно охарактеризовать как духовное растление), участвует в реорганизации тайного общества, пишет устав для него, а в конце следующего, 1868 года отказывается от российского подданства. К этому же времени относятся романы Ставрогина с Марией[8] и Дарьей Шатовой[9] (женой и сестрой Ивана Шатова). Тогда же начинаются и его странные, трагичные отношения с Лизой Тушиной[3][4][10].

Основное действие романа

Ссылка на основную публикацию