Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой закончил в 1867 году работу над своим романом “Война и мир”. События 1805 и 1812 годов, а также военные деятели, принявшие участие в противостоянии Франции и России, являются основной темой произведения.

Как и всякий миролюбивый человек, Лев Николаевич осуждал вооруженные конфликты. Он спорил с теми, кто находил в военных действиях “красоту ужаса”. Автор выступает при описании событий 1805 года как писатель-пацифист. Однако, рассказывая о войне 1812 года, Лев Николаевич переходит уже на позиции патриотизма.

Изображение Наполеона и Кутузова

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Созданные в романе образы Наполеона и Кутузова – яркое воплощение принципов, используемых Толстым в изображении деятелей истории. Далеко не во всем герои совпадают с реальными прототипами. Лев Николаевич не стремился к тому, чтобы нарисовать достоверные документально портреты этих деятелей, создавая роман “Война и мир”. Наполеон, Кутузов и другие герои выступают прежде всего как носители идей. Опущены в произведении многие известные факты. Преувеличены некоторые качества того и другого полководца (например, пассивность и дряхлость Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона). Оценивая французского и русского главнокомандующего, как и остальных исторических лиц, Лев Николаевич применяет к ним жесткие нравственные критерии. Образ Наполеона в романе “Война и мир” – тема данной статьи.

Французский император является антитезой Кутузову. Если Михаила Илларионовича можно считать положительным героем того времени, то в изображении Толстого Наполеон является главным антигероем в произведении “Война и мир”.

Портрет Наполеона

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Лев Николаевич подчеркивает ограниченность и самоуверенность этого полководца, которая проявляется во всех его словах, жестах и поступках. Портрет Наполеона иронический. У него “короткая”, “потолстевшая” фигура, “жирные ляжки”, суетливая, стремительная походка, “белая пухлая шея”, “круглый живот”, “толстые плечи”. Таков образ Наполеона в романе “Война и мир”. Описывая утренний туалет французского императора перед Бородинским сражением, Лев Николаевич разоблачительный характер портретной характеристики, данной первоначально в произведении, усиливает. У императора “выхоленное тело”, “обросшая жирная грудь”, “желтое” и “опухшее” лицо. Эти детали показывают, что Наполеон Бонапарт (“Война и мир”) был человеком, далеким от трудовой жизни и чуждым народным корням. Предводитель французов показан самовлюбленным эгоистом, который думает, что его воле повинуется вся Вселенная. Для него люди никакого интереса не представляют.

Поведение Наполеона, его манера говорить

Образ Наполеона в романе “Война и мир” раскрывается не только через описание его внешности. В его манере говорить и поведении также сквозят самовлюбленность и ограниченность. Он убежден в собственной гениальности и величии.

Хорошо – то, что пришло ему в голову, а не то, что на самом деле хорошо, как отмечает Толстой. В романе каждое появление этого персонажа сопровождается авторским беспощадным комментарием.

Так, например, в третьем томе (первая часть, шестая глава) Лев Николаевич пишет о том, что по этому человеку видно было, что для него имело интерес лишь происходившее в его душе.

В произведении “Война и мир” характеристика Наполеона отмечена также следующими деталями. С тонкой иронией, которая иногда переходит в сарказм, писатель разоблачает претензии на мировое господство Бонапарта, а также его актерство, непрестанное позирование для истории.

Все время французский император играл, в его словах и поведении не было ничего естественного и простого. Это показано очень выразительно Львом Николаевичем в сцене, когда тот любовался на Бородинском поле портретом сына.

В ней образ Наполеона в романе “Война и мир” приобретает некоторые весьма важные детали. Опишем эту сцену вкратце.

Эпизод с портретом сына Наполеона

Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, “есть история”. Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать “отеческую нежность”.

Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории.

Данная сцена показывает самонадеянность этого человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.

Наполеон – актер и игрок

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

И в ряде дальнейших эпизодов описание Наполеона (“Война и мир”) указывает на то, что это актер и игрок. Он произносит накануне Бородинской битвы, что шахматы уже поставлены, завтра начнется игра. В день сражения Лев Николаевич замечает после пушечных выстрелов: “Игра началась”. Далее писатель показывает, что она десяткам тысяч людей стоила жизни. Князь Андрей думает, что война – это не игра, а лишь жестокая необходимость. Принципиально другой подход к ней заключался в этой мысли одного из главных героев произведения “Война и мир”. Образ Наполеона оттеняется благодаря этому замечанию. Князь Андрей выразил мнение мирного народа, который был вынужден при исключительных обстоятельствах взяться за оружие, поскольку угроза порабощения нависла над родиной.

Комический эффект, производимый французским императором

Не имело значения для Наполеона то, что было вне его самого, так как ему казалось, что все в мире зависело лишь от его воли. Такое замечание Толстой дает в эпизоде встречи его с Балашевым (“Война и мир”). Образ Наполеона в нем дополняется новыми деталями.

Лев Николаевич подчеркивает контраст между ничтожеством императора и его завышенной самооценкой. Комический конфликт, возникающий при этом, – лучшее доказательство пустоты и бессилия этого исторического деятеля, который притворяется величественным и сильным.

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Духовный мир Наполеона

В понимании Толстого духовный мир предводителя французов – это “искусственный мир”, населенный “призраками какого-то величия” (том третий, часть вторая, глава 38).

На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что “царь есть раб истории” (том третий, часть первая, глава 1).

Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл “тяжелую”, “печальную” и “жестокую” “нечеловеческую роль”, которая ему предназначалась.

Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон).

В эпизоде, когда реку Неман переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть – надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Наполеон – глубоко несчастный человек

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Толстой подчеркивает, что этот человек был глубоко несчастен, но не замечал этого лишь благодаря отсутствию хоть какого-то нравственного чувства. “Великий” Наполеон, “европейский герой” нравственно слеп. Он не может понять ни красоты, ни добра, ни истины, ни значения собственных поступков, которые, как замечает Лев Толстой, были “противоположны добру и правде”, “далеки от всего человеческого”. Наполеон просто не мог понять значение своих деяний (том третий, часть вторая, глава 38). Прийти к правде и добру, по мнению писателя, можно, лишь отказавшись от мнимого величия своей личности. Однако к такому “героическому” поступку совсем не способен Наполеон.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Несмотря на то, что он обречен играть в истории отрицательную роль, Толстой отнюдь не умаляет нравственной ответственности этого человека за все, содеянное им.

Он пишет о том, что Наполеон, предназначенный на “несвободную”, “печальную” роль палача множества народов, тем не менее уверял себя в том, что их благо было целью его поступков и что он мог распоряжаться и руководить судьбами множества людей, делать путем своей власти благодеяния.

Наполеон воображал, что война с Россией произошла по его воле, его душу не поражал ужас совершившегося (том третий, часть вторая, глава 38).

Наполеоновские качества героев произведения

В других героях произведения наполеоновские качества Лев Николаевич связывает с отсутствием у персонажей нравственного чувства (например, Элен) или же с их трагическими заблуждениями.

Так, в молодости увлекавшийся идеями французского императора Пьер Безухов остался в Москве для того, чтобы убить его и стать тем самым “избавителем человечества”. На ранних этапах духовной жизни Андрей Болконский мечтал о том, чтобы возвыситься над другими людьми, даже если требуется для этого пожертвовать близкими и семьей.

В изображении Льва Николаевича наполеонизм – опасная болезнь, которая разъединяет людей. Она заставляет их блуждать слепо по духовному “бездорожью”.

Изображение Наполеона и Кутузова у историков

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Толстой отмечает, что историки превозносят Наполеона, думая, что он был великим полководцем, а Кутузова обвиняют в чрезмерной пассивности и военных неудачах. На самом деле французский император развил в 1812 году бурную деятельность. Он суетился, отдавал приказы, которые ему и окружающим казались гениальными. Одним словом, этот человек вел себя так, как и следует “великому полководцу”. Изображение же Кутузова у Льва Николаевича не соответствует представлениям о гении, принятым в то время. Сознательно писатель преувеличивает его дряхлость. Так, Кутузов во время военного совета засыпает не для того, чтобы показать “презрение к диспозиции”, а просто потому, что хотел спать (том первый, часть третья, 12 глава). Этот главнокомандующий приказов не отдает. Он только одобряет то, что считает разумным, а все неразумное отвергает. Михаил Илларионович не ищет сражений, не предпринимает ничего. Именно Кутузов на совете в Филях, сохраняя внешнее спокойствие, принимает решение оставить Москву, которое стоило ему больших душевных мук.

Чем определяется подлинный масштаб личности, по мнению Толстого

Почти во всех сражениях победил Наполеон, Кутузов же проиграл практически все. Неудачи потерпела русская армия под Березиной и Красным. Однако именно она в конце концов победила в войне армию под командованием “гениального полководца”. Толстой подчеркивает, что историки, преданные Наполеону, считают, что это был именно великий человек, герой.

По их мнению, для личности такого масштаба не может быть дурного и хорошего. Образ Наполеона в литературе часто представлен под этим углом. Вне нравственных критериев, считают различные авторы, оказываются поступки великого человека.

Этими историками и литераторами даже позорное бегство французского императора от армии оценивается как поступок величественный. По мнению Льва Николаевича, настоящий масштаб личности не измеряется “лживыми формулами” различных историков. Великой исторической ложью оказывается величие такого человека, как Наполеон (“Война и мир”).

Цитаты из произведения, приведенные нами, это доказывают. Толстой нашел истинное величие в Кутузове Михаиле Илларионовиче, скромном труженике истории.

Читайте также:  Образ Герасима в рассказе «Му-Му» (И.С. Тургенев)

Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир»

(445 слов) Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» главным образом описывает судьбу конкретных героев в эпоху коренных потрясений на заре девятнадцатого века, а не глобальные события.

Но нельзя сказать, что исторический фон повествования, в который включены и реальные личности, не несёт никакой смысловой нагрузки.

Наполеон Бонапарт, Александр I, Михаил Кутузов – с помощью этих героев автор получает возможность передать читателю свои взгляды на ход истории, на роль в нём «большого» и «маленького» человека.

Образ Наполеона в первый раз возникает в самом начале произведения. На светской встрече в столице Пьер Безухов и Андрей Болконский говорят о нём с восторгом и восхищением, превознося тактический гений полководца. Князь Андрей и вовсе желает поскорее отправиться в Австрию на войну, чтобы повторить путь своего кумира.

Но идеализированный образ Наполеона в голове Болконского вскоре исчезает, сменяясь чем-то другим. Уже после страшного Аустерлица, воочию увидев всю жестокость и противоестественность войны, Андрей лично встречается с императором всех французов.

Полководец, окружённый ореолом славы и величия, внезапно оказывается вполне обычным, полным, нескладным человеком, по одному слову которого армии начинают истреблять одна другую.

Автор наглядно демонстрирует, как сильно в представлении народных масс может измениться реальность, как победы и успехи создают вокруг человека своеобразный панцирь из величия, за которым он прячет настоящего себя.

С течением времени образ Наполеона меняется ещё сильнее и в худшую сторону. В двенадцатом году мы снова видим Наполеона, но что с ним стало? От храброго и талантливого генерала, сражавшегося за Французскую республику, не осталось и следа. Вместо этого нам предстаёт самодовольный и высокомерный тиран, не желающий видеть и слышать никого, кроме себя.

Бородинское сражение замыкает цепочку изменений образа Наполеона. Столкнувшись с неконтролируемым, вышедшим за пределы планов и ожиданий побоищем, он теряет всю свою спесь и надменность. Потеряв контроль над своей армией, он может лишь наблюдать за развитием сражения.

Зависимость от прихоти судьбы становится страшным мучением для императора, привыкшего повелевать всем, что он видит. В тот момент перед нами проносятся все его амбиции и планы, в которых он стремился построить новое, идеальное государство и искоренить из него всё зло, чтобы наслаждаться славой.

Наполеон видит цель жизни не в заботе о своей Франции, а в получении как можно большего почёта для себя самого, что, по мнению Толстого, является постыдным для любого правителя.

Свою чёткую и конкретную оценку Наполеона автор представляет в монологах. Толстой видит в истории не деятельность отдельных личностей, а результат жизни каждого, даже самого незначительного человека. Никто не может притворяться, что подчинил такое хаотичное движение. Бонапарту всего лишь повезло оказаться на самой заметной точке этого движения.

Создавая образ Наполеона, автор хочет искоренить само понятие «историческая личность». Демонстрируя все несовершенства и пороки Бонапарта, писатель стремится доказать, что историю пишут не императоры, а простые люди. Ведь без усилий народа ни один замысел сильных мира сего не стал бы явью.

Виталий Круглов

Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением “Война и мир”. Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие в противостоянии двух великих держав – России и Франции.

    Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения Толстого, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”.

    Лев Николаевич Толстой как и любой миролюбивый человек отрицал вооруженные конфликты, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в военных действиях. При описании событий 1805 года автор выступает как писатель – пацифист , но, повествуя о войне 1812 года, он уже переходит на позиции патриотизма .

    В романе предлагается взгляд Толстого на Первую Отечественную войну и ее исторических участников: Александра I, Наполеона и его маршалов, Кутузова, Багратиона, Бенигсена, Растопчина, а также на другие события той эпохи – реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ.

Взгляд на войну принципиально полемичен с подходами официальных историков. В основе толстовского понимания заключен своеобразный фатализм, т. е.

роль отдельных личностей в истории ничтожна, невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс.

    В романа показаны два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Эти два великих полководца противопоставляются друг другу, как представители двух сверхдержав. Мысль о развенчании легенды о Наполеоне возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой со стороны русских. Именно на личности Наполеона я и хочу остановиться поподробнее.

    Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции “мысли народной”. Например, С. П. Бычков писал: ” В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие”. 

    Обратившись к строкам романа, на которых Наполеон описывается неоднозначно, я соглашусь с этой характеристикой, данной французскому императору.

    Уже с первого появления императора в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого.

“Круглый живот”, “жирные ляжки коротких ног”, “белая пухлая шея”, “потолстевшая короткая фигура” с широкими, “толстыми плечами” – вот характерные черты внешности Наполеона.

При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: “Толстая спина”, “обросшая жирная грудь”, “выхоленное тело”, “опухшее и жёлтое” лицо – все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистом, самовлюблённым человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.

    Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного.

Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к картине, чувствуя , “что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история” .

“Сын его в бильбоке играл земным шаром” – в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать “самую простую отеческую нежность”. Разумеется, это было чистое актерство, император не выражал здесь искренних чувств “отеческой нежности”, а именно позировал для истории, лицедействовал.

Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с завоеванием Москвы будет покорена вся Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства. 

    Как игрока и актёра, писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородинской битвы Наполеон произносит : “Шахматы поставлены, игра начнётся завтра”. В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: “Игра началась”. Далее Толстой показывает, что эта “игра” стоила жизни десяткам тысяч людей.

Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война – не “игра”, а жестокая необходимость, думает князь Андрей.

И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения.

    Наполеон — французский император, реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н. Толстого.

В начале произведения Наполеон — кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А.П.Шерер.

Как действующее лицо романа французский император появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Наполеона, любующегося видом поля битвы.

    Еще до приказа о переходе границ России воображению императора не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение, Наполеон поступает «непроизвольно и бессмысленно», не имея возможности хоть как-то влиять на его ход, хотя не делает ничего вредного для дела.

Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после битвы вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».

По мысли автора, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были «слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

    В итоге следует сказать, что Толстой на протяжении всего романа доказывал, что Наполеон – игрушка в руках истории, и притом не простая, а злая игрушка.

У Наполеона были как и заступники, которые пытались показать его в лучшем свете, так и те, кто относились к императору отрицательно.

Бесспорно, Наполеон был крупной исторической личностью и великим полководцем, но все равно во всех его действиях проявляется лишь самолюбие, эгоизм и виденье себя правителем мира.

Наполеон: образ и характеристика героя романа-эпопеи «Война и мир»

В романе Наполеон Бонапарт предстаёт как человек невысокого роста с моложавым, полным лицом с выступающим подбородком.

Описывая, каков он был в 1812 году, Толстой отмечает, что лицо его было «опухшее и жёлтое», а потолстевшая «фигура с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью» была осанистой и представительной.

Глаза у Наполеона были большие, улыбался он неприятно-приторно или насмешливо. Когда был раздражён, делал быстрые, энергичные жесты своими маленькими пухлыми руками. Голос был резкий, все слова Бонапарт произносил точно и чётко.

Походка была решительная, ходил он «быстро, подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову».

Описание персонажа

Характеристика Наполеона в романе Льва Николаевича Толстого весьма неоднозначна. С одной стороны, он представляется величественным полководцем и повелителем мира, а с другой — ничтожным французом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Иногда авторы специально выставляют героев с негативной стороны или же, наоборот, идеализируют их, чтобы воссоздать правильный настрой произведения. Образ полководца Наполеона в тексте романа имеет свои особенности.

Внешность императора

Наполеон Бонапарт не мог похвастаться привлекательной внешностью. Тело его выглядело некрасивым и толстым.

В своём произведении автор делает акцент на том, что ещё в 1805 году он был намного стройнее, а лицо его и вовсе казалось худощавым.

Спустя семь лет, у него появился выпирающий живот, который Толстой назвал «сорокалетним брюшком». Помимо полноты, портрет императора можно описать следующим образом:

  • маленькие пухлые руки;
  • располневшее лицо, но черты его были довольно молодыми;
  • выразительные глаза;
  • широкий лоб;
  • невысокий рост;
  • резкий голос.

Сюда же можно добавить и следующую цитатную характеристику: «…Твёрдые, решительные шаги», «Круглый живот… Жирные ляжки коротких ног… Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… Выражение милостивого и величественного императорского приветствия».

Одежда Наполеона казалась вполне обычной для человека того времени, но шика она лишена не была. Чаще всего он был одет в синюю шинель или мундир, в белый жилет, лосины и ботфорты. Ещё одним показателем роскоши правителя был его породистый арабский конь.

Характеристика личности

Главной чертой французского императора была самовлюблённость — герой считал себя лучше других.

Толстой в своём романе не стал отрицать, что Наполеон был хорошим полководцем, но при этом уточнил — ему просто везло. К окружающим людям герой относился пренебрежительно.

Он, как обычный человек, добившийся самостоятельно таких вершин, считал людей, не сделавших подобное, недостойными его внимания.

Кроме того, Наполеон был жутким эгоистом. Автор показывает его читателю избалованным человеком, любившим находиться в комфортных условиях. Несмотря на это, он не один раз оказывался на полях сражения и не всегда в роли великого полководца.

Когда император только начинал строить свою карьеру, он очень часто довольствовался малым, поэтому беды простых солдат ему были не чужды. Спустя время, Наполеон отдалился от своего войска и погрузился в атмосферу роскоши и комфорта.

Толстой также описал желание правителя быть значимее всех, для него не было мнения других людей — он слушал только себя. Герой считал, раз ему удалось столько добиться — рядом с ним нет равных.

Для Бонапарта война была родной стихией. Он не считал себя виноватым в бедах, которые причинял другим людям.

По его мнению, правители других государств должны винить во всех несчастьях лишь себя, так как они сами выступали в роли провокаторов.

Характер, поступки

Наполеон в романе «Война и мир» представлен как жестокий завоеватель и эгоистичный человек. Отличительной чертой его характера являлся эгоцентризм. Толстой о, «всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (том 3, часть 1, глава 6).

Он нисколько не сомневался, стоя в 1812 году на Поклонной горе, что сейчас придут к нему русские «бояре» и с низким поклоном вручат ему ключи от Москвы. Толстой показал в этом эпизоде мнимое величие Наполеона.

Бонапарту неинтересны окружающие, он равнодушен к их судьбам, его заботит только, чтобы он выглядел в их глазах как великий человек, он любит внимание к своей персоне и власть.

Позёрство и фальшь Наполеона проявились в сцене, когда он накануне Бородинского сражения любовался портретом своего сына. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» (том 3, часть 2, глава 26). Он «сделал вид задумчивой нежности», так как считал, что лучше всего сейчас выказать отеческую нежность.

Наполеону были свойственны такие черты характера как самовлюблённость, тщеславие, высокомерие, он всегда уверен в своей правоте и привык, что его слова и поведение вызывают у окружающих восхищение.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Сосны, освещенные солнцем Шишкина (3, 4, 5, 8 класс) Не одно российское произведение не обходилось без описания живописи и природы. Данное произведение является наилучшим описанием природы. В этой картине автор.
  • Сочинение Жизнь Евгения Онегина в Деревне Евгений Онегин — это молодой дворянин, живущий в Петербурге и прожигающий жизнь на светских вечерах в кругу таких же «педантов». Он не испытывает потребности служить, строить карьеру чиновника
  • Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ) Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя пропитана множеством скрытых смыслов и идей. Автор без страха описывает чиновников того времени, насмехается над ними. Он вынес все грешные пороки на людское обозрение.

Наполеон как полководец. Отношение к солдатам

Бонапарт был целеустремлённым человеком и храбрым полководцем. Он считал своим ремеслом войну, но его распоряжения часто были неэффективными. Он был уверен, что знает, как правильно вести войну.

Интересно, что в 1812 году Бонапарт жаловался императору Александру I и Кутузову на то, что русские ведут войну не по правилам («как будто существуют какие-то правила для того, чтоб убивать людей», — замечает Толстой).

Но, несмотря на эти его жалобы, «дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой», не учитывая никаких правил.

Чтобы вселить боевой дух в своих воинов, Наполеон перед сражениями произносил пафосные, воинственные речи. От места сражения он предпочитал держаться подальше.

К своим солдатам Наполеон относился равнодушно, ему были безразличны не только судьбы простых солдат, но и армии в целом. Главным желанием Бонапарта было, чтобы он всегда выглядел величественно. Но из России ему пришлось бежать, забыв о своём величии и предав армию. Он уехал, закутавшись в прекрасную тёплую шубу, от своего гибнущего, замерзающего войска, а за ним поспешали короли и герцоги.

  Краткое содержание драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

Герои романа о Наполеоне

Гости, собравшиеся в доме Анны Шерер (фрейлины императрицы), активно обсуждали политику Европы по отношению к России.

Представители светского общества, в том числе Андрей Болконский, Пьер Безухов, виконт Мортемар, князь Василий Курагин, Николай Ростов, Борис Друбецкой и граф Растопчин, придерживались разных мнений по поводу личности Наполеона.

Часть из них восхищались императором, а кто-то из них не мог понять смысла его действий. Мнения некоторых героев:

  1. Андрей Болконский. Князь в разговоре со своим отцом обмолвился, что Наполеон — великий человек. Андрей не мог даже мысленно допустить его позора. На вечере у Анны Шерер он согласился с мнением Пьера Безухова, но добавил, что есть поступки, которым очень сложно найти оправдание. Спустя некоторое время, когда Болконский лежал на поле Аустерлица и смотрел в чистое небо, он услышал, как о нём говорил сам великий полководец: «Вот как прекрасна смерть». В тот момент, когда ему стало понятно, что император — обычный ничтожный человек, отношение Болконского к Наполеону окончательно испортилось.
  2. Пьер Безухов. Герой в силу своей молодости и наивности рьяно защищал Наполеона перед теми, кто пытался сказать о нём плохо. Пьер говорил, что император смог удержать всё хорошее и только поэтому добился таких высот. Он не оправдывал убийства французского правителя, но считал, что тот делал это лишь во благо империи. После того как Безухов столкнулся с кумиром лицом к лицу, он понял — Наполеон на самом деле ничтожный и жестокий человек. В какой-то момент герой даже захотел убить его, но тут же понял, что император недостоин геройской смерти.
  3. Николай Ростов. Юноша считал Наполеона преступником и ненавидел его всем сердцем. Он понимал, что все действия правителя неправомерны.
  4. Борис Друбецкой. Молодой офицер относился к французу уважительно и желал встречи с ним.
  5. Граф Растопчин. По мнению этого героя, император вёл себя с Европой так, как будто он пират, находящийся на завоёванном корабле.

После изучения романа Толстого «Война и мир» о Наполеоне и его действиях у читателя складывается следующее мнение: ошибка Бонапарта была в том, что он переоценил свои возможности и был слишком самоуверенным. Когда император пытался покорить целый мир, Россию ему победить не удалось. Поражение полностью сломило его боевой дух.

В школе на эту тему часто задают написать сочинение, чтобы сделать это, рекомендуется кратко изучить образ и характер Наполеона Бонапарта.

Отношение Толстого к Наполеону

Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям.

Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.

По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».

Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Черты характера Наполеона

Будущий завоеватель Европы имел итальянские корни, мог, как большинство представителей этой нации самопроизвольно менять мимику лица. Но современники утверждали, что выражение самодовольства и счастья присутствовало на лице маленького человека часто, особенно в минуты сражений.

Автор многократно упоминает самовлюбленность, самообожание данного персонажа, эгоизм доходит до уровня безумия. Откровенная ложь срывается с его губ, подчеркнутая искренним выражением глаз. Война для него — благородное ремесло, он не замечает, что за этими словами стоит красная картина миллионов погубленных жизней, реки крови текут с полей сражения.

Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.

Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.

Автор оставил читателю возможность самостоятельно сделать выводы относительно исторического полководца.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Забывать о войне нельзя

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона – таблица

Наполеон Кутузов
Внешность: толстый, одутловатый, разжиревший низкорослый мужчина с выпирающим животом и круглыми ляжками. Двигается суетливо. Улыбается слащаво, неискренне, неприятно. Внешние данные: ласковое лицо, добрый взор, улыбка кроткая. При своей хромоте полководец шагает уверенно, в разговоре использует выразительную мимику.
Черты характера: эгоистичность, жестокость, самовлюбленность, хвастовство, безразличие к людям. Обладает характером безжалостного завоевателя. Характер: патриотичный, искренний, сдержанный. Для Кутузова не характерно хвастать своими заслугами, он выражает только истинные чувства.
Поведенческие черты: война для Наполеона – игра, но сам он старается избегать сражений, не принимая в них участия. Стимулирует солдат только обещаниями и пафосными речами. Поведение: пожилой, больной полководец всегда находится рядом с солдатами, принимает участие в боях, поддерживает армию.
Ключевая цель: завоевание мира. Задача: Спасти родную страну от завоевателя.
Историческое значение в итоге войны: задавал приказы, которые невозможно было выполнить. Не вникал в суть происходящего, что приводило к большим потерям. История и роль полководца: не стремился приказывать, принимал точку зрения солдат, военных. В любом сражении действовал совместно с армией по общему плану.
Армия: равнодушное отношение к военным, отсутствие сопереживания, заботы, безразличие к судьбам людей. Армия: ласковое отношение к подчиненным, солдатам, искреннее переживание, сочувствие, забота.
Бонапарт представляет образ захватчика, карателя, уничтожающего солдат, мирных жителей. Образ гениального полководца, истинного патриота; мудрый в сфере политики, высоконравственный человек.

Сравнительная таблица Кутузова и Наполеона дает полное представление о полководцах. В ходе прочтения произведения у читателя формируется уважение к пожилому Михаилу Илларионовичу. Француз вызывает антипатию.

Персональный сайт – Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, развивая мысль о ходе исторического процесса, рассматривая поступки отдельных людей, считает, что истинно великой оказывается та личность, воля и стремление которой совпадают со стремлением народа.

         По мнению Л. Н.

Толстого, в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию, если за их деятельностью стоят эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей.

К таким историческим деятелям писатель относит французского императора Наполеона, не признавая в нём «гениальности», показывая на страницах своего произведения как ничтожного, тщеславного актёра, обличая его как узурпатора и захватчика чужой земли.

         Впервые имя Наполеона звучит в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство их её гостей ненавидят и боятся Бонапарта, называя его «антихристом», «убийцей», «злодеем». Передовая дворянская интеллигенция в лице князя Андрея Болконского и Пьера Безухова видит в нём «героя» и «великого человека». Их привлекает военная слава молодого генерала, его мужество, отвага в сражениях.

         В войне 1805 года, которая велась за пределами России, Толстой рисует реальный образ полководца Наполеона, обладающего трезвым умом, непреклонной волей, расчётливой и дерзкой целеустремлённостью.

Он хорошо знает и понимает любого противника; обращаясь к солдатам, вселяет в них уверенность в победе, обещая, что в критический момент, «если победа будет хоть минуту сомнительна», он первым встанет под удары неприятеля.

         В Аустерлицком сражении французская армия, хорошо организованная и талантливо управляемая Наполеном, одерживает бесспорную победу и полководец-победитель объезжает поле боя, великодушно и по достоинству оценивая побеждённого противника.

  Увидев убитого русского гренадёра, Наполеон говорит: «Славный народ!» Глядя на князя Болконского, лежащего навзничь с брошенным подле него древком знамени, французский император произносит свои знаменитые слова: «Вот прекрасная смерть!» Самодовольный и счастливый, Наполеон отдаёт должное командиру эскадрона, князю Репнину: «Ваш полк честно исполнил долг свой».

         Во время подписания Тильзитского мира Наполеон с достоинством держится с русским императором, награждает орденом Почётного легиона  «храбрейшего из русских солдат», проявляя своё показное великодушие.

         Победитель союзных австрийской и русской армий не лишён некоторого ореола величия.

Но в дальнейшем поведение и поступки фактического повелителя Европы, его намерения и распоряжения характеризуют Наполеона как тщеславного и вероломного человека, жаждущего славы, эгоистичного и жестокого.

Это проявляется в сцене переправы через широкую реку Вилию польского уланского полка, когда сотни уланов бросаются в реку, чтобы показать своё геройство императору, и тонут «под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

         Л. Н.

Толстой в войне 1812 года, носившей грабительский, захватнический характер со стороны армии Наполеона, сатирически изображает внешность этого «великого человека», ничтожного и смешного.

Писатель постоянно подчёркивает маленький рост императора Франции («маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка»), снова и снова рисует «круглый живот» императора, «жирные ляжки коротких ног».

         По мнению писателя, человек, опоённый успехом, приписывающий себе движущую роль в ходе исторических событий, оторванный от народных масс, не может быть великой личностью. Развенчивание «наполеоновской легенды» происходит в случайной встрече имперетора с Лаврушкой, крепостным Денисова, в беседе с которым выявляется пустое тщеславие и мелочность «властелина мира».

         Наполеон ни на минуту не забывает о своём величии. С кем бы он ни разговаривал, он всегда думает о том, что сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. И «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что происходило вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Когда императору преподносят аллегорический портрет сына, на котором наследник изображён играющим в бильбоке земным шаром, Наполеон смотрит на портрет и чувствует: то, что «скажет и сделает теперь, – есть история…

Он приказал вынести портрет перед палаткой с тем, не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя».

         Писатель подчёркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона и его позёрство. Перед портретом сына он»сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величествен».

Накануне Бородинского сражения, совершая утренний туалет, Наполеон с удовольствием «поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело.

Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора…»

         В описаниях Бородинского сражения Л. Н. Толстой развенчивает гениальность, приписываемую Наполеону, который замечает, что для него это кровопролитное сражение — игра в шахматы. Но во время битвы император Франции находится так далеко от поля боя, что его ход «ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено».

Будучи опытным полководцем, Наполеон понимает, что битва проиграна. Он подавлен и морально  уничтожен. Живший до поражения под Бородином в призрачном мире славы, император на короткое мгновение переносит на себя страдания и смерть, увиденные на поле боя.

В эту минуту он «не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы» и желал теперь одного – «отдыха, спокойствия и свободы».

         В Бородинской битве в результате гигантских усилий всего народа, его физических и нравственных сил Наполеон сдал свои позиции. Победило глубоко человеческое патриотическое чувство русских солдат и офицеров.

Но, как носитель зла, Наполеон не может переродиться и не в силах отказаться от «призрака жизни» – величия и славы.

«И никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…»

         В последний раз Наполеон играет роль победителя на Поклонной горе, воображая себе вступление в Москву торжественным, театрализованным представлением, в котором он продемонстрирует своё великодушие и величие.

Как опытный актёр, он разыгрывает всю встречу с «боярами» и сочиняет свою речь к ним. Используя художественный приём «внутреннего» монолога героя, Л. Н.

Толстой  обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его никчёмность.

         Деятельность Наполеона в Москве — военная, дипломатическая, юридическая, армейская, религиозная, торговая т. д. – была «так же изумительна и гениальна, как и везде». Однако в ней он «подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

          Провидением Наполеону была предназначена печальная роль палача народов. Сам же он стремится уверить себя, что цель его поступков – «благо народов  и что он мог руководить судьбами миллионов и путём власти делать благодеяния».

В Отечественной войне 1812 года действия Наполеона становятся противными «тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью». Л. Н.

Толстой говорит, что французский император не может обладать величием, быть великой личностью, так как «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

         По мнению писателя, деятельность Наполеона, его личность представляют «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Наполеон, человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями «выносится на заметное место».

Как главу армии его выдвигают «невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая самоуверенность и самоуверенная ограниченность этого человека». Военную славу ему составили …

блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность». Ему сопутствовало везде «бесчисленное количество так называемых случайностей». В России, в которую так стремился Наполеон, «все случайности постоянно теперь уже не за, а против него».

         Л. Н.

Толстой не только не признаёт «гениальности» Наполеона, но и осуждает его индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, хотя, как полководец, он не ниже  Кутузова.

Но как личность, Наполеон не может равняться с Кутузовым, потому что ему чуждо сострадание, боль других людей, милосердие и интерес к внутреннему миру народа. В нравственном плане он злодей, а злодей не может быть гениален, так как «гений и злодейство — две вещи несовместны».

Ссылка на основную публикацию