Экзистенциализм в романе мастер и маргарита

  • В гостях у нас психолог психоаналитической ориентации Анна Аглодина.
  • Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита
  • Анна Аглодина 
  • ©Ольга Фадеева
  • – Если не рассматривать реальные прототипы героев романа, тех с кого Булгаков писал, а поговорить о том, что олицетворяет собой каждый герой, что можно о них сказать?

– Как говорил Фрейд, мы никогда ни с кем не выстраиваем отношений случайно, мы это делаем только с теми, кто уже существует в нашем бессознательном. Поэтому реальные прототипы у героев романа, естественно, были, но все они являлись лишь отражением тех образов (собирательных или, наоборот, частичных), которые уже существовали в бессознательном писателя, то есть они вторичны.

Возьмем центральную фигуру романа ? Воланда. Это дьявол. А дьявол всегда олицетворяет собой неосознанное. Наши тайные влечения пугают и искушают нас, влекут к себе и отталкивают, привлекают и вызывают отвращение.

Наша животная часть (инстинкты) ? и есть сам дьявол, подавленный цивилизацией, культурой и религией, он принимает притягательный и одновременно отталкивающий облик. Человеческое сознание всегда представляло сатану ужасным и безобразным.

Это означает, что мы невероятно боимся собственных желаний. Если вспомнить роман, Воланд тоже и притягательный, и отталкивающий персонаж одновременно.

Он имел разные глаза, хромал, был одет то в роскошный фрак, то в грязную рванину, он олицетворяет и грех, и радость: плотскую любовь и наказание за нее, а также само зло и связанные с ним страдания.

На самом деле, все мы живем в царстве Воланда. Какими мы бы ни были цивилизованными, как бы мы не пытались скрыть свои инстинкты, они все равно вырвутся наружу. Если мы хотим увидеть и почувствовать их ? надо заглянуть в свой внутренний мир. Для людей, ориентированных на внешнее благополучие, столкновение с миром чувств и желаний может оказаться опасным.

Например, для поэта Ивана Бездомного. До встречи с Воландом мы можем видеть его как довольно успешного в социуме человека.

После встречи Бездомный сходит ума, пытаясь поймать Воланда и всю его свиту, чтобы немедленно сдать милиции, а по сути, «заточить» в глубины своей психики, снова посадить его под арест, не дать влечениям ? Воланду ? «разгуливать» на свободе.

Для кого-то встреча со своим бессознательным и вовсе смертельно опасна. Так происходит с Берлиозом, который сразу же после встречи с дьяволом попадает под трамвай. Ему отрезает голову. Это отделение головы от тела может символизировать разорванность разумной жизни и инстинктов.

Такая разорванность неизбежно приводит к разрушению ? к смерти Берлиоза. Буфетчик театра «Варьете» Андрей Фокич умирает не сразу, а спустя несколько месяцев ? от рака печени. Этот старый скряга, избегающий «общества прекрасных дам, вина и лихих друзей» тоже не может вынести встречи со своими скрытыми желаниями.

Все эти, казалось бы не связанные друг с другом смерти, на самом деле очень символичны.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Маргарита на балу Воланда

©А.Т.Фоменко

Многие полагают, что реальным прототипом Воланда для Булгакова был Сталин.

Но советский психолог, российский историк культуры и литературовед Александр Эткинд, анализируя взаимоотношения Булгакова с его окружением, считает, что истинным прототипом Волнада был Уильям Буллит, пациент, соавтор и спаситель Фрейда (от фашизма), дипломатический партнер Ленина и Сталина, сотрудник Рузвельта и покровитель Булгакова.

Черты Сталина (вернее, его восприятие Булгаковым) в Воланде, по мнению Эткинда, все же присутствуют, но они вторичны в отличие от фигуры американского посла Буллита, который во многом, действительно, был очень схож с Воландом. И по характеру, и по внешности, и по своему окружению, и по поступкам.

Сам Михаил Булгаков, впрочем, очень нарочито подчеркивал, что у Воланда нет никакого прототипа. Такая настойчивость, по мнению многих, говорит об обратном ? у Воланда прототип был. Булгаков не говорил о нем никому только в силу своих опасений перед советской властью. Не вызывает никакого сомнения и то, что прототипом Маргариты была жена писателя ? Елена Сергеевна Булгакова, судьба которой так сильно похожа на судьбу героини романа.        

– Что же олицетворяет собой пара героев, странным образом, включенная в роман ? Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри?

– Вспонив историю, нужно сказать, что Понтий Пилат ? это, прежде всего, невероятно жестокий человек. А Иешуа, напротив, абсолютная любовь, наивная, детская, готовая полюбить и простить всех и вся. Это две дихотомичные фигуры, по сути, две стороны одной личности.

Люди не готовы принять абсолютную любовь, они «распинают» ее как Иешуа. Люди согласны помиловать и принять убийцу Варравана, любого другого преступника, но не абсолютную любовь. Точно так же людям приходится распинать любовь, когда они взрослеют, строят карьеру, подчиняясь законам общества.

Можно предположить, что Пилат ? это ни кто иной, как выросший и очерствевший Иешуа, ребенок, который любил всех, и которого сломала гонка за славой, властью, деньгами, эта жизнь вообще. «Добрые люди» ожесточили его душу, закрыли ее от любви и эмоциональных контактов.

В эволюции отношений этих двух героев, на самом деле, можно увидеть и эволюцию цивилизации, а также разрушение инстинктов. Поэтому роман «Мастер и Маргарита» недаром называют романом XX века ? он космополитичен.

Сам Воланд ? это «законченный» персонаж, он самодостаточен, некий прототип «зрелого» человека, который уже не наивно добр, но и не зол. Он ? наблюдатель, но не участник всего того, что творится в мире. В такой «форме», как Иешуа, невозможно существовать в современном обществе, есть риск остаться непонятым, вечным изгоем и странником.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Допрос Иешуа Понтием Пилатом

©А.Т.Фоменко

– Кто же такой Мастер?

– Мастер, вероятно, сам Булгаков. В романе Мастер находится в тени главного героя ? Воланда. Это и понятно, Воланд гораздо более яркая и цельная фигура, нежели Мастер. Но у Мастера есть творческие способности ? он писатель.

В своем романе он борется с тем же конфликтом, что и Понтий Пилат ? конфликтом между любовью и жестокостью, добром и злом. Такая борьба приводит к душевному опустошению.

И только в конце романа мы можем наблюдать объединение противоборствующих сторон ? Иешуа и Пилата, которые уходят вместе по лунной дороге. Мастер заканчивает роман одной фразой: «Ты свободен, он ждет тебя». Отпуская своих героев, Мастер и сам получает свободу и покой.

Человек, измученный душевными терзаниями, он не думает о добре и зле, он думает о покое, который должен наполнить душу новой творческой силой.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита

©А.Т.Фоменко

– Еще один вопрос ? вопрос любви в романе…

– Да, и тут стоит спросить ? а была ли вообще любовь между Мастером и Маргаритой? Это большой вопрос. Ведь, что многие люди называют любовью? Часто это может быть страсть, зависимость, использование и т. д. Тем не менее, грань между любовью и зависимостью очень тонкая.

Маргарита в романе ? несчастная женщина. Она обладает очень большой силой и красотой, иначе бы она не привлекла внимание Воланда. Но, помимо того, что ей недоступны многие радости жизни ? такие, например, как успешная реализация себя в творчестве, она даже не может познать радость материнства.

Как понятно из романа, Маргарита бездетна. А ведь одна из ипостасей реализации женщины ? материнство. О ее муже в романе тоже сказано слишком мало, но можно догадаться, что это хороший человек, который материально обеспечивает Маргариту.

Но, увы, его нет в ее внутреннем мире, в ней ощущается какая-то эмоциональная пустота.

Встреча Маргариты с Мастером оживляет душевную жизнь героев, появляются эмоции и страсть.

Но почему же их страсть утихает после написания Мастером романа? На самом деле так бывает в жизни многих пар, когда один человек, обладая талантом, творит, а другой поддерживает, наблюдает, и, возможно, чувствует себя значимым только потому, что находится рядом с этим талантом.

Но на самом деле такая «реализация» может быть разрушительной для обоих ? она не дает настоящего чувства полноты жизни и удовлетворения для того, кто находится рядом с талантливым человеком. Она может нанести вред и тому, кто «творит». Маргарита подталкивает Мастера на то, чтобы он опубликовал роман. Тем самым, она сама неосознанно «разрушает» Мастера.

Не в силах выдержать критики, он обесценивает написанный им роман и пытается его уничтожить.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита

©А.Т.Фоменко

– Почему Маргарита стала ведьмой?

– Маргариту надо рассматривать как женщину, которая долго находилась в эмоциональном заточении. Что же может случиться с женщиной, когда в ней подавленная эмоциональная энергия вырывается наружу? Последствия могут быть совершено непредсказуемы.

Но в романе, естественно, это описано очень красиво, завернуто в литературный фантик (встречи с Азазелло, балом Сатаны и т.д.).

У Маргариты, как у женщины образованной, чисто по-женски это получилось по-своему ? она становится ведьмой.

А ведь кто такая ведьма? Это женщина яркая, знающая и чувствующая свои желания, сексуальность и умеющая управлять инстинктивной силой. Она искушает, может заставить страдать.

Маргарита и Мастер в отличие от всех прочих героев романа относятся с уважением к силе влечений ?Воланду. Поэтому Маргарите и отводится почетная роль на балу, а мастеру возвращается разум.

У Ивана Бездомного встреча с инстинктами вылилась в галлюциноз. Лиходеев, директор «Варьете», которого забросило в Ялту, вообще не понял, что произошло. От жуткого страха Финдиректор Римский просит посадить его в бронированную камеру. При встрече с Воландом у каждого из героев происходит свое сумасшествие.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Полет Маргариты

©А.Т.Фоменко

– Почему Маргарита с таким рвением добивается прощения только для Фриды, задушившей своего ребенка платком?

– Маргариту не трогают чаяния других гостей бала. Вспомним, что это были некогда очень влиятельные особы, обладавшие властью и деньгами. Все это не волнует Маргариту, она далека от гонки за материальными ценностями. Единственная, кто оставил след в ее душе ? это Фрида.

Мы не знаем почему Маргарита бездетна, в романе об этом ничего не сказано, возможно, она не хотела иметь детей от нелюбимого мужчины и тем самым убила в себе желание к рождению новой жизни вообще.

Читайте также:  Весь мир – игра, и versus – не исключение

Но ведь женщина, которая хотя бы единожды допускала мысль отказаться от материнства, бессознательно испытывает глубокое чувство вины, сталкиваясь к тому же еще и с осуждением людей. Фриду, как известно, тоже мучает вина за то, что она задушила своего ребенка.

Таким образом, прощая Фриду, распорядившись, чтобы той перестали подавать злосчастный платок (которым она задушила младенца), Маргарита прощает и саму себя за нежелание иметь детей.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Возвращение рукописи Мастеру

©А.Т.Фоменко

– То, что Воланд в конце переносит Мастера и Маргариту в иной мир ? все-таки счастливый конец для обоих?

– Возвращаясь к тексту, можно сказать, что Мастеру и Маргарите после встречи с Воландом и после написания романа уже «нечего делать», им не о чем разговаривать, нечего вместе проживать.

Тем не менее, их созависимость продолжается. И судьба преподносит им подарок ? Азазелло, который умерщвляет их, и переносит в другой мир.

Правда, можно ли быть счастливыми, находясь в мире, где нет времени и друзей – еще вопрос.

А вообще, роман имеет такое огромное количество нюансов, обилие всевозможных нитей для рассуждений, что о нем самом можно было бы написать еще одну книгу.

«Мастер и Маргарита» ? это сплетение внутренних человеческих конфликтов, судеб, пороков и переживаний. Он общечеловеческий. Кто-то его обожает, кто-то не понимает.

Многие говорят, что роман «Мастер и Маргарита» неинтересен, но его хочется перечитывать еще и еще.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

UGC

Булгаков с конца 1920-х и до самой смерти писал один роман — «Мастер и Маргарита». Краткое содержание поможет получить представление о сюжете произведения, а анализ — понять его место и роль в литературе ХХ века. Расскажем о романе подробнее.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание

Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. В первой — 18, а во второй — 14 глав.

Главы поочередно рассказывают о событиях в Москве в 30-е годы ХХ века и Ершалаиме (Иерусалиме) начала эры. Так, если первая глава начинается с событий в Москве, то вторая повествует о встрече Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Одна из сюжетных линий — это роман в романе. История в Ершалаиме представляет собой главы книги, написанной Мастером, и воспоминания Воланда.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» — это череда событий:

Первая сюжетная линия. События в Москве

Вот наиболее важные события первой сюжетной линии романа:

  • Встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда на Патриарших прудах.

Роман начинается с беседы двух литераторов в парке на Патриарших прудах. Редактор Михаил Берлиоз обсуждает с поэтом по имени Иван Бездомный проблемы религии. К их разговору подключается незнакомец. Он представляется как Воланд — консультант по черной магии.

Его интересует ответ на вопрос, поднятый в дискуссии литераторов, — кто управляет жизнью человека, если нет Бога? Берлиоз утверждает, что сам человек. В ответ Воланд берется доказать обратное и предсказывает, что редактору отрежет голову комсомолка.

Литераторы решают сообщить о подозрительном незнакомце властям. Бездомный остается за ним присматривать, а Берлиоз отправляется к ближайшему телефонному автомату. По дороге он поскользнулся на масле и попал под проезжающий трамвай. Транспортом управляла девушка-комсомолка. Пророчество Воланда осуществилось.

Иван Бездомный отправляется за иностранцем, но не может его найти. После череды странных поступков его отправляют в психиатрическую лечебницу. Ночью к нему в палату пробирается незнакомец. Он называет себя Мастером.

Экзистенциализм в романе Мастер и МаргаритаКадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

  • События в театре «Варьете».

В квартире №50 на улице Садовой с тяжелого похмелья проснулся Степан Лиходеев. Он возглавляет театр «Варьете» и делит квартиру с Берлиозом. Открыв глаза, он видит странного человека и его свиту.

Незнакомец предлагает ему опохмелиться и рассказывает, что накануне они заключили контракт на одно выступление. Спустя некоторое время Степан оказывается в Ялте.

Так квартира лишилась второго постояльца.

Спутник Воланда по фамилии Коровьев договаривается с председателем местного жилтоварищества Никанором Босым о том, что в квартире временно остановится иностранный артист.

В качестве вознаграждения вручает Босому деньги в сумме 400 рублей. Тот прячет их в вентиляционной трубе, но спустя некоторое время к нему приходит милиция. Вместо рублей она обнаруживает валюту.

Председатель после нервного срыва оказывается в психиатрической клинике.

В театре, который возглавлял Лиходеев, финансовый директор Римский озадачен тем, что регулярно получает телеграммы. Они якобы подписаны директором, который просит подтвердить его личность и выслать денег в Ялту. Посоветовавшись с администратором Варенухой, финдиректор приходит к выводу, что руководитель где-то сидит пьяный в одном из ресторанов Москвы и шлет телеграммы.

Однако он решает подстраховаться и поручает администратору отнести полученные телеграммы в милицию. Бегемот и Азазелло — спутники Воланда — перехватывают Варенуху по дороге. Он оказывается в квартире Берлиоза, где его целует ведьма Гелла.

Вечером в театре «Варьете» публика собралась на представление. Пока Воланд сидит на сцене и размышляет о жителях города, его спутники показывают чудеса. Одаривают присутствующих червонцами, предлагают женщинам обменять наряды на новые прямо на сцене. Конферансье Бенгальскому, который мешал представлению, отрывают голову и ставят на место. Он попадает в лечебницу.

Сеанс заканчивается скандалом. Вначале на требование разоблачить трюки Фагот из свиты Воланда обвиняет требовавшего в неверности жене, а затем деньги, полученные зрителями, превращаются в бумагу, а наряды дам исчезают. Несчастные вынуждены возвращаться домой в нижнем белье.

«Мастер и Маргарита» — книга, в которой специалисты находят отсылки к другим литературным произведениям. В частности, сцена после представления напомнила критикам гоголевского «Вия». Несчастного финдиректора Римского в кабинете преследует Варенуха, ставший вампиром. Лишь с первыми петухами нечисть исчезает, а поседевший от страха Римский уезжает из города.

Экзистенциализм в романе Мастер и МаргаритаКадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

Следует вспомнить сцену знакомства Бездомного и Мастера в произведении «Мастер и Маргарита». Пересказ продолжает представление главного героя. Бездомный рассказывает новому знакомому, как стал пациентом. Мастер поясняет, что поэт и редактор встретили самого сатану.

Далее герой рассказывает свою историю. Ему повезло выиграть большую сумму денег в лотерею, и он оставил работу в музее, посвятив себя написанию книги. Она была посвящена Понтию Пилату. Однажды во время прогулки герой встретил женщину по имени Маргарита. Они полюбили друг друга. Именно Маргарита назвала его Мастером.

Она была несчастна в браке и навещала Мастера. Период работы над романом был самым счастливым в его жизни.

Произведение опубликовали лишь отрывками, но этого хватило, чтобы на автора обрушились критики. Расстроенный Мастер попытался сжечь роман. Его возлюбленная успела спасти несколько листов.

Она ушла, чтобы расстаться с мужем. Пока она отсутствовала, Мастер лишился жилья и попал в клинику.

«Мастер и Маргарита», краткое содержание которого не будет полным без представления героини, продолжает сцена знакомства Маргариты с одним из спутников Воланда Азазелло. Женщина встретила его в Александровском парке. Азазелло рассказал, что ей стоит прийти на встречу с неким иностранцем.

В надежде узнать хоть какую-то информацию о возлюбленном, Маргарита согласилась. Вечером, использовав волшебную мазь, она стала ведьмой и полетела на встречу. По дороге разгромила квартиру одного из критиков, который плохо написал о романе.

Маргарита прибыла в квартиру №50 и по просьбе Воланда стала королевой его бала. Ее задача состояла в том, чтобы встречать гостей, которые целовали ей колено. После бала героиня попросила вернуть ее и Мастера в их квартиру.

Тем временем в квартиру нагрянула милиция и увидела там кота с примусом, который устроил пожар. За ним последовали возгорания в одном из валютных магазинов и ресторане.

Вторая сюжетная линия. События в Ершалаиме

Параллельно с московскими событиями читатель узнает о том, что происходило в Ершалаиме. Пилат допрашивал осужденного на смертную казнь. Побеседовав с Иешуа, он пришел к выводу, что перед ним не преступник, а странствующий философ.

Первосвященник Каифа отказал Пилату в просьбе помиловать философа в честь наступающей Пасхи, мотивировав это тем, что слова философа опаснее действий разбойника. Иешуа казнили. Когда толпа разошлась, остался лишь ученик покойного Левий Матвей.

Раздосадованный Пилат поручил начальнику тайной службы по имени Афраний отомстить тем, кто виновен в гибели философа. Так был убит Иуда из Кириафа. Синедрион ему заплатил за возможность арестовать проповедника в его доме. Гонорар покойного подбросили к дому первосвященника.

Экзистенциализм в романе Мастер и МаргаритаКадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

Финал. Соединение двух сюжетных линий

В финале две линии сюжета соединились. В Москве к Воланду прибыл Левий Матвей и сказал, что тот должен забрать Мастера и его спутницу. Когда Воланд поинтересовался, почему парочку не берут в свет, получил ответ, что Мастер заслужил лишь покой.

Азазелло прибыл в жилище, где после бала находились Мастер и Маргарита, и подарил им бутылку вина. Они выпили и упали без чувств. Одновременно где-то в психиатрической больнице умер безымянный больной, а в доме на Арбате — женщина.

В эпилоге герои, Воланд и его спутники несутся на волшебных конях. Мастер получает возможность увидеть Пилата и закончить свое творение, освободив персонажа.

Мастер и его спутница остались в доме, где проведут вечность вдвоем.

Экзистенциализм в романе Мастер и МаргаритаКадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

«Алые паруса»: краткое содержание и анализ

«Мастер и Маргарита»: анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова — произведение со сложной судьбой, которое стало важным явлением в культуре ХХ столетия.

Вот особенности творения писателя, на которые обращают внимание критики:

  • История создания и замысел.

Роман «Мастер и Маргарита», читать который любят поклонники разных поколений во многих странах, писатель начал в конце 1920-х и завершил перед смертью в 1940 году, а опубликован был лишь в 1960-х.

Читайте также:  Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Интересно, что вначале у Булгакова в набросках не фигурировали ни Мастер, ни Маргарита. Это было произведение о Воланде и Иешуа. В 1930 году писатель поступил с рукописью так же, как и герой его романа, — отправил в огонь. Причиной стала информация о запрете постановки одной из его пьес. По сути, Булгаков, как и Мастер, стал жертвой советской критики.

В развязке произведения Воланд заявляет Мастеру о том, что рукописи не горят. Это утверждение основано на опыте самого автора. В 1932 году он обнаружил уцелевшие листки сожженного произведения и продолжил работу. В последние годы Булгаков болел и вынужден был диктовать текст жене.

Произведение увидело свет спустя два десятилетия после кончины писателя.

  • Тема и конфликт произведения.

Булгаков «Мастер и Маргарита» задумал как произведение о противостоянии зла и добра. Через эту призму он раскрывает темы религии и атеизма, предательства, любви и ненависти, сущности человека и ряд других.

Одной из ключевых проблем произведения является проблема выбора. Она остро стоит перед Пилатом, который осознает, что Иешуа невиновен, и где-то даже симпатизирует ему, но в силу должности не способен отменить приговор.

В качестве раскаяния за свой поступок он приказывает убить предателя и проучить Каифу. Но это не дает ему облегчения, и он вынужден вечность ждать, пока Мастер не принесет ему свободу.

Противоположностью Прокуратору является Маргарита. Она без колебаний следует повелению сердца. Готова оставить нелюбимого мужа, стать ведьмой и выполнять просьбу Воланда, чтобы быть с любимым.

Важной мыслью является дуализм добра и зла. Автор подводит читателя к мысли, что тьма и свет не могут существовать друг без друга. Булгаков выбирает для героев третий путь. Устами Левия Матвея он заявляет, что герой не достоин света:

  • он не отстаивал свою точку зрения;
  • не боролся за любовь;
  • был пассивным и смирился с судьбой.

Но это не означает, что он обречен на тьму. Он достоин получить покой.

  • Особенности композиции и жанр.

В произведении две линии повествования. История Иешуа представляет «роман в романе». Автор в ходе повествования как бы раскрывает содержание произведения, которое написал Мастер. В финале линии сходятся, и прошлое с настоящим переплетается. Мастер встречает Пилата — героя собственного романа.

В произведении пересекаются несколько жанров — сатира на советское общество конца 1920-х с начинающейся подозрительностью и доносами, мистические сюжеты о Воланде и персонажах фольклора (ведьмах, упырях и прочих), а также философия, представленная диалогами Пилата и Иешуа.

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита ru.wikipedia.org: UGC

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших романов не только в творчестве Булгакова, но и мировой литературе ХХ века. Его стоит почитать, чтобы в этом убедиться.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849733-master-i-margarita-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Экзистенциализм в романе мастер и маргарита – Literature Teacher

11.06.2019
Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На нашем сайте
время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как правило,
написаны по следам работы с клиентами, собственной терапии или
своеобразной творческой рефлексии окружающего и весьма отличаются
от, ставших уже традиционными для hpsy.ru, книг, статей и

диссертаций.

  • Этот жанр позволяет авторам иногда в двух строчках
    передать то, что не опишешь и в нескольких статьях. Полутона,
    интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных ситуаций как
    нельзя лучше проявляются в этой своеобразной
  • художественно-философской прозе.
  • С целью развития этого жанра,
    предоставления возможности авторам встретиться и пообщаться с
    читателями, получить отзывы, усовершенствовать свой стиль мы
  • объявляем месяц психологических эссе.
  • Обсудить

Вспоминается из песни восьмидесятых: «Мастер и Маргарита, тайна в легенде той». В школьной методичке можно прочитать: «магический реализм».

Вообще это потрясающе, что читает в мыслях Булгакова новое поколение. Не стану обсуждать мистические страхи у артистов и преподавателей литературы, или то, что основное впечатление, которым посчитали важным поделиться мои старшеклассники это о том, как Бегемот пирожки воровал.

Вообще, это произведение, имеет серьезную предысторию в общечеловеческой мысли и, не знаю, осознано или нет, но, строится в продолжение. Стоит вспомнить «Фауста» Гете и книгу Иова. (Некоторые важные мысли, послужившие мотивами к рассуждению и используемые здесь, взяты из работ Кураева, за что я ему благодарен).

Начинается она с противопоставления:

1.9 И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? (Боязнь потерять Бога) 1.10 Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. 1.

11 Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?

1.12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него в руке твоей. И отошел сатана от лица Господня.

И дальше начинается борьба Бога за Иова и Иова за Бога.

Иов проходит одни из самых страшных испытаний, которые может прожить человек. Но одного Господь не допускает Иову:

2.4 И отвечал сатана Господу, и сказал: кожа за кожу а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 2.5 Но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?

2.6 И сказал господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

Иов страдает не потому что Богу интересно выдержит Иов или нет. Не потому что автор предполагает что-либо неизвестным для Всемогущего? Уж исходя из дальнейшего содержания явно наоборот.

Но Бог вступается за достоинство Иова и допускает действие сатаны используя его в Своем промысле для того, чтобы дать возможность Иову вырасти. И он благословляется.

Последующая европейская философская мысль часто отталкивалась от момента свободы человеческой души. Но, что для нас, для современного общества это особо актуально, в христианской мысли ставились также вопросы: а что когда нет? – Гете начинает своего «Фауста» с того самого испытания, которое Бог не допускает для Иова.

(На просьбу Мефистофеля о полномочьях) «Они тебе даны. Ты можешь гнать, Пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет – вынужден блуждать. Он отдан под твою опеку! И, если можешь, низведи В такую бездну человека,

Чтоб он тащился позади».

Если не знать этого пролога, то «Фауст» становится не понятным, особенно в его концовке.

Фауст, которого Мефистофель приводит к соблазнению Маргариты и лишению жизни ее родителей, а за тем к совершению, похоже, всех выполнимых низостей, (смотрите вторую часть), спасается. Прилетает воинство ангелов и забирает его.

А дело в том, что душа Фауста в руках Мефистофеля, он не свободен и потому безответственен. Но он все же стремится к познанию, его путь и берет начало с поиска. Пусть даже Екклесиастовского поиска.

И Гете полагает, что Фауст должен найти, должен быть спасен.

Но Булгаков ставит читателя перед новым, рождающимся советским миром. И вопрос его пострашнее: а что когда человек и не хочет искать, когда от Бога он отворачивается? В мире «Мастера и Маргариты» нет Бога.

Да и в нашей обыденной жизни.

«В мире соблазнов много, люди не верят в Бога, но кто из них не верит в черта. Каждой беды виновник он обо всех нас помнит и это каждый знает твердо. Ну, разве не рад бы каждый, душу продать однажды, за то, что так для счастья нужно. Ты бы, дерзать не смея, сделал себя мудрее, когда б ты продал черту душу»

К.

Никольский

Булгаков сообщал в письме Сталину: «пишу роман о сатане» (он не мог, конечно, написать о Боге), естественно полагая, что именно такой сюжет может в этом обществе быть принятым. А он свою работу, считал крайне важной. Болея и умирая, пытался успеть доработать и молил, чтоб напечатали «Чтоб знали, чтоб знали».

История его и проста и скрытна: (прошу прощения у читателя, я человек глупый и гордый, постараюсь поменьше умничать), в Москву тридцатых приходит сатана и приносит новое гуманистическое евангелие. Но, как понимали люди знакомые еще с богословием, сатана сам творить ничего не может – он не обладает даром творчества.

А поэтому вынужден использовать для его написания Мастера. «Все люди хорошие» – провозглашает Иешуа, правда обстоятельства делают их плохими. Для людей, на веку которых еще стояли не разрушенные храмы, подделка очевидна. Для Христа «всяк человек есть ложь», все люди злы. Истина Христа в его любви к людям, вопреки человеческой поврежденности.

«Любите врагов ваших!» – это вызов миру. А Воланд в уста Иешуа вкладывает юношескую адаптационную философию – все люди добрые и по этому их нужно любить. Но достаточно открыть любую страничку истории и взглянуть на идеал гуманизма – вот оно «мерило всех вещей». И человек понимает противопоставленный Иешуа пилатовский реализм. А дальше – вывод прост.

Иешуа добрый и славный малый и его даже жаль, он стремился к доброй цели, но действительность другая, и… Вот это и есть основы советской идеологии – новое сатанинское евангелие.

Вообще, довольно замечательна юморная сценка, когда Воланд провозглашает что «рукописи не горят», (красивая цитата, наш разум вообще на красоту податлив), и достает ее у вставшего Бегемота, с кресла – из-под котячьего хвоста. Но интересно: в постсоветскую эпоху, (это потрясающе), произведение Мастера читают, как мудрую мысль Булгакова.

Сам Воланд, в продолжение Мефистофелевского: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», – заставляет буквально влюбиться в него. Сверхъестественные знания, «знание людей», «справедливость», «остроумие», «мессианство», замечательная комедийная, юморная, фэнтэзийная свита.

И не сразу заметно, да и не оставляет желания замечать что нет на самом деле в его обличениях людей и шутках настоящей любви а есть призрение, и что оспаривает он, с их помощью, им же подложенную гуманистическую мысль. Что мессианство Христа, в Его исцелении поврежденной человеческой природы, сводиться к роли «доброго» философа-неудачника.

Читайте также:  Анализ стихотворения «свободы сеятель пустынный» (а. с. пушкин)

Что любовь Христа связана, не с наивностью и не с Воландовской мирской «справедливостью», а с переживанием за человека, состраданием ему в его поврежденности. С человеческим внутренним очищением.

С чертой вступающей в приоритетную значимость даже по отношению к, в высшем смысле слова, справедливости, когда рождается в том человеческая нужда: «Кто из вас без греха пусть первым бросит в нее камень», «пойдите, научитесь что значит, милости хочу, а не жертвы» и «милость превозносится над судом».

Мастер оказывается полной игрушкой в руках Воланда. Из его мира изгнан Христос, и он легко отдает в Воландовские руки распоряжаться человеческими судьбами, и решать что будет хорошо для них, а что нет.

Булгаков не решает вопрос о спасении или гибели Мастера, а скорее откладывает его, полагая персонажам вечность в продолжение земной жизни. Мы будем с теми, кого мы любим – захватывающая мысль. Жалко, что Пилат был способен любить лишь свою собаку. И собаку тоже жалко.

Не раз я слышал от христиан отзывы симпатии и даже, о любви к этому произведению (у Кураева). Булгаков, как настоящий талант, вживается в свои персонажи и часто заставляет влюбиться в них читателя. И дальше ему приходилось жить с ними, общаться. И для меня вопрос: только ли в этом земном существовании? Наверное, это вопрос для всех создателей об ответственности за свое творение.

Коробий Е.,

Источник:

Мастер и Маргарита

Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

В 1928 году М.А.Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия). Дове­денный до 15-ой главы, роман в 1930 году был уничтожен самим автором, а в 1932 или 1933 году начат заново. В последующие годы работа шла урывками.

В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые напи­сал на титульном листе название, ставшее окончательным, «Мастер и Маргарита», поставил даты: 1928—1937 — и более не оставлял над ним работу. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог.

Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел.

  1. После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.
  2. Впервые роман был опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».

В этой книге царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного за­мысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник автора, пишет свой бессмертный роман.

Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы Москвы 20-30 годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизци.

«Мастер и Маргарита» — это лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело­вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, всегда стремится к свету и добру.

Замысел книги складывался постепенно. Роман рос медленно. «Завещанием мастера» назвал статью о романе критик И.Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, ставшей прообразом главной героини «Мастера и Марга­риты», еще в 1938 году, почти за два года до смерти, сказал о своем произведении: «Последний закатный роман».

Действие начинается «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В белокаменной столице появляются Сатана и его свита. История четырехсуточных гастролей той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», придает роману фа­бульную точку опоры, возможность его стремительного развития во времени.

Дьяволиада — один из любимых булгаковских моти­вов — здесь играет роль вполне реалистическую и может служить примером гротескно-фантастического, сатиричес­кого обнажения противоречий живой действительности.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Потусторонность, мистика с этим мессиром как-то не вяжутся. Если такого Воланда и не было, то его надо было выдумать.

Фантастический поворот дела позволяет писателю раз­вернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного толка. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, никаноров Ива­ новичей и др.

Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете, в букваль­ном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. Но при этом мишени строго избирательны, они внутренне ориентированы авторской этикой. Критик П.

Палиевский верно заметил: «Нигде не прикоснулся Во­ланд, булгаковский князь Тьмы, к тому, кто создает честь, живет ею и наступает.

Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались: к буфетчику с «рыбкой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; к профессору, чуть позабывшему Гиппократову клятву; к умнейшему спе­циалисту по «разоблачению ценностей»…

Но дьявол не страшен автору и его любимым героям. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы.

Этот «роман в романе» как бы собирает в себе этические противоречия, которые обязано решать своей жизнью каждое поколение людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Два романа — Мастера и о Мас­тере — зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека.

Среди персонажей книги особенно запоминается Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, человек в белом плаще с крова­вым подбоем. История его трусости и раскаяния прибли­жается по своей художественной силе к лучшим страницам мировой прозы.

«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. Кри­тика уже отмечала избыточную субъективность булгаков-ского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. К.

Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших по­колений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила москов­ская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная среда 20-х годов, с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».

  Что помогает человеку преодолеть страх?

Следует добавить, что другой Москвы того времени, другого, более широкого поля для наблюдения в романе почти не чувствуется. И это один из примеров, говорящих об ограниченности взглядов писателя на современность.

Мы иногда колеблемся произнести слова: «ограниченность взгляда», говоря о большом таланте. И напрасно.

Ибо они, не умаляя таланта, отражают реальность; помогают понять действительное место писателя в истории литературы».

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победи­телем, Булгаков нарушил бы законы художественной прав­ды, изменил бы своему чувству реализма. Роман оптимис­тичен.

  • Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нем своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного общечеловеческого масштаба…
  • Ученик Мастера, его идейный преемник и духовный наследник, ныне сотрудник Института истории и филосо­фии Иван Николаевич Понырев, бывший Бездомный, «все знает и понимает» — и в истории, и в мире, и в жизни.

«Он знает, что в молодости стал жертвой преступных гипноти­зеров, лечился после этого и вылечился». Теперь он и сам Мастер.

Булгаков показал, что обретение интеллигентнос­ти происходит через накопление знаний, через напряжен­ную интеллектуальную, душевную работу, через усвоение культурных традиций человечества, через избавление от чар «черной магии», «преступных гипнотизеров».

Герои «Мастера и Маргариты» вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве миро­вой истории.

И это свидетельствует о том, что никакие могущественные силы не властны над теми, кто является хозяином своих помыслов и своего дела, кто владеет мас­терством.

Мастер живет в мире без социальных, нацио­нальных и временных границ; его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский… Он современник и собеседник бессмертных, потому что он — равный с ними.

О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать. Книга противоречива, не со всеми ее идеями согласится читатель. Но он не останется равнодушным. Он будет читать ее, плача и смеясь, и она, быть может, пробу­дит в его душе силы, о которых он раньше и не помы члял.

У Булгакова мир вечных человеческих ценностей, истори­ческой правды, творческого поиска, совести противостоит миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, без­нравственности. И прежде всего — любовь. Любовью жив Мастер, любовью жив и Булгаков.

Любовь проповедует и нищий пророк Древней Иудеи — Иешуа Га-Ноцри.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Роман Булгакова, как и все великие, вечные книги человечества, посвящен всесилию и непобедимости любви. Рукописи, вдохновленные любовью, прославляющие лю­бовь, увлекающие за собой порывом любви, — неуничто-жимы, вечны.

Поистине, как сказал Воланд, обращаясь к Мастеру, «рукописи не горят». Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить, Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена.

После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.

Источник:

Истина в романе «Мастер и Маргарита» | Инфошкола

Ссылка на основную публикацию