Что важнее: искусство или наука?

Наука и искусство

Московская академия тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Кафедра Основного Органического Синтеза

НАУКА и ИСКУССТВО

Что важнее: искусство или наука?

  • Студент : Павел Николаевич Ляхов
  • Преподаватель: Леонид Антонович Серафимов Москва 2003
  • Наука, лишённая духовного начала мертва; религия, лишенная знания не истинна.
  • Лотар Шеффер
  • Введение

Что важнее: искусство или наука?

Леонардо да Винчи. Летательная машина с управляющим ею человеком, 1488.

Наука и искусство это, пожалуй, основные виды умственной деятельности человека разумного. Данная работа, дорогой читатель, являет своей целью развеять предрассудки о том, что научная деятельность лишена такого понятия как красота и духовность, а искусство лишено черт, свойственных точным наукам. В этой работе речь пойдёт не о расчленении этих двух родов деятельности человека, а скорее о их взаимосвязи. Наука тоже является искусством, и как у каждого вида искусства у неё есть свои законы и тайны. В науке, как и в искусстве, большую роль играет вдохновение и окружающая среда. Многие научные открытия являются человеку «с потолка», другие получаются с большим трудом, но если нет вдохновения и желания, то Господь Бог никогда не поделится с вами своими тайнами. Научное мировоззрение отличается тем, что научный взгляд на мир более конкретен, с другой стороны рассмотрение мира с точки зрения художника более общее. Если говорить о взаимосвязи науки и искусства, то можно сказать что художественные деятели (поэты, писатели, художники, кинорежиссёры и др.) рассматривают мир в целом опираясь на чувства и душевные переживания. Они придумывают миры различные технические механизмы модели поведения тех или иных объектов, не вдаваясь в подробности их функционирования. Учёные часто притворяют эти объекты в жизнь, черпают идеи из плодов, получаемых в сфере искусства, и пользуясь необходимыми знаниями делают открытия. Можно привести примеры в качестве комментариев к вышесказанному: творения таких авторов как Жюль Верн, Станислав Лем, Леонардо да Винчи; некоторые их творения обрели материальную форму, такие как батискафы, подводные, лодки, танки, космические корабли и многое другое. Некоторые творения художников показывают возможные нежелательные повороты развития науки: попробуйте представить себе, что произойдет если также будут материализоваться творения Ганса Руди Гигера. Такие примеры дают нам возможность подумать о том, что следует ли заниматься той или иной разработкой, не оценив последствий, которые она может принести, если речь идёт о нравственности. Как показывает исторический опыт, подобные творения все же найдут возможность быть реализованными, когда это произойдет – это вопрос времени…

Что важнее: искусство или наука?

Walpurgis (first album cover ever designed by H.R.Gigier.) back and front cover 1969

В наше время наука находится на таком уровне, когда то, что было вчера фантастикой, уже стало, или может стать реальностью. В этой работе я буду приводить примеры современного искусства XX-XI века и произведения искусства прошлых лет, которые повлияли на мировую науку, или сами рождались под влиянием различных научных достижений и связанных с ними представлениями об окружающем мире. Так же я уделю внимание теме использования научных достижений и технологий в различных областях современного искусства – этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда всё шире внедряются новые технологии и используются новые материалы. Итак, любезный читатель, позволю себе в общих чертах изложить план дальнейшего повествования: В первой части речь будет идти о гармонии. Во второй части будет повествоваться о взаимосвязи научного мира и мира искусства. В третьей будет рассказано о применении новых технологий в искусстве. Гармония Гармония является признаком слаженности и завершённости рассматриваемого явления. Пропорциональность скульптур древнегреческих богов, кружевность и гармония форм в произведениях стиля барокко, уравновешенность и монументальность эпохи возрождения и многие другие примеры , которые не оставляют зрителя равнодушным. Все эти примеры обладают свойством завершенности, гармонии частей и целого; и во все времена вызывали у человека восхищение. То же можно сказать о удачных технологических схемах и о логически верных и проверенных научных теориях и разработках. В заключении этого раздела можно сказать что любое творение, лишенное гармоничности и логики может быть нам непонятно с точки зрения науки и в то же время может привлекать внимание таким вопросом: «я не могу сейчас разгадать это, может потому что я не готов к этому?» или «я не понимаю этого». Примером такого творения является “теория суперструн”, эту теорию понимают лишь несколько человек на нашей планете. То же можно сказать и об абстрактном искусстве: если некоторые люди его не понимают, то это не их вина. Как выяснилось и хаос является строго упорядоченной гармоничной структурой – этот факт был доказан теорией фракталов, открытой Бенуа Мандельбротом в 1975 году с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы» Итак, сформулирую основную мысль этого раздела: красота и гармония спасёт мир, а нестандартные и непонятные нам явления делают наше существование более интересным и живым, и даёт пищу для творческих поисков. Симбиоз Фантазия есть основной двигатель чего-либо в нашем мире, без фантазии не может появиться ни одно творение. Та субстанция, которую люди называют богом является очень творческой с широким воображением (довольно трудно охарактеризовать ту материю, которая нас создала, человеческим языком). Вряд ли мы и наше окружение могло возникнуть посредством случайного соединения атомов и молекул. Итак, красоту науке даёт наша фантазия, ведь человека изначально по его природе тянет к прекрасному (но самое интересное в том что чувство прекрасного у разных людей разное) и благодаря этой особенности психологии человека наука всегда будет идти бок о бок с искусством. Итак, я подготовил вас к изложению содержания следующего абзаца.

В настоящее время искусство не может существовать без новых научных разработок , так как они являются «сырьевой базой» как в прямом смысле, так и в смысле источников новых образов и переживаний. То же можно сказать об науке, которая черпает много идей из художественных произведений.

Примеров этого взаимодействия довольно много: например гравюры знаменитого математика А. Т. Фоменко, который попытался изобразить наглядно основные понятия и объекты современной геометрии и топологии. Это очень интересные работы, они показывают то что люди, обладающие научными знаниями и талантом художника видят намного больше чем обычные люди.

Вот примеры работ этого интересного учёного и художника:

Что важнее: искусство или наука? А.Т.Фоменко. «Геоморфизм сферы».

На картине «Геоморфизм сферы» изображён процесс выворачивания сферы на изнанку. Эта задача неразрешима в привычном нам трехмерном пространстве, но при повышении размерности пространства эта задача вполне разрешима, но представить это довольно сложно. Как видно представить этот процесс без помощи изобразительного искусства довольно сложно.

Что важнее: искусство или наука? А.Т.Фоменко. «Удар». В гравюре «Удар» А. Т. Фоменко изобразил схему деятельности геодезиста для двумерной сферы с ручками, составляющего матрицу инценденций двумерного многообразия, на котором она находится. В представленных работах видно заметное влияние развития современной науки. На работы Фоменко большое влияние оказала топология – «резиновая геометрия», и математика. Эта молодая наука представляет собой новый раздел абстрактной математики и применяется сейчас в теории термодинамикотопологическом анализе многокомпонентных смесей в основном органическом синтезе Далее я обращусь к творчеству швейцарского художника создающего картины в стиле биомеханика.

Что важнее: искусство или наука? Что важнее: искусство или наука?

а) Г.Р Гигер. SFX – Museum 1981. б) Г.Р.Гигер. Период 1.

В работах Г. Гигера ощущается заметное влияние современной технологической науки: прикладной биологии и кибернетики. Можно приводить много подобных примеров, взять живопись эпохи соцреализма, но в рамках этого доклада не будем в это углубляться. Очень выразителен пример взаимного влияния между наукой и искусством в искусстве кинематографа. Возьмём, например, трилогию «Матрица» братьев Анри и Лари Ваховских. Этот фильм показывает один из вариантов развития нашей цивилизации с увеличением роли компьютерных технологий, и моделирует возможное развитие нашей цивилизации, когда машины одержат верх над человечеством. Такая тема раскрывается во многих современных творениях мирового кинематографа. В последнее время наблюдается такая тенденция: если раньше наука больше брала модели для претворения в жизнь из области искусства, то на сегодняшний день большинство произведений современного искусства рождаются на основе впечатлений об устройстве нашего мира, изменённого различными наукоёмкими нововведениями. Возможно, это связано с тем что современная наука достигла больших успехов, а следовательно с увеличением образованности основной части современного общества. Новые технологии В этом я приведу краткий перечень примеров применения достижений современной науки в современном искусстве. С появлением новых вспомогательных средств для выражения своих мыслей и идей, художники всё чаще используют компьютерную графику. Сегодня существует целое направление компьютерной живописи. Ни один дизайнер сегодня не делает ни одного проекта, не используя информационные технологии. Что важнее: искусство или наука? Множество Мандельброта — классический образец фрактала Теория Фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта дала большой рывок развитию компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать различные природные и фантастические структуры, что сегодня широко применяется в видеоарте и других медиа проектах современного искусства Большое значение для развития искусства имеют новые материалы, структуры и свойства которых помогают художникам создавать интересные произведения. Большое распространение получили синтетические искусства. Например: синтез фотографии компьютерной графики и живописи. Что важнее: искусство или наука? П. Ляхов триптих: «Plastic (Настроение)» 2003 г. В произведении Павла Ляхова «Plastic (Настроение)» 2003 г. использовано отсканированное изображение, обработанное на ЭВМ, после чего распечатано и доработанно воско-масляной пастэлью. Что важнее: искусство или наука? Готфрид Хельнвайн. «Песня заместителей» 1986-1983 г. В работе австрийского художника Готфрида Хельнвайна использованы фотография и смешанная техника. Обратите внимание, как гармонично сочетается масляная живопись с фотоизображением. Современная живопись сегодня сочетается с фотографией, хотя в недавнем прошлом эти два вида изобразительного искусства были конкурентами. Сегодня проходит много полемики на тему смерти живописи как медиа. Да безусловно, сейчас много технических средств для реализации того или иного художественного проекта, и живопись в руках современного художника стала одним из инструментов, который в умелых руках, в сочетании с другими современными медиа, такими как видеоарт, трехмерные объекты и инсталляции и другие, позволяет добиться высочайших результатов и прекрасных и сильных художественных проектов. Еще одно направление в искусстве, которое построено в буквальном смысле на технологическом процессе это поп-аргт Энди Уорхола (1960-е годы). Произведения выходили буквально с конвейера. Э. Уорхол. Мэрилин, 1964 (на голубом фоне) Это одна из многих копий портрета Мэрилин Монро, написанных Эндрю Уорхолом. Сегодня музыкальное искусство, искусство перформанса, театральное искусство и кино, и другие области немыслимы без применения новых технологий и научных разработок. Заключение В этом докладе я не стал более полно охватывать достижения современного искусства и науки, так как это потребовало бы больше времени, которое в рамках, данного произведения довольно ограничено, но в заключении хотел бы сказать, что наука и искусство всегда шли бок о бок, отражая и материализуя наши фантазии и потребности. Так или иначе будущее искусства и вообще человеческой культуры зависело и будет зависеть от состояния науки, которая держится на людях, воспитанных на тех или иных культурных ценностях неразрывно связанных с мировыми достижениями в сфере искусства. Литература Печатные изданияЛ. Шефер «В поисках божественной реальности» — М. «АНДА» 2000. А.Т. Фоменко «Наглядная геометрия и топология. Математические образы в реальном мире.» — М. Издательство московского университета. 1992. Р. Уоллэйз. «Мир Леонардо» — М. Терра 1997. С. Райт. «Ренессанс. Шедевры мирового искусства и архитектуры.» — Белфакс, Буларусия. 1997. « Готфрид Хеленвайн» каталог государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и музея Лудвига в Русском музее. Graficart s. n. c. , Formia, — Италия. 1997. А. Мигдал. «О красоте науки» —М. Наука и жизнь № 3. 1973. Мандельброт Б. «Фрактальная геометрия природы» — М.: «Институт компьютерных исследований», 2002.

Читайте также:  Анализ стихотворения О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

Сетевые ресурсы:

http: // www.helnwein.com http: // www.hrgiger.com http://www.pavel-lyakhov.ru/ https://ru.wikipedia.org

http: // www.warhol.org

Павел Ляхов, 2003

Переведено веб-формат 18.09.2014

В РАЗДЕЛ “КНИГИ / СТАТЬИ”

Искусство и наука: как они соотносятся? :

Наука и искусство – эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл.

Особенности культуры

Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства – уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.

Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука. Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение.

Что важнее: искусство или наука?

Классификация культуры

Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда.

Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека. Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя. Духовность всегда опирается на материальный компонент.

Например, чтобы осуществить цепочку “наука – искусство – литература”, необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.

Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре.

Что важнее: искусство или наука?

Ветви культуры

Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы.

Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор.

Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.

Роль науки в развитии общества

Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь.

Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества.

Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом. Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов.

Что важнее: искусство или наука?

От чего зависят успехи познания

В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.

  • В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел.
  • Последовательность «наука – культура – искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе.
  • Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Для размаха исследований нужно четко продумать порядок действий, возможность применения полученных результатов. В наши дни функционируют разнообразные научные общества, центры, академии наук.

Наука, техника, искусство в совокупности являются мощным двигателем прогресса. Наукограды, созданные в Обнинске, Дубне, Пущино, объединяют творческих личностей и научные умы. В результате их тандема появляются уникальные разработки, способные повысить уровень жизни обычных людей.

Луи Пастер писал о важности заботы о науке со стороны государства. Только при наличии мощной материальной поддержки ученые могут проводить дорогостоящие фундаментальные исследования и эксперименты.

Что важнее: искусство или наука?

Художественное творчество

Полотна известных художников, работы архитекторов всегда являлись объектами повышенного внимания со стороны тех людей, которым не чужда наука образования, искусства. Люди, читая романы Пушкина, Толстого, восхищаются их произведениями.

Те впечатления, которые получает человек во время просмотра художественного фильма, прослушивания музыкального произведения, связаны с настоящим искусством.

Художественное слово является мощным оружием в умелых руках, что активно используется политиками во время проведения предвыборных кампаний. Каков основной смысл связи «наука – религия – искусство»?

Живопись, архитектура, музыка, театральные постановки, кинофильмы, скульптура связаны с особенностями религии.

В наше время в один термин стараются объединять несколько направлений. К примеру, «изобразительное искусство» включает в себя скульптуру, графику, живопись, декоративно-прикладное творчество.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в ходе взаимодействия науки, художественного творчества, техники появились «технические искусства»: фотография, кино. Они сумели за короткий временной промежуток найти множество поклонников и истинных ценителей.

На протяжении многих тысячелетий человечество вторит, восхищается произведениями культуры и искусства.

Н. В. Гоголь говорил о трех чудных сестрах: живописи, скульптуре, музыке, которые услаждают и украшают человеческий мир, делают его ярким и интересным.

Искусство не просто является украшением жизни, оно составляет ее смысл.

Что важнее: искусство или наука?

Связь науки и искусства

Между художественным и научным творчеством существует тесная связь. Люди для достижения поставленной цели концентрируют волю. Процессы предполагают осмысление и серьезное преобразование жизни, поиск гармонии и совершенства. Для художественного творчества характерно преобладание образного мышления.

Образы помогают художникам, музыкантам, писателям выражать чувства и мысли, демонстрировать окружающим собственное восприятие реальности.

Художественный образ является убедительным только в том случае, если его создатель вложил в него частичку собственной души. При чтении интересного романа у читателей складывается ощущение присутствия.

Например, у Некрасова есть стихотворение «Крестьянские дети», в котором показан образ мальчика в больших сапогах, полушубке из овчины, с отцовскими рукавицами, помогающего отцу в заготовке дров. Минимальное количество признаков, выбранных автором, создает яркую картину событий, разворачивающихся в то зимнее утро.

Читатель видит в данном произведении и уважительное отношение к труду, и тягости деревенской жизни, и мужество и смирение русского народа.

Благодаря искусству раскрывают основные человеческие ценности, формируют в подрастающем поколении чувство добра, прекрасного.

Если серьезно отнестись к изучению творчества русских писателей и поэтов, в них присутствует образ человека, беззаветно любящего свою Родину, имеющего чувство собственного достоинства.

Оно является той таинственной силой, которая заставляет человека быть честным, порядочным.

Что важнее: искусство или наука?

Значение настоящего творчества для развития человечества

Язык искусства является убедительным, побуждающим к саморазвитию, самосовершенствованию.

Несмотря на тяжелые времена, в которые создавал свои художественные фильмы советский режиссер Э. Рязанов, его герои являются олицетворением доброты и порядочности. Отвечая на вопрос представителей средств массовой информации о том, как ему это удается, гений отечественного кинематографа ответил, что он просто любит свою страну и свой народ.

Что важнее: искусство или наука?

Заключение

Размышляя о прекрасном, люди обращаются к храмам, восхищаются проспектами Санкт-Петербурга, читают произведения Сергея Есенина и Михаила Лермонтова. Культура является способом передачи человеческой практики, символическим измерением социальных событий, позволяющим человеку жить в собственном мире, осознанно совершать определенные поступки.

Среди последних тенденций, наблюдаемых в обществе, особую тревогу вызывает у представителей культуры и искусства массовое отсутствие у подрастающего поколения интереса к чтению, нежелание школьников знакомиться с мировым историческим и культурным наследием.

Для того чтобы решить подобную проблему, в современные школы возвращают итоговые сочинения для выпускников общеобразовательных школ.

Эссе на тему «Искусство и наука»

Познание — прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя — науку и искусство.

Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Не история,  именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира.

Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.

Изобретение паровоза, автомобиля и самолета, кино и радио, не совершили переворота в психологии людей или их мировосприятии. Новые открытия в науке и технике несравнимы с предшествующими.

Наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей а следовательно, и на их психологию.

И все же существует ли взаимовлияние между искусством и наукой? Да, наука и искусство не только бесспорно влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души.

Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того — это его заглавная, извечная цель.

Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство духовно богаче, человечнее, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.

Искусство — это грандиозное здание, отдельное же произведение — здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования — это кирпич в его стене.

Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути.

Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна.

И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол»

Но ученый видит и одну область, где наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлость только искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время.

Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе.

И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства. Это не значит, что искусство — область только человеческих эмоций, автор не может согласится с мнением что рационализм объединяет и сушит человека.

Физик не видит соперничества между искусством и наукой, цель у них одна и та же — сделать людей счастливыми.

Чем же объясняется падение престижа искусства и опасность превращения его в украшателя жизни? Послушаем.

У искусства много веков имевшего только одного соперника в борьбе за человека — религию, теперь появился новый соперник, незаметно выросший и представший, как по меньшей мере равный, перед изумленным взором художников, привыкших взирать на науку высокомерно и с пренебрежением.

Теперь литература и искусство могут выполнить свое высокое назначение только тогда; когда они предвзято осмыслят, поймут необозримый духовный мир науки, если будут ориентироваться на то же высокий уровень, который молодежь ищет и так часто находит в науке.

Главный пафос статьи и направлен к радикальному изменению отношения со стороны искусства к огромному, полному исканий и подвигов миру людей науки, к их творчеству, к их мыслям, страстям, страданиям и радостям.

В прошлом столетии, когда наука, а вселед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи.

Теперь же фронт исследований, во всяком случае в наиболее развитых науках, углубился в такие дебри, что делать это трудновато. Правда, что непосредственное подбрасывание идей, наиболее простая форма влияния на науку.

Если мы хотим понять действительные возможности искусства в этом плане мы должны более глубоко изучить этот вопрос.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и  не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати.

В ходе обсуждения высказываются и плодотворные и противоречивые, а часто и прямо противоположные точки зрения. Они весьма поучительны. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее, ставящее практической необходимостью сегодняшнюю организацию завтрашнего дня, причем в масштабах всего мира.

Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли. Количество и уровни всех факторов достигло таких величин, не может существовать в прежнем качестве, в прежних условиях.

И суть здесь не в эволюции а в спонтанном развитии, дело не только в отношениях между людьми разных социальных классов и разных стран, но и в отношениях между всеми людьми со всем миром, одушевленным и неодушевленным, существующим от природы и созданным людьми за время их существования.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. А как обстоит дело сегодня? Наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества.

Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы — человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.

Научно-техническая революция вторгаясь во все области человеческой жизни, несет нам и множество благ, и ставит перед нами новые непредвиденные сложные проблемы, которые предстоит решать и в национальных масштабах, и во всемирных.

Но приписывать всем нам всеобщую растерянность, пугать нас засилием научного рационализма ведущего к опасности, бездушного логизирования, а может быть и эмоционального оскуднения и т.п. можно только из любви к искусству громких слов.

Все это понадобилось для того, что бы со всей страстью показать важную роль искусства признанного компенсировать в нашей мыслительной жизни резко возросшее значение абстракции, сохранить человеку научному целостность своего существа, драгоценное соответствие разума и чувства.

Конечно же, эта идея компенсации не возвышает, а принижает искусство, его значение в общественной жизни.

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть.

Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте.

Искусству же нужны знания, глубокая мысль.

Станислав Лем в отдаленной грядущей высокой цивилизации тоже предвидит неизбежность возрастания “деиндивидуализирующей роли” технологий и преобладания максимально реалистического типа человека и культуры.

Какое же место отводится в этой технологической цивилизации литературе и искусству? Ответ дается явно неутешительный. В умственном эксперименте допускается появление на свет великого множества художественных талантов равных Шекспиру.

Но этот переизбыток гениев искусства обернется для них трагедией. В будущем технологическом обществе даже великие художники станут явлением почти анахроническим, которое можно поощерять и даже уважать, но не без некоторой усмешки.

Вывод явно парадоксальный. И дело здесь оказывается, прежде всего в количестве денег.

“Один Шекспир”, — пишет Лем, — “явление великолепное, 10 Шекспиров — к тому же еще и не обычное, но там, где живет двадцать тысяч художников с Шекспировским талантом, нет больше не единого Шекспира; ибо одно дело — в пределах маленькой группы творцов соревноваться за передачу воспреемникам своего индивидуального способа видения мира, и совсем другое — давится у входа в систему информационных каналов, что выгляди столь же смешно, сколько жалко”.

  • Такой переизбыток произведений Шекспировского масштаба, такая их лавина приведет к тому, что все будущие средства информации не смогут их освоить и донести до массового потребителя.
  • Появление двадцати тысяч Шекспиров приведет к обесцениванию художественного творчества.
  • Главное же заключается в том, что наука в будущем технологическом обществе несомненно раскроет тайны человека, а потому тайны искусства потерпит поражение в своем соперничестве с наукой и в постижении человеческой психологии.

Что же остается тогда искусству? Может быть, оно все-таки сохранит какое-то свое значение в эстетическом освоении мира? Ведь поля деятельности науки и искусства не совпадают, но ведь существование устарелого и поэтому лишь не полного знания одновременно со знанием, постигающим реальное положение вещей невозможно. Очень непривлекательная “рационалистическая”, “деиндивидуализированная”, лишенная всех бесконечных богатств чувственной, эмоциональной человеческой жизни, холодная технологическая цивилизация, которую обещают нашим далеким потомкам.

Что же дала нам многолетняя дискуссия исследователей данной проблемы? Плодотворность ее несомненна.

Дискуссия не только со всей остротой поставила одну из самых кардинальных и назревших проблем взаимосвязи и взаимовлияния искусства и науки — двух могущественийших форм человеческого сознания и преобразования действительности, но вычленила сложнейшие проблемы, которые стали затем исследоваться в более обстоятельной форме. Прислушаемся к мудрым словам Гете: “Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится Истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема”.

Таким образом приблизится к Истине — значит исследовать проблему в ее реальном, историческом развитии.

Science Art: Наука или искусство — нужное подчеркнуть

Сайнс-арт — синтез науки и искусства. Почему он стал популярным, хотя зритель по-прежнему не всегда до конца его понимает, рассказали куратор и художник.

Наше время. Постоянная экспозиция, Лувр Лэнс, Франция / ru.wikipedia.org

В последнее время в Москве проводится всё больше мероприятий, посвящённых сайнс-арту. Кажется, художественное сообщество признаёт ценность нового направления, но вот для зрителя оно оказывается непривычным и, как следствие, непонятым. Сайнс-арт привлекает внимание тем, что выходит за границы художественного мира, проникая в научные лаборатории.

Однако возникает вопрос: это искусство расширяет свои границы и использует научные проблемы и разработки для выразительных целей, или же это наука стремится использовать искусство как инструмент визуализации открытий, как дополнительный канал популяризации знания? Ответ на этот вопрос зависит от способа восприятия.

Приходя на выставку сайнс-арта, зритель решает, что перед ним: иллюстрация, технологическая новинка, художественная инсталляция? Бруно Латур утверждал, что гибридные, смешанные формы позволяют увидеть те связи, которые обычно скрыты.

Так, сайнс-арт зачастую служит поводом для обсуждения природы искусства и науки, их взаимоотношений в исторической перспективе.

В ответ на эту гибридность возникает новое исследовательское поле в гуманитарных науках — Art, Science and Technologies, которое призвано переосмыслить традиционную историю искусств, вписав её в контекст технологического развития общества, подчеркнуть ту связь, которая существовала всегда, но игнорировалась. Однако эти размышления не помогают зрителю, столкнувшемуся с произведением, его понять.

Каким же образом сайнс-арт может привлечь и быть понятным обывателям, какова его роль в мировых науке и искусстве сегодня и где пролегает граница между произведением и наукообразной работой, рассказали художник Ольга Киселёва и куратор Наталья Фукс.

ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА И УЧЁНОГО

— Вы возглавляете международный институт искусства и науки в Сорбонне и находитесь в авангарде европейского сайнс-арта. Расскажите немного о деятельности института.

— Всё началось с того, что меня попросили провести курс в Сорбонне, где я бы объяснила молодым художникам, как работать с учёными, зачем, по какой методологии и что можно в этой области сделать для искусства.

Курс прошёл с большим успехом, пришли даже мои коллеги, попросили и их научить. Чтобы организовывать работу с коллегами, пришлось сначала создать научную лабораторию, которая выросла в институт.

В него уже входят исследователи не только из Сорбонны, но и из многих других университетов и лабораторий Франции.

— Многие художники параллельно занимаются рефлексией, в том числе при помощи исследований в сфере искусства. Насколько это помогает в художественной работе? Наука и искусство идут параллельно или они всё же влияют друг на друга?

— Вы имеете в виду художников, которые пишут диссертации?

— Именно.

— Осмысление деятельности — это всегда хорошо. Почему я сама написала диссертацию? Потому что у меня возникло много вопросов по поводу моей собственной художественной деятельности.

Я из научной семьи, и у нас так принято: когда возникают вопросы профессионального плана, чтобы их разрешить, достаточно продуктивно написать диссертацию, чтобы на эти вопросы ответить.

Если у человека есть действительно резон это сделать, если у него возник ряд сложных вопросов, на которые диссертация может дать ответы, это очень здорово, и он из этого опыта выйдет гораздо более сильным, обогащённым и знающим то, что он должен дальше делать.

— Зачем художникам и учёным работать вместе?

Читайте также:  Стихи про андрея: красивые стихотворения с именем мальчика известных русских поэтов классиков

— Искусство сейчас всё больше поворачивается от эстетической функции к исследовательской. И так как искусство развивает логику, близкую к науке, то, естественно, настоящим учёным это близко.

Наука стремится объяснять окружающий мир и тем самым формирует наши представления о нём, и через это она всегда влияла на искусство: например, искусствоведы говорят о связи теории относительности и авангардного искусства начала ХХ века.

Чем же ситуация в современном искусстве отличается? Сайнс-арт — это искусство, которое использует не только традиционные выразительные, но и научные, исследовательские методы. При этом наука может быть разной: математика ли, химия, социология, история.

— То есть сайнс-арт — это альтернатива научному исследованию.

— Нет, это не альтернатива, это и есть научное исследование, только расширенное и дополненное художественным исследованием.

Эскиз для Уралмаш-завода в рамках 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства / ru.wikipedia.org

— Имеет ли это исследование ценность для научного сообщества?

— Научное исследование — это вещь очень дорогостоящая и сложная, и редко бывает так, чтобы художник взялся за работу и тут же сделал какое-то научное открытие, создал новую технологию и вошёл в историю науки.

Чаще всего совместная работа с художниками помогает учёным осмыслить свои собственные открытия и найти новые детали. Я могу привести пару примеров открытий.

В 1970-е годы проводился перформанс The Electronic Cafe International, в котором два танцора — один был в Лос-Анджелесе, а второй в Нью-Йорке — танцевали друг с другом.

Художники впервые соединили двух людей в виртуальном пространстве, на экране, и они не только общались, но и гармонично связывали свои движения. Что интересно, именно эта технология через лет десять стала использоваться на телевидении для инкрустации рекламы в спортивные трансляции.

«Как вам будет угодно». Интерактивный фасад Центра Жоржа Помпиду, 2013 / ru.wikipedia.org

Ещё я могу привести пример из моей собственной работы. Меня пригласили пару лет назад в Бискаррос — небольшой город на юге Франции, столицу Бискайи.

Все подобные городки устроены одинаково: в каждом есть центральная площадь, на которой находится церковь, в неё все ходят по воскресеньям; напротив церкви — кафе, где все пьют кофе, выйдя из церкви; рядом — булочная, где покупают тортик к воскресному обеду, и с другой стороны находится рынок.

На этих площадях всегда растут огромные деревья. И Бискаррос не стал исключением, там на площади рос вяз, с которым связана история любви между местным принцем и простой пастушкой. По легенде вязу было уже 1000 лет, и каждую весну он зацветал необыкновенными цветами в форме венка, который носила эта пастушка.

И вдруг, спустя столько времени, дерево засохло. Для Бискарроса этот вяз был как для Парижа Эйфелева башня. Так что жители решили пригласить художника, чтобы на месте этого засохшего вяза сделать скульптуру. Провели международный конкурс и выбрали меня.

Я приехала, посмотрела на это место, и мне так захотелось, чтобы там была не скульптура, а чтобы там вновь появилось дерево, что я решила сделать всё возможное. Дело было в том, что из-за глобального потепления исчезли насекомые, которые ели вредных жучков и червячков.

Теперь паразиты селятся в этих вязах и едят их, а деревья засыхают. Я потратила весь бюджет на исследовательскую работу с лабораторией, которая нашла вяз, устойчивый к этому недугу. В итоге французскому вязу привили гены сибирского, и дерево на площади удалось возродить.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы посадить такие вязы в разных местах на юге Франции, где они исчезают.

— Как вы искали учёных для своего проекта? Существует ли в Европе устоявшаяся структура, которая позволяет реализовывать проекты в области сайнс-арта?

— Есть пара лабораторий, у которых есть программы art&science, но их очень мало. На самом деле, когда у меня возникает идея проекта, я не задаюсь вопросом, могут ли мне помочь его осуществить в какой-то лаборатории, уже открытой для art&science.

Я просто стараюсь идентифицировать ту научную лабораторию, которая как можно лучше квалифицирована для решения вопроса, и обращаюсь к ним. И нужно сказать, что в большинстве случаев учёные с большим интересом относятся к предложениям художников, и мы находим общий язык и возможность работать вместе.

Более того, ко мне всё чаще обращаются сами учёные с предложениями принять участие в их исследованиях.

— Можно ли выделить научные области, наиболее открытые к построению диалога с художниками?

— Я бы сказала, что ближе к художникам и более открыты к сотрудничеству с ними те научные лаборатории, исследования которых близки к непосредственным интересам общества. Когда учёные начинают чувствовать, что то, чем они занимаются, может как-то изменить образ жизни или общественный строй, — художники уже тут как тут, потому что они тоже это чувствуют и тоже думают в этом направлении.

«Цена времени» / фото: ru.wikipedia.org

Я бы привела в качестве примера проект, который мы представим 22 и 23 августа на «Стрелке», — интерактивный перформанс «Самоорганизация». Он посвящён размышлениям о том, каким общество будет, когда закончится нефть.

И это как раз то, что сейчас волнует с политической, социально-экономической точки зрения и науку, и художников. Многие химики сейчас заняты изобретением замены нефти, причём не только для энергии, но и для производства вещей повседневного пользования.

И все думают о том, где мы возьмём эти компоненты, какими будут предметы, сделанные из этих новых компонентов, как они изменят повседневную жизнь.

— Насколько вообще другие русские сайнс-арт-художники, кроме вас, заметны на международной сцене? Они вообще есть и вовлечены ли как-то в общеевропейский контекст?

— Нас, современных русских художников на международной сцене довольно мало: Кабаков, Булатов, АЕS+F…

Я бы сказала, что, кроме меня, единственный художник, который интересуется вопросами науки и который более или менее присутствует на международной сцене, участвовал в Венецианской биеннале и в других серьёзных выставках, — это Саша Пономарёв.

Но вообще активно работающих русских художников сегодня очень мало, потому что у нас за всё надо платить деньги, а искусство, как известно, деньги приносит от случая к случаю. Сейчас в России вообще искусство мало поддерживается, к сожалению. То, что происходит в Москве в рамках Polytech.Science.

Art, — это здорово, но дальше нужно эти мероприятия, выставки привозить в Венецию на Биеннале, в Кассель на «Документу», чтобы их видел весь мир. Чтобы не просто московские кураторы интересовались русскими художниками, но и зарубежные музеи и лаборатории приглашали нас выставляться в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке, ставить эксперименты в Австралии или в Японии.

— А как зрители реагируют? Нужен ли для понимания сайнс-арта особый комментарий?

— Вы знаете, меня даже немножко рассердил ваш вопрос. Во-первых, есть искусство и не искусство. Во-вторых, есть искусство, которое использует научную методологию, но остаётся искусством. И есть наукообразное искусство.

К дереву, о котором я вам рассказала, не приделано никаких проводов, датчиков, ничего не мигает. Это просто дерево, которое не могло там расти, а теперь растёт. Вот и вся магия искусства и науки — ничего объяснять не нужно.

На выставке в KIASMA, Хельсинки, 2001 / фото: ru.wikipedia.org

А бывают наукообразные работы, где иногда есть содержание, иногда его просто нет, но всё такое сложное, всё мигает, лязгает, куча компьютеров подключено. Но на самом деле очень часто в этом смысла гораздо меньше.

Я считаю, что настоящее искусство не требует никаких специальных объяснений. Если искусство в работе присутствует, то зритель чувствует это. И главное, в хорошей работе наука присутствует, внутри, в её структуре и концепции, снаружи её не видно.

ВЗГЛЯД КУРАТОРА

Диалог между искусством и наукой в России

Сейчас первично существовавший водораздел между современным искусством и научным, технологическим искусством, в более широкой категории media art перестаёт существовать в России, и всё больше такие практики современного искусства, связанные с традиционными медиа, объединяются с новыми технологиями и новыми медиа. Это очень напоминает процессы, происходившие недавно за рубежом. Мы сейчас просто не можем говорить о современном искусстве, оставляя за скобками достижения науки и современную технологическую культуру.

Та проблема, с которой зачастую сталкиваюсь я, — отсутствие информации и отсутствие возможности узнать, чем живёт художественный мир. Сейчас в силу всеобщего проникновения технологий этот мир достаточно сильно изменился.

Я сталкиваюсь с тем, что многие люди из научного сообщества представляют себе творческие движения буквально как работу художника с кистью и холстом.

В большинстве случаев, когда я общалась с учёными на тему создания совместных проектов, задача была в том, чтобы преодолеть это представление и сказать, что медиахудожники — это люди, зачастую обладающие огромными знаниями в части технологий.

И они могут предложить очень много инновационного не только с точки зрения интерпретации или визуализации научных или технологических достижений, а в частности это может быть весьма удачный совместный поиск. Как правило, когда удаётся организовать такое взаимодействие, раскрыть весь потенциал такого сотрудничества, сообщество исследователей занимает другую позицию.

Передовые области науки, которые искушены в области международного сотрудничества, знакомы с международными практиками. Это самые актуальные темы: ядерная физика, нанотехнологии, нейробиология. Это то, что на данный момент актуализирует возможности человека.

Среди примеров Курчатовский институт, Физико-технический институт, с которым «Политех» взаимодействует, и их кафедра нейробиологии. Я была на конференции на тему ядерной физики в Троицке. Были учёные, которые утверждали, что есть такие темы, на которые в принципе исследователи говорить не готовы.

И даже если будет запрос со стороны художественного сообщества, есть ряд этических факторов, в силу которых это невозможно. Аудитория конференции разделилась, возник спор. Он касался существования закрытых исследований, секретных разработок и мифов, существующих в обществе и связанных с научным миром.

Это тоже интересная тема, с ней можно работать: действительно, говорим ли мы о широком распространении информации и осознании последствий тех или иных действий в любом сообществе, в художественном, технологическом или научном, или мы об этом в принципе не говорим.

Конечно, сайнс-арт влечёт за собой обсуждение большого количества социальных вопросов, важных для развития общества в целом и для развития культуры.

Зритель и сайнс-арт

Для большого количества людей междисциплинарные практики — это наиболее простой способ понять сложные вещи, в том числе и об искусстве. Кому-то проще воспринимать то, что мы делаем, через призму науки или технологий. А кому-то — через искусство.

Получается очень разная аудитория у каждого события, потому что каждый человек точкой входа в проект выбирает то, что ему наиболее понятно. Мы обязательно привлекаем научных консультантов на проект. Обязательно даём научные комментарии.

Они находятся в открытом доступе или по запросу, но для нас важно в любом проекте, который является синтетической практикой, организовать работу таким образом, чтобы у нас была крепкая научная составляющая под этим.

В том числе чтобы у зрителей была возможность ознакомиться с последними научными достижениями. Популяризация науки и технической мысли является для нас первоочередной и главной задачей.

Ссылка на основную публикацию