Честь и бесчестье в повести «Тарас Бульба»

  

 
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о чести и доблести храбрых запорожских казаков, отважно сражавшихся с иноземными завоевателями за свою Родину, свободу и веру. Впервые произведение увидело свет в 1835 году (в составе цикла «Миргород»), а позже, в 1842-м, вышла вторая редакция текста.

У запорожцев существовал своеобразный кодекс чести, который определял, какие поступки считаются храбрыми и достойными истинного казака, а какие — являются бесславными и позорят имя этого человека. Типичным представителем вольного казацкого народа и носителем соответствующих идеалов в повести является Тарас Бульба.

У казака Бульбы имеются довольно четкие представления о том, что есть правильно, а что — нет, и этими знаниями он спешит поделиться со своими сыновьями — Остапом и Андрием.

Отец юношей считает, что нет «лучшей науки для молодого человека», чем Запорожская Сечь.

Кроме того, он убежден, что настоящий мужчина должен обязательно «закалиться» в битвах, где он сможет проявить свою храбрость, смекалку и продемонстрировать боевые навыки.

Нравы казаков очень жестоки, и потому эти люди с детства привыкают мужественно терпеть физическую боль и переносить различные лишения. Достаточно вспомнить, как Остапа в Киевской академии несколько раз бесчеловечно секли розгами за его попытки оставить обучение.

Но главным для запорожцев является то, что честь у них ценится дороже жизни. Во-первых, это означает, что они готовы пожертвовать собой, защищая свою Родину, а во-вторых, — что смерть является единственным справедливым наказанием для казака за бесчестие и «посрамление» своего народа.

Доказательством справедливости первого утверждения служат сцены героической гибели самого Тараса Бульбы и его сына Остапа. Оба героя стоически выдерживают свои предсмертные мучения и думают лишь об одном: как бы не посрамить свой народ и умереть с достоинством.

Тарас Бульба даже в тот момент, когда поляки разводят под ним костер, старается спасти своих боевых товарищей. Он кричит казакам, чтобы они отступали к реке, где их ждет спасение.

Затем Бульба грозит своим врагам будущей погибелью, чтобы «проклятые ляхи» знали, что сильную русскую волю так просто не сломить.

Следуя второму правилу негласного казацкого кодекса, касающемуся чести, Тарас Бульба собственноручно убивает родного сына Андрия, перешедшего на сторону поляков из-за любви к прекрасной «панночке». Так он вершит страшно жестокое, но справедливое, по его мнению, правосудие.

Как бы ни тяжело порой было казаку следовать суровым законам Запорожской Сечи, соблюдение кодекса являлось жизненной необходимостью для этих людей. Именно это позволило им стать единым целым и обрести мощную силу, сокрушающую врага и заставляющую его спасаться бегством, крича в страхе: «Запорожцы!.. показались запорожцы!..»
 

Другие сочинения по повести «Тарас Бульба
Краткое содержание повести Тарас Бульба
Краткое содержание произведений Гоголя

Остап и Андрий (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» – Проблема долга и чести

Тема урока:
Остап и Андрий (по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»)

Проблемы урока:
долга и предательства, чести и бесчестия.

На
прошлом уроке мы говорили о главном
герое, чьим именем названа повесть
Н.В.Гоголя, о Тарасе Бульбе.

Гоголь
в образе Тараса Бульбы показал, что
можно ожесточить героя, заставить
страдать, но его нельзя сломить, если
он предан общему делу, если защищает
свободу и независимость своего народа,
страны.

Продолжением
Тараса являются его дети: Остап и Андрий.
Это тема размышлений на сегодняшнем
уроке.

  • Как вы понимаете основную проблему урока?
  • Какие задачи стоят перед вами, чтобы решить данную проблему?

Сюжет
повести построен так, чтобы выразить
основную идею – служение родине.

Остап и
Андрий. Что сближает этих героев?

  • Из одной семьи, одно окружение, воспитание.
  • Чем отличались братья?
  • Внешность,
    характер, отношение к людям, войне,
    долгу.
  • Андрий
    – в чертах его лица выражалось более
    какой-то нежности (именно ему на шею
    бросается мать, он утонченная натура,
    предводитель, изворотлив, охотно учился,
    имел изобретательный ум, у него пылкое
    воображение, скрытность, любовь к
    уединению, впечатлительность,
    восприимчивость к красоте).
  • Остап
    – упрям (4 раза бежал из бурсы, смог
    преодолеть себя, несмотря на нелюбовь
    к учению, стал лучшим учеником, его секли
    бесчеловечно, это ожесточило его характер
    и воспитало волю, но лучший товарищ).
  • И
    вот по окончании бурсы они с отцом
    приехали в Запорожскую Сечь, где отец
    дает возможность своим детям проявить
    себя.
  • Первый
    бой

  • Оценка, данная Тарасом, поведения
    Остапа и Андрия в бою

Остап
обнаруживает «наклонности будущего
вождя», хладнокровен. Он воин, человек
своего времени, чем близок Тарасу.

Андрий
«весь погрузился в очаровательную
музыку пуль и мечей». Он видит в бою
«бешеную негу и упоение», запальчив и
безудержно храбр.


Почему Андрий скучает во время бездействия
под Дубно?

Сказывается
любовь его натуры к сильным переживаниям
и впечатлениям, его душе тесно в мире
казаков.


Перечитайте сцену отхода Андрия ко сну.
Проанализируйте.

  1. Не
    остался глух к красоте природы.

  2. Какие изобразительно- выразительные
    средства языка использует автор?
  3. Андрия
    отличала тонкая душевная организация,
    жажда подвига, безумная смелость,
    способность переживать прекрасное
    (красоту природы и женщины), то есть он
    не такой, как все.
  4. Чем
    отличается от него Остап?
  5. Его
    отличает прямота характера и сила
    натуры, суровость, верность товариществу,
    он человек своего времени.

Эссе что значит идти дорогой чести на примере произведений шолохова надо 2 листа помогите пожалу…

  • Сочинения
  • /

  • 11 класс
  • /

  • Что значит идти дорогой чести

Честь очень важное и необходимое понятие, которое необходимо каждому человеку. Путь чести довольно сложный и непредсказуемый. Отстаивать свою честь всегда трудно, но необходимо.

Жизненный путь себе самостоятельно выбирает каждый человек. Сейчас понятие чести немного исказилось и для современной молодежи имеет немного другую трактовку.

Но, честь также и осталась моральным принципом и нравственностью человека.

У каждого человека есть принципы и законы жизни, которые он чтит и уважает. Когда другие люди посягают на свободы и права других людей, тогда необходимо защищать свои права и честь.

В этом случае необходимо становиться на путь чести и отстаивать ее до последнего. Ярким пример отстаивание чести государства являлся подвиг людей совершенный во время Второй мировой войны.

Многие за честь и свободу страны отдали свою жизнь. Такой поступок говорил о выборе дороги чести.

Сейчас не каждый человек имеет патриотическое воспитание, поэтому современной молодежи необходимо показывать и рассказывать о поступках наших дедов и прадедов и учить отставить свою честь смолоду.

Многие литературные произведения учат нас таким поступкам. Ярким представителем таких произведений является произведение Пушкина «Капитанская дочка». Именно в этом произведение всем героям предстоит, пройди дорогой чести.

Все герои выбирают свой путь, все отстаивают свою честь и свои интересы.

  Итоговое сочинение «Почему люди становятся злыми?»

Каждый человек в жизни имеет право на ошибку.

Не все и не всегда поступают разумно и честно, но учиться жить по совести и с честью нравственная обязанность каждого человека, именно такое мое мнение.

Формирование жизненных принципов в человеке происходит постепенно, поэтому необходимо накапливать собственный опыт и стремиться, больше узнавать о поступках, о результатах к которым поступки могут привести и жить честно и по совести.

Вариант №2

«Береги честь смолоду», эту старинную пословицу знает каждый ребенок. Но что значит «честь» и как пройти жизнь дорогой чести понимают не все.

Если человек выбирает путь чести, то его всегда будет ждать тяжелый выбор. Ведь при каких-то обстоятельствах можно смалодушничать, приспособиться и получить какие-то поблажки.

А человек чести откажется от выгоды, чтобы сохранить свое честное имя, свою душу в чистоте.

Вопросы чести всегда находили отражение в литературе. Писатели и поэты в своих произведениях возводили людей чести на пьедестал, а предатели и трусы получали только презрение и забвение. Стоит вспомнить «Молодую гвардию» Шолохова.

Когда на землю Донбасса пришли враги, комсомольцы могли спокойно переждать оккупацию, ведь их никто не принуждал бороться с врагом, рискуя своей жизнью. Но они сделали свой выбор и не поступились честью даже под жестокими пытками фашистов. Они предпочли смерть бесчестью.

А ведь эти ребята – не выдумка писателя. Это реальные герои, жизнь которых оборвали гитлеровские оккупанты.

Еще один яркий пример чести и бесчестия – «Тарас Бульба» Гоголя. Два сына Тараса – два разных пути. Предатель и отступник Андрий, и Остап, принявший с честью смертную казнь. Отец сам казнит Андрия, чтобы тот кровью мог смыть бесчестье. Остапа же он перед смертью благословляет, стоя в толпе: «Добре, сынку, добре», потому что для него лучше умереть с честью, чем жить трусом и предателем.

Но ведь люди, идущие дорогой чести, это не только герои прошлых времен. В нашей современной жизни их тоже много. Как не вспомнить Магомеда Нурбагандова, не склонившего голову перед лицом боевиков.

Разве можно забыть его призыв: «Работайте, братья!». Александр Прохоренко вызвал огонь нашей артиллерии на себя, чтобы не попасть в плен.

Вечная память героям, честно исполнившим свой долг до конца!

Честь — означает честность. Главное – не врать, не притворяться. Это не какие-то забытые истины, это то, чему мы должны следовать на протяжении всей своей жизни, не отступая и не останавливаясь.

Сочинение на тему “Что значит идти дорогой чести?”

Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради того, чтобы отстоять свою честь.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти.

На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно, отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден.

Он так объясняет свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага.

Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство.

Читайте также:  Человек и война в романе «Война и мир»

Идти путем чести должен не только солдат во время войны. Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слабыми.

Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков.

Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки».

Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку.

Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил.

Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой.

Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого.

Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.

Фильм Дорога чести

Коренной американец Роберт Вольф, выходец из резервации племени мохаве, перебивается случайными заработками. Он выполняет работу по строительству забора на скотоводческом ранчо.

Вырученные деньги Вольф отдает владельцу небольшого магазина запчастей, старик Боб заказал для клиента карбюратор к старенькому Харлею, который тот оставил у него пару дней назад. Вольф чинит свой байк.

Боб сообщает молодому человеку, что Робертом Вольфом интересовались федеральные агенты. Индеец утверждает, что он не знает никакого Боба, кроме старика.

  Мини сочинение на тему моя родина дагестан

Агенты ФБР Уильямс и Келли разыскивают Роберта Вольфа. Он покинул резервацию после того, как совершил жестокое убийство. Вольф острым каменным орудием снял с белого мужчины по имени Чарли скальп, а потом переломал ему все кости.

После долгого скитания в горах Вольф навещает отца. С момента похорон его матери федералы сюда пока не приезжали. Отец опасается, что сына все равно поймают. Вольф утверждает, что он не мог дать уйти подонку, который изнасиловал мать. Роберт хочет увезти прах матери туда, где она родилась.

Отец говорит, что прах находится у сестры Вольфа. Молодой человек снова отправляется в путь. Ночью возле захолустного кабака Вольф встречает вдрызг пьяного рокера с гитарой. Тот только что устроил во время выступления рок-группы драку, его изгнали из состава команды.

Рокер угощает Вольфа бурбоном, после чего отрубается.

Владелец магазина запчастей уклончиво отвечает на вопросы агентов о владельце старого Харлея, хотя федералы намекают старику, который на свободе условно, что у него могут возникнуть неприятности, если он откажется сотрудничать с представителями власти.

Утром Вольф помогает новому знакомому отыскать его Ямаху. Кэш мается с похмелья, он говорит, что недавно развелся, никаких планов на будущее у него нет.

Он готов составить компанию Вольфу, который направляется на юг. Молодые люди вместе колесят по пустынному хайвею на фоне величественных пейзажей.

Вольф наведывается в поселение своих соплеменников, где путники проводят ночь. Затем Вольф и Кэш едут дальше.

Они останавливаются возле закусочной. Кэш заказывает еду, но у него нет денег, чтобы расплатиться за обед. Он хочет сбежать, Вольф договаривается с хозяином заведения, что они отработают долг мытьем посуды. Кэшу не по душе такой способ заработка. Вольф предлагает другой вариант.

Они приезжают в индейское поселение. Здесь местные устраивают бои без правил с тотализатором. Вольф на языке мохаве говорит с организатором боев: его белый приятель готов сразиться с лучшим из индейских бойцов, он ставит на кон свой мотоцикл.

Против Кэша выходит драться здоровенный индеец. Сначала он попросту избивает противника, но потом Кэш бросает ему в глаза горсть песка. Ожесточенный поединок заканчивается тем, что оба соперника падают навзничь. Кэш находит силы подняться на ноги, он победил.

Вольф собирает деньги у зрителей, приятели быстро сматываются.

Агенты ФБР приезжают в резервацию племени мохаве. Они беседуют с индейцем в форме полицейского. Это Нами – отец Вольфа. Он отказывается сообщить о местонахождении сына. Келли сочувствует, что жену Нами изнасиловали. Тот говорит, что он сам арестовал насильника. Однако белому негодяю удалось уйти от ответственности.

Возле заправки Вольф встречает девушку по имени Магдалена. Ее розовый Кадиллак 1955 года заглох на трассе неподалеку, скорее всего, вышел из строя карбюратор. Вольф помогает дотолкать машину до заправки. После чего он подвозит Магдалену на своем Харлее до ее дома. Девушка живет в трейлере в окружении апельсиновых деревьев. Молодые люди срывают апельсины, выжимают из них сок.

Они проводят ночь вместе, ближе к утру Вольф отправляется на заправку и ремонтирует машину девушки. Магдалена подъезжает туда на велосипеде: я думала, ты меня бросил. Вольф завершает ремонт и прощается с девушкой, которая возвращается домой. Той же ночью Кэш посетил заведение со стриптизом.

Когда девица, на которую он и так истратил много денег, требует оплатить ее эротический танец, Кэш, ссылаясь на отсутствие денег, отказывается это сделать. Его избивают и вышвыривают на улицу. Утром Вольф обнаруживает приятеля спящим в багажнике брошенного автомобиля. «Ты в порядке?» – интересуется Вольф. «Нет, – отвечает Кэш. – Я понял пару вещей.

Когда кто-то пытается меня полюбить, я отталкиваю его и заставляю меня ненавидеть. Кроме того, у меня проблемы с выпивкой». Друзья снова пускаются в дорогу.

Федеральные агенты приезжают к организатору боев без правил, в которых принимал участие Кэш. Они пытаются выведать у индейца, куда поехали друзья после схватки.

Тот говорит, что Вольф был с белым парнем, но не с Иром (ирландцем, Тимми Мэрфи, это муж сестры Вольфа). Старший агент требует от подчиненного отвезти его к Иру.

Келли говорит, что это далеко, и что Вольф не идиот прятаться у человека, с которым они вместе скрывались после совершения им убийства. Уильямс настаивает.

Ночью Кэша и Вольфа на дороге останавливает мальчик в окровавленной одежде. Он просит их о помощи: его сестру сейчас насилуют. Вольф бросается на обочину, пытаясь найти девушку. Он слышит истошные крики, подбегает к месту, освещенному фарами автомобиля, и застает сцену зверского изнасилования с избиением потерпевшей.

Вольф оттаскивает насильника, мощными ударами укладывает его на землю, берет девушку на руки и несет ее к дороге. Там он встречает Кэша и мальчика. Вместе они бегут по дороге к полицейскому посту. Они передают девушку полиции и собираются уйти. Но полицейский индеец берет их под прицел, по рации вызывает подмогу.

Он выясняет личности парней, и когда узнает, что перед ним Вольф, сын Нами, отпускает приятелей. Те снова пускаются в дорогу.

Ночью у костра Вольф рассказывает Кэшу историю гибели своей матери. Ее изнасиловал и изуродовал приезжий негодяй. Мать умерла, а преступника отпустили ввиду нехватки улик. Через полгода Вольф выследил его и восстановил справедливость. Теперь он в бегах, его обвиняют в убийстве. Кэш говорит, что на месте Вольфа сделал бы то же самое.

Они добираются к Иру. Тот знакомит Вольфа с маленьким племянником, названным в его честь. Вольф просит у сестры часть праха их матери, чтобы развеять его над горным озером.

На следующее утро Ир отвозит Вольфа с Кэшем на своей машине к озеру. По возвращении домой он обнаруживает там федеральных агентов.

Уильямс угрозами заставляет Ира признаться, куда отправился Вольф (его мотоцикл стоит в гараже Ира).

Ир приводит агентов к озеру. Вольф развеивает над водой прах матери. Ир криком предупреждает его об опасности, Вольф пытается скрыться, Кэш спешит к нему на помощь.

Уильямс отдает своему подчиненному приказ открыть огонь. Келли со словами «прости меня, Вольф» стреляет, ранит индейца.

Чтобы не попасть в руки властей Вольф вскрывает себе живот каменным лезвием и умирает на руках потрясенного Кэша.

«Тарас Бульба» — аргументы для сочинения по повести Н. Гоголя

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для сочинения по произведению — Тарас Бульба. Используйте этот материал для выполнения задания по литературе.

Читайте также:  Краткое содержание книги «один день ивана денисовича» для читательского дневника (а. и. солженицын)

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3 (кратко)

Чтобы понять, почему в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» так много внимания уделено теме жестокости и достаточно незначительно теме доброты, читатель должен не просто прочесть текст произведения.

Необходимо узнать историческую подоплеку борьбы запорожских казаков за родную землю и веру, попытаться сопоставить несколько произведений Гоголя, вникнуть в суть описываемых событий времен казацкой вольницы.

Читая «Тараса Бульбу», надо учесть, что повесть имеет признаки эпического эпоса, исторического повествования и реалистического произведения, что влияет на ее жанровые и стилистические особенности.

С проявлением жестокости читатель сталкивается уже на первых страницах повести. Жалость и сострадание вызывает одна из героинь произведения – мать Остапа и Андрия Бульб, жена Тараса. Она не входит в список главных действующих лиц произведения, но ее образ и отношения к ней главных героев весьма существенно влияют на понимание жизненного уклада казаков и их характеров.

Нестарая еще женщина, называемая Тарасом «старушкой», мужественно сносит все тяготы супружеской жизни с казачьим атаманом, полковником войска запорожского. Она испытывает тоскливое одиночество, месяцами не видя своего мужа-воина, непрестанно находящегося то в военных походах, то на казацких пиршествах.

Двое сыновей Бульба учатся в Киевской академии, и мать тоскует по ним, с нетерпением ожидая встречи. После долгой разлуки она жаждет обнять Остапа и Андрия. Вышедший навстречу сыновьям, Тарас испытывает их казацкую удаль и предлагает биться на кулаках.

Бульба поучает, пренебрежительным тоном говоря младшему Андрию: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!.. Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь!».

Бессердечное и жесткое отношение к чувствам женщин, матерей в то время было вполне допустимым и естественным в казацкой среде.

Поэтому мать не пытается одернуть своего супруга, она понимает, что старый полковник останется непреклонным и не позволит перечить себе. В первые же минуты встречи Бульба заявляет, что отправит сыновей на Запорожскую Сечь.

Он считает, что только там Остап и Андрий получат настоящие уроки жизни, постигнут воинское искусство, познают истинное товарищество.

Решение Тараса очень жестоко по отношению к матери, только что дождавшейся своих любимых детей и вынужденной снова расстаться с ними надолго.

Но бессердечный, как кажется читателю, Бульба неумолимо твердит: «Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами.

Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть».

Писатель очень проникновенно передает страдания женщины: «…Никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и судорожно сжатых губах…»

Ночью, когда Тарас и сыновья уснули, «она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами».

А когда настала минута расставания с сыновьями, «она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью…»

Безжалостно отношение Бульбы к своей жене, матери своих прекрасных сыновей. Но в понимании Тараса проявление жалости к жене или к сыновьям не поспособствует воспитанию достойных воинов – защитников родной земли и веры.

Жестокость – неотъемлемая часть военного противостояния. Героическая борьба казаков-запорожцев, православных христиан с польскими шляхтичами-католиками в первой половине XVII была очень кровопролитной. Повесть полна описаниями битв, жестоких пыток, разрушений и смерти.

Гоголь не смягчает присущую казакам жестокость: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками…».

Читателю важно осознавать: жестокость казаков – явление побочное.

Не на ней необходимо концентрировать внимание. Главное качество запорожцев – готовность незамедлительно отдать свою жизнь за истину, волю, родную землю, православную веру. Описывая жестокость и мужество, которые совмещаются в казаках удивительным образом, автор лишь подчеркивает глубину и сложность характеров героев, их героизм.

Жестокость свойственна не только запорожцам.

Поляки-католики, устраивавшие гонения на православных, ущемляющие их права и физически их преследовавшие, упоминаются Тарасом так: «Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан».

Вариант 2

Наверное каждый человек размышлял о такой ситуации в которой ему пришлось бы выбирать между смертью или бесчестием, позором на всю оставшуюся жизнь. Я считаю, что такой сложный выбор только кажется простым. Ведь во многих фильмах, книгах нам показывают и говорят что разумнее выбрать смерть и мы даже до конца не осознаем как на самом деле это страшно в реальной жизни.

Порой люди готовы на всё на самые гнусные поступки, но только, для того чтобы выжить. В современном мире понятие чести почти утратило свою значимую часть в обществе.

Люди готовы на всё ради денег и славы, поэтому многие бы выбрали бесчестие, чем полную остановку всех жизненных процессов в организме. И это случается не только в нынешнее время, это происходило во все времена человечества.

Например, путь бесчестия выбирает сын Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает отца и Родину.

Он не способен бороться со своим чувствам к полячке, потому переходит на сторону противника и сражается против тех, кого совершенно недавно считал приятелями.

Но хоть он и выбрал «дурную славу» смерть не обходит его стороной и Андрий погибает от рук своего отца которых не смог вытерпеть предательства сына.

Но конечно же, все люди разные и не все думают только о себе, поэтому старший брат Остап с самого детства брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад.

Он никогда не предавал своих товарищей и Родину поэтому бился до конца с поляками и погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

Также люди, которые рисковали жизнью ради чести-это конечно же герои Великой Отечественной войны, которые не жалея своей молодости, отдавали жизни за чистое небо над головами своих потомков.

В заключении хочу сказать, что в нашей жизни на протяжении долгих лет идет ожесточенная борьба между такими понятиями, как честь и бесчестие. Человек всю жизнь может казаться порядочным, но лишь столкнувшись лицом к лицу с опасностью., показывает истинную натуру.

Вариант 3 (кратко)

Андрию, младшему сыну Тараса Бульбы, нужно было сделать выбор: остаться верным отцу и Родине или встать на путь предательства, перейдя ради любви на сторону врага. Юноша не раздумывая выбрал любовь, предав по-настоящему дорогих ему людей.

В этой ситуации нравственного выбора проявились истинные внутренние качества Андрия. Его отец, Тарас Бульба, оказался в ситуации нравственного выбора позже. Он мог оставить сына-предателя в живых или убить его, не считаясь с родственными связями.

Для Тараса Бульбы честь важнее всего, поэтому он убивает недостойного сына, не предавая своих принципов.

Борьба чувства и долга в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Николая Васильевича Гоголя – «Тарас Бульба», входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.

Историческое содержание повести предсказано национально-освободительного движения украинского народа в XV-XVII веках. В основе повести столкновение Запорожской Сечи, как представительнице всей Украины, и панской Польши.

Андрий Бульбенок (Бульбенко) – младший сын главного героя повести. Вместе с братом Остапом возвращается в отцовский дом из киевской бурсы, где учился с двенадцати до двадцати «с лишком» лет.

Наутро Тарас везет сыновей в Сечь: там братьям предстоит пройти «инициацию», влиться в ряды вольного запорожского козачества эпохи религиозных войн с Польшей и набегов на Турцию. (О том, насколько условны и прозрачны хронологические границы этой эпохи в изображении Гоголя, см. ст. «Тарас Бульба».

) Во время «крестового» козачьего похода на польский юго-запад, против унии, Андрий героически и самоотверженно воюет с врагами «веры православной».

Но когда козаки осаждают город Дубно, служанка той польской красавицы, в которую Андрий влюблен еще со времен бурсы, ночью проводит его по подземному ходу в осажденный город; став на сторону «проклятых католиков», Андрий бросается в бой против соотечественников и единоверцев. Заманив сына-изменника в засаду, Тарас Бульба собственноручно убивает его.

Образ Андрия чрезвычайно важен для равновесия художественного полярного мира повести.

В ней сталкиваются не просто две культурные стихии, «оседлая» польская и «кочевая» запорожская; не просто мир «православного воинства» с миром европеизированного католицизма; в ней сталкиваются две разные «стадии» человеческой истории.

Козачество, живущее по надличным законам эпоса, не знающее государственности, сильное своей неупорядоченностью, дикой вольницей и первобытным демократизмом, и – о государственное шляхетство, «где бывают короли, Князья и все, что ни есть лучшего в вельможном рыцарстве»; то есть мироустройство внешне утонченное, развитое, но внутренне менее цельное. Тарас и брат Андрия, Остап, безраздельно принадлежат «догосударственному», дикому и молодому, эпическому пространству Сечи. Польская красавица, в которую влюблен Андрий, живет за пределами эпоса, в обжитом пространстве, так похожем на мир европейского романа. «Жиды», изображенные Гоголем с нескрываемым презрением, безродны, а потому свободно снуют туда и сюда. И лишь Андрий, рожденный козаком, «заражается» польским духом, раздваивается между полюсами – и с неизбежностью гибнет. Губит его, конечно же, любовь. Но некий надлом присутствует в его образе изначально.

Андрий, вернувшийся из бурсы, ни в чем не уступает Остапу. Могуч, как он; ростом в сажень; смел; хорош собою. В бою он беспредельно храбр, удачлив. Однако на его образ постоянно ложится легкая тень. В первой же сцене повести – сцене возвращения – он слишком просто «спускает» Тарасу насмешку над собою.

Читайте также:  Что общего между мечтой и реальностью?

(Тогда как Остап, «правильный» сын, идет с отцом на кулаки.) Кроме того, Андрий слишком тепло обнимает мать. В стилизованно-эпическом мире «Тараса Бульбы» за точку отсчета принята, подчеркнуто мужская этика запорожцев, не признающая равенства женщины и мужчины.

Только жалкий «жид» привязан к женщине и в минуту опасности прячется под юбкою «жидовки». Настоящий козак ставит своего друга выше, чем «бабу», а его семейные, родственные чувства куда слабее, чем чувство братства, товарищества.

Но беда даже не в том, что образ Андрия с самого начала слегка сдвинут к «женскому» полюсу, что он чересчур привязан к матери. А в том, что он не скрывает свои чувства. (Вновь в отличие от Остапа, который тоже тронут материнскими слезами, но виду не подает.

) Точно так же в бою Андрий не просто совершает подвиги, но погружается «в очаровательную музыку пуль и снарядов». То есть и здесь отдается во власть развитого чувства,

живет жизнью сердца, а не героическим сознанием воина и патриота. Наконец, во время осады Дубна Андрий, вместо того чтобы наесться, напиться и заснуть, как положено порядочному козаку, напряженно вглядывается в беспредельное небо.

Так будет вглядываться в вечное небо над Аустерлицем княжеством Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстого). Но что хорошо для героя военной эпопеи XIX» Шв., то ужасно для героя военного эпоса времен «малороссийского рыцарства».

Дело воина – побеждать; созерцать небеса и меланхолически размышлять – бабье дело.

Андрий слишком человечен, чтобы быть хорошим запорожцем. Чрезмерная утонченность и развитость его душевной жизни, несовместная с верностью отцовским заветам, вот первопричина нравственного падения Андрия.

Податливость на страшный соблазн женской красоты, превращающая Андрия из эпического героя персонаж современного романа, – всего лишь следствие непоправимой смены жизненных ориентиров. Андрий не может не тянуться к женщине, ибо она изменчива, психологична, восторженна, как он сам.

Во время первого же – киевского еще – свидания с прекрасной полькой, дочерью венского (позже – дубновского) воеводы, красавицей, белой, как снег, и пронзительно-черноокой, та потешается над непрошеным гостем, надевая ему на губу серьгу, накидывая кисейную шемизетку. То есть – переодевая женщиной.

Это не просто игра, не просто насмешка капризной польской красавицы над украинским «парубком», который прокрался в ее комнату через дымоход. (Что само по себе показательно и бросает на героя сомнительно-демоническую тень.

) Но это еще и своеобразное «ритуальное переодевание» мужчины в женщину, которое выявляет его внутреннюю «женственность» и, в конечном счете, предрекает его грядущее перерождение. Тот, кто согласился играть в подобную игру, кто изменил своей «мужской» козачьей природе, тот в военизированном мире гоголевской повести обречен рано или поздно изменить вере, отечеству, товариществу. (О мистическом смысле «товарищества» см. ст. «Тарас Бульба».)

И следующий шаг в сторону от запорожского козачества (а значит, в пропасть) герой-перевертыш делает очень скоро, задолго до окончательного перехода на польскую сторону.

Спустя несколько дней после «свидания» он «случайно» видит свою возлюбленную в костеле.

То есть в самый разгар религиозной вражды между православием и католицизмом, накануне унии, из-за которой Сечь и подымится вскоре войной на Польшу, Андрий заходит в католические храмы. Стало быть, красота для него уже выше «правды» и дороже веры.

Неудивительно поэтому, что, в конце концов, он выпадает из великого казачьего единства, «проваливается» в польскую трясину – и что от этого провала его не способны удержать ни благословение матери, и кипарисный образ, присланный ею из Межигорского киевского монастыря.

Узнав от истощенной служанки польской красавицы о голоде, царящем в осажденной крепости (съедено все вплоть до мышей), Андрий немедленно откликается на мольбу возлюбленной польки о помощи. (Тогда как дочь врага не может, не должна интересовать «полноценного» запорожца даже в качестве наложницы; полькам положено вырезать груди, убивать их младенцев).

Вытащив из-под головы Остапа мешок с хлебом (между тем Остап даже во сне продолжает ненавидеть врагов и восклицает: «Ловите, чертова ляха!»), Андрий отправляется на вражескую сторону. В отличие от своего брата у Остапа преобладает чувство долга. Переход этот описан автором как переход из яви в навь и служит своего рода параллелью киевскому визиту к польке.

Тогда Андрий проник в ее комнату через «нечистый», демонический дымоход; теперь он спускается под землю – в тайный тоннель, подобие преисподней.

Тогда дело происходило ночью, во время власти тьмы, и теперь Андрий крадется к подземному ходу в неверном свете луны.

Само подземелье, в стенах которого стоят гробы католических монахов, сравнивается с киевскими пещерами; только это святость «неправильная», «чужая», взятая с противоположным знаком; если путь сквозь киевские пещеры символизирует дорогу через смерть в жизнь вечную, то дубновские пещеры – это путь из жизни в смерть.

Подземная икона католической Мадонны, перед которой зажжена лампада, соблазнительно похожа на возлюбленную Андрия; чтобы войти в осажденный город, он должен сначала пройти через сакральное пространство костела и как бы окончательно «окатоличиться».

В Дубне тоже все перевернуто, окрашено в мертвенные тона: на улице лежит умершая «жидовка» с полуживым младенцем, который «злобно» скручивает пальцами высохшую грудь матери; нищий, выпросивший у Андрия каравай, умирает в корчах.

И «питающая» материнская грудь, и хлеб, который служит символом жизни и напоминает запорожцам о евхаристии, в потустороннем пространстве польского города способны служить аллегориями, а подчас и непосредственными источниками гибели.

Но Андрий всего этого как бы ни замечает, ибо среди тления особенно яркой, особенно загадочной, особенно влекущей кажется «развившаяся» красота польки, ее чудная, «неотразимо-победоносная бледность», ее жемчужные слезы («за что свирепая судьба причаровала сердце к врагу?»).

Есть и в этой красоте нечто смертоносное: недаром рассказчик, в конце концов, сравнивает ее с прекрасной статуей.

Но, во-первых, автор и сам не в силах удержаться от «очарования» польки (осуждая Андрия «идеологически», он так подробно и так выразительно описывает ее чувственное совершенство и переживания героя, что создается впечатление полного авторского сочувствия к осуждаемому персонажу).

Во-вторых, и это главное, Андрий не способен думать ни о чем – лишь о желанной прелести красавицы, которая «втягивает» его в свой мир, как русалка заманивает спутника сладостно-обманчивой песней в свое подводное, неживое царство. Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от Украины («Кто дал мне ее в отчизны?») и в самый миг временного торжества поляков над запорожцами получает «награду за измену» – упоительный поцелуй. В борьбе чувства и долга героя повести всё-таки побеждает чувство любви.

В каком-то смысле для Андрия это и поцелуй измены, поцелуй Иуды – и поцелуй смерти. Ибо с этой минуты Андрий полностью подпадает под власть польки. Сменив козацкое платье на роскошный бело-золотой наряд (еще одно переодевание, которое окончательно превращает героя в перевертыша), он несется в бой против своих прежних товарищей, против брата, против отца.

И перед его мысленным взором – не «крест святой», не образ родины (старой ли, новой ли), но лишь «кудри, кудри», подобная лебедю грудь, снежная шея, плечи. Это сатанинское наваждение красоты, ведущее к гибели, это пропасть очарования, в которую, сам не заметив того, проваливается Андрий.

Даже когда он попадает в засаду и Тарас велит сыну слезть с коня, чтобы застрелить его, последнее имя, которое срывается с уст чувствительного изменника, – это не имя Отчизны, не имя братьев, даже не имя матери (пусть «женское», но кровно-родное), а имя соблазнившей его польки.

Между тем во время битвы, только что описанной Гоголем, три героя-козака – Мосий Шило, Степан Гуска и Бовдюг – погибли с одними и теми же словами на устах: «Хвала Русской Земле и вере православной!»

В образе Андрия неявно проступают черты Иуды, как в образе отца – Тараса осторожно просвечивает демиургический, богоподобный лик. Но сцена гибели Андрия напрямую связана с эпизодом казни Остапа.

Младший брат переходит к врагам добровольно; старший – попадает в плен. Младший в миг смерти призывает чуждое женское имя, дрожит от ужаса, старший – молча терпит страшную муку и скорбит лишь о том, что никого из родных, своих нет рядом.

Предсмертный выкрик он обращает к отцу (не ведая, что тот стоит на площади): «Батько! где ты? Слышишь ли ты?».

Этот выкрик не что иное, как литературная рифма крестных слов Христа: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты меня оставил?» То, что Остапу именно в эту минуту собираются перебить кости, также должно вызвать в памяти читателя евангельский эпизод: «…пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней».

Но мало того, что сцена мученической смерти косвенно уподобляет Остапа Христу и окончательно противопоставляет его «Иуде» Андрия, не менее важно, что «правильный» брат, настоящий запорожец, до последней минуты тянется к мужскому центру бытия, предельно далекому от женственной слабости и от девичьей красоты, чреватой изменой. Этой же красоте мужества (а значит – товариществу) до конца остается верным и сам Тарас. Сцена его казни по смежности связана с эпизодом казни Остапа и по противоположности – с рассказом о недостойной, позорной кончине Андрия. В Тарасе Бульбе между борьбой чувства и долга берёт верх долг перед Отечеством.

Задача Н.В. Гоголя – показать бесчеловечность самой эпохи, в которой нравственное начало деформируется, ненормальность той жизни, при которой это происходит. Н.В. гоголь не оправдывает Андрия, но и не принимает поступка Тараса Бульбы. Это забвение главной заповеди Христа «Не убий».

Ссылка на основную публикацию