Бывшие люди в пьесе Горького «На дне»

Бывшие люди в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М.Горького «На дне» стала знамение времени. Она открыто коснулась тех вопросов, которые давно витали в воздухе. В эпоху социальных и нравственных перемен каждый человек пытался ответить на главный вопрос: куда идти и в каком направлении двигаться? Н а первый взгляд ответ на вопросы найти легко. Вперед, как говорили, в светлое будущее. Но действительно ли оно светлое?

А если да, то достойны ли люди дна хотя бы заглянуть туда? И получается, что с каждым новым шагом возникает новый вопрос, ответ на который не всегда легко дать. Вот перед такими неразрешимыми вопросами вставали не только современники, но и герои пьесы Горького.

Бывшие люди спустились на самое дно жизни, ниже, наверное, уже некуда. И некоторые из них, кто сам, а кто под воздействием сказов Луки, пытаются подняться с этого дна. Каждый из героев в итоге приходит к своему единственному выходу.

Но кто эти «бывшие люди», которых судьба так бессердечно обрекла на донное существование?

Это и творческие люди, и рабочие. Актер является одной из ярких личностей обитателей ночлежки. Как талантливый человек, он играл в «прошлой жизни» разные роли.

Он уверен, что самое важное для артиста не образование, а талант. «А талант – это вера в себя, в свою силу…» — говорит он Сатину. И пройдя через своеобразные круги ада, он словно теряет этот ценный дар.

Актер никак не может вспомнить стихотворение, что хотел продекламировать.

«Пропил я душу, старик… — с горечью говорит он Луку, — я брат погиб … Веры у меня не было… Кончен я…» Идя по сложному, извилистому и тернистому пути Актер потерял самое ценное – веру в себя и свои силы. А когда этой веры нет, руки сами невольно опускаются.

И ты постепенно оказываешься на самом дне жизни. Здесь твое человеческое достоинство окончательно растоптали. И никто из окружающих помочь не хочет, или просто у них нет сил для этого. Горький открывает возможность поверить в себя, вспомнить о своем человеческом достоинстве.

Осуществляется это с помощью образа странника Луки.

Именно он смог зажечь а Актере стремление вернуться к нормальной жизни, возможно, и театральной деятельности. И обещает ему Лука выздоровление в лечебнице, а главное, он указывает путь «бывшему человеку» к новой жизни. Однако вера Актера разбивается о действительность.

И он заканчивает свой жизненный путь самоубийством. Но все же этот поступок человека, который пытался вырваться с бездуховного дна жизни. Смерть Актера стала, можно сказать, необычным возрождением его, осознание им невозможности дальнейшего существования в ночлежке среди «бывших людей».

Влиянию Луки поддается и еще один герой – Васька Пепел.

Можно сказать, что его даже на дне жизнь вполне устраивает. Он ни о чем не сожалеет (как, например, Актер). Наоборот, поведение его больше напоминает поведение хозяина. Он на равных разговаривает с Костылевым, содержателем ночлежки.

К понятиям чести и совести он относится как к обычным вещам: «На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести и ни совести…» Но разговор с лукой заставляет его задуматься, что он всего лишь игрушка в руках Василисы.

«Мужа она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да» — говорит странник Пеплу. Но разговор их обрывается.

И вроде бы налаженная жизненная позиция дает трещинку. Пепел пытается определиться, что является главным для него в жизни. У «бывшего человека» появляется возможность разорвать этот порочный круг.

Но это так же, как и у Актера не получается. Он убивает Костылева, теряет Наташу – дно снова засасывает этого человека. И теперь даже в ночлежке нет ни его комнаты, ни его самого.

Дно – ночлежка – отпустило своего «хозяина».

Но следующим местом обитания станет новое дно – тюрьма. И там исковерканные судьбы «бывших людей» «починке» просто не подлежат. «Бывшие люди» — действительно бывшие. Теперь все они лишь близкие существа, объединенные одним – местом проживания. Ни прошлое, ни настоящее не дает им стимула для дальнейшей жизни. Именно «Бывшие люди» могли стать обитателями ночлежки. Они были…

Но дно, как правило, скрыто не только от посторонних, но и от сочувствующих глаз. «Бывшие люди» остались вне общества, оно вычеркнуло таких людей из своих жизненных судеб.

Сочинение: Бывшие люди в пьесе "На дне" М. Горького, 11 класс

Максим Горький написал свою пьесу “На дне” в девятисотые годы, во времена, когда в России был жесткий экономический кризис. Многие обнищали и скитались по стране.

Люди опустились на самое “дно” жизни и не знали, как оттуда выбраться. Появляются ночлежки, превращенные сообразительными владельцами трущоб в места пребывания. Там собираются “бывшие” люди.

Автор пишет эту пьесу дабы показать совсем иной слой населения.

Действие разворачивается в одном из темных подвалов с обветшалой обстановкой, там не было стульев, вместо них стояли обрубки деревьев, по всем стенам расположились нары, а посередине был грубо сколоченный стол. Здесь у каждого присутствующего своя история, которая и привела его сюда. Кому-то просто негде ночевать, кого-то выгнали из дома, а кто-то безбожно спивался.

И все понимали, что жизнь их уже на дне, и не старались ничего изменить. Однако были здесь и те, кто наделся вырваться в другой мир, но как это сделать, они не знали. Однажды в ночлежке появился странник Лука, мужчина лет шестидесяти. Он старался заставить каждого поверить, что есть надежда на светлое будущее, что еще можно все изменить.

Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. Однако все надежды рушатся, стоит Луке исчезнуть. Герои понимают, что рассказы старика были ложью, для того чтобы поддержать их. Клещу приходится продать инструменты, чтобы похоронить жену, он не знает, как жить дальше.

Сатин, который был противником теории Луки, то есть выступал за “горькую правду”, говорит Актёру, что нет лечебниц, и тот кончает жизнь самоубийством. И выходит, что Лука наоборот подтолкнул всех еще дальше ко дну. Он хотел вроде бы, как лучше, вселял надежду. Однако после крушения надежд, они совсем потеряли веру, поняли, что ничего уже не изменится.

Они снова потерпели поражение в борьбе за новую жизнь.

Горький, подводя итог пьесе говорит о том, что все беды героев от их несвободы. Они сами себя загоняют в рамки, не пытаются ничего изменить, а плывут по течению. Только человек, который свободен, может бороться за лучшую жизнь.

И свобода эта заключается не только в физическом смысле, люди должны разрушить оковы, связывающие их мысли, поверить, что все возможно.

Только по-настоящему свободные люди с силой характера смогут побороть все трудности и добиваться своих целей.

Пример 2

Ночлежный дом — пристанище для людей, жизнь которых пошла под откос. Грязное, неуютное помещение, где нет места мечтам и планам на жизнь.

У обитателей ночлежки всё самое важное в жизни уже произошло, у них нет будущего, они «бывшие люди». У них нет фамилий. У некоторых еще остались имена, у других — только прозвища. Актер: «Без имени — нет человека».

Это ли не показатель абсолютной бесполезности таких людей для общества?

Судьбы одних героев кажутся логичными, других — невероятными. Васька Пепел — вор, сын вора. На мой взгляд, с детства обречен был на подобную жизнь. Актер пропил свой талант. Анна лежит при смерти, считает побои мужа причиной своих несчастий. Муж ее, Клещ, ждет, когда она скончается, чтоб освободиться от бремени и начать работать.

Что ему сейчас мешает — неясно. Удивительной кажется история Барона. Он говорит, что всю жизнь «в башке стоит какой-то туман». Ему кажется, что на протяжении жизни он только переодевался: мундир дворянского института, свадебный фрак. Чему учился не помнит, зачем на скверной женился не знает.

Казенные деньги растратил — переодели в арестантский халат. Глупо прожил жизнь. 24-летняя Настя рассказывает о своей жизни одну и ту же историю в разных вариациях, про трагичную любовь. Никто не верит ей, а ее эта ложь греет. Сатин был рубаха-парень, смешить людей любил. В тюрьму попал за убийство обидчика сестры.

Сейчас он скептик и реалист, главный оппонент случайного странника, попавшего в ночлежку на денек.

Обычные повседневные перепалки перерастают в настоящие философские споры, как только на дно к «бывшим людям» спускается старик Лука. К каждому он относится с уважением, каждого жалеет, пытается утешить и подарить надежду на новую жизнь.

Анну утешает тем, что после смерти она наконец отдохнет. Насте говорит, что любовь была, раз она так верит в это. Актеру рассказывает про клинику, в которой его вылечат от алкоголизма, и он сможет снова раскрыть свой талант.

Ваську склоняет к женитьбе и новой жизни в Сибири, в «золотой стороне».

Сатин пытается спорить, считает, что «горькая правда» лучше «сладкой лжи». Никого не оставляют равнодушными эти разговоры. Актер загорается идеей, бросает пить, метет улицы для заработка.

Васька уговаривает любимую Наташку бежать с ним от злой сестры. Но у «бывших людей» нет будущего. Анна умирает в смятении, силы воли Актера хватает на один день, а Васька совершает убийство. Дно опускается еще ниже.

Лука исчезает, впрочем, как и надежда на лучшее.

305. Бывшие люди в пьесе На дне Горького сочинение Русский язык

Сам замысел о создании произведения относится к 1900 годам. В самом начале у писателя появилась идея о создании 4 пьес, которые, скорее всего можно отнести к драме. Ведь изображение каждой из них включает в себя описание всех слоев общества в том виде, котором они являлись на самом деле.

Читайте также:  Размышление о рассказе Чехова «О любви»

Пьеса начинается с описания беднейшего слоя населения в России. Центральным точкой является конфликт, возникший между людьми которые очутились на самом дне своей жизни и между окружающим их миром.

Как то в одной из редакций было даже указано «На дне жизни», ведь каждому из людей приходится день изо дня оказываться, на дне своих мыслей и начинать разбираться в себе самом.

Исходя из всей пьесы, можно понять, что этот конфликт развивается на протяжении всей пьесы.

Вначале мы видим в одном помещении находятся жители, но неспроста, они постоянно недовольны своей жизнью и собой. Они считают, что ранее их жизнь не была таким существованием, она была гораздо лучше, им было легче жить, но время переменилось, и они стали жить гораздо хуже.

Каждый, кто попал в подобное положение думает, что они оказались там временно, что попали случайно и в этом абсолютно нет их вины, кто-то развелся, кто-то потерял работу, для некоторых это порядке вещей.

  Например Клещ считает что попал в подобное положение исключительно из-за смерти жены, он думает,  что сможет исправить это положение стоит ему только захотеть.

Актер с каждым разом все больше напивается, его единственное утешение это алкоголь и он не видит другого выхода.

Но вот происходит нечто необычное, среди всех этих несчастных людей, появляется некий странник по имени Лука, который является стариком, но, не смотря на это он испытывает большое сострадание к каждому из них и поэтому начинает им помогать, для начала он достает для них одежду.

  Его слова успокаивают полную безнадежности лежащую на смертном одре жену Клеща, Актеру же он открывает занавес жизни и сообщает, что существует лечебница совершенно бесплатная для тех, кто страдает алкоголизмом.

А Пеплу с Наташей он рассказывает о том, что они способны изменить свою жизнь кардинально, они могут уехать в Сибирь, где их жизнь способна измениться вовсе, они начнут все с начала и перестанут нищенствовать.

Однако все же несмотря на большую поддержку и убеждения в то что все будет хорошо, возникает вопрос у самого автора, «Была ли такая необходимость той лжи о которой говори Лука?», ведь именно после того как Лука покидает их и продолжает странствовать, их жизнь меняется в еще более худшую сторону чем было до того как он пообещал что она изменится.

У Клеща умирает жена, ее имущество распродано за долги и он остается абсолютно ни с чем, Васька убивает в драке Костылева, вследствие чего, скорее всего он попадет за решетку. Актер, который так верил в то, что на свете существуют бесплатные больницы для алкоголиков, под постоянными убеждениями Сатиного, оканчивает свою жизнь самоубийством.

Все сочинения

Мир бывших людей в философской драме Максима Горького “На дне”

Самую значительную пьесу Горький назвал лаконично – “На дне”. Она написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на “дно жизни”, с другой – он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти ее решение.

В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный – между хозяевами ночлежки и босяками, другой – философский, затрагивающий основные вопросы бытия,

разворачивается между обитателями ночлежки. Этот конфликт и является основным.

Горьковский мир ночлежки – это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И все равно в этом страшном мире отверженных люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств – открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Таковы три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Мне кажется, что самый мрачный мыслитель в ночлежке – Бубнов и этим он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “Все так: родятся, поживут и умирают.

Чего жалеть?” Мечты для него – стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, “у всех людей души серенькие, все подрумяниться желают”.

Кульминация – это появление Луки. Атмосфера в ночлежке накаляется. Странник Лука – сложный и интересный персонаж.

Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении.

Лука полагает, что правда может быть “обухом” для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: “Для лучшего живет человек”.

Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что “ложь – религия рабов и хозяев.

Одних она поддерживает, другие прикрываются ею”.

Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы “обойти” жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей.

Но косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрение, после чего эти люди уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,… уважать надо!” Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме.

Но он не жалеет об этом: “Человек свободен, он за все платит сам”.

Авторская позиция выражается в том, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них. Позицию автора в пьесе высказывает Сатин: “Все в человеке, все для человека”.

Выход видится не в том, чтобы примирить человека с действительностью, а чтобы заставить эту действительность работать на человека: “Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга”.

И, наконец, “человек – это звучит гордо!”

Урок по пьесе М.Горького "На дне" "Бывшие люди: прошлое и настоящее"

  • Урок-мастерская по пьесе М.Горького «На дне»
  • «Бывшие люди»: прошлое и настоящее
  • Цели:
  • создать условия для осознания учащимися социального и философского аспектов пьесы М.Горького «На дне» для понимания важнейших особенностей горьковской концепции личности;
  • способствовать развитию умения работать коллективно, защищать свою точку зрения.
  • Предварительное задание к уроку:
  1. Подобрать музыкальный отрывок, отражающий впечатление о прочитанной пьесе, прокомментировать его.

  2. Отобрать материал для характеристики образов ночлежников.

  1. Оборудование: листы формата А3, принадлежности для рисования, аппликации, коллажа, магнитофон
  2. …люди эти – неизлечимы.
  3. М.Горький
  4. Индукция 1
  5. Мастера-художники, используя цвета, создают удивительные картины, мастера-композиторы, основываясь на семи нотах, – прекрасные музыкальные композиции, а мастера- писатели – замечательные литературные произведения.
  6. Сегодня у нас встреча с одним из таких произведений.

По мнению самого Горького, «книга – наиболее сложное и великое из всех чудес, сотворенных человечеством». Так ли мы ценим книгу? Умеем ли читать и уважать? Кто-то быстро перелистает страницы – и книга не оставит следа в его жизни, а кто-то навсегда запомнит советы писателя.

  • Сегодня мы попробуем заглянуть в душу писателя, понять его замысел, услышать его и поговорить с ним.
  • – Как вы думаете, что нужно для того, чтобы состоялся хороший урок?
  • Оргмомент
  • Запись даты, темы.
  • – Какие вопросы возникают в связи с темой?
  • (– почему «бывшие люди»?
  • – есть ли у них будущее?
  • – что делает человека человеком?
  • – как жить, чтобы не стать «бывшим человеком»?)
  • – Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
  • (проанализировать характеры героев)
  • Индукция 2

В 900-е годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поиске заработка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тяжелейшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы трущоб нашли способ извлекать прибыль из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные нищие, бродяги, воры.

Написанная в 1902 г пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей.

Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти 20летних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что эти люди – неизлечимы».

Люмпен – деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также человек, принадлежащий к такому слою.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Горький собирался создать «цикл драм» из 4 пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: « Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек 20. Очень любопытно, что выйдет».

Читайте также:  Можно ли оправдать месть?

Через полгода в письме Пятницкому: «Пишу еще одну пьесу: босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».

Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы.

Пьеса взбудоражила своим появлением общество.

Первое представление ее вызвало у зрителей шок: неужели вместо актеров на сцену вышли настоящие ночлежники? На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью.

– А какое впечатление эта пьеса произвела на вас? (подбор музыкального отрывка, комментарий к нему)

– Драма считается самым сложным для восприятия родом искусства. Почему?

Драма (греч. – «действие») – самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию – исключение составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель.

Еще драматург ограничен в объеме произведения (спектакль длится 2-3 часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

– Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу.

Драматург завязывает такой узел, распутывая который, человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев – все они должны быть включены в конфликт.

Пьеса «На дне» многоконфликтная, но ведущими являются конфликты, обозначенные уже в названии.

  1. Самоконструкция
  2. Анализ названия
  3. Горький хотел озаглавить пьесу «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  4. – Почему выбрал вариант «На дне»?
  5. – Подбор ассоциаций к слову «дно» в разных смыслах (дно жизни и дно души)

– Мнение литературоведа Л.А.Смирновой: сочетание «на дне» рождает чувство перспективы, оттеняет не конкретное «где» и «как», а емкое, сложное «что». Что происходит «на дне»? На дне чего – только ли жизни?

Мы часто встречаемся со словами, имеющими двойной смысл. Дно – одно из таких слов. Именно его мы видим в названии пьесы М. Горького «На дне». Быть может, писатель хотел показать жизнь людей, опустившихся до нищеты?..

– Как можно представить себе человека, попавшего на дно?

Наверное, это нищий, человек без семьи, без работы, без дома и всяческих других материальных благ, скажете вы. Но так ли это? Если представить себе сословную лестницу, включающую абсолютно все группы и слои населения, то, пожалуй, как раз эти нищие люди и окажутся на самой последней ступеньке. Но дно – это то, что ниже всяких ступенек сословной лестницы. Значит, нищие ещё не на дне жизни.

Выходит, человек, потерявший материальные блага, опустился ещё не так низко. Так что же такое можно потерять, чтобы упасть на дно?

Всю жизнь мы живём в постоянном страхе что-то потерять. Мы боимся потерять работу, деньги, место в обществе, мы боимся потерять даже такие незначительные вещи, как резинка для волос или ручка, хотя на самом деле человек должен бояться потерять всего четыре вещи.

Самым большим страхом в нашей жизни должен быть страх потерять любовь, веру, надежду и, самое главное, жизнь. Это именно те ценности, которые зародились вместе с человечеством, это истинные ценности жизни.

Значит, чтобы оказаться на дне, нужно потерять либо веру, либо надежду, либо любовь и, как следствие, всю красоту жизни.

Хотел ли Горький показать дно жизни через образы героев пьесы, а именно через образы Васьки Пепла, Клеща, Анны, Насти и Актёра? Наверное, на этот вопрос можно ответить – да, хотел.

– Давайте поближе познакомимся с героями, как их зовут, сколько им лет, чем они занимаются. Чтобы узнать это, заглянем в афишу.

  • Социоконструкция 1
  • Анализ афиши
  • 1 группа.
  • Какие ассоциации возникают у вас с фамилиями, именами, прозвищами?
  • О чем они говорят?
  • 2 группа

Каков возраст ночлежников? О чем это говорит и какие вопросы возникают в связи с этим? Что значит утрата имени ночлежниками?

  1. 3 группа
  2. О чем говорит род занятий действующих лиц и какие вопросы в связи с этим возникают?
  3. 4 группа

Как представлена в первой авторской ремарке окружающая обстановка? Впечатление, производимое обстановкой. Подберите ассоциации к слову «ночлежка».

Социализация 1

Поговорим об именах действующих лиц. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поется: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать». Какие ассоциации возникают с фамилиями, имена, прозвищами.

  • Барон: «Без имени нет человека».
  • Возраст
  • Профессии
  • Место действия

– Давайте присмотримся к героям: кто они, как и чем живут. А тех, о ком мы будем говорить, попробуйте угадать.

Социоконструкция 2

  1. 1. Этот герой:
  2. 1) как утверждают окружающие, “только пьяный и похож на человека”;
  3. 2) “думал, что до самой смерти не отмоет” рук своих;

3) “…задумал укокошить жену… крепко задумал! Но вовремя спохватился…”

  • (Бубнов)
  • Этот герой:
  • 1) нелюбим окружающими за то, что занимался “скрипучей, беспокойной для всех” работой;
  • 2) чрезмерно гордился званием “рабочего человека”;
  • 3) “заездил жену-то до полусмерти”.
  • (Клещ)
  • Этот герой:
  • 1) по замечанию одного из персонажей, “образованный человек, а карту передёрнуть не может” за игорным столом;
  • 2) испытывал неловкость из-за того, что “всю жизнь только” и делал, что “переодевался”;
  • 3) с ностальгией вспоминал о былых временах, когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками.
  • (Барон)
  • Этот герой:
  • 1) отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему “вредно дышать пылью”;
  • 2) с горечью констатировал, что “пропил душу”;
  • 3) страдая тяжёлой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить “ни слова” из некогда любимого стихотворения.
  • (Актёр)
  • Этот герой:

1) заявлял, что ему “надоели… все человеческие слова”, так как “каждое из них слышал” он, “наверное, тысячу раз”;

2) был не в силах простить окружающим того, что его “однажды обидели и — на всю жизнь сразу”; “презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми”;

3) на улице зачастую удостаивался резких и презрительных замечаний со стороны прохожих: “Мерзавец! Шарлатан!”; объективно и беспощадно оценивал себя сам: “Я — арестант, убийца, шулер…”

  1. (Сатин)
  2. Эта героиня:
  3. 1) имела “мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету”;
  4. 2) не собиралась выходить замуж даже за “принца американского”, довольствуясь положением “свободной женщины”;
  5. 3) в день, когда “издох” “муженёк”, была вне себя от радости, не веря своему счастью.
  6. (Квашня)
  7. Этот герой:
  8. 1) похвалялся, что его, как и всех ярославских, “голыми руками не возьмёшь”;
  9. 2) готов был принять смерть от руки своей возлюбленной у всех на глазах;

3) “сызмальства” прозывался “вор… воров сын”.

( Васька Пепел)

Этой героине:

  1. Лука напоминал отца;

  2. ее «горничная… видно, гулять ушла»

  3. жена Клеща

(Анна)

Эта героиня:

  1. появляется с книгой «Роковая любовь»;

  2. говорит, что только она может понимать «настоящую» любовь.

  3. потеряв моральный облик, плачет о прошлом, в котором была настоящая любовь.

( Настя)

Работа в группах над образами ночлежников. Заполнение таблицы.

Герой: _____________________

Кем был в прошлом

  • Как попал на «дно»
  • О чем мечтает
  • Как относится
  • к своему положению
  • Афоризмы
  • Социализация 2
  • Представление характеристик героев
  • Разрыв 1
  • – Что объединяет всех ночлежников?
  • (– почему «бывшие люди»; – есть ли будущее?)

Всех персонажей «дна» можно разделить на три группы. Как вы думаете, какие?

  1. Я задам вам вопросы-подсказки:
  2. – назовите персонажей, которые до последних страниц ищут выход (ищущие)
  3. – какой персонаж говорит речи, психологически влияющие на обитателей «дна»?
  4. – можем сказать обо всех остальных – отчаявшиеся.
  5. Творческая работа
  6. Я предлагаю вам изобразить то, что отражает сущность каждой группы персонажей.
  7. Есть ли у героев будущее? ( работа над рисунками, коллажем, аппликацией)
  8. Социализация – защита проектов.
  9. – Почему герои пьесы не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?
  10. – Почему ночлежникам сам Горький поставил диагноз – «неизлечимы»?
  11. Разрыв 2

– У вас на столах лежат предметы. Попробуйте соотнести их с образами героев и с философской проблематикой пьесы, определите их символическое значение. (монеты, яблоки, свечи)

Со времени первой постановки на мхатовской сцене горьковского шедевра прошло уже более века, а людям так и не удалось избавиться от пресловутого «дна». Дно оказалось вечным. Оно будет до тех пор, пока существует человечество, потому что оно его порождение.

Дно – это не только убогий подвал, населенный отбросами общества без определенного места жительства: бывшими баронами, актерами, ремесленниками и проститутками.

Дно – это место, где человек оказывается один на один с самим собой, где смысл жизни наконец-то становится достижимым, но, увы, последним открытием, которое делает каждый из обитателей мистической ночлежки.

  • На дом
  • Мини-сочинение на одну из предложенных тем:
  • Чью судьбу вы бы хотели изменить и почему?
  • Что делает человека человеком?
  • Что помогает и что мешает жить?
  • Какие проблемы пьесы актуальны и в наше время и почему?

Чему научила меня пьеса М. Горького «На дне»?

  1. Позиция какого героя мне близка и почему?
  2. Из каких составляющих складывается авторская позиция в пьесе?
  3. Рефлексия
  4. Возвращение к карточкам рефлексии и их заполнение
  5. Лист рефлексии

Что нужно, чтобы урок

  • получился удачным?
  • Что, по-вашему,
  • не удалось, почему?
  • Оцените свою работу
  • на уроке:
  • генератор идей
  • активный участник
  • слушатель

Сочинение о характерах и судьбах людей из пьесы Максима Горького "На дне"

Время на чтение: 11 минут

Читайте также:  Сенека - о самоубийстве: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Характеристика Бубнова

Бубнов — один из жителей ночлежки, это мужчина 45 лет. В прошлом он был мастер по изготовлению меховых и кожаных изделий, имел свое предприятие. У него была жена, которая изменила ему с его подмастерьем. За это Бубнов разозлился на неё, стал избивать и даже намеревался убить. Но в конце он просто бросил своё дело и остался в нищете.

Теперь Бубнов изготавливает картузы и шапки. Но ему не хватает денег, чтобы заплатить за ночлежку. Хозяйка не прогоняет его, так как она не проявляет жестокости. Но сам себя этот мужчина считает ленивым человеком и пьяницей. А также он говорит, что не умеет врать. Другие обитатели ночлежки уважают его только в пьяном виде. Они утверждают, что только так он напоминает человека.

Описание Луки

Лука — это ещё один ночлежник. Он оказался в обители не случайно, ведь каждый персонаж тянулся к нему, так как старик умел утешать и проявлял понимание. Он всегда путешествует с палкой в руках, котелком и чайником. В ночлежку его привела Наташа, многим он напомнил отцов и дедушек.

Этот человек отличался незаурядными чертами характера:

  • проницательностью;
  • добротой;
  • жалостливостью;
  • любопытством.

Скорее всего, Лука был беглым каторжником из Сибири, бывшим преступником. Нищая жизнь на дне была ему привычной, но для каждого он находил ласковое слово. Он не говорил окружающим жестокую правду, вместо этого пытался их утешить и подарить надежду на лучшее будущее. Старик пытался заставить других обитателей ночлежки избавиться от всех пороков.

Судьба Сатина

У каждого из героев пьесы «На дне» путь на дно был своим. Сатин — один из центральных персонажей произведения. Этого мужчину звали Константин, ему было около сорока лет. Он карточный шулер, бездомный пьяница, мошенник. Все выигранные деньги он пропивает, хотя на самом деле это образованный и начитанный человек.

Другие считают его приятной и рассудительной личностью. Хотя он довольно скрытен, не любит о себе много рассказывать. Он всю жизнь оставался честным, каков был и сейчас. Сатин презирает ложь, а себя считает уже мертвым. Но сам жить честно не собирается. Ему противна мысль об обычной работе, ему нравится быть шарлатаном и пропивать все свои деньги.

Сатин думает, что человек должен работать только себе в удовольствие. В противном случае любой труд превращается в рабство.

Однажды он по неосторожности убил обидчика. За это преступление он 5 лет просидел в тюрьме. Там и научился играть в карты, а после освобождения не смог восстановить прежнюю жизнь.

Андрей Клещ

Андрей вместе с женой Анной уже давно живёт в ночлежке. Ему 40 лет, а раньше он работал слесарем. Его супруга больна чахоткой, но Клещ не делает ей никаких поблажек. Он обращается с ней грубо, хотя она терпит побои и ругательства с его стороны в течение всего их брака. Сама женщина называет мужа причиной своей болезни.

Мнение обитателей об этом человеке отрицательное, так как его черты характера не вызывают расположения:

  • злость;
  • гордость;
  • вспыльчивость.

Клещ пытался выбраться из нищеты, но у него ничего не получалось. В конце произведения его супруга умерла от чахотки. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы оплатить ее похороны.

Постепенно он свыкся с жителями ночлежки. Ведь дальнейшая его судьба будет связана с ними.

Васька Пепел

Ещё один герой пьесы — это Васька Пепел. Молодой человек 28 лет давно занимается воровством. Свою деятельность он перенял от отца, который всю жизнь сидел в тюрьме. Клеймо вора, лежащее на всей его семье, подтолкнуло его к преступлениям, когда он был еще маленький.

Последние годы своей жизни Васька ворует по наводке Костылевых и продаёт им же краденые вещи. При этом его покрывает полицейский Медведев, дядя Василисы. Уже дважды молодой человек сидел в тюрьме, так как на него донесли в полицию. А в последнее время Пепел стал любовником хозяйки ночлежки, Василиса Карповны Костылевой.

Но в конце концов пара рассталась, женщина попросила любовника помочь ей избавиться от мужа. Взамен она пообещала дать ему в жёны свою сестру Наташу. Благодаря связи с Костылевыми у Васьки есть определенные преимущества:

  • отдельная комната;
  • возможность читать и писать.,
  • связь с полицией.

Ваську ожидал трагический конец. Он убил Костылева за то, что тот издевался над Наташей. Пепел выставил и Василису виноватой. За преступление ему пришлось сесть в тюрьму.

Пьяница актер

Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах.

Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.

Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.

Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.

Актёр верит ему и впоследствии действительно бросает пить. Он копит деньги для поездки в эту лечебницу, хотя другие его и отговаривают. Но после исчезновения Луки из ночлежки актёр кончает жизнь самоубийством.

Торговка Квашня

Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.

Хотя в конце концов она всё же вышла замуж за полицейского и сама начала его колотить. Медведев с горя запил, что очень не понравилось его жене. Остальные жители ночлежки считали, что женщина слишком строга со своим новым мужем. Ее нельзя называть умной, хотя она и не проявляет безразличия. Квашня заботится о больных, но в первую очередь думает о себе.

Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.

Проблемы Наташи

У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная.

Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои.

Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.

Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью.

За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом.

Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.

Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.

Трагедия Насти

Есть в обители и еще одна молодая девушка — Настя. Ей 24 года, а себе на жизнь она зарабатывает неприличной работой — торгует своим телом. В обители у неё есть любовник — Барон, обедневший дворянин. Он считает Настю наивной, доброй, но довольно глупой девушкой.

Она любит читать любовные романы, у неё есть потрёпанная книжка под названием «Роковая любовь». Это мечтательная фантазёрка. Она сочинила историю, согласно которой на ней должен был жениться один молодой человек.

Но родители запретили ему, поэтому она оказалась в одиночестве в ночлежке. Этот рассказ заставлял её плакать, хотя все знали, что он выдуманный. Настя сама искренне верит в этот бред, но иногда путается в деталях.

Один Лука поддерживает девушку и говорит, что она имеет право на любые мечты. Ведь каждый человек в этой жизни способен фантазировать о своей судьбе. Настя считает себя несчастной, она хочет выбраться из ночлежки и покончить со своим образом жизни. Ей противна и работа, и окружающие люди. Она надеется когда-нибудь снять себе другую квартиру.

В пьесе Горького раскрыта тема разных человеческих судеб. У каждого из них жизнь сложилась по-разному, но привела их в одно место. И в этой обители они пытаются ужиться, построить хоть какое-нибудь будущее.

Ссылка на основную публикацию