Бунтующее сердце в романе «Отцы и дети» (И. Тургенев)

Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 г. И с тех самых времен он продолжает восхищать читателей всех возрастов своими художественными достоинствами.

Продолжают волновать сердца и умы людей и те вопросы политического и философского характера, которые великий русский писатель осветил в произведении. Главный его герой – Базаров – является нигилистом.

Появление этой группы людей в русском обществе тогда являлось своеобразным знамением времени.

Кто такой Базаров

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров – это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением.

Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», – 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей.

Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его – тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания.

Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие.

Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука – все это отторгает.

  Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой (Пушкин А. С.)

Вариант 4

Написание произведения пришлось на период в России крестьянской реформы, когда общество раскололось на несколько слоев, демократов, жаждущих изменений в стране и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками.

Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков.

Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и сообразительным молодым человеком, увлекающимся естественными науками. Он провел детство в деревенском поместье родителей и завоевал, благодаря своей скромности, уважение простых крестьян.

В настоящий момент Базаров заканчивает университет, собираясь свою жизнь посвятить медицине. Евгений без устали занимается, прочитывая гору литературы, проводит эксперименты, поскольку считает основой работы доктора – познание окружающего через опыт.

Все, что касается проявления различных чувств (любовь, прощение, привязанность, терпение), не имеет для Базарова никакого смысла. Человеческие чувства он считает пережитками устаревшего прошлого. Принятые в обществе ценности, нормы не признаются Базаровым, его нигилистическое мировоззрение – отвергать и отрицать все условности.

Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда.

Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству.

Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.

В гостях у семейства Кирсановых Базаров встречается с молодой девушкой Анной Одинцовой и внезапно понимает, что, несмотря на все свои взгляды, влюбился. Евгений начинает испытывать настоящее всепоглощающее чувство и трепещет от нахлынувших эмоций. Однако это чувство остается неразделенным и Базаров вынужден покинуть любимую женщину.

Вскоре он смертельно заболевает и, как профессиональный врач, осознает, что смерть от заражения крови близка. Умирает Базаров в полном одиночестве, переживая за своих престарелых родителей. Именно приближающаяся кончина заставляет Базарова задуматься в правильности и несовершенстве теории нигилизма.

Изображая главного героя, писатель явно дает понять, что Базарову нет места в российской действительности, где он бы мог быть счастливым и обрести долгожданный покой.

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким.

Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения.

Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

Так ли нигилистические взгляды правильны

В сочинении об «Образе Базарова. Бунтующее сердце» нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего — это не есть хорошо. Почему?

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом.

Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся.

Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце.

Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

Сочинение на тему “Бунтующее сердце” – (образ Евгения Базарова)”

Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец.

Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода.

Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.

Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова.

Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.

Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши – нигилист. Что же это значит? «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей.

Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.

Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.

На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.

Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.

Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам.

Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя.

Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

  Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Алексина

Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна.

Он задыхался; все тело его видимо трепетало.

Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому.

«Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме.

Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

Противоборство

С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения.

Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях.

Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.

«Бунтующее сердце. Образ Базарова»: план сочинения

План работы учащегося может быть примерно таким:

  1. Описание внешности Базарова.
  2. Его поступки и высказывания.
  3. Что чувствует главный герой.
  4. Его отношение к окружающим.
  5. Встреча с Одинцовой.
  6. Как заканчивается его жизнь.
  7. Мое впечатление о Базарове.

Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

Популярные сочинения

  • Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве Автор во вступительной части произведения хотел показать самые важные события, происходившие в его стране. В следующей части произведения автор показывает свое отношение к сбору Игоря в поход
  • Сочинение Человек (рассуждение) Человек – разумное существо. Человеку дан разум и мышление, множество чувств и эмоций. Важно уметь ими пользоваться, ведь некоторые могут приносить сильную душевную боль.
  • Сочинение Всегда ли неопытность ведет к беде? (11 класс) Многие люди рано или поздно задавались таким вопросом: «Всегда ли неопытность ведёт к беде?» Это интересный вопрос, но чтобы на него ответить, необходимо подумать, что значит «неопытный» человек.

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти.

Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека.

Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе.

Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт.

Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Сочинение Характеристика и образ Базарова

Иван Сергеевич Тургенев – настоящий классик отечественной литературы, написавший огромное количество всеразличных повестей и романов, затрагивающих как экономические, социально-политические проблемы, так и вопросы человеческой души. Трудом всей жизни Тургенева стал роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений отражает новый, только зарождающийся в Российской Империи тип людей – нигилистов.

Базаров – это молодой студент естественнонаучного факультета, нигилист (человек, не признающий авторитетов).

Он имеет очень твердые принципы и убеждения, которые раскрываются перед читателем на протяжении всего романа, так, например, Базаров отрицает искусство, отрицает любование природу, называя природу не храмом, а мастерской, в которой человек должен работать, отрицает любовь и аристократические манеры общения в светском обществе.

В произведении встречается целый ряд антиподов главного персонажа, в их число входит все семейство Кирсановых. Посредством открытой дискуссии Петра Петровича Кирсанова и Базарова, главный герой раскрывается более детально, так, например, читатель узнает о некоторых качествах натуры Евгения.

Такой прием называется противопоставлением. Также интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа (жена Кирсанова).

Но после разговора с крестьянином, читатель видит с каким непониманием простой человек смотрит на Базарова, таким образом, Тургенев показывает, как далеки были от народа не только либералы, коим ярким и явным представителем является Павел Петрович Кирсанов, но и нигилисты, большая часть которых являлась революционер-демократами, представителем которых, в свою очередь, был Базаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Базарова – это ни что иное, как отражения видения Тургеневым революционеров-демократов. Однако не стоит думать, что все было именно так, как описал Тургенев, хотя бы потому, что существует роман Чернышевского «Что делать?», в котором последний описывает нигилистов совсем-совсем по-иному.

«Бунтующее сердце» Базарова

Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой.

Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной.

Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью – патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?   

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных в  своем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги…

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, – тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы.

А какое самомнение «Волосатый» – так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа.

Наши симпатии на стороне Базарова  человека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так  ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения.

.. Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор.

Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил».

Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность.

Читайте также:  Краткое содержание сказки В. Каверина «Песочные часы»

Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире.

Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек – это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»…

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), – тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского.

За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60–8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу.

Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..

» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

“Бунтующее сердце”- по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Июл

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”главным героем выступает представитель тех “новых людей”, русских “Инсаровых”, о которых писал Добролюбов в своей статье со столь многозначительным названием “Когда же придет настоящий день?”.

С конца 50-х годов эти люди входили в русскую общественную жизнь. Тургенев писал: “В основу главного героя Базарова легла поразившая меня личность молодого провинциального врача.

В нем воплотилось то начало, которое потом получило название нигилизма”.

Главный герой Тургенева был выхвачен из самой жизни. Идейную направленность можно определить словами автора: “Это — торжество демократизма над аристократией”.

Образ нигилиста, бунтаря, разночинца — это образ Базарова, который прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь.

В его внешности наглядно отражен его характер: твердый, непокорный. Лицо Базарова — длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета — оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Базаров — человек из народа. Его дед “землю пахал”, и он гордится этим. К нему тянутся простые люди, которые чувствуют, что он “свой брат, не барин”, Базаров противопоставлен аристократам Кирсановым, прежде всего по своему социальному положению.

И в том, что благодаря упорному труду он “вышел в люди”, — подтверждение его силы, жизнеспособности. Он окончил университет, ни “копейки липшей”не взял у родителей. Знания его очень обширны не только в области естественных наук, но и в философии, социологии.

Разночинцы — демократы 60-х годов — стремились к получению этих знаний, потому что смысл жизни видели в широкой общественной деятельности. Таковы герои Чернышевского и Некрасова.

Базаров показан как сторонник полного и беспощадного отрицания. Он молод, горяч, жаждет больших дел. И это была та же черта людей писаревского поколения. Герой отрицает самодержавие, крепостное право, религию — все, что порождено состоянием общества, нищетой, бесправием.

Центральные эпизоды — полемика Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в политических, общественных вопросах. Тургеневский герой ненавидит барство, отрицает прогрессивную роль дворянства как класса, и главным образом потому, что праздная жизнь его веками создавалась трудом крепостных.

Это самый сильный аргумент Базарова в споре с дворянами. Этот спор не случайный, его породила сама история. На смену дворянству шла разночинная интеллигентская часть общества, шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. Важнейшими чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.

Он отрицает религию, потому что видит в ней способ закрепощения и угнетения народных масс. Характерной чертой взглядов людей той эпохи был экстремизм.

Базаров — экстремист в своих суждениях о значении духовной культуры в жизни человека. Для него не существует то, что не несет конкретного, материального начала, и герой впадает в нелепую крайность, отрицая искусство, красоту природы, человеческие чувства.

Любовь — это то, чем Тургенев проверял многих своих героев, это пробный булыжник. Базаров и в этом месте оказался искренним и глубоким, как во всем, что он делал в жизни.

Когда пришла к нему “сильная и тяжелая”страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, он оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим “спокойствием”! Писатель заставил пережить его то, что сам Базаров отвергал. Жизнь оказалась сложнее всех программ и теорий.

Несмотря на свою силу, волю и крепость, герой Тургенева бесконечно одинок. Его не понимает любимая леди, кругом него нет единомышленников. Трагическое одиночество Базарова проявляется во взаимоотношениях с народом.

Умевший изрекать с мужиками Базаров, самоуверенный Базаров и не подозревал, что был в их глазах все-таки чем-то как бы “шута горохового:”. Тургенев показывает, какая глубокая пропасть отделяет Базарова от народа, подчеркивая одиночество, преждевременность появления в РФ таких людей, их обреченность.

Писатель завершает свой роман смертью героя. Это делает образ Базарова воистину трагическим. Создается ощущение, что совместно с героем умерли и те идеи, которым он хотел посвятить жизнь. Но сила художнического таланта оказалась выше авторской поэзии, что понял Писарев и люди его поколения, полюбившие Базарова за его “бунтующее сердце”.

PJ

«Бунтующее сердце» (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров – это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением.

Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», – 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей.

Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его – тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания.

Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие.

Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука – все это отторгает.

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким.

Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения.

Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова

В 50 – 60 годы в России появляются, так называемые, разночинцы. Это образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь.

Они категорически не принимали дворянство и аристократизм. После чего в 1860 году у И.С.

Тургенева появляется замысел романа «Отцы и дети», главным героем которого становится молодой человек по имени Евгений Базаров – юный нигилист, не признающий авторитетов.

Евгений, действительно, был тем человеком, который выделяется из общей серой массы. Его незаурядная внешность отличала его от всех остальных. «Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» выглядел внушительно, но в то же время отталкивал.

Родившись в семье бедного уездного лекаря, Базаров привык самостоятельности и труду. Он «отроду лишней копейки не взял» у своих родителей, которые сразу поняли, что их сын не такой и дали ему полную свободу. Его привязанность и интерес к делу поражали.

Читайте также:  Стихи про поезд: читать красивые стихотворения поэтов классиков

Ни минуты он не терял зря, проводя время за поисками различных видов растений и насекомых, занимаясь различного рода исследованиями и практикой.

Но всё это лишь внешние факторы, которые играют не самую важную роль в создании образа Евгения Базарова. Наш герой – нигилист, то есть «человек, который ничего не признает», а если быть точным, то «человек, который ко всему относится с критической точки зрения».

Его манера общения и манера поведения может сразу показаться несколько странной читателю. Ведь изначально нельзя понять, почему при знакомстве с Николаем Петровичем Базаров не сразу подает ему руку, почему медлит. Но разгадка кроется на поверхности.

Возможно, с Евгением случалось и такое, что на протянутую руку человек просто не реагировал, что является знаком неуважения. Этот случай характеризует Евгения, как человека скрытного, замкнутого.

Но по приезду в Марьино в поместье семьи Кирсановых нам представляется совсем другой Евгений Базаров.

К старшим представителям семьи Кирсановых он относился с некой иронией. А вот с прислугой и Фенечкой он очень хорошо сладил. Внешняя холодность и безразличие скрывала под собой мягкость и доброту. Он был свой среди обычных дворовых людей, он не отличался от них и общался на равных.

Его взгляды на жизнь, да и на мир в целом были непоколебимы и четко обозначены им самим с самого начала произведения.

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

Принципиальная неприязнь к аристократии и всему, что с ней, так или иначе связано, всплывало наружу. С первый дней прибывания в поместье у нашего героя завязывается некое противостояние с дядей Аркадия – Павлом Петровичем.

Будучи аристократом и приверженцем старых взглядов и устоев, Павел Кирсанов категорически не хотел понимать и вникать в суть нигилизма. А Базаров в свою очередь не желал ему ничего доказывать. Но эта борьба переросла у них в нечто большее. И это «нечто большее» называется ненавистью.

Между ними происходило несколько дуэлей, но все это словесные распри, настоящая дуэль произошла позже. Причина этой дуэли – внезапный порыв чувств, который захлестнул Евгения, в этом порыве он поцеловал Фенечку. Свидетелем именно этого события стал Павел Кирсанов, это же событие и стало началом нового конфликта.

Отношение к дуэли у Евгения было двустороннее: «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое».

Но чуть позже Базаров характеризует их с Павлом договоренность так: «фу ты, черт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали !» Возможно, Базаров считал дуэль издержкой прошлого, с нотками некого романтизма, что в его понимании было неприемлемо, но все же он соглашается.

Дуэль вносит ясность в отношения между мужчинами и является жирной точкой в их конфликте. Но изначально ни тот ни другой не правы. Имея поверхностные знания, судить о чем либо невозможно.

Но полная картина внутреннего мира Евгения Базарова открывается нам лишь тогда, когда он влюбляется в Анну Одинцову. Это чувство не знакомо и чуждо Базарову. Мало того, он еще недавно отвергал его и считал «белибердой». Незнакомые ощущения загоняют нашего героя в тупик, первое время он просто скрывает ото всех и от себя, в том числе, то, что творится у него на душе.

НО для самой Одинцовой Базаров был лишь человеком, которое внес разнообразие в ее скучную размеренную жизнь, человеком, чьи взгляды ее забавляли.

Она сама выводила его на откровенный разговор и получила признание, которое так тяжело далось Базарову: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» Ответ ее удивил не только Евгения, но и многих читателей : «Вы меня не поняли…».

Она испугалась, испугалась той страсти, которая горела в глазах Базарова, напора, боялась перемены в своей размеренной жизни.

И к сожалению наш герой не состоялся в любви. Но он до смерти хранил память о ней, думал о той, которая помогла почувствовать, что же все таки такое любовь. Возможно он бы еще долго жил и снова смог бы полюбить, но глупая, нелепая случайность оборвала его жизнь так рано.

Этот удивительный человек – Евгений Базаров. Человек с бунтующим сердцем. Разносторонний, удивительно умный и трудолюбивый. Он умер слишком рано, так и не осуществив свое призвание. Его сгубило то чувство, которое он так долго отвергал, но он умер как достойно, его смерть не может вызывать жалость, напротив, она вызывает уважение. И бунтующие сердце всегда будет биться в такт с нашими.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся.

Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце.

Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

Сравнение Базарова и Кирсанова

В сочинении «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов — это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами.

Кирсанов — аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания.

Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Противоборство

С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения.

Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях.

Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.

  Первая мировая война, ее влияние на зарубежную литературу

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти.

Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека.

Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе.

Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт.

Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Личностный конфликт Базарова

Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении «Образ Базарова. Бунтующее сердце» следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.

Ведь именно встреча с Анной Одинцовой послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой.

Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали.

Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

Ссылка на основную публикацию