Ася горская стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта ася горская – поэзия

Ася

Елена Радченко

 — окончила Московский институт культуры и Литературный институт им. Горького. Журналист, драматург. Публиковалась в журналах “Театральная жизнь”, “Уральская новь”, “Урал”.

— Скажите, кто-нить знает что-нибудь про Асю Горскую, инфа позарез нужна!

— Это писательница, что ли, такая?

— Ха-ха, Ася Горская — это бабушка жены моего друга.

— А что-нить поподробнее есть?

Из переписки в интернете

…Один композитор выдвинул условие, которое она не смогла выполнить в силу своего щедрого и нерасчетливого дара: отдавать все тексты только ему.

Ася Горская могла “отдать” стихи любому — знаменитому и неизвестному — композитору, просто продиктовав их по телефону. Так случалось не раз. На ее стихи написано две сотни песен. А на один из текстов музыку написали… семь композиторов.

Кто из них выиграл это творческое соревнование? Наверное, на этот вопрос она бы не захотела отвечать.

Надо заметить, что часто стихи уходили… в народ, появлялись в других текстах в виде эпиграфов без подписи, а иногда и — за чужой подписью.

Ну, правильно — в народ! А куда еще можно “отдать” стихи?

В тот момент, когда в интернете запрашивалась информация об Асе Горской, ее уже не было на свете.

Она прожила свою взрослую жизнь в каком-то неопределенном статусе.

Например, однажды выступила в очень странной роли: стала составителем хрестоматии по “литературе родного края”, то есть решала — кто и какой след оставил, какие строчки достойны, а какие — нет.

При этом она работала учителем географии… Правда, кто-то из ее учеников сказал, что Ася Борисовна преподавала “возвышенную” географию.

Официально признано, что в 15-й школе она создала “единственный на Южном Урале музей литературы”. Называется он “Кораблик”. На протяжении двадцати лет этот музей был живым — сюда приходили писатели и поэты, встречались с детьми.

Дети тоже писали стихи. Обо всем этом рассказывают огромные альбомы — “судовые журналы”. Всего три года прошло со дня смерти Аси, а посетители музея теперь могут узнать, что основан он был “любителем литературы и поэзии”.

Ну, да, конечно, она любила.

Выпустила восемнадцать книг, но в Союз писателей не вступила. Ее сестра, учительница литературы Майя Борисовна Дудко, рассказала мне о том, как уговаривала Асю вступить в этот союз.

Я живо представила себе картинку: две немолодые дамы стоят перед парадным крыльцом местного отделения. Все-таки решаются войти. Оставляют стихи и уходят.

И дальше Майя Борисовна рассказывает невнятно, мол, что-то им там такое сказали: ну, зачем вам это надо, что ли? Майя Борисовна, сама себя перебивая, восклицает: “Лена, ей это было не нужно!”

И самое главное: сорок пять лет проработав в школе, она осталась Асей Горской. Легкое, детское-девичье имя заставляет вспомнить одновременно тургеневскую Асю и Анну Горенко, будущую Ахматову… А еще — Ассоль Александра Грина. Тут кстати вспомнить строчки одного из ее стихотворений:

Ведь в каждой женщине живет

Та девочка по имени Ассоль.

Сама Ася на вопрос об имени ответила в своих стихах:

…А имя мое с арабского

Означает — восток.

Не барское и не рабское.

Восток — это где восход,

Восход — это рассвет.

_______________Свет…

Это строки из книги “Формула цветка”, изданной в Челябинске в 2002 году. Книги ее продолжают выходить и после смерти автора: “Вы растете” (2004), “Приключения нового Робина-Бобина” (2005), “Шарики-Фонарики” (2006). Еще семь книг остаются неизданными.

В декабре 2005 года Международное общество пушкинистов в Нью-Йорке объявило ее одним из лауреатов 15-го международного поэтического конкурса “Пушкинская лира” за книгу стихов “Это — Пушкин”.

Книгу послала на конкурс Майя Борисовна. Так же было и с первой опубликованной повестью Аси Горской “Инка + Дик = ?”: рукопись для участия в закрытом областном писательском конкурсе подал муж автора.

Тогда, в 1978 году, рукопись заняла первое место и в 1982-м вышла из печати. Татьяна Лебедева, первый редактор Аси Горской, сохранила верность ей на многие годы, выступив редактором и других книг.

Верен Асе Борисовне и Сергей Логинов — один из первых ее учеников из поселка Октябрьский. После окончания естественно-географического факультета пединститута Ася Борисовна вместе с мужем, тоже учителем, девять лет проработала в школе Октябрьского. В ученики к ней Сережа попал только в пятом классе. И проучился всего два года. Но эту встречу Сергей считает одной из главных в своей жизни.

Как он быстро подходит, срок —

Первый твой и последний урок!

Если б снова все начинать,

Я бы в школу пришла опять.

В ту же самую восьмилетку,

Школу сельскую возле Еткуля.

Как глазасты, как голенасты

Там ребята из трех деревень!

Так и сыплется: — Здрасьте!..

Здрасьте!

— Утро доброе!..

— Добрый день!..

Я узнала бы классы эти

Через длинный-короткий срок.

И сказала бы: — Здравствуйте, дети,

Начинаем первый урок.

(Из книги “Открытый урок”)

Когда Горские переехали в Челябинск, Сергей Логинов навещал их каждый год. Однажды, когда он долго не появлялся, Ася Борисовна забеспокоилась: “Где же Сережа? Наверное, что-то случилось…” Сережа тогда попал в аварию на мотоцикле. Сейчас, когда Аси Борисовны не стало, он продолжает дружить с ее родными.

Все мы, дети и взрослые, делимся на тех, кому в жизни повезло и он встретил хотя бы одного настоящего учителя, и тех, кто этого счастья был лишен. Это — как сиротство, десять лет школьной жизни без человеческого тепла. Но… Настоящий учитель — дар редкий.

Ася Горская написала много стихов, посвященных школе и учителям.

Она восхищается Анфисой Павловной из Карталов, стойкой и доброй женщиной, которой от бога дано терпение “учить детей уму и стойким принципам”, хотя ее труд “едва ли эталон для министерства просвещения”.

И в стихотворении “Серенькая”, вспоминая себя ученицей, дает отповедь “учительнице яркой”, “красивые уроки” которой перестали волновать класс, потому что она — лживый, неискренний человек, обидевший их одноклассницу.

В ее стихах находится место и “школьной бабке” Петровне. Много лет она давала звонок, знала всех учеников и вершила справедливость. Когда надо — шлепнет непослушного, когда никто не видит — перекрестит.

Петровна напомнила мне Анфису, старую няню из пьесы Чехова “Три сестры”, которую новая хозяйка дома Наташа выгоняет, потому что старуха больше не может приносить пользы. Так и Петровну хотят “заменить” электронным звонком.

Ася Горская, как и чеховские три сестры, вступается за Петровну:

Не спешите, директор,

Пускай подождет

Электроника.

Доброта

В нашей жизни —

Главный урок.

Стихотворение “Петровна” вошло в книгу “Открытый урок”, изданную в 1991 году. Тогда она была воспринята многими как педагогическое откровение. Описанные в ней ситуации легли в основу конкурса “Учитель года”, проведенного в 1997 году.

Возникает вопрос: продолжает ли жить сейчас мир ее книжки, выпущенной пятнадцать лет назад? Ведь именно в этот период мы успели поменять все плюсы на минусы и наоборот…

Да, в этих стихах, отразивших переживания неравнодушного человека 1950—1990-х годов, много бытовой архаики. Сейчас так “не носят”. И очень часто — не думают так и не чувствуют. Но честность и искренность, с которой воплощен в ее строках человек своего времени, создали некий нерастворимый осадок — то, что в духовном опыте людей должно остаться.

Много стихов Ася Горская посвятила землякам — своему первому учителю стихосложения Лидии Преображенской, автору бессмертного “Базара” Николаю Кузнецову, а еще — Сергею Борисову, Александру Куницыну, Илье Банникову…

Это не просто стихи-посвящения, они отражают ту суть, которую видела в этих людях Ася. И творила — пристрастное, трепетное литературное краеведение.

Для девиза своего “Кораблика” она взяла стихи Александра Куницына:

Немыслим Урал без поэтов,

Без их самоцветной строки.

Александр Куницын был частым гостем в доме Аси Горской. Она с удовольствием посвящала ему, этому “детскому человеку”, свои озорные, оптимистичные стихи. Но среди них есть одно — очень горькое, прозрачное и… неопубликованное:

Неуютно в городе поэту

От непониманья и обид.

В сумраке неонового света

То бросает в жар, а то знобит.

Хочется напиться,

Чтоб забыться,

А порой и в омут головой,

Коль душа к душе не достучится…

Слышишь,

город, я — в тебе, живой!

И замкнется круг,

давно порочный.

Хочешь — плачь,

а хочешь — суд верши.

Город, город,

серый, шлакоблочный,

Без поэта — нет в тебе души.

Стихотворение заставляет вспомнить Веничку из поэмы “Москва—Петушки”, да и самого автора — Венедикта Ерофеева. С ними, литературным героем и породившим его автором, рифмуется теперь для меня имя Александра Куницына.

Ася Горская рождала нестандартные идеи. Например, придумала и организовала конкурс детского творчества “Ищет Пушкина планета”. Эта строчка из ее стихотворения — дерзкая, как каприз подростка. Планета ищет Пушкина? Помилуйте, до того ли ей, бедной? Она, увы, занята совсем другим. Но тут появляется Поэт и…

“повелевает” ей заняться тем, что представляется самым важным ему, Поэту. Планета начинает искать Пушкина и находит… множество талантливых детей — рисующих, сочиняющих стихи и музыку. Третий выпуск своего альманаха “Духовная связь времен” по итогам этого конкурса выпустил “Русский культурный центр” в Челябинске. И посвятил памяти Аси Горской.

Сейчас Майя Борисовна Дудко готовит к выходу еще одно издание по итогам конкурса.

Слово Аси Горской отозвалось и в… парковой архитектуре. Так, ее стихотворение “Холодно Пушкину в парке” послужило толчком для возникновения идеи реконструкции городского сада имени Пушкина, отметившего свое столетие в 2006 году в обновленном виде.

…Ротонда, онегинская скамья и свиток со строчками Аси Горской:

…Любимый парк для тайн

и для свиданий

Хранит слова онегинских

признаний…

Присядем на скамью

воспоминаний…

Рядом со свитком — фигура молодой девушки в костюме пушкинской эпохи. Одни посетители парка считают, что это — Татьяна из “Евгения Онегина”, другие принимают ее за Наталью Николаевну Гончарову, а третьи говорят, что это — Ася Горская…

“Я знаю, вам сейчас не до поэзий…” — словно бы выдохнула она однажды. И добавила: “Одним — еще, другим — уже”.

Так или иначе, но ученики, читатели, да и многие не знакомые с ней горожане помнят учителя “возвышенной географии” и перечитывают строчки поэта.

Выходит, нам есть дело “до поэзий”?

Как счастливо ошиблась Ася Горская…

Источник: http://magazines.russ.ru/ural/2007/3/ra18-pr.html

Урок “Творчество Аси Борисовны Горской

Тема урока: «Творчество Аси Борисовны Горской»

Учитель: Здравствуйте, у нас сегодня необычный урок. Сегодня на уроке у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь, и мы начинаем работать.

На уроке будут работать 2 группы. У первой группы на столе – красное сердечко, а у второй группы – жёлтое. А что они обозначают, мы с вами узнаем в конце урока. Посмотрите на экран, вы видите числа, здесь зашифровано: фамилия, имя и отчество человека, о котором мы сегодня будем говорить.

Задание: Шифровка.

Красное сердечко – ваши числа в красном квадрате

Жёлтое сердечко – ваши числа в жёлтом квадрате.

Каждое число, соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

(детям раздаётся алфавит с числами и буквами)

2 слайд:

Сегодня у нас с вами заключительный урок. На уроке вы должны вспомнить всё, что я вам рассказывала о замечательном человеке, поэте, учителе и нашей землячке Асе Борисовне Горской. Мы будем с вами читать стихи Аси Борисовны, петь песни на её стихи. Вы сами попробуете, сочинить маленький стишок.

3 слайд

Наш урок я хочу начать со стихотворных слов А. Б.

«Во мне звучит мелодия стиха….

Когда её ты нотами запишешь,

То музыку души моей услышишь,

Услышишь ты мелодию стиха»

Учитель: Как называют профессию человека, который мелодию записывает нотами?

Ответ детей.

Композитор, который « услышал мелодию души» А.Б. был – Валерий Иванович Ярушин

4 слайд

Валерий Иванович Ярушин, заслуженный артист России. Это наш Челябинский композитор и большой друг Аси Борисовны. Именно, Валерий Иванович, первый композитор с кем стала сотрудничать Ася Борисовна. Их славное содружество воплотилось в сборнике «Аквариум детства»

Замечательно когда встречаются два талантливых, красивых человека. Я сейчас говорю не о внешней красоте, а о внутренней.

А как вы понимаете: внутренняя красота?

Один великий русский писатель Фёдор Достоевский сказал «Красота – спасёт мир» наверно он прав, на всех языках мира можно услышать эту знаменитую фразу.

А вот Ася Борисовна, сказала по-другому: «А мир спасут, любовь и доброта»

5 слайд:

Девиз нашего урока будет: «А мир спасут, любовь и доброта».

« И если всё делать только добром –

Можно всю Землю наполнить теплом»

Я полностью с этими словами согласна. Ведь если я буду доброй, другой человек будет добрым, если мы все будем добрыми – то мир изменится. Всё творчество Аси Борисовны наполнено добротой и любовью.

Как вы думаете, какого цвета любовь? ( На Руси говорили: красна девица)

А какого цвета – доброта? (добрый молодец)

Почему у вас на парте красное сердечко и желтое??

Ученики:

Красное сердечко, олицетворяет: любовь, а жёлтое сердечко – доброту.

Говорят, что имя человека влияет на характер и судьбу человека.

Читайте также:  Краткая биография И.С. Тургенева: самое главное о писателе

Итак, внимание на экран:

6 слайд:

Как переводится имя Ася?

Аня, прочитай, пожалуйста, стих, который называется «Ася»

Стих читает ученик:

«Ася»

1 ..А имя моё с арабского

Означает – восток.

Не барское и не рабское.

Восток – это где восход,

Восход – это рассвет.

Свет……….

Учитель: На востоке что встаёт?

Ученики: Солнце.

Учитель: Солнце что нам несет?

Ученики: Свет, тепло, радость.

Учитель: Что обозначает имя Ася?

Вывод: Имя Ася несёт нам: свет, тепло, добро.

В народе говорят: «Где кто родится, там и пригодится»

7 слайд:

Где родилась Ася Борисовна?

  • В Челябинске
  • В Москве
  • В Минске

Учитель: Да, действительно, Ася Борисовна родилась в городе Минске, в 1937 году.

Учитель: В 1941 году семья А. Б. была эвакуированы в Челябинскую область, как вы думаете. С каким событием в жизни нашей страны это связанно?

Ученики: Началась Великая Отечественная война

Учитель: В 1945 году. Отец А.Б. вернулся с фронта, и вся семья переехала на новое место жительство в город Челябинск. В Челябинске А.Б. окончила школу, после школы поступила в университет. Для Аси Борисовны Челябинск стал вторым домом.

Ася Борисовна в своих стихах с такой любовью писала о Челябинске, о его людях, о природе родного края, что ее многие называли – певцом города Челябинска.

Послушайте, строки стихотворения о городе Челябинске, которое прочитает Саша Панов.

Стих читает ученик:

«Живи, Челябинск, добрый город,

И не стыдись своих седин

Красив ты и душою молод

Урала и России сын»

Учитель: Ася Борисовна сравнивает город с человеком.

Какие определения подобрала А. Б. для города Челябинска, как она его называет?

Ответы учеников.

Учитель: Каждый человек, любящий свой город, должен быть ему полезным и в профессиональной деятельности.

Вспомните, кто по профессии была А.Б.?

8 слайд:

Какой предмет в школе преподавала А.Б. в школе?

  • Биологию
  • Литературу
  • Географию

Учитель: Что изучает наука-география?

Да действительно, география это наука о природе Земли.

Учитель: Это был особый географ, географ с настоящей поэтической душой. Она любила и знала прекрасно свой предмет, с большим уважением всегда относилась к ученикам. Асю Борисовну называли « географ – влюблённый в литературу», в школе она проработала 35 лет.

Послушайте отрывок, который прочтёт Кристина.

Стих читает ученик:

« Как он быстро подходит, срок

Первый твой и последний урок!

Если б снова всё начинать,

Я бы в школу пришла опять»

Учитель: давайте немного отдохнём.

«Нет грибов, дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу»

9 слайд:

Физ. минутка

Давайте встанем и проведём физминутку.

(звучит фонограмма песни «Опята».)

Дети исполняют движения под музыку.

Учитель: Как истинный географ, она знала природу родного края. В её творчестве много произведений на эту тему.

И вот одно из этих произведений, вам нужно определить по картинкам на слайде.

10 слайд

Учитель: угадайте песню по картинкам.

Дети: «Не делай лесу больно»

Учитель: Сядьте, как хорошие исполнители, и чётко произнося слова, давайте споём песню.

Песня «Не делай лесу больно»

Учитель: Как нужно беречь лес?

Ответ детей.

Учитель: «В красных шапках на пути

Встали мухоморы

И не дали в лес войти,

Словно светофоры»

Учитель: Что общего между мухомором и светофором?

Вывод: В лес мы приходим в гости, а в гостях всегда нужно вести себя по-человечески, достойно.

Учитель: В начале урока мы говорили, что человек, который сочиняет музыку, называется – композитор. А как называют человека, который сочиняет стихи?

Ответ детей

11 слайд

Ответы детей.

Вы сейчас будете поэтами. Каждая группа должна сочинить стих.

1 группа: Школу я свою________________

Школьной дружбой ________________________

2 группа: Доброта нужна всем ___________________________

Пусть побольше добрых___________________________

Дети зачитывают свои стих.

Учитель: Какое чувство отражено в вашем стихотворении?

Вывод: любовь и доброта.

В жизни каждого человека, В.О. война оставила глубокий след. Не исключение и Ася Борисовна. В её творчестве очень много стихов о ветеранах В. О. в.

13 слайд

Учитель:

Семье Аси Борисовне, повезло, её папа вернулся с фронта.

А сейчас, Андрей и Артур прочтут нам отрывок из произведения поэтессы.

Стихи читают дети.

1«Пожалуйста, будьте любезны,

Прохожие, к нашим дворам,

Пока ещё сам из подъезда

Выходит седой ветеран»

2 «Парадная форма, погоны,

И орденских планок – экран…

Идет ветеран по району,

Смотрите, идет ветеран»

Учитель: К чему нас призывает Ася Борисовна?

Ответы детей.

Вывод: Ко всем пожилым людям необходимо относится с уважением.

Учитель: Конечно, говоря о доброте и любви к городу, детям, ветеранам, природе. Ася Борисовна, прежде всего, учила нас любить свою землю. Она напоминает нам: Земля наша – хрупкий цветок.

14 слайд

Валя прочитай стихотворение

Стих читают дети:

«А вам не хочется обнять,

Как глобус, Землю эту?

И как ребёнка покачать

Уставшую планету»

Учитель: «Земля наша – хрупкий цветок,

Выходит на новый виток.

Небесный цветок не губите –

Единственный он на орбите!»

Учитель даёт детям макет глобуса и задаёт обобщающие вопросы

1. О ком сегодня мы с вами говорили на уроке?

2. Почему А. Б. называли певцом города Челябинска?

3. Продолжи фразу: «В красных шапках на пути

Встали мухоморы……….. (и не дали в лес войти, словно светофоры)

4.Какая песня из творчества А. Б. тебе нравится?

5. Какой предмет в школе вела А.Б?

6. Чему нас учат стихи А.Б.?

7. В каком городе родилась А.Б.?

15 слайд

Учитель: Спасибо за урок.

«Ясного – ясного неба высокого,

Солнышка – светлого, чувства – глубокого.

Дождика теплого, ветра бодрящего,

В общем, всего вам, всего настоящего!!!»

Пришло время наших сердец. Девизом нашего урока были слова: А мир спасут………

Любовь и Доброта. Ребята, поделитесь своей любовью добротой с нашими гостями.

(дарят сердечки).

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-tvorchiestvo-asi-borisovny-gorskoi.html

Стихотворение «Эссе на тему: «Зажигаем свечи в память» (к 80-летию со дня рождения А Горской)», поэт Обухова Елена

Поговорим о любви к поэзии и почитании поэтов. Эта тема очень актуальна в век новых технологий, информатизации всех сфер современной жизни, когда духовность стоит на последнем месте в рейтинге потребностей молодёжи, порождает равнодушие и отчуждение.

Вы скажете: «Ну, причём же здесь поэты?» А ведь именно они предлагают нам источники духовной пищи.

Поэт несёт большую гражданскую ответственность за то содержание его стихов и поэм, которое он предлагает «вкусить» читателю, за те ноты любви, которые сливаются в необычайно красивую мелодию, доступную, конечно, не каждому. Но настоящая поэзия может достучаться до любого сердца.

Вспомним, как напевны, светлы и просты стихи Сергея Александровича Есенина, как великолепна лёгкость рифм и непринужденность форм в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Памяти всех безвременно ушедших поэтов я посвятила стихотворение:

Стихи бессмертны также как поэты…

Они приходят в трудный час, когда

Так трудно разгадать судьбы секреты,

И страсть уносит вешняя вода.

В тот час, когда невыносимо душно

От тягостных запретов и проблем,

Когда стреляют в спину безоружным,

Не признавая компромиссов и дилемм.

Спешит строка за прихотливой музой.

И ждёт её поэт, готовя чай.

И выплеснутся мысли те, что грузом

Лежат на сердце, как бы невзначай.

И будет так легко от музы поцелуя.

Продрогший мир расправит два крыла.

И ритм стиха чечётку вновь станцует,

И от проблем останется зола.

В России, к великому сожалению, известные и талантливые поэты уходят из жизни рано. Или злой рок над нашими гениями тяготеет или мы не можем их уберечь? Скорее второе. Вспомним, как рано ушел из жизни Лермонтов, Высоцкий, Есенин, Маяковский… Да и Пушкин, безумно любивший жизнь, по фатальному стечению обстоятельств был обречён. Ася Горская пишет:

« Ах, февраль роковой,

Над поэтом не вой –

Знать, судьбой было выдать осечку…»

Я же, вдохновившись её стихами, написала в душевном порыве своё – «Памяти Пушкина»:

С пожелтевшей берёзы сбегают дождинки,

но ещё не остыла сырая земля.

И крестьянская баба чуть тёплую крынку

молока в дом несёт. И укроет поля

осень в Болдино нежно.

«Зима будет снежной»,-

шепчет ветру рябина , склоняясь к земле,

зная, что ты покинешь сей мир в феврале.

И заплакали тучи последней слезинкой.

Перелески желтеют на ниве безбрежной

лоскутами заплаток превратной судьбы.

Под твоими ногами вдруг хрустнет валежник,

то последняя осень… И неба мольбы

вдруг почудятся слуху,

Нет! Ветер как другу

шелест листьев доносит, покоем храним.

Ты напишешь, предчувствием смутным томим.

гениальные строки рукою небрежной…

Стихи Пушкина знают и любят все дети с самого раннего возраста и большинство взрослого населения всех стран мира: «У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и многие другие. Гениальность Пушкина до сих пор затмевает новые яркие поэтические звёзды. Стихи моей землячки, безвременно ушедшей, Горской, посвященные Пушкину, как будто памятник народной любви к поэту:

«Ждем почти уж два столетья,

Постигая ваш секрет.

Нет, у нас не беспоэтье.

Но как вы поэтов нет…»

Хорошо зная стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», я бы сказала, что не меньше души вложила Ася Горская. Её цикл стихов «Зажжем в честь Пушкина свечу» многогранно освещает личность поэта, можно сказать, канонизирует его, учит чтить память и знать творчество гения:

«Спит Пушкин под стеной монастыря,

Куда свезли его однажды дроги.

Над ним восходит новая заря.

К нему приводят старые дороги…»

Натали, жена Пушкина, была красавицей, блистала в свете. Однако… не умом. Отчасти была виновата в разгоревшемся конфликте между Пушкиным и Дантесом.

Ася Горская ласково называет «мадонной» избранницу Пушкина. Наделяет её высокими человеческими качествами. Брак Натали с поэтом не был до конца счастливым.

Смерть Пушкина до сих пор потрясает души и будоражит умы. Но человек живёт надеждой! Ася Горская пишет:

Когда-нибудь он всё-таки родится

В той части света, где исчезнет ложь.

И мир преображенный удивится

Как мальчуган на Пушкина похож…

Всенародная любовь к Пушкину не иссякнет никогда, так как его произведения вечны, как и темы, раскрываемые в них поэтом, его философия жизни. Хочу в заключении привести строки из стихотворения Горской:

«Взмахни крылом февральским, вьюга.

И отступи с дороги. Чу…

Мы поспешим на голос друга,

В честь Пушкина зажжём свечу».

Источник: https://poembook.ru/poem/1701193

Негасимый свет поэзии Аси Горской

Ася Горская – тонкий поэт-лирик. В ее стихах “камни поют”, “осень ходит под зонтом, чтоб не простудится”, есть “время чистопада”, и даже “время года с именем Любовь”. В стихах Горской чаще всего встречаются слова “солнце”, “добро”, “тепло”. Это наблюдения Надежды Анатольевны Капитоновой. В кругу литераторов и педагогов отметили юбилей Аси Борисовны Горской.

“В тебе одной поэзии исток. В тебе одной источник вдохновенья” – таков девиз концерта по случаю 75-летия со дня рождения Аси Горской. Майя Дудко, сестра Аси Горской, отмечает: “Отличительное качество поэзии Аси – любовь, без которой невозможно все остальное. Это любовь к детям, к школе, к близким, к природе, земле, планете. Она как-то написала стихотворение “Моим читателям”:

Я знаю, вам сейчас не до поэзии.Одним еще, другим уже.Иными ценностями грезитнаш век на предпоследнем рубеже.И все же огонек в душе струится,что я задену чью-нибудь струну,и чей-то взгляд перелистнет страницу,

и я кому-то руку протяну.

Стихи Аси Борисовны близки людям разных поколений. Анатолий Кривошей, Елена Поплянова, Лидия Сотченкова и многие другие композиторы написали музыку на слова Аси Горской. Особенная творческая дружба сложилась с Валерием Ярушиным, у которого больше пятидесяти песен на стихи челябинского автора.

“Ася Борисовна – это все-таки поэт, редкий поэт, который сумел в своих стихотворениях описать любовь к Челябинску и к области. Это удивительно. Там имена, люди, места, улицы, площади.

Это вообще удивительный поэт, который привязан к нашему месту!” – говорит Надежда Капитонова, заслуженный работник культуры России

Говорят, что одним из любимых символов поэтессы был Пегас. Теперь крылатый конь стал и символом литературного конкурса имени Аси Горской, который проводится ежегодно. Участники – дети, родители и учителя. На концерте состоялось подведение итогов.

“Были номинации, в которых люди отразили свое творчество, были номинации, посвященные юбилею Аси Борисовны, были номинации, посвященные учительскому труду, и музыкальная номинация – музыкальное творчество на стихи Аси Борисовны”, – сообщает Юрий Конник, один из организаторов конкурса, председатель профсоюза работников образования.

Ася Борисовна преподавала в челябинской школе №15, в которой создала центр эстетического воспитания “Кораблик”. И под парусами этого “Кораблика” один школьник написал:

Для меня Вы стали идеалом,Педагог, поэт и краевед,Ваша жизнь в истории Урала –

Яркий, теплый, негасимый свет!

31.10.2012 16:14     

Ася Горская – тонкий поэт-лирик. В ее стихах “камни поют”, “осень ходит под зонтом, чтоб не простудится”, есть “время чистопада”, и даже “время года с именем Любовь”. В стихах Горской чаще всего встречаются слова “солнце”, “добро”, “тепло”. Это наблюдения Надежды Анатольевны Капитоновой. В кругу литераторов и педагогов отметили юбилей Аси Борисовны Горской.

Читайте также:  Краткое содержание книги «Корзина с еловыми шишками» для читательского дневника (К. Паустовский)

“В тебе одной поэзии исток. В тебе одной источник вдохновенья” – таков девиз концерта по случаю 75-летия со дня рождения Аси Горской. Майя Дудко, сестра Аси Горской, отмечает: “Отличительное качество поэзии Аси – любовь, без которой невозможно все остальное. Это любовь к детям, к школе, к близким, к природе, земле, планете. Она как-то написала стихотворение “Моим читателям”:

Я знаю, вам сейчас не до поэзии.Одним еще, другим уже.Иными ценностями грезитнаш век на предпоследнем рубеже.И все же огонек в душе струится,что я задену чью-нибудь струну,и чей-то взгляд перелистнет страницу,

и я кому-то руку протяну.

Стихи Аси Борисовны близки людям разных поколений. Анатолий Кривошей, Елена Поплянова, Лидия Сотченкова и многие другие композиторы написали музыку на слова Аси Горской. Особенная творческая дружба сложилась с Валерием Ярушиным, у которого больше пятидесяти песен на стихи челябинского автора.

“Ася Борисовна – это все-таки поэт, редкий поэт, который сумел в своих стихотворениях описать любовь к Челябинску и к области. Это удивительно. Там имена, люди, места, улицы, площади.

Это вообще удивительный поэт, который привязан к нашему месту!” – говорит Надежда Капитонова, заслуженный работник культуры России

Говорят, что одним из любимых символов поэтессы был Пегас. Теперь крылатый конь стал и символом литературного конкурса имени Аси Горской, который проводится ежегодно. Участники – дети, родители и учителя. На концерте состоялось подведение итогов.

“Были номинации, в которых люди отразили свое творчество, были номинации, посвященные юбилею Аси Борисовны, были номинации, посвященные учительскому труду, и музыкальная номинация – музыкальное творчество на стихи Аси Борисовны”, – сообщает Юрий Конник, один из организаторов конкурса, председатель профсоюза работников образования.

Ася Борисовна преподавала в челябинской школе №15, в которой создала центр эстетического воспитания “Кораблик”. И под парусами этого “Кораблика” один школьник написал:

Для меня Вы стали идеалом,Педагог, поэт и краевед,Ваша жизнь в истории Урала –

Яркий, теплый, негасимый свет!

31.10.2012 16:14     

Еще интересные новости

Фоторепортаж: концерт “Би-2”Фоторепортаж: Челябинск отметил день рождения

Источник: https://www.cheltv.ru/Negasimyy-svet-poezii-Asi-Gorskoy/

Всемирный день поэзии

слайд 20

СЛАЙД 20. (илл. картинка)

слайд 21

Ведущий: СЛАЙД 21. Лев Яковлевич Рахлис Очкарик Нарисую Свой портрет, Лучше не было И нет. На ушах моих крючки, На глазах моих — Кружки. На носу — Велосипед. Вот и весь

Автопортрет.

Ученик: Что творится? Что творится? Лев — рычит. Тигрица — злится. Во дворе и крик, и карк: Мы играем в зоопарк. Мы играем, мы играем: Хрюкаем и громко лаем, И мяучим, и мычим — Ни минуты не молчим. Приближается пора, Завершается игра. Мы садимся аккуратно На скамеечку в тени. До чего же вновь приятно

Стать нормальными людьми!

слайд 22

Ведущий: Слайд 22. Лев Яковлевич Рахлис. Игра слов — каламбур  Будь у бабы Яги меньше злобы — Ей, наверное, больше везло бы.  Возле маленькой речушки разыгрались в сквере Чушки.  Я пошёл бы в этот сквер, но стало грязно там и скверно.  Вы заживёте славно, коли щенка приобретете — Колли.

 Очки потеряла для чтения Щука. — Пойду-ка, — решила она, — поищу-ка.

Ведущий: Загадки от Льва Рахлиса Что за песик Есть не просит, Поводок Как хвостик Носит. Вечно тычет в тряпки нос И шипит, Как паровоз.

(Утюг)

Зелёная дворняжка Смотрит из овражка Не скулит, Не лает, А кусать Кусает.

(Крапива)

Длинная лестница по земле стелется.
( Железнодорожная линия)

У кого на лужку рыльце в пушку ?
( Одуванчик)

слайд 23

Ведущий: Слайд 23.
Но Лев Рахлис писал не только весёлые стихи, но и очень серьезные. Он написал стихотворение о Челябинске в годы войны:

Легендарный Танкоград Этот город сна не ведал И усталости не знал. Он в тылу ковал победу, Славу Родине ковал. И, сметая все преграды, Как бы ни был путь тяжел, С добровольческой бригадой Пол — Европы он прошел. Позади остались годы, Что гремели, как набат. Позади остался город Боевой наш Танкоград. Он на карте не помечен, Да и нет его сейчас… Только город этот вечен,

Он живет в сердцах у нас.

Ведущий:
Это стихотворение стало песней. Музыку написал композитор Евгений Гудков. И припев у этой песни такой: «Танкоград, Танкоград, Легендарный Танкоград!».

Надо сказать, что Танкограду посвятила стихотворение и Нина Васильевна Пикулева:

Без этой страницы истории России могло бы – не быть. Отцы становились героями, Чтоб внукам и правнукам – Жить! Их подвиг – во имя Отечества, Во имя Счастливого дня. Спасла от чумы – человечество

Их танков святая броня!

слайд 24

Ведущий. СЛАЙД 24. Михаил Придворов «У тех полно друзей вокруг, Кто им открыт душой, И если рядом мелкий друг, Тогда ты друг большой»… Как он стал поэтом? Обычно поэтический талант у человека проявляется рано, с детства, с юности.

А Михаил Придворов, наверно, единственный из поэтов, точно помнит день, когда у него появилось первое стихотворение. Вот как он пишет: «7 августа 2001 года, в возрасте 39 лет я шел по улице и смотрел по сторонам. Вдруг в голове возникло непонятное движение мыслей, которое неожиданно оформилось в короткие строчки. Довольно глупые, но в рифму.

На следующий день случилось то же самое. Стих вышел не менее примитивный. Дальше – хуже. Победить их я не мог и уже собрался идти к доктору по голове, но стишки неожиданно стали обретать смысл. Мне стало жалко бороться с этими неуклюжими гостями, и я разрешил им приходить на ум.

С тех пор стихи обрели некоторое изящество и симпатичные формы, а я привык к их визитам…» Но Михаил понимал, что ему нужна серьезная учеба, чтобы стать настоящим поэтом. Нашел в интернете сайт stihi.ru, где «открыл для себя современную поэзию, … это оказалось для меня отличной школой с прекрасными учителями».

«Кошкина книга» , куда вошли стихи для детей появилась в 2008 г. Примечательно, что иллюстрации к этой книге сделал сам автор. Тонкий юмор поэта виден и в его рисунках. Не случайно дополненное издание книги вышло в Москве в 2010г. Кошки – особая любовь поэта. «Кошек я люблю, они много лет жили у меня дома.

Я наблюдал за ними очень долго, пока не научился описывать в стихах их приключения и придумывать разные истории с их участием. Кошки друзей, свои собственные, просто уличные бродяги – очень хорошие персонажи для веселых или грустных сказок…».

Те, кто не сможет достать книги Придворова, найдут его стихи в Интернете (авторский блог): «Детские стихи Михаила Придворова», «Августовская десятка Михаила Придворова», «Зацени мои мечты», «Кошкин альманах», «Луковичный сидр», «Бежал по веточке жучок». Есть надежда, что Михаил Придворов станет одним из самых любимых поэтов южноуральских ребят и их родителей. А это не так уж и мало.

слайд 25

Слайд 25. Кошкина книга В процессе подготовки ко дню котов 1 марта было записано вот это видео. Свои стих читает Михаил Придворов.

http://mic29.livejournal.com/tag/Кошкина%20книга

Ученица: Стиральная машина «Всегда перед стиркой проверьте где надо Наличие кошек, котят и котов, Собак, попугаев, мышей, авокадо, Оленей, сосисок и прочих китов. » Всего полминуты, в щадящем режиме, Случайно, случайно, случайно совсем Кота постирали в стиральной машине, А это ужасно, понятно же всем. Кота намочило, кота укачало, Кота закатало в рубашки и шёлк.

На нас посмотрел он печально сначала, А после, шатаясь, из кухни ушёл. Кота вытирали, кота вытирали, В махровую простынь закутав всего. Ну, раз уж кота ни за что постирали, То надо, как минимум, выжать его. Кота накормили, потом накормили, Потом накормили и дали поесть. Кота обнимали, баюкали или За ухом чесали и гладили шерсть.

И к нашему счастью, и к радости нашей Постиранный кот от воды не простыл. Ещё раз попробовал манную кашу И нас он конечно, конечно простил. Ведущий: Это реальная история из жизни. В доме жило два кота. один кот залез в машинку, пока хозяин на пять сек отвернулся, чтобы включить воду.

То, что с машинкой что-то не так в доме поняли по воплям второго кота, который сидел и гипнотизировал машинку. Кота стирали минут пять.

Повезло, что установили не очень высокую температуру. Ну, и то, что в современных машинках наливается воды на самое донышко. У машинки вырвали с мясом дверку, залив кухню водой, вытащили слегка побитого кота, долго отмывали от стирального геля. С котом в настоящее время все в порядке. В машинку больше ни ногой. Но это история со счастливым концом.

слайд 26

Слайд 26. Ученик: Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пёс большой залаял гулко. Сказал младший: — Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть. Всё окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

слайд 27

Ведущий: Слайд 27. СЕВЕРИНА БОРИСОВНА ШКОЛЬНИКОВА. Поэт.
На особом месте в её творчестве книга «Операция «Аптека» для больших и маленьких . Эта книга о лекарственных растениях нашего края.

Северина Борисовна написала для этой книги стихи и загадки, связанные с лекарственными растениями, жизнью леса. Она хорошо знает природу, умеет точно и образно объяснить природные явления.

Вот загадка из этой книги:

слайд 28

СЛАЙД 28. Загадка от Северины Борисовны Школьниковой из книги «Операция «Аптека» Золотисто-жёлтый днем, Он зелёный вечерком, Подожди неделю – Станет белый-белый. Ещё подождешь –

Только лысинку найдёшь! (Одуванчик)

слайд 29

Ученица: СЛАЙД 29. Еще стихотворение от Северины Борисовны кольниковой СОСУЛЬКА Она висела за углом, Капелью в лужу булькая, И раздавалось на весь дом: «Сосулька я! Сосулька я!..»

Скоро весна и вы услышите бульканье сосулек и вспомните этот стишок!

слайд 30

Ведущий: СЛАЙД 30. АСЯ БОРИСОВНА ГОРСКАЯ-поэт, учитель, краевед Семиклассник из 15 школы Кирилл Ковчик Асе Горской: Для меня Вы стали идеалом, Педагог, поэт и краевед, Ваша жизнь в истории Урала

Яркий, теплый, негасимый свет!

слайд 31

СЛАЙД 31. Ученица: Если вы бывали в челябинском Городском саду имени Пушкина, то обратили внимание на красивую ротонду (беседку) со скамьей и фигурой девушки в костюме пушкинской поры.

И все это объясняет свиток со словами Аси Горской: … Любимый парк для тайн и для свиданий Хранит слова онегинских признаний… Присядем на скамью воспоминаний… Ученик: О Пушкине написано и сказано очень много, но Ася Борисовна по-своему открыла поэта для себя и читателей.

Он стал еще более близким, живым, современным: Солнечными опушками, Раздумьями в тишине Время, любимое Пушкиным, Не слышно идёт ко мне. Замер в предчувствии сказочном дом – Чья-то карета стоит за углом… Сумерки – время секретов, Время заезжих поэтов.

Дрогнул, качнулся неоновый свет – С детства знакомый мелькнул силуэт. Скрипнули двери подъезда – Это же Пушкин проездом…

Пушкин действительно бывал на Урале, когда работал над созданием «Истории Пугачева».

слайд 32

СЛАЙД 32. Ученица: Стихи Аси Борисовны полны любовью к земле, беспокойство за ее будущее: … Пусть каждый посеет по зернышку.

Ручей соберет по капельке, Пусть каждый взрастит по деревцу – И будет планета жить! Ведущий: Стихи Аси Борисовны так музыкальны, что композиторы не могли не написать музыку к ним.

Один Валерий Ярушин наш челябинский композитор написал 70 песен на стихи Горской! Выпущено пять музыкальных альбомов, аудиокассеты. Песни «Хрустальная капель», «Звездный калейдоскоп» стали гимнами на детских фестивалях.

Валерий Ярушин — автор музыки к альбому «Аквариум детсва» и другим песням на стихи Аси Горской рассказал: «Эти песни мне очень дороги. Они написаны на стихи Аси Горской. Стихи прекрасные…»

слайд 33

СЛАЙД 33. Звучит Песня об Урале

слайд 34

СЛАЙД 34. Целый город у меня знакомых. Целый город у меня друзей! Ученица: У Аси Борисовны Горской было действительно много друзей – писателей и поэтов: среди них Нина Пикулева, Константин Рубинский, Северина Школьникова и многие другие: Мои друзья – талантливые люди И в дружбе, и в работе, и в любви. Когда тебя удача позабудет, Моих друзей на помощь позови.

Лирика Аси Борисовны Горской учит нас любить людей, знать историю края, в котором мы живем.

слайд 35

Ведущий: Слайд 35. В 2003 году Аси Борисовны не стало. Челябинский поэт Ефим Ховин написал: Вот и Аси больше нет. Стал темнее белый свет. Песня лучшая не спета,

Но остался добрый след.

слайд 36

Читайте также:  Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства

Ведущий: СЛАЙД 36. Андрей Середа. Книга «Правило Льва» Андрея Середы — книга о главном правиле настоящих мужчин – об ответственности за тех, кого любишь. И неважно, сколько тебе лет, важно, что ты понимаешь, что ты в ответе за своих близких.

Живет в Челябинске необыкновенный человек. Всю жизнь он в инвалидной коляске. Судьба не дала ему крепких ног и рук, зато дала умную голову, доброе сердце и талант. Андрей Середа известен как поэт, прозаик, драматург. Он пишет для взрослых и для детей.

В детский сборник «Приключения Тимоши» вошли стихи и песни поэта.

Ученик: КАК СТАТЬ ВОЛШЕБНИКОМ Если «здравствуйте!» сказать соседской кошке, Если мамочку с утра поцеловать, Станет целый день весёлым и хорошим, И захочется немножко полетать. Даже если кто-то маленького роста, Может он большое чудо совершить.

Стать волшебником, ребята, очень просто, Если всем вокруг улыбки подарить. Если вдруг придут денёчки-невезучки, Все равно старайтесь радость отдавать. Чтоб на сердце не копились тучки-злючки, Говорите людям добрые слова. И пускай глаза сияют, словно звёзды, Пусть на свете всем захочется дружить.

Стать волшебником, поверьте, очень просто, Если всем вокруг улыбки подарить. Помогайте людям и зимой, и летом Наш огромный мир для радости открыть. Пусть становятся счастливыми проспекты, Пусть становятся счастливыми дворы.

Даже солнышко захлопает в ладошки, Будет звонкий смех по всей Земле ходить. Стать волшебником совсем-совсем несложно,

Если всем вокруг улыбки подарить.

слайд 37

Ведущий: СЛАЙД 37. Поэт Ася Горская посвятила Андрею Середе стихотворение: • Тишину созвездий не нарушив, • Без упрёков, жалоб и мольбы • Ты явился в этот мир, Андрюша, • Далеко не баловень судьбы. • Что другим далось легко и просто, • Добывал упорством и борьбой.

• Каждый день, наверное, раз по сто • Ты боролся только сам с собой. • Средь благополучного соседства • Ты свои выращивал мечты, • А в мечтах, как стёклышки из детства, • Все лучи прозрачны и чисты. • Вырастил ты собственную сказку, • Доброту вдохнул в неё и свет.

• Нет, не просто парень ты в коляске,

• А хороший, стоящий поэт.

слайд 38

Ученик: СЛАЙД 38. В заключении вернёмся к творчеству Нины Васильевны Пикулевой.

Вот вам её наказ: «ЧИТАЙТЕ!» Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке В автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле – Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не всё в этом мире Легко нам даётся, И всё же упорный И мудрый – добьётся Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегчённо вздохнёт, Поверив, что мудрое Время – придёт! И мудрое, новое

Время – придёт!

слайд 39

Ведущий: СЛАЙД 39. День детской книги. Ура, товарищи! Вас приветствует …(пауза) Янис Гарнтс
Спасибо ребята за внимание, за участие!

Звучит песня ( Новая книжка)

Страница: 1 2

Источник: http://mv74.ru/blog/archives/vsemirnyj-den-poezii-2/2/

Презентация книги А.Б. Горской « Шарики-фонарики » (для учащихся 1-6 классов) – презентация

1 Презентация книги А.Б. Горской « Шарики-фонарики » (для учащихся 1-6 классов)<\p>

2 Ася Борисовна Горская 30 октября ноября 2003<\p>

3 Диапазон творчества А. Б. Горская – автор 12 книг для детей и взрослых, четырех музыкальных альбомов. Поражает широкий диапазон творчества Аси Борисовны: поэт-лирик, песенник, детский поэт, прозаик, бессменный капитан «Кораблика» – школьного литературного клуба и единственного в области музея южноуральских писателей и поэтов при школе 15.<\p>

4 Шарики-фонарики<\p>

5 История создания книги Здравствуй, мой маленький любознательный читатель! Эта книжка шла к тебе долго-долго… И всё это время я строила Дом. Мне очень хотелось, чтобы он был большим и светлым, чтобы было в нём много друзей. Дом моей книжки начинается «с того самого крылечка…» Крыльцо очень важная часть дома, так как на него под­нимаются гости, прежде чем войти в дом… Поднялся? Заходи!<\p>

6 Живёт здесь большая семья. А семья это 7 «Я», и каждому «Я» нужен свой уголок и нужна своя книжка. Вот почему в этой книге под одной крышей собрались 7 книжек. Каждому своя!<\p>

7 Ты знаешь, 7 моё любимое число. Иногда над крыльцом бывает радуга, и у неё 7 цветов! А в доме на окошке распускается мой любимый цветок, и у него 7 лепестков, причём все они разноцветные, как радуга. Он так и называется: семицветик. А ещё я всегда с нетерпением жду, чтобы скорей пришло воскресенье 7-й день недели, когда можно отдыхать, петь, слушать музыку. А нот на свете тоже 7<\p>

8 Кстати… ты знаешь, стихи, которые живут в моём Доме, можно петь… А когда стихи становятся песнями, им тесно даже в большом доме, и они улетают, чтобы их пели все. Это большая радость дарить людям песни. У одной песни может быть много мелодий, каждый слышит и поёт по-своему… И ты попробуй петь сам, поищи свою мелодию. Это очень интересно!<\p>

9 Но сначала надо прочитать все 7 книжек. Пока растёшь, первые две тебе будет читать мама или бабушка. Потом научишься читать и сам прочтёшь третью. Четвёртую и пятую уже уверенно сможешь почитать младшему брату или сестрёнке. А над шестой и седьмой книжками стоит подумать, поразмышлять: ты уже не маленький.<\p>

10 А когда станешь взрослым, то покинешь родное крылечко и уйдёшь в большой мир искать свою тропинку к Дому, кото­ рый ты когда-нибудь должен построить сам. Обязательно построишь в городе Добра на планете Хороших Людей. Но всё равно не забывай своё высокое первое крылечко, над которым впервые увидел радугу, и свой первый тёплый Дом, где тебя всегда ждут на огонёк!<\p>

11 Шарики – фонарики Семь книжек в одной обложке ПОЧЕМУ? Семья –СЕМЬ Я – каждому свое Любимое число поэтессы Радуга – 7 цветов! Расцвел любимый цветок, а у него 7 лепестков… СЕМИЦВЕТИК 7 день недели – день отдыха<\p>

12 Книжка первая. Про меня, про Маринку и фруктовую корзинку<\p>

13 Обнимала бабушка, Говорила дедушке: Стали у Маринки Щёки мандаринки. Обнимал дедушка, Возражал бабушке: Мандаринки? Вот уж нет, Это персиковый цвет!<\p>

14 Книжка вторая. Читалочка – засыпалочка За день солнышко устало. И за лесом задремало. Наша радость наша крошка Тоже хочет спать немножко. Наше чудо утомилось, Приготовилось, умылось, Приготовилось ко сну: Я без сказки не усну.<\p>

15 Книжка вторая. Читалочка – засыпалочка Звезды зажигаются, Месяц улыбается, И к тебе друзья-зверюшки В гости собираются! Эта книжечка-подушка Положи её под ушко. Скрипнула кровать: -Спать.… Спать.…Спать… …А злых-презлых комариков Мы не пустим в дом. Пусть кружат под фонариком За окном.<\p>

16 Книжка вторая. Читалочка – засыпалочка Говорят, лиса плутовка… Как же мне не плутовать? Надо к ужину лисятам Что-то вкусное достать! Магазинов для зверей Нет пока что у людей!<\p>

17 Книжка вторая. Читалочка – засыпалочка<\p>

18 Книжка третья Друга жду на огонек СТИХАМ ДОСТАТОЧНО УГЛА, А ПРОЗА ТРЕБУЕТ СТОЛА. И ВОТ ОТ ПРОЗЫ ВДАЛЕКЕ СИЖУ Я В КУХНЕ В УГОЛКЕ ПЕКУ ПИРОГ, СТРОЧУ СТИШОК И ДРУГА ЖДУ НА ОГОНЕК<\p>

19 Книжка третья Друга жду на огонек САМОЕ ВРЕМЯ СКАЗКУ ИСПЕЧЬ… Если всё делать с любовью и лаской, Можно в кастрюле замешивать сказку. Что же, немедленно к делу приступим! Злость растолчём обязательно в ступе, Силу нечистую снимем шумовкой, Вместо неё мы добавим сноровку, Смелость, отвагу, удачу, И благородство в придачу. Ситом отсеем и лень, и беспечность, В доме оставим добро и сердечность. Грусть и печаль отцедим сквозь дуршлаг Радости детской устроим аншлаг! Ангелы звёзды зажгли в небесах Сказка замешана на чудесах! Жарко натоплена русская печь Самое время сказку испечь…<\p>

20 Книжка третья Друга жду на огонек Теплый дом Тёплое слово и тёплый взгляд, Тёплые ладошки у ребят. И если всё делать только добром, Можно весь дом наш наполнить теплом. Здесь вас поймут, обогреют, простят, Здесь все окошки на солнце глядят. И если всё делать только добром, Можно весь город наполнить теплом.<\p>

21 Книжка четвертая Дарилки из копилки Солнце главный наш даритель Дарит нам тепло и свет. Дарит знания учитель, Дарит нам стихи поэт. А земной огромный _ Шар Всем хорошим людям В дар, У планеты на посту, За неё в ответе. Подари ей чистоту, Подари ей доброту, Помоги планете. Благодарная планета Отдарит тебя за это!<\p>

22 Книжка четвертая Дарилки из копилки<\p>

23 Джанни Родари всегда был в ударе. Как фантазировал Джанни Родари! Мог из простого салата Сказку придумать ребятам… И с той поры все синьоры Стали любить помидоры. Маленьким тоже наука: С детства дружить надо с луком. Дети Чукотки, волжане, южане, Дети Венеции и парижане, И москвичи и рижане Все обожатели Джанни! Вот почему я сегодня в ударе Мне подарили Джанни Родари!<\p>

24 Книжка четвертая Дарилки из копилки<\p>

25 Тёплое слово и тёплый взгляд, Тёплые ладошки у ребят. И если всё делать только добром, Можно весь дом наш наполнить теплом. Здесь вас поймут, обогреют, простят, Здесь все окошки на солнце глядят. И если всё делать только добром, Можно весь город наполнить теплом. Сколько хороших и добрых идей Есть на планете Хороших Людей. И если делать всё только добром Можно всю Землю наполнить теплом.<\p>

26 Книжка пятая На прогулку шли опята<\p>

27 На прогулку шли опята. Взявшись крепко друг за дружку, На прогулку, на опушку Вышли дружные ребята, Длинноногие опята. Увидали грибника – Ох! И присели у пенька – Ух! А грибник тот был чудак: В лес ходил он просто так. И, усевшись на пенёк, Стал мечтать: «Какой денёк! Кучевые облака… Пусть опята у пенька, Если дождик будет сильный, Подрастут наверняка!» И ушёл с пустым лукошком За берёзки белые. У пенька плясали ножки, Ножки загорелые…<\p>

28<\p>

29 Книжка шестая Где зимуют раки?<\p>

30 Вдоль пруда я походил, Уток вежливо спросил: «Где зимуют раки?» А они в ответ: «Кря-кря, Подожди до декабря». И уплыли кряки… А где зимуют раки? Долго ждать до декабря Не терять же время зря, Надоели драки… Прочитаю нужный том И узнаю сам о том, Где зимуют раки… А где зимуют раки?<\p>

31 Кто берёзку причесал? Кто берёзку причесал Ветер. Кто красавицу умыл? Дождик. Кто ей зеркало принёс? Речка. Кто согрел и обласкал? Солнце. Кто берёзку увидал? Дети. Под кудрявой собрались Дети, И заводят хоровод Дети, Про берёзоньку поют Песню. И заслушался – притих Ветер. В тучках – лодочках уплыл Дождик. И не движется в кустах Речка… И с улыбкою глядит Солнце.<\p>

32 Книжка седьмая Твой город «N»<\p>

33 Твой город «N» Твой город «N» (притча) В древнем-предревнем Городе «N» Не было в жизни Больших перемен: Не строили замков, Не знали замков. Не обижали Детей, стариков. Люди любили свое ремесло. И потому им везло! Но как-то раз Возле низеньких стен Малоизвестного Города «N» Вдруг объявились Два ходока, Шедшие, видимо, Издалека:<\p>

34 Лица от пыли Подернулись глянцем, Ноги до крови Истерты в пути. Люди не стали Расспросы вести И отворили врата Чужестранцам. Схожи с лица, Как два шарика ртути, Были они не похожи По сути: Один – добродушный, В труде – молодец. Другой был жестокий, В работе -хитрец. Кто-то стал в городе Беды чинить… Время пришло Двойников различить. Странникам Люди одежды добыли: Черные – Злу, Добру – голубые. Но что те одежды?.. Не помогло…<\p>

35 Совсем распоясалось В городе Зло, Людей обижая и ссоря. И люди кричали: -О горе! Чтоб прекратить Злодеяния, Срочно собрали Собрание. Гусиным пером Написали Указ. Глашатай прочел Государев приказ: – за причиненное Городу зло Отныне гражданства Лишается Зло!<\p>

36 Зло тут же публично Признало вину: -К утру обещаю Покинуть страну. Но только надвинулась Черная ночь, Зло черное платье Скинуло прочь И, выкрав Одежды Добра, Ждет не дождется утра. Назавтра забрезжил Рассвет голубой, И люди увидели Перед собой Двух одинаковых граждан. Срочно собрали Мудрейших совет: -кто из них кто? Разгадайте секрет!<\p>

37 Но только хмурится каждый… Три дня и три ночи Подряд Не спят мудрецы- Мудрят. И лишь на четвертое Утро Так порешили Мудрые: -Выгнать обоих- Добро погубить. Пусть остаются В городе жить. Зло все равно Останется Злом, Даже когда оно В голубом! История эта, Конечно, Стара.<\p>

38 С ТОБОЙ МЫ ПОСТРОИМ ГОРОД ДОБРА.<\p>

39 Не забывай своё высокое первое крылечко, над которым впервые увидел радугу, и свой первый тёплый Дом, где тебя всегда ждут на огонёк!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/243126/

Ссылка на основную публикацию