Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Известное высказывание итальянского писателя и политика Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства» многие десятилетия, даже столетия, будоражит человеческие умы и служит предметом для дискуссий. Неудивительно, что в итоговом сочинении при сдаче ЕГЭ на свободную тему это направление встречается очень часто. …

О чем писать во вступлении

Автор должен полностью раскрыть во вступлении к сочинению, оправдывает ли цель средства, этично ли это высказывание. Цели и средства их достижения неотделимы друг от друга, так как одно невозможно без другого.

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Необходимы развернутые ответы о нравственной стороне вопросов:

  • Всегда ли цель оправдывает применяемые средства? Здесь можно поговорить о великих целях, что важнее – жизнь и счастье отдельного человека или общее благо.
  • Стоит ли цель затрачиваемых усилий и аморальных поступков? Рассуждения о том, какие бывают цели: истинные, ложные, мелкие, корыстные, недостижимые, духовные.
  • Нужно ли ставить перед собой цели в жизни? Что такое цели, зачем они нужны, как влияет целеполагание на развитие личности человека.
  • Заменяют ли цели смысл жизни? Можно провести сравнение между бесцельностью существования и стремлением к воображаемым или настоящим вершинам.

Вступление в обязательном порядке содержит авторскую позицию по поводу обсуждаемой темы. Желательно выразить обоснованное мнение по поводу стремления человеческого рода идти по головам ближних для достижения своих целей в контексте высказывания Макиавелли. В конце вступления рекомендуется обозначить, что направление широко освещалось в литературе.

Произведения, которые могут быть использованы

Нравственная позиция автора не должна быть голословной, поэтому надо привести соответствующие аргументы из литературы. В основной части сочинения приводятся литературные примеры. Рекомендуются отсылки к писателям, представляющим русскую классику.

Цель – общее благо

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Главный герой Родион Раскольников пытается решить извечный вопрос через убийство другого человека, думая, что смерть ростовщицы поможет бедным людям, которых она лишила последних средств к существованию.

Чтобы избавиться от случайного свидетеля убийства, ему приходится заодно лишить жизни ее невинную сестру. Раскольников пытается представить себя сверхчеловеком, взяв на себя право судить, достоин ли другой индивид жизни.

  Чехов. «Злоумышленник» (главные герои)

По его мнению, великая цель – общее благо, она может оправдать любые страшные поступки. Опровергая утверждение, что цель оправдывает средства, в романе писатель проводит своего героя через череду нравственных мук раскаяния в совершенном убийстве.

Внимание! В конце романа герой понимает, что цель, достигнутая с помощью ужасного преступления, не должна иметь права на существование. Новой целью, которую ставит перед собой герой, становится искупление, вера и любовь.

Истинность целей по Лермонтову

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Эта тоска порождает стремление добавить красок в жизнь с помощью удовлетворения мелких сиюминутных порывов. Цель и средства, употребляемые героем, несоизмеримы по своему значению. Чтобы одержать мимолетную победу, он готов пойти на низкие жестокие поступки:

  • похитить Бэлу, лишив ее чести и доведя до смерти,
  • унизить Грушницкого и убить его на дуэли,
  • разбить сердце княжны Мэри, обманув ее чувства.

Писатель не дает своему герою смысла жизни. Как бы в наказание за жестокость и аморальность поведения, Печорин продолжает страдать от беспросветности и бессмысленности своей жизни.

Важно! М.Ю. Лермонтов не дает прямого ответа, какая цель оправдывает средства, – сочинение ЕГЭ может содержать отсылку к вольнодумным веяниям времени, на которые намекал писатель.

Благородные цели требуют соответствующих средств

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Оба они влюблены в Марию Миронову, но своей цели добиваются разными способами. Гринев, будучи человеком высоких моральных устоев, готов подвергнуть себя смертельному риску, чтобы спасти Машу. Его цели изначально благородны, а способы достижения не переходят рамок морали.

Чистота души героя происходит из воспитания. Он блюдет наказ отца, храня честь и верность клятвам. Перспектива лишиться головы не смогла сломить его понятия о чести офицера, присягнувшего государству.

Его позиция вызывает уважение и любовь у окружающих людей. Швабрин является полной противоположностью Гринева. Он хочет разбогатеть, сделать карьеру и готов на многое ради реализации своих намерений.

Когда Пугачев на время захватывает власть в округе, Швабрин предает свой офицерский долг ради сохранения жизни. Он готов донести на своих вчерашних сослуживцев, чтобы выслужиться перед новым начальником.

Маша отвергает его притязания, и Швабрин унижает ее клеветой, чтобы найти себе оправдание. Пушкин однозначно считает, что для благородных целей подходят только высокоморальные средства.

  Читаем краткий пересказ пьесы Гроза Островского

Разнообразие целей и средств у Толстого

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Каждый достигает желаемого, исходя из собственных понятий о нравственности поступков. Элен Курагина ради выгодного замужества и поддержания привычного светского образа жизни вышла замуж за Пьера Безухова, не испытывая к нему никаких чувств, руководствуясь лишь холодным расчетом.

Какое-то время она наслаждается своими достижениями, ведь Элен вполне устраивает образ жизни светской красавицы. Однако поскольку ее чувства были фальшивыми, а использованные средства низкими, в конечном итоге она теряет мужа.

Ее брат Анатоль Курагин для удовлетворения своей прихоти готов разрушить жизнь другой семьи. Он соблазняет Наташу Ростову, чтобы тайком увезти ее из дома, лишив чести. Анатоля не волнуют страдания родных Наташи, для которых такое поведение является позорным, и не беспокоит сомнительное будущее девушки. Для удовлетворения своей страсти Анатоль может пойти на обман и похищение.

Положительные герои романа также обладают набором собственных целей. Андрей Болконский перед началом сражений мечтает о военной карьере полководца. Его восхищает жизненный путь Наполеона. Однако когда сражение заканчивается поражением и смертями многих бойцов, Андрей понимает тщетность и суетность своей эфемерной цели и отказывается от дальнейшего следования мечте.

После поражения в войне и смерти жены Болконский на некоторое время теряет цель своей жизни и впадает в безразличную холодную апатию. Писатель на примере этого героя показывает, чтобы жизнь без целей – не жизнь. Человеческая душа должна стремиться к чему-то выше простого материального существования. И Толстой дарит своему герою новые высокие цели.

Аргументы: Цели и средства в романе «Герой нашего времени»

Обратите внимание! Используемую в сочинении литературу необходимо прочесть.

Примеры из зарубежной классики

Помимо русской классической литературы, зарубежная литература также предоставляет богатый выбор произведений. Для ответа на вопрос, оправдывает ли цель средства, аргументы можно привести из следующих произведений:

  1. Джек Лондон «Мартин Иден».
  2. Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия».
  3. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
  4. Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа».
  5. Жан-Батист Мольер «Тартюф».

К сочинению на выбранную тему отлично подойдет «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Главный герой преследует лишь одну цель – получать все возможные удовольствия от жизни, оставаясь безнаказанным и молодым. Он губит жизнь влюбленной в него девушки, предается безудержному пьянству, разврату, не гнушается преступлениями.

Ради сохранения тайны своего портрета, на котором отражается его истинная порочная сущность, Дориан совершает убийство. Средства, используемые героем ради мимолетных удовольствий, вызывают презрение и ужас у читателей. Уайльд показывает, что низменная, никчемная цель требует таких же губительных средств.

  Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»

Сочинение на ЕГЭ необходимо завершить заключением, в котором автор должен сделать выводы, полностью ли раскрыта тема. Рекомендуется подвести итог, высказав свои мысли и суждения, вынесенные из примеров произведений, использованных в ходе повествования.

  • Описание итогового сочинения
  • Подготовка сочинения к ЕГЭ

Аргументы «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства» по роману «Герой нашего времени» для Итогового Сочинения ЕГЭ и ОГЭ 2017-2018

Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. Печорин, центральный персонаж «Героя нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений».

Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня».

Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека.

Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства.

Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были.

Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал.

На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали.

Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами.

Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

Читайте также:  Бывает ли общественное мнение ошибочным?

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся.

Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой.

Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы.

Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Сочинение на тему: Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

­Цель в жизни

Читая роман Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” мы знакомимся с путевыми заметками главного героя и узнаем несколько эпизодов из его жизни.

Заметки Печорина полны размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях в обществе, о роли человека на земле и т. д.

Мы видим, что этот герой находится в постоянном поиске смысла своего существования и всех живых существ. Его цель понять, к чему он идет и зачем.

К сожалению, он так и не находит ответов на эти вечные вопросы, но открывает для себя много нового, пребывая на Кавказе.

Мне

кажется, что в своем позднем романе автор хотел показать тайны и сложные стороны человеческой души. При этом, описывая образ Печорина, он подразумевал не одного человека, а целое поколение пороков. Несмотря на то, что роман был написан в 19-м веке, его актуальность не потеряна и сегодня, потому что таких как Печорин можно встретить где угодно.

Хотя будет неправильно сказать, что их много. Это человек глубинный, замкнутый и противоречивый. У него своя мораль по поводу любых жизненных вопросов. Он довольно проницательный и любые человеческие пороки тут же бросаются ему в глаза.

Не оттого ли, что он сам глубоко порочен? Он и не провозглашает свою исключительность, а открыто говорит о том, что им правит зло.

Печорин часто задается Вопросами: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он понимает, что время потеряно, а он так ничего значительного и не сделал. Он прекрасно понимает, что несет ответственность за свои поступки: за смерть Бэлы и Грушницкого, за усугубившуюся болезнь Веры, за нервный срыв Мери, за печаль старика Максима Максимыча, но злится, что ничего не в силах изменить.

Пройдя через столько огорчений, он невольно начинает задумываться о своих ошибках и проступках.

В последней главе он обращает внимание на предопределение судьбы. Не зря она называется “Фаталист”. Проходя службу в казачьей станице, он становится свидетелем смерти одного из офицеров, который наугад выстрелил себе в висок и выжил, а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера.

Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) печать смерти и предупредил его об этом, но тот не стал слушать. Верно заметил штабс-капитан, так видно на роду у того было написано. С тех пор, Печорин стал чаще задумываться, быть ли ему фаталистом или нет.

(1 votes, average: 5.00

Какие цели важно ставить на жизненном пути? Сочинение № 12205520

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Человек на протяжении всей своей жизни, осознанно или нет, ставит перед собой цели. Чтобы провести день продуктивно и получить какой-либо результат, нужно их достичь. Но у каждого они разные и важно не сбиться со своего пути под влиянием общества. Поэтому необходимо для начала познать себя. Ведь неправильно поставленная цель может привести к неблагоприятному исходу.

Какие же цели важны на нашем жизненном пути?
Обратимся к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой имел цель – не терять чести. И он придерживался её даже в самых сложных ситуациях. П.Гринёв не боялся трудностей и хорошо с ними справлялся, ставил благополучие любимой и преданность Родине выше своих желаний.

На протяжении всего романа не совершил подлых поступков ради воплощения мечты. Именно поэтому он смог избежать наказания и добиться хорошего статуса. На примере этого героя мы можем видеть, что правильно поставленная цель, а именно та, которая не приносит несчастья другим, имеет влияние на человека и меняет его к лучшему.

Человек, не знающий, чего он хочет на самом деле, может поставить ложные цели, которые приведут его к печальным последствиям. Ярким примером является герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Г.Печорин. Его цели больше похожи на импульсивные желания, которые загораются и быстро потухают.

Средства, с помощью которых он достигает целей, оказывают негативное влияние на окружающих его людей. Печорин рушит жизнь Бэлы, которую он украл, но быстро потерял к ней интерес. Довел до ужасного состояния здоровье княжны Мэри. Печорин не знал, чего на самом деле хотел. Ложные цели помешали герою стать счастливым.
А.С.Пушкин и М.Ю.

Лермонтов хотели донести до нас, что цель, не пропитанная духовным смыслом, не принесёт должного счастья и хороших результатов. Чтобы избежать ложных желаний, нужно сначала разобраться в себе, узнать приоритеты в жизни.

Поставив правильную цель, человек будет развиваться в процессе её достижения

  • Здравствуйте, Эльзана!
  • В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
  • К1 (соответствие теме) + 1 балл.
  • К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
  • К3 (логика и композиция) + 1 балл
  • Хотя вы получили “зачет” по данному критерию, обратите внимание на следующие недочеты:
Человек на протяжении всей своей жизни, осознанно или нет, ставит перед собой цели. Чтобы провести день продуктивно и получить какой-либо результат, нужно их достичь.

Сформулировано так, что получается логическое противоречие: ставим цели мы на протяжении всей жизни, а достичь их должны за один день.

На протяжении всего романа не совершил подлых поступков ради воплощения мечты

Следует избегать смешения планов: герой о романе ничего не знает.

  На примере этого героя мы можем видеть, что правильно поставленная цель, а именно та, которая не приносит несчастья другим, имеет влияние на человека и меняет его к лучшему.

Нарушение логики повествования: до этого вами не было показано, как Гринев меняется к лучшему – а может быть, он с самого начала был таким хорошим? Вы не можете приходить к выводу о динамике персонажа, не показав сначала этой динамики.

К4 (речь)+ 1 балл

Хотя вы получили “зачет” по этому критерию, в вашей работе присутствуют речевые ошибки и шероховатости:  

На протяжении всего романа не совершил подлых поступков ради воплощения мечты

Лучше – ради достижения цели, так как слово “мечта” имеет положительную коннотацию, никто и не ожидает, что ради мечты должны совершаться подлости (в отличие от нейтрального слова “цели”, ср.,например, известный афоризм “Цель оправдывает средства”).

Именно поэтому он смог избежать наказания и добиться хорошего статуса.

Стилистическое несоответствие

импульсивные желания, которые загораются и быстро потухают.

Желания «загораются» и «желания» потухают – речевая несочетаемость

Средства, с помощью которых он достигает целей, оказывают негативное влияние на окружающих его людей.

Речевая несочетаемость

узнать приоритеты в жизни

Узнать приоритеты нельзя (так как нет приоритетов, общих для всех), можно расставить приоритеты, определиться с приоритетами и т.п.  

цель, не пропитанная духовным смыслом

Речевая несочетаемость

что цель, не пропитанная духовным смыслом, не принесёт должного счастья
  1. Должного – здесь избыточное слово
  2. К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 2 ошибки
  3. Грамматика
Печорин рушит жизнь Бэлы, которую он украл

Непонятно, он украл жизнь Бэлы или Бэлу?

Печорин рушит жизнь Бэлы, которую он украл, но быстро потерял к ней интерес. Довел до ужасного состояния здоровье княжны Мэри.
  • Нарушение видо-временной связи, нет необходимости менять время в ходе повествования.
  • Общий вывод по работе
  • Итак, Эльзана, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевыми ошибками и неточными формулировками.
  • Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Проблематика романа «Герой нашего времени» Лермонтова – сочинение-рассуждение на тему – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова.

Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба.

Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого.

Читайте также:  Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен.

Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит.

Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно».

Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими.

И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал.

Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед.

Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?..

Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее.

Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

ПредыдущаяСледующая

Решу егэ

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 1
Не названо произведение, и не указан его автор,И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущены две фактические ошибки 2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)И/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл 8

__________________________

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Анализ произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (причём черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту» были сделаны осенью 1837 года). Это единственный завершённый роман поэта. Начал он его писать после высылки из Петербурга на Кавказ.

Сначала был опубликован не роман, а повести, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» были опубликованы повести:

  • «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» (март 1839 года);
  • «Фаталист» (ноябрь 1839 года);
  • «Тамань» (февраль 1840 года).

Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, вышел в «Отечественных записках» в апрельском номере за 1840 год.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»

Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев начала века» — такое название фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Оно напоминало название романа А. Мюссе «Исповедь сына века», поэтому по рекомендации издателя журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского поэт назвал свой роман «Герой нашего времени».

Направление и жанр

«Герой нашего времени» является первым русским реалистическим социально-психологическим и нравственно-философским романом о трагедии сложной, рефлексирующей личности в условиях России 30-х годов 19 века.

В этом произведении есть и черты романтизма:

  • лиризм повествования;
  • пристальное внимание к внутреннему миру человека;
  • неясность прошлого главного героя;
  • исключительность натуры героя и многих ситуаций;
  • близость сюжета «Бэлы» романтической поэме «Демон»;
  • повышенная экспрессивность стиля (это особенно относится к «Тамани»).

«Герой нашего времени» — реалистическое произведение. В романе проявляются следующие признаки реализма:

  • объективность авторской позиции по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» — типичного представителя эпохи;
  • стремление автора объяснить особенности личности героя с точки зрения психологии, учитывая при этом условия окружающей жизни;
  • типичность и второстепенных персонажей романа;
  • воссоздание сложных и противоречивых отношений личности и общества;
  • показ разных сфер действительности, разных характеров и типов быта.

Жанровая специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.

«Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе, так как автор показал «историю души человеческой», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого были использованы различные средства:

  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологический портрет;
  • сама композиция романа.

Сюжет и композиция

В «Герое нашего времени» отсутствует сквозная сюжетная линия с завязкой и развязкой. У каждой части этого романа свой сюжет и герои. И всё же это цельное произведение, части которого объединены главным героем, общей идеей и проблематикой. Все персонажи романа подчинены задаче раскрытия характера главного героя.

Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.

Сначала в повести «Бэла» читатель узнаёт о Печорине от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч только отметил особенности поведения «странного человека», который остался для него (и для читателя) загадкой.

  • В рассказе «Максим Максимыч» повествователь (попутчик Максима Максимыча, более близкий Печорину по развитию и возрасту) пытается объяснить особенности главного героя романа.
  • Наконец, читатель знакомится с дневником Печорина, его своеобразной исповедью.
  • Такое построение романа помогает понять особенности характера главного героя. Если бы Лермонтов расположил части этого произведения, исходя из биографии Печорина, то они расположились бы следующим образом:
  1. «Тамань»;
  2. «Княжна Мери»;
  3. «Бэла»;
  4. «Фаталист»;
  5. «Максим Максимыч»;
  6. Предисловие к «Журналу Печорина».

Но тогда не получилась бы романа как единого произведения.

Автор избрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно понять душевный мир героя. Лермонтов выстраивал не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной, противоречивой личности не поддаётся последовательному изложению. Поэтому и порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.

Таким образом, композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку её общий принцип — это движение от загадки к разгадке.

Интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционное кольцо»: действие романа завершается в той же крепости, в которой началось («Фаталист», «Бэла»). Именно в повести «Фаталист» ставится вопрос о том, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам своей волей определяет его.

Тематика и проблематика

Главная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, исследование духовного мира человека. Лермонтов заострил внимание на проблеме личности, которая находится в конфликте с обществом.

В романе прослеживаются также следующие темы:

  • свобода личности и предопределение («Фаталист»);
  • истинный и ложный романтизм (столкновения подлинного романтика Печорина с героями, обладающими только внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грушницким);
  • взаимоотношения незаурядной личности и косной среды (Печорина и «водяного общества»);
  • отношения людей разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грушницкий);
  • любовь (героини показывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и к нравственно-философским проблемам).

Общая нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности к самопознанию. В рамках этой проблематики в романе ставятся сложнейшие вопросы:

  • В чём состоит смысл жизни?
  • Что такое добро и зло?
  • Предопределена ли судьба человека, или он свободен?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих проблем всесторонне раскрывается тема личности.

На первый план в своём романе Лермонтов вынес главную проблему — возможность действия человека в эпоху «безвременья».

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» один главный герой — Печорин. Он жаждет деятельности, но занят мелочными, бесполезными делами. Нигде не находя истинной жизни, Печорин становится скептиком. По мысли автора причиной этого является несовершенство российского общества 30-х годов 19 века.

Скептическое отношение Печорина к моральным и общественным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с беспощадной самооценкой позволяет применить к нему понятие «лишний человек».

Печорину присуще стремление в деятельности, но у него нет жизненной цели. Печорин — герой времени, так как относится к социально-психологическому типу человека 30-х годов 19 века, неудовлетворённого существующей жизнью.

Именно эта неудовлетворённость, скепсис позволяют начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий).

Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению.

Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

Печорин одинок, он не способен вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется и в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, есть только приятели: доктор Вернер, Грушницкий.

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

В сравнении с горцами и контрабандистами Печорин предстаёт как личность исключительная и даже демоническая. В его отношении к «водяному обществу» раскрывается тема сопоставления «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Художественное своеобразие

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные романные средства. Он первым открыл в русской прозе психологический портрет, который связывает внешность героя с чертами его характера, внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении, переживании героя.

Такой портрет Печорина дан в главе «Максим Максимыч»:

  • его стройный стан, широкие плечи свидетельствовали о том, что он может переносить трудности кочевой жизни;
  • то, что он не размахивал при ходьбе руками, указывало на скрытность характера;
  • глаза его «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной грусти или злого нрава.

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость, сложность личности Печорина:

  • чёрные брови и светлые волосы;
  • крепкое сложение и нежность бледной кожи;
  • пыльный сюртук и «ослепительно чистое бельё» под ним.

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром:

  • С документальной точностью описывается природа в главе «Бэла», написанной в форме путевых заметок.
  • В авантюрно-приключенческой новелле «Тамань» пейзаж окружает таинственным ореолом героев. Бушующая стихия показывает их бесстрашие.
  • В главе «Княжна Мери» природа располагает людей к определённому настроению.
  • В «Фаталисте» звёздное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.

Пейзаж помогает понять неординарность и глубину личности Печорина. Например, в «Журнале Печорина» пейзажные зарисовки раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, который даёт поэтические описания пейзажа.

Особенности языка романа свидетельствуют о художественном мастерстве Лермонтова. Высочайшую оценку этого мастерства дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, который называл прозу Лермонтова правильной, прекрасной и благоуханной.

Значение романа

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины 19 века, которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Проблема поиска «героя времени» актуальная и в наше время.

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины 19 века, которые дали свои варианты произведений такого рода.

Ссылка на основную публикацию