Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

читайте также статьи Эсхил, Эсхил (краткая биография), Эсхил «Прометей прикованный» – краткое содержание, Эсхил «Персы» – анализ, Эсхил «Семеро против Фив» – анализ

О времени написания и постановки Эсхилом «Прометея прикованного» ничего не известно. Возможно, что трагедия (см. её полный текст) тоже входила в трилогию «Прометея», так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня».

Доказать, однако, с полной очевидностью существование трилогии о Прометее и тем более судить о последовательности трагедий с именем Прометея невозможно.

Но дошедший до нас «Прометей прикованный» был той единственной трагедией о мифологическом титане Прометее, дошедшей до нового и новейшего времени, образы которой навсегда остались в памяти культурного человечества.

Эсхил. Прометей Прикованный. Пересказ. Слушать аудиокнигу

Сюжет «Прометея прикованного»

Эсхил описывает в своей трагедии (см.

её полный текст), как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса.

Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерьми Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает.

Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом.

Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну.

О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

Историческая основа и идейный смысл «Прометея прикованного»

Исторической основой для эсхиловского «Прометея прикованного» могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации.

Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу.

Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина.

Наконец, это – мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

В «Прометее прикованном» Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Жанр «Прометея прикованного»

«Прометей прикованный» Эсхила, в отличие от прочих его трагедий, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает его того широкого и грандиозного ораторного жанра, который присущ другим трагедиям Эсхила.

В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия «Прикованного Прометея» тоже очень слаба (только монологи и диалоги). Остается единственный жанр, великолепно представленный в трагедии, – это жанр декламации.

Характеры «Прометея прикованного»

Характеры «Прикованного Прометея» таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями.

Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. То, что с ним происходит, Прометей расценивает как волю судьбы (о чем заговаривает не меньше шести раз в трагедии: 105, 375, 511, 514, 516, 1052; об этом говорят и Океаниды – 936).

В образе Прометея Эсхилом представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму.

В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Таков Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила («Семеро против Фив»), но в еще большей мере таков Прометей.

Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается здесь монолитностью мощных деяний героя, поданных хотя статистически, зато возвышенно, величественно.

Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

Прикованный Прометей и Гермес. Художник Я. Йорданс, ок. 1640

Остальные герои «Прикованного Прометея» характеризуются одной ведущей чертой, вполне неподвижной, но менее значительной, чем у основного героя трагедии.

Океан – добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги. Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли.

Гефест и Гермес – механические исполнители воли Зевса, один – против своей воли, другой – бесчувственный и бездумный, как нерассуждающий прислужник.

Все эти характеры Эсхила – лишь общие схемы, или механическое воплощение идеи или мысли.

Развитие действия в «Прометее прикованном»

Если под действием понимать переход от одних состояний в другие, им противоположные, в результате взаимоотношений дееспособных героев, то в «Прикованном Прометее» Эсхила нет никакого действия, а следовательно, и развития его.

То, что происходит между сценами приковывания и низвержения Прометея, состоит исключительно из монологов и диалогов, которые ни в какой мере не подвигают действие вперед и уж во всяком случае не меняют его на противоположное. Монологи и диалоги «Прикованного Прометея» высокохудожественны, но они совершенно недраматичны.

Единственным движущим мотивом может считаться только будущее освобождение Прометея Гераклом, которое предсказывается самим Прометеем. Но это только предсказание, и притом об очень отдаленном будущем, и никаких намеков хотя бы на малейшие признаки этого освобождения в настоящем в трагедии Эсхила не имеется.

Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

Прометей, приковываемый Вулканом (Гефестом). Эпизод из трагедии Эсхила. Художник Д. ван Бабурен, 1623

Художественный стиль «Прометея прикованного»

Уже одно то, что действующими лицами трагедии являются боги и даже из героев тут имеется только одна Ио и что эти боги поданы в серьезном плане, свидетельствует о монументальности, которая характерна для всех трагедий Эсхила.

Что же касается другого основного момента эсхиловского стиля, а именно патетизма, то он здесь значительно ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера.

Патетика имеется прежде всего в начальной монодии Прометея, где Титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и, наконец, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Однако эта патетика слишком перегружена рациональным содержанием, а именно критикой деспотизма Зевса, и лишена тех черт исступления, которые мы находили в других трагедиях Эсхила.

Но монументально-патетический стиль «Прикованного Прометея» все же налицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно-риторической.

Вся трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» и есть не что иное, как восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного его подлинного героя – Прометея.

Только такое понимание художественного стиля данной трагедии и поможет осмыслить все ее длинноты и ее недраматическую установку.

Действительно, рассказы и разговоры Прометея о прошлом, в частности о его благодеяниях, нисколько не подвигая действия вперед, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, возвышают и насыщают в идейном отношении.

Точно так же разговоры с Океаном и Гермесом, опять-таки нисколько не развивая действия, весьма выразительно рисуют нам стойкость и силу воли Прометея.

Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами.

Кроме пророчества о своем освобождении прикованный Прометей в трагедии Эсхила еще очень много говорит о странствованиях Ио с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти.

Прометею здесь приписаны обширные географические знания, которые, несомненно, были тогда последним достижением науки.

Этот рассказ, совершенно лишенный всякого драматизма и даже прямо противоположный ему, тем не менее стилистически очень важен как нарастающая обрисовка мудрости Прометея.

Хоры Эсхила в «Прометее прикованном» тоже недраматичны. Если подойти к ним с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как они необходимы для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Парод говорит о сострадании Океанид Прометею.

Первый стасим рассказывает нам, как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и моря, и даже Аид, – разве этого мало для обрисовки личности основного героя в отношении к нему всего окружающего? Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ – и третий стасим – о недопустимости неравных браков – опять-таки подчеркивают величие дела Прометея, на которое способен только он, но не способны слабые и забитые существа.

Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Наконец, геологическая катастрофа в конце этой трагедии Эсхила демонстрирует нам опять-таки мощную волю прикованного Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Таким образом, то, что является у Эсхила в «Прикованном Прометее» развитием действия, есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

Социально-политическая направленность «Прометея прикованного»

Идеология «Прометея прикованного», даже взятая в своем отвлеченном виде, резко отличается от прочих трагедий Эсхила своим отношением к Зевсу.

В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение.

В противоположность этому Зевс «Прометея прикованного» изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом.

Когда же мы начинаем вникать в стиль «Прометея прикованного», то оказывается, что это отношение к Зевсу является здесь у Эсхила не просто какой-то абстрактной теорией и не случайным привеском к трагедии, но проводится в самой смелой, дерзкой и даже бунтарской форме, с революционным пафосом, с просветительской убежденностью и с публицистическим задором. Это, несомненно, просветительская трагедия, это – восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

Билет 21. Анализ трагедии «Прометей прикованный»

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Анализ трагедии «Прометей прикованный»

Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства.Это государство формировалось в период греко-персидских войн,которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.

Читайте также:  Образ Пушкина в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии “Персы”. В надписи на его надгробии,сочиненной,по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами. Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм .

До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни,которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который подчиняется действию закона мировой справедливости.Человек,вольно или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказан богами,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил верит в судьбу-Мойру,верит,что ей повинуются даже боги.Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демократией.

Так,герои Эсхила-не безвольные существа,безоговорочно выполняющих волю божества:человек у него наделен свободным разумом,мыслит и действует вполне самостоятельно.Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.

Моральная от- ветственность человека за свои поступки-одна из основных тем трагедий драматурга.

в театре:вместо старой трагедии,где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу,родилась новая трагедия,в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу ,где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяется “Прометей Прикованный”-возможно,самая известная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Прометея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного. О времени написания и постановке ничего не известно.

Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход к цивилизации. Эсхил убеждает зрителя в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. Эта борьба возможна благодаря только постоянному прогрессу.

Блага цивилизации, по мнению Эсхила,— прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, и практика: строительство, горное дело и т.п. В трагедии он рисует образ борца, морального победителя. Дух человека нельзя ничем побороть. Это повесть о борьбе против верховного божества Зевса (Зевс изображен деспотом, предателем, трусом и хитрецом).

Вообще произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий (лишает трагедию традиционного для Эсхила ораторного жанра). Драматургия тоже очень слаба, жанр декламации. Характеры также монолитны и статичны как и в других произведениях Эсхила. В героях никаких противоречий, они выступают каждый с одной чертой. Не характеры, общие схемы.

Действия никакого нет, трагедия состоит исключительно из монологов и диалогов (художественны, но совсем не драматичны). По стилю—монументально-патетическая (хотя действующие лица только боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, довольно спокойный характер).

Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя трагедии Прометея.Все возвышает Прометея. Развитием действия является постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное нарастание монументально-патетического стиля трагедии.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии. Эсхил—поборник просвещения, эта трагедия просветительская, отношение к мифологии критическое.

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Прометей прикованный, краткий анализ

Формирование мифа о Прометее относят к I тысячелетию до н. э. Нить его повествования уходит во времена, когда появившиеся молодые боги во главе с Зевсом захватили власть над миром.

Титаны противостояли молодым богам, лишь Прометей советовал им покориться Зевсу, который намного превосходил их по своей мудрости. Его не послушали, и Прометей перешел на сторону богов.

Во многом благодаря Прометею Зевсу удалось одержать победу над титанами и низвергнуть их в мрачный Тартар.

После победы Зевс-громовержец не считал нужным быть благодарным кому-либо из тех, кто помогал ему в противостоянии с титанами.

В том числе он начинает сторониться Прометея, который предвидел подобное поведение Зевса, однако продолжал помогать молодому богу, полагая, что его правление сулит миру позитивные изменения по сравнению с тем полудиким состоянием, в котором пребывали его сородичи-титаны.

Сюжет произведения

В основании мифа – история о том, как Прометей похитил у Зевса огонь, спрятал в тростнике, который издревле рос вдоль Гирканского побережья, и передал его в дар людям. Прометей научил людей всем наукам и ремеслам, которые знал сам:

  • он дал людям знания, научил чтению, счету, письму;
  • он познакомил человека с металлами, научил добывать их из недр земли, обрабатывать;
  • он усмирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди смогли обрабатывать землю;
  • он первым построил корабль и оснастил его;
  • он же познакомил людей с первыми лекарствами, научил лечить болезни.

Иначе говоря, Прометей обучил людей всему, что облегчает жизнь и делает ее радостнее, счастливее. В то же время ему не удалось наделить людей законами, научить жить правильной общественной жизнью.

Он же вселил в людей «слепые надежды», умения надеяться, верить, стремление действовать, стремиться к осуществлению мечты, верить своей мечте.

Благодетельные функции Прометея, его мудрость создают условия для спора с Зевсом, для непокорности и бунта.

За похищение огня Зевс жестоко покарал Прометея.

Желая его сломить, Зевс изначально вверг мятежного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям древних греков, скатаются души умерших, затем поднял на поверхность земли, приковав к скале алмазным клином, вбитым в грудь Прометея.

Но и этого мстительному Зевсу показалось мало, и он наслал на Прометея огромного орла, которой каждое утро прилетал к титану для того, чтобы терзать его печень. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Все пытки Прометей сносил молча.

Его мать Фемида и отец Иалет приходили к страдальцу и предлагали смириться, подчиниться своему всемогущему брату, Зевсу, но титан отказался. Нимфы-океаниды испытывали жалость к Прометею, умоляли его смириться и открыть Зевсу тайну.

О том же просили Прометея и его братья – титаны. Но Прометей отвечал отказом, говоря, что признается Зевсу лишь в том случае, если он признает, что расправился с ним зря.

Незнание, непонимание сущности поступка Прометея мучило Зевса, и он решил освободить Прометея.

Геракл и сын Кроноса, кентавр Хирон, освободили Прометея. Титан открыл тайну Зевсу, последний, вняв предостережению мойр и эриний, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. В этом браке был рожден Ахилл – внук Зевса и будущий герой Троянской войны.

Прометей был забыт, а Зевс занял свое место владыки богов и людей, покровителя героев и дарователя всех благ. Народ, ради которого Прометей пошел на жертвы, промолчал.

Образ Прометея

Несмотря на то, что с мифом о Прометее знакомы практически все, по сегодняшний день единое восприятие образа героя отсутствует.

Хотелось бы отметить, что оценивание образа Прометея крайне неоднозначно. Гесиод, поэт VIII ст. до н. э. изображал героя хитрецом, который ловко обманывал Зевса. По его словам, Прометей являлся создателем людей, которые он вылепил из земли. Афина же наделила их дыханием.

Совершенно иное понимание поступка героя представлено в работах Эсхила – отца греческой трагедии.

В работах Эсхила, Прометей – сверхчеловечески мощный герой, борец за справедливость, который не боится угроз и расплаты за собственные поступки; это человек, наделенный огромной нравственной силой, который черпает мужество в осознании собственной правоты. Древнегреческий автор вносит два важнейших аспекта в понимание образа Прометея:

  • прежде всего, Прометей представлен как первооткрыватель всех благ цивилизации;
  • а также, как достойный соперник Зевса.

Замечание 1

В трагедии Эсхила Прометей – это гигантское символическое обобщение, которое философски олицетворяет упорство свободного творческого духа человека, смелость созидательной мысли человечества, неукротимую мощь прогресса.

  • В трудах Эсхила человек впервые был поставлен в центр мироздания, древнегреческий автор одним из первых подчеркивал, что именно человек является основой общественной и политической жизни.
  • Во многом под влиянием Эсхила своего «Прометея» создал Гете.
  • В поэмах Байрона Прометей представлен как пылкий мечтатель, страстный ненавистник зла, романтический герой.
  • В наиболее общем виде, Прометей представлен как герой, Бог, совершивший героический поступок во имя людей; как демиург, создатель людей и их благодетель, как образ богоборца, который восстал против неправедного правления олимпийских богов.
  • Само произведение отражает конфликт, противостояние гуманизма и просветительства Прометея тирании верховного бога Зевса.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что миф о Прометее на протяжении длительного времени привлекает внимание писателей, музыкантов, художников, став источником вдохновения выдающихся деятелей искусства всех последующих эпох. Прометей становится для них символом величия человека, безграничной веры в прогресс, эволюционное развитие личности и человечества.

Анализ трагедии Прометей прикованный Эсхила

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ трагедии Прометей прикованный Эсхила

История создания

Трагедия создана в середине 5 века до н.э. Эсхил опирался на миф о Прометее, который участвовал в борьбе Олимпийцев с Титанами. Действие происходит уже после свержения старых богов и воцарения на Олимпе Зевса. Эти мифы отражают переходный период в сознании людей.

Титаны олицетворяли силы природы — величественные, могущественные и бездушные. А боги уже похожи на самих людей, имеют свои характеры, совершают иногда неблаговидные поступки. Это период переосмысления человеком своего места в этом мире. Эсхил и его современники размышляют о месте человека в божественной иерархии.

Они такие же, как люди, так почему люди не могут также влиять на жизнь богов?

Суть

Поэма об одном из богов, который пошел против своих собратьев, чтобы помогать людям. Прометей научил их охотиться, строить жилища, делать одежду, лечиться при помощи трав и, в конце концов, принес им огонь.

Этим он разгневал Зевса, за что тот приказал приковать его к скале, ведь боги бессмертны и такая казнь означает вечное мучение. Была и еще одна причина: Прометей, будучи провидцем, знал о судьбе всех олимпийцев, в том числе и верховного бога, но отказался открыть ему это.

Другие боги не понимают поступка Прометея, но свой главный мотив он раскрывает в конце трагедии богу Гермесу говоря, что лучше страдать, чем прислуживать.

Жанр

В трагедии крайне небольшая роль отводится хору. Поэтому, в отличие от остальных трагедий Эсхила жанр оратории здесь представлен мало. Основное место отводится монологам и диалогам, что дает раскрыться жанру декламации.

Главные герои и их характеристика

Во время всей трагедии мы видим на сцене Прометея. Он присутствует здесь как тот, кто пострадал на благо людей. Зритель не может ему не сопереживать. Но в своих монологах он не обвиняет никого, кроме судьбы, ведь Прометей знал, что ему предначертано.

Гефест и Гермес выступают в роли исполнителей воли Зевса. Отличие только в том, что Гефест делает это против своего желания, он повинуется скорее от внутренней невозможности предать своего властителя. А Гермес — просто слепо следует воле богов.

Читайте также:  Книги про подростков

Внесценический персонаж Зевс здесь представлен в нетипичной роли. Если в остальных трагедиях Эсхил воспевает его, представляя как мудрого и справедливого господина, то здесь он предстает как тиран и деспот, который не считается ни с чьим мнением, кроме своего собственного.

Проблематика

В «Прометее прикованном» явно присутствует социальная проблематика. Возможно, в метафорическом смысле, Эсхил хотел показать похожие ситуации у людей, когда правитель-тиран искореняет любое инакомыслие. А возможно, что здесь есть и следы борьбы человека с богами, переход от эпохи олимпийцев к эпохе героев, об этом говорит появление Ио, от потомков которой, потом родится Геракл.

В чем смысл трагедии

Эсхил хотел донести, что невозможно жить в мире с самим собой, когда вокруг происходит несправедливость. Когда правление титанов стало казаться жестоким, он выступил против них с богами, а когда сами боги начинают угнетать людей, Прометей снова на стороне слабых. По мнению автора, тирания бессмысленна и разрушительна и правители, которые этого не понимают, сами расшатывают свой трон.

Огонь Прометея

Люди тогда еще не знали огня. Они бродили по лесам и долинам, собирая случайную пищу, охотились на ди-ких животных. С наступлением ночи они ложились спать, зарываясь с головой в листву. Убе-жищами им служили пещеры, во мраке которых жили вместе с летучими мышами. Миром же правили боги Олим-па, красивые и всемогущие.

У них во всем был достаток. Они считали, что все блага должны принадлежать только им. У богов не было соперников, кроме более древних властителей — тита-нов (в последующем, это соперничество привело к битве богов Олимпа и титанов). Посланцем мира между богами Олимпа и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей.

Не раз по до-роге на Олимп он встречал, дрожащих от холода и стра-дающих от болезней, людей. И хотя они никому не жаловались, Прометей их жалел и однажды не побоялся облегчить им жизнь вопреки воле богов.

В очередной раз Прометей поднимался на Олимп с жез-лом в руке. Боги к этому привыкли и не заметили, как Прометей незаметно взял тлеющий уго-лек из очага богов. Спустившись на землю, он засыпал его золой.

Нашли люди огонь Прометея и взяли его к себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от порывов ветра.

С помощью огня человек смог изгнать из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, варить пищу, плавить руду и мно-гое другое.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Они овладели искусствами, стали определять время по небесным светилам.

Рассердился Зевс на Прометея, стал в ярости громыхать и швырять стрелы молний. Вы-звал к себе слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холод-ную землю скифов и прико-вать его там к скале. Вместе с ними отправил бога-кователя Гефеста с молотом и толстыми желез-ными цепями.

Путь был долгим… Наконец, показались разломы скал. С вершин Кавказа повеяло вечным холодом. — Здесь! — молвила Власть, указывая на утес. — Приступай к делу, Гефест!

  Краткое содержание поэмы «Мороз, Красный нос» по главам

Гефест медлил, глядя на свой молот, кото-рый по воле Зевса должен стать орудием казни. — Поторапливайся! — приказала Сила.

Образ Прометея в трагедии Эсхила “прикованный Прометей”

… Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв, Суть всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной Работы.

А коней, послушных поводу, Красу и блеск богатства, я в повозки впряг, Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал. Вот сколько ухищрений для людей земных Придумал я, злосчастный… Эсхил “Прикованный Прометей” Древнегреческий трагик Эсхил в своем творчестве отразил целый этап становления афинского государства.

В его трагедиях запечатлелись многие события того героического времени, когда греческий народ отстаивал свою свободу и независимость. Поэтому произведения поэта насыщены конфликтами мощных страстей, и действуют в них величественные герои.

Именно таким произведением является трагедия “Прикованный Прометей”, в основу которой положен старинный миф о титане Прометее, оказавшем людям неоценимые услуги. С первых строк мы узнаем, что грозный властитель Зевс обрек героя на вечные муки за то, что он осмелился пойти против него, похитив огонь и отдав его людям.

И Зевс придумал для Прометея жестокое наказание, чтобы он рассчитался за свою вину перед богами. Чтоб наконец признал главенство Зевса И чтоб зарекся дерзостно людей любить. Слуги Зевса, грубые и бесцеремонные, с удовольствием выполняют свою работу – приковывают героя и опутывают его тело железными цепями. Но мужественный Прометей не издает ни слова, ни ропота.

Он не взывает к жалости. И только оставшись в одиночестве, дает волю своим чувствам: Мученью конца я не вижу… … Я в ярме беды томлюсь Из-за того, что людям оказал почет. Однако, несмотря на невыносимые страдания, которые причиняет ему орел, выклевывая печень, Прометей не покоряется.

Гермесу, посланному Зевсом, чтобы склонить героя к примирению и подчинению, а заодно выведать тайну, которой он владеет, Прометей гордо отвечает: Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье. Он не поддается ни на какие уговоры и угрозы и остается непреклонен: “Ни на один вопрос твой не отвечу я”.

Свою решимость титан сохраняет до последней минуты. Когда скала с прикованным Прометеем проваливается сквозь землю, он лишь взывает к справедливости высших сил: Без вины страдаю – гляди! Эсхил называет своего героя “филантропом” – словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, друг людей.

Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру.

Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество.

Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость.- Он противопоставил его всем другим персонажам.

Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана – бескомпромиссностью, Гермеса – чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к “тирании Зевса”. Царь богов для него – воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление. Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX-XX веков.

Краткое содержание

Зевс приказал своим верным подданным Власти и Силе поймать Прометея, привести на край земли и не освобождать от железных цепей. Герой сильно прогневал бога Олимпа тем, что похитил огонь для смертных.

Своевольный Прометей был прикован к высокому утёсу. Оказавшись в цепях, наедине с самим собой, герой стал оплакивать свою тяжёлую судьбу. Вдруг к нему с моря пришли Океаниды и начали утешать.

Заточение Прометея

Морские нимфы просили рассказать мученика, за что на него так разозлился Зевс. Герой поведал им о том, как в своё время помог богу выиграть в битве с титанами и именно благодаря его стараниям удалось спастись от напасти Крона. Зевс быстро забыл об оказанной помощи и серьёзно наказал его за то, что тот решил спасти обычных людей.

Когда главному герою было известно о планах бога Олимпа уничтожить всех людей, он стал единственным, кто решил защитить их. Самое важное, что Прометей сделал для жизни человека — дал в дар огонь. С его помощью люди смогли овладеть новыми знаниями и начали активно применять их.

Океаниды спросили у героя, как долго тот должен нести наказание, но он не знал точного ответа на вопрос. Сказав так — Один лишь срок: покуда не смягчится Зевс.

Вдруг поднялся из моря и сам старик Океан, чтобы поддержать мученика. Он дал герою совет — раскаяться в содеянном перед Зевсом и больше не вступать с ним в конфликты. Проще смириться и ничего не делать, пока у власти находится такой жестокий правитель. Нимфы начали напевать грустную песнь и оплакивать трагичную судьбу Прометея, и всего народа.

Помощь людям

Прометея мучили не только физические муки, но и духовные. Герой понимал, насколько несправедливы те боги, которых он раньше почитал. Прометей был виновен в том, что посмел разбудить в обычных людях ум и справедливость.

Лишь только при помощи сострадательного бога, человек приобрёл неземные богатства. Люди научились творить, мыслить, стали одомашнивать животных, плавать по воде и извлекать полезное из недр земли.

Когда герой пошёл на это, то понимал — Зевс разгневается и накажет его. Несмотря на это он не испугался и спас людей.

Образ Прометея прикованного, анализ Эсхила

Главный герой трагедии античного драматурга Эсхила “Прометей прикованный” – это титан Прометей. Сюжет трагедии “Прометей прикованный” основан на древнегреческой мифологии. В основе сюжета – конфликт Прометея с верховным богом Зевсом.

Прометей, наперекор воле Зевса, пришел на помощь людям. Он научил их пользоваться огнем, приручать животных, строить корабли, находить полезные ископаемые. Прометей дал людям письменность, научил считать числа.

Это вызвало гнев Зевса, который надеялся держать людей беспомощными,

в темноте и невежестве, голодными и голыми.

Служители Зевса, Власть и Сила, приковывают Прометея к скале. У героя есть шанс избавиться от мук – он только должен сказать Зевсу имя женщины, которая родит богу сына (это Ио). По пророчеству сын свергнет власть Зевса, как сами боги когда-то свергли власть титанов.

Но Прометей – это олицетворение стойкости, непримиримости, железной воли и выдержки. Он не идет на компромисс с Зевсом и отказывается от свободы: “Я видел падение двух тиранов. Посмотрю, как и третий упадет позорно и скоро”.

Прометей готов снести муки, но не смириться. Он свободолюбивый, страстный, ненавидит своих врагов. Прометей верит не в богов, а в людей, в их способности.

В то же время, веря в людей, Прометей не ждет от них благодарности или уважения. Он просто жертвует собой ради них. Прометей просто делает то, что считает нужным, что велит ему его непримиренный дух.

Читайте также:  Черты характера Андрея Болконского в романе «Война и Мир»

Он говорит Гермесу, посланнику Зевса: “Свое несчастье я не променяю на недостойное рабство”.

Понятие “прометеизм” происходит от имени мужественного титана. Это слово олицетворяет силу духа, стойкость, альтруизм – бескорыстное служение людям, способность пожертвовать собой, несокрушимость и выдержку перед страданиями.

В финале трагедии скала вместе с прикованным Прометеем под удары молнии и раскаты грома проваливается под землю – в страшный Тартар. Однако, Прометей – это бессмертный титан, его нельзя уничтожить. Сильный дух остается непобежденным, отмечает драматург.

Образ Прометея как вечный образ в литературе

Прометей относится к категории “вечных” образов мировой литературы.

Образы, которые называются “вечными” в литературе стали воплощением определенных общечеловеческих черт, стали нарицательными для определенного типа людей, явлений.

Например, Дон Кихот стал воплощением бескорыстной любви к справедливости, Обломов – символом лени, а Плюшкин – олицетворением скупости, жадности. “Вечные образы” – великое достояние человеческой культуры, классической литературы.

Образ Прометея, созданный в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила “Прометей прикованный”, также является “вечным” для мировой художественной культуры.

Он – воплощение героического самопожертвования ради других, героического, бескорыстного служения людям. Также образ Прометея является воплощением железной воли, крепкого духа, непокорности.

Титан Прометей стал символом вечных стремлений и идеалов человечества.

Он – сильный герой, который делает осознанный выбор – быть альтруистом, помогать другим, и идет своим путем до конца. Указанные черты характера Прометея является содержанием понятия “прометеизм”, которое произошло от имени титана.

Титан Прометей вдохновляет людей быть мужественными, несокрушимыми, с честью и достоинством переносить трудности и пытки, не поддаваться на попытки противников задобрить, подкупить или запугать. Образ Прометея учит целенаправленно, не отступая, действовать во благо других людей, всего человечества.

Вечный образ Прометея, созданный древнегреческим драматургом Эсхилом, издавна вдохновляет писателей, поэтов, художников и других творцов. К образу Прометея в своем творчестве обращались Гете и Байрон.

Анализ трагедии Эсхила Прометей прикованный»: содержание, связь с мифом, построение, роль хора, образ Прометея; монологи Прометея; образ Прометея в мировой литературе, понятие «вечный образ»

http://library.greekroman.ru/crit/lithist/03.htm#tema15

Миф о Прометее и
трагедия Эсхила «Прометей прикованный».

Эсхил (525-456 до
н.э.).Его творчество связано с эпохой
становления Афинского демократического
государства.Это государство формировалось
в период греко-персидских войн,которые
велись с небольшими перерывами с 500 до
449 г. до н.э. и носили для греческих
государств-полисов освободительный
характер. Известно,что Эсхил принимал
участие в сражениях при Марафоне и
Саламине.

Битву при Саламине он описал
как очевидец в трагедии “Персы”. В
надписи на его надгробии,сочиненной,по
преданию,им самим,ничего не говорится
о нем как о драматурге, но сказано, что
он проявил себя мужественным воином в
сражениях с персами. Эсхил написал около
80 трагедий и сатировских драм .

До нас
дошли полностью только семь трагедий;
из других произведений сохранились
небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила
отражают основные тенденции его
времени,те огромные сдвиги в
социально-экономической и культурной
жизни,которые были вызваны крушением
родового строя и становлением афинской
рабовладельческой демократии.

Мировоззрение
Эсхила в основе своей было
религиозно-мифологическим. Он верил,что
существует извечный миропорядок,который
подчиняется действию закона мировой
справедливости.Человек,вольно или
невольно нарушивший справедливый
порядок,будет наказан богами,и тем самым
равновесие восстановится.Идея
неотвратимости возмездия и торжества
справедливости проходит через все
трагедииЭсхила.

Эсхил верит в
судьбу-Мойру,верит,что ей повинуются
даже боги.Однако к этому традиционному
мировосприятию примешиваются и новые
взгляды,порожденные развивающейся
афинской демократией.

Так,герои Эсхила
– не безвольные существа,безоговорочно
выполняющих волю божества:человек у
него наделен свободным разумом,мыслит
и действует вполне самостоятельно.

Почти
перед каждым героем Эсхила стоит проблема
выбора линии поведения.Моральная
ответственность

человека за свои
поступки-одна из основных тем трагедий
драматурга. Эсхил ввел в свои трагедии
второго актера и тем открыл возможность
более глубокой разработки трагического
конфликта,усилил действенную сторону
театрального представления.

Это был
настоящий переворот в театре:вместо
старой трагедии,где партии единственного
актера и хора заполняли всю пьесу,родилась
новая трагедия,в которой персонажи
сталкиваются на сцене друг с другом и
сами непосредственно мотивировали свои
действия.

Внешняя структура
трагедии Эсхила сохраняет следы близости
к дифирамбу ,где партии запевалы
перемежались с партиями хора.

Из дошедших до
нашего времени трагедий великого
драматурга особо выделяется: “Прометей
Прикованный”-возможно,самая известная
трагедия Эсхила,повествующая о подвиге
титана Прометея,подарившего огонь людям
и жестоко за это наказанного. О времени
написания и постановке ничего не
известно. Исторической основой для
такой трагедии могла послужить только
эволюция первобытного общества, переход
к цивилизации.

Эсхил убеждает
зрителя в необходимости борьбы со всякой
тиранией и деспотией. Эта борьба возможна
благодаря только постоянному прогрессу.

Блага цивилизации
по мнению Эсхила—прежде всего
теоретические науки: арифметика.
Грамматика, астрономия, и практика:
строительство, горное дело и т.п. В
трагедии он рисует образ борца, морального
победителя. Дух человека нельзя ничем
побороть.

Это повесть о
борьбе против верховного божества Зевса
(Зевс изображен деспотом, предателем,
трусом и хитрецом).

Вообще произведение
поражает краткостью и незначительным
содержанием хоровых партий (лишает
трагедию традиционного для Эсхила
ораторного жанра). Драматургия тоже
очень слаба, жанр декламации.

Характеры
также монолитны и статичны как и в других
произведениях Эсхила. В героях никаких
противоречий, они выступают каждый с
одной чертой. Не характеры, общие схемы.

Действия никакого
нет, трагедия состоит исключительно из
монологов и диалогов (художественны,
но совсем не драматичны). По стилю —
монументально-патетическая (хотя
действующие лица только боги, патетизм
ослаблен—длинные разговоры, философское
содержание, довольно спокойный характер).

Тональность
восхвалительно-риторическая декламация
в адрес единственного героя трагедии
Прометея.Все возвышает Прометея.
Развитием действия является постепенное
и неуклонное нагнетание трагизма
личности Прометея и постепенное
нарастание монументально-патетического
стиля трагедии.

Эсхил известен
как лучший выразитель общественных
устремлений своего времени.В своих
трагедиях он показывает победу
прогрессивных начал в развитии общества,в
государственном устройстве,в морали.
Творчество Эсхила оказало заметное
влияние на развитие мировой поэзии и
драматургии. Эсхил—поборник просвещения,
эта трагедия просветительская, отношение
к мифологии критическое.

Образ Прометея у
Эсхила.

Эсхил демонстрирует
силу человека и в более широком смысле
слова. Он рисует образ борца, морального
победителя в условиях физического
страдания. Дух человека нельзя ничем
побороть, никакими страданиями и
угрозами, если он вооружен глубокой
идейностью и железной волей.

Сам Прометей
– это сверхчеловечески мощный герой,
молчаливо терпящий любую казнь и не
боящийся никаких угроз и наказаний. Это
непреклонная личность, вне всяких
колебаний и противоречий.

Тональность
всего произведения – восхвалительно-риторическая
направленная в адрес единственного
героя, Прометея. Всё его возвышает.

Его
рассказы и разговоры о прошлом, в
частности о благодеяниях людям, нисколько
не подвигая действие вперёд, придают
образу Прометея необыкновенно глубокий
смысл, и необычайно возвышают и насыщают
в идейном отношении.

То, что является
у Эсхила в произведении развитием
действия – есть постепенное и неуклонное
нагнетание трагизма личности самого
Прометея. (Прометей – благодетель,
научил считать, читать, молится, строить
дома, пахать землю и всему чему угодно)
В боге сочетается и человеческое и
божеское.

Гесиод. Образ
Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах
и днях». Прометей у Гесиода не имеет
ничего общего с Прометем Эсхила. Он
изображён обманщиком, и Гесиод явно его
осуждает.

В Социально-историческом
отношении гесиодовский Прометей тоже
небезызвестен: земледелец Гесиод не
любит ремесленников, и поэтому рисует
Прометея, покровителя всякого ремесла,
весьма отрицательно.

(Разная подача
стихотворений у Гесиода и Эсхила, его
заслуги уменьшаются)

Байрон: он называет
Прометея символом силы и полубогом, а
так же говорит о том, что в его не смирении
лежит пример для всех людских сердец.
Однако, Байрон говорит и о том, что над
всем властвует рок, и о том, что Прометей
скован яростной судьбой.

Байрон пишет,
что «титан», так он называет Прометея,
смотрел без презрения на землю и на
человеческую боль. Он говорит о силе и
мужестве Прометея, о том, что он принял
всё, как есть и не стал сопротивляться
судьбе. Байрон, пишет, несмотря на всё,
то, что происходит с Прометеем, душа его
при этом останется неизменной.

Гёте:
Стихотворенье «Прометей» пронизано
ненавистью к Зевсу. Гёте говорит ему о
том, что Зевс не разрушит ничего что
создано был не им. И что тот завидует
пламени, которое разожжено в доме
человеческом. Гёте говорит о том, что
не никого ничтожнее богов, и обвиняет
Зевса в том, что он ни разу не «рассеял
печаль скорбящего».

Гёте говорит, что
не будет молится Зевсу и обвиняет его
в том, что он не видит ничего, кроме
своего величия, и не стремиться помочь
ближнему.

Второй период
ознаменовался новым этапом в драматическом
строении произведений, введением второго
актёра, появлением пролога, а также
появлением могущего героя. Героями
Эсхила в этот период становятся Титаны.

В «Прикованном
Прометее» проявляются черты Эсхила как
художника-гуманиста. Образ
Прометея-человеколюбца и борца против
тирании богов, воплощение разума,
преодолевающего власть природы над
людьми, стал символом борьбы за
освобождение человечества. Эта борьба
по Эсхилу, возможна только благодаря
цивилизации, а цивилизация возможна,
только благодаря постоянному прогрессу.

«Прометей прикованный» у Эсхила , в
отличие от остальных его произведений,
поражает краткостью и незначительным
содержанием хоровых партий. Это лишает
трагедию такого широкого и грандиозного
ораторного жанра, которым отличаются
другие произведения Эсхила.

Драматургия
здесь тоже очень слаба – только монологи
и диалоги, единственный жанр, который
наиболее сильно представлен в трагедии
– это декламация.

Сюжет. Прометея,
двоюродного брата Зевса, приковывают
к скале, на краю тогдашнего культурного
мира за то, что Прометей выступил в
защиту людей, когда Зевс, завладевший
миром, обделил их и обрёк на звериное
существование.

Прометей горд и не
приклонен, н молчит до тех самых пор,
пока не удаляются его палачи, а после
жалуется всей природе на несправедливость
Зевса.

Трагедия состоит из сцен посещения
Прометея дочерями Океана, Океанидами,
а после и самим Океаном, который предлагает
ему помирится с Зевсом. Но Прометей
неприклонен.

Далее следуют
продолжительные монологи Прометея о
благодеяниях людям и сцена с Ио,
возлюбленной Зевса, которую ревнивая
Гера превратила в корову, преследуемую
остро жалящим её оводом.

Обезумевшая
Ио бежит не разбирая дороги и наталкивается
на скалу, к которой прикован Прометей.

Она выслушивает все его пророчества,
как и о собственной судьбе, так и о
будущем освобождении самого Прометея,
Гераклом.

Последнее явление:
Гермес, угрожая новыми карами Зевса,
требует от Прометея, как от мудрого
провидца, раскрыть для Зевса важную ему
тайну. О её существовании Зевс знал, но
он не знал её содержание.

Прометей и
здесь гордо отвергает всякое возможное
общение с Зевсом и бранит Гермеса.

За
это Зевс посылает ему новую кару: среди
грома и молний, среди бури и смерчей,
среди землетрясения Прометей вместе
со своей скалой низвергается в подземный
мир.

Характеры
«Прикованного Прометея» напоминают
характеры ранних трагедий Эсхила.
Монументально-патетический стиль
трагедии на лицо. Его специфика заключается
в общей тональности трагедии, которую
можно назвать восхвалительно –
риторической. Вся трагедия это
восхвалительно – риторическая декламация
в адрес её единственного героя –
Прометея. В образ Прометея вложен
необыкновенно глубокий смысл.

Ссылка на основную публикацию