Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

  • Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.
  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром.

С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира.

С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.

ПредыдущаяСледующая

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

  • подготовила
  • учитель русского языка и литературы
  • Заслуженный учитель Российской Федерации
  • Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

 Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием.

Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность  в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

  Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям.

Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя.

В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика.  Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Основные особенности прозы поэзии
Сфера Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта
Содержание Важен сюжет, последовательное развитие событий Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания
Язык Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.
  1.          С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
  2. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
  3. Год написания произведения.
  4. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
  5. Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
  6. Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  • Композиция (построение произведения).
  • Жанр произведения ( если не указан выше)
  • Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
  • Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

 Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»

  1.  Люблю грозу в начале мая,
  2. Когда весенний, первый гром,
  3. Как бы резвяся и играя,
  4. Грохочет в небе голубом.
  5. Гремят раскаты молодые,
  6. Вот дождик брызнул, пыль летит,
  7. Повисли перлы дождевые,
  8. И солнце нити золотит
  9. С горы бежит поток проворный.
  10. В лесу не молкнет птичий гам,
  11. И гам лесной и шум нагорный –
  12. Все вторит весело громам.
  13. Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
  14. Кормя Зевесова орла,
  15. Громокипящий кубок с неба,
  16. Смеясь на землю пролила.
1 Год написания произведения Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.
2 В какой период творчества поэта оно написано Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.
3 Тема стихотворения Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире
4 Идея стихотворения Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.
5 Сюжет Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение
6  Композиция «Гроза» – это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в  четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.
7 Жанр произведения Стихотворение
8 Система образов Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными  её чертами.
9 Язык художественного произведения Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:

  • Гремят раскаты молодые,
  • Вот дождик брызнул, пыль летит.            
  • Повисли перлы дождевые,
  • И солнце нити золотит.
Читайте также:  Данте алигьери - песнь 24: рай: божественная комедия: читать стих, текст стихотворения поэта классика
10 Выразительные средства языка Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

  1. Звукопись:
  2. 1)у – гр- у –а—а
  3. 2)е – е – р – гр
  4. 3) р – е – гр – а
  5. 4) гр – о – е – б – г  – б – о
  6. Находим ассонансы и аллитерацию.
11 Размер стиха Четырехстопный ямб
12 Собственная аргументированная оценка «Люблю грозу в начале мая» – веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом.  Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру. Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы  утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи. Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней  единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.

Литература:

1.Ле Озеров «Биография стихотворения»,  издательство «Знание», М., 1981г.

      2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

      3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.

  •      Приложение: 
  • Средства выразительности речи.
  •  Памятка для учащихся.
  •    Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово  употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)
  • Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
  • Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

  1. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
  2.  Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)
  3. Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.
  4. Театр уж полон; ложи блещут;
  5. Партер и кресла – все кипит.

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

  • Все спит – и человек, и зверь, и птица.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
  • Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.
  •  Уж небо осенью дышало.
  •  Здесь даже камни плачут.
  • Россия вспрянет ото сна.
  • Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
  • Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.
  • Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)
  • Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;
  • Мать городов русских – Киев;
  • Черное золото вместо нефть;
  • Царь зверей вместо лев.
  • Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.
  • В шар земной упираясь ногами,
  • Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

  1. Забил заряд я в пушку туго
  2. И думал: угощу я друга!
  3. Стилистические средства изобразительности
  4. ( фигуры речи)
  5.  Антитеза – противопоставление:
  6.  что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.
  7. Черный вечер, белый снег.
  8. Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)
  9. Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
  10. Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.
  11. Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

 Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..

  • Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
  • Анафора – единоначалие: Вынес достаточно  русский народ, вынес и эту дорогу железную…
  • Клянусь я первым днем творенья,                      Это утро, радость эта,
  • Клянусь его последним днем.                             Эта мощь и дня и света,
  • Клянусь позором преступленья                          Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством.                            Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

                       М. Лерионтов)

Эпифора – одинаковое завершение:

 « Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

  1. Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.
  2. Бессоюзие – придает фразе динамику:
  3.  Швед, русский – рубит, колет режет.
  4.  Мелькают мимо будки, бабы,
  5. Мальчишки, лавки, фонари,
  6. Дворцы, сады, монастыри…
  7. Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.
  8.  И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
  9. Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)

  • Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
  • Нет, я хотел…  быть может, вы…
  • Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.
  •  Мы села – в пепел, грады – в прах…
  •  Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
  • Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
  • Знаете ли вы украинскую ночь?
  • Кто не проклинал станционных смотрителей,
  • Кто с ними не бранился?
  • Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздностьПоля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

  1. Ассонанс-  повторение гласных звуков в слове:
  2. думаю думу свою.
  3. Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
  4. Багровое взметнулось полымя
  5. Над рокотом аэродрома,
  6. А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ –  прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

  •  Полночной порою в болотной глуши
  •  Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
  • Литература:

1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.

3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

Тютчев. Анализ стихотворения "Весенняя гроза"

Ф.И. Тютчев «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний, первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.
  • Гремят раскаты молодые,
  • Вот дождик брызнул, пыль летит,
  • Повисли перлы дождевые,
  • И солнце нити золотит.
  • С горы бежит поток проворный,
  • В лесу не молкнет птичий гам,
  • И гам лесной, и шум нагорный —
  • Всё вторит весело громам.
  • Ты скажешь: ветреная Геба,
  • Кормя Зевесова орла,
  • Громокипящий кубок с неба,
  • Смеясь, на землю пролила.
  • начало 1850-х годов

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

«Люблю грозу в начале мая…» – так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.

Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон.

На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью вселенной, где царят гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека.

Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Читайте также:  Горячий тур для толкиенистов

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.

Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.

Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.

По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)

История создания

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева стоит начать с интересного факта: у него есть двойная дата создания. Это было связано с тем, что поэт написал его в 1828 году, находясь в Германии. Оно было опубликовано в журнале «Галатея».

Поэт снова обратился к своему творению лишь в 1854 году. Он немного изменил его, и теперь это произведение все знают в его окончательной вариации. Федор Иванович рассказывает в нем об одном из своих самых любимых природных явлений — о грозе.

Главная тема произведения

Одним из важных пунктов в анализе стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева является определение основной темы произведения. Конечно, это тема грозы. Для поэта это явление природы ассоциировалось с зарождением нового, переменами, движением.

  Творческий и жизненный путь Гумилева Николая Степановича

Федор Иванович провел тонкую грань между природой и людьми. Для него весенняя гроза — это время обновления, время молодости.

Вступив в пору юношества, молодость пытается очень ярко заявить о себе. Молодые люди полны надежд и стремлений, свободны, они стремятся что-то изменить — неудивительно, что они ассоциируются у поэта с раскатами грома.

Ведь он такой же задорный, игривый и неудержимый.

Жизнь молодых людей отождествляется с нагорным потоком: они со всем любопытством и молодым задором стремятся найти свой путь в этой жизни. Лишь с возрастом у них появятся твердые устои. Для Тютчева гроза — это еще и маленький ребенок, который играет, беззаботен и радуется каждому дню.

Единство природы и человека

В анализе стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева следует рассмотреть еще одну тему, которая была так же важна для поэта, как воспевание красоты природы. Это ее гармоничное сосуществование с человеком. Поэт считал, что человек — это ее неотъемлемая часть, поэтому он должен был не только восхищаться ее красотой, но и заботиться о ней, защищать ее.

Эту тему единства Тютчев передает в этом стихотворении при помощи образов солнца, неба и воды, чтобы подчеркнуть эту тему. Он наделил эти природные явления чертами человеческого характера. Например, гроза сравнивается с маленьким ребенком, а туча не просто проливает воду, она делает это смеясь.

Литературные тропы и средства выразительности

В анализе «Весенняя гроза» один из пунктов — это определение литературных приемов, которые использовал поэт при создании стихотворения. Большое количество сонорных звуков, аллитерации «г», «р» создали экспрессивную звуковую картину грозы. Насыщенность стихотворения глагольной лексикой придает динамизм картине, передает быструю смену действий во время такой погоды.

Поэт использовал следующие литературные приемы: эпитеты, метафоры, олицетворение, инверсию. Все это позволило придать описываемому природному явлению черты характера, что показало единство человека и природы.

Художественно–выразительные средства тютчевского стихотворения

В своем простом стихотворении поэт использует четырехстопный ямб и пиррихием, которые передают всю мелодичность.

Лирик берёт перекрестную рифмовку, которая помогает придавать выразительность всему произведению. Мужская и женская рифма в тютчевском стихотворении чередуются.

Чтобы более полно раскрыть созданный поэтический образ, автор использует самые разнообразные художественные средства речи.

Лирик для мелодичного и звучного строя своего произведения использует аллитерацию, так как у него часто звучат «р» и «г». Кроме того, используется и огромнейшее количество сонорных согласных.

Обращает внимание и то, что поэт прибегает к деепричастиям и личным глаголам, которые помогают показать движение и то, как оно постепенно развивается. Автору удается достичь того, что перед читателем идет быстрое смена кадров, где гроза представляет в самых разных своих проявлениях.

Всё это достигается умелым использованием метафор, эпитетов, инверсии и олицетворения.

Всё это придает выразительность и яркость всему тютчевскому произведению.

Древнегреческий эпос

В анализе «Весенней грозы» Федора Тютчева можно дать подробную трактовку четвертой строфе. Она отличается от других своей особой метафоричностью: поэт обращается к древнегреческой мифологии. А именно, он упоминает двух олимпийских божеств — Зевса и Гебу.

Почему же Тютчев выбрал именно их? Согласно древнегреческому эпосу, Зевс был не просто самым главным среди богов, но еще он был богом грома и молнии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Иванович упоминает его в стихотворении, где центральный образ — это гроза.

Геба — это богиня юности, вечной молодости. У Тютчева гроза ассоциировалась с порой юношества. Упоминание об этой древнегреческой богине подчеркивает образность этого природного явления.

Поэт при помощи древнегреческой мифологии пытался объяснить появление грозы. Беззаботная Геба во время кормления птицы Зевса случайно разлила содержимое особого кубка. Поэтому появилась гроза и пошел дождь. Но богиня не сильно переживала по этому поводу: она смеялась.

И здесь не только попытка поэта дать трактовку природному явлению с точки зрения волшебства. В этом сюжете можно найти и философский подтекст. Тютчев с помощью этого метафоричного приема хотел показать цикличность мира. Спустя еще сотни лет, вот так же будет весело греметь и грохотать весенняя гроза. А тучи, смеясь, будут проливать на землю дождь.

И другие молодые люди по своей беспечности и наивности будут считать, что этот мир принадлежит только им. Они будут так же загораться новыми идеями, будут стремиться что-то изменить.

А потом наступит пора мудрости, они познают и радости, и разочарование, обретут внутреннее равновесие.

Это можно сравнить с тем, как отдыхает природа после грозы: она словно очищается, обновляется и готова радостно встречать новый день.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром.

С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира.

С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Особенности анализа стихотворения в начальной школе

Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.

Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом. Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.

Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.

Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру. Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения.

Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения. Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.

Читайте также:  Сочинение на тему: Путь Анны Карениной

Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»

Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.

Поэт-философ не уходит только в мир природы, так как этот необычный и прекрасный мир всегда взаимосвязан с человеком, они не могут существовать друг без друга. Тютчев находит в этих двух мирах – человеческом и природы – много общих положений. Весна у поэта – это полет чувств, эмоций, да и всего общего настроения человека.

Эти чувства трепетные и невероятно прекрасные, ведь для автора весна – это юность и сила, это молодость и необходимое обновление. Об этом открыто и заявляет поэт, который показывает, как мило поют птицы, как чудесно гремит гром, как великолепно шумит ливень.

Так же точно взрослеет человек, который, подрастая, вступает во взрослую жизнь и открыто и смело заявляет о себе.

Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:

➥ Вода. ➥ Небо. ➥ Солнце.

Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям.

Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит.

Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.

Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф.

Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий.

Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.

Словарная работа

В стихотворении «Весенняя гроза» немного слов, которые могут быть непонятны детям. Но некоторые из них могут затруднить восприятие текста, поэтому необходимо объяснить их значение.

  1. Перлы — жемчужины.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)

Анализ стихотворение «Весенняя гроза», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться со всеми тонкостями произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при проведении анализа.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем в 1828 году. В это период жизни он находился в Германии, где проходил дипломатическую службу. Но в печать оно попало лишь спустя год. Именно в Германии он застал пик своего творчества, поскольку постоянно находился в окружении поэтов, имеющих огромную популярность.

Находясь в Германии, поэт в первый раз связывает себя узами брака с Элеонорой Петерсон. Это был счастливый брак, который полностью устраивал поэта. Во время написания стихотворения поэт был полностью счастлив – имел любимую супругу, а тягости службы не отягощали его. Все свое свободное время автор проводил в светском обществе.

Анализируемое стихотворение было написано поэтом в двадцатипятилетнем возрасте, но оно подверглось изменениям уже в то время, когда автор переступил рубеж пятидесяти лет. Мы будем рассматривать вариант текста, который уже подвергся правкам со стороны поэта.

Жанр, размер

Стихотворение «Весенняя гроза» относится к пейзажной лирике, в которой присутствуют философские рассуждения. В произведении Тютчев показывает всю красоту весенней грозы. Благодаря системе образам и различным тропам, ему удается передать все краски весенней непогоды. Читатель словно переносится в тот момент времени и ощущает на себе первые капли дождя, которые падают с неба.

Но в это же время поэт придается рассуждениям, проводя параллели природных явлений и молодости людей. Он показывает, что все в этом мире циклично, и имеет постоянное движение. Именно природные явления наталкивают поэта на размышления о смысле жизни и существования. Его философские мысли и размышления наполняют стихотворение глубиной и делают более полным.

Для написания автор использует четырехстопный ямб с пиррихием. Рифмовку автор использует перекрестную. Рифмы используются как женская, так и мужская, которые чередуются между собой. Благодаря выбору поэта, его стихотворение получилось особенно красивым, лёгким и мелодичным.

Образы и символы

Основным образом анализируемого стихотворения «Весенняя гроза» становится непосредственно гроза и лирический герой. Он здесь представляется больше как наблюдатель, который восхищается тем, насколько прекрасна весенняя непогода и природа в целом. Настроение лирического героя полностью соответствует окружающей его природе.

Весенняя гроза, которую стоит выделить все же основным образом, поэт представляет как живое существо. Это становится заметно из-за его описания, в котором он использует олицетворения.

Автор не упускает ни одной мелочи, знакомя читателя с весенней грозой. У него прекрасно получается передать звуки леса, пыли, а так же блеск дождевых капель, которых касаются солнечные лучи.

Совокупность всего этого, образует цельную картину весенней грозы.

Автор показывает грозу, как некий символ молодости и движения. Многие поэты ассоциировали приход весны с началом новой жизни, чего-то нового и прекрасного.

Тютчев не становится исключением, поэтому изображает весеннюю грозу неким молодым созданием, которое полно сил и энергии.

Автор очень умело рисует данный образ, дополняя его описанием окружения, чем придает большое количество красок и яркости.

Темы, проблемы

В анализируемом стихотворении «Весенняя гроза», поэт не поднимает остро важные вопросы и проблемы. Он просто хочет показать всю красоту, силу и прелесть весенней грозы. Что же касается тем произведения, то автор раскрывает тему молодости.

Он показывает молодость и быстротечность на примере грозы весной. Когда природа только проснулась от зимнего сна и начинает оживать.

Поэт настолько «живо» передал все весенние краски и запахи, что невольно начинаешь их ощущать, читая данное произведение.

Так же, в заключительной части произведения, поэт добавляет некий сюжет, который касается «ветреной Гебы», чем добавляет ещё одну тему в свое произведение. Затронув данную тему, поэт подчеркивает вечность природных явлений, а так же их цикличность. Он показывает то, что природа очаровывает независимо от времени, эпохи и культуры.

Все стихотворение имеет веселое, игривое и приподнятое настроение.

Композиция

Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. В первой строфе автор знакомит читателя с грозой, тем самым обозначая главный образ стихотворения.

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний, первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.

Вторая часть стихотворения включает в себя две строфы, в которых идет речь о различном виде грозы. Автор настолько сочно и ярко описывает данное природное явление, что начинаешь невольно чувствовать на себе капли этого проливного дождя.

Третья часть стихотворения состоит из одной строфы. В ней автор рассказывает о Гебе, которая с небес проливала дождь на землю. Тем самым поэт пытается донести, что сегодня, завтра, вчера, и много лет назад был дождь. Это постоянное природное явление, которое появляется с некоторой закономерностью и постоянством.

Данные строки добавляют некой философии в произведение, делая его ещё более привлекательным и интересным.

Основная мысль произведения

Основной мыслью данного произведения является желание поэта показать взаимосвязь человека с природой. Пробуждение природы от зимней спячки, её расцвет и обновление очень напоминают человеческую юность.

Ведь именно весной мы можем видеть, как проклевывается первая травка, лопаются на ветках почки, а солнышко с каждым днем светит все ярче. Даже проливной дождь не способен испортить настроение и желание жить.

Когда человек молод, он точно так же начинает свой путь, растет и радуется солнечным лучам. На этом примере автор и показывает эту связь человека с природой. Автор рассказывает о вечности. На примере древнегреческой мифологии он напоминает, что природа вечна, а её жизнь циклична.

Средства выразительности

Тютчев в своем произведении «Весенняя гроза» использует большое количество различных троп. С их помощью он наполняет стихотворение яркими красками и эмоциями.

Эпитеты, которых в стихотворении встречается достаточно много, подчеркивают красоту природы, передать её яркость и уникальность. Немаловажную роль в этом играют и метафоры, которых так же немало в стихотворении.

Благодаря олицетворениям поэту удается оживить природу, которую он наделяет способностью двигаться.

Благодаря использованию аллитерации Тютчев умело передает те самые раскаты грома, которые невольно слышит читатель.

Данное стихотворение является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики. Автор призывает читателя больше времени уделять созерцанию природных явлений, ведь именно в них хранится великая тайна мироздания.

Ссылка на основную публикацию