Анализ стихотворения «Полдень» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Полдень», анализ и цитаты которого пригодятся для читательского дневника, является образцом русской пейзажной лирики. Тема произведения заключается в самом названии — отображение мира природы и ее неторопливого сна в полуденный час. 

Для написания сочинения или очерка будет особенно полезно прочитать стихотворение, которое с такой любовью к природе написал великий поэт. «Полдень» является одним из самых красивых лирических произведений писателя.

История создания стихотворения Тютчева

Стихотворение было создано в конце 1920-х годов, во времена помолвки Тютчева с его первой супругой. 

Первая публикация состоялась в 1836 году, стих был напечатан в популярном на то время журнале «Современник».

Главная мысль

Основная мысль произведения «Полдень» заключается в стремлении отобразить божественное и поэтическое начало всего живого. 

В стихотворении природа представлена неким живым созданием, которое живет в своём размеренном темпе. Она представлена в роли божества, по сравнению с которой человек всего лишь песчинка.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы. 

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

При помощи лексемы «лениво» автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира. 

Стихотворный размер

Стих написан четырехстопным ямбом и состоит из двух четверостиший. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы. 

В рифмующихся словах присутствует максимальное количество схожих согласных и гласных.

Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует средства художественной выразительности, отображающие особенную размеренную и дремотную атмосферу нагретого жарким солнцем полудня. В произведении применяется прием инверсии: «катится река», «тают облака», с помощью которой автор усиливает значимость и яркость слов.

Также поэт особенно часто использует эпитеты, благодаря которым картина жаркого дня обретает полноту и завершенность. Эпитет «полдень мглистый» передает сонную атмосферу середины жаркого летнего дня, окутанного знойной дымкой, с раскаленным воздухом. 

Эпитет «лениво» отображает суть полуденного времени: «лениво катится река», «лениво дышит полдень», «лениво тают облака».

Сравнения «природа как туман» и «дремота жаркая объемлет» придает образу пейзажа зыбкость и изменчивость. При помощи таких метафор как «дышит полдень» и «катится река» поэт одушевляет природу, придавая ей живость и наделяя душой. 

Известный русский поэт-пейзажист Федор Тютчев создал свою мифологию природы и самых разных ее проявлений. Стихотворение «Полдень» отображает всю первозданную красоту природы, ее живость и божественное начало. В отечественной литературе поэт по праву занимает почетное место главного художника российской природы, ее величественности и великолепия.

Еще материалы по творчеству Ф.И. Тютчева:

Анализ стихотворения «Полдень» (Ф.И. Тютчев)

Природа занимала важное место в лирике Тютчева, он считал себя пантеистом и часто воспевал одухотворенность природы и ее явлений. Пантеизм связан с древнегреческой культурой.

В философии пантеизма природа обожествляется, и все, что окружает человека, содержит в себе часть мировой души. Так и в лирике Тютчева все предметы наполнены энергией жизни и гармонично согласуются друг с другом.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Полдень» по плану, где подробно описываются все идейно-тематические особенности стихотворения.

История создания

Стихотворение «Полдень» написано между 1827 и 1830 годами, когда автор жил в Германии в Мюнхене. Именно там началась история написания текста. Произведение впервые опубликовали в журнале «Современник» в 1836 году.

Именно в этот период поэт увлекается немецкой духовной культурой и творчеством Гете. Поэтому в стихотворениях этого периода, как и в анализируемом произведении, можно увидеть влияние немецкого классика. Кроме того, на поэзию Тютчева повлияла натурфилософия Шеллинга и Гегеля.

Ф.И. Тютчев никогда не ставил поэзию на первое место в своей жизни, он не считал себя литератором. Стихи он писал, главным образом, для себя и тесного круга слушателей. Поэтому все они довольно личные и лишенные поэтического бахвальства.

Анализ стихотворения Тютчева Полдень

Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень».

Ф.И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своём твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что всё сущее на Земле и в Космосе управляется мощной сози­дательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармо­нично выстроенная.

Тема стихотворения — изображение южного пейзажа в жар­кий полдень где-то на берегах Адриатики. Вспоминается кар­тина Карла Брюллова «Итальянский полдень».

Налицо близость тем: жара, томление в неподвижном воздухе, природное изо­билие. Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы.

Эта мысль отражает проблематику стихотворения.

Пан, божество лесов и полей, — олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

Вот почему стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» — при­мер не только пейзажной, но и философской лирики.

Каков же лирический герой стихотворения? Это конечно же близкий по мироощущению самому поэту человек-мыслитель. Он в окружении изображённого пейзажа и как сторонний на­блюдатель вне его.

Описание безмолвного, напоённого солнцем пейзажа дано в ровных, спокойных тонах — под стать разлитому в природе настроению. Пафос стихотворения — спокойное созерцание грандиозной картины мироздания и размышления о ней (здесь «пафос» — чувство).

Описанный в стихотворении пейзаж, реальный, зримый, привычен. Он заключает в себе систему образов стихотворения: полдень, зной, медленные воды реки, лениво тающие облака и совершенно естественно возникающий на этом фоне образ древнего божества, олицетворяющего природу, — Пана.

Но почему так неспешно, лениво живёт природа? Почему же не тревожат её поиски, страсти, боли людские? А.С. Пушкин писал о предназначении «равнодушной» природы — «красою вечною сиять».

Не раз повторяющееся в стихотворении наречие «лениво» передаёт это состояние неподвижности, равнодушия и покоя.

Стихотворение написано двухстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифма перекрёстная. Ещё её определение — точная. Число одинаковых звуков, гласных и со­гласных, в рифмующихся словах максимальное.

Стихотворение содержит предложения с обратным порядком слов, инверсией. Автор добивается того, что слово звучит более ярко, оно более веско подчёркнуто логически.

Повторяющиеся звуки м, н, р, н (одна группа), а также т, д, б (вторая группа) придают строчкам мягкое для слуха звучание и являют собой пример аллитерации.

Перед нами маленький шедевр философской лирики Тют­чева, отражающий «пейзаж души» лирического героя.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.

Можно увидеть, как меняется план повествования.

От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет).

Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».

Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.

Анализ произведения «Полдень»

Данное творение — природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева.

Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой.

Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты.

В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер.

Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым.

В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме.

Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры.

Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Темы, проблемы, настроение

Основная тематика стихотворения «Полдень» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Ощущение природной гармонии и умиротворения. В полдень исчезают тени и становится видно сущность окружающих вещей. Предметы открываются такими, какие они есть на самом деле, поэтому становится видно Пана и нимф как проявление души природы, открытие в ней божественного.
  2. Одухотворенность природных явлений. Поэт соединяет античные представления о природе и описания русского пейзажа, органично их сочетая.
  3. Настроение стихотворения спокойное, оно настраивает на умиротворенное созерцание природной красоты.

Раннее творчество Тютчева

В период 20-30-х годов XIX века поэзия Ф. Тютчева окрашена романтическими нотами. Весь мир для него жив и одушевлен. В это время он увлекался натурфилософией Ф. Шеллинга. Одновременно Ф. Тютчев сближается со славянофилами, которые признавали эстетические воззрения и романтическую метафизику литературы Германии.

Поэта более всего интересовали вопросы взаимоотношений человека и природы, человека и космоса, одухотворение Вселенной, понятие мировой души. Отголоски его интересов мы встречаем, проводя анализ стихотворения «Полдень».

Тютчев, создав картину знойного дня, сделал ее полностью живой. Для него душой обладают и река, и небесная лазурь, и плывущие по ней облака, и жаркая дремóта.

В его поэзии органично переплавляются формы европейского романтизма и русской лирики.

Тютчев стал мастером любовной лирики, каждое его стихотворение с точностью передаёт эмоции и мировоззрение влюблённого человека, создаёт особое настроение и влияет на читателей. Самым романтичным и удачным считается «Денисьевский цикл», посвящённый любимой женщине поэта — Елене Александровне Денисьевой.

В июле 1850 Тютчев познакомился c Еленой Денисьевой, воспитанницей Смольного Института благородных девиц. В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики — обращённый к Денисьевой, своеобразный «роман в стихах», в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: дружба (таблица)

Основная идея

Природа одухотворяется автором, в ней есть живое и божественное начало. В этом мире живут незримые силы, облаченные в фольклорные образы — нимфы, лесные духи, которых охраняет Пан. Все вокруг находится в вечном слиянии и взаимодействии, гармонии. Это и есть главная мысль стихотворения «Полдень».

Стихотворение проникнуто нежностью, ощущением легкости, оно похоже на дневной сон с мечтательными грезами в жаркий летний день.

Сразу ощущается дуновение теплого ветра, шелест трав, стрекот насекомых, журчание лесного ручья, солнечные блики, играющие на листьях, сияющие и искрящиеся в водоемах.

Представляется идиллическая, застывшая во времени картина, медовые луга и образы из греческих мифов и легенд. Ощущение красоты и божественности природы, окружающей нас, — это и есть смысл стихотворения «Полдень».

Тема стихотворения

Что говорит анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев сделал темой изображение южного пейзажа на Адриатике. Перед глазами быстро встает картина К. Брюллова «Итальянский полдень» и, как ни странно, русская деревенька — в недвижном жарком воздухе все замерло и наполнилось томлением.

Природа вечна и позволяет себе быть ленивой, ей нет по нашим человеческим меркам предела ни во времени, ни в пространстве. Опосредованно описал вечность и бесконечность в своей миниатюре Тютчев. Полдень, идея которого состоит в нерушимом покое, стал священен для пастухов Эллады, которые боялись нарушить отдых Пана.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:

  • Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом.
  • Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени.
  • На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
  • Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую а, «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.

Ксения Охапкина

Художественные средства

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые написаны четырехстопным ямбом. Рифма проста и легка для слуха и заучивания — опоясывающая.

Природа у поэта одухотворена и одушевлена. Инверсия и метафора «дышит полдень» вносит в стихотворение дыхание самой природы.

В первом четверостишии инверсии встречаются в каждой строчке: «катится река», «тают облака». Кроме того, для изображения зноя используются поразительно точные эпитеты.

Полдень у него мглистый, лазурь пламенная и чистая, дремота жаркая. Эпитет «лениво» раскрывает суть этого времени суток.

Ф. И. Тютчев полдень раскрывает как состояние сонной дремоты с удивительной выразительностью. Здесь используется снова метафора «как туман»: всю природу захватила дремота.

Мглистый тютчевский полдень позволяет увидеть раскаленный летний воздух, над которым зависло жаркое марево.

При этом он насыщает стихотворение глаголами, которые описывают состояние жаркого дня: дышит, катится, тают, объемлет.

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой.

Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана.

Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов.

Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

  • Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
  • Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.
  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева

  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

  1. По произведению: «Полдень»
  2. По писателю: Тютчев Федор Иванович

Анализ стихотворения «Полдень» (Ф.И. Тютчев)

Ф.И. Тютчев никогда не относился к поэзии как к предназначению в своей жизни и литератором себя не считал. Его стихи очень личные, эмоциональные, предназначенные больше для выражения душевного состояния автора и для узкого круга слушателей.

В лирике Тютчева природа – одна из ведущих тем. Он был пантеистом и часто воспевал природу, обожествлял ее, подчеркивая ее одухотворенность и гармонию. В стихах поэта каждый предмет, явление или событие в природе наполнены жизненной энергией, смыслом, они взаимосвязаны между собой.

Жанр, размер, композиция стихотворения

Произведение «Полдень» относится к пейзажной лирике. В стихах Тютчева часто сталкиваются и притягиваются противоположности, например в этом стихотворении противопоставляется день ночи. Здесь преобладает «дневная» лирика над «ночной».

Стих написан в четырёхстопном ямбе, имеет перекрёстную рифмовку, чередующиеся рифмы: женскую и мужскую. Характер произведения легкий и спокойный, ритм размеренный и четкий.

Композиция стихотворения «Полдень» довольно проста: оно разделено на две части по четыре строки. В первой части Тютчев рисует «ленивый» знойный пейзаж. Во второй – использует древнегреческие мотивы, ссылаясь на бога леса Пана.

  Смешное и грустное в комедии Ревизор сочинение 8 класс

Полуденный пейзаж

Перед нами предстает летний день во всей его прелести. Утомленная зноем природа лениво отдыхает, ни одного движения не передано в этой миниатюре. Ее объемлет «дремóта жаркая». Что мы видим, делая анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев включил, как любил в эти годы, в две последние строки античные мотивы: великого Пана, который дремлет в пещере нимф. Пан олицетворяет душу природы.

Эллины считали, что в полдень человека, всех божеств и природу охватывает покой.

Что показывает анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев объединил их состояния словом «лениво», использовав его три раза, что придает остроту высказыванию. Полдень дышит лениво, так же катится река и тают облака.

Спокойно дремлющий в Аркадии в прохладе пещеры нимф Пан создает особый настрой: вместе с ним после игр, забав, трудов все заснуло.

Символы и образы

Автор в стихотворении «Полдень» наблюдает жаркий день в природе, он поражен ее медлительностью, леностью. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Еще в Древней Греции считали, что в полдень время замедляет ход, жизнь всего живого приостанавливается и находится в состоянии покоя.

Но затем автор показывает, что природа все-таки живет своей жизнью. Он применяет в лирическом тексте прием олицетворения. Природа оживает, в ней появляются мифические существа – бог леса Пан со своими нимфами.

Тютчев этим приемом показывает взаимосвязь, единство и постоянство всего окружающего мира. Что все в нем происходит по своим правилам и законам непрерывно и постоянно. Автор характеризует мир природы с более высокого, космического уровня.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Природа — это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэта. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое.

Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов.

Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы».

Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина».

Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня.

Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает самую существенную черту явления («лениводышит полдень мглистый», «лениво тают облака»).

Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание.

В тютчевской лирике главным становится прием одушевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы.

Поэтому в стихотворении «полдень дышит», река «лениво-катится».

Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы ••— божества природы, живительных, плодоносных сил):

И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.

Полдневный час считался священным у древних греков: в этот час отдыхал Пан — бог долин, лесов, стад, пастухов. В стихотворении Ф. И. Тютчева образ «великого Пана» лишается всякого «литературного» привкуса и, сливаясь с картиной знойного полдня, даже окрашен какой-то интимностью. Словно поэту и впрямь удалось подсмотреть мирный отдых хозяина лесов и до­лин.

Андрей Белый писал о том, что тютчевская лирика природы «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описаниями русской природы».

Cтихотворениесостоит из 2-х строф (всего 8 строк)

Размер: четырёхстопный ямб Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге () ———————————————————————— 1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: мглистый-река-чистой-облака. Рифмовка: ABAB — перекрёстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: туман-объемлет-Пан-дремлет. Рифмовка: ABAB — перекрёстная ———————————————————————— Кол-во слов в стихах: 33

Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы.

Художественные средства

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые написаны четырехстопным ямбом. Рифма проста и легка для слуха и заучивания – опоясывающая.

Природа у поэта одухотворена и одушевлена. Инверсия и метафора «дышит полдень» вносит в стихотворение дыхание самой природы.

В первом четверостишии инверсии встречаются в каждой строчке: «катится река», «тают облака». Кроме того, для изображения зноя используются поразительно точные эпитеты.

Полдень у него мглистый, лазурь пламенная и чистая, дремота жаркая. Эпитет «лениво» раскрывает суть этого времени суток.

Ф. И. Тютчев полдень раскрывает как состояние сонной дремоты с удивительной выразительностью. Здесь используется снова метафора «как туман»: всю природу захватила дремота.

Мглистый тютчевский полдень позволяет увидеть раскаленный летний воздух, над которым зависло жаркое марево.

При этом он насыщает стихотворение глаголами, которые описывают состояние жаркого дня: дышит, катится, тают, объемлет.

История создания

Стихотворение «Полдень» написано между 1827 и 1830 годами, когда автор жил в Германии в Мюнхене. Именно там началась история написания текста. Произведение впервые опубликовали в журнале «Современник» в 1836 году.

Именно в этот период поэт увлекается немецкой духовной культурой и творчеством Гете. Поэтому в стихотворениях этого периода, как и в анализируемом произведении, можно увидеть влияние немецкого классика. Кроме того, на поэзию Тютчева повлияла натурфилософия Шеллинга и Гегеля.

Ф.И. Тютчев никогда не ставил поэзию на первое место в своей жизни, он не считал себя литератором. Стихи он писал, главным образом, для себя и тесного круга слушателей. Поэтому все они довольно личные и лишенные поэтического бахвальства.

Анализ произведения «Полдень»

Данное творение — природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева.

Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой.

Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты.

В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер.

Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым.

В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме.

Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры.

Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы.

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

  Статьи В.Г. Белинского о творчестве М.Ю. Лермонтова

При помощи лексемы«лениво»автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.

Можно увидеть, как меняется план повествования.

От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет).

Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».

Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.

“Полдень” анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”.

Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь “жаркой дремоте”.

Композиционно

стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы “лениво”: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана.

Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием Олицетворения (“полдень дышит”, “река лениво катится”), а также с помощью Метафоры (“полдень дышит”) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано Четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания “Полдня” перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью Выразительных средств : Метафоры (“дышит полдень”), сравнения (“И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет”), Эпитетов (“полдень мглистый”, “тверди пламенной и чистой”, “дремота жаркая”), Инверсии (“катится река”, “тают облака”, “дышит полдень”), Анафоры (“Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река”).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов.

Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов.

Эпитет “лениво” раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: “лениво тают облака”, “лениво дышит полдень”, “лениво катится река”.

  • Эпитет “полдень мглистый” поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
  • Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено Глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
  • Стихотворение “Полдень”, подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

«Полдень» Ф. Тютчев

  • Лениво дышит полдень мглистый;
    Лениво катится река;
    И в тверди пламенной и чистой
  • Лениво тают облака.
  • И всю природу, как туман,
    Дремота жаркая объемлет;
    И сам теперь великий Пан
  • В пещере нимф покойно дремлет.

Дата создания: между 1827 и 1830 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика – самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре.

В конце стихотворения появляется Пан – бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания – великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать.

Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух.

В стихотворении Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной.

В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний – «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие – «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836).

В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» – зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении – дремота.

Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность.

Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева – живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

"Полдень" ℹ️ анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, история создания, жанр, главная мысль, основная тема, средства художественной выразительности, размер

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Полдень», анализ и цитаты которого пригодятся для читательского дневника, является образцом русской пейзажной лирики. Тема произведения заключается в самом названии — отображение мира природы и ее неторопливого сна в полуденный час.

Для написания сочинения или очерка будет особенно полезно прочитать стихотворение, которое с такой любовью к природе написал великий поэт. «Полдень» является одним из самых красивых лирических произведений писателя.

Художественные средства

Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:

  • анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
  • олицетворение: «дышит полдень»;
  • глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
  • эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
  • сравнение: «как туман»;
  • аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
  • синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».

Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.

  Краткое содержание романа Г. Гессе «Степной волк»

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы.

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

При помощи лексемы«лениво»автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира.

Особенности создания стихотворения «Полдень»

Фёдор Иванович Тютчев за время своего жизненного пути создал большое количество произведений. Когда после его смерти родственники и друзья стали их собирать, находить, то в итоге их насчитали более 400 штук. Основные направления его шедевров – это пейзажная лирика, а также особенности любовных отношений. Тематики имеют глубокий философский смысл.

Весьма ярким и запоминающимся произведением считается стихотворение, получившее название «Полдень». Этот шедевр создан Федором Ивановичем Тютчевым в промежутке между 27-м и 30-м годами девятнадцатого столетия. Точная дата создания произведения неизвестна.

Именно в этот период автор уже проживал за границей, поэтому произведение можно смело отнести к мюнхенскому периоду формирования его творчества. Следует отметить, что автор не особо любил публиковать свои творения. Стихотворение «Полдень» появилось в средствах массовой информации в 1836 году, после того, как в руки А.С.

Пушкина попала тетрадь Тютчева с записями. Именно Александр Сергеевич сделал первый шаг в формировании дипломата как поэта.

Символы и образы

Автор в стихотворении «Полдень» наблюдает жаркий день в природе, он поражен ее медлительностью, леностью. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Еще в Древней Греции считали, что в полдень время замедляет ход, жизнь всего живого приостанавливается и находится в состоянии покоя.

Но затем автор показывает, что природа все-таки живет своей жизнью. Он применяет в лирическом тексте прием олицетворения. Природа оживает, в ней появляются мифические существа – бог леса Пан со своими нимфами.

Тютчев этим приемом показывает взаимосвязь, единство и постоянство всего окружающего мира. Что все в нем происходит по своим правилам и законам непрерывно и постоянно. Автор характеризует мир природы с более высокого, космического уровня.

Оригинальный текст и слова песни Полдень:

Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. — — Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами.

Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать.

Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы.

Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной.

В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836).

В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота.

Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность.

Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

Анализ произведения «Полдень»

Данное творение — природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева.

Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой.

Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты.

В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер.

Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым.

В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме.

Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры.

Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Полдень. Федор Тютчев

Примечание: Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 2 об. и л. 3. Первая публикация — Совр. 1836. Т. III. Под № VI. С. 10 под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», с общей подписью «Ф.Т.». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 4; Изд. 1854. С. 3; Изд. 1868. С. 6; Изд. СПб., 1886. С. 96; Изд. 1900. С. 45.

Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». с. 232.

Первый автограф (л. 2 об.), л. 8°. На л. 2 автограф стих. «Вечер». Написано «парадным» почерком. Выше стихотворения пагинация «29» черными чернилами, рукой С.Е. Раича, в верхнем правом углу пагинация «106» синим карандашом, рукой И.С. Гагарина. Имеет авторское заглавие: «Полдень».

Второй автограф (л. 3), л. 8°, бумага с водяными знаками «I. Whatman. 1827». Лист сдвоенный, заполнен только л. 3. В правом верхнем углу зачеркнута и полустерта пагинация «79» рукой Гагарина. Написано скорописью. Без заглавия (Л.Г.).

Первый автограф имеет другой вариант 3-й строки — «В лазури пламенной и чистой» авторские знаки проставлены: тире в конце 2-й и 6-й строк, многоточия в конце 4-й и 8-й, тире, как часто у Тютчева, ассоциированы с протяженностью действия.

Второй автограф тоже беловой, с иным вариантом: «И в тверди пламенной и чистой» (ср. «грунт небес» — «Через Ливонские я проезжал поля…»). Образ Пана (Сильвана) впервые появился в его поэзии в стих. «Послание Горация к Меценату…» (см. коммент.

С. 281): «В священной рощице Сильвана, / Где мгла таинственна с прохладою слиянна… Здесь в знойные часы, пред рощею густою, / Спит стадо и пастух под сению прохлад…». Особенность авторского синтаксиса — повторы тире в конце строк 2, 4, 6-й.

Во всех изданиях — вариант второго автографа, но модернизируются авторские знаки: убраны тютчевские тире в конце строк.

Датируется не позднее конца 1820-х гг., т. к. бумага одного из автографов с водяным знаком «1827».

Н.А. Некрасов выделил стихотворение вместе с другими лирическими миниатюрами Тютчева — «Утро в горах», «Снежные горы», «Полдень», «Песок сыпучий по колени…» (Некрасов. С. 206). В рецензии на Изд.

1854 оно перепечатано и дан восхищенный отзыв о нем: «Красок немного, но как все они истинны, как верно подмечены у самой природы! Автору, очевидно, знакома тайна рисовать немногими, но подлинными чертами красоту ее явлений» (Отеч. зап. С. 62–63).

Рецензенту из Пантеона (с. 6) не нравилось выражение «мглистый полдень», и, по-видимому, в противовес ему, именно это выражение одобрил И.С. Аксаков (Биогр. С. 93–94), отметив художественную точность этого образа, как и «лениво дышит» и особенно «лениво тают».

  М.Ю. Лермонтов «Родина» полный анализ стихотворения

Продолжение размышлений о тютчевском образе «полдень мглистый» — в статье С.Л. Франка.

Изучая «дуалистический пантеизм» Тютчева, философ обнаруживает образы, в которых не противопоставляются светлое и темное начала бытия, а «сближаются между собою»: так, «полдень мглистый» изображается как час, когда «всю природу, как туман, дремота жаркая объемлет». Подобное Франк видит и в стих.

«Снежные горы» — образ «мглы полуденной», в которой почил «дольний мир». И дальше, развивая свою мысль, замечает, как в стихах Тютчева «ночь» и «день» иногда как бы вдруг меняются, в символическом смысле, своими местами…» (Франк. С. 22).

Так Франк указал на одно из звеньев тютческого поэтического видения мирового всеединства. В.Я. Брюсов (Изд. Маркса. С. XXXVII–XXXVIII), характеризуя пантеизм Тютчева, обращается и к стих.

«Полдень»: «В другую минуту, «лениво дышащим полднем», Тютчеву сказывается и самое имя того божества, которому действительно служит его поэзия, — имя «великого Пана», дремлющего в пещере нимф… И кто знает, не к кругу ли этих мыслей относится странное восклицание, вырвавшееся у Тютчева в какой-то тяжелый миг…» (цитируется последнее трехстишие стих. «И чувства нет в твоих очах…»).

Ссылка на основную публикацию