Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.) Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Взаимопроникновение двух миров — мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б.Л. Пастернака. Стихотворение «Март» из сборника «Стихотворения Юрия Живаго» — яркий тому пример.

Динамика и экспрессия лирической мысли захватывают с первой строчки. Пастернак берет мир в его контрастной повседневной совокупности и через простые и, казалось бы, обыденные слова, плетет вереницу метафор, поражающих оглушительной образностью.

Март, в изображении поэта, — концентрация неукротимых сил самой жизни, стремительно рвущейся к свободе.Освобождение природы от зимних оков мыслится поэтом как сложная работа.

Именно поэтому метафорой марта становится полная здоровья и кипучей энергии скотница, а отголосок зимы, чахлый снег, похож на умирающего от тяжелой болезни.

    Чахнет снег и болен малокровьем

Многоплановость и сложность ассоциативных рядов показывает стремление лирического героя вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир:

    Эти ночи! Эти дни и ночи!

    Настежь все…Читатели привыкли к тому, что понимают через пейзажные зарисовки чувства лирического героя. Пастернак же через изображение человеческих эмоций, стремлений, даже через облик людской рисует пейзаж. Его природа настолько очеловечена, что кажется неотделимой от субъекта. Это достигается с помощью излюбленного приема поэта — олицетворения.

    И бушует, одурев, овраг

    …    Чахнет снег и болен малокровьем.Пьянящая радость бытия разлита в воздухе, пронизанном новым ощущением весны.

    И всего живитель и виновник,-

    Пахнет свежим воздухом навоз.Это глубоко личное ощущение, расширяясь, захватывает и читателя.Написанное единой строфой, стихотворение не выглядит неприступным монолитом, потому что каждый образ зрим и осязаем, бесконечен в своей глубине. Простые и понятные каждому явления весны:

    Ручейков бессонных болтовня

    …    Голуби в снегу клюют овес!— соединяются в калейдоскоп пастернаковского пространства, и все привычные представления начинают разрушаться.Картину первого весеннего месяца помогает нарисовать сложный синтаксис. Поэзия Б.Л.

Пастернака в этом отношении необычайно сложна, но именно это делает ее настолько пронзительной, неуёмной, что оглушительная образность даже приводит в замешательство.

Сложные, конструктивные ряды образов, созданных с помощью инверсии, на самом деле не усложняют поэтический мир, а, скорее наоборот, пытаются проинтегрировать гармонию природы, соотнести ее с эмоциями лирического героя.

    И всего живитель и виновник,-

    Пахнет свежим воздухом навоз.Обычные слова и словосочетания, получившие необычные места, создают емкий образ, передающий связь внутреннего состояния и внешнего.Стихотворение «Март» написано пятистопным хореем, чей ритм созвучен с «дробью капелей в середине дня». Весна звучащая создается здесь и с помощью ассонансов:

    Кровельных сосулек худосочье

    Ручейков бессонных болтовня.Перекрестная рифма подхлестывает весеннее торжество.Б.Л. Пастернак решительно отделяется от традиции простого живописного пейзажа, и стихотворение «Март» — еще одно тому подтверждение.

  • Стихотворение «Март»
  • Солнце греет до седьмого пота,
  • И бушует, одурев, овраг.Как у дюжей скотницы работа,
  • Дело у весны кипит в руках.
  1. Чахнет снег и болен малокровьем
  2. В веточках бессильно синих жил.Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
  3. И здоровьем пышут зубья вил.
  4. Эти ночи, эти дни и ночи!
  5. Дробь капелей к середине дня,Кровельных сосулек худосочье,
  6. Ручейков бессонных болтовня!
  7. Настежь всё, конюшня и коровник.
  8. Голуби в снегу клюют овес,И всего живитель и виновник –

Пахнет свежим воздухом навоз.ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.) | Литерагуру

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Борис Леонидович Пастернак – один из наиболее выдающихся, известных и признанных поэтов XX века. Лишь пять русских писателей были удостоены Нобелевской премии и Пастернак – в их числе.

Борис Леонидович родился 29 января 1890 года в Москве в семье творческих людей, глубоко уважающих искусство. Отец будущего поэта был художником, а мать – пианисткой.

Возможно, именно это окружение, способное по-настоящему оценить творческие достижения даже на начальном этапе литературной карьеры, помогло тогда ещё юному Пастернаку в полной мере раскрыть свой талант.

История создания

Пастернак написал «Весну» в 1918 году, когда ему было всего 28 лет. Он с восторгом принял Февральскую революцию, хотя кризис временного правительства и всеобщий государственный распад вызывали у него явную неприязнь.

Борис Пастернак относился к Революции, как к «Великой хирургии», где доведение до конца так давно и славно начатого дела – просто необходимое и единственное верное решение.

Несмотря на потери, которые при этом может понести народ и государство. Так он думал примерно до лета 1918 года.

Тогда Борис Леонтьевич, ещё молодой и пылкий, начал распознавать сущность новой власти раньше многих других.

Он вынужден был просиживать положенное время в редакционных изданиях и получать за это мизерный паёк, для него это практически невыносимо. Но выбирать не приходится.

Спустя три года после опубликования «Весны», родители и сёстры Пастернака, по личному ходатайству А.В. Луначарского, покинут страну и отбудут в Германию для проведения сложной операции отцу семейства. Но после выздоровления Леонида Осиповича Пастернака, в СССР семья поэта так и не вернётся.

Революция для молодого Пастернака – стихийное, иррациональное, но абсолютно неизбежное явление, к которому автор относится фаталистически, что роднит его с Блоком, Ахматовой и Цветаевой. Юный Пастернак готов был многое прощать новой власти за внедрение новых позитивных программ.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Весна» написано шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Привлекает внимание сочетание неточных и нестандартных рифм в первой строфе с точными и довольно стандартными во второй.

Жанр стихотворения – элегия, для которой характерны особая интимность, постоянно присутствующие мотивы разочарования и одиночества, бренности жизни.

Образы и символы

  1. Центральный образ стихотворения – это сам лирический герой, которого окружают образы и реальные вещи, но он остается одиноким среди «тысяч шумных глаз».

    Автор испытывает сложные чувства, его пугает даль, ему дом кажется боящимся упасть, воздух он странно сравнивает с «узелком с бельем».

    Так он рисует образ улицы, которую он наделяет пугающими чертами.

    Все эти олицетворения и метафоры свидетельствуют о страхе человека перед будущим, перед своей страной, которую он прекрасно знает, как и эту улицу, но уже не узнает. Герой напуган, каждая деталь говорит о его смятении.

    Болезненность и навязчивость своего состояния он передает, сравнивая саму атмосферу с узелком изможденного больничного пациента.

  2. Второй зримый образ – это пустой и грустный вечер, который предстоит провести поэту в одиночестве. Он явственно ощущает равнодушие и отчужденность всех этих людей, окружающих его по нелепой случайности.

    Они все напряженно ждут чего-то от этого вечера, от этой жизни, но чего – они не знают сами, поэтому их взоры лишены выражения.

Темы и настроения

Фатализм в творчестве раннего Пастернака – его составная, если не основная тема. Завершение одного жизненного этапа и начало нового, а кроме того – полное смирение и осознание автором невозможности изменить течение жизни.

Поэт смиряется с тягостным ожиданием, страхом и напряженностью революционного лихолетья, как и множество «шумных глаз», которые, видимо, раскрываются так широко, что Борису Леонидовичу невольно пришла ассоциация с шумом. Как будто глаза беззвучно кричат.

Так тонко и метафорично раскрывается тема ожидания перемен.

Автор не приукрашивает быт 18 года, он передаёт непонимание и смуту, возникшую в головах людей, ещё вчера требовавших революционных свершений. Пастернак уже мысленно разделяет революцию и большевизм.

Революция, которая должна нести с собой новизну, любовь, молодость, перемены к лучшему, страсть, вдохновение, по факту, приносит ещё и голод, смерть, нищету и беззаконие. И поэт уже чувствует надвигающуюся катастрофу.

Так своеобразно он раскрывает тему революции, и в его трактовке чувствуется надвигающееся разочарование.

Идея

Смысл этого короткого, но ёмкого произведения не в журчании ручейков и постукивании капели, не в сладком пении птиц и таяние снегов.

Для автора это сложный период непонимания происходящего, метания, как в мыслях, так и в толпе, поисков чего-то нового и разочарования в прошлых убеждениях.

В изящных строках Пастернак передает исчерпывающую характеристику своего времени – напряженное и томительное ожидание, сопряженное со страхом.

В каждой строке стихотворения прослеживается основная мысль – непонимание происходящего, но и отсутствие попыток что-либо поменять: лишь отстранённость, безвольное наблюдение и полная опустошённость.

Средства художественной выразительности

В «Весне» автор использует небольшое количество тропов. Здесь, в основном, прослеживаются метафоры («воздух синь, как узелок с бельем») и олицетворения («тополь удивлен», «дом упасть боится»).

Пастернак, с помощью сравнений и пояснений, пытается показать своё отношение к происходящему и то, как он видит отношение окружающих к тому, что творится вокруг. Даже весенний тополь «удивлён» тому, как выглядят последствия столь ожидаемой и желанной революции.

Анализ «Март» Пастернак

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

«Март» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Взаимопроникновение двух миров — мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б.Л. Пастернака. Стихотворение «Март» из сборника «Стихотворения Юрия Живаго» — яркий тому пример.

Динамика и экспрессия лирической мысли захватывают с первой строчки. Пастернак берет мир в его контрастной повседневной совокупности и через простые и, казалось бы, обыденные слова, плетет вереницу метафор, поражающих оглушительной образностью.

Март, в изображении поэта, — концентрация неукротимых сил самой жизни, стремительно рвущейся к свободе.

Освобождение природы от зимних оков мыслится поэтом как сложная работа. Именно поэтому метафорой марта становится полная здоровья и кипучей энергии скотница, а отголосок зимы, чахлый снег, похож на умирающего от тяжелой болезни.

Чахнет снег и болен малокровьем

Многоплановость и сложность ассоциативных рядов показывает стремление лирического героя вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир:

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»

Эти ночи! Эти дни и ночи!Настежь все…

Читатели привыкли к тому, что понимают через пейзажные зарисовки чувства лирического героя. Пастернак же через изображение человеческих эмоций, стремлений, даже через облик людской рисует пейзаж. Его природа настолько очеловечена, что кажется неотделимой от субъекта. Это достигается с помощью излюбленного приема поэта — олицетворения.

  • И бушует, одурев, овраг …
  • Чахнет снег и болен малокровьем.
  • Пьянящая радость бытия разлита в воздухе, пронизанном новым ощущением весны.
  • И всего живитель и виновник,-Пахнет свежим воздухом навоз.
  • Это глубоко личное ощущение, расширяясь, захватывает и читателя.

Написанное единой строфой, стихотворение не выглядит неприступным монолитом, потому что каждый образ зрим и осязаем, бесконечен в своей глубине. Простые и понятные каждому явления весны:

  1. Ручейков бессонных болтовня …
  2. Голуби в снегу клюют овес!
  3. — соединяются в калейдоскоп пастернаковского пространства, и все привычные представления начинают разрушаться.

Картину первого весеннего месяца помогает нарисовать сложный синтаксис. Поэзия Б.Л. Пастернака в этом отношении необычайно сложна, но именно это делает ее настолько пронзительной, неуёмной, что оглушительная образность даже приводит в замешательство.

  • Сложные, конструктивные ряды образов, созданных с помощью инверсии, на самом деле не усложняют поэтический мир, а, скорее наоборот, пытаются проинтегрировать гармонию природы, соотнести ее с эмоциями лирического героя.
  • И всего живитель и виновник,-Пахнет свежим воздухом навоз.
  • Обычные слова и словосочетания, получившие необычные места, создают емкий образ, передающий связь внутреннего состояния и внешнего.

Стихотворение «Март» написано пятистопным хореем, чей ритм созвучен с «дробью капелей в середине дня». Весна звучащая создается здесь и с помощью ассонансов:

Кровельных сосулек худосочьеРучейков бессонных болтовня.

Перекрестная рифма подхлестывает весеннее торжество.

Б.Л. Пастернак решительно отделяется от традиции простого живописного пейзажа, и стихотворение «Март» — еще одно тому подтверждение.

Анализ стихотворения Пастернака “Март

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Пейзажная Лирика Бориса Пастернака имеет ряд отличительных особенностей. Она носит но просто описательный характер, но и содержит в себе философские размышления. Исключения составляют лишь те произведения, которые поэт вынужден был создавать на заказ, выполняя требования партии о привнесении в культуру элемента доступности и простоты для восприятия.

К таким заказным произведениям относится и стихотворение “Март” , не лишенное, впрочем, иронии.

Являясь коренным москвичом, Борис Пастернак сумел тонко передать сельский быт, но при этом вложил в произведение и тайный смысл, показав, что сельские люди готовы радоваться даже малому, в то время как для горожан мартовский пейзаж, изображенный автором, кажется диким и вульгарным.

Это стихотворение было написано в 1947 году, когда Советский Союз еще восстанавливался после военной разрухи. Тем не менее, жизнь города и села существенно разнилась.

В московских магазинах уже отменили продуктовые карточки, начали работу театры и рестораны.

А в российской глубинки люди по-прежнему работали за трудодни, радуясь, если к концу уборочной страды на семью колхоз выдавал хотя бы мешок зерна.

В том стихотворении Пастернак попытался взглянуть на мир глазами простого сельского труженика, которому нет никакого дела до красот природы. Март у него ассоциируется с солнцем, которое “греет до седьмого пота”и напоминает дюжую скотницу, у которой невпроворот работы.

Действительно, если наступление весны городские жители воспринимают с радостью и надеждой на новую жизнь, то у крестьян в этот период каждый день – на все золота. Ведь от того, как поработаешь весной, зависит будущий урожай. К тому же, необходимо выполнять план по заготовкам мяса и молока, грабительский и непосильный.

Поэтому с самого утра “дымится жизнь в хлеву коровьем, и здоровьем пышут зубья вил”.

Март сквозь призму мировосприятия сельского жителя – это голуби, который возле конюшен и коровников “в снегу клюют овес”. При этом аромат набухающих почек на деревьях и подснежников отходит на второй план, так как везде “пахнет свежим воздухом навоз”.

Подобная сельская романтика навевает далеко не самые оптимистичные мысли, так как поэт понимает – в эту пору крестьянам нет никакого дела до красот природы. Их жизнь подчиняется совершенно иным законам, которые трудно понять и принять горожанам.

В итоге самая светлая и восхитительная пора года проходит для них под знаком каторжного труда во имя мифических идеалов.

Анализ стихотворения Пастернака Весна

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

«Весна» (1918). Стихотворение вошло в сборник Пастернака «Темы и вариации». Лирический герой испытывает те же чувст­ва, что и пугающая даль и боящийся упасть дом:

  • Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
  • Где даль пугается, где дом упасть боится,
  • Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы.
  • Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч шумных глаз,
  • Бездонных и лишенных выраженья.

Преображение природы весной соотносится с переживания­ми человека, выписавшегося из больницы. Ощущения человека передаются поэтом не через описание его чувств, а через ото­ждествление с природой, с помощью метафор.

Таким образом, метафора является не только приемом изобразительности. С по­мощью метафоры мир обретает изначальную целостность, един­ство, предметы и явления взаимопроникают друг в друга.

Важ­ное место в стихотворении также занимает прием звукописи, с помощью которого создается «растворенность» лирического ге­роя в окружающем мире:

Лес стянут ио горло петлею пернатых Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стенает в сонатах Стальной гладиатор органа.

Слова, относящиеся к разным категориям по смыслу, имеют общую звуковую структуру. Этот факт еще раз подтверждает мысль о взаимосвязи разных сторон бытия.

На этой странице искали :

  • пастернак весна анализ
  • анализ стихотворения весна пастернак
  • весна пастернак анализ
  • Пастернак Анализ стихотворения Весна
  • анализ стиха пастернака весна

Анализ стихотворения Пастернака «Весна»

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Весна» было написано в 1918 и затем вошло в стихотворный сборник поэта «Темы и вариации».

Вообще, тема весны очень глубоко раскрыта в творчестве поэта. Он считает её живым началом, воплощением живого духа, способного воссоединить две части: природную и человеческую воедино, воплотив в это некий мистический идеал который так тщетно ищут не только поэты, но и все обыкновенные люди.

С помощью глубоких и осмысленных метафор автор пытается показать своё единение с природой, слияние, конкретное отожествление с обыкновенными предметами, окружающими главного героя в самый обыкновенный весенний день.

Чувства, эмоции и переживания лирического героя выражены через данные средства выразительности не случайно. Пастернак строками своего стихотворения хочет показать единство всех окружающих его предметов, всего дышащего холодным синим воздухом весны. Герой сам по себе, но одновременно, он и всё вокруг, живущее сейчас. Один человек и вся улица сразу.

Приём звукописи, изолирующий в этом стихотворении играет тоже далеко не последнюю роль. Различные слова, казалось бы, не имеющие ничего общего, сливаются в единое целое, звучат упорядоченно, чётко и ясно.

  1. Все тонкие весенние ароматы, волшебные запахи и звуки, всё это мастерски передано игрою слов и литературными приёмами, раскрывающими тонкости не только времени года, но и поэзии, и человеческой души.
  2. Смятение и волнение главного героя сравнимо с состоянием больного до конца непонравившегося от лихорадки, в строках:
  3. «Где воздух синь, как узелок с бельем
  4. У выписавшегося из больницы…»

Весна Пастернака—это не подробное описание журчания ручьев и звука капели, не сладкое пение птиц, не таяние снегов и яркого солнца. Это время поисков, осознания собственной неопределенности, метания в толпе, поисков чего нового, того, что даст глоток того самого животворящего воздуха.

Герой полон страхов, как дом, боящийся рухнуть, как тополь неутомленно стоящий в стороне. Он идёт навстречу людской толпе, смотрящей на него безразлично и отстранённо. Он недоумевает, он потерян…

Всё, не только природа, но и люди ждут «продолжения рассказа, оставленного без окончания», ждут, что весна несёт всему что-то новое, обновление, которое зажжет в их душах нечто горячее, покажет ту истину, которую так долго искали…

Анализ стихотворения «Весна» Пастернак Б.Л

Пастернак – это лирик, который старается отвести всех читателей от каких-то конкретных условий действительности. Он умеет красиво сочетать в одном произведении разнообразные вариации и темы, которые красиво и гармонично переплетаются между собой. Поэзия Бориса Пастернака очень музыкальна и живописна.

В ее мотивах ощущаешь лирическую интонацию, невообразимый поток света и легкости. Поэт очень любил природу, гармонию, которую всегда глубоко чувствовал и передавал в своих произведениях. Природа для поэта – живой организм.

Он не равнодушен ко всем ее проявлениям, поэт с благоговением и благодарностью относится к дождю, к солнцу, ко всем временам года.

Пастернак написал очень много красивых произведений, которые греют душу при чтении и заставляют задуматься о самых важных моментах жизни. За его произведения и за его умение красиво излагать свои мысли Пастернака наградили Нобелевской премией.

Весна для Бориса Пастернака – это обновление всего живого, возрождение после долгой болезни.

Стихотворение передает весеннее состояние единения человека с природой, с помощью сравнения, в которых Борис Пастернак передает аромат, звуки, запахи весны.

Поэт наделяет природу человеческими качествами и с помощью метафор создает атмосферу легкости и возрождения к жизни. Природа, как греческая губка, впитывает в себя и плохое и хорошее, природное и человеческое.

Бытовые детали в произведении делают природу еще более человечной. Окружающий мир и внутренний мир человека взаимосвязан. И поэт убеждает читателя в этом, заставляет своим поэтическим даром, своим пронзительно теплым стихотворением посмотреть на природу вокруг нас, как на самое удивительное чудо на свете. На природу, которая является частью самого человека, преображает его в лучшую сторону.

Поэт заставляет человека понять, что все вокруг поэзия. И поэзия, как часть живого впитывает в себя и природное и человеческое. Поэзия Пастернака говорит о том, что, несмотря на все бури в жизни человека, как и катаклизмы в природе, наступает весна и все возрождается вновь.

Читайте также:  Что такое месть?

Так и у самого человека. Борис Пастернак, как и все гениальные поэты, в своем произведении дает людям свет и надежду на лучшее и светлое в жизни.

Поэзия Бориса пастернака пронизана светлым и легким воздухом, воздухом надежды, светом счастья, у которого есть настоящее, которое зовется мгновением.

Написать комментарий

«Весна, я с улицы, где тополь удивлен…», анализ стихотворения Пастернака

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги. Ее основная тема – единство внутреннего мира человека и окружающего пространства.

Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку удалось ярко передать оригинальный взгляд на весеннее пробуждение природы. Он не изображает традиционное пение птиц, таяние снега, капель и яркие солнечные лучи. Пастернак видит и чувствует явления природы в единении с душой человека, его эмоциями.

Он заставляет читателя взглянуть на окружающий мир глазами лирического героя, через его восприятие действительности: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Воображение сразу рисует картину: человек вошел в дом с улицы, где началась весна. Только-только случилось это чудо, потому и тополь удивлен.

А герой просто ошеломлен неожиданным приходом самого романтичного времени года.

В ощущениях Пастернака зима – это затянувшийся, надоевший недуг, а приход весны сродни выздоровлению. И вот мир «выписался из больницы». Он немного растерян, слегка испуган этой внезапной переменной, даже опьянен глотком синего воздуха свободы после длительного пребывания в душных больничных стенах. Поэтому «даль пугается», а дом боится упасть.

Люди и природа ждут чего-то нового, неизведанного, продолжения прерванного рассказа. Мир замер в предчувствии изменений, поэтому «вечер пуст». Он застыл в пока еще холодной неопределенности, но мы понимаем, что вскоре сумрак наполнится теплом и ароматом весны.

Какие ассоциации возникают при прочтении последних строк стихотворения? Темный зрительный зал, заполненный тысячами «шумных глаз». которые со сцены кажутся бездонными и лишенными выражения.

Они ждут от «звезды» продолжения рассказа, нового сюжета пьесы под названием «жизнь». Или это толпы людей, которых встречает герой? Они кажутся ему сплошной безликой массой, блуждающей по городу.

А может быть, это окна шумных домов, которые глядят в недоумении на вечернюю звезду?

Стихотворение «Весна» многоплановое, неоднозначное, но музыкальное и живописное произведение. В нем заключено множество чувств и ассоциаций. Бытовые подробности отражают переживания лирического героя. Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны.

Поэт мастерски использует ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Перекрестная рифмовка АВАВ явно присутствует во второй строфе: рассказ – продолженья – глаз – выраженья. В первой части стиха рифмы бедные, но воспринимаются на слуг легко: удивлен – боится – бельем – больницы .

В стихотворении нет красивых описаний весенней природы, но от этого ощущение гармонии и красоты окружающего мира не исчезает, а проявляется под новым, совершенно необычным углом зрения – в обыденности, повседневности.

Любопытно, что в произведениях сборника «Темы и вариации» отразились довольно мрачные настроения автора, вызванные как тяжелым бытом того времени, так и личной драмой – замужеством женщины, которую Пастернак любил.

Несмотря на это, все стихотворение пронизано светом и воздухом, надеждой и ожиданием счастья. Вопреки всем сложностям и проблемам, жизненным неурядицам и погодным бурям, на улицы города придет весна. Все возродится.

«Опять весна» Б.Пастернак

«Опять весна» Борис Пастернак

Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду? Неузнаваемая сторона, Хоть я и сутки только отсюда. Замер на шпалах лязг чугуна. Вдруг — что за новая, право, причуда? Бестолочь, кумушек пересуды…

Что их попутал за сатана?

Где я обрывки этих речей Слышал уж как-то порой прошлогодней? Ах, это сызнова, верно, сегодня Вышел из рощи ночью ручей. Это, как в прежние времена, Сдвинула льдины и вздулась запруда. Это поистине новое чудо,

Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она, Это ее чародейство и диво. Это ее телогрейка за ивой, Плечи, косынка, стан и спина. Это Снегурка у края обрыва. Это о ней из оврага со дна Льется безумолку бред торопливый

  • Полубезумного болтуна.
  • Это пред ней, заливая преграды, Тонет в чаду водяном быстрина, Лампой висячего водопада К круче с шипеньем пригвождена. Это, зубами стуча от простуды, Льется чрез край ледяная струя В пруд и из пруда в другую посуду,-
  • Речь половодья — бред бытия.

Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»

Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия.

Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его.

Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна.

Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».

«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир.

В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна».

Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония.

Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.

Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта.

В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла.

По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.

Послушать стихотворение Пастернака Весна

Темы соседних сочинений

← В лесу↑ ПастернакВетер →

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Анализ стихотворения Пастернака Весна

Стихотворение «Весна» было написано в 1918 году, а спустя пять лет опубликовано в сборнике «Тьмы и вариации». В творчестве Б. Пастернака, очень глубоко раскрыта тема весны. Весна для писателя это возрождение, пробуждение всего живого, единения человека с природой.

В творчестве лирического поэта очень глубоко затронута тема весны. Пастернак считает, что именно весна начало всему новому.  У этого лирического автора есть своя точка зрения, свой стиль, своя трактовка всех основных жизненных явлений.

Без каких либо преувеличений ему удается в двух строфах передать всю прелесть наступления весны. Он призывает человечество посмотреть на мир другими глазами. Говорит, что природа и человек одно целое.

Весна наступила неожиданно, поэтому тополь удивлен.

Пастернак сравнивает зиму с болезнью. После затянувшейся зимы, весна, воспринимается как лекарство. Герой немного удивлен, испуган внезапными переменами. Опьянен глотком свежего воздуха, «как узелок с бельем». Все вокруг в ожидании чего-то нового. Природа ждет продолжения рассказа, который остался не законченным, без продолжения.

Здесь речь не идет о традиционном, о пении птиц, весеннем солнце, таянии снега, автор литературными словами передает всю прелесть и тонкость сменяемости времен года. Пастернак сравнивает явление природы с душой человека.

В данном произведении заключается множество чувств и эмоции. Смятение и испуг главного героя сравнивается с больным, который после больничных стен, наконец, то оказался наедине с природой.

А люди, которые встречаются герою на его пути, кажутся ему пустыми и лишенными каких либо чувств.

Несмотря на то, что в произведении чувствуется немного мрачное настроение автора, оно наполнено надеждой и ожиданием счастья. Несмотря на бури, метели и жизненные трудности на улицы и в жизни каждого, придет весна. Все вокруг преобразится и заживет новой жизнью.

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

  • Анализ стихотворения Барто Снегирь
    В этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки под темной вуалью
    Анна Ахматова – представитель русской поэзии, который смог очень ярко и полно открыть и передать читателю мир женской души. Весьма примечательно, что многие стихи поэтессы обращены к теме любви. «Сжала руки под темной вуалью…»
  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина
    Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа
  • Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от муки
    Когда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких
  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья
    За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в
Читайте также:  Как в лирике Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Анализ стихотворения «Весна» Бориса Пастернака

Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Стихотворение «Весна» Бориса Пастернака

В основу парадоксального стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Весна» легла личная драма поэта.

Стихотворение написано в 1918 году. Его автору в эту пору было 28 лет, он занимается переводами, приглашен в Комиссию по охране культурных ценностей, с тревогой наблюдает за нарастающим хаосом в стране. И, конечно, влюблен. Его избранница – Елена Виноград, они знакомы уже 8 лет. Ее жених погиб в Первую Мировую войну в 1916 году.

Весна 1917 года положила начало их непростым отношениям: Елена не могла забыть жениха, да и уже был в ее окружении человек, их общий знакомый А. Штих, в котором Б. Пастернак почувствовал соперника. Спустя год Е. Виноград, уступив просьбам матери, волновавшейся за ее будущее, неожиданно принимает предложение А. Дороднова, владельца мелкой мануфактуры. Б.

Пастернак уезжает в Москву.

По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Открытые рифмы чередуются с закрытыми. Лирический герой – сам автор. Его огорошила новость о замужестве любимой женщины. Весна, самое романтическое время года, превращается в дни, «где вечер пуст». Тем более, еще свежи впечатления весны прошлогодней.

Почва выбита из-под ног лирического героя. Без всякой интонации он перечисляет то, что видит на улице: тополь удивлен, даль пугается, воздух синь, вечер пуст. Градация абсурда усилена повторами союзного слова «где». Все будто не на своих местах, подделка под весну. Сравнение: воздух, как узелок с бельем. Само это сравнение подчеркивает болезненность происходящего.

Мучительные отношения закончены, но герой к этому совсем не готов. Необычно и сравнение вечера с прерванным рассказом. «Оставленный звездой»: оставленный без продолжения, без объяснений прерванный на полуслове. Загипнотизированная публика неохотно возвращается к реальности. Отсюда тысячи «шумных глаз, бездонных»: люди словно жадно слушали глазами.

«Лишенных выраженья»: сейчас для поэта все лишено смысла. Ему претит эмоциональность. Он знает, что любой восторг минутен, ничтожен. Олицетворения: удивлен, пугается, боится. Эпитеты: шумных, бездонных. На какое-то время герой словно оглушен, потерял связь с этим миром. Похоже, к весне придется снова привыкать.

Стихи этого периода поэт почти не правил, считая, что они родились в неожиданной, но абсолютно законченной форме.

Произведение «Весна» Б. Пастернака – пример ранней любовной лирики. Стихи этого периода впоследствии вошли в сборник «Сестра моя – жизнь».

24 сентября 2021 в 21:53

Анализ стихотворения Пастернака Весна (1918 г.)

Стихотворение Бориса Пастернака «Весна» было написано в 1918 году, но мир увидел его всего лишь через пять лет. Настроение  стихотворения повлияли нюансы биографии автора.

Это не только жизненные трудности, но и личная трагедия. Женщина, которую любил автор, вышла замуж.

Пастернак непросто переживал этот период своей жизни, поэтому все стихотворения того времени отличаются мрачным пейзажем и грустным настроением.

Произведение состоит из двух четверостиший, связанных перекрестной рифмовкой. Ритм написания — двустопный ямб. Стихотворение написано в рамках символизма.

Ведущим символом стихотворения является мир, который «выписался из больницы». Таким образом, автор выражает наступление весны. Зиму, холодную и суровую, он сравнивает с больницей. Весна является большим потрясением для мира, поэтому возникают образы дали, которая боится, и дома, который падает.

В стихотворении поднимается тема начала весны. Весна всегда была любимым временем года поэтов, которому посвящено множество стихотворений. Однако, это нетипичное произведение.

Здесь нет обычных мотивов в роде прилетающих птиц, капели, первых лучей солнышка, таяния снега, распускания листочков. Автор показывает новое, необычайно простое наступление весны.

Он фокусируется на одном дереве и на маленькой площади, чтобы максимально подробно и детально изобразить пейзаж.

Автор стремится показать необычный взгляд на окружающий мир. По его мнению вся природа и все люди замерли в ожидании продолжения рассказа, приготовленного жизнью. Здесь речь идет не только о скором потеплении и изменении климата, природы, но и о внутренних изменениях, конфликтах, которые могут возникнуть внутри человека.

Главная идея стихотворения состоит в том, что необходимо уметь нетипично смотреть на обычные повседневные вещи, видеть в них оригинальность, уникальность. Также подчеркивается важность быть креативным. Борис Пастернак побуждает своих читателей посмотреть на мир творчески, необычно.

Для языка стихотворения характерно обилие средств выразительности. Прежде всего необходимо отметить музыкальность и поэтичность стихотворения, что достигается путем аллитерации т, д, п, ш и ассонанса звуков е, о.

Стихотворение содержит множество метафор и сравнений, а также повторение слова «где» в первой строфе, что подчеркивает важность описываемых событий. Также есть оксюморон и метонимия ( «к недоуменью тысяч шумных глаз»).

Конечно же, есть и эпитеты, без которых не обходится ни одно произведение.

Стихотворение Бориса Пастернака «Весна» посвящено пробуждению природы от зимы, а также чувствам и эмоциям автора.

Несколько интересных сочинений

«Весна, я с улицы, где тополь удивлен…», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги. Ее основная тема – единство внутреннего мира человека и окружающего пространства.

Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку удалось ярко передать оригинальный взгляд на весеннее пробуждение природы. Он не изображает традиционное пение птиц, таяние снега, капель и яркие солнечные лучи. Пастернак видит и чувствует явления природы в единении с душой человека, его эмоциями.

Он заставляет читателя взглянуть на окружающий мир глазами лирического героя, через его восприятие действительности: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Воображение сразу рисует картину: человек вошел в дом с улицы, где началась весна. Только-только случилось это чудо, потому и тополь удивлен.

А герой просто ошеломлен неожиданным приходом самого романтичного времени года.

В ощущениях Пастернака зима – это затянувшийся, надоевший недуг, а приход весны сродни выздоровлению. И вот мир «выписался из больницы». Он немного растерян, слегка испуган этой внезапной переменной, даже опьянен глотком синего воздуха свободы после длительного пребывания в душных больничных стенах. Поэтому «даль пугается», а дом боится упасть.

Люди и природа ждут чего-то нового, неизведанного, продолжения прерванного рассказа. Мир замер в предчувствии изменений, поэтому «вечер пуст». Он застыл в пока еще холодной неопределенности, но мы понимаем, что вскоре сумрак наполнится теплом и ароматом весны.

Какие ассоциации возникают при прочтении последних строк стихотворения? Темный зрительный зал, заполненный тысячами «шумных глаз», которые со сцены кажутся бездонными и лишенными выражения.

Они ждут от «звезды» продолжения рассказа, нового сюжета пьесы под названием «жизнь». Или это толпы людей, которых встречает герой? Они кажутся ему сплошной безликой массой, блуждающей по городу.

А может быть, это окна шумных домов, которые глядят в недоумении на вечернюю звезду?

Стихотворение «Весна» многоплановое, неоднозначное, но музыкальное и живописное произведение. В нем заключено множество чувств и ассоциаций. Бытовые подробности отражают переживания лирического героя. Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны.

Поэт мастерски использует ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Перекрестная рифмовка АВАВ явно присутствует во второй строфе: рассказ – продолженья – глаз – выраженья. В первой части стиха рифмы бедные, но воспринимаются на слуг легко: удивлен – боится – бельем – больницы.

В стихотворении нет красивых описаний весенней природы, но от этого ощущение гармонии и красоты окружающего мира не исчезает, а проявляется под новым, совершенно необычным углом зрения – в обыденности, повседневности.

Любопытно, что в произведениях сборника «Темы и вариации» отразились довольно мрачные настроения автора, вызванные как тяжелым бытом того времени, так и личной драмой – замужеством женщины, которую Пастернак любил.

Несмотря на это, все стихотворение пронизано светом и воздухом, надеждой и ожиданием счастья. Вопреки всем сложностям и проблемам, жизненным неурядицам и погодным бурям, на улицы города придет весна. Все возродится.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Весна я с улицы где тополь удивлен…»
  • По писателю: Пастернак Борис
Ссылка на основную публикацию