Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

Главная страница » Русские классики » Александр Блок

Меню статьи:

Текст стихотворения

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Историческая атмосфера

Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.

В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока

В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.

Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.

В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого.

Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания.

Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».

История написания стихотворения

Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.

Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!

Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления.

В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством.

Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.

Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.

Место, описанное в произведении

Блок написал это стихотворение, вошедшее в поэму «Пляски смерти», в Петербурге 10 октября 1912 года, в своей квартире. Блок всегда был очень впечатлительным и конкретным, поэтому предполагают, что данное произведение связано с конкретным местом в Петербурге.

Мост, ведущий на Крестовский остров, обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц. На углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки находилась аптека, в которой нередко оказывали помощь несостоявшимся суицидникам.

Эта аптека навевала мрачные мысли у того, кто знал об этом. Единственный газовый фонарь, освещавший вход в аптеку, возможно и был тем самым, который упоминается в стихотворении Блока.

Темный канал с бликами фонаря, горевшего на берегу, аптека, видевшая немало несостоявшихся самоубийц и набережная, куда попадали те, кому удалось спрыгнуть с моста – все эти места наводили на тягостные думы.

И «ледяная рябь» помнила тех, кто ушел из жизни.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока

Блок любил Петроградскую сторону, и предполагают, что именно эту аптеку поэт увековечил своим произведением.

Тема стиха

Тема стихотворения – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации.

Судя по стихотворению, поэт отверг позицию христианства, в которой смысл жизни человека в том, чтобы познавать Творца, наслаждаться тем, что Он любит человека и учиться любить Его в ответ. Смысл, который и после смерти продолжается.

Стихотворение Александра Блока “Незнакомка” – портрет начала нового века, нового вита русской литературы. Это произведение – одно из любимых текстов самого автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его сюжетом

Подобное отвержение неизбежно приводит человека к пониманию бессмысленности жизни, ведь вечную душу ничто временное не может успокоить по-настоящему. Физический мир стабилен, и это благо для тех, кто живет на земле.

Но поэта мысль о том, что, даже вернувшись на землю в другом обличии, он вновь увидит то же самое, приводит в уныние и отчаяние.

И даже то, что слова меняются, скорее, добавляет трагичности за счет «мужской рифмы» слова «фонарь» вместо женской рифмы слова «аптека». «Аптека, улица, фонарь»

Символичность стиха позволяет каждому читателю увидеть свои оттенки. Кто-то видит надежду в упоминании фонаря в конце стихотворения, но свое отношение к фонарю поэт высказал раньше:

«Бессмысленный и тусклый свет»

Как бы читатель не старался найти надежду, вчитываясь в строчки – поэт вряд ли видит ее.

Тема смерти в стихе выводится на более глубокий уровень – духовной смерти. Ведь жизнь без надежды даже в смерти найти избавление – это умирание души. Вера или допущение существования реинкарнации не дает успокоения, ведь поэт уверен, что в этой самое новой жизни не увидит более радостной картины.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока

Также стихотворение начинает тему страха и отчаяния в творчестве Блока. «Ночь», «умрешь», «исхода нет», «ледяная рябь».

В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью. Он не смог принять принципы большевизма, уверенный в мраке того будущего, которое они провозглашали.

Композиция

Композиция стихотворения зеркальная. В конце повторяется первая строка, хотя в ней меняется порядок слов. Именно изменение порядка слов усугубляет безнадежность. Также как реинкарнация ничего не изменит, так и перестановка того, что видит герой не меняет сути – все однообразно, холодно и бессмысленно.

«Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все как встарь»

Слова «начнешь сначала» могут означать и как веру поэта в реинкарнацию, так и образное выражение – влияние символизма в котором он писал прежде. В начале века город ассоциировался с духовной деградацией на фоне технического прогресса. Достоевский делает город соучастником совершенного героем убийства в романе «Преступление и наказание».

Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои темные и тяжелые мысли. В его произведении город имеет разрушительное начало.

Поэт утверждает, что все в мире циклично и однообразно:

“Все будет так. Исхода нет”

Стихотворение является развернутой метафорой. Бессмысленность жизненного пути, бесконечная безнадежность существования человека.

В стихотворении две части: в первой поэт говорит о жизни, во второй о смерти. Но в подавленном душевном состоянии он не видит разницы между жизнью и смертью, ведь в этом произведении смерть – это лишь реинкарнация, при которой он вернется опять на то же место в то же время и не важно, в каком обличии.

Главный герой

В этом стихотворении главный герой остается «за кадром». Но именно поэт остается главным героем повествования, которое превращено им в метафору. В юности Блок жил поэзией и был убежден, что именно красота и поэзия спасут мир. Но его убеждения рассыпались, столкнувшись с трагической действительностью. Смерть близких изменила всю жизнь и веру поэта.

Произведение А. Блока «Россия» написано как следствие мрачных событий смутного времени – первой русской революции. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Употребление глаголов во 2-м лице «начнешь, умрешь» словно обобщает всех людей, ставя их на место поэта. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он.

По убеждению Блока, мир именно таков, каким он его видит. В данный момент поэт не может предполагать, что его картина мира исказилась тем, во что он верит, и для других людей мир может выглядеть совершенно иначе. Не предполагает, что есть люди, у которых в тот же момент времени есть цель в жизни «…ради которой жить и умереть очень даже стоит…».

Употреблением глаголов во 2-м лице, поэт ставит всех людей на свою ступень, вовлекая в свою философию смерти и бессмысленности жизни.

«Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет

Умрешь – начнешь опять сначала…»

Несмотря на тяжелые мысли, поэт любил Россию и после революции не уехал за границу. Было это от того, что Блок сделал свой выбор, который состоял в ценности родины или от безразличия и отчаяния – никто не сможет сказать. Но это решение было для поэта губительным. Оно привело его к преждевременной гибели.

С подобными мыслями и настроением поэт создал не одно произведение. Его размышления продолжаются в стихах

«Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят…».

Жанр

Стих относится к философской лирике. Лирический герой рассуждает о жизни и смерти.

Написано четырехстопным ямбом.

В последнем слове первой строчки ударение на втором слоге – это женская рифма. Она звучит мягче, последующий монолог звучит легче.

В последней строчке те же слова, но в другом порядке, и заканчивается строчка и весь стих словом «фонарь», имеющим мужскую рифму (ударение на последнем слоге), отчего слово звучит жёстче, резче.

После него (по интонации) невозможно продолжение, словно подведен итог. Это почти нивелирует общепринятое упоминание о свете как о выходе, радости и надежде.

Поэт и прежде говорит о фонаре «бессмысленный и тусклый свет» и употребление этого слова в конце также сводит на «нет» символ надежды.

Средства выразительности

В стихотворении использованы символы, подчеркивающие тяжелые чувства автора.

“Ночь, улица, фонарь, аптека”. Жизненный путь, проходящий во мгле, в которой даже фонарь не дает выхода и достаточного света, чтобы разглядеть самое важное.

  • Эпитет “Ледяная мгла канала» символизирует смерть, холод, страх перед жизнью и смертью.
  • Также в стихотворении употреблена аллитерация: «бессмысленный и тусклый свет»
  • Сравнение: «И повторится все, как встарь» Также мы видим в стихе рефрен – перед глазами героя одна и та же картина на протяжении всей жизни, и даже после смерти.

Внимательный читатель заметит, что поэт отходит от принятого противопоставления тьмы как символа всего отрицательного и света, как символа добра и надежды. Свет в его стихе не сильно отличается от тьмы, он едва рассеивает мрак, потому что «бессмысленный и тусклый».

Поэт попал в замкнутый пространственный круг, в котором предполагает находиться не только через «четверть века», но даже в следующей жизни. По его мнению, пейзаж не изменится никогда, а значит, и ощущения останутся …

Слова «ночь, улица…» являются скорее символами, повторяющегося бесконечного однообразия и безысходности, чем описанием конкретной местности. Хотя Блок всегда придерживался конкретики, даже в символизме.

В стихотворении Александра Блока все существование людей окрашено в темные тона, не имеет радости, смысла и утомительно однообразно. Все мироздание сводится к одной картине – темной улице, тусклому фонарю у аптеки и ледяному каналу.

Особенности стиха

В этом стихотворении Блок отходит от привычного символизма, описывает реальность, хотя и не избегает употребления нескольких символов.

Стих наполнен темными красками, отсутствием смысла и надежды. Он является скорее песнью смерти, чем жизни. Но даже смерть в нем не является чем-то определенным. В «посмертии» опять приходится вернуться в тот же безрадостный и тягостный пейзаж, в ту же бесконечную бессмысленность.

Читайте также:  Короткие стихи про день рождения: красивые маленькие, небольшие стихотворения - читать лучшие

Автор меняет привычные символы. Свет в его стихе уже не является символом надежды и радости, а смерть не избавляет от необходимости смотреть на опостылевшую картину окружающего мира.

Также время не меняет в произведении автора унылый пейзаж, вопреки обычной уверенности людей, что в мире меняется все и «в одну воду родника не войти дважды». Но у Блока картина мире однообразна как зацикленный короткий видеоролик.

В живой природе неизменность картины нереальна, но в городе, среди мостовых и каменных стен это становится возможным. Даже вода в его произведении словно застыла. Она не течет. Поэт видит только рябь и это дополняет иллюзию однообразия картины.

Здесь все кружится на месте: время и вода. Свет изменил свою сущность, смерть перестала быть концом или даже привычным для христианина порогом в вечность и надеждой на встречу с Творцом. Смерть тоже словно свернулась кольцом, возвращая ушедшего к началу.

Автор кружится в этом замкнутом круге и уверен, что все человечество вынуждено совершать эти бессмысленные обороты.

Отзывы критиков

В. Гиппиус, которому Блок прочитал его, был поражен мрачностью стиха. И все же «Ночь, улица, фонарь…» – одно из самых известных стихотворений Александра Блока. Его современники приняли стих с удивлением, но он получил много откликов и довольно быстро стал популярным.

“Он делал все — «по-настоящему». Но все же чувствовал — ни на минуту не переставал чувствовать, что это — не то, не настоящее”.

Евгений Замятин

«…каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».

Зинаида Гриппиус

«…встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья».

Константин Бальмонт

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Всего восемь строчек, которые изменили жизненные и творческие ориентиры поэта. Поэт пытается разобраться в смысле жизни. Для чего человек приходит в этот мир? В стихотворении затронута философская идея смерти.

Жизнь выглядит как замкнутый круг, гдё всё циклично повторяется. И окрашена она в мрачные, тусклые тона. Пройдёт и двадцать пять лет и ничего не изменится. Выхода из этого круга нет. Жизнь представлена в виде улицы, на которой стоят фонарь, который светит еле-еле, и аптеки. Почему именно она? Не больница, не магазин, не ресторан, а именно аптека.

Не только же для рифмы строк добавил её поэт. В Санкт-Петербурге был мост, ведущий на Крестовский остров. Люди на нём пытались покончить жизнь самоубийством, т.к. по ночам мост не охранялся. В находящейся рядом, круглосуточно работающей аптеке, самоубийцам оказывали первую доврачебную помощь. И в холодной серой воде отражались аптека и вечно тускло горевший фонарь.

Блок любил ходить по этим местам. Странная любовь.

Второе четверостишие начинается с утверждения – хоть сколько раз воскресни, всё с точностью повторится. Речь идёт о духовной смерти. Блок пытается найти смысл жизни. Он находится перед непростым выбором, что в жизни ценно, а что – нет. Лет через пять поэт сделает свой выбор. Себе на беду, он останется в России.

Стихотворение написано ямбом, строчки повторяются через одну. Первая строка заканчивается словом «аптека», она женского рода. Поэтому, строка звучит мягко. Далее следует философский монолог о смысле жизни.

В последних двух строках стихотворения поэт поменял слова местами. Теперь последняя строка заканчивается словом «фонарь». Оно мужского рода, причём, и ударение падает на последний слог.

Что придаёт не только последней строке, но и всему стихотворению жесткость и резкость. Интонация идёт вниз.

Анализ стихотворения Ночь, улица, фонарь, аптека Блока

Стихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу, а для написания пьесы необходимо не одно лишь поэтическое вдохновение, но и сюжетная линия, а также несколько психологических образов.

И вот уже маститый поэт-символист, любимец женщин, благодаря стихам о прекрасной даме, вдруг пишет короткое пессимистическое  стихотворение.

Это был крутой поворот в его поэзии, но он не вызвал шквала критики со столоны литературного сообщества, а среди читателей лишь добавил ему популярности.

Если рассматривать стихотворение с точки зрения творческой карьеры, то оно действительно знаменует переход поэта от одной тематике его творчества к другой.

Но поэтом-символистом А. Блока можно считать лишь номинально, поскольку его символика вовсе не была европейской символикой, и она была для русского читателя осязаемой и понятной. В России в те времена были и канонические символисты (например, Андрей Белый), стихи которых и сейчас трудно понять.

Если говорить о литературной ценности стихотворения, то оно совершенно обычно и его мог написать любой, пусть не признанный поэт. Тема также привычна для всех поэтов: тоска, бессмысленность его личной жизни и философские обобщения. Вспомните М. Лермонтова: «…и жизнь уж нас страшит, как ровный бег без цели».

Стихотворение по своей конструкции напоминает «гамбургер»: сверху место действия, снизу место действия, а посередине начинка. Начинка не очень вкусная: печаль, безысходность, что-то о смерти и возрождении в такой же бессмысленной жизни потом, после реинкарнации.

 В 1909 году он потерял дорогих его сердцу людей. У Блока были семейные нелады. В 1911 году он побывал в Европе и вернулся оттуда разочарованным в европейской культуре. А в России тоже было не слаще.

Вполне возможно, что он уже терял популярность, и надо было сменить тематику своей поэзии. А может это была случайность, когда вид ночной улицы дополняет его душевное состояние, и он берётся за перо.

Кто знает.

История создания, кратко по плану

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока

  • Гиппиус
    Творчество Зинаиды Гипиус является ярким примером символизма, как солнце среди туч, ведь эта писательница поразила всех своей уникальностью. Свой внутренний лучик писательства она вначале творчества отражала в доверительных письмах,
  • Анализ стихотворения Пушкина Медный всадник 7 класс
    Поэму «Медный всадник», посвященную Петру I А. С. Пушкин написал в 1833 году во время пребывания в Болдино. Опубликована она была годом позже, однако перед печатью поэту пришлось вычеркнуть часть произведения, поскольку текст не бы одобрен
  • Анализ стихотворения Барто Разлука
    Агния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» – стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же,
  • Анализ стихотворения Есенина Пушкину
    Александр Сергеевич Пушкин, великий классик, который повлиял на творчество многих поэтов. Свои произведения Пушкину посвящали: Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский и другие. В память о поэте написаны такие произведения как,
  • Анализ стихотворения Ахматовой Я научилась мудро жить
    Стихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой “Я научилась мудро жить” открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней. К написанию стихотворения послужили

«Ночь, улица, фонарь, аптека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея и история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.
  • История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»
  • Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.

Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.

  1. Жанр – философская лирика.
  2. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ
  3. Метафоры – «ледяная рябь канала».
  4. Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»
  5. Сравнения – «повторится все, как встарь».

История создания

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус.

Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека».

Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».

Над этим циклом поэт работал с 1905 года.

Тема

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий.

Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое.

По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл.

Читайте также:  Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф. М. Достоевского)

Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя.

Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь».

Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».

ПредыдущаяСледующая

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ стихотворения А.А. Блока

Краткий анализ

Сегодня каждый образованный человек знает автора «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Несмотря на то что произведение увидело свет больше века назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня. Школьники пишут по нему конспекты. А благодаря «Википедии» в интернете, каждый желающий может подробнее узнать об истории его создания и творчестве автора.

Если не вникать в глубокий смысл и философию, которой пронизаны оба четверостишья, то краткий анализ будет выглядеть следующим образом:

  • тема — замкнутый жизненный круг;
  • композиция — зеркальная целостность, неразделимое стихотворение из двух катренов;
  • жанр — лирическая философия;
  • размер — четырёхстопный ямб, усиленный перекрёстной рифмой АВАВ, сравнениями и метафорами.

Буквально с прочтения первой строчки сознание сразу вырисовывает мрачную картину ночного Петербурга прошлого века. Поэт написал «улица, аптека, фонарь». Кто прочитал хотя бы эти три слова, уже представил в воображении тёмные переулки Северной столицы, где фонарь можно встретить разве что над входом в аптеку.

Но и аптека — это не то заведение, которое современные люди привыкли видеть. В те годы она выполняла не только свою прямую функцию — продажу медикаментов, но и служила своеобразным пунктом первой помощи неудавшимся самоубийцам. А их во времена автора было немало.

В какой-то момент людей, которые хотели покончить с жизнью, стало так много, что этот период стали неофициально называть «эпидемией самоубийств». Этому способствовало революционное настроение, которое буквально витало в воздухе.

Многие были недовольны действующей властью, однако, понимали, что поменять ситуацию они не могут. Копилось раздражение и осознание бессилия. Не все могли выдержать такое напряжение. Самым популярным способом уйти из жизни стало утопление. Люди просто прыгали в каналы Петербурга.

Именно поэтому аптеки работали и днём, и ночью. Не все попытки самоубийства заканчивались удачно, а людям нужно было где-то оказывать первую помощь.

Прототип аптеки

До сих пор ведутся споры, какую именно аптеку имел в виду автор при создании своего стихотворения. Прототипом может быть одно из трёх заведений, которые встречались на пути Александра Александровича во время его ночных прогулок по городу:

  1. Аптека помощника Винникова. Эту версию выдвинул друг Блока Корней Чуковский. Он хорошо знал предпочтения писателя и маршруты его ночных прогулок. Однако с этим утверждением были многие несогласны.
  2. Заведение, расположенное на Большой Зелениной улице. Это место плохо освещалось и располагалось очень удобно для людей, которые решили покончить с жизнью. Сторонники этой версии считают, что она подтверждается строкой из стихотворения «Бессмысленный и тусклый свет». Так освещал улицу единственный фонарь, который располагался на мосту через Малую Невку. Его свет помогал отражать в тёмной воде как в зеркале: и улицу, и фонарь, и аптеку. Кто-то написал, что именно зеркальное отражение действительности в ночной водной глади навело Блока на мысли построить своё восьмистишье именно замкнутым в круг образом. Однако подтверждения этой теории нет.
  3. Ново-Мариинская аптека по адресу: ул. Офицерская, 27. Эту версию предложил профессор Владислав Карташов. Главным аргументом было расположение заведения рядом с набережной Крюкова канала, а также то, что аптека находилось рядом с домом писателя. Владельцем был Яков Мандельштам. Грустные и тоскливые мысли также навевало здание тюрьмы, которое находилось неподалёку. Эта версия считается более достоверной, чем две предыдущих.

Однако подтвердить или опровергнуть какую-то из версий не удаётся до сих пор. Принято считать, что Блок описывал собирательный образ всех аптек Петербурга, которые работали по ночам в то страшное время.

История создания

Дата написания стихотворения — 10 октября 1912 года. Это были времена нарастающего недовольства народа управляющей властью. То тут, то там возникали протесты. Несмотря на действия властей, стихнуть окончательно они не могли, как, впрочем, и на что-то повлиять.

Безысходность сильно давила на людей. Участились самоубийства. Их стало так много, что они приняли массовый характер. Это время осталось в истории под неофициальным названием «эпидемия самоубийств».

Как человек образованный, Александр Блок просто не мог не затронуть это в своём творчестве. Именно об этом мрачном периоде он написал: ночь, улица, фонарь. Кто был его современником, тот без труда бы понял, о чём эти строки.

Современному читателю разобраться в тонкостях философского смысла, который заложен в это произведение бывает сложно. Чтобы его понять, нужно досконально изучить тот период. А также вникнуть в чувства и переживания автора, которые он испытывал на момент написания восьмистишья.

А задуматься Блоку было о чём. Незадолго до даты выхода в свет стихотворения «Ночь, улица, фонарь., аптека…» автор потерял отца и сына. Эта утрата отягощалась продолжительной болезнью и депрессивным состоянием Александра Александровича.

В личной жизни поэта тоже не всё было гладко. Его супруга Любовь Дмитриевна, к которой он испытывал привязанность и нежность, полюбила другого мужчину.

Своих чувств от мужа она не скрывала, что сильно ранило Александра Александровича. Несмотря на его многочисленные связи с другими женщинами, Блок любил свою жену.

Он понимал, что их брак подходит к концу, но изменить уже ничего не мог.

В довершение ко всему, поэт стал участником одного происшествия, которое сильно повлияло на его мировоззрение. Однажды прогуливаясь по набережной, он спас матроса, который решил свести счёты с жизнью.

Мужчина повис на перилах моста, видимо, передумав в последний момент. Блок вытянул его за руки и оказал первую помощь. Можно предположить, что на идею написания стихотворения автора побудило его душевное состояние.

А именно:

  • депрессия;
  • любовные переживания;
  • отсутствие жизненного смысла.

Недаром его произведение вошло в поэтический цикл под названием «Пляски смерти». Название сборника уже говорит само за себя.

Философия и размышления

С уверенностью сказать, что повлияло на стиль поэта и кому или чему посвящено это стихотворение, сегодня уже не может никто. Неизвестно, был ли у него какой-то план или мысли просто спонтанно пришли в голову.

Произведение написано кратко, но ярко. Уже после прочтения первого четверостишья в голове возникает рисунок мрачной ночной Петербуржской улицы, а вторая половина стиха только довершает этот образ.

Возможно, что-то побудило поэта к этим образам. А может он просто описывал всё, что видел, и в стихотворении нет подтекста.

Безусловно, без ярких душевных переживаний, невозможно создать произведение, которое бы не потеряло своей актуальности через столетье. Но и талант поэта тоже не стоит приуменьшать.

Отличный стиль и понятное для любого читателя изложение, делает это стихотворение хитом на все времена. Замкнутый период жизни, который описывает поэт, будет всегда отдельной темой для философов, на которую можно долго размышлять.

Поэтому краткость суждения автора так притягивает к этому произведению читателей. Всё сложно и вместе с тем понятно.

Ночь, улица, фонарь, аптека

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

  • Умрешь — начнешь опять сначала
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
  • Аптека, улица, фонарь.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу.

Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий.

Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.

С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.

Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели.

Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна.

От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.

Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира.

Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил.

Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.

Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.

В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.

Читать стих поэта Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. А. Блок)

Поэзия символистов была несколько оторвана от реальности, за что ее и любили люди в начале трудного 20 века, но анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. А. Блок) открывает совершенно иные грани мира символов и другого Блока.

         Чаще всего Блок принимается читателями через призму его двоемирия в стихах. Этого поэта читают в романтичные минуты влюбленности, когда сама жизнь кажется воздушной и невесомой.

Но вот попадается стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», короткое и немного странное. Первый вопрос, возникающий после его прочтения: почему? Стихотворение сильно отличается от всех произведений, созданных Блоком до этого.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Невеста»

Конечно, это связано с происходящими в жизни поэта событиями.

         К 1912 году Блок испытал уже достаточно много несчастий и разочарований. Прохладные отношения с символистами, нескладная семейная жизнь, смерть отца и сына в 1909 году – все это заставило поэта иначе относиться к жизни.

Теперь ему казалось бессмысленным все, что он создавал. Но главное – пришло осознание бесполезности жизни, что всегда случается в ее сложные переходные моменты.

Естественно, все это не могло не изменить и настроение и повлиять на смысл стихотворений Блока.

Но, ели говорить именно о стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…», стоит упомянуть и еще один момент, невольным свидетелем которого стал писатель. Однажды на его глазах человек совершил самоубийство: он спрыгнул с Крестовского моста в Неву. К сожалению, в то время такое было частым явлением.

Блок, который пропускал через себя боль эпохи, так же тяжело и болезненно пережил и увиденное. Но этот случай стал, скорее, последней каплей в переполненном стакане страданий человека и принял форму одного из самых теперь уже известных произведений писателя.

В стихотворении раскрывается философская тема смысла жизни. Поэт пытался найти для себя ответ на вопрос, для чего приходит в этот мир человек. Но полностью противореча законам Божьим, признает, что ответа он не получит. Этот внутренний диалог с самим собой не виден читателю стихотворения, но он явно прослеживается за выводом, который делает его автор.

Он не находит смысла жизни, и это звучит приговором, потому что и в смерти он не находит конца человеческим страданиям и мытарствам. Все в этом мире циклично, все бесконечно. Но именно это и страшно, потому что разорвать этот замкнутый круг нельзя.

Человек рождается, чтобы страдать, но страдания у Блока едва ли не впервые в русской литературе теряют вообще всякий смысл:

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

А самое страшное то, что и после смерти человек продолжает мучиться:

Умрешь — начнешь опять сначала…

Но это стихотворение нельзя отнести исключительно к жанру элегии и только к философским рассуждениям поэта, находящегося в душевном кризисе.

Здесь еще звучит и острая социальная проблема неопределенности и бездуховности общества начала 20 века. И самоубийства – это всего лишь результат массового отчаяния.

Можно даже сказать, что результат закономерный. Но и у самоубийц нет шанса на обретение покоя.

В восьми коротких строках стихотворения мы видим единство композиции, символов и образов, стихотворного размера, рифмы и средств художественной выразительности. Так, состоящее из двух строф стихотворение, кажется, не имеет смыслового разделения на части.

И как бы ни хотелось нам увидеть жизнь в первой строфе и смерть – во второй, все это всего лишь структурное разграничение. Но ведь и жизнь, и смерть в этом стихотворении едины, и поэтому у него есть единая форма. Стихотворение похоже на круг без углов и сторон, без конца и начала.

Замыкают стихотворение в круг как кольцевая композиция, так и четырехстопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы.

Начало стихотворения:

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Первая строка заканчивается открытым слогом, чего не скажешь о последней:

Аптека, улица, фонарь.

Закрытый слог здесь не случаен. Словом «фонарь» автор ставит точку в своих размышлениях, не оставляя шанса для каких-то изменений.

Таким образом, композиция становится сама по себе символом стихотворения.

Да, разочаровавшись в символизме и символистах, Блок все-таки не может еще писать по-другому. Поэтому стихотворение наполнено символикой, хотя и совершенно непривычной для поэта. Символы в этом произведении лежат на поверхности: аптека, улица, ночь, фонарь, «ледяная рябь канала». По-разному можно рассматривать их.

При первом взгляде кажется, что это совершенно бессмысленный набор символов, совершенно ничего не значащих. И в какой-то степени это так, ведь такой взгляд совершенно точно отражает не только мрачное настроение автора стихотворения, но и его основную мысль о бессмысленности существования человека.

Стоит вспомнить и еще один факт из биографии поэта.

Первым, кто прочел его стихотворение, стал Василий Гиппиус. В шутку он сказал, что возле дома Блока тоже есть аптека. На это поэт ответил, что аптека есть у любого дома. Эти слова звучат подтверждением произвольного набора предметов и символов.

И все-таки это не совсем так, и каждый из них здесь подчиняется теме и основной мысли стихотворения. Ведь нельзя же сказать, что именно ночь выбрал поэт случайно для произведения. Ночь – это, как и сон, символ физической смерти человека.

И что мы видим после нее? Абсолютно все то же, что и при жизни. Смерть ничего не меняет, и в ней все та же пустота и безысходность. Созвучен ночи и символ улицы, которая в темноте теряет свое окончание и уходит в черную бесконечность.

Но вот, казалось бы, свет фонаря должен разрешить безысходность и дать надежду на иной исход. Ведь традиционно свет символизирует очищение, спасение, выход. Но у Блока свет фонаря «бессмысленный и тусклый» и этими эпитетами он только лишь еще больше подчеркивает обреченность ночного мрака. Да и закрытый слог как будто не дает стать этому свету ярким и обрести смысл.

Символы наполняют стихотворение немым отчаянием. Наводящая ужас и леденящая неподвижность созданы с помощью парцелляции «ночь, улица, фонарь, аптека», «аптека, улица, фонарь». Только «ледяная рябь канала» создает иллюзию движения, но и она, холодная и безжизненная, не способна хоть как-то согреть ночь, отражая в ней тоску пытающихся найти спасение в смерти.

Особняком стоит аптека. Кажется, она совершенно лишняя в блоковской картине мира. И все-таки у этого символа своя задача и история появления.

Рядом с Крестовским мостом были аптеки, в которых в начале 20 века нередко спасали несостоявшихся самоубийц. Конечно, Блок знал об этом и, возможно, не случайно включил аптеку в символический ряд стихотворения, обессмысливая тем самым даже подвиг в какой-то мере. А его ответ Гиппиус о том, что аптеку можно найти возле каждого дома, еще больше подчеркивает пустоту и бесцельность бытия.

Я думаю, что когда Блок писал стихотворение, он в большей степени старался уделить внимание глубине его смысла, чем художественной оправе. Наверное, поэтому мы не находим в нем большого количества средств художественной выразительности.

Но те, что есть, полностью соответствуют теме и идее произведения, служат последним штрихом, не перегружая его.

Так, кроме названных эпитетов и парцелляции, метафора «ледяная рябь канала» метко добавляет единственную деталь, создающую совсем крошечное, незаметное движение в абсолютном параличе ночи.

Обращает на себя внимание и аллитерация «с» в первой строфе:

Бессмысленный и тусклый свет.

Звук «с» — звук шепота, угасания. С его помощью создается особенное настроение стихотворения. Оно и написано, и читается без надрыва.

В тихом отчаянии лирического героя чувствуется философское осмысление вопроса, молчаливое принятие, согласие с таким мироустройством. Здесь мы не услышим страдания и крика души.

Но принятие это нельзя назвать и христианским, потому что нет в нем смирения – лирический герой даже в нем не нашел бы смысла.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» включено в поэму «Пляски смерти», которая относится к циклу «Страшный мир», и занимает, несомненно, важное место в творчестве поэта. Так уж вышло, что трагические моменты его жизни совпали со всеобщей бедой народа.

Наверное, только такое сложное время может заставить дойти людей до всеобщего отчаяния, разобщить и сделать одинокими.

Остаться один на один со своей бедой – уже само по себе страшно, а если в одно время объединяются множество одиночеств, тогда и должно происходить переосмысление жизни.

Стихотворение очень сложно осмыслить и принять, потому что оно лишает человека последнего смысла в этом мире – надежды и веры. Но без него представление о личности автора и о его творчестве было бы не совсем правильным, поэтому Блока стоит изучать не только по его стихам о любви.

Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.

Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.

Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.

Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.

И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.

Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная».

Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.

Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.

Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.

Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку.

Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель.

Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».

Ссылка на основную публикацию