Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Инфоурок › Литература ›Презентации›Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Неохотно и несмело”

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»

2 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Неохотно и несмело», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой.

Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. История создания стихотворения

4 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Фёдора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение.

Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным.

И в этой фатальности есть своё очарование, противостоять которому также бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять. История создания стихотворения

5 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

6 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Через какие образы поэт изобразил миг перед грозой, когда природа затихает и преображается? Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

7 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Завязка: солнце, дальний гром, порывы ветра и наступающий сумрак. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Кульминация: вспышка молнии, усиление раскатов грома, поднятая ветром пыль. Развязка: гроза заканчивается, вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

8 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ зеленеющие нивы дальний гром смятенная земля пламень белый и летучий солнце смотрит принахмурилась земля молнии струя солнце взглянуло исподлобья вихрем пыль летит с полей

9 слайд Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева Описание слайда:

  Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Фёдором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра тёплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы». Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

10 слайд Описание слайда:

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома.

Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдёт.

Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

11 слайд Описание слайда:

С особым мастерством поэт изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам.

Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия окружающего мира словно переносит читателя в мир мифов, заставляя напомнить, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя её способностью выбирать жертву среди людей, карая их за грехи.

Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она несёт с собой бесценный дар в виде тёплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить её волшебным эликсиром жизни. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

12 слайд Описание слайда:

Капли дождя становятся всё тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожжённой солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей».

При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя её как можно быстрее закончить свою нехитрую работу.

Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

13 слайд Описание слайда:

На время уступив бразды правления грозе, солнце «исподлобья» выглядывает, прячась за тёмными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок.

И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдёт совсем немного времени, и небесное светило вновь займет своё почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновлённый мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

14 слайд Описание слайда:

Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля». Взаимоотношения мира природы можно сравнить со взаимоотношениями между людьми.

Небо, земля, солнце, гроза, молния, дождь становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придёт солнце, заливающее своим сиянием весь мир. Ф.И.

Тютчев «Неохотно и несмело» Как в стихотворении о родной природе выражены переживания и мироощущение человека?

15 слайд Описание слайда:

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить.

Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность.

Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и всё происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

16 слайд Описание слайда:

Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какое изобразительное средство содержится в первом предложении: Стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1848 г.

Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО эпитет НЕПРАВИЛЬНО сравнение ПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО дактиль Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО тоска НЕПРАВИЛЬНО в 1847 г. ПРАВИЛЬНО метафора ПРАВИЛЬНО в 1849 г.

17 слайд Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

18 слайд Описание слайда:

5 Как вы оцениваете свои знания?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Ф. И. Тютчев "Неохотно и несмело": анализ стихотворения :

Ф. И. Тютчев известен своими лирическими стихотворениями удивительной красоты. В них он воспевает величие природы. Не секрет, что поэт из всех природных явлений всегда больше всего восхищался грозой. Именно о ней написал Тютчев стихотворение “Неохотно и несмело”, анализ которого представлен ниже.

Поэт, воспевающий красоту природы

Анализ стихотворения Тютчева “Неохотно и несмело” нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание “Неохотно и несмело солнце смотрит на поля”.

Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Особенности композиции

В анализе стихотворения Тютчева “Неохотно и несмело” стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.

Композиция стихотворения – кольцевая. “Неохотно и несмело солнце смотрит на поля” состоит из 5 строф. В начале поэт описывает природу, замершую в ожидании грозы.

Постепенно появляются порывы ветра, небо становится темнее. Кульминационным моментом в стихотворении является вспышка молнии. Раскаты грома звучат все сильнее, ветер все больше усиливается.

Но гроза проходит, и на небе начинает вновь сиять солнце.

Читайте также:  Суть пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Главная тема

Тема стихотворения Тютчева “Неохотно и несмело” – это ожидание грозы. Поэт всегда восхищался этим явлением природы. Для Федора Ивановича гроза ассоциировалась с молодостью, беспечностью, она приносила очищение для окружающего мира.

Предвкушение грозы – это особое состояние, когда все замирает, и от ожидания чего-то таинственного и прекрасного человек испытывает восторг. У человека обостряются все чувства, он по-другому начинает воспринимать окружающий мир. Поэт описывает грозу не как страшное явление природы. Дождь с ветром и молния словно придают ей новые силы, окружающий мир становится ярче и чище.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Образы в стихотворении

Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева “Неохотно и несмело” стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.

Небо и земля – это символ связи человека и Вселенной. Если рассматривать стихотворение с этой точки зрения, то тогда они становятся главными героями сюжета. А гроза – это отражение сложных отношений между ними, она показывает противоположность их стихий.

Немного мифологии

В стихотворении Федора Ивановича Тютчева “Неохотно и несмело” можно найти и некоторые мифологические зарисовки. Это момент, когда молния словно разделила небо на две части. Люди издавна боялись и в тоже время восхищались этим загадочным природным явлением.

Яркая вспышка на фоне спокойного темного неба кажется фантастической волшебной картиной. В тот миг, когда все замирает перед грозой и везде становится тихо и спокойно, вдруг появляется молния.

И это переносит наблюдателя в то время, когда люди верили в легенды. В то время, когда люди поклнялись молнии, считая ее признаком божества.

Они наделили ее силой, способной карать человека за его грехи.

Но Тютчев в своем стихотворении изобразил ее не карательницей людей, а предвестницей грозы, очищения. Гроза приносит с собой живительный дождь, который способен пробудить это замершее царство природы.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Литературные тропы

Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным.

В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния.

Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.

Чтобы передать весь этот динамизм, поэт использовал большое количество глагольной лексики. Но во второй строфе глаголы отсутствуют – это позволяет показать предгрозовое ожидание природы. Глагольная лексика отличается выразительностью и красочностью.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Также Тютчев использует и цветовые эпитеты, чтобы сделать стихотворение более ярким. И вся палитра – светлых оттенков, что подчеркивает его мнение о том, что гроза – это символ молодости и задора.

Чтобы показать изменения в природе, поэт прибегает к синтаксическому параллелизму и ассонансу. Аллитерация звуков “Р” и “Г” создает звуковое сопровождение грома, а звук “С” – ассоциацию с сиянием солнца.

Поэт использовал и литературные тропы: метафоры, олицетворение.

Идея стихотворения Тютчева “Неохотно и несмело” – в том, чтоб показать читателям, как прекрасна гроза, как восхитителен в этот миг окружающий мир. Для поэта молния не ассоциировалась ни с чем пугающим, для него она была символом очищения.

Гроза – это миг волшебства, миг, когда человек становится более впечатлительным и по-другому воспринимает окружающий его мир. Поэтому в творчестве поэта часто главной героиней становилась гроза.

Федор Иванович Тютчев был тонко чувствующим поэтом, который не уставал в своих стихотворениях воспевать красоту и величие природы.

Анализ стиха «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело», в котором поэт динамично описал красоту природы во время грозы.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Сочинения и анализ «Неохотно и несмело» можно использовать на уроке русской литературы в 6–7 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Предлагаем ознакомиться с анализом «Неохотно и несмело» по плану.

Текст стихотворения «Неохотно и несмело»

  • Федор Иванович Тютчев
  • Неохотно и несмело
  • Неохотно и несмело
  • Солнце смотрит на поля.
  • Чу, за тучей прогремело,
  • Принахмурилась земля.
  • Ветра теплого порывы,
  • Дальний гром и дождь порой…
  • Зеленеющие нивы
  • Зеленее под грозой.
  • Вот пробилась из-за тучи
  • Синей молнии струя –
  • Пламень белый и летучий
  • Окаймил ее края.
  • Чаще капли дождевые,
  • Вихрем пыль летит с полей,
  • И раскаты громовые
  • Все сердитей и смелей.
  • Солнце раз еще взглянуло
  • Исподлобья на поля,
  • И в сияньи потонула
  • Вся смятенная земля.
  • 1849 г.

Краткий анализ произведения

Произведение «Неохотно и несмело» было написано, когда Тютчев путешествовал в село Овстуг. Основной темой произведения является предвкушение начала грозы.

  • История создания – произведение написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
  • Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
  • Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
  • Метафоры – «пробилась из-за тучи
  • синей молнии струя», «Пламень окаймил её края», «в сиянье потонула вся смятённая земля».
  • Олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
  • Эпитеты – «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

Тютчев тонко описал настроение перед грозой, и то, что происходит с природой во время дождя.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Стих «Неохотно и несмело» анализ по плану:

  1. Тема стихотворения: природа во время грозы ( или летняя гроза);
  2. Основная мысль: природа прекрасна во время грозы;
  3. Лирический герой: нет, так как стихотворение о природе (идёт просто её описание, описание чувств при обращении к ней, нет конкретного лица);
  4. Средства выразительности:
  • олицетворение (солнце смотрит), олицетворение (принахмурилась земля),
  • аллитерация (Чу, за туЧей прогремело),
  • инверсия (ветра тёплого порывы),
  • эпитет (ветра тёплого), эпитет (зеленеющие нивы), олицетворение (пробилась молнии струя), инверсия (синей молнии струя), эпитет (пламень летучий), эпитет (пламень белый), эпитет и инверсия (капли дождевые), эпитеты (раскаты сердитей, смелей),
  • олицетворение (солнце взглянуло),
  • инверсия (раз ещё),
  • олицетворение (земля потонула),
  • эпитет (смятённая земля),
  • аллитерация (Неохотно и Несмело; Солнце Смотрит; ветРа тёплого поРывы; Дальний гРом и ДожДь поРой; Зеленеющие нивы Зеленее под гроЗой и так далее);
  • также, можно сказать, что на протяжении всего стихотворения наблюдается восходящая градация (можно отнести не столько к литературным приёмам, сколько именно к сюжету стихотворения);
  1. Жанр — стихотворение;
  2. Стихотворный размер и рифма: рифма — перекрёстная, размер хорей (три полные стопы);
  3. Моё впечатление: в этом стихотворении моё внимание особенно привлекло то, как автор отображает в природе постепенное приближение грозы: начиная от несмелого взгляда на солнце, на поля, переходя постепенно к сердитым, всё более усиливающимся раскатам грома.

Мне понравилось это стихотворение, в нём красочно описана природа во время летней грозы.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Тема

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли.

За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги, и поэтому становятся ещё зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя её края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты,чем-то рассержены, поэтому раздаются всё сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает исподлобья взгляд на поля. Гроза заканчивается, и земля, обновлённая, умытая, утопает в сиянии солнечных лучей.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Едва уловимы и философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо.

Читайте также:  Сочинение: Тема любви в романе Тургенева «Отцы и дети»

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы.

Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Строки произведения объединены перекрёстной рифмовкой.

Жанр

Жанр стихотворения –лирическое стихотворение. Явно виден лирический герой – созерцатель данной картины природы. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа.

Главную роль играют олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края».

Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».

Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

Сочинение о стихотворении Неохотно и несмело

Федор Иванович Тютчев – поэт-романтик. Он считает, что чувства и ощущения, которые испытывает человек куда важнее нежели их материальное проявление. Для поэта важнее уметь видеть красоту бесконечно меняющегося мира, уметь замечать изящество форм своего окружения, ведь наш мир безупречен в своем совершенстве.

Одним из любимых явлений природы, которым мог бесконечно любоваться Тютчев, является гроза. В его творчестве это явление природы символизирует молодость и очищение души.

Ожидание грозы, ее предвкушение – особый миг, в который человек, умеющий ценить моменты красоты, испытывает неописуемый восторг. В этот момент приходит и острое ощущение невозвратности прошедшего. Соединение восхищение и некого драматизма, от которого никуда не уйти, рождает неповторимое буйство чувств.

Стихотворение «Неохотно и несмело…» создано Тютчевым в 1849 году. В нем он как раз и подробно описывает минуты до начала грозы, когда природа преображается и замирает.

Апогеем стихотворения является блеск грозы на небе, разделившей ее пополам. Тютчев передает эту картину с особым мастерством. Кажется, читатель перенесся в мир грез и суеверий. Вспоминается, что когда-то люди боялись грозы и грома, воспринимая их как страшных предвестников.

Но рядом прячется солнце, которое лишь на время отдало свои бразды правления грозе. Оно наблюдает за выходками грозы, как наблюдает незаметно хозяйка за тем, что делает ее служанка.

В данном стихотворении Тютчеву удалось не просто воссоздать предгрозовой пейзаж, но и напомнить читателю о быстротечности времени, о необходимости останавливать взгляд на чем-либо красивом, ведь возможно завтра оно будет уже совсем иным.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней.

Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака.

Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием, омытый дождем мир.

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчева.

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стихотворения «Неохотно и несмело»Сочинение о стихотворении Неохотно и несмело

Как Тютчев показал грозу? Анализ стихотворения "Неохотно и несмело … "

Ф.И.Тютчев. Неохотно и несмело…Ф.И.Тютчев. Неохотно и несмело…

Стихотворение написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы. Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет (с 1821 года) за границей и лишь в 1844 году вернулся в Россию.

Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление. Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.

В наши дни стихотворение читается легко, несмотря на некоторые устаревшие выражения. Например, сегодня устарело междометие ” Чу!”, означающее “слышно”.

Жанр стихотворения

Поэт решил нарисовать словами этот весенне-летний грозовой пейзаж, который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).

Тема и сюжет стихотворения

Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает – это промежуточное состояние природы, ожидание грозы (“принахмурилась земля”). Затем идет ливень и, наконец, все проходит, вновь земля “в сиянье потонула”.

Основная мысль (идея) стихотворения

Основная мысль, или идея, этого произведения – это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе:

Зеленеющие нивы зеленее под грозой.

Поэт описывает особенную грозовую красоту весны или раннего лета, ведь злаковые поля имеют зеленый цвет лишь в это время года. Дождь очень желанен в эту пору года.

Гром, ливень, пыльный вихрь – все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться. Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье.

Все стихотворение воспринимается как контраст двух разных пейзажей: один хмурый, грозовой, и другой – потонувший “в сиянье”.

Причем оба этих контрастных пейзажа освещены солнцем, но вначале солнце смотрит “неохотно и несмело”, отчего земля “принахмурилась”. В конце же солнце светит во всю мощь и земля радостно тонет в его “сиянье”.

Вид рифмы

  • Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей :
  • Не-о// хот-но// и– не// сме-ло//
  • Солн-це // смо-трит // на по //ля.
  • Чу, за // ту-чей // про-гре- //ме-ло //,
  • При-на// хму-ри //лась зем// ля.

Вет-ра // теп-ло // го по //ры-вы //,Даль-ный // гром и // дождь по // рой

Зе-ле- // не-ю- // щи– е // ни– вы //Зе– ле-// не– е // под гро – // зой.

Вид рифмовки

Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля – земля; порывы -нивы, порой- грозой). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.

Художественные средства

Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств.

эпитеты – “зеленеющие нивы”, “неохотно и несмело” солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей».

сравнение («вихрем» пыль летит с полей) – это единственное в стихотворении сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.

Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений – метафор.

Читайте также:  Образ и характеристика Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, “синей молнии струя”). Метафора  – это скрытое сравнение.

(Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словно “исподлобья”, земля словно “потонула” в сиянье, синяя молния – словно струя).

Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: “неохотно и несмело солнце смотрит на поля”, «смятенная земля»…

аллитерация (чу, за тучей…;  прогремело, принахмурилась, зеленеющие … зеленее)

Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой»)  усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.

В стихотворении с помощью эпитетов используется цветопись – поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:

Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя -Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

Синяя молния и белый пламень – это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный.

Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски “солнца”, его “сиянья”, которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.

Олицетворение

Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом… Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением: солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».

Инверсия

ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой“…

Композиция стихотворения

Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния – это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы.

Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии.

Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.

Также в композиции поэт использует  такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.

Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).

Лирический герой в стихотворении

Настроение стихотворения

В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья».

Это позволяет нам заключить, что лирический герой в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное.

Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.

Произведение можно сопоставить со стихотворением Фета “Как ярко полная луна…” . В нем тоже выражено чувство восхищения красотой природы:

Как ярко полная лунаПосеребрила эту крышу!

Сходство также в выразительности красок и звуков: у Фета ярко светит луна, звезда горит, а птица громко поет «ночную песнь» «у неостывшего гнезда». Причем эта песнь «гремит и тает», а звезда “горит и потухает”, то есть определенный шум и блеск (сияние звезды, пение птицы) проходит, как в стихотворении Тютчева, и наступает тишина.

Художественная сила стихотворения

После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце.

В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения.

То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце…

«Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело». Изучают его в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Неохотно и несмело» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.

История создания – произведение было написано в 1848 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.

Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.

Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

  • Жанр – пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».
  • Эпитеты – «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Тема

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы.

В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире.

В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья». Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

Каждое четверостишье посвящено определенному образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии.

Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в последнем она вовсю бушует над землей.

Жанр

Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Едва уловимы философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Строки произведения объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа.

Главную роль играют метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома.

Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию