Анализ стихотворения И. Бунина «Сумерки»

Анализ стихотворения И. Бунина «Сумерки»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

  • У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьется сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
  • С своей уж ветхою котомкой!
  • Год написания: 25 июля 1922 г.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»   
1 вариант

После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны.

В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось.

Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения.

Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора», — отмечает автор.

Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность.

Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ На острове (+ Анализ стихотворения)

Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности.

Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы.

Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой».

Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо»
2 вариант

Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин написал в 1922 году, когда жил во Франции. Поэт показывает свою печаль и тоску по родному дому, по жизни среди любящих и близких людей.

Взрослея, человек часто оставляет привычную жизнь и отправляется на поиск чего-то нового, своего предназначения, своего дела. Расставаться всегда грустно, но покидать свою страну вынужденно – это горько и тоскливо вдвойне.

Ведь поэт уезжал в неизвестность, при этом у него не было денег и каких-то надежд. Будущее было неопределенным, а неизвестность всегда пугает.

И даже сравнение с птицами и зверями оказывается не в пользу автора, потому что у них есть свой уголок, в котором их ждут и любят, где рядом с близкими можно укрыться от любой беды. Поэт же чувствует себя одиноким и никому не нужным.

В съемных комнатах Бунин жил долгие годы. Но его жилище не стало ему своим, родным. Он по-прежнему чувствует себя чужаком и в этом доме, и в этой стране. Его угнетает не только разлука со своей страной, но и ощущение своей обреченности, ненужности, поэт не видит никакого выхода для себя.

Упоминание о котомке указывает на его бедность не только материальную, но и духовную. За долгие годы котомка стала ветхой, износилась, но она по-прежнему не содержит в себе ни богатства, ни радости, ни надежд на будущее.

Весь приобретенный за жизнь опыт, вся мудрость много страдавшего человека не сделали его жизнь легче или проще, его сердцу по-прежнему горько.

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ Помню долгий зимний вечер

В первой части стихотворения автор показывает события прошлого, вторая часть демонстрирует настоящее. Однако настроение поэта не изменилось, он по-прежнему одинок, потерян и тоскует об отчем доме.

Находясь в эмиграции, Бунин мечтал посетить Россию. Но сделать это ему так и не удалось. До конца жизни его не оставляло чувство оторванности от своей родины и своих корней, наполняя сердце поэта болью и горечью.

Бунин Иван Алексеевич – все стихи

Анализ стихотворения валерия брюсова "сумерки"

  1. Анализ стихов
  2. Брюсов
  3. Сумерки

Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки обладают каким-то своим невероятным очарованием, которое свойственно только природе города. Именно такую природу и описывает Брюсов в своем стихотворении Сумерки.

Некоторые исследователи и критики творчества поэта рассматривают стихотворение 1906 года как своеобразную оду городской жизни и урбанизации.

Тем не менее, одушевление города, пожалуй, связано не только с воспеванием технического прогресса.

Вполне возможно предполагать более тонкое и глубокое поэтическое восхищение Брюсова, которое он старался передать при помощи одушевления каких-то типичных городских феноменов и материй.

Используемые поэтом тропы невероятно красиво представляют город. Пространство в глазах Брюсова выглядит каким-то преображенным, тут: электрические луны – фонари, струны – телеграфные провода, а тротуарные плиты способны испытывать жажду.

По сути, Брюсов описывает вторую природу, в которой обитает человек, культуру города, которая в том числе выражается и в материальном преобразовании мира. В этом мире не одна, а множество лун – фонари.

В этом мире жаждет влаги и дождя не земля (как свойственно на природе) а тротуарные плиты.

Конечно, в этом мире природа совершенно иная и не совсем естественная, мы не видим тут какого-то, скажем так, природного смысла, ведь тротуару не нужна влага.

Тем не менее, мы видим некую гармонию, которая может быть даже в относительно безобразных феноменах.

Например, Брюсов видит гетер, но они не вызывают отвращения или порицания, а зацелованы ветром, то есть тоже как бы в симбиозе со стихиями, хотя в этом и не нуждаются как тротуар во влаге.

При элементарном размышлении становится понятным, какие именно поцелуи нужны этим девушкам и в чем там и природный смысл и суть и целеполагание, но у Брюсова гетеры зацелованы ветром и в этом есть красота и гармония.

Тут даже заключается какой-то удивительный покой сумерек, который ощущается порой только в городе. Этот покой спускается мрачной теменью, но парадоксальным образом освещает душу какой-то ностальгической радостью. Именно поэтому Брюсов и просит сумерки осенить (то есть осветить) его не много не мало милостью мира.

История создания

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сумерки», посвященное Одессе, появилось в 1900 году. На момент написания данного произведения, Иван Бунин женился на Анне Цакни, затем переехал в Одессу. Это был страстный и бурный роман, который был подобен смерчу в жизни автора: он ненадолго выпал из привычного окружения и ритма, полностью отдавая себя захлестнувшим душу чувствам.

Настоящий брак продлился недолго, однако чувства поэта не угасли к супруге, а навсегда остались в его сердце. Воспоминание о море также не покидало его. Один прекрасный вечер, проведенный на морском побережье, навсегда остался в его памяти, побуждая писателя к созданию произведения «Сумерки».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сумерки» — хороший пример маринистской лирики Серебряного века, отличающийся неординарным содержанием. Перед нами произведение, в котором автор описывает воспоминание, представляя себе, будто в полусне,

морское побережье Крыма, один из вечеров, который навсегда оставил след в его памяти.

Поэт наполняет вечернее побережье угрюмыми оттенками, показывая изюминку Крыма изнутри: в этом месте он видит дикость и страстность темперамента.

Особенность творчества Бунина заключается в том, что его нельзя отнести к определенном модернистскому направлению. Он был вне течений и кружков, поэтому его лирика так самобытна.

Размер стихотворения «Сумерки» представляет собой ямб с пиррихием, строки разностопные, также меняется темп повествования. В середине данного произведения автор восклицает, передавая свое восхищение могучестью и угрюмостью вечерней скалы. Интонация к концу стихотворения постепенно спадает.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Осенняя роза Фета По жанровой направленности произведение относится к элегии в виде лирического любовного послания к безвременно ушедшей из жизни возлюбленной.
  • Анализ стихотворения Ветер Бальмонта Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.
  • Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум) Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей
  • Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837) Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.
  • Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс Наполненное красотой, легкостью, утонченностью и глубиной чувств, стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» было написано около двухсот лет назад.
Читайте также:  Согласны ли Вы, что собственные страдания и труд делают человека более добрым?

«Сумерки, сумерки вешние…» Александр Блок

Дождешься ль вечерней порой Опять и желанья, и лодки, Весла, и огня за рекой? (А. А. Фет)

Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног, В сердце — надежды нездешние, Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая, Но различить — не могу. Плачет душа одинокая Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается, Ты ли зовешь вдалеке? Лодка ныряет, качается, Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние, Кто-то навстречу — бегу… Отблески, сумерки вешние, Клики на том берегу.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Сумерки» писатель изображает своеобразно. Присутствуют и лирический герой (очарованный пейзажем наблюдатель с развитой фантазией), и образ природы (храма с мифологическими корнями и католической торжественностью), которые оживают в мыслях автора и перед глазами читателя.

Первое, на что следует обратить внимание, так это серая вода, расстилающаяся под ковром густого тумана. В произведении туман выступает в роли неизвестности, он словно окутывает морское побережье. Но, если посмотреть изнутри, то можно увидеть, что этот прибой под туманным одеялом страстно бушует и бьет о скалы.

Также, в «Сумерках» есть еще один символический образ — Ночь, писатель преображает это время суток в молодую девушку, которая заходит в таинство, где ее ждет «торжественный хорал».

Образ ночной морской природы завершает титанов и угрюмого хорала. Мы вступаем в неведомый языческий храм, древний и сумрачный. В данном произведении, кажется, что они ушли на второй план, но на самом деле они играют немаловажную роль, позволяющую проникнуть в мир мистики и окутать сознание таинством.

«Новолуние»

Если в первой части все внимание целиком и полностью принадлежало Роберту и Кристен, то в «Новолунии» на передний план выходит Тэйлор Лотнер. Его герой Джейкоб Блэк поддерживает Беллу в момент расставания с Эдвардом и становится тем самым сильным плечом, которое необходимо любой девушке.

Тэйлор Лотнер и в реальной жизни проявил себя настоящим героем. Когда он узнал, что его хотят заменить более взрослым и возмужавшим актером, он решил бороться за свою роль до конца. Ежедневные тренировки в спортзале, особая диета и режим питания сделали свое дело – Тэйлор повзрослел буквально на глазах.

Непросто было и Кристен Стюарт. Для съемок «Новолуния» ей пришлось побороть свои страхи и научиться водить мотоцикл. Кстати, оттачивал ее мастерство не кто иной как Роберт Паттинсон. «Это было так страшно!» – вспоминает девушка свою поездку на мотоцикле.

Проще всего пришлось Паттинсону, от которого не требовалось жестких диет и безумного экшена. В «Новолунии» он появляется в основном в мыслях Беллы, а спецэффекты позволили ему бездельничать на протяжении практически всех съемок.

Но именно ко второй части франшизы Роберт почувствовал, что слился со своим героем, более того, он начал путать свою личность и экранный образ. Так, однажды в одном из баров Нью-Йорка Роберт Паттинсон поругался с одним мужчиной и, разъяренный, укусил его в шею.

Ошалевший посетитель бара так испугался, что даже не пошел подавать жалобу в суд.

Кстати, Хилари Дафф и Линдси Лохан мечтали сыграть в «Новолунии», но по сюжету для них просто не нашлось персонажей. Все актеры, играющие оборотней из племени квилетов, потомственные индейцы по крови.

Для того чтобы получить свою роль на кастинге, Ческ Спенсер (Сэм), Алекс Мераз (Пол), Бронсон Пеллетье (Джаред) и Киова Гордон (Эмбри) показывали режиссеру Крису Вайцу документы, подтверждающие их индейское происхождение.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения может быть расширена, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в х.

  1. Основная тема стихотворения «Сумерки», — природа. Поэт описывает могущество стихии, её мистический образ и связь с потусторонним миром. Море живет своей жизнью, не подпуская никого, кроме Ночи, в прибрежные скалы.
  2. Данное стихотворение лишено проблематики: каждая строчка наполнена мистическим образом бушующей стихии.
  3. Настроение произведения передает могущество и таинственность природы, раскрывая красоту вечернего моря. В тексте создаются два противоположных образа, дополняющих друг друга, а между ними стоит скала, очаровывая лирического героя своей угрюмостью.
  4. Бунин пронизал стихотворение «Сумерки» мифологическими мотивами: в природе он видит титанов (мифологических существ, родителей древнегреческих Богов), храм с мрачными хорами, таинственные обращения к Богам. Автор восхищен пейзажем, поэтому сравнивает его с произведением архитектурного искусства и средоточием духовности — храмом, где человек постигает тайны мироздания.

«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле. Брюсов любил город, чувствовал его поэзию, находил в нем подобие живого существа. «Сумерки» — признание в любви городу. Жизнь города в любимое время суток вызывает у героя элегическое, умиротворенное настроение.

Литературное направление и жанр

Лирический герой существует сразу в двух измерениях: он наблюдает вечернюю жизнь города, в то же время он оказывается

https://www.youtube.com/watch?v=zRB23sluhGM

захваченным чудесным, волшебным миром, который манит и дает вдохновение, но живет здесь же, рядом. Литературное направление, к которому относится это стихотворение — символизм. Брюсов, описывающий вечернюю Москву, не указывает никаких конкретных ее примет.

Это просто современный ему город, а по некоторым признакам — символический город, абстрактный образ большого города.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика, элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни

вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населенному таинственными существами.

  • Вторая строфа — это волшебство освещенных улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.
  • В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей — гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.
  • В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.

Тема стихотворения — наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города — это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения — метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.

Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых горят луны-цветы.

В этом волшебном мире звенят телеграфные струны . Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие — это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.

Круги янтарных циферблатов над толпой — метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты — олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжелого дня .

Пленительно-зыбкая сеть — метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет.

Но слово сеть — символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер .

Вся эта строфа — описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер — игра слов и построена по модели слова одурманенный.

В последней строфе появляются тихие звуки струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далекие ропоты дня . Эта форма слова ропот, не образующего множественное число — неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты — это не только жалобы.

Они подобны плеску далеких волн, все угасающих. День для лирического героя остается в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв.

Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.

Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передается просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждет лирический герой.

Важное значение в стихотворении имеют слова высокого стиля: гетеры — это просто проститутки, осенить — накрыть своею тенью.

В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передает музыку вечернего города.

Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки — осените.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сумерки» заключается в том, что природа — это непознанный и одухотворенный храм, где все процессы связаны между с собой и объединены тайной. Человеку лишь кажется, что он знает их, однако все, что он может постичь — это лишь густой туман, скрывающий истину.

Каждое явление природы по-своему значимо в среде и носит в себе мистический характер, придавая необъяснимую, таинственную красоту всему, что мы видим.

Читайте также:  Определения: Человек и общество (для итогового сочинения)

В нашем случае, необъяснимой, угрюмой и таинственной красотой хвастается вечернее море, где бушующая стихия дает себе волю в вечернее время, прикрываясь пологом тумана.

В этой картине автор видит божественное начало — в этом и состоит смысл стихотворения «Сумерки».

Средства художественной выразительности

Читая строки творчества автора, мысленно представляешь картину морского побережья в «сумеречное» время и впитываешь в себя все таинство морского уголка.

В стихотворении «Сумерки» использованы тропы, такие как: эпитеты, олицетворения и метафоры.

  1. Эпитетами автор подчеркивает суровость природы и ее могущество: «мрачный хор», «торжественный хорал»;
  2. Олицетворениями — выражает оживленность природы: «Сползает с гор туман», «Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм»;
  3. Сравнениями — красоту и глубокий смысл явлений природы: «Под шум и гул морской она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов»;
  4. Метафорами создается образность поэтического языка: «седых клубах туманов».

Алла Быкова

Сумерки «Анна Бунина» читать стих

Блеснул на западе румяный царь природы, Скатился в океан, и загорелись воды.

Почий от подвигов! усни, сокрывшись в понт! Усни и не мешай мечтам ко мне спуститься, Пусть юная Аврора веселится, Рисуя перстом горизонт, И к утру свежие готовит розы; Пусть ночь, сей добрый чародей, Рассыпав мак, отрет несчастных слезы, Тогда отдамся я мечте своей.

Облекши истину призраком ложным, На рок вериги наложу; Со счастием союз свяжу, Блаженством упиясь возможным. Иль вырвавшись из стен пустынных, В беседы преселюсь великих, мудрых, сильных. Усни, царь дня! тот путь, который описал,

Велик и многотруден.

Откуда яркий луч с высот ко мне сверкнул, Как молния, по облакам скользнул? Померк земной огонь… о! сколь он слаб и скуден! Средь сумраков блестит, При свете угасает! Чьих лир согласный звук во слух мой ударяет? Бессмертных ли харит Отверзлись мне селенья? Сколь дивные явленья! Там ночь в окрестностях, а здесь восток Лучом весення утра Златит Кастальский ток. Вдали, из перламутра, Сквозь пальмовы древа я вижу храм, А там, Средь миртовых кустов, склоненных над водою, Почтенный муж с открытой головою На мягких лилиях сидит,

  • В очах его небесный огнь горит;
  • Чело, как утро ясно, С устами и с душей согласно, На коем возложен из лавр венец; У ног стоит златая лира; Коснулся и воспел причину мира;
  • Воспел, и заблистал в творениях Творец.
  • Как свет во все концы вселенной проникает, В пещерах мраки разгоняет, Так глас его, во всех промчавшися местах, Мгновенно облетел пространно царство! Согнулось злобное коварство, Молчит неверие безбожника в устах, И суемудрие не зрит опоры; Предстала истина невежеству пред взоры:
  • Велик, — гласит она, — велик в твореньях бог!
  • Умолк певец… души его восторг Прервал согласно песнопенье; Но в сердце у меня осталось впечатленье, Которого ничто изгладить не могло. Как образ, проходя сквозь чистое стекло, Единой на пути черты не потеряет, — Так верно истина себя являет, Исшед устами мудреца: Всегда равно ясна, всегда умильна, Всегда доводами обильна,
  • Всегда равно влечет сердца.

Певец отер слезу, коснулся вновь перстами, Ударил в струны, загремел, И сладкозвучными словами Земных богов воспел! Он пел великую из смертных на престоле, Ее победы в бранном поле, Союз с премудростью, любовь к благим делам, Награду ревностным трудам, И, лиру окропя слезою благодарной, Во мзду щедроте излиянной, Вдруг вновь умолк, восторгом упоен, Но глас его в цепи времен Бессмертную делами Блюдет бессмертными стихами. Спустились грации, переменили строй, Смягчился гром под гибкою рукой, И сельские послышались напевы, На звуки их стеклися девы. Как легкий ветерок, Порхая чрез поля с цветочка на цветок, Кружится, резвится, до облак извиваясь, — Так девы юные, сомкнувшись в хоровод, Порхали по холмам у тока чистых вод, Стопами легкими едва земле касаясь, То в горы скачучи, то с гор. Певец веселый бросил взор.

(И мудрым нравится невинная забава.)

Стройна, приятна, величава, В одежде тонкой изо льна, Без перл, без пурпура, без злата, Красою собственной богата Явилася жена; В очах певца под пальмой стала, Умильный взгляд к нему кидала, Вия из мирт венок.

Звук лиры под рукой вдруг начал изменяться, То медлить, то сливаться; Певец стал тише петь и наконец умолк.

Пришелица простерла руки, И миртовый венок за сельских песней звуки Едва свила, Ему с улыбкой подала;

Все девы в тот же миг во длани заплескали.

«Где я?..» — От изумления к восторгу преходя, Спросила я у тех, которы тут стояли. «На Званке ты!» — ответы раздались. Постой, мечта! продлись!.. Хоть час один!.. но ах! сокрылося виденье,

Оставя в скуку мне одно уединенье.

«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, публицист, поэт и прозаик-переводчик. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь, он рассуждал так: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется». И на самом деле, этот великий поэт, можно сказать, искал выход из этой непростой ситуации и нашел его.

Все свои мысли, эмоции и переживания он изложил на листе бумаги, формируя их в рассказ, стихотворение, тем самым, придавая им различный оттенок, отражающий его внутреннее отношение к происходящему, увиденному. Пример того Вы можете увидеть в стихотворении «Сумерки», разбор которого подготовил для Вас Многомудрый Литрекон.

История создания

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сумерки», посвященное Одессе, появилось в 1900 году. На момент написания данного произведения, Иван Бунин женился на Анне Цакни, затем переехал в Одессу. Это был страстный и бурный роман, который был подобен смерчу в жизни автора: он ненадолго выпал из привычного окружения и ритма, полностью отдавая себя захлестнувшим душу чувствам.

Настоящий брак продлился недолго, однако чувства поэта не угасли к супруге, а навсегда остались в его сердце. Воспоминание о море также не покидало его. Один прекрасный вечер, проведенный на морском побережье, навсегда остался в его памяти, побуждая писателя к созданию произведения «Сумерки».

Сумерки Стихотворение Валерия Брюсова

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер. Как тихие звуки клавира — Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

Валерий Брюсов. Стихотворения Москва, «Детская Литература», 1971.

  Сочинение по рассказу Толстый и тонкий Чехова

Другие стихи Валерия Брюсова

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сумерки» — хороший пример маринистской лирики Серебряного века, отличающийся неординарным содержанием. Перед нами произведение, в котором автор описывает воспоминание, представляя себе, будто в полусне,

морское побережье Крыма, один из вечеров, который навсегда оставил след в его памяти.

Поэт наполняет вечернее побережье угрюмыми оттенками, показывая изюминку Крыма изнутри: в этом месте он видит дикость и страстность темперамента.

Особенность творчества Бунина заключается в том, что его нельзя отнести к определенном модернистскому направлению. Он был вне течений и кружков, поэтому его лирика так самобытна.

Размер стихотворения «Сумерки» представляет собой ямб с пиррихием, строки разностопные, также меняется темп повествования. В середине данного произведения автор восклицает, передавая свое восхищение могучестью и угрюмостью вечерней скалы. Интонация к концу стихотворения постепенно спадает.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Сумерки» писатель изображает своеобразно. Присутствуют и лирический герой (очарованный пейзажем наблюдатель с развитой фантазией), и образ природы (храма с мифологическими корнями и католической торжественностью), которые оживают в мыслях автора и перед глазами читателя.

Первое, на что следует обратить внимание, так это серая вода, расстилающаяся под ковром густого тумана. В произведении туман выступает в роли неизвестности, он словно окутывает морское побережье. Но, если посмотреть изнутри, то можно увидеть, что этот прибой под туманным одеялом страстно бушует и бьет о скалы.

Также, в «Сумерках» есть еще один символический образ — Ночь, писатель преображает это время суток в молодую девушку, которая заходит в таинство, где ее ждет «торжественный хорал».

Образ ночной морской природы завершает титанов и угрюмого хорала. Мы вступаем в неведомый языческий храм, древний и сумрачный. В данном произведении, кажется, что они ушли на второй план, но на самом деле они играют немаловажную роль, позволяющую проникнуть в мир мистики и окутать сознание таинством.

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сумерки

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты.

Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там.

Вот только слов не разобрать… Может быть, это его любимая, его судьба? У героя «нездешние надежды», то есть ему мечтается о чём-то не с этого простого берега, возможно, что и не из России, что, вообще, не с этой… планиды! Появилась и лодка, которая неуверенно плывёт – ныряет, качается.

Романтическое ощущение наполняет стихотворение, загадочность… «Тайна свершается» — это непривычное сочетание показывает, что происходит удивительное. Бывает, что мы простые и знакомые вещи вдруг в один миг (и часто на один миг) мы воспринимаем как нечто загадочное. Видишь красоту в привычном, радуешься полноте ощущений…

В стихотворении развивается действие, всё ускоряется. Тихие сумерки, убаюкивающие волны… К ним добавляется тревожащая песня, дальше – неверное движение лодки. И вот кто-то уже идёт герою навстречу. Логично, что этот тот (точней, та), кто прибыл на лодке, кто пел песню. И герой бросается навстречу, возможно, своей Мечте.

В финале загадка так и не раскрыта. Опять сумерки опустились, будто занавес. На том берегу шум… Кто-то окликает беглянку? Или гостья на лодке приснилась поэту? Или песни тоже не было…

Читайте также:  Сочинение: Роль эпилога в романе Льва Толстого «Война и мир»

Анализ стихотворения Сумерки, сумерки вешние по плану

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения может быть расширена, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в х.

  1. Основная тема стихотворения «Сумерки», — природа. Поэт описывает могущество стихии, её мистический образ и связь с потусторонним миром. Море живет своей жизнью, не подпуская никого, кроме Ночи, в прибрежные скалы.
  2. Данное стихотворение лишено проблематики: каждая строчка наполнена мистическим образом бушующей стихии.
  3. Настроение произведения передает могущество и таинственность природы, раскрывая красоту вечернего моря. В тексте создаются два противоположных образа, дополняющих друг друга, а между ними стоит скала, очаровывая лирического героя своей угрюмостью.
  4. Бунин пронизал стихотворение «Сумерки» мифологическими мотивами: в природе он видит титанов (мифологических существ, родителей древнегреческих Богов), храм с мрачными хорами, таинственные обращения к Богам. Автор восхищен пейзажем, поэтому сравнивает его с произведением архитектурного искусства и средоточием духовности — храмом, где человек постигает тайны мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сумерки» заключается в том, что природа — это непознанный и одухотворенный храм, где все процессы связаны между с собой и объединены тайной. Человеку лишь кажется, что он знает их, однако все, что он может постичь — это лишь густой туман, скрывающий истину.

Каждое явление природы по-своему значимо в среде и носит в себе мистический характер, придавая необъяснимую, таинственную красоту всему, что мы видим.

В нашем случае, необъяснимой, угрюмой и таинственной красотой хвастается вечернее море, где бушующая стихия дает себе волю в вечернее время, прикрываясь пологом тумана.

В этой картине автор видит божественное начало — в этом и состоит смысл стихотворения «Сумерки».

Анализ стиха Сумерки Брюсова

В 1906 году было издана элегия «Сумерки». На период расцвета созидания Валерия Брюсова пришлось ощутить становления сообщества.Вершилось глобальное градостроительство. В городах развивалась духовная жизнь.

С формированием индустрии, мегаполисы подрастали и формировались. В ту эпоху деревни и села погибали и пропадали. Брюсов жгуче ощущал трудности той эпохи, ставил по вопросы значимые проблемы в собственном творчестве.

Главной темой элегии «Сумерки» считается градостроительство. С одной стороны, стихотворец восторгается рассветами и теми изобретениями и нововведениями, что возникли в городском бытии. Но с иной стороны, он не прекращает восторгаться необыкновенной врожденной красой.

В данном творении наблюдается некоторый анализ эмоций, восторг тем, как пропорционально живут старинный мегаполис с новыми инновациями. Данный разбор завоевываться методом сопоставления. Стихотворец сопоставляет фонари с «лунами на выгнутых, длинноватых стеблях», телефонные звонки со звучаниями струн того или иного мелодичного инструмента.

Он не опровергает развития, но ценит ему спокойствие, который вполне возможно получить лишь в дремлющем городе.

Все стихотворение заполнено жаркими ощущениями, симпатией к городу. Создатель ожидает, когда настанет полумрак, когда мегаполис окунется в холодное бездействие, когда пропадет суета. В том числе и определенное уединение утешает его, презентует утихание. Вечер — обожаемая пора времени. Полумрак поэтический герой дожидается с жадностью.

С поддержкой очень красивых метафор он увлекает чтеца в возлюбленную ему среду. Поэтический персонаж недалёк творцу. Он тянет такие же ощущения, он мыслит теми же идеями. Он от души предполагает, что люди не прикрыть восхищаться и видеть красоту, окружающей среды.

Ассамбляж этого стихотворения подтянутая, поочередная. Заключается из 4 строф, объединенных друг с другом по значению. В этих строфах выявляется изображение мегаполиса. Эмоции поэтического персонажа открываются в заключительных 2-ух строчках строфы. Строчки соединены абсолютной пересекающей рифмой. Объем, прописан в стихотворение — трехстопный амфибрахий.

Поэзия Брюсова причисляют к фольклору стихотворцев — символистов, в элегии «Сумерки» не нужно выискивать бесспорных знаков. Данное несложное отображение, раздумья, созерцания.

Средства художественной выразительности

Читая строки творчества автора, мысленно представляешь картину морского побережья в «сумеречное» время и впитываешь в себя все таинство морского уголка.

В стихотворении «Сумерки» использованы тропы, такие как: эпитеты, олицетворения и метафоры.

  1. Эпитетами автор подчеркивает суровость природы и ее могущество: «мрачный хор», «торжественный хорал»;
  2. Олицетворениями — выражает оживленность природы: «Сползает с гор туман», «Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм»;
  3. Сравнениями — красоту и глубокий смысл явлений природы: «Под шум и гул морской она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов»;
  4. Метафорами создается образность поэтического языка: «седых клубах туманов».

Алла Быкова

Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние…»

Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения « » Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения.

Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, — пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв.

Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания — своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.

Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.

В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений.

Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» — не связанные с земным миром, возвышенные, небесные.

Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.

Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки.

Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе.

Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.

Анализ стихотворения Бунина "Сумерки"

В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге и по-настоящему влюбился в Южную Пальмиру. Его покорил не только сам город изящный и аристократичный, но и Черное море – переменчивое и непредсказуемое в своем величии.

В 1900 году Иван Бунин создает небольшой цикл стихов, посвященных Одессе, в который вошло произведение “Сумерки”.

Правда, следует сразу же отметить, что в этом стихотворении поэт рассказывает не об одесском море, а о Крыме, в котором очень любил бывать вместе с семьей. Один из вечеров поздней осени, проведенный на морском побережье, особенно запомнился автору, и он попытался рассказать то, что чувствует, глядя на бушующую стихию.

Вечернее осеннее море, неприветливое и угрюмое, производит на Бунина двоякое впечатление. Он чувствует себя весьма неуютно, наблюдая за тем, как “над серою водой сползает с гор туман, холодный и густой”.

То, что днем казалось таким милым и близким, в одно мгновение превращается в бездну, которая беспощадна по отношению ко всему живому. Автор практически физически ощущает угрозу, которая исходит от “темных голых скал”, которые выстроились стеной вдоль берега.

В такие моменты они готовы уничтожить любого, кто попытается посягнуть на их уединение, и Бунину остается лишь издалека наблюдать за тем, как сумрак опускается на море, маскируя опасные скалы.

Их стена еще по-прежнему видна сквозь туман, и поэт не перестает восхищаться тем, сколько мощи и неприступности таит в себе эта земная твердь. “Суров и дик ее могучий вид!”, – с восхищением отмечает автор, сравнивая каменную глыбу с жертвенником титанов.

При этом Бунин отмечает, что жертвенник еще не угас, ведь время от времени он требует свою дань от глупых и неосторожных людей, которые считают, что им по силам покорить водную и горную стихию.

И мало кому приходит в голову простая мысль о том, что сочетание этих двух стихий может представлять реальную угрозу.

Если скала в восприятии Бунина является алтарем богов, то ночь поэт воспринимает, как жрицу этого древнего храма, которая при помощи надвигающихся сумерек оповещает о своем появлении.

Поэт очень точно и романтично описывает этот момент, отмечая: “И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм”.

Ее встречает невидимый хорал ночных звуков и шорохов, которые возносят свою волшебную песню великим богам “в седых клубах туманов”.

Ссылка на основную публикацию