Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Стихотворение «День и ночь» Федора Тютчева

Две самые распространенные темы в творчестве Федора Ивановича Тютчева — это красота природы и философские размышления. Примером философской лирики является стихотворение «День и ночь», написанное поэтом в 1839 году.

Основная тема произведения — вечное противостояние дня и ночи. Для Тютчева день и ночь — это не просто природные состояния, которые сменяют друг друга, а отображение двойственности всего мироздания. Автор противопоставляет их, словно добро и зло.

День несет с собой свет, это «блистательный покров», который дарит радость и умиротворение человеческим душам, и закрывает собою все страхи и ужасы, которые приходят, когда наступает ночь. Днем человек находится в гармонии с Богом и чувствует себя защищенным. Ночь же для Тютчева подобна злу и он называет ее «бездной».

Ночью людям становится неспокойно, им кажется, что над ними нависает какая-то угроза, даже если реальных причин для беспокойства нет, а в голову приходят темные мысли, которым не было места в светлое время. Человек остается один на один со своими «страхами и мглами» до тех пор, пока снова не наступает день.

Людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его, и эту боязнь, чувство того, что ночью «бездна нам обнажена» и стремился передать поэт в этом стихотворении.

Стихотворный размер произведения — привычный для Тютчева четырехстопный ямб. Поэт широко использует эпитеты («бездной безымянной», «блистательный покров», «мира рокового»).

В первой части стихотворения практически отсутствуют глаголы, что демонстрирует покой и умиротворение дня, они появляются только во второй части, при описании ночи, показывая ее большую опасность и агрессивность.

Для придания торжественности Тютчев употребляет архаизмы («земнородных», «сей», «мглами»). Основной художественный принцип, на котором построено стихотворение — антитеза, противопоставление дня и ночи.

Таким образом, в стихотворении утверждается, что мир, так же как и человеческая душа, имеет светлую и темную стороны. Это закон равновесия и гармонии в природе. День — светлое, доброе время, безопасное для человека.

Ночью же становится темно, природа засыпает, а в человеке просыпаются древние инстинкты, пугающие его. Это время темноты и хаоса. Но всем известно, что ночь заканчивается, вслед за ней вновь приходит день, и ночные страхи уходят.

Это непоколебимый закон мироздания, применимый как к природе, так и к человеческой душе.

23 сентября 2021 в 16:35

Анализ стихотворения тютчева "день и ночь". Анализ стихотворения день и ночь тютчева

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы.

Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать.

Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата.

С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара.

Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Тема

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира.

«И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий.

Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

Особенности природы в стихотворении «День и ночь»

Фёдор Иванович по-своему видел и ощущал в природных ландшафтах исключительную божественную основу. Он знал, что где-то за таинственной благообразной Землей скрывается постоянный беспорядок.

Один неверный шаг способен поменять все вспять. По мнению автора, человек живет в мире, который окружен вулканами.

Здесь есть леса, сады, все прелести натуральной природы, но вулканы притихли и в любой момент могут извергнуть пламя и уничтожить своими потоками лавы все на пути.

Ночное время в стихе «День и ночь» раскрывает все скрытые глубины души. Оно не только пугает человека, но и заставляет посмотреть самому себе в глаза. Таинственный ночной мир имеет свой изысканный образ. Живая природа слышится в тишине мрака, окутанного луной.

Это происходит не потому, что человечество осознало и прониклось тайной ночи, а оттого, что образ ночного времени практически неотделим, от всего зла, имеющегося во вселенной.

Именно ночью происходят самые ужасные вещи – это и необъяснимые поступки людей, которые не способны справиться с безумием, и таинственные происшествия, не имеющие логического объяснения.

Шедевральная композиция «День и ночь», написанная Федором Ивановичем Тютчевым, считается наиболее лучшим и интересным из всех возможных вариантов. Она отличается яркостью и особенным философским мышлением. Таким образом, автор старается описать тайны бытия. Именно такое направление Тютчев считал главной основой всей поэзии.

Лирические стихи Тютчева отражают дуальное понимание окружающего мира и пространства. Произведения раскрывают тайны мироздания и показывают их в виде борьбы двух противоположно направленных сил, которые в дальнейшем способны возродить гармонию и исключительное равновесие.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Особенности структуры шедевра

Стихотворение «День и ночь» имеет два восьмистишья. Структура написания шедевра встречается во многих произведениях Федора, к примеру, «Цитерон», «Фонтан». «Тени сизо сместились…».

Такая структура строф максимально точно способна отразить представленную антитезу, где сравнивается дневное и ночное время. Именно время является основными образами в произведении.

С них и начинаются первые строфы шедевра.

Описанные восьмистишья разрешено смело подразделить на отдельные четверостишья. Каждое из них имеет свою определенную опоясывающую рифмовку и представлено в виде законченного предложения. Следует отметить, что каждая строфа заканчивается восклицанием и отличается восклицательной интонацией.

Такая стилистика и образность свойственны практически всем произведениям Фёдора Тютчева. Это связано с тем, что в произведениях автор выступает в роли оратора, который обращается к читателям с речью, наполненной торжеством.

Произведение заканчивается строками, рассказывающими о том, в чем причина страха ночного времени.

Как уже было сказано, произведение имеет опоясывающую структуру написания. Первая и четвертая строка в каждом четверостишье имеет окончание мужского рода, а вторая и третья – закрывается женским описанием. Это указывает на то, что шедевр написан в декламационной интонации.

Следует отметить, что описанные мужские окончания в первых строках исключительно рифмуются между собой. В пятой и восьмой строке присутствует тавтологическая рифма. В остальных четырех строках преобладает большое количество согласных букв. Это и безымянный, и злототканный, и оживленный. Вторая строфа отличается присутствием множества гласных, которые практически всегда являются ударными.

Стих «День и ночь» имеет весьма интересное звуковое сопровождение. В шедевре присутствует большое количество исключительных лексических повторов, а также слов с однокоренной структурой. Эти особенности помогают создать впечатления, так как автор акцентирует внимание на образах.

Шедевр «День и ночь» отличается изощренностью и строгостью рифм. Именно поэтому стихотворение относится к лучшим произведениями, когда-либо созданным Тютчевым.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом.

День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца.

Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Анализ стихотворения Тютчева “День и ночь

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания.

Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение “День и ночь” , созданное в 1839 году.

К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной

лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение “День и ночь” , написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с “покровом златотканым”, наброшенным “волею богов”. По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это “души болящей

Читайте также:  Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

исцеленье, друг человека и богов”.

Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу.

Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

“И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами”, – отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная – одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию.

Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности.

“Вот отчего нам ночь страшна!”, – резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении “День и ночь”. Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно.

Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и “и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь”.

При этом Тютчев использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений.

И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «покров златотканый», « высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой».
  2. Олицетворение: встречается в 9-12 строках, где ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня.
  3. Инверсия: «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
  4. В стихотворении встречается аллитерация «л», придающая ему приятное звучание в 5-7 строке. В строках про ночь часто повторяется «р», подчеркивающая резкость и даже хаос этого времени.
  5. Архаизмы делают лексику стихотворения более интересной и высокой: «земнородный», «сей», меж ей и нами».

Дарья Гевший

Особенности тематики шедевра

Главная тема произведения – это противопоставление дневного и ночного времени. Такая тематика является классической для поэзии девятнадцатого века. Стихотворение преследует цель — глубоко погрузить читателя в философские сутки. При сравнении особенностей дневного и ночного мира присутствует абстрактность и недетализированность, которых немного в произведениях.

Дневное время в стихотворении представлено в виде «златотканого» покрывала, который наброшен с помощью высокой воли богов на существующую бездну, представленную в виде хаоса. Об этом Федор Иванович Тютчев пишет во многих произведениях.

Следует отметить, что автор, в произведении «День и ночь», старается вывернуть наизнанку традиционные образы метафор, связанных с ночным временем. День в произведении представлен в виде чего-то искусственно созданного, вторичного, используемого только богами и предназначенного служить во благо человечеству.

Боги и человечество не представлены в виде противопоставления, они здесь объединены в единое целое, рассказывающее о страхах перед неминуемым хаосом, который рано или поздно обязан возникнуть.

Следует также отметить, что первое восьмистишье не имеет глаголов. Здесь присутствует единичное действие, когда боги набрасывают покров в виде дня на опустевшую бездну. Эта фраза закрепляется страдательными причастными оборотами. Именно это указывает на то, что день в данном случае безжизненный, бездеятельный и абсолютно пассивный.

В дальнейших строках присутствует большое количество глаголов. Они олицетворяют лишь резкие действия. К примеру, срывает, отбрасывает. Ночное время в стихотворении представлено активным, деятельным и день своеобразно отступает под действием данной силы. Следует отметить, что в шедевре вообще нет упоминания о сумерках. Это позволяет создать исключительный образ романтики.

В произведении «День и ночь» присутствуют противопоставления двух отдельно описанных миров. День принадлежит миру земнородных и богов, а противоположная ночь – это таинственность, благородность, отличающаяся своей изысканностью. Второй особенный мир полон всевозможных и не изведанных человеку тайн, он существенно сильнее и древнее светлого времени.

Федор Иванович Тютчев старается подчеркнуть начальное состояние бездны, которая не имеет имени. Хаос в произведении описывается как родной, поэт сравнивает его со своим внутренним миром. Данный мир пугает непостижимостью и скрывает большое количество тайн.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Анализ стихотворения «День и ночь» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы.

Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать.

Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата.

С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара.

Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.
  • История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.
  • Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.
  • Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.
  • Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.
  • Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
  • Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.
  • Гипербола – “Как после вековой разлуки…”.
  • Олицетворения – “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.
  • Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
  • Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.
  • Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.
  • Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.
  • Градация – “Бывают дни, бывает час…”.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира.

«И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий.

Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь»

4 / 5 ( 1 голос )

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году.

К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе.

И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение.

День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов».

Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу.

Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию.

Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности.

«Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно.

Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

Читайте также:  Сочинение: Тема детства в произведениях И.А. Бунина

При этом Тютчев использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений.

И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Анализ стихотворения «День и ночь» Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – великолепный поэт, романтик и не менее великий философ. В своих произведениях он отводит большую роль философским темам и рассуждениям. В стихотворениях можно увидеть мысли автора относительно устройства мира и вопросов мироздания. Одно из таких произведений – стихотворение «День и ночь».

Оно было написано Тютчевым в возрасте 36 лет, в 1839 году, когда он уже сформировавшимся поэтом, пусть еще и не признанным, успешным дипломатом и государственным деятелем. Именно такой род деятельности заставлял Федора Ивановича все больше размышлять на философские темы.

Результатом таких размышлений стало весьма необычное описание вполне обычного явления: смены дня и ночи.

Противостояние дня и ночи, света и тьмы является основной темой произведения. Это стихотворение можно условно разделить на две части: описание дня и описание ночи.

День для Тютчева «покров златотканый», который наброшен «на мир таинственный духов» «высокой волею богов». Так Тютчев признает теорию божественного происхождения мира, внося в нее некоторые изменения.

Он считает, что боги, набрасывая этот «покров», стараются защитить весь мир от тьмы, показать весь свет и доброту. Но в какой-то момент наступает ночь, которая

  1. «Пришла и с мира рокового
  2. Ткань благодатную покрова,
  3. Сорвав, отбрасывает прочь …»

Так взору людей предстает истинное небо, вся вселенная, бездна «с своими страхами и мглами». Эта «бездна» внушает людям священный ужас, потому что «нет преград меж ней и нами» и именно этим «нам ночь страшна» по мнению Тютчева.

Стихотворение «День и ночь», как и многие другие стихотворения Тютчева, написано четырехстропным ямбом.

Каждое восьмистишие можно разделить на четверостишия, каждое из которых выглядит ка вполне законченное предложение.

Во многих своих произведениях автор раскрывает свои ораторские качества, в данном стихотворении это можно заметить по последним строкам каждой из строф, которые заканчиваются восклицательными знаками.

  Интернет-дружба: лёгкое общение и опасность иллюзий

В стихотворении «День и ночь» Тютчев использует опоясывающую рифму, при этом, первая и четвертая строки каждой из строф написаны с использованием мужского окончания, а вторая и третья – женского.

Стоит так же отметить, что в первой строфе все мужские окончания рифмуются между собой: духов – богов, покров – богов, при этом четвертая и восьмая строки заканчиваются одним и тем же словом. Во второй строфе примечательно то, что в каждом четверостишии последние слова имеют одинаковую ударную гласную.

В первом четверостишии второй строфы эта гласная «о» (ночь – прочь, рокового – покрова), а во втором – «а» (обнажена – страшна, мглами – нами).

В стихотворении использовано большое количество лексических повторов и однокоренных слов, с помощью которых автор акцентирует внимание на основных образах стихотворения.

Так же Тютчев использует эпитеты, придавая стихотворению красочности. Федор Иванович сравнивает ночь с бездной и называет день «блистательным покровом», используя сравнения и метафору.

На протяжении всего произведения можно наблюдать ярко выраженную антитезу в постоянном противостоянии дня и ночи.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом.

День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца.

Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «покров златотканый», « высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой».
  2. Олицетворение: встречается в 9-12 строках, где ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня.
  3. Инверсия: «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
  4. В стихотворении встречается аллитерация «л», придающая ему приятное звучание в 5-7 строке. В строках про ночь часто повторяется «р», подчеркивающая резкость и даже хаос этого времени.
  5. Архаизмы делают лексику стихотворения более интересной и высокой: «земнородный», «сей», меж ей и нами».

Дарья Гевший

День и ночь в поэзии Ф. И. Тютчева

В каждом его стихотворении чувствуется не только взгляд художника, но и ум мыслителя. В. Брюсов Среди поэтов XIX века Ф. И.

Тютчев выделяется своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык природы, понять значение и возможности человека в мире природы. Как философ Тютчев разделяет пантеистические взгляды.

Человек – часть великого мира природы, которая имеет подлинное бытие.

А человек лишь ее “греза”, “мыслящий тростник”. И этот “мыслящий тростник” пытается понять все таинственное, загадочное в

В поэзии Тютчева есть особая парная тема: день и ночь. Она раскрывается не только в одноименном стихотворении, но и во многих других произведениях поэта, которые можно разделить на “дневные” и “ночные”.

  • В стихотворении “День и ночь” Тютчев представляет день как “златотканый покров”, “скрывающий от человека таинственный и бездонный мир духов, мир космоса”:
  • День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов!
  • Но ночь срывает “с мира рокового” “ткань
  • И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!

Душа человека – вместилище двух миров: “мира дневного” и “хаоса ночного”. В ночные часы человек особенно ощущает свою причастность к космосу. В стихотворении “Бессонница” герой Тютчева читает “томительную ночи повесть”. Она будит уснувшую совесть, она напоминает о неизбежном ходе времени, заставляет посмотреть на жизнь со стороны:

И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак, на краю земли.

Звезды у Тютчева – это “живые очи” божества, которые вечно глядят на землю, на человека. Но нам они видны только ночью. Они и зрители, и судьи, и вечное напоминание человеку о его неразрывной связи с мирозданием, с мировой душой.

  1. Один из таких заслонов – красота и поэзия. Поэзия не боится мучительных зрелищ, она вдохновляется истиной, какой бы она ни была:
  2. Лишь Музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах,
  3. Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре – И на бунтующее море Льет примирительный елей.

Может быть, стоит внести в нашу жизнь немного поэзии, ее красоты и разума – и легче станет нести груз дня и суд ночи. А тайны мироздания станут ближе и понятнее.

Анализ стихотворения «День и ночь» (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев — великий поэт. Это достоянием всего русского народа. За время своего жизненного пути он создал множество изысканных произведений, которыми восхищались и восхищаются как критики того времени, так и читатели современности. Одним из наиболее удачных произведений считается шедевр под названием «День и ночь».

Это произведение является классическим примером философской лирики. Произведение нравилось многим великим литературным деятелям и получило высокие оценки от современников.

К примеру, Лев Николаевич Толстой, восхищаясь талантом автора на полях, где было написано произведение, сделал пометку отметив, что текст проникнут глубиной и изысканной красотой.

Создано произведение «День и ночь» в 39-м году девятнадцатого столетия. В этом же году оно и было опубликовано в 19 выпуске известного на то время журнала «Современник», которым после смерти Пушкина продолжали руководить Вяземский и Плетнёв. Первые стихи Ф. И. Тютчева уже публиковались в этом журнале тремя годами ранее и имели подпись «Ф.Т.».

Пушкину нравились творения Тютчева. Он ими восхищался, публикуя произведения практически в каждом выпуске, начиная с 1836 года, когда в его руки попала тетрадь со стихами, присланными автором из Германии.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы.

Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать.

Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата.

С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара.

Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

  Шехеразада – краткое содержание сюиты Римского-Корсакова

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта.

Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему.

От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Читайте также:  Идейно-художественное своеобразие повести «судьба человека»

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира.

«И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий.

Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

klassreferat.ru

Федор Иванович Тютчев ДЕНЬ И НОЧЬ На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна! «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души. Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления. В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов». Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами». Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р». Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию. Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Темы

Главной темой произведения является сравнение дня и ночи. Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль.

Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.

Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.

А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом.

День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца.

Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Анализ стихотворения День и ночь

Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану

1. История создания. Ф. И. Тютчев прославился, прежде всего, в области пейзажной лирики. Но перу великого поэта принадлежат произведения и других жанров. Особый интерес представляет философское стихотворение «День и ночь» (1839 г.).

2. Жанр произведения — философская лирика.

3. Основная тема стихотворения — противостояние дня и ночи. Для автора это не просто разное время суток. День и ночь лежат в основе дуалистического строения всего мироздания. Это две противоположные стихии, подобные добру и злу. Традиционно принято говорить: «под покровом ночи», «ночь накрыла собой…» и т. д. Автор же высказывает очень интересную мысль.

Первична «бездна безымянная», на которую божественная сила набрасывает «златотканный покров», символизирующий собой день. Этот «благодатный покров» закрывает весь существующий на земле мрак и ужас. День приносит «исцеленье» человеческим душам, в которых воцаряются радость и счастье.

День доставляет удовольствие и людям, и богам. Идиллия резко обрывается с приходом ночи, которая безжалостно срывает покров с таинственного и страшного мира духов. Человек остается один на один со «страхами и мглами». Ночью боги ничем не могут помочь людям.

Мир погружается в атмосферу ужасов и кошмаров.

4. Композиция. Произведение состоит из двух противоположных по смыслу частей. В первой части описан счастливый и безмятежный день, во второй — ужасная ночь.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности, лежащим в основе структуры и смыслового содержания произведения, является антитеза (противопоставление для и ночи). Она выражена через эпитеты («златотканный», «блистательный» — «безымянной», «рокового»).

День определяется как «земнородных оживленье», «друг человеков и богов». Отсутствие глаголов подчеркивает покой и умиротворение. «Безымянная бездна» ночи описана с большой динамикой («сорвав, отбрасывает прочь»).

Для придания произведению торжественности и значительности поэт широко использует архаизмы: «сей», «земнородных», «мглами».

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что вся Вселенная, в том числе душа человека, делится на две равные половины: темную и светлую. На этом основано равновесие и гармония мироздания. Ночная бездна намного старше дневного мира.

Люди смогли частично избавиться от своих страхов благодаря богам. Но с наступлением ночи в душе человека просыпаются древние инстинкты и подсознательные воспоминания о первобытном хаосе.

Люди вновь чувствуют себя беспомощными и беззащитными перед таинственными темными силами.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «покров златотканый», « высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой».
  2. Олицетворение: встречается в 9-12 строках, где ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня.
  3. Инверсия: «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
  4. В стихотворении встречается аллитерация «л», придающая ему приятное звучание в 5-7 строке. В строках про ночь часто повторяется «р», подчеркивающая резкость и даже хаос этого времени.
  5. Архаизмы делают лексику стихотворения более интересной и высокой: «земнородный», «сей», меж ей и нами».

Дарья Гевший

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом.

Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас).

Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Ссылка на основную публикацию