![]() |
Иллюстрация к роману “Отец Горио” |
Первое произведение, созданное по общему плану эпопеи, – роман “Отец Горио” (1834) – имел большой читательский успех. Это, пожалуй, самый главный роман Бальзака. И потому, что здесь впервые встречаются несколько десятков персонажей, которые затем будут путешествовать страницами “Человеческой комедии”; и потому, что здесь создается завязка последующих событий; и потому, что в центре сюжета – типичная для писателя история утраченных иллюзий юности; и потому, что в полной мере проявил себя знаменитый Бальзаковский метод проникновения в сущность конфликта и психологию человека через мир вещей, который его окружает.
Сюжет романа состоит из трех тематических линий, хотя и связанных между собой по смыслу, но способных существовать отдельно.
Связь этих линий, их взаимодействие и одновременно кульминация – это особенности типично бальзаковского сюжета, который строится независимо и одновременно параллельно. В этом отличие романтического мастерства Бальзака от Стендаля.
Последний, как вы помните, придерживался линейно-хронологического принципа развития сюжета.
Какие три тематические линии переплетаются, сосуществуют, развиваются в романе “Отец Горио”? Первая – тема преданного отцовства – старый Горио, который все отдал двум своим дочкам и умер в нищете одиноким.
Вторая – тема честолюбия – студент-провинциал Эжен Растиньяк, используя связи, постепенно входит в высший “парижский мир”.
Третья – тема философии преступления – беглый каторжник Вотрен ставит под сомнение добродетельную мораль общества и отстаивает право сильной личности пренебрегать законом.
Первая сюжетная линия связана с темой власти денег над человеком. Она отражена и в повести “Гобсек”, и в романе “Евгения Гранде” и др. Некоторые критики даже утверждают, что именно эта тема и является главной для писателя. Хотя Бальзак считал основной линией “Отца Горио” историю Растиньяка. Однако борьба героя с самим собой была уже не такой и ожесточенной. Это произведение условно можно отнести к жанру “воспитательный роман”, но воспитание здесь происходит не в том значении, которое придавало этому жанру 18 столетии – век Разума, а в смысле потери иллюзий, вхождение в мир лицемерия и жестокости. Победа аморального мира над Растиньяком была легкой: каждый раз, когда его соблазняли аристократическим обедом или новым модным нарядом, он забывал о своих намерениях быть трудолюбивым и честным, достичь всего собственными силами и трудом. Поэтому, по мнению автора, зло, которое уничтожает человека, кроется в нем самом, в его сердце, в его душе. В том, что когда человек ошибся и поставил материальное благополучие выше собственной совести.
Несколько лет писатель работает над романом “Утраченные иллюзии” в трех частях. Главный герой произведения – Люсьен Шардон – молодой честолюбец, прибывший из провинции в Париж, чтобы сделать карьеру.
Поэтически одаренный красавец, воспитанный с детства как вундеркинд и любимиц семьи, Люсьен считает, что гению позволено переступать законы морали. К тому же он не способен на тяжелую постоянную работу.
Конечно, в конце Люсьен потерпит поражение и в конце романа “Блеск и нищета куртизанок” погибнет.
Люсьену в романе противопоставлен его родственник и друг Давид Сешара – талантливый изобретатель.
Положительная программа автора воплощена не только в характере и планах Давида, но и в истории членов союза “Содружество”, которые поставили себе цель творческой работы, служение любимому делу.
Однако трудно полностью отдаться творческому труду в обществе, в котором царит идея богатства. Благородного Сешара уничтожают жестокие конкуренты.
После романа “Утраченные иллюзии” был опубликован следующий – “Блеск и нищета куртизанок”, где на первый план выступает уже знакомый читателям каторжник Вотрен. Его жизнь претерпевает кардинальных изменений: вчерашний бандит работает в парижской полиции.
Среди последних романов Бальзака тесно связаны два – “Кузина Бета” (1846) и “Кузен Понс” (1847), посвященные теме распада родственных связей. Роман “Крестьяне” описывает борьбу за землю как источник экономической и политической власти.
В истории литературы существует миф, согласно которому Бальзак был плохим предпринимателем. И в перспективе каждый деловой выбор писателя оказывался не только правильным, но и мог приносить в будущем огромную прибыль. Ирония судьбы заключается в том, что Бальзак умер, не узнав о своем деловом успехе.
Так, в 40-х годах он вложил все свое состояние и часть денег Ганской в компании Северной железной дороги. Дело было новое, железные дороги только начинали развиваться, поэтому сначала акции этой компании резко падали и стоили не дорого. Это закон биржи. После его смерти Ганская распродали акции, потеряв большие средства на их падении.
Вместе с Бальзаком вложил деньги в Северную железную дорогу другой известный человек. Он не продал ни одной акции – и стал одним из богатейших людей мира. Это был Ротшильд, прототип барона Нусингена в “Человеческой комедии”.
Ирония судьбы заключается и в том, что небольшой дом на улице Фортюне, с любовью обустроенный Бальзаком, был с годами снесен и на его месте построили большой особняк для одной из наследниц Ротшильда.
Бальзак мог бы быть талантливым консультантом по делам коммерции и бизнеса. Но случилось так, что он стал гениальным писателем.
Unknown
«Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.
Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом.
На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения – молодой студент, Эжен де Растиньяк.
История жизни папаши Горио и его двух дочерей – графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.
До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц.
Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции.
За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.
История жизни папаши Горио в романе – это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям.
На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям.
Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.
Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, – рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству.
По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей».
Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно – истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.
Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» – беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу.
Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения.
Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой».
Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.
Эжен де Растиньяк – чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу.
Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви.
Последняя – самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.
Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже – все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне.
Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай – тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.
-
«Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака
-
Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
-
«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
-
Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
-
«Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
-
«Тридцатилетняя женщина», краткое содержание по главам романа Бальзака
-
«Человеческая комедия», сочинение
-
«Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
-
Разрушительная власть золота в романе “Гобсек” Оноре де Бальзака
-
«Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака
-
«Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака
-
«Тридцатилетняя женщина», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
-
«Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака
-
«Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
-
«Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
- По произведению: «Отец Горио»
- По писателю: Бальзак Оноре де
Анализ романа «Отец Горио» (Оноре Бальзак)
Данное произведение в творчестве французского писателя занимает важное место в его творчистве. Во-первых, этот роман-эпопея очень понравился читателям и приобрёл большую популярность.
Во-вторых, в сюжете появляются персонажи, которые потом будут присутствовать и в другом творении автора — «Человеческая комедия». Бальзак в «Отце Горио» раскрывает тему юношества, одинокой старости и утраченных иллюзий.
Критическое отношение человека к самому себе и окружающему миру заставляет задуматься читателей над смыслом своей жизни.
В сюжете три тематические линии. Они могут как пересекаться, так и существовать отдельно. Каждая из них имеет особенную проблематику. Читатель словно наблюдает за тремя разными жизнями персонажей, которые иногда связаны друг с другом.
Первая тема раскрывает историю отца Горио. Он всю жизнь заботился о своих дочках, отдал им всё своё время. Они же бросили его. В итоге герой умирает в одиночестве и нищете. Вторая тема связана с чрезмерным честолюбием. Юный провинциальный студент Эжен Растиньяк мечтает войти в светское общество парижской элиты.
Он не стыдится использовать любые связи для достижения данной цели. Третья тема раскрывает мировоззрение беглого каторжника Вотрена. Герой говорит об обществе и его добродетели.
Сомнения персонажа в существовании морали в окружающем мире приводят к странному заключению о том, что сильная личность имеет право пренебрегать законом.
Первая сюжетная линия также раскрывает проблему власти денег над людьми. Автор часто обращается к данной тематике и в других произведениях. Иногда ради богатства человек готов отказаться не только от своих принципов, но и от родных людей. Большое внимание уделяет Бальзак и истории Растиньяка.
Персонаж находится в состоянии активной борьбы с самим собой и со своими принципами. Он не понимает, как сохранить чистоту и непорочность в мире лицемерия и жестокости. Так и происходит потеря иллюзий, появляется разочарование в жизни. Борьба бедного студента с обществом в итоге была им проиграна.
Каждый раз как только Растиньяк соблазнялся аристократическим обедом и красивым нарядом, он забывал про свои принципы. Парень хотел добиться всего трудом и честностью, но быстро сдавался своим желаниям. Бальзак считает, что проблема была во внутреннем состоянии персонажа. Растиньяк сам сделал выбор в пользу материального благополучия. При этом герой совсем забыл про совесть и честь.
Характеристика героев война и мир ипполит. Ипполит курагин
Такая же тема раскрыта писателем в романе «Утраченные иллюзии». Главный герой Люсьен Шардон приезжает в Париж за славой и карьерой. Молодой человек достаточно хорошо воспитан и образован.
Внешностью очень привлекательный, и умом не обделён. Но из-за избалованности и чрезмерного внимания со стороны родственников, Люсьен пришёл к выводу, что гениям позволено многое. Даже закон не помеха таким юношам, как он.
И только судьба в итоге накажет героя за чрезмерный эгоизм.
Совершенно противоположный персонаж Давид Сешара являлся родственником и другом Люсьена. Он занимался изобретательской деятельностью и привык полагаться на свой ум.
Но общество поглощено идеей больших денег, поэтому молодому таланту сложно устроиться в этом мире. История беглого каторжника Вотрена продолжается в романе «Блеск и нищета куртизанок». В его судьбе произошёл неожиданный поворот.
Жизнь изменилась кардинальным образом. Бывший преступник становится сотрудником парижской полиции.
Бальзак активно обращался в своих произведениях и к другим темам. Например, писатель беспокоился о распаде родственных связей.
И по этому поводу он создал два романа, связанные друг с другом, «Кузина Бета» и «Кузин Понс». А в тексте «Крестьяне» автор обращается к проблеме борьбы за землю.
Хотя Бальзака считали плохим предпринимателем, он заключил немало выигрышных сделок. Жаль, только умер раньше известия об успехе.
Писатель одним из первых вложился в строительство железной дороги. Сначала акции падали в цене, но потом обогатили многих союзников Бальзака.
К примеру, Ротшильд не продал ни одной акции и в итоге стал богатейшим человеком в мире. Писатель раскрыл образ такого успешного предпринимателя в романе «Человеческая комедия». Оноре Бальзак имел дом на улице Фортюне.
Своё гнёздышко он обустраивал с любовью и уютом. Но после смерти писателя здание снесли.
По иронии судьбы на его месте построили огромный особняк для одной наследницы Ротшильда. Талантливый человек талантлив во всём. Бальзак смог бы работать коммерческим консультантом и проводить выигрышные сделки.
Но тогда бы читатели решились таких прекрасных, философских и поучительных произведений, которые заставляют задуматься о жизни и человеческих пороках. Автор всегда оставался на стороне чести, совести, трудолюбия, правды и таланта.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Оноре де Бальзак: «Отец Горио»
История создания романа связана с возникшей у Бальзака идеей написания цикла рассказов, которые должны были изобразить жизнь его соотечественников. Произведение стало первым в серии сочинений, затем объединенных в сборник под названием «Человеческая комедия».
Когда же написал данное произведение Оноре де Бальзак? «Отец Горио» был создан в 1832 году, однако публикация состоялась лишь через два года.
В течение этого времени в воображении гения формировался план написания повестей, которые должны были показать реальную жизнь французского общества, стремления и чаянья современников писателя.
Что хотел донести до читателя Оноре де Бальзак? «Отец Горио» показывает гамму обычных чувств, испытываемых человеком, в том числе и нелицеприятных, таких как алчность, удовлетворение собственных амбиций за счет унижения других и патологическое желание череды бесконечных удовольствий.
События происходят в Париже, городе, который, по мнению автора, отбирает у людей все человеческое, оставляя им лишь страстные и неутолимые желания. Краткое содержание «Отца Горио» позволяет ознакомиться с главными идеями произведения, потратив на это минимум времени.
События романа переносят читателя в небольшой пансион, расположенный на окраине Парижа. Люди, живущие в нем, очень разные, но их объединяет одно — удача давно прекратила им благоволить.
Среди постояльцев заведения живет старик, который имеет довольно скверный характер. Никто не подозревает, что на самом деле он обедневший дворянин, отчаянно пытающийся устроить своим дочерям счастливое будущее.
Его сосед по пансиону — Растиньяк, единственный, кто случайно узнает об этом. Данное открытие полностью изменяет мнение молодого человека о несчастном старике.
Краткое содержание «Отца Горио» содержит квинтэссенцию ключевых событий и описание значимых для анализа произведения характеров.
Бывают случаи, когда необходимо прибегнуть к помощи более сжатого рассказа, например, при наличии огромного объема информации во время экзаменов. В таких ситуациях краткое содержание «Отца Горио» позволит в считаные секунды понять направление авторской мысли, а также основные идеи произведения.
«Отец Горио»: анализ романа и главных героев
Свой роман «Отец Горио» Бальзак посвятил «великому и знаменитому Сент-Илеру в знак восхищения его работами, его гением». Жофруа де Сент-Илер — действительно знаменитый современник Бальзака, профессор зоологии, сформулировавший закон единства всего органического мира.
Основная идея Сент-Илера заключается в том, что даже в самых высокоорганизованных особях органического мира можно обнаружить элементы, присущие самым низкоорганизованным особям, что между первыми и вторыми существует огромное количество переходных состояний и стадий.
Сент-Илер рассматривал все многообразие органического мира как некое единство, основанное на постепенном развитии от низшего к высшему. Сент-Илер, таким образом, предвосхитил на два десятка лет теорию Дарвина.
Эта идея единства в многообразии покорила и увлекла Бальзака, и он задался целью показать в своей «Человеческой комедии» аналогичное единство в многообразии человеческого общества. Вот роман «Отец Горио».
Казалось бы, ничего не может быть общего между жалким обитателем пансиона г-жи Воке стариком Горио и законодательницей парижских зал Дельфиной де Нусинген? Но она — его родная дочь, сумевшая пробиться из низов в верхи общества, потому что она хорошо усвоила его негласные законы.
Может ли быть что-нибудь общее между каторжником Вотреном и блистательной светской львицей виконтессой де Боссам? Может, отвечает Бальзак, ибо они, находясь на разных ступенях социальной лестницы, демонстрируют одну и ту же общественную мораль, основой которой является эгоизм и материальный интерес.
И так вот повсюду Бальзак ищет этот всеобщий закон, конечную формулу, которая объединяет весь кажущийся хаос современного мира в единый процесс. Отсюда и его упорное стремление объединить все свои отдельные произведения в одно целое. Отсюда и постоянное возвращение в новых произведениях одних и тех же героев — только в разных обличиях, на разных этапах их жизни.
В произведении «Отец Горио» Бальзак приводит нас в Париж, в самый центр французского буржуазного социума.
Подлинный герой — Растиньяк — это и есть тот тип человека, который больше всего интересует Бальзака, представляется ему более многозначительным и проблематичным, более показательным для своего времени, чем Горио.
Здесь впервые на широком полотне Бальзаком показана история обманчивого счастья, купленного ценой морального падения, — потом она постоянно будет варьироваться в творчестве писателя.
Растиньяк приезжает в Париж изучать право, живет в меблированных комнатах, но вхож в салон виконтессы де Босеан. Фигура Растиньяка связывает два мира, но и отец Горио тоже выступает как связующее звено. История отца Горио дает Растиньяку как бы наглядную модель того, какие законы движут обществом, в которое он так рвется.
Дочери — графиня де Ресто и баронесса Нусинген — время от времени рыдают в каморке Горио, выпрашивая у него деньги, а потом тратят эти деньги на любовников, на экипажи, на увеселения. Отец Горио поднимается все выше. Дочери, соответственно, платят неблагодарностью.
И вот Растиньяк. У него есть благородные порывы; у него сохранились чувство гуманности и доброта; но он с самого начала понимает, что главное — деньги и возможность пробиться в высшее общество.
И при этом его честолюбие простирается дальше богатства, блеска и успеха: в отличие от Жюльена его честолюбие сугубо эгоистично. У него находятся заботливые учителя (тоже одна из повторяющихся тем!) — виконтесса де Босеан поучает его.
Ей вторит искуситель Вотрен, цинично наблюдая падение Растиньяка, как бы желая помочь ему продержаться.
“Илиада” – краткое содержание поэмы Гомера
Вспомним, как Гобсек у Бальзака уже заявлял: «У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам. Нет на земле ничего прочного, есть только условность».
А теперь Вотрен развивает эту мысль, и это в общем та же логика, что и у необразованного деревенского Гранде, и блестящей дамы виконтессы де Босеан! Разница только в мере интеллектуальности каждого — Гранде следует этой логике инстинктивно, виконтесса выводит ее из личного любовного разочарования.
Вотрен уже формулирует ее с цинической откровенностью человека, все равно стоящего вне общества. Круговая порука!
И Растиньяк концу романа уже готов подчиниться этому закону. Ведь и он сам до того поступил, как дочери Горио — он забирает последние деньги у матери, а потом забывает о ней, гонясь за успехом в высшем свете. И вот последняя сцена — последняя юношеская слеза на могиле Горио и затем вызов обществу: «Кто победит — я или ты?» — и отправился обедать к Дельфине…
Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998
Анализ произведения Отец Горио Бальзака
Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей места в развращенном французском обществе. Сюжетная структура романа выстраивается посредством нескольких тематических линий, которые имеет взаимосвязь, но при этом отличаются способностью самостоятельного существования.
Первой сюжетной линией является тематика преданного отцовского отношения, заключающаяся в передаче старым Горио всего состояния своим дочерям и его смерти в нищете и одиночестве.
Второй сюжетной линией является тематика честолюбия студента-провинциала Эжена де Растиньяка, который посредством использования связей попадает в высший парижский свет.
Третьей линией представляется тематика философии преступления, заключающаяся в сомнениях беглого каторжника Вотрена в добродетельной общественной морали, отстаивая права сильной личности на пренебрежение законом.
- Кроме того, в романе описывается тема власти денег по отношению к человеку.
- Художественной проблематикой романа являются авторские размышления над общечеловеческим мифом о возможности получения славы и состояния честным путем, которые выражаются в повествовании в истории Эжена де Растиньяка, рассказанной параллельно с историей жизни папаши Горио и его дочерей.
- Жизнь отца Горио является фактически надгробной эпитафией для медленно агонизирующего героя, рядовой трагедией, постоянно случающейся в жизни высшего парижского общества.
- В образе одного из главных героев романа Эжена де Растиньяка автор изображает чистого, неиспорченного высшим обществом молодого человека, осознающего происходящую мерзкую ситуацию, решающего бросить вызов парижскому свету.
- Женские персонажи произведения изображаются писателем в качестве великосветских дам, имеющих любовные отношения на стороне.
- Взаимосвязь сюжетных линий в сочетании с кульминацией романа является отличительной особенностью типично бальзаковского творчества, строящегося одновременно и в то же время независимо в параллельном виде.
- Центральной темой произведения представляется изображение истории утраченных юношеских иллюзий, описанных автором посредством конфликта и психологических особенностей человека в сочетании с окружающим его миром.
Роман «Отец Горио»: главные герои
Центральным персонажем является отец Горио. Его отношение к миру воспринимается через любовь к каждой из дочерей, а смысл жизни состоит в том, что бы исполнять их прихоти. Он предстает так называемым мучеником родительской преданности.
Младшая из детей, Дельфина де Нусинген, является женой банкира. Однако ее супружеская жизнь сразу же дала трещину и впоследствии с мужем они начали жить совершенно разной жизнью: спать в разных комнатах и заводить романы на стороне, не скрывая их друг от друга.
Старшая же дочь, Анастази де Ресто, вступила в брак с графом и всем сердцем полюбила светскую жизнь. Старшая дочь Горио тоже далеко не ангел. Оказывается, что все ее дети были зачаты от любовника Максима де Трайя. После неоднократных обращений к отцу с просьбой о помощи в покрытии долгов Максима, Анастази сбегает с любовником, оставив свою семью.
«Тихий Дон» очень краткое содержание
В описании краткого содержания «Отца Горио» отдельное внимание стоит уделить юному студенту из деревенской семьи, Эжену де Растиньяку, который становится одним из любовников Дельфины. Однако он является практически единственным персонажем, проявляющим уважение к старику Горио.
Преступник Вотрен, который ведет скрытную жизнь, — бежавший каторжник, настоящий циник, он играет судьбами людей.
Но, несмотря на свой скверный характер, является голосом совести, он прямолинеен, у него нет страха перед осуждением со стороны общества, когда он высказывает свою точку зрения. Вотрен симпатизирует студенту, предлагая ему стать мужем дочери миллионера.
У студента есть двоюродная сестра, виконтесса. Она замужем, но имела отношения с неким маркизом, после свадьбы которого бежала от горя на север, в поместье своего супруга.
Держательница пансиона — вдова пятидесяти лет. Воке имела определенные виды на отца Горио. Однако он отверг ее, поэтому к старику она относится агрессивно и с открытой неприязнью.
И наконец, доктор Бьяншон, являющийся студентом и другом Эжена. Он приходит на помощь к своему другу, когда тот сообщает, что отец Горио тяжело болен. Он содействует в организации похорон старика.
История развивается в пансионе «Дом Воке», названном в честь вдовствующей хозяйки. Четырехэтажное здание заселено персонажами совершенно разных характеров. Четвертый этаж самый дешевый, второй — самый лучший и дорогой. Причем на втором этаже проживают две вдовы: сама хозяйка и госпожа Кутюр, жена погибшего комиссара, которая содержит вдобавок молодую воспитанницу Викторину Тайфер.
Третий этаж занят стариком Пуарсе и бывшим каторжником Вотреном. На четвертом этаже расположились апартаменты старой девы Мишано, отца Горио (в прошлом владельца макаронной фабрики), а так же юного студента Растиньяка. Есть и мансардный этаж, где живут кухарка и слуга Кристоф.
Жильцы пансиона ходят в потрепанной одежде, а лица их поникшие, кроме девушки Викторины, которую не признал отец миллионер.
В центре всех событий оказывается старик Горио. После ухода от дел на фабрике в 1813 году он поселился в пансионе и, будучи при деньгах, занял комнату на самом престижном этаже.
Вдовствующая хозяйка желала выйти за него замуж, однако, не добившись своего, буквально воспылала ненавистью к Горио. С течением времени старик обнищал, и ему пришлось переехать на самый верхний этаж. Ему дали прозвище «папаша».
Иногда к нему приезжают его дочери, которые одеты и обуты очень богато в отличие от своего отца.
События у Горио развиваются печально. Вотрен застает его за походом к ростовщику, принимающему старые столовые серебряные приборы, о чем сообщает хозяйке. Он пытается доказать всем, что отец содержит своих дочерей.
Образ папаши Горио и его место в романе
Определение 1
«Человеческая комедия» – это цикл сочинений О. де Бальзака, составленный им из 137 произведений (91 законченного и 46 незавершенных).
Роман «Отец Горио» был написан Оноре де Бальзаком в 1832 году. Произведение было опубликовано через два года после написания. Впоследствии роман был включен в цикл произведений «Человеческая комедия».
Замечание 1
Центральная тема романа – искренняя отцовская любовь, которой не оказалось места в развращенном парижском обществе.
Главными героями романа являются:
- Отец Горио,
- Анастази де Ресто,
- Дельфина де Нусинген,
- Эжен де Растиньяк.
Художественная проблематика романа включает развенчание мифа о том, что добиться богатства и славы можно честным трудом.
Об этом размышляет на протяжении всего повествования один из героев романа – Эжен де Растиньяк, молодой студент.
История жизни отца Горио и его дочерей – «банкирши» Дельфины де Нусинген и графини Анастази де Ресто проходит перед читателем в неотрывной связи с обучением Растиньяка.
Отца Горио до появления в пансионе «Дом Воке» Эжена де Растиньяка никто не воспринимал всерьез. Все считали его старым сластолюбцем и кутилой, растратившем свое состояние на любовниц.
Проникновение Растиньяка в высший свет общества Парижа открыло неприглядную правду – изысканно одетые красавицы оказались дочерями бывшего вермишельщика, который сколотил состояние во время Французской буржуазной революции.
Отец Горио за каждой из дочерей дал внушительное приданое, однако как только девушки стали знатными парижанками, они отвернулись от своего отца, малообразованного и не такого уж и богатого человека.
Отец, выброшенный из жизни своих дочерей, по мнению виконтессы де Босиан и графини де Ланже, является рядовой трагедией в жизни парижского высшего света, живущего на принципах мужского тщеславия, женской испорченности и бесконечной жажды богатства.
Виконтесса предостерегает Растиньяка от искренности. В этом мире, где все строится на титулах и деньгах, недопустимо проявлять искренние чувства, особенно – любовь. В парижском обществе человек может быть или палачом, или жертвой – другого не дано.
Образ отца Горио
Отец Горио – центральная фигура романа. Это типичный представитель эпохи Реставрации. Горио еще в молодости свято уверовал в великую силу золота. Он был убежден, что все покупается и продается. Усвоив эту истину, Горио стал ловким, бережливым, предприимчивым человеком, и в 1789 году купил у своего хозяина его дело.
Так Горио в мгновение превратился из простого рабочего-вермишельщика в успешного и богатого предпринимателя. Начиная с этого момента, все свои способности он посвятил «торговле хлебом». Горио разбогател, успешно спекулируя мукой.
Помочь достичь ему успеха в своем деле помогли такие качества, как пронырливость, изобретательность, умение выждать и предугадать, безжалостность к конкурентам и преданность делу.
Но вскоре Горио овдовел и полностью посвятил себя дочерям. Дела шли успешно, девочки не имели отказа ни в чем. Горио нанял своих дочерям дорогих наставников, которые их обучали светским манерам, внешней утонченности, правилам хорошего тона.
И совершенно не прививали им внутреннее благородство, чуткость и доброту. Папаша Горио выполнял все желания своих дочерей, даже самые абсурдные. Слепая любовь к детям напрочь лишила Горио природной осторожности, осмотрительности и расчетливости.
Полученное воспитание, плебейская сущность избалованных дочерей Горио, помноженные на развращенные нравы «века золота» предопределили их судьбу. Деньги отца открыли девицам двери светских салонов. В скором времени Анастази, старшая дочь Гори, стала графиней де Ресто, Дельфина, младшая дочь, вышла замуж за барона Нусингена.
Как только Анастази и Дельфина приобщились к аристократическому обществу, их стало шокировать буржуазное происхождение отца. Однако, ради денег они еще некоторое время его терпели.
Когда же Горио пришлось оставить мучную торговлю как постыдное и презираемое в высшем обществе занятие, дочери дали ему понять, что за их столом он лишний. Несмотря на то, что деньги Горио по-прежнему нужны и барону, и графу, и их женам, они скрывают родство с ним, считая его позорным.
Перед Эженом де Растиньяком, узнавшим тайну родства графа и отца Горио, закрывают двери дома. Растиньяк оказывается нежелательным свидетелем позора.
Таким образом отец Горио оказывается в пансионе мадам Воке. Он, разоряясь и постепенно переезжая под самую крышу пансиона, продолжает боготворить своих дочерей, иногда любуясь ими издали. Горио продолжает беспредельно и безрассудно любить дочерей, который иногда пускают его в свой дом с черного хода.
Следует отметить, что страсть является фамильной чертой семейства Горио. Отец Горио страстно зарабатывал свой миллион. С такой же страстью он удовлетворяет желания дочерей.
Для отца Горио и его дочерей страсть становится единственным чувством. Разница между ними заключается только в том, что папаша Горио, пусть и в извращенном виде, любит своих дочерей.
В Горио еще жив закон естественных связей – любовь отца к своим детям.
Но его дочери оказываются продуктом распада этих природных связей. Они естественны в другом – страстной жажде наживы, жажде удовлетворения своих желаний и прихотей. Для Анастази и Дельфины естественно требовать у отца денег. Так же естественно для них и завести любовника.
Горио ради прихоти дочери обставить квартиру Растиньяка, ее любовника, продает свою ренту, тем самым обрекая себя на нищенскую жизнь. Дельфина от такого поступка приходит в неописуемый восторг, для нее это естественно.
Старшая дочь заставляет отца отнести ростовщику последнее серебро, чтобы заплатить за бальное платье. И для нее тоже это естественно. Дочери Горио уверены, что их прихоти – то, что единственно важно. Когда же выясняется, что отец больше не может исполнять их прихоти, их интерес к нему исчезает.
И это тоже для них «естественно». Отец же Горио несмотря ни на что продолжает верить, что купить можно все, в том числе, и любовь дочерей.
Билеты (вариант 6). 15. Система образов и композиция романа «Отец Горио»
|
15. Система образов и композиция романа « Отец Горио».
Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В.
Гюго, что “действительность в искусстве не есть действительность в жизни”, и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». “Повсюду” сейчас – торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества.
Показ утвердившегося буржуазного общества – такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой – и Б. ее разрешает в своих романах.
Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе.
Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч.
Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.
« Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития.
Интересно движение романа по разделам « Человеческой комедии»: в 1843 году об был включён в « Сцены парижской жизни», на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в « Сцены частной жизни».
Путь тот же, что и у « Гобсека»: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом.
– это жизнь семей, « Человеческая комедия», как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сёстрам и тётке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует.
Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет.
« Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь « Гобсек».
События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции.
Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего.
В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена.
Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи.
С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. « Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая».
Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться ( юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.
а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.
|