Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

  • 23 марта 2017Литература
  • «Первый раз» Сони Мармеладовой, перепутанная география Петербурга и другие загадки романа Достоевского
  • Автор Анастасия Першкина

1. Тайна хронологии

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского© Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Но дальше в тексте нигде не уточняется, что это был за день. Нет никаких календарных привязок и для последующих событий. Можно ли это выяснить и важно ли это знать?

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст.

Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе­тербурга аномальной жарой.

По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца.

Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета.

Соотнести дальнейшие собы­тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про­буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

  1. — В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас­кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ­ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.
  2. В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало­сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста­рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова. 1935–1936 годы© De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».  

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год.

На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин­ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу­чали по 30–50 копеек за ночь.

Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото­рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах.

Последние 30 копеек забирает у Со­не­чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри­гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой.

Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты­вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув­ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время.

Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы.

Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен­ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф­ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто­личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля.

В новом доку­менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко­воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно.

В описываемые дни (7–20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци­альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» Канал Грибоедова. 1969 год© РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба­виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ­ле­нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули­цами и площадями.

Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой.

По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер­бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы­ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова).

В первые деся­тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению.

Но даже после облагора­жи­вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис­пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери­нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей.

С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер­бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» «План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе­жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской.

Значит, он дол­жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими  Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами.

Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве­домственной им территории..

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев­ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли­цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц.

Раскольников дол­жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли­цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова.

С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере­ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части.

В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений  Писатель должен был предоставить ему но­вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит­ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей.

Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До­стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож­ность всецело перешла бы к Стелловскому.. Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице.

Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману© РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

Читайте также:  Тема любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой»

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы­вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы.

Власти периодически выпускали официальные документы, кото­рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме­сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду­преждения.

После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени.

Ста­рушка становится выразителем новой эко­номической реальности и этим вызы­вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову.

А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра­жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры».

Получается, Раскольников страдает вовсе не меди­цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас­кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли­вом «лишней» крови.

Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе­сам, — достаточно популяр­ный ветхозаветный образ.

Он используется приме­нительно к страшным зло­деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз­ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре­мени, так и в словаре Даля.

Так же понимали значение белой горячки и рецен­зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред­ставителя моло­дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду».

Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя. Л., 1985.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7. Л., 1973.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий. СПб., 2005.

Теги

ШпаргалкаXIX векЧто читать7 секретов

Достоевский Федор Михайлович "Преступление и наказание" — анализ 1 и 2 части

Ф.М.Достоевский — русский писатель, философ, публицист.

Он выступал новатором в русле традиций русского реализма. Жизнь писателя была не простой: 4 года каторги и ссылка за участие в кружке Петрашевского, неприятие со стороны современников. Но после смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и первым представителем персонализма в России.

Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

К знаковым произведениям писателя относят романы «Великого Пятикнижия»:

  • «Братья Карамазовы»;
  • «Подросток»;
  • «Бесы»;
  • «Идиот»;
  • «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание» — социально-философский роман, в котором криминальная история стала для писателя не просто темой, но и поводом для размышлений о социальной несправедливости, толкающей человека на убийство.

Достоевский смог показать, какие процессы происходят в голове у человека, задумывавшего убийство, его мотивы и самое главное: феномен совести. Одним из образов романа стал Петербург второй половины XIX века, жизнь в котором полна ужасов и несчастий.

История создания

Мысль о произведение, главным героем которого станет человек, не боящийся угрызений совести, посетила писателя на каторге, в 1859 году. Однако сначала он рассказал о таком персонаже в «Записках из Мертвого дома», воплотив эти тезисы в нраве каторжника Орлова.

В 1865 году писатель задумал роман «Пьяненькие», главной линией которого была история семьи Мармеладовых. В этот период жизни Достоевский испытывал сильные финансовые сложности. Ему пришлось брать деньги в долг, которые он вскоре потратил.

Положение писателя было настолько сложным, что ему было нечем платить за еду. Именно тогда Достоевский и приступил к работе над «Преступлением и наказанием». Произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности, за что писателю присылали деньги.

В течение работы над романом положение писателя не улучшалось, и он жил очень бедно.

Сюжет

Содержание романа, возможно, было подсказано Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи. В январе 1865 года юноша убил двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор, преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи.

Часть первая. Преступление

Действие романа «Преступление и наказание» начинается июльским днем в Петербурге. Родион Раскольников вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег.

Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне с надеждой хоть как-то исправить свое положение. После неприятного разговора со старухой в голове у Родиона начинает созревать мысль об убийстве.

Совершив всего лишь одно преступление, он сможет решить свои финансовые вопросы и спасти сестру Дуню от брака с «благодетелем» — Петром Лужином.

Решившись на преступление, Родион убивает процентщицу топором. И в этот момент возвращается домой тихая, беременная Лизавета — сестра процентщицы, которая становится второй жертвой Раскольникова.

Часть вторая. Наказание

Перед преступлением и после Раскольников пытается убедить себя в том, что есть два типа людей: «твари дрожащие» и те, что «право имеют». Себя он хочет отнести ко вторым: людям без совести, целеустремленным и безжалостным. Но совесть Родиона подводит его. Все усугубляется знакомством с Порфирием Петровичем, который имеет подозрения насчет вины Родиона.

Раскольников бродит по городу, борясь с совестью, и общается с разными людьми. Среди них семья Мармеладовых: пьющий Семён Захарович, его несчастная жена Катерина Ивановна и их дочь Соня, которой пришлось стать проституткой. Соседом Сони оказывается Свидригайлов, который начинает шантажировать сестру Родиона — Авдотью Романовну.

В итоге совесть Родиона и наседания Порфирия Петровича заставляют студента прийти на явку с повинной.

Эпилог

Эпилог романа переносит читателя в Сибирь, где отбывает свое наказание главный герой. К нему переезжает Соня, доказывающая свою жертвенность и преданность. Родион отказывается от «наполеоновской идеи» о большом человеке и начинает верить в то, что своей любовью сможет искупить Сонины несчастья.

Главные герои

Родион Раскольников

Главный герой романа. Молодой человек 27-ми лет. Замкнут, задумчив, несчастен. Находится в бедственном положении. Нищенское состояние и гордыня порождают в голове Родиона идею о «наполеоновском человеке», способном на убийство ради выгоды. Именно к таким людям и причисляет себя герой, но он ошибается. После совершения преступления Раскольников оказывается на грани сумасшествия.

Алена Ивановна

Она была неприятной личностью во всех планах: внешне и по характеру. Она думала только о собственной выгоде и была равнодушна к чужому горю. Обладая богатством, не собиралась делиться им со своей больной сестрой Лизой.

Семен Мармеладов

Отец семейства. Будучи бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить работу. У героя нет средств к существованию. Из-за пристрастия к алкоголю он вводит в бедственное положение всю семью.

Мармеладов способен к милосердию и состраданию. Все поступки героя искренни. Он противен сам себе, потому что осознает, в какое положение он привел близких.

Соня Мармеладова

Дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это добрый, жалостливый человек, готовый к самопожертвованию. Для того чтобы прокормить семью, она переступила свои принципы, стала проституткой.

Катерина Ивановна

Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.

Дуня Раскольникова

Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.

Читайте также:  Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

Дмитрий Разумихин

Друг Раскольникова. Дворянин, сирота с веселым нравом, отличается оптимизмом, простотой. Самые важные качества — ум и честность. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому писатель доверяет ему сестру Дуню, пережившую столько тягот бедной жизни.

Свидригайлов

Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.

Символика в романе

В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сон о лошади

В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать.

Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом.

Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.

Сон об Африке

Родион видит голубую воду, песок, оазис. Это олицетворение чистоты. Сон снится перед убийством, говоря о том, что Раскольников еще может выбрать чистое сердце, не оскверняя его грехом.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.

Сон о смеющейся старухе

Родион оказывается в квартире процентщицы и видит ее там. Он пытается убить старуху, но она только смеется над ним. Родион выбегает из квартиры и видит, что там на него смотрит толпа. Смех — это победа старухи — убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. Это означает полное крушение теории Раскольникова о «наполеоновском человеке».

Сон о конце света

Люди больны ужасной болезнью. Они убивают друг друга. Шанс на спасение имеют только те, кто несет в мир добро. Сон снится Родиону на каторге и означает очищение души и избрание правильного пути.

Темы произведения

Роман «Преступление и наказание» стал классикой русской литературы, потому что затронул важные темы человечества:

  1. Закон и противозаконные действия. Ничего не остается безнаказанным.
  2. В романе справедливость рассматривается, как наказание за преступление. Но при этом самому Раскольникову хотелось восстановить в мире справедливость. Любой ценой. Но даже самую благородную цель нельзя достичь антигуманными средствами.
  3. Семья в романе — это те, кто заслуживает любви. Ради семьи женские персонажи переступают через себя и идут на жертвы.
  4. Любовь рассматривается в первую очередь, как готовность к жертвам. Любить — это значит отдавать все, что имеешь, и прощать.
  5. Теория о маленьком человеке является центральной. Изначально Раскольников делил людей на маленьких и больших.

Основная идея

«Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» — так думал Раскольников. Он считал, что есть важные человеческие жизни и не важные. И если ты «большой человек», то можешь отнять одну маленькую жизнь ради благой цели. Проблематика романа связана с идеей Раскольникова проверить на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мораль

Мотивов хороших и плохих не бывает. У преступника не может быть благородных целей. Зло не может порождать добро или справедливость. Потому что сам корень зла — отсутствие справедливости. Единственное, что может спасти — это любовь и вера.

Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Замечание 1

«Преступление и наказание» – знаменитый социальный роман Ф. М. Достоевского, опубликованный в 1866 году. В романе затронуты важные социальные, психологические и философские аспекты, поэтому он вызвал двоякое отношение публики: как восторг, так и полнейшее непонимание.

Родион Раскольников покидает университет, в котором он учился, так как больше не имеет средств оплачивать свое обучение.

Он начинает закладывать вещи у старухи-процентщицы, сам же тайно желает ее убить, для того чтобы избавить мир от скопидомки, которая наживается на бедах других людей, и спасти свою сестру Дуню от несчастливого замужества.

Несмотря на то, что он тщательно спланировал преступление, он не смог найти денег, а свидетелем его преступления стала внезапно вернувшаяся в тот момент домой сестра старухи-процентщицы. Для того чтобы избавиться от ненужного свидетеля Раскольникову приходится убить и ее.

Родион накануне преступления знакомится в трактире со спившимся чиновником Семеном Мармеладовым, а позже и со всей его семьей, в частности с его дочерью Соней, которая занимается проституцией для того, что б прокормить свою семью.

Порфирий Петрович – следователь, который занимается делом убийства старухи-процентщицы, не имея доказательств сумел разоблачить Раскольникова.

В этом ему помог анализ статьи, которую Раскольников опубликовал в газете за несколько недель до преступления и изложил в ней взгляды на существование двух типов людей, из которых одни могут убивать других.

Психологические беседы со следователем настолько сильно действуют на Раскольникова, что он решает во всем признаться.

Его приговаривают к каторге, а Соня Мармеладова следует за ним, Раскольников надеется искупить свою вину.

Характеристика главных героев произведения

  • Родион Раскольников – главный герой романа, бывший студент-юрист, оставил учебу так как не имеет средств ее оплачивать, крайне беден, мрачен, угрюм, но способен на искрение порывы, умен, образован, независим и горд. Раскольников сам является клиентом старухи-процентщицы и закладывает ей некоторые свои вещи. Он решается на убийство старухи процентщицы. Но после преступления оказывается на грани сумасшествия.
  • Старуха-процентщица Алёна Ивановна – около 60 лет, вдова мелкого чиновника, злая, бессердечная, но обеспечена – она выдает деньги под залог вещей, и назначает проценты при возврате.
  • Соня Мармеладова – дочь Семена Мармеладова, верующая, но вынуждена вступать за деньги в связь с мужчинами, для того что бы прокормить свою семью, видит в Родионе Раскольникове родственную душу. Поэтому, когда его отправляют на каторгу, едет за ним.
  • Катерина Ивановна Мармеладова – жена Семёна Мармеладова, имеет трех детей от первого брака, из-за нищенского существования подталкивает свою падчерицу Соню к занятию проституцией, но безмерно ей благодарна за принесенные деньги.
  • Семён Захарович Мармеладов – спившийся отставной чиновник, не глуп, добр, доверчив, скромен, но слаб характером, он женат второй раз на Катерине Ивановне Мармеладовой, воспитывает ее троих детей, у самого есть дочь от первого барка Соня Мармеладова. Из-за пьянства Мармеладова его семья живет в нищете, дочь занимается «непристойной работой», несколько раз Мармеладов берется за ум, начинает работать, но вскоре не выдерживает и начинает снова пить. Его жизнь заканчивается тем, что он пьяный попадает под лошадей и умирает.
  • Пётр Петрович Лужин- 45 летний адвокат, сватается к сестре Раскольникова Дуне. Дуня не хочет выходить за него замуж, поэтому его выгоняют. Желая отомстить за унижение, он пытается выставить Соню воровкой, но у него ничего не выходит.
  • Дуня Раскольникова – младшая сестра Родиона Раскольникова, ей 22 года, работает гувернанткой и помогает брату и матери, гордая, обладает сильным характером, она не желает выходить замуж за богатого, но неприятного ей человека, но ради блага семьи готова пойти даже на это. К ней сватается Лужин, но свадьба не произошла и в последствии Дуня выходит замуж за друга Родиона Раскольникова.
  • Порфирий Петрович – главный герой произведения, на ровне с Раскольниковым, работает следователем на участке где было совершено убийство старухи-процентщицы, умен и проницателен, сочувствует людям, настоящий профессионал своего дела, честен и справедлив, в работе использует принципы психологии, несмотря на отсутствие доказательств, он сумел разоблачить Раскольникова.

Основанная идея произведения

Идея романа видна из его названия Ф. М. Достоевский желает сказать своему читателю, что каждое преступление находит свое наказание. Очень подробно автор описывает те душевные переживания, которые сопровождают Раскольникова перед и после совершения убийства.

Он демонстрирует как идея об убийстве появляется в думах главного героя, какие силы управляют его разумом, каким образом он пытается объяснить свое желание пойти на преступление.

Затем автор показывает читателю что происходит с личностью героя после совершения преступления. Раскольников ужасается своему поступку, не может более жить с таким грузом на сердце.

В романе показано столкновение двух нравственных идеологий. Достоевский показывает нам что человеческая душа все же имеет право на спасение, и в конце мы видим, что боль и злоба имею надежду перейти в любовь и добродетель (в произведении этот образ несет в себе соня Мармеладова).

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения бунина «цифры» для читательского дневника

Основная проблематика произведения

В своём произведении Ф. М. Достоевский затрагивает огромное количество злободневных проблем того времени:

  • философия
  • нравственность
  • социальная тема
  • тема любви и зла

Главной для Достоевского в романе является философская тематика. Он заставляет читателя задуматься о существовании некого негласного нравственного закона, который человек не имеет права нарушать, и что происходит, если человек все же его нарушает.

В романе поднимается и тема нравственности. После совершения преступления Раскольников испытывает муки совести, раскаивается в содеянном, он уже не считает себе человеком, которому дозволено вершить судьбу других людей. В Раскольникова Достоевский демонстрирует нравственную деградацию общества того времени.

Еще одна тема, которую поднимает автор – это тема зла и любви внутри зла. Соня Мармеладова совершает свои греховные поступки из-за любви к родственникам. Она полностью осознает безнравственность своих действий, но зло не проникает в ее душу. Она с состраданием относится и к убийце Раскольникову.

«Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Цитата: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

История создания

Достоевский отмечал, что замысел этого романа пришёл к нему ещё в ту пору, когда писатель отбывал каторгу. И более десяти лет спустя, в 1865 г., Достоевский подписывает контракт с книгоиздателем. Условия контракта кабальные, но деньги очень нужны. Писатель обязуется к ноябрю 1866 г. предоставить рукопись романа, получает гонорар и… проигрывает его в рулетку.

Живёт он на тот момент в отеле. Хозяева отеля не выселяют Достоевского, но прекращают кормить и отключают в номере свет. В таких условиях Достоевский практически дописывает роман, а потом сжигает его и пишет другой. Именно этот второй роман и известен нам как «Преступление и наказание».

Проблематика:

  • общественные проблемы (семья Мармеладовых);
  • нравственные проблемы (Родион Раскольников);
  • добро и зло (Родион Раскольников; Аркадий Свидригайлов);
  • право распоряжаться чужой жизнью (Родион Раскольников).

Смысл названия: название заставляет осмысливать представленную нам историю в философском контексте: всякое преступление влечёт за собой наказание. Причём наказанием может быть как лишение свободы, так и муки совести.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский роман.

Жанровые особенности: в «Преступлении и наказании» мы легко обнаруживаем черты разных жанров: это и детектив (мы изначально знаем, кто убил старуху, но вот выяснит ли это следователь Порфирий Петрович?), и бытовой очерк (как говорил сам автор, история о «бедненьких и пьяненьких»), и публицистический материал (имеется в виду включённая в роман статья Раскольникова «О преступлении»). При этом философский контекст, подкреплённый перефразированными и прямыми цитатами из Библии, не даёт нам забыть, что мы всё-таки имеем дело с философским романом, в котором решаются проблемы самого высокого порядка.

Время и место действия: действие романа происходит в Петербурге в середине XIX в. Сразу отметим, что Петербург в «Преступлении и наказании» — это тесные съёмные квартиры, похожие на гробы, тёмные переулки, трактиры, чёрные лестницы и всякие места, «где грязь и вонь, и всякая гадость».

Действующие лица

Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.

Алёна Ивановна — неприятная пожилая процентщица, которую убивает Родион Раскольников.

Лизавета Ивановна — сестра Алёны Ивановны, добрая простодушная женщина. Её Раскольников также убивает.

Порфирий Петрович — следователь; проницательный и умный мужчина.

Семён Захарович Мармеладов — опустившийся человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.

Катерина Ивановна Мармеладова — тяжело больная женщина, жена Семёна Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Любит вспоминать о своём благородном прошлом.

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — дочь Семёна Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Продаёт своё тело, чтобы прокормить детей Катерины Ивановны. Жертвует собой во всём.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Дьявольски сильный и умный человек. Развратный мерзавец. Увлечён Дуней Раскольниковой.

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.

Пётр Петрович Лужин — корыстный и расчётливый мелкий тип, «богатый жених» Авдотьи Романовны.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — приятель Раскольникова. Деятельный молодой человек, много трудится и не унывает.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, скромная добрая женщина.

Андрей Семёнович Лебезятников — нерешительный молодой мужчина, знакомый Петра Лужина.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель — немка, арендодательница. Семейство Мармеладовых снимает у неё жилье.

Зосимов — приятель Дмитрия Разумихина, врач.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Дмитрия Разумихина, служит в полицейской конторе.

Настасья — кухарка в доме, где снимает комнату Раскольников. Микола — рабочий, сознавшийся в убийстве Алёны Ивановны.

Краткое содержание

Раскольников планирует убить старуху-процентщицу, «бесполезную вошь». Для начала он навещает её и закладывает часы. По дороге назад Раскольников знакомится с Мармеладовым.

Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает.

Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.

Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.

Раскольников убивает Алёну Ивановну топором. Ему приходится убить и не вовремя вернувшуюся домой Лизавету. Студент забирает у процентщицы какие-то ценности, прячет их. На нервной почве сильно заболевает. За ним ухаживают Настасья и Разумихин.

Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.

Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог.

Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление.

Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).

Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.

В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.

Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.

На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.

Родион говорит Соне, что это он убил старуху-процентщицу. Соня жалеет его и понимает его муки. Раскольников, уступая просьбам Сони, кается в убийстве. Он сослан в Сибирь. Соня едет за ним.

В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.

Экранизации

«Преступление и наказание» (Россия, 1913); «Преступление и наказание» (США, 1935); «Преступление и наказание» (Франция, 1956, в главных ролях — Робер Оссейн, Марина Влади, Жан Габен); «Преступление и наказание» (СССР, 1969, в главных ролях — Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский); «Преступление и наказание» (Великобритания, 1979, короткометражный фильм); «Потрясение» (США, 1988); «Преступление и наказание Достоевского» (США, 1998, телевизионный фильм); «Преступление и наказание» (Великобритания, 2002, двухсерийная адаптация BBC); «Преступление и наказание» (США, Россия, Польша, 2002); «Преступление и наказание» (Россия, 2007, в главных ролях — Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В каком городе происходит действие романа «Преступление и наказание»?

Ответ. Действие романа происходит в Петербурге.

В чём суть теории Раскольникова?

Ответ. Люди делятся на обыкновенных и тех, кто «право имеет», выдающихся. Первые служат лишь материалом для великих свершений вторых, поэтому выдающиеся личности могут совершать любые преступления — закон над ними не властен. В качестве примера выдающегося человека сам Раскольников приводит Наполеона.

Поделиться ссылкой

Ссылка на основную публикацию