Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии – вольный стрелок). Зрелая драма – центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации. «Мария Стюарт» – Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт – французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница). Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество. Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть. Действие происходит в современной автору пьесы Германии. События разворачиваются в течение двух лет. Драме предпослан эпиграф – слова Гиппократа: “Чего не исцеляют лекарства, исцеляет железо; чего йе исцеляет железо, исцеляет огонь”. В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын – Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем, в котором повествуется о беспутной жизни проходящего курс наук в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями, старик фон Моор под давлением позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему, что, разгневанный поведением своего старшего сына, он, граф, лишает его наследства и своего родительского благословения. В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом. Приходит письмо от Франца – Карл в отчаянии. Его друзья обсуждают в корчме предложение Шпигельберга собрать шайку разбойников, поселиться в богемских лесах и отбирать у богатых путников деньги, а затем пускать их в оборот. Бедным студентам эта мысль кажется заманчивой, но им нужен атаман, и хотя сам Шпигельберг рассчитывал на эту должность, все единогласно выбирают Карла фон Моора. Надеясь, что “кровь и смерть” заставят его позабыть прежнюю жизнь, отца, невесту, Карл дает клятву верности своим разбойникам, а те, в свою очередь, присягают ему. Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии. В частности, он сообщает ей, что бриллиантовый перстень, подаренный ею Карлу перед разлукой в залог верности, тот отдал развратнице, когда ему нечем было заплатить за любовные утехи. Он рисует перед Амалией портрет больного нищего в лохмотьях, изо рта которого разит “смертоносной дурнотой”,- таков ее любимый Карл теперь. Но Амалия отказывается верить Францу и прогоняет его прочь. В голове Франца фон Моора созрел план, который наконец поможет ему осуществить свою мечту, стать единственным обладателем наследства графов фон Моор. Для этого он подговаривает побочного сына одного местного дворянина, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. Сердце больного графа вряд ли выдержит это ужасное известие. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх, которую некогда у него отбил Карл фон Моор. Так все и происходит. К старику Моору и Амалии является переодетый Герман. Он рассказывает о смерти Карла. Граф фон Моор винит себя в смерти своего старшего сына, он откидывается на подушки, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца. Тем временем в богемских лесах разбойничает Карл фон Моор. Он смел и часто играет со смертью, так как утратил интерес к жизни. Свою долю добычи он отдает сиротам. Он карает богатых, грабящих простых людей, следуя принципу: “Мое ремесло – возмездие, месть – мой промысел”. А в родовом замке фон Моор правит Франц. Он достиг своей цели, но удовлетворения не чувствует: Амалия по-прежнему отказывается стать его женой. Герман, понявший, что Франц обманул его, открывает фрейлине фон Эдельрейх “страшную тайну” – Карл Моор жив и старик фон Моор тоже. Карл со своей шайкой попадает в окружение богемских драгун, но им удается вырваться из него ценой потери всего одного разбойника, богемские же солдаты потеряли около трехсот человек. В отряд фон Моора просится чешский дворянин, потерявший все свое состояние, а также возлюбленную, которую зовут Амалия. История молодого человека всколыхнула в душе Карла, прежние воспоминания, и он решает вести свою шайку во Франконию. Под другим именем он проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна “погибшему Карлу”. Никто не узнает старшего сына графа, лишь Франц угадывает в госте старшего брата, но никому не говорит о своих догадках. Младший фон Моор заставляет своего старого дворецкого Даниэля дать клятву, что тот убьет приехавшего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе фон Бр`анде Карла, тот не в силах лгать своему старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Перед исчезновением он решает все же повидать Амалию, попрощаться с нею. Карл возвращается к своим разбойникам, утром они покинут эти места, а пока бродит по лесу и в темноте вдруг слышит голос и видит башню. Это Герман пришел украдкой, чтобы накормить узника, запертого здесь. Карл срывает замки с башни и освобождает старика, иссохшего как скелет. Этим узником оказывается старик фон Моор, который, к своему несчастью, не умер тогда от вести, принесенной Германом, но когда он пришел в себя в гробу, то сын его Франц тайно от людей заточил его в эту башню, обрекая на холод, голод и одиночество. Карл, выслушав историю своего отца, не в силах больше терпеть и, несмотря на родственные узы, которые связывают его с Францем, приказывает своим разбойникам ворваться в замок, схватить брата и доставить ему живьем. Ночь. Старый камердинер Даниэль прощается с замком, где он провел всю свою жизнь. Вбегает Франц фон Моор в халате со свечой в руке. Он не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю. Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада. На замок нападают разбойники во главе со Швейцером, посланные Карлом, они поджигают замок, но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавился шнурком от шляпы

Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Сочинение на тему Анализ пьесы «Разбойники» ШиллераШиллер Ф.И.Стр. 1

Читайте также:  Анализ стихотворения О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Сочинение на тему Анализ пьесы «Разбойники» ШиллераШиллер Ф.И.Стр. 2

Анализ пьсы Ф.Шиллера «Разбойники»

Сочинение на тему Анализ пьесы «Разбойники» ШиллераШиллер Ф.И.Стр. 3

Кудинова Елена | | Журнал «Литература» № 2/2007

Елена Александровна КУДИНОВА — учитель русского языка и литературы, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

На работу по пьесе я отвожу два урока, третий — обобщающий урок-размышление. На первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев — Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А.С. Пушкина «Дубровский»; группа «Искусствоведы» работала над историей создания 9-й симфонии Л.В. Бетховена.

Оформление: театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л.В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники», писателя, которого А.С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох — Гомером, Данте, Шекспиром, Расином.

Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра.

“Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, — произнесём мы вслед за А.С. Пушкиным.

Сегодняшний урок — урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

— Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои — братья Карл и Франц Мооры. Один из них — младший брат Франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель — власть и деньги.

Другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

— Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует приём антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный.

— Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать — не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха — вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

Амалия. Блёклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах…

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом.

Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”.

Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа «Актёры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно — драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове…” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья…”

Беседа с классом

— Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

— Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя.

Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой.

Он берёт на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нёс ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. «Разбойники» — бунтарская драма, а её герой — благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

— Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А.С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833 годах. Владимир Дубровский — русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников.

Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок… Разбойники заняли каждый определённое место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к ним навстречу. «Что такое?» — спросил он их.

«Солдаты в лесу, — отвечали они, — нас окружают»…”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним обоим подходит характеристика — благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу.

Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что моё ремесло — возмездие, мой промысел — месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный вопрос финала:

— За что осудил себя её главный герой? Почему он сдаётся правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата.

Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною — загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я ещё могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир…

” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

— Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

— Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф.Шиллер остаётся популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А.С. Пушкина, Малого, БДТ и других.

Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке.

Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А.С. Пушкину и Ф.М. Достоевскому).

Творчество великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю — 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам.

Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости».

В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьянённые тобою, Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди — братья меж собой. Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

— Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф.Шиллера “Разбойники”?».

Литература

  1. История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1985. Т. 1.
  2. Либензон З.Е. Фридрих Шиллер. М.: Просвещение, 1990.
  3. Материалы уроков И.Аркина: Литература в школе, 1998.

Тема: «Нравственная проблематика драмы Ф. Шиллера «Разбойники»

III.Аналитическая работа над текстом произведения

Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ

– Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

— Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

– Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой “Художники”. Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развернутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: “Ты подлец!” Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать – не в моих обычаях.

Бледность нищеты и рабского страха – вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

” Амалия. Блеклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах…

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников.

Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

  • – Почему в стан разбойников приводят священника?
  • .
  • – Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Он берет на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нес ответственность?

Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. “Разбойники” – бунтарская драма, а ее герой – благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый ее открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина “Дубровский”.

Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

– Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок… Разбойники заняли каждый определенное место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошел к ним навстречу. “Что такое?” – спросил он их. “Солдаты в лесу, – отвечали они, – нас окружают”…”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздает сиротам. К ним обоим подходит характеристика – Благородный.

Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от нее совпадают с путем героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдается правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев.

Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что мое ремесло – возмездие, мой промысел – месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встает и перед нами главный вопрос финала:

– За что осудил себя ее главный герой? Почему он сдается правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!..

Загубленное мною – загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я еще могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир…” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошел не тем путем.

Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

– Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

– Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку?

Итог. В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям

Главные герои — братья Карл и Франц Мооры. Один из них — младший брат Франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель — власть и деньги.

Другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

-При характеристике персонажей Шиллер использует приём антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный.

-Драматург проводит своего героя через испытание совестью

-Шиллер в “Разбойниках” сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой.

Ответ группы “Исследователи”. Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, написанном в 1832-1833 годах. Владимир Дубровский – русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников.

  1. Личностные:
  2. -нравственно-этическая ориентация;
  3. -интерес к творчеству автора;
  4. -любовь и уважение к своему языку;
  5. Регулятивные:
  6. контроль и самоконтроль;
  7. Коммуникативные:
  8. -взаимодействие с учителем и сверстниками;
  9. -соблюдение правил речевого поведения;
  10. -умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  11. Познавательные:
  12. -развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
  13. -построение логической цепи рассуждений, ее доказательство

Фридрих Шиллер. Разбойники

Вероятно, драма “Разбойники” замечательного немецкого поэта Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера является одним из самых ярких произведений нового жанра той эпохи – “рабойничего романа”.

Главный герой подобных творений является своеобразным “Робин Гудом” и переступая закон, не переступает через свою совесть. Он помогает восстанавливать справедливость, сражается против беззакония богатых и власть имущих.

К слову, классическим примером данного жанра в русской литературе можно смело считать роман “Дубровский” А.С. Пушкина.

Сюжет пьесы базируется на противостоянии двух братьев семейства Моор – Карла и Франца. Франц всеми возможными способами пытается заполучить не только наследство, после смерти отца, но и сердце прекрасной девушки Амалии – возлюбленной брата. Карл в это время находится далеко от дома.

Старый граф ждет его до последнего, хотя младший сын убеждает его, что Карл влез в долги, устраивает дуэли и в целом бесчинствует. Вдобавок Франц отправляет брату письмо от имени отца, где тот якобы сообщает, что отрекается от сына.

После этого известия, в порыве отчаяния, Карл примыкает к банде разбойников.

Среди разбойников Карла отличает не стремление к обогащению, а благородное желание справедливости и равенства. Его разбойники орудуют сначала в богемских лесах, а позже на берегах Дуная. Сюжет пьесы приближает читателя (или зрителя) к тому, что судьбы два братьев-антиподов должны несомненно пересечься еще раз.

Премьера пьесы состоялась в 1782 году. До нее автору пришлось переписать несколько эпизодов и внести некоторые коррективы в финал. На русский язык творение Шиллера было переведено в 1793 году.

Драму в нашей стране встретили очень тепло. Более того, впоследствии она оказала значительное влияние на творчество некоторых русских писателей XIX века. Так, мотивы “Разбойников” можно наблюдать в “Братьях Карамазовых” Ф.М.

Достоевского и в ряде произведений М.Ю. Лермонтова.

Пьеса всецело отразила сущность самого автора – пламенного гуманиста и вдохновенного философа. Именно “Разбойники” в течение более века задавали тон созданию произведений подобного толка, а архетипичные герои драмы “перекочевали” во многие другие жанры европейской литературы (к примеру “пиратские” романы Ф. Купера и.т.д).

1543. Анализ произведения Разбойники Шиллера Русский язык

  • Произведение по жанровой направленности определяется отдельными литературоведами в виде трагедии, поскольку финал пьесы имеет трагическую развязку сюжетного неразрешимого конфликта при столкновении любви и ненависти, однако в связи с построением сюжетной линии в соответствии с бытом и психологией обычного человека, не имеющего героических характерных черт, жанром пьесы иногда считают современную драму.
  • Пьеса относится раннему романтическому творчеству поэта, являющегося представителем литературного движения, получившего название «Буря и натиск», остро критикующего феодальное общество, выступая за свободомыслие обостренного чувства личности и используя в своих произведениях индивидуального неповторимых героев.
  • Основой для завязки сюжета в пьесе служит семейная трагедия в форме непримиримого конфликта главных персонажей произведения, ненавидящих друг друга, представленных автором в образах родных братьев Франца и Карла Мооров.

Повествование в пьесе раскрывает сюжетную интригу, состоящую в ужасной клевете Франца на брата главе семейства в целях завладения богатым наследством и возлюбленной Карла Эмилией. Франц Моор во многом достигает поставленной цели, но в результате его неблаговидного поступка гибнут и отец, и сам Франц, а также Эмилия, а оставшийся в живых Карл, ставший разбойником, отдается на волю властей в добровольном порядке, разочаровавшись в правильности сделанного им выбора.

В изображении образов братьев Моор поэт использует художественные приемы литературы прошлых столетий, описывая Карла в качестве героя английской средневековой баллады, отличающегося ненавистью к раболепию, чинопочитанию, угодничеству, несправедливости, а Франца изображая в роли классических злодеев, характеризующихся пагубной страстью, не имеющей в душе ничего святого, разрушающей человеческие чувства, в том числе совести, сострадания к ближнему и вины.

Композиционная структура пьесы подразумевает изображение своеобразного двоемирия, один из которых представляется в виде гармонии, семейного счастья, красоты человеческих чувств и воссоздает дух сентиментализма, а другой воплощает зло в своей абсолютности, характеризуясь хаосом, дисгармонией, злодействами и преступлениями.

В качестве представителей первого мира, называемого малым, поэт представляет отца семейства Мооров, возлюбленную Карла Амалию, а также верного подданного Карла Даниэля. Большой мир изображается на примере мрачного образа Франца Моора, садиста, безбожника, лишенного всех моральных и этических принципов.

На протяжении всего повествования пьеса наполняется бунтарским, антифеодальным характером, выражающим авторский замысел произведения и заключающимся в поступках и поведении главного героя, смелого бунтаря Карла Моора, объявившего войну общественному строю путем организации разбойничьей шайки для осуществления благородных намерений для восстановления социальной несправедливости.

Все сочинения

Шиллер «Разбойники» – анализ – Русская историческая библиотека

Драму Шиллера «Разбойники», оконченную и напечатанную в 1781 г. и с триумфом представленную сначала в Мангеймском театре, а затем по всей Германии, следует считать итогом развития «Бури и натиска».

Бунтарство «Бури и натиска» приобрело у Шиллера политически острую окраску. Эпиграф «Против тиранов!», поставленный им к драме «Разбойники» (1781), выразительно передавал пафос его раннего творчества.

Герой его драмы Карл Моор в бурных монологах обличает убожество окружающей действительности, насилие и несправедливость, царившие в немецких княжествах.

Тираны – это «помещик, который дерет шкуру со своих крепостных», «негодяй в золотом шитье, который искажает законы и подкупает правосудие», поп, которого герой задушил собственными руками за то, что он «публично с церковной кафедры скорбел об упадке-инквизиции».

Уже в этой драме сказались характерные черты художественного метода Шиллера. Красочное изображение реального быта, разговорный, местами грубоватый язык персонажей сочетались с приподнятыми, титаническими речами главного героя. Карла Моора. В его монологах была выражена бунтарская программа самого Шиллера и немецкой молодежи того времени.

Судя по письмам Шиллера конца 1770-х – начала 1780-х годов, его эстетические наклонности формировались в ходе усвоения литературы предромантической ориентации (Клопшток, переработки «Песен Оссиана», «Гёц фон Берлихинген» Гёте, «Детоубийца» Вагнера, «Юлий Терентский» Лейзевица, «Дезертир» Мерсье, Шекспир, Руссо). В гениальной юношеской драме «Разбойники» все эти влияния синтезированы, «шекспировская» и «руссоистская» ветви «Бури и натиска» объединены, причем шиллеровский синтез предполагает критический подход к обоим этим течениям.

Мир «Разбойников» нельзя понять, не раскрыв связи между этими двумя тенденциями. В драме Шиллера возникает своеобразное двоемирие.

«Малый мир» воссоздается в духе сентиментализма Руссо: это мир гармонии, семейных радостей, красоты естественного чувства простых, обычных людей, мир добра и разума, мир, живущий по закону любви – главному закону Природы.

Черты этого мира, вполне соответствующего идеалам просветителей, раскрываются в образах благородного, любящего, доверчивого старика Моора, Амалии, которая любит Карла, верного графского слуги Даниэля.

Шекспир дал Шиллеру знание иного, «большого мира», где добро сталкивается со злом, разум – с безумием, естественные чувства – с болезненными страстями, где царят хаос и дисгармония. Это мир гигантов и злодеев, мятежа и преступлений.

Так вырисовывается основа трагического у Шиллера: невозможно человеку больших страстей заключить себя в идеальном «малом мире», как бы он к этому ни стремился.

«Большой мир» расширяет просветительское представление о Природе. В мрачной фигуре Франца Моора воплощено абсолютное Зло.

Основная черта шиллеровского героя в «Разбойниках» – его неистовость, которая резко отличает его от героя классицистов и героя просветителей – последователей Лессинга.

С предромантической неистовостью связан и специфический предромантический конфликт: на смену классицистическому столкновению долга и чувства, спорам просветителей о разуме и чувстве, их роли в жизни человека приходит конфликт разумного и неразумного.

Шиллер остается просветителем в своих идеалах, но, признавая конечное всесилие разума, он раскрывает новую оппозицию, новый, во многом уже романтический конфликт.

Уступая Шекспиру в живости действия и разнообразии характеров, в мастерстве изображения широкого живописного фона, Шиллер превосходил его силой агитационного пафоса, страстностью поэта-трибуна.

Анализ произведения "Разбойники" Шиллера – Другие авторы Зарубежная литература

Определение жанра пьесы «Разбойники» Шиллера вызывает некоторую сложность: иногда пьесу называют драмой, иногда трагедией, и оба наименования имеют веские основания. Трагедией пьесу делают трагический исход сюжета, столкновение непримиримых сущностей, таких как любовь и ненависть, дружба и злоба, и неразрешимость конфликта.

Самым существенным в понимании природы трагического конфликта является тот факт, что вследствие его неразрешимости одна из сторон обречена на гибель. Классической трагедией в этом отношении стала трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» (первое издание 1597), в ней сталкиваются любовь молодых людей и непримиримая вражда семей.

Влюблённые не могут остаться в живых, поскольку, если они обманом уцелеют, их любовь соединится с миром зла и перестанет существовать, — поэтому они погибают. Однако в «Разбойниках» сюжет основан на изображении быта и психологии обычных людей, в которых, если не считать характера Карла Моора, нет ничего героического.

Эта особенность делает «Разбойников» драмой из современной жизни.

В основе конфликта пьесы лежит один из характерных для группы писателей «Бури и натиска» сюжетов — столкновение героев-братьев, испытывающих друг к другу ненависть.

Сюжетная интрига проста: Франц Моор клевещет отцу на своего брата Карла, чернит его, стремясь завладеть богатым наследством и подчинить себе возлюбленную Карла — Эмилию.

Францу во многом удаётся его ужасный замысел, но в итоге и его отец, и Эмилия, и сам Франц погибают, а Карл, вынужденный стать разбойником, добровольно сдаётся властям.

В чём особенность пьесы «Разбойники»? Казалось бы, неистовые страсти, галерея смертоубийств и современная Шиллеру спокойная бюргерская Германия мало совместимы.

Шиллер вынужден даже прибегать к использованию литературных приёмов разных эпох: так, например, благородство разбойника Карла Моора напоминает Робин Гуда, героя английских средневековых баллад, а Франц Моор играет роль классического злодея, воплощающего пагубную страсть и лишённого личностного психологизма.

Однако мысль Шиллера простирается далеко, совмещая традиционное изображение порока и типа современного человека. В предисловии, говоря о Франце Мооре, он объясняет, что в этом типе рассматривает сущность порока: порок в личности Франца «разрушает всякое сознание виновности, заставляет её отшучиваться от строгого голоса религии».

Шиллер также ставит вопрос о гармонии разума и чувства в человеке: «…кто изощрил свой разум насчёт сердца — тому не свято всё, что ни есть самого святого, тому ничто и Божество, и человечество: ни тот, ни другой мир не существуют для него. Думаю, что мой очерк верен действительности».

Братья Моор у Шиллера отражают своими характерами и судьбой самые острые проблемы, волнующие мыслителей XVIII века: какую роль в жизни современного человека играют общество и природа? Именно этот вопрос стоит на пересечении дискуссий о просвещении, прогрессе и естественной жизни («руссоизме»), о разуме и чувстве, о классицизме и сентиментализме.

Точно определил героев Шиллера и проблемы, поднятые им, учёный-литературовед А.И. Кирпичников: «Карл Моор — воплощение чувствительности, впечатлительности XVIII века, его смелой веры в свои силы; Франц Моор тоже представитель своей эпохи, но именно той её стороны, которая была наиболее ненавистна поэту. Карл Моор отщепенец общества, Франц — природы».

Бунтарский дух «Разбойников» оказал сильное воздействие на литературу раннего романтизма, независимый характер Карла Моора оказался близок романтикам начала XIX века, особенно героям Байрона, ранней поэзии Пушкина, очень созвучен «лермонтовскому человеку» — обобщённому герою творчества Лермонтова. Пьеса находит отголоски в русской литературе и спустя довольно продолжительное время: так, главный герой комедии Островского «Лес» (1870), актёр-трагик Несчастливцев, потрясённый несправедливостью людей, восклицает словами Карла Моора, узнавшего из письма брата о решении отца отказаться от него и лишить наследства: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слёзы — вода! Ваши сердца — твёрдый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах…»

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Ссылка на основную публикацию