Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)

Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут. Нет ни жалости, ни уважения к необъятному живому миру, которому тоже нужно время для восстановления.

Писателю тяжело давалось написание этого жизненного произведения. Он хотел показать всем, что человек не просто потребитель природных благ, но еще и созидатель. Опустошая природу человек, начинает разрушаться как личность.

Название тоже не случайно выбрано. Астафьев уже названием произведения хотел показать, насколько могуча, бывает природа, и в случае если провинишься, она будет безжалостна.

В рассказе писатель старается донести до нас, что люди и природа не разделима. Все взаимосвязано и подчинено законам природы, хотим мы этого или нет. Действие происходит на бескрайних просторах Сибири. Именно здесь от человека требуется бережное отношение и к природе, и к таким же, как он людям. Сюжет развивается постепенно. Автор то возвращается к прошлому, то повествует о настоящем.

Поступки людей накладываются описание природы. Прекрасна и могуча красота Сибири она не позволит фальшивить. Тихая и прекрасная она накажет человека за все его грехи. Вот только вопрос поймет ли провинившийся и прекратит так делать? Вот об этом писатель и рассказывает на примере главного героя Зиновия Игнатьевича.

Игнатьевич родился и вырос в этих суровых краях, каждый его знает и уважает. Он и рыбак, и охотник, и хозяин хороший, но за всем этим скрывается какая-то червоточинка. Никогда и никому не отказывал он, но все что ни делал, было не от чистого сердца, а с каким-то умыслом, жаждой наживы. Вот поэтому и был богачем.

У каждого народа связанного с рыбалкой и охотой есть свои предания и поверья, которых придерживаются даже самые опытные мастера. Зиновий знал, что осетр в их краях это царь-рыба и ее следует отпускать, но жадность взяла верх.

Поймав огромную рыбу, Игнатьевич не смог побороть жадность и решил завладеть им. Забыв про осторожность, он попал сам же в свои сети. Только оставшись один на один с природой, он понял что есть силы, которые превосходят его. Вся жизнь пронеслась за мгновения.

За все свои деяния человек понесет наказание или получит благодарность, а может быть и будет прощен. Самое главное осознать и не повторять своих ошибок.

Анализ 2

Астафьев Виктор Петрович является выдающимся советским и русским писателем.

Его рукой были созданы бессмертные произведения, а по его рассказам экранизированы такие фильмы как «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таёжная повесть».

 Виктор Астафьев является автором цикла рассказов «Царь-рыба», в котором поднимается  очень непростую, но в тоже время важную психологическую тему взаимоотношения личности и общества.

Основной герой рассказа – это Игнатьич. В поселке Чуш, где проживал главный герой, он считался мастером на все руки. Игнатьич в любое время поддержит и поможет в трудную минуту и не бросит в беде.  При том, за свою помощь, он не просит благодарности.

В рассказе ярко выражена самостоятельность главного персонажа. С раннего возраста Игнатьич рассчитывал лишь на свои силы и возможности.  Он не просил помощи ниу кого, и полагал, что в жизни требуется добиваться всего самостоятельно. В итоге, Игнатьич добивается всего сам, но за все это время, он сильно отдалился от общества, в котором жил, что достигнув много, остался сам по себе.

Если затронуть характер главного персонажа, то он не положительный и не отрицательный. Автор хотел показать читателям обычного человека, со своими мыслями, проблема, взглядами на жизнь и положением в обществе. На последнем Астафьев делает акцент.

А именно, Игнатьич действительно, помогает окружающим людям и не просит благодарности в замен, но при этом, люди чувствуют себя должными Игнатьичу. И тот это понимает и ставит себя выше общества.

««Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить».

Помимо общества, демонстрируется и отношения Игнатьича к природе. Он занимается незаконной рыбалкой. И, движет им не голодная нужда, а скорее жадность. Несмотря на это, Игнатьич боится за свою безопасность, поэтому следит, чтобы его не заметили рыбнадзор.  Поэтому, следит за каждым шорохом и звуком.

В один из дней, проводя досуг за рыбалкой, попалась Игнатьичу необычная рыба.  «Что-то первобытное показалось ему в ее облике». Игнатьич вспоминает старое поверье, которое гласит, что если поймать царь-рыбу, то отпусти ее и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего ее, над себе равным. Царь-рыба является легендой, о которой мечтают все рыбаки.

После такого улова главного героя одолевают думы: оставить рыбу себе и продемонстрировать односельчанам свое превосходство, либо отпустить ее.  Собравшись с мыслями, Игнатьич все-таки оставляет рыбу себе, жадность в нем побеждает.  Пытаясь вытащить рыбу, главный герой теряет равновесие и падает в воду и путается в самоловах. Рыба начинает тянуть его ко дну.

В этот момент, Игнатьич понимает, что это наказание ему за браконьерство, за отношение к людям и чувствам к своей невесте Глаше. Он просит прощение и кается. После этого, царь-рыба его отпускает, и главный герой остается живым. Сама природа дала Игнатьичу шанс на исправление себя и своих ошибок.

С этого момента, начинается настоящая и полноценная жизнь главного героя, а не существование вне общества и над ним.

Помимо главного и важного посыла, что нужно учиться жить с окружающими людям, помогать им и принимать благодарность от них, затронута тема браконьерства.

Незаконное истребление животных является важной и острой проблемой современности. Мы должны прикладывать больше усилий для сохранения животных и поддерживать их популяцию.

Ведь есть и те, кто полностью истреблены и задачей каждого человека является сохранение природы и представителей флоры и фауны.

Вариант 3

Основным замыслом рассказа «Царь-рыба», является показать проблему отношения современного человечества к природе, к окружающему миру.

Безграничное пользование дарами природы, недрами земли и ухудшение общей экологии, плюс загрязнение окружающей среды. Что является страшной глобальной трагедией планеты.

Также немаловажной темой, которую затронул автор – нравственная проблема человека, его очищение и покаяние перед самим собой и перед людьми.

Вся эти проблемы отражены на примере двух главных героев рассказа: заядлого рыбака Зиновия Игнатьевича и гигантских размеров Царя-рыбы осетра.

Первый герой рыбак – это символ вседозволенности и безнаказанности над всем: над людьми в поселке, над природой и окружающим миром.

Второй осетр – его размеры указывают о том, что он является Царь–рыбой, как и Царь–зверей лев, орел – Царь-птиц, т.е. олицетворение самой природы, ее величия и могущества.

По старым легендам, когда человеком овладевает алчность и жажда наживы, когда ему все становиться мало, и он желает поймать все больше или самую большую рыбу, то Царь-рыба сама решит судьбу этого человека и все может обернуться бедой. Как будто природа тем самым заставляет переосмыслить все в своей жизни и найти правильный истинный путь к спасению.

Действие разворачивается на реке, где Игнатьич рыбачил один, поскольку не хотел делиться ни с кем добычей. И вот закинув удочку и поймав осетра, сам угождает в свои сети, падая в реку.

В западне оказываются оба и осетр и рыбак. Борясь каждый за свою жизнь, они одновременно тянут сети каждый в свою сторону, человек вверх, а рыба вниз.

Размеры Царь-рыбы перевешивают, и он утягивает рыбака на дно.

Здесь-то Игнатьич и вспоминает о легенде рассказанную еще дедом, о том, что ели душа не чиста то с Царь-рыбой шутки плохи. Тогда он с мольбой обращается к богу и просит о прощении и раскаивается обо всех содеянных им грехах. После чего рыба высвобождается от сетей и крючков, и уходит на дно, а рыбак освобождается не только от сетей, но и от тяжкого груза, висевшего у него на душе.

Наступает гармония человека с природой, ведь он тоже является частичкой природы. Очень важно не в последний момент своей жизни вспомнить о природе,  а заботиться о ней постоянно.

← Анализ рассказа Ванька Тепляшин
← Анализ рассказа Верую↑ ШукшинАнализ произведения Микроскоп →
Анализ произведения Стенька Разин →

  • Сочинение по картине Сыромятниковой Первые зрители 6 класс
    Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.
  • Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
    В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых – тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей
  • Проблема и тема искусства в повести Портрет Гоголя
    Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза
  • Сочинение Самоотверженный поступок
    Доброта — лучшее качество человека, которого так не хватает в наши дни. Сегодня процветает безразличие к окружающим и жестокость. Но есть люди, готовые пожертвовать своими интересами или собой ради других.
  • Сочинение Любовь это счастье
    Любовь многих сводит с ума, доводит до плохих поступков, иногда люди от нее очень страдают, но все-таки, я считаю, что любовь – это счастье.

Анализ произведения Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Время на чтение: 12 минут

Об истории создания

Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.

Читайте также:  Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:

  1. Волею судьбы главный герой, который много лет браконьерствовал и расхищал природу, становится жертвой своего промысла.
  2. Погибать он не хочет и взывает к высшим силам. Только тогда в памяти всплывают слова деда о дивной рыбе, встреча с которой может обернуться трагедией.
  3. Безмолвное разумное существо побуждает героя пересмотреть свою жизнь, поменять представления о добре и жестокости, раскаяться и стать лучше.

О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.

В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.

Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.

Важные и второстепенные персонажи

В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах.

Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно.

Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:

  1. Зиновий Утробин (Игнатьич). Главный герой — самый зажиточный житель поселка и уважаемый человек. В его хозяйстве полный порядок, есть большой дом и хорошие сбережения на книжке. Всегда придет на помощь, отличный механик, любит и умеет разбираться в технике, работает с деревом и делает затеси. Как и соседи, промышляет браконьерством, ловит рыбу. Осознавая, какой урон приносят его действия природе, он «боится сраму», который неизбежен, если настигнет лодка рыбнадзора. Однако не может остановиться в своих промыслах, поскольку им движет жадность.
  2. Командор. Младший брат Зиновия, испытывающий к нему жгучую ненависть. Кровная вражда не дает ему спокойно жить с детства, однажды он даже пытался убить Игнатьича. Теперь постоянно притесняет, выживает с реки.
  3. Царская рыба. Осетр с длинным телом и аккуратным хвостиком, который попался в сети. Рыбак переоценил силы, не пожелав делиться добычей, из-за чего оказался на грани гибели.
  4. Супруга Зиновия. Красивая дама приятной полноты. Работает по профессии, бухгалтером. Приехала в деревню вместе с мужем после его службы во Фрунзе.
  5. Глаша Куклина. Обиженная Игнатьичем в молодости девушка. Она неспособна испытывать чувств, но нашла в себе силы жить дальше и устроить личную жизнь.

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия.

Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть.

Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки.

Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду.

Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом.

При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства.

По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены.

Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы.

Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности.

Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям.

В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам.

Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться.

Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями.

Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети.

Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.

Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.

Анализ произведения Астафьева Царь-рыба

Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.

Композиционная структура рассказа представляет собой повествование в форме рассказов.

Главным персонажем рассказа становится состоятельный деревенский мужик по имени Зиновий Игнатьевич Утробин. Персонаж представляется автором в качестве хорошего промыслового рыбака и охотника, живущего с детских лет в сибирских местах, зная в округе все местные достопримечательности.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Жалобная книга»

С земляками у Утробина складываются нормальные соседские отношения, при которых он готов всегда оказать помощь, но все поступки Зиновий Игнатьевич совершает неискренне, поэтому душевных привязанностей, даже к родному брату, у Утробина не возникает.

Основной жизненной целью героя становится преумножение его личного богатства, источником которого становится богатые природные возможности сибирской земли.

При этом не смущают Зиновия Игнатьевича и методы получения долгожданной добычи, поэтому он занимается нарушением законодательства в виде браконьерских способов, считая, что у природы достаточно богатств и ничего страшно не случится.

Потребительское отношение к окружающей природе не мешает Утробину наслаждаться ее красотами и мощью, однако его позиция заключается в положении людей как главных существ на земле, стоящих над природным началом.

Смысловая нагрузка произведения раскрывается в кульминационной сцене, повествующей о необычном рыболовном улове Утробина, когда в его руках оказывается огромного размера осетр в виде Царь-рыбы.

Зиновий Игнатьевич, не веря своей охотничьей удаче, начинает судорожно подсчитывать предполагаемую прибыль, но осознает, что с такой большой рыбой ему тяжело управиться одному.

Однако, будучи жадным и упрямым, Утробин предпочитает проявить самостоятельно свою мощь над природой в лице громадного, умного осетра.

В финале рассказа герой оказывается на волосок от собственной гибели, поскольку не может преодолеть силу природы. В момент борьбы Утробин осознает свою неправоту по отношению не только к природным богатствам, но и к окружающим людям. Внезапное осознание своих неправильных поступков позволяет Зиновию Игнатьевичу остаться в живых, позвав на помощь.

Авторский замысел рассказа заключается в необходимости проявления бережного и уважительного отношения к окружающей природе.

Вариант 2

Название произведения – это самый важный ключевой момент во всем рассказе. Суть рассказа раскрывается постепенно. Главный персонаж сталкивается с такой ситуацией, в которой он стал жертвой собственного увлечения.

Игнатьич расхищал матушку – природу, не хотел просить Бога об еще одном шансе, когда чуть не стал едой для речных рыб. Царь – рыба наказывал подобных грешников. В Древней Руси царем всех рыб считался осетр. Писатель изобразил осетра в качестве символа главного достоинства и разума матери – природы.

Автор много работал над созданием рассказа. После окончания творческой работы рассказ был опубликован в 1976 году.

В своем произведений Астафьев затрагивает тему взаимоотношений человека к обществу и природе. В 20 столетий природа была источником пропитания. Природа дает человеку все, но ничего не получает взамен. Герой произведения Зиновий Игнатьич всегда помогает всем жителям поселка, является умелым хозяином и механиком. Кроме того Игнатьич занимался рыбалкой.

У героя был самый большой дом в округе со всеми условиями для комфортной жизни. Он никогда не бедствовал, при этом забирал у природы все.  Идея произведения состоит в том, что человек обязан проживать в созвучии с природой.

История, произошедшая в жизни Игнатьича, олицетворяет будущее всего человечества. Рассказ имеет классическую композицию из 3 частей с отсутствием эпилога. Произведение имеет неожиданную развязку. После того, как рыба уплыла, герой понимает, что получил возможность жить.

Игнатьич поклоняется перед силой природы, которая предоставила ему шанс исправиться.

По сюжету и объему повествование Астафьева подходил под жанр романа. Произведение автора «Царь-рыба» созвучен и в то же время драматичен. Вся книга оснащена энтузиазмом, несущим отличительный характер. Вред природе автор описает как браконьерство внутри общества и в природе. Тяга к моральным идеалам обхватывает весь рассказ.

Астафьев обращается к прошлому. В момент встречи с царем – рыбой главный герой обдумывает свою жизнь, прошлое и начинает ценить каждую прожитую минуту. Становление характера героя тесно связано с экономическим и общественным фактором. Несмотря на свое добродушие и храбрость Игнатьич поддается влиянию социального общества.

Храбрый и сильный человек как Игнатьич потерпел поражение при столкновении с царем – рыбой. За попытку покорить и подчинить себе рыбу главный персонаж испытал настоящие эмоциональные и физические страдания. В творении автор советует читателям беречь матушку – природу. Отношение к природе в повествовании считается проверкой духовного развития человека.

Анализ 3

Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа. Человек напрямую зависит от природы. Здесь все располагается по порядку, и сюжет развивается медленно.

Главным героем является молодой человек, которому больше всего на свете нравится ходить на рыбалку. Вот только он даже и представить не мог, что с ним произойдет такое. Оказывается, он вдруг стал сам кормом для рыб. И они бы его скушали, но парень вспомнил про Бога и решил попросить у него помощи.

Конечно, дед ему постоянно рассказывал про одну большую рыбу, от которой он чуть не погиб. И теперь предупреждает внука, чтобы с ним ничего не случилось. Вот только парень думал, что дедушка шутит и ничего с ним не случится. А вот для того чтобы этого не случилось нужно идти на рыбалку с чистыми мыслями.

Именно данное происшествие и меняет все взгляды на жизнь нашего главного героя.

Больше всего на свете Астафьеву нравится бывать возле реки Енисей. Там он разжигает небольшой костер, а потом садится лицом к реке и размышляет на разные темы. Если он проведет здесь еще и ночь, то эти он считает самыми счастливыми на свете.

Много лет назад рыбаки называли Царь – рыбой осетра, а вот орел был царем птиц. А поскольку об этом мало кому известно, то автор решил тем, кто давно знал, но забыл напомнить об этом, а вот кто об этом не знал, просто рассказать. Оказывается, царь – рыба это намного сильнее и могущественнее человека рыба, которая может справиться хоть с кем. Она никого и ничего не боится.

Собирать все это было процедурой не из легких, и поэтому автор делал это очень долгое время. Он собирал различный материал в литературе. Существовало огромное количество разных моментов, которые ни в коем случае нельзя было упустить и не поведать своему читателю.

Данная проблема остается актуальной и сегодня. Человек старается взять у природы очень много, а вот взамен ей ничего не дает. И если все это будет продолжаться и дальше, то может случиться настоящая беда, которую никто не сможет предотвратить.

В деревне каждый житель старается добыть для себя и своей семьи еду любыми способами. И порой приходится идти рыбачить и добывать рыбу. И это они делают наперегонки друг с другом.

Вроде бы Игнатьич может жить спокойно и не переживать о том, что завтра ему будет нечего кушать. Ведь он уже давно насобирал для себя необходимую сумму денег, которыми пока не хочет пользоваться. В любой момент он может пойти и снять нужную сумму и потратить на себя. Вот только больше всего на свете ему так и нравится рыбачить и добывать себе еду.

Автор в легкой форме рассказывает все, что происходит с каждым из героев, а потом переходит к рассуждениям, а потом обратно к героям.

Помимо этого здесь присутствуют и другие герои. Это бабушка, которая много лет назад сплавлялась по этой самой реке и эти воспоминания остались у нее в голове до сих пор.

Николай старался во всем походить на отца. Но однажды его посадили, и теперь парню ничего не оставалось, как заменить семье отца. Он стал стараться сделать все для того чтобы заработать деньги и принести их домой.

Царь рыба – анализ

Царь-рыба, название говорящее само за себя. Это название передает само отношение автора к природе и окружающей среде.

Главный герой – рыбак сам становится жертвой собственного промысла. Но погибать он не намерен и молится Богу.

Вспоминает Игнатьич наказ деда о том, что встреча с чудесным животным – царь – рыбой может быть губительна для бессовестного рыбака, расхищающего богатства природы, подвластного жадности.

Царь-рыба безмолвно заставляет человека пересмотреть свои взгляды на жизнь, изменить отношение к природе. Именно она проходит через весь рассказ символом огромного величия и превосходства природы над низменными прихотями человеческими.

В рассказе Астафьев хотел раскрыть саму цель отношений людей с природой на примере Зиновия Игнатьича. У него уже было все, что необходимо человеку – богатый дом, лучший в его деревне, куча денег и счет в банке.

Но привычка брать от природы все больше и больше перерастала в жажду наживы. Игнатьич искренне считал, что может брать от природы все что угодно и сколько его душе заблагорассудится.

Что и привело бы его к неминуемой погибели, если бы не царь – рыба, заставившая его искренне раскаяться.

Главным стержнем рассказа автор ставит идею единения природы и человека, понимания того, человек и природа, это одно целое, взаимосвязанное между собой. И беспричинно губя природу, ради лишней наживы или обогащения, человек губит и себя, в том числе. И страшный конец неизбежен, если не пересмотреть свое отношение к природе и к потребительству в целом.

Игнатьич, как символ грозящего будущего всему человечеству, вовремя понял свои ошибки. Могучая природа не прощает грехов, указывает на ошибки человека, заставляет маленьких людей понять, что без нее не будет ничего в этом мире.

Писатель ставит главный вопрос перед своим читателем – поймет ли каждый человек предупреждения природы? Услышит ли ее? Ответ на этот вопрос остается дать каждому для себя самому.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына
    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.
  • Герои рассказа Возвращение Платонова
    Основными героями произведения «Возвращение» является целая семья, под фамилией Ивановы. Сюжет произведения показывает послевоенное время, война уже изменила жизнь и характер всех людей.
  • Отец из повести Детство Толстого образ и Характеристика сочинение
    Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе
  • Для чего нужна история? сочинение 5 класс
    История — это не просто наука и склад готовых истин. Это не только про то, кто мы, откуда, но и в общем то про, то куда. И можно конечно рассматривать историю как нечто такое уже сложившиеся раз и навсегда, что зачем-то нужно знать.
  • Сочинение на тему Воспоминания о лете
    Летние каникулы — замечательная пора для школьников, поэтому они с большим энтузиазмом ждут радостное событие. Я люблю лето, так как летом прогуливаюсь с друзьями по улице, наслаждаясь чудесной погодой.
Читайте также:  Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин)

Анализ рассказа В.Астафьева «Царь-рыба»

Слайд 1

г Рассказ «Царь – рыба»

Слайд 2

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью.

В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора.

Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения «Царь-рыба» Астафьев Виктор Астафьев – автор рассказа «Царь-рыба»

Слайд 3

Год написания -1976 год. История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека. Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах. Направление – реализм. Краткий анализ

Слайд 4

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла.

Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста.

Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться. В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев.

Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Слайд 5

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко.

Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение

Слайд 6

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества . Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией. Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы.

Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути. У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Тема произведения

Слайд 7

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой. Идея произведения

Слайд 8

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога . Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь.

Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь.

Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс. Композиция произведения

Слайд 9

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах” , многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Жанр произведения

Слайд 10

Главные герои произведения В селе его называют механиком, за золотые руки и умение разбираться в технике. Он правильный, хороший человек, его уважают и ценят. Сам же Игнатьич держит себя немного выше остальных, имеет красивый дом, всё держит в чистоте и порядке, у него огромный счёт на книжке.

Игнатьич – браконьер, как и все остальные сибиряки, он с детства занимается ловлей. Его жадность и гордыня приводит к тому, что он попадает в страшную ситуацию: огромная рыба в борьбе с ним выбрасывает его за борт, он запутывается в крючках и снастях.

Оказываясь на грани жизни, он вспоминает о грехе молодости: он обидел Глашу. Зиновий Игнатьич

Слайд 11

Зиновий – один из главных героев «Царя-рыбы». Игнатьич – сибиряк с «золотыми руками», поэтому односельчане и дали мужчине прозвище «механик», потому что тот делал и починил любые вещи. Главный герой мастерски разбирается в технических вопросах, Зиновий – уважаемый человек в селе. Соседи считают Зиновия правильным и нравственным, а потому ценят мужчину.

Игнатьич воспринимает себя немного горделиво: сибиряк имеет хороший, красивый дом, склонен к порядку, поддержанию чистоты. Зиновий – человек запасливый и бережливый, а потому на сберегательной «книжке» рыбака скопилось уже много средств. Однако род занятий Игнатьича не вызывает одобрения: по крайней мере, со стороны современных экологов и правоведов. Он занимается браконьерством.

Впрочем, это не новинка для окружения героя: все сибиряки с детства привыкли к охоте и убийству животных. Однажды судьба сыграла с Зиновием злую шутку: пожадничав, Игнатьич позарился на крупную рыбу. Дела обернулись не так, как в произведении Эрнеста Хемингуэя: мужчина запутался в снастях, и рыба перетащила Зиновия за борт.

В шаге от гибели, сибиряк задумывается о том, что делал в жизни неправильно. Герой вспоминает, как нанес обиду Глаше.

Слайд 12

Командор Младший брат Зиновия, искренне ненавидит его, всю жизнь соревнуется с ним. Кровная вражда не даёт брату спокойно жить. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу.

Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось. Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него.

В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Слайд 13

Царь-рыба Огромный осётр, который попался на крючки Игнатьича. Рыба была непростая – такая даётся рыбаку раз в жизни. Из-за нежелания делиться, Зиновий решил справиться сам, но ошибся. Рыба оказалась настолько сильной и огромной, что сбросила его с лодки и потащила под воду.

Вырвавшись, он оказался запутан те ми же снастями, что и осётр. Понимая, что он рискует уйти на дно вместе с ней, рыбак вспоминает свою жизнь, ошибки, кается за обиду девушки. Просит у Господа, освободить рыбу: она отрывается и уплывает. У рыбака появляется шанс жить дальше.

Слайд 14

Второстепенные персонажи Жена Игнатьича Это пухленькая миловидная сплетница с загорелым. Муж привёз её в деревню после службы. Работает в бухгалтерии. Глаша Куклина Та самая женщина, которую в молодости безосновательно приревновал и унизил возлюбленный.

Этим человеком был Зиновий Игнатьич. Со временем обиженная девушка вышла замуж. Но искренних чувств она не испытывала, так как после случившегося не была способна на это.

Когда Глаша разговаривала с Зиновием, то рассказала, что ей было настолько больно и горько, что у нее опустело сердце и даже кости. Автор повести пытается донести читателю, что не стоит считать себя выше и лучше других.

Ведь никогда не знаешь, наверняка, как сложится жизнь завтра. Возможно, придется пожалеть и раскаяться за свои высокомерные мысли и недостойные поступки.

  • Слайд 15
  • Памятник «Царь – рыбе» в Красноярске
  • Слайд 16
  • Царь рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий» поступок, лучше отпустить царь – рыбу.
  • Слайд 17
  • Благодарю за внимание!
Ссылка на основную публикацию