Анализ поэмы Ерофеева «Москва — Петушки»

Поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1969-1970х годах, с первого взгляда может показаться произведением странным и совершенно непонятным, даже грязным.

В процессе чтения в глаза бросаются непомерное стремление главного героя напиться любым доступным способом и одновременно его абсолютно парадоксальная и неоспоримая эрудиция.

Таким образом, книга состоит из пересечений «высокого» и «низкого» начал, и в этой неоднозначности можно усмотреть попытку постичь многогранность человеческой личности.

История создания

Венедикт Ерофеев, как и другие постмодернисты, стремился  создать нечто особое и из ряда вон выходящее. Свои творческие амбиции он воплотил в поэме «Москва-Петушки».

Писатель с самых ранних лет стремился выделиться из серой массы, что отразилось как на его книгах, так и на жизненной позиции.

Моментально распространившаяся в самиздате, а затем в кратком виде опубликованная в журнале «Трезвость и культура», поэма полностью была официально напечатана в России спустя восемнадцать лет.

Что же такого крамольного написал автор? В его произведении бдительные цензоры усмотрели опасность, сравнимую с эффектом радищевского «Путешесвия» в царской России. Слишком много видел из окна своей электрички пьяный и честный герой Ерофеева, чересчур остро передается атмосфера безысходности обреченной на гибель страны.

В чем суть произведения?

В основе произведения лежит история подмосковных скитаний Венички – интеллигентного человека средних лет, злоупотребляющего спиртным. Он сначала собирался, а потом добирался из Москвы в Петушки на пригородной электричке навстречу свой возлюбленной. Собственно, главной является непосредственно сама поездка, главы делятся по станциям и местам пребывания героя.

На протяжении всего повествования он выпивает все спиртное, что попадается на его пути. Немыслимые коктейли вдохновляют его на откровения. Он ведет беседы со случайными спутниками, а когда остается 1 станция до Петушков, Веничка засыпает и просыпается уже на пути в обратно в Москву. Там  его начинают преследовать «четверо», которые и подводят героя к трагичному финалу.

Особенности книги

Поэма стала культовой не только для своего времени, но и остается таковой до сих пор. Что же стало причиной тому, что подобное неоднозначное произведение стало таким важным пластом литературы 20го века? Я считаю, что именно эта неоднозначность.

Если начать копать глубже, читатель обнаруживает широчайший, глубочайший и разнообразнейший мир аллюзий, ссылок, цитат и интерпретаций. Цитирование составляет основу всего произведения. За эрудицией Венички скрывается истинная эрудиция Ерофеева, охватить которую сложно даже мысленно.

Жанр и композиция

Относить произведение к постмодернизму дают повод не только интертекстуальность, цитирование, но и жанровые особенности.

Разделение глав по станциям на пути Венечки (отданная дань радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву») позволяет провести параллель с жанром сентиментального путешествия, однако у Ерофеева пространство не имеет никаких реальных черт, оно выражается исключительно миром внутри самого героя и ограничивается вагонами и тамбуром электрички с ее пассажирами. Окружающий мир можно рассмотреть разве что мельком, пока Веничка находится в Москве.

Но характеристика главного героя отметает возможность отнесения поэмы к постмодернизму. Беспробудное пьянство сперва-наперво, лично у меня, пробуждает отвращение к самой сущности этого занятия.

Какова же роль алкоголя в поэме Москва-Петушки? Можно предположить, что Венечка переживает «горе от ума», или, иначе говоря, пытается таким образом сбежать от тщетности бытия, притупить чувство безысходности, к которому многие глубокомысленные личности склонны.

Страдания его души очевидны, а внутренний диалогизированный монолог подталкивает к выводу о том, что тут также имеет место жанр исповеди.

В чем проблема героя?

Как сказал Вячеслав Курицын, герой-рассказчик никому и ничему не принадлежит, является нематериальной духовной субстанцией, которая играет какую-то конкретную роль только в условиях «социального дна».

  Для автора и рассказчика существование большинства сограждан немногим отличаются от мира внутри поезда, идущего в Петушки. Это наталкивает Веничку на единственное желание – сбежать.  Жизнь его не устраивает, люди с их принципами – тоже.

Подтверждается это тем, например, как много он по их поводу иронизирует.

Публика посмотрела на меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами… Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые.

Но бежать оказывается некуда, кроме как в себя или в соблазнительную бессознательность пьянства. На эту тему можно много философствовать, а бегство от действительности посредством алкоголизма можно приравнять к позиции экзистенциалиста Альберта Камю, который полагал, что единственным выходом из тщетности бытия является суицид или смирение.

В чем смысл поэмы?

Герой находит еще один путь – путь через грехи и страдания к Богу. Многочисленные отсылки к Евангелию, как эпизодические, так и фабульные (например, ангелы, мотив воскрешения, четверо палачей в конце), доказывают, что именно такой путь в глазах Венички является единственно верным. Он настаивает на этом, несмотря на собственный образ жизни.

Путь в Петушки можно интерпретировать как путь в Эдем, так как Веничка место это идеализирует, оно выглядит для нас местом утопическим, почти нереальным. Но, несмотря на его стремление, от Петушков он только удаляется, в один момент мир «переворачивается» (возможная аллюзия на Данте), и он вновь едет в Москву.

То есть, при всем своем стремлении добраться до конечного пункта и обретения столь желанного покоя, он вновь оказывается в Москве, где его поджидают четверо палачей (возможно, отсылка к палачам Христа), которые  убивают его, «пригвоздив к полу». Последнее распятие нового Христа не заканчивается воскрешением.

  Герой принимает смерть человека, искавшего Бога, но не нашедшего его. Искал ли он вокруг себя или же только внутри?

В произведении имеет место явление «карнавала» по Бахтину, которое подразумевает наличие двух «миров»: второй мир – ненастоящий – является пародией на первый – реальный – но пародия не насмехающаяся, а возрождающая.

В поэме два мира – внешний и внутренний – находятся в постоянном взаимодействии, крутятся, совмещаются и переворачиваются. Причем «переворот» миров происходит не только на уровне личности, но и в буквальном смысле, когда поезд, неожиданно для героя, меняет направление на противоположное.

«Карнавально перевернутые» ценности Венички претерпели фиаско, его мир вновь начал переворачиваться, все стало возвращаться на свои места.

В поэме «Москва – Петушки» «низкое» и «высокое» взаимодействуют, сливаются, создают новое смысловое единство. Одно нисходит до другого, второе возвышается. На таких контрастах построено большинство интересных эпизодов (например, описание «белобрысой дьяволицы», исследование икоты).

Крылатые выражения

Свой текст Венедикт Ерофеев не только насыщает многочисленными средствами выражения, цитатами и отсылками, но и сам текст в последствие читатели буквально разобрали на цитаты, которые уже можно назвать крылатыми фразами. Автор иронизирует, страдает и смеется над собственными страданиями. В результате у него родились ироничные и забавные, но печальные высказывания, которые вызывают полную мучительной боли улыбку.

«Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй», — говорит рассказчик. Здесь можно рассмотреть один из наглядных примеров того, как посредством иронии Ерофеев доносит до читателя какую-то серьезную жизненную истину.

С другой стороны есть цитаты, которые, казалось бы, выглядят поучительно, но на деле не имеют никакого подтекста, однако читателям они тоже по-своему запоминаются. «Пить просто водку, даже из горлышка — в этом нет ничего кроме томления духа и суеты».

Значение произведения

Поэма «вышла за пределы» советской литературы того времени, взорвала ее своим новаторским подходом к формированию и комбинированию текста. «Мир внутри мира», каковым является для меня это произведение, сложно представить с первого раза.

Различные уровни понимания «Москва – Петушки» можно использовать в качестве мерила собственной глубокомысленности и эрудиции. Я вижу перед собой книгу, вижу слова, но осознание того, что за ними реально скрывается целый мир подтекстов, и его можно расшифровать, не дает мне покоя.

Это похоже на уходящий куда-то внутрь цветастый туннель, колодец, который блестит и переливается. По нему можно пройти, но никогда нельзя узнать, что же на самом дне.

Марина Скоблина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведения Ерофеева Москва – Петушки

Произведение создается одним из ярких представителей постмодернизма в стремлении к созданию нечто особого, непохожего ни на что иное.

Сюжетная линия произведения повествует об истории скитаний в Подмосковье главного героя Венички, представленного в образе интеллигента среднего возраста, который сильно злоупотребляет спиртными напитками.

Основу книги составляет поездка героя на пригородном поезде по маршруту Москва-Петушки для встречи с любимой женщиной, на протяжении которой Веничка постоянно употребляет алкоголь, который провоцирует его на откровения со случайными попутчиками.

Не доехав одной станции до конечной цели поездки, герой погружается в сон, а просыпается, обнаружив себя на обратном пути в столицу, где попадает под давление хулиганов, закончив свою жизнь трагически.

Отличительной особенностью произведения представляется его неоднозначность, основанная на цитировании в сочетании с разнообразными аллюзиями, ссылками, интерпретациями.

Жанровой направленностью поэмы является постмодернизм в сочетании с сентиментализмом и исповедальным стилем.

Композиционная структура произведения представляет собой главы, которые распределены в соответствии со станциями маршрута Москва-Петушки.

Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который изображается автором как нематериальная духовная субстанция, воспринимающая большинство своих соотечественников как мир внутри поезда, идущего по установленному героем маршруту.

Проблематика главного героя заключается в невозможности Венички скрыться от не устраивающей его жизни и окружающих людей, соответственно, герой пытается спастись в соблазнительной бессознательности алкоголизма.

Читайте также:  Чем различаются доброта и милосердие?

Однако герою удается найти еще один выход через признание грехопадения и направлении к богу, что передается писателем с использованием многочисленных отсылок к божественному писанию в виде эпизодических включений и фабульных выражений (встреча с ангелами, интонация воскрешения, преследование четверыми палачами в финале). Венечка уверен в правильности выбранного способа, даже несмотря на неправильное жизненное существование.

  • Своеобразие произведения заключается в изображении писателем двух миров в виде ненастоящего, являющегося пародией, и реального, внешнего и внутреннего, находящихся в постоянном взаимодействии.
  • Сюжетное повествование поэмы отличается применением автором многочисленных средств выражения, цитат, отсылок, а также крылатых фраз, ироничных и забавных, порой печальных высказываний, часто используемых в отношении спиртных напитков.
  • Смысловая нагрузка произведения заключается в новаторском подходе автора в отношении формирования и комбинирования текстового формата, предлагая читательской аудитории рассмотреть мир внутри мира, отличающийся единством глубокомысленности и эрудиции, изображенных с помощью контрастов большинства эпизодов произведения.

2 вариант

История создания:

Произведение появилось в 1969 году осенью. Первая публикация была летом 1973 года в Израиле, потом было напечатано в Париже в 1977 году.

В СССР было напечатано в 1988-1989 годах, изначально в кратком содержании в журнале «Трезвость и культура», а в более развернутом варианте читатель увидел в литературном сборнике «весть».

И полностью весь сюжет был напечатан в 1989 году в издательстве «Прометей».

Жанр: Поэма

Сюжет

В данном рассказе речь пойдет об воспитанном и добром мужчине Вене, который каждую пятницу из Москвы ездит на электричке к своей девушке и ее маленькому сыну в город Петушки. Мужчина любитель выпить особенно во время поездки к своей даме сердца. В качестве подарка галантный кавалер везет с собой конфеты «Василёк» которые обожает его возлюбленная.

На пути до таких «родных» Петушков, еще будучи в Москве, Венечка почти на каждом углу выпивает стакан-второй горячительных напитков. Желание попасть на Курский вокзал-его единственная цель, к которой он так стремится. Но что-то идет не так, и мужчина попадает в какой-то незнакомый подъезд одного из старых домов, где он и ночует.

Дождавшись утра бедный и уставший Веня, мчит к первому попавшемся магазину, чтобы купить себе «лекарство» от похмелья. Но там его ожидает полное разочарование: алкоголя в продаже нет! Самыми быстрыми путями, главный герой едет на вокзал так, как желание попасть в Петушки у него не пропало. Там он заходит в ресторан, и его утро начинает налаживаться. Уже на “выпивший”.

Венечка садится в электричку и на всех парах мчит к любимой.

В поезде мужчина не останавливает это “гиблое” дело и дальше продолжает употреблять “горючее”. В тот момент в его голове бушуют воспоминания о том, как он работал бригадиром, и сколько было выпито алкоголя с коллегами. С попутчиками он ведет диалог о политике.

религии, о том, что он работал бригадиром, изучает секрет происхождения своей пьяной икоты. Рассказывает разные истории о своей жизни, о том почему его уволили. Но сон его побеждает.

Электричка доехав до Петушков в скором времени курсирует обратно в Москву со спящим Веней.

Приехав обратно в столицу, главный герой шатается по улицам, где на него нападают хулиганы и безжалостно убивают, перерезав горло.

Главной темой точно не является история о том, как мужик выпивает целую дорогу в электричке. Автор затронул более глубокую проблему. В образе Вене на самом деле, скрывается интеллигентный, начитанный человек, душа и знания которого, просыпаются только под действием алкоголя.

Весь маршрут от Москвы до Петушков, это как некий путь к Богу. Автор очень тонко описывает натуру главного героя. Пользуясь нецензурной лексикой, библейскими цитатами, писатель явно хочет показать приближение апокалипсиса.

Описание встречи Вени с Сатаной, беседа ангелов с Богом заставляют задуматься о жизни ,и вовремя все переосмыслить.

Герои поэмы: Веня, любовница, мальчишка, пассажиры электрички, хулиганы.

Композиция: всю поэму главный персонаж употребляет алкоголь, из-за которого он остался без работы, и в конце поэмы лишился собственной жизни. При этом он очень начитанный и умный человек. Который не мог жить без спиртных напитков.

← Анализ романа Моэма Театр
← Анализ новеллы Пышка Мопассана↑ ДругиеАнализ главы Два солдата (из поэмы Василий Теркин) →
Смысл названия произведения Матренин двор →

  • Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе Чехова)
    Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.
  • Сочинение по картине Зимний вечер Крымова 6 класс описание
    Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний вечер» можно не только насладиться зимней природой, но и почувствовать, как мороз щиплет за нос, и щеки горят от холода.
  • План рассказа Прыжок Толстого 3 класс
    Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ
  • Главные герои романа Разгром Фадеева
    Морозка, а точнее Иван Морозов, один из главных героев произведения, это трудолюбивый парень, он верен в дружбе и является надежным товарищем.
  • Сочинение Анализ рассказа Золотой луг Пришвина
    Рассказ М. Пришвина «Золотой луг» – это собрание незабываемых воспоминаний автора из далекого детства, которые навсегда остались в его памяти. В небольшом произведении Пришвин

О чем поэма москва – петушки?

Литературоведы пишут множество научных трудов об этом произведении, подвергая его анализу и находя в нем все более глубокие пласты смысла. Поэма переведена на множество языков, по ней поставлены десятки спектаклей. Поэме даже установлен памятник! Но к сожалению, большинство людей считает, что «Москва – Петушки» – это такая забавная история про то, как мужик бухает в электричке.

Смотреть все фото в галерее

История

Автор поэмы «Москва–Петушки» Венедикт Ерофеев сам очень много пил. Как он сам рассказывал, его алкоголизм наступил мгновенно. Во время прогулки по Москве он вдруг увидел на витрине магазина водку. Зашел, купил «четвертинку» и пачку «Беломорканала». Выпил и больше не останавливался.

Как следствие, Ерофеев жил в нищете и был чуть ли не бомжом. Но современники, хорошие знакомые писателя, уверяют, что это не было следствием слабости или болезненного алкоголизма. Пьянство Ерофеева не было самоцелью. Это был сознательно выбранный путь в жизни – протест общественным устоям.

Это отражено и в поэме «Москва–Петушки». Не случайно главного героя произведения тоже зовут Веничка. Произведение во многом автобиографическое. Поэма писалась в 1969-1970-х годах. Естественно, в Советском Союзе долгое время не издавалась и распространялась посредством Самиздата. Впервые была напечатана в 1973 году в Израиле. В СССР официально была впервые опубликована лишь в конце 80-х в очень урезанном виде в журнале «Трезвость и культура».

В 1990 году Венедикт Ерофеев умер от рака горла. Его сын – тоже Венедикт – живет в Петушках. Нигде не работает, ничего не умеет, кормится с переизданий книг покойного родителя. На вопрос, не жалеет ли, что так бездарно прожег свою жизнь, цитирует отца: «Жизнь прошла, как прошла, и х… с ней».

Сюжет

Веня Ерофеев едет в электричке из Москвы в Петушки к любовнице и ребенку. В пути он много пьет, разговаривает с другими алкоголиками на различные философские темы и размышляет. Периодически он видит галлюцинации. Петушки в его монологах представляются неким райским утопическим местом.

Ему не терпится туда попасть: “Петушки — это место, где не умолкают птицы ни днем ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех — может, он и был — там никого не тяготит.

Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…” Вдруг Веничка обнаруживает, что едет не из Москвы в Петушки, а из Петушков в Москву: пока он был мертвецки пьян, поезд развернулся и поехал обратно. Когда Веня возвращается в Москву, за ним бросаются в погоню четверо неизвестных.

Они догоняют его и закалывают шилом в горло. Поэма заканчивается следующими словами:

“С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду”.

Композиция

Поэма начинается в неизвестном подъезде, где с похмелья просыпается Веничка. Он идет на Курский вокзал, покупает алкоголь, и отправляется на поезде в Петушки. Сюжет отмеряется станциями, которые проезжает главный герой. Это отражено в названиях глав: «Реутово – Никольское», «Никольское – Салтыковская», «Салтыковская – Кучино» и т. д.

Наибольшую известность получила глава «Серп и молот – Карачарово». Она состоит лишь из обрывка фразы: “И немедленно выпил…” В предисловии ко второму изданию Венедикт Ерофеев объясняет это так: “Первое издание «Москва — Петушки», благо было в одном экземпляре, быстро разошлось.

Читайте также:  Даниил андреев стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта даниил андреев - поэзия

Я получил с тех пор много нареканий за главу «Серп и молот — Карачарово», и совершенно напрасно.

Во вступлении к первому изданию я предупреждал всех девушек, что главу «Серп и молот — Карачарово» следует пропустить, не читая, поскольку за фразой «и немедленно выпил» следует полторы страницы чистейшего мата, что во всей этой главе нет ни единого цензурного слова, за исключением фразы «и немедленно выпил».

Добросовестным уведомлением этим я добился того, что все читатели, особенно девушки, сразу хватались за главу «Серп и молот — Карачарово», даже не читая предыдущих глав, даже не прочитав фразы «и немедленно выпил». По этой причине я счёл необходимым во втором издании выкинуть из главы «Серп и молот — Карачарово» всю бывшую там матерщину.

Так будет лучше, потому что, во-первых, меня станут читать подряд, а во-вторых, не будут оскорблены”.

Еще одна примечательная глава – «Электроугли – 43-й километр». В ней автор отступает от своей манеры повествования и дает рецепты совершенно безумных коктейлей, в которые входят преимущественно одеколоны, лосьоны и разного рода технические жидкости.

О чем произведение?

Несмотря на то, что произведение «Москва–Петушки» написано в прозе, оно называется поэмой. И это неспроста. Это не роман, поскольку «Москва–Петушки» – не жизнеописание человека. Это именно поэма и текст является именно поэтическим. Следить при чтении этой поэмы важнее не за похождениями Венички, а за изменениями языка, которым написано произведение.

В этом кроется самое интересное! В поэме отражены некоторые «уровни» русского языка, которыми пользовались в то время (да и сейчас): *Язык идеологии
*Язык официозных газет
*Язык производства
*Язык религии
*Язык искусства
*Язык социального дна

И каждый из этих «уровней» – это некие рамки, за которые в обыденной жизни ни в коем случае нельзя выходить.

Ерофеев же как бы говорит, что он не укладывается в эти рамки. Он бесконечен!

Главный герой, стараясь придерживаться определенного «уровня» языка, напиваясь, выходит за эти рамки. Алкоголь – лишь некое средство, ключ к свободе. Он раскрепощает лирического героя, и Веничка скачет с одного «уровня» на другой. Поэтому в тексте поэмы в одном абзаце могут быть употреблены строгие политические термины, возвышенная лексика искусства и рядом с ними – гадкие матерки: “Как бы то ни было — меня поперли. Меня, вдумчивого принца-аналитика, любовно перебиравшего души своих людей, меня — снизу — сочли штрейкбрехером и коллаборационистом, а сверху — лоботрясом с неуравновешенной психикой. Низы не хотели меня видеть, а верхи не могли без смеха обо мне говорить. «Верхи не могли, а низы не хотели». Что это предвещает, знатоки истинной философии истории? Совершенно верно: в ближайший же аванс меня будут п..дить по законам добра и красоты, а ближайший аванс — послезавтра, а значит, послезавтра меня измудохают”.

И это даже не вершина айсберга, а его самая макушечка. В поэме «Москва–Петушки» для филологов заложен неиссякаемый материал для анализа. Здесь и параллели с библейским сюжетом, и отсылки к классической литературе, и мотивы карнавальной культуры Средневековья и Ренессанса, и много-много чего помимо этого.

Если вы уже читали «Москва–Петушки», настоятельно рекомендуем прочитать еще раз. С каждым новым прочтением поэма будет открываться для вас с новой стороны. И вы, наконец, увидите, что забавные байки про алкашей – лишь тонкий слой пыли на толще глубокого смысла произведения.

Источник:

Ссылки по теме:

Самая непонятная книга в моей жизни. Москва-Петушки или путешествие в никуда

В чем же смысл этого произведения?

Все люди читают книги. Кто-то буквально “глотает” одну за другой, а кто-то читает редко и неохотно. Тем не менее все мы порой сталкиваемся с книгами, которые оставляют в душе неизгладимый след, заставляя то и дело вспоминать сюжет и думать о героях книги постоянно.

Вот и у меня есть такое произведение. Это “Москва-Петушки” Венедикта Ерофеева. Данную книгу я прочитала, еще будучи студенткой Московского университета. Она была частью программы по литературе.

Иллюстрация, взята с обложки одного из изданийИллюстрация, взята с обложки одного из изданий

Про сюжет

Если вкратце, то книга посвящена путешествию главного героя по имени Веничка. Он – алкоголик. (Хотя это не главная его характеристика).

У него есть маленький сын и любимая женщина. Сам мужчина живет в Москве, а его семья – в Петушках.

Однажды в пятницу, едва протрезвев, Веничка отправился на поезде к ним. Но в пути так напился, что пропустил свою остановку и приехал обратно в Москву, минуя Петушки.

По пути у него были разные видения: от ангелов до исторических личностей. Эти видения – важные символы.

Приехав в Москву, герой встречает 4 людей, которые за ним гонятся, а потом, загнав в подъезд, убивают. И делают это очень изощренно – пригвоздив его руками к полу (отсылка к Христу??)

Но это совсем краткий пересказ. Чтобы понять всю глубину и всю трагичность произведения, нужно читать полностью. Тем более там всего страниц 100.

Прочитать произведение целиком можно тут или тут. (Я вам очень рекомендую это сделать, вы не пожалеете).

Про мои впечатления

Ну что сказать, я была в шоке, потому что раньше не читала ничего подобного. Реакция двоякая – с одной стороны, это похоже на чернуху и беспросветную антиутопию, с другой – поражает обилием отсылок к Библии и другим литературным произведениям.

Иллюстрация из книги

Про символы в книге

Я не вижу смысла пересказывать сюжет, просто перечислю эпизоды, которые символичны.

  • 40-я ступенька, на которой сидит Веничка – 40 дней Христос просидел в пустыне.
  • Трое человек выводят Веничку из кафе – отсылка к задержанию Христа в Гефсиманском саду
  • Веничка терзается по пути в Петушки – путь Христа на Голгофу
  • Веничка рассказывает, как делать коктейль из вина – отсылка к чудесам Христовым, когда тот сделал вино из воды
  • Четверо неизвестных людей, в лицах которых было “что-то классическое” – римские легионеры
  • Веничку убивают, прибив руки гвоздями – мучения Христа

И в чем смысл?

Возможно в том, что Веничка – герой нового времени. Он не понят никем, он бесконечно одинок и несчастен. А алкоголь – единственное спасение и способ выжить в равнодушном мире.

Веничка погиб, потому что в таком обществе ему просто не было места. Можно даже предположить, что, если бы его не убили, он бы вскоре умер сам – либо от алкоголя, либо от чего еще.

А какая книга – загадка для вас?

"Москва-Петушки" – краткое содержание поэмы Венедикта Ерофеева

Время на чтение: 14 минут

История поэмы

Венедикт Ерофеев, создавший поэму, страдал алкоголизмом, что не мешало ему творить. Как рассказывает писатель, ничто не предвещало увлечения спиртным. Проблема подкралась неожиданно: когда он прогуливался по Москве, возникло желание купить водки — она была выставлена на витрине. В дополнение Венедикт Васильевич приобрёл пачку «Беломора». Выпив один раз, он уже не сумел остановиться.

По словам современников, хорошо знавших писателя, он вёл нищенский образ жизни и был практически бездомным.

Но пьянство не было обусловлено одним лишь слабоволием, как это обычно случается у людей, страдающих разного рода зависимостями.

Ерофеев протестовал против общепринятых норм, традиций и устоев, а спиртное стало наиболее подходящим и простым способом выразить свою позицию.

Произведение «Москва — Петушки» задумывалось как автобиографическое, и даже главного героя зовут так же, как автора. Создание поэмы началось в 1969 г., а в 1970 г. произведение было готово. Об издании в СССР в те годы не могло быть и речи. Сначала распространению поэмы способствовал Самиздат.

Автор не ожидал, что его детище станет популярным.

По его словам, поэма о путешествии алкоголика на небольшое расстояние была написана для нескольких друзей, чтобы в первой части они посмеялись, а во второй — задумались и опечалились.

Во вступлении Ерофеев предупредил, что в главе «Серп и молот — Карачарово» много матерщины, но впоследствии предпочёл убрать из текста почти все нецензурные выражения, так как на него ополчились критики.

Первое издание «Москва — Петушки» вышло в Израиле в 1973 г., а в СССР публикации пришлось ждать до 1980 г. Произведение появилось в журнале «Трезвость и культура», но не целиком: оно подверглось серьёзной цензуре и было опубликовано в урезанной версии. Спустя 10 лет Ерофеев скончался от рака горла.

Примечательно, что сына писателя тоже зовут Венедиктом, и живёт он именно в Петушках.

Образ жизни во многом похож на отцовский, с той разницей, что отпрыск не работает, не занимается творчеством и в целом не имеет источника дохода, кроме переиздания книг Ерофеева.

Журналисты неоднократно спрашивали Венедикта Венедиктовича о том, не жаль ли ему бездарно прожитых лет. Он отвечал так: «Жизнь прошла, как прошла, ну и чёрт с ней».

Схема произведения

Книга «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева — это одновременно и поэма в прозе, и автобиографическая повесть. По объёму она небольшая, и прочесть весь текст можно за 2,5−3,5 часа. Структура довольно необычна для такого произведения: текст разделён на множество коротких глав, причём длина некоторых не превышает 2−3 абзацев. Это авторский приём, цель которого — показать связь между событиями и отрезками пути.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое доброта» по тексту Мамина-Сибиряка

Действие каждой главы разворачивается в промежутке между двумя соседними остановками. Похожую структуру ранее использовали и другие авторы, в основном те, которых можно причислить к новаторам.

Первые главы, где рассказывается о приключениях Вени до того, как он покинул Москву, тоже небольшие.

Они поделены по такому принципу: каждая миниатюрная часть посвящена событиям, случившимся с героем в определённом месте:

  • на пути к Курскому вокзалу;
  • на площади;
  • в ресторане;
  • по дороге из магазина на электричку.

Краткое содержание

Проводить анализ произведения «Москва — Петушки» невозможно без ознакомления с сюжетом. Повесть начинается с того, что главный герой направляется к Курскому вокзалу, чтобы посмотреть расписание и сесть на электричку до Петушков, а по дороге вспоминает, как провёл вчерашний день. Его мучает сильное похмелье, но приобрести спиртное негде, потому что магазины ещё закрыты. Венедикт заходит в ресторанчик, где надеется выпить, но получает отказ. Герой упорствует в своём стремлении купить «хересу», и в итоге сотрудники заведения вышвыривают его с чемоданом на улицу.

Путь на Курский вокзал продолжается, и по дороге герою всё же удаётся раздобыть алкоголь. Он идёт к поезду и ведёт мысленную беседу с читателем. В чемодане у любителя выпить лежат 3 бутылки со спиртным, из которых одна уже наполовину выпита. Кроме «Российской» и «Кубанской» водки, персонаж запасся бутербродами, чтобы было чем закусить.

Сначала герой пребывает в плохом настроении, но по мере приближения к электричке понемногу оживляется.

В дороге он разговаривает с ангелами, Богом и непонятными людьми, причём все персонажи — плод воспалённого воображения. По ходу повествования к Вене будут являться и другие сущности, например, Сфинкс.

Добравшись до электрички, Веня выпил, но приободриться ему удалось не сразу, а только у станции Карачарово.

Воспоминания Вени и знакомство с попутчиками

Ерофеев, с которым можно отождествлять главного героя, разбавляет повествование историями, происходившими в его жизни в разное время. Обо всём он рассказывает с чёрным юмором, в характерной издевательской манере, которая сохраняется на протяжении всей повести. Пример — увольнение с должности бригадира.

На работе бригада Венедикта должна была разматывать барабан с кабелем. Затем провода укладывали под землю.

На самом деле рабочие весь день распивали алкоголь, а «наверх» регулярно отправляли отчёты, из которых следовало, что рабочий процесс идёт своим чередом. Однажды Вениамин решил усовершенствовать досуг рабочих и ввёл систему графиков.

С того дня каждый рабочий должен был отчитываться о количестве выпитого. Бумаги с графиками случайно увидело руководство, после чего Веничку «наконец-то, и попёрли».

От расстройства незадачливый герой решил «плюнуть на каждую ступеньку общественной лестницы». Он предвкушает встречу с подругой, живущей в Петушках. Чтобы развлечь себя в дороге, Веничка пьёт «Кубанскую». Философские монологи продолжаются. Теперь герой рассказывает, как вызвать икоту и отыскать периодичность в её появлении. Веня подходит к исследованию серьёзно, составляя сложные уравнения.

Рассуждения об икоте сменяются рецептами алкогольных напитков. Это не простые коктейли, а «благородные» составленные из парфюмерных средств и других компонентов, не предназначенных для внутреннего употребления. Например, в состав «Ханаанского бальзама» входят такие жидкости:

  • очищенная политура;
  • бархатное пиво;
  • денатурат.

Ещё один загадочный коктейль — «Дух Женевы». По мнению Венички, его следует пить вместо «бальзама», чтобы предотвратить «вызревание тёмных сил». Рецепт благородного напитка, приведённый героем:

  • спиртовой лак — 150 г;
  • пиво «Жигулёвское» — 200 г;
  • средство от потливости ног — 50 г;
  • одеколон «Белая сирень» — 50 г.

Через некоторое время Ерофеев знакомится с соседями по вагону. Среди них тоже есть любители алкоголя, поэтому сразу завязывается непринуждённая беседа.

Веничка рад блеснуть эрудицией и поговорить как о вечном, так и о насущном. Герой увлечённо рассказывал, как свободно он пересекал границы и однажды его представили самой королеве Британии.

На самом интересном месте монолог прервался, потому что в вагон зашли контролёры.

Галлюцинации и забытье

Семёныч был старшим ревизором, и у него было своё правило. Поскольку до Петушков почти все ехали без билетов, он штрафовал «зайцев», но делал это особым образом. С безбилетников пожилой контролёр взимал таксу — по 1 грамму спиртного за километр. Так, если человек ехал в Усад из Чухлинки, он должен был налить 90 граммов. После этого пассажир мог ехать спокойно, что он обычно и делал, вальяжно раскинувшись на сиденье.

Когда контролёры ушли, Веничка и его попутчики продолжили поглощать спиртное, попутно обсуждая политику, культуру, искусство и другие «высокие материи».

Периодически главный герой впадает в забытье, и во время одного такого эпизода к нему приходит Сфинкс. Это фантастический монстр с «бандитской рожей», зато без хвоста и ног. Герою чудится, что Сфинкс загадывает ему загадки, одна сложнее другой.

Веня отказывается разгадывать эти головоломки, ссылаясь на то, что все они с «поросячьим» подтекстом.

Когда изрядно пьяному герою не удалось ответить ни на один вопрос, чудище потащило его в тамбур, а затем, хохоча, растворилось. Путешественник понемногу пришёл в себя и увидел отдаляющуюся надпись «Покров».

Тогда он понял, что скоро будет станция Петушки. Душа успокоилась, но через несколько мгновений снова забеспокоилась.

Ведь надпись была не с той стороны, где ей положено находиться, когда поезд направляется из Москвы.

Получалось, что Веня ехал в противоположном направлении и скоро должен был снова оказаться на Курском вокзале. Путешественник заметался, пытаясь вспомнить, где стоял его чемоданчик.

Герой снова впал в беспамятство, ему стали чудиться странные вещи и мерещиться разные люди. Одни кричали на него, другие хватали, третьи били, а четвёртые лезли целоваться.

Одна галлюцинация сменяла другую, и всё это напоминало «пламень», «лёд» и «жаркий туман». Когда Ерофеев пришёл в себя, поезд уже прибыл в Москву.

Возвращение в столицу

Когда состав доехал до Курского вокзала и остановился, Веня долго не мог понять, где он находится, и до последнего надеялся, что в Петушках. Улицы подозрительно расширились, и только когда вдалеке показался Кремль, ситуация прояснилась.

Жить герою оставалось недолго, но он об этом ещё не знал. Его поразило, что Кремль, к которому он столько раз шёл, попадая вместо этого на Курский вокзал, сиял «во всём великолепии» именно теперь, когда не нужен. Блуждать по городу мужчине пришлось недолго — на него напали налётчики. Путешественник спасался бегством, молил Господа и ангелов о помощи, но тщетно.

Догнав пьяного героя в подъезде какого-то дома, молодчики стали его избивать, а затем один из них достал шило с деревянной рукояткой. Пока остальные держали мужчину за руки, главарь вонзил остриё Вене в горло. Перед смертью герой увидел большую букву «Ю» и ощутил такую боль, о которой ранее не подозревал.

Литературная ценность

Жанр произведения «Москва — Петушки» — поэма. Текст сложно охарактеризовать как повесть, потому что в нём нет множества событий.

Также он не подходит под определение романа, поскольку отсутствует большое количество сюжетных линий. В основе повествования — похождения и размышления главного героя, но произведение ценно не этим, а богатством лексики.

Автору удалось передать и переплести несколько уровней языка:

  • социального дна;
  • религии;
  • идеологии;
  • искусства;
  • официальных газет;
  • производства.

В обычной жизни они не пересекаются, и герой, пока остаётся трезвым, придерживается рамок. Но как только Веничка напивается, он получает ключ к свободному выражению мыслей, и тогда в его рассуждениях переплетаются все языковые стили. Научные термины соседствуют с матерщиной, а возвышенная лексика — с просторечными выражениями и канцеляритом.

Знатоки русского языка, истории, культуры, философии и религии найдут в этом произведении немало материала для анализа.

Автор проводит параллели с сюжетами из Библии, обогащает текст образами, характерными для Ренессанса и Средневековья, делает отсылки к классическим литературным произведениям, и это только вершина айсберга.

Недаром после публикации полной версии некоторые цитаты стали афоризмами, например, «и немедленно выпить».

Отзывы

В школьные годы поэму «Москва — Петушки» изучали, но то ли я её не читал, то ли не помню впечатлений. По-настоящему открыл для себя это произведение уже в солидном возрасте. Хорошо понимаю автора, так как сам вырос в советское время. С другой стороны, пить или нет — личный выбор каждого, и не стоит оправдывать алкоголизм убеждениями и принципами.

В школе проходили поэму, но восторгов у меня она не вызвала. Думаю, что особого смысла здесь нет, таких «героев» много в каждом городе и посёлке. Просто рассуждения пьющего человека выдали за интеллектуальный юмор.

Автор блестяще передал атмосферу советского периода и показал, каким опасным бывает город ночью. Недаром по мотивам поэмы есть множество театральных постановок. На одном спектакле мне даже удалось побывать, но в комментарии всего не расскажешь. Отмечу только, что сюжет произведения достоин большой сцены, а Ерофеев был настоящим гуманистом, а не просто любителем выпить.

Ссылка на основную публикацию