Анализ «Божественной комедии» (Данте)

700 лет назад умер великий Данте Алигьери. И в этот же день вышла его главная книга — «Божественная комедия». В честь юбилея публикуем отрывок из книги итальянского педагога Франко Нембрини «Данте, который видел Бога. «Божественная комедия» для всех».

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

…Путь Данте начинается в сумрачном лесу, и, преодолев несколько кругов, он спускается в самую глубину ада, на дно воронки, то есть в самый центр Земли — туда, где заточен дьявол.

Затем, пройдя чрез «стены склепа», оказывается с противоположной стороны Земли у подножья горы чистилища, добирается до ее вершины, где, по его представлениям, располагается земной рай.

Там Вергилий оставляет его, и приходит Беатриче, которая станет его проводником по девяти небесам вплоть до конечного виде́ния, когда он лицом к лицу увидит Бога.

Зная, как устроена Земля, мы можем представить себе, что дорога в ад является схождением вниз.

Однако если вы попробуете нарисовать этот мир и маршрут Данте (прямая линия, без единого отклонения) на листке бумаги, а затем перевернете его, вы сделаете открытие, чрезвычайно важное для понимания «Божественной комедии».

Вы увидите, что путешествие сквозь ад — это начало подъема, и этот путь ведет поэта из сумрачного леса к Богу, к свершению желания — через ад, и кажущийся спуск в преисподнюю является началом подъема.

Нужно помнить, что в Средние века макрокосм и микрокосм считали зеркальным отражением друг друга, поэтому схема Данте одновременно изображает и Вселенную, и сердце человека как ее отражение, подобие.

Таким образом, жизненный путь ведет нас к обретению нашего истинного «я».

Поиск утраченного «я» невозможен без соприкосновения со злом (его воплощение есть ад), но приводит к искуплению и прощению, которое Христос сделал возможным, открыв людям, что Бог есть милосердие (следовательно, это путь к благу и к истине).

Благодаря Ему нам доступен опыт рая на земле, знание того, что жизнь спасена. Когда такой человек, как Данте, произносит слова молитвы «Отче наш, сущий на небесах», они значат для него «Отче наш, живущий в глубине Вселенной», иными словами — «Отче наш, живущий в наших сердцах». 

Итак, жизненный путь становится путешествием в глубину собственного сердца в поисках своего истинного образа, задуманного Господом.

И второе отступление. Вся «Божественная комедия» построена на противопоставлении света и тьмы. Это поэма света, причем жизнь человека (как это беспощадно описано в первой песни) является опытом тьмы, слепоты. Начало пути — сумрачный лес, место, где вещи в темноте неразличимы. А значит, их невозможно познать и невозможно полюбить такими, какие они есть, это ад, это смерть.

Данте говорит нам: в начале пути все мы слепы, и суть в том, чтобы явилось нечто, что смогло бы осветить наше существование и таким образом дать нам возможность истинного познания вещей, познания жизни такой, какая она есть.

Ибо незнание означает терпеть вещи, не понимать и не иметь возможности любить их, не иметь возможности надеяться, тогда как жизнь порой буквально опрокидывает тебя, а ты не имеешь точки опоры…

«Первый шаг — открыть глаза»

Итак, все мы слепы. «Божественная комедия» призвана показать, что есть свет, способный озарить жизнь человека и его сознание, открыть его познанию Истины, воплощению добра и созиданию, исполненному надежды.

Человек должен честно признать: мне нужно что-то, способное осветить жизнь, я нуждаюсь в том, чтобы существовал Бог, я нуждаюсь в том, чтобы существовал смысл вещей, смысл, который я не могу обнаружить самостоятельно.

«Просветить сидящих во тьме и тени смертной», — такими словами заканчивается Песнь Захарии, в этих же словах смысл «Божественной комедии». От тьмы к свету, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». То же самое говорит Данте: «Чтобы привести людей из состояния бедствия к состоянию счастья».

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860 г.

Не случайно в «Божественной комедии» так часто повторяются слова, связанные со способностью видеть («взгляд» и др.). Действительно, возможность видеть — это спасение.

Все в жизни зависит от того, на что мы смотрим, куда устремляем свой взгляд. Ведь нередко случается, что свет есть, но мы живем с закрытыми глазами.

Поэтому Данте, наставляя нас перед началом пути, говорит о необходимости первого шага — открыть глаза.

Для чтения текста, а значит, и для вживания в него надо открыть глаза, что сегодня многим дается с трудом.

В Библии сказано: «И хотя призывают его [народ] к горнему, он не возвышается единодушно» (Ос. 11: 7).

Если так говорил пророк три тысячи лет назад, то, похоже, с этим всегда было непросто, однако сегодня кажется особенно трудным открыть глаза и осознать потребность в свете и истине…

«Я словно ослеп»

Итак, теперь мы готовы приступить к чтению «Божественной комедии».

Земную [нашу] жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу,Утратив правый путь во тьме долины.

«Нашу жизнь…» Почему Данте использует притяжательное прилагательное в форме множественного числа, когда действующее лицо — в единственном? «Я очутился…» Это важный поэтический оборот.

Данте чувствует свою ответственность, ведя людей к жизни, которую стоит прожить, и делает читающего главным действующим лицом: «Я говорю с тобой — и говорю тебе, поскольку все, что я видел, неимоверно близко каждому человеческому сердцу.

Для вас я пишу об этом и сопровождаю каждого из вас. Я говорю о вашей жизни».

В первом стихе «Божественной комедии» используется императивное, присваивающее «наша», уже здесь происходит выбор. Это действительно ответственность, поэт даже назовет ее прекрасным словом — «милость» к самим себе. Будьте милосердны, нежны по отношению к самим себе, любите себя. 

Для того, чтобы начать жизненный путь, мы должны иметь хотя бы немного любви к себе, немного уважения, давайте начнем хотя бы с этого малого.

Строка «Земную [нашу] жизнь пройдя до половины» может показаться неимоверно простой, но это далеко не так. Путешествие поэта начинается в Страстную неделю 1300 года, когда Данте исполнилось ровно тридцать пять лет. Известный псалом (Пс.

89: 10) гласит: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет» — следовательно, тридцать пять лет представляют собой середину жизни.

Более того, год, в котором он совершает свое знаменательное путешествие к спасению и показывает, что оно доступно людям, — это Юбилейный год, год первого Юбилея в христианской истории. Год благодати, прощения и празднования спасения.

(В католической традиции Юбилейным назывался год получения индульгенций. Начиная с 1300 года, он должен был праздноваться каждые сто лет, потом промежуток сократился до 50-ти, 33-х и, наконец, 25 лет. — Прим.ред.)  

Но и это не все: именно в 1300-м году Данте был избран одним из приоров флорентийской коммуны. Во всем достигнув успеха, он мог бы заявить: «Я в полном порядке, я создал и обеспечил семью, я успешен в политике, у меня все получилось».

Однако он словно говорит: «В этом году я достиг всего; но именно сейчас я начинаю честно смотреть на себя, на свою жизнь и свою историю. И что же я могу сказать о жизни, истории и себе? Я достиг достатка, успеха в политике и в отношениях с женщиной (у меня есть вилла на море, счет в банке, здоровье — могли бы добавить мы).

Но, имея все это, я все равно не приблизился к главному в жизни, потому что главное — это свет.

Можно ли любить так, как заповедал Господь, иметь возможность пожать руку тому, кого называешь другом, и понимать, что это значит? Может ли быть, что смерть Беатриче и все смерти, с которыми встречаются люди, — это не конец? И что могу сказать я, оказавшись лицом к лицу с этой неугасаемой потребностью жизни? Что я могу сделать в одиночку? Ничего — я словно ослеп».

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче

Таково основополагающее условие человеческого существования: с точки зрения природы человек — слеп, ибо не в нас свет. Если мы будем честны и искренни сами с собой, то что мы скажем о себе самих? Лишь об острой нужде видеть и о неспособности видеть.

«Земную жизнь пройдя до половины» — когда-то я думал, что все в этой строке понимаю, но должен признать, что был слеп: «Я очутился в сумрачном лесу, / Утратив правый путь во тьме долины». Постараемся искренне и честно ответить: разве есть другое определение, столь точно описывающее, чем мы являемся, наш каждодневный опыт?..

«Где-то должно быть солнце»

Вокруг нас страдают и умирают люди, а мы ничего не можем с этим поделать, потому что истина словно ускользает от нас, и порой кажется, что смерть, зло лишают нас всего. И детям знакомо это, потому что в чем-то они менее защищены, чем мы.

Цинизм взрослых порой похож на бетонную плиту, закрывшую доступ к их желанию, дети же в этом смысле более непосредственны, может быть, более ранимы, но неиспорченны.

Я всегда говорю ученикам: «Если вечером в субботу или воскресенье вы идете спать, чувствуя горечь из-за того, что выходные не оправдали ваших ожиданий (иногда я читаю им „Субботу в деревне“ Леопарди), то вам следует честно сказать себе: „Я очутился в сумрачном лесу, эта жизнь нуждается в свете“». Bедь в темноте, даже не желая того, мы можем причинить боль как самим себе, так и другим. Необходимо, чтобы жизнь озарил некий свет, а без света разве это жизнь?

Каков он был, о, как произнесу,Тот дикий лес, дремучий и грозящий,Чей давний ужас в памяти несу!Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Что это за жизнь, если мы живем слепо и абсурдно, сталкиваясь с предательством того обещания, с которым пришли в мир? Это жизнь настолько горькая, безрадостная и безысходная, что мы проживаем ее, словно уже умерли. Это не жизнь, если «смерть едва ль не слаще». Но — и вот решающие слова, о которых я уже упоминал:

Но, благо в нем обретши навсегда,Скажу про все, что видел в этой чаще.

Мы находим здесь поразительное понимание непрерывности пути: если поддаться этой слепоте, она определит дальнейший путь.

Чтобы продвинуться в поиске добра, содержащегося в жизни, нужно начать с того, что, трезво оценивая свое человеческое положение, не страшиться его.

Наша слабость, наша уязвимость, наша ничтожность, наша неспособность спасти жизнь свою и наших детей, жен, мужей и друзей — это бессилие может стать нашей силой. Оно должно преобразиться в молитву, в неустанный поиск блага.

И как ни парадоксально, но даже грехи могут стать началом. Каков же первый шаг?

Не помню сам, как я вошел туда [в этот сумрачный лес],Настолько сон меня опутал ложью,Когда я сбился с верного следа.

Я не знаю, как там очутился. Другими словами: «Друзья, мы рождаемся в сумраке. Не вследствие какого-то нашего проступка, это исходная сущность человека». 

Я в сумрачном лесу, я ничего не вижу, но вот я подошел к холму, туда, где заканчивался темный лес, вселявший ужас в мое сердце, я поднял глаза, включил свой разум. И что подсказывал мне разум? Что где-то должно быть солнце. 

Читайте также:  Сочинение: Особенности поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»

Если есть я, то где-то должно быть то, к чему я стремлюсь, иначе никак нельзя объяснить переполняющее меня стремление.

Как говорил великий Павезе, «если никто ничего не обещал нам, то чего же мы ждем?». То есть если мы ждем чего-то, значит, кто-то и что-то обещал нам — это и есть изначальное обещание.

Итак, здраво рассуждая, я понимаю, что где-то должно быть солнце. «Я увидал, едва глаза возвел, / Что свет планеты, всюду путеводной [свет солнца], / Уже на плечи горные сошел». «Планеты, всюду путеводной», позволяющей идти по своему прямому пути.

Очевидно, что речь идет о Боге: на протяжении всей истории человечества солнце является образом Бога во всех культурах, во всех традициях… И тут нельзя не вспомнить слова святого Франциска: De Te, Altissimo porta signifi cazione («Твое он, Господи, носит знаменование»).

  • Затем Данте вздохнул с облегчением:
  • Тогда вздохнула более свободнойИ долгий страх превозмогла душа,Измученная ночью безысходной.
  • Он увидел, как солнце освещает вершину холма, и почувствовал, что в жизни есть смысл, его страх рассеялся. Так говорит сердце, и так говорит разум… Все религии рождаются из этой констатации разума: я не знаю Его, не знаю, кто Он, но где-то должен существовать Бог…

Лирический герой и аллегорический смысл поэмы «Божественная комедия» Данте

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

«Божественная комедия» — поэма, принадлежащая перу Данте Алигьери,  и ставшая вершиной творческого пути известнейшего поэта. В своём великом произведении автор рассказывает об устройстве мира «по ту сторону» реальности, загадочного и таинственного, внушающего страх и заставляющего читателя переосмыслить все каноны земного бытия.

Сам Данте является центральной фигурой поэмы, которая повествует от первого лица об увиденном. Он — герой своего произведения. Так, доверяя Вергилию всего себя и свою жизнь, Данте остается только покорно следовать за своим проводником, созерцая картины ужаса всех мучений, то и дело, время от времени, вопрошая Вергилия истолковать ему объяснение представших перед глазами событий.

Известно, что Вергилий сам является знаменитым поэтом, автором легендарной «Энеиды». В эпоху Средневековья он славился мудрецом.

«Ты мой учитель, мой пример любимый»

Итак, именно поэтому в «Божественной комедии» фигура Вергилия именуется для поэта наставником, проводящего его через путы Ада. Он как символичное воплощение разумного начала, верно дающего направление людям к счастливому земному существованию.

Самое интересное, что Данте удалось разглядеть в каждом встречающемся ему на пути грешнике индивидуальность, его личностные особенности. Поэт, вступая в диалог с уже давно усопшими, также и дискутирует с ними.

А из этих полемических разговоров узнает много интересного и неожиданно нового конкретно для себя. Многие загадки теперь открыты перед Данте.

Выражаясь языком современности — беседы повествователя, скорее, схожи с неким интервью, — живой устраивает опросы мертвым.

  • Но первоочередное чувство, испытываемое рассказчиком, — все-таки ощущение страха:
  • «Каков он был, о, как произнесу,
  • Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
  • Чей давний ужас в памяти несу!»

И это естественно, ведь для смертных является запретным пребывание в потустороннем мире. И только Данте обретает шанс совершить путешествие в мир «тени и мрака». Лишь наличие недюжего самообладания помогает герою сдерживаться, не проявляя откровенный ужас и боль от зримых страданий, которые выпали на плечи тем, кто преступил господни законы.

  1. Все греховные нарушения, подвергающиеся наказаниям в пространстве ада — это, своего рода, кармическое последствие, расплата за совершённые запретные деяния, аллегорическим образом изображающие состояния порочных людских душ, где за сладострастие теперь приходится витать в вихре их же собственного блуда, а за гнев и ярость погружаться в болота смрада:
  2. «Угрюмый ключ стихает и растет
  3. В Стигийское болото, ниспадая
  4. К подножью серокаменных высот.
  5. И я увидел, долгий взгляд вперяя,
  6. Людей, погрязших в омуте реки;
  7. Была свирепа их толпа нагая»
  8. Так, тираны и деспоты «купаются» в бурлящем кровавом кипятке, расточители вынуждены сгибаться от тяжести груза кошельков, которые обвивают их плечи, колдуны и прорицатели теперь с вывернутыми головами, а лицемеры облачены в одежды из свинца, изменников же и предателей подвергли здесь «холодным» мукам, олицетворяющих их собственное бессердечие при жизни.

Я считаю, что идея, лежащая в основе этого великого произведения, заключается не только в отражении мира по ту сторону и описания загробного бытия. Бесспорно, что если воспринимать поэму буквально, то вся динамика повествования, действительно, есть шествие духа после упокоения по миру мертвых. Но, с другой стороны, можно трактовать данное «паломничество» в его аллегорическом смысле.

Это значит, что любое действие, событийная составляющая произведения и детали являют собой пласт дополнительных значений. Во-первых, традиционное религиозное представление гласит, что, ад — это «пристанище» грешников.

Данте преклоняется перед величием Вергилия, но, все-таки, относит его к обитателям адских земель.

Следовательно, Вергилий как персонаж, сопровождающий и «напутствующий», есть не всего лишь поэт, но настоящий символ знания, изучения и исследования мира, лишенного всякого верования.

  • А Беатриче есть не только изображение любимой женщины, но и символ любви, чувства спасательного и всепрощающего.
  • Герои — представители животного мира, встречающиеся Данте в процессе путешествия в кущах дремучего леса, тоже обладают определенной символикой. Например, образ источающий коварство (рысь):
  • «И вот, внизу крутого косогора,
  • Проворная и вьющаяся рысь,
  • Вся в ярких пятнах пестрого узора»
  • В волчице заключено чувство ненасытности:
  • «И с ним волчица, чье худое тело,
  • Казалось, все алчбы в себе несет;
  • Немало душ из-за нее скорбело»
  • А лев, несомненно, яркий обладатель гордыни:
  • «Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
  • Он наступал как будто на меня,
  • От голода рыча освирепело
  • И самый воздух страхом цепеня».
  • Но изображённые поэтом образы животных можно истолковать и по-другому: рысь – как политических врагов Данте, льва – как короля Франции, а волчицу можно представить римской верхушкой правительства.

Сама суть путешествия – тоже в некотором роде аллегория. Путь есть символ поиска праведной дороги для души человеческого создания, его греховной плоти, постоянно искушаемой разного рода соблазнительными порывами, страстными пороками. Выбранный же путь — ответ на искомый жизненный смысл, поэтому то и все действо поэмы раскрывается именно через душевные переживания персонажа.

Несмотря на то, что Данте описывает тех , чья жизнь не была наполнена ни добром, ни злом, он оставался равнодушен, практически никчемен как человек — раз терпеливо «созидал» мучения и не питал надежду на хотя бы малейшие перемены.. Он испытывал чувство сопереживания к страдальцам из-за собственных искушений, приходящихся явно не к месту:

  1. «В неправде, вредоносной для других,
  2. Цель всякой злобы, небу неугодной.
  3. Обман и сила — вот орудья злых».
  4. А это доказывает то, что все сцены произведения пронизаны неким гуманистическим настроением, или же, если сказать проще, неистовым сочувственным отношением к тем, кто страдает.

Я же считаю справедливым выделить главным словом в этом произведении слово «Любовь». Поскольку, именно это чувство Данте узрел и при входе в Ад, и именно оно направляло его в путешествии сквозь таинственный и пугающий мир.

Божественную комедию анализировала Юлия Короткова.

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Анализ произведения Божественная комедия Данте Алигьери

Данте Алигьери написал «Божественную комедию» в сложный период своей жизни, когда он находился в изгнании. На тот момент его любимая женщина умерла от чумы. Работа над этой книгой успокаивала его и приносила душевное равновесие. Кроме того, «Божественная комедия» принесла Алигьери известность.

Жанр

Хотя автор решил включить в название такой жанр как комедия, но книга является поэмой.

Сюжет и тема

Подробно о сюжете. Данте преодолел 9 кругов ада, смог увидеть Люцифера, который превратился из прекрасного ангела в ужасного дьявола.

Затем попал в чистилище, где люди искупали свои грехи  (всего семь смертных грехов), в их число входили те, кто завидовал, много гордился, гневался и так далее. Вергилий привёл главного героя к райским вратам и исчез, так как был некрещённым.

Затем Данте встретила Беатриче, благодаря ей он смог попасть на небеса. Герой закончил путешествие, когда ему показали рай.

В произведении основная тема – это любовь. Алигьери, являясь поэтом эпохи Возрождения, впитал её ценности, поэтому в своём произведении сделал женщину причиной всего путешествия. Затрагиваются и другие темы.

Назидание, автор показывает загробный мир, чтобы каждый задумался о своих греках, о том, что нужно жить достойно. Политика, Алигьери поддерживал императорскую власть, поэтому придумал особые наказания для убийц Цезаря.

Сила духа, автор говорит о том, что нужно быть сильным человеком и ничего не бояться.

Главные герои

Данте-главный герой книги. Его посетила тень Вергилия, которая пригласила посетить загробный мир. Сначала главный герой сомневался, стоит ли ему куда-то идти, но после того как узнал, что его зовёт Беатриче, согласился.

Второстепенные персонажи

  • Вергилий – играет роль наставника Данте, когда жил в мире смертных, то  был известным поэтом.
  • Харон – сторожит первый круг ада.
  • Минос – охраняет второй круг, он распределяет души в зависимости от тяжести их грехов.
  • Цербер – является охранником третьего круга, он лишает грешников кожи, сдирая её.
  • Плутос – охраняет четвёртый круг, его задача – наказывать падшие души за их скупость.
  • Флегий – сторожит пятый круг, он должен перевозить души, преодолевая Стигийское болото.
  • Фурии – занимаются тем, что летают над шестым кругом.
  • Минотавр – должен охранять седьмой круг, в котором наказывают насильников.
  • Герион-сторожит восьмой круг ада, его задача – наказывать обманщиков.

Люцифер – дьявол, имеющий шесть крыльев, три пасти и три лица. В прошлом жил на небесах и был ангелом.

Катон – покончил жизнь самоубийством, что является ужасным грехом,  но его назначили стражем Чистилища.

Беатриче – любимая женщина Данте, именно она помогает ему добраться до Рая.

Композиция

Композиция построена из трёх частей. Первая часть называется «Ад», вторая «Чистилище», а третья «Рай». Особенность состоит в том, что «Ад» включает в себя 34 песни, а остальные части 33. Автор сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть какое это хаотичное место. В целом, поэма построена на путешествии главного героя.

2 вариант

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена.

Противостояние между гвельфами и гибеллинами нашло свое отражение и в «Божественной комедии». Например, Данте надсмехается над Папой Римским, когда пишет, что главы католической церкви уже уготовано место в Аду.

Произведение делится на три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». Вообще число «3» активно фигурирует в поэме. Так как основной мотив «Божественной комедии» это непоколебимость христианской веры, то число 3 означает Святую Троицу.

Читатель понимает, что Данте и его герой – это одно и то же лицо. Но между ними есть некоторые отличия. Например, чтобы показать все человеческие эмоции, Данте создает своего героя очень эмоциональным.

Число 3 также всплывает, когда Данте идет по лесу и встречает трех зверей. Все это показывает человеческие пороки. Лев означает стремление к власти, волчица – алчность, пантера – плотские утехи.

Читайте также:  Ася горская стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта ася горская - поэзия

Вергилий хочет показать герою, что Ад – это место для грешников и потерянных душ, а Рай – это место, куда попадают люди, которые относились с любовью не только к одному человеку, но и ко всем остальным живущим на Земле.

Почему Данте выбирает Вергилия? Хотя он поэт язычник, но занимал значительное место в христианстве, потому что в своих произведениях он уже упоминал Христа.

Герой спускается в ад, затем проходит через чистилище и попадает в рай. Этим Данте показывает судьбу Италии. Он продолжает верить в то, что дела в стране наладится и больше не будет кровопролитных гражданских войн.

Данте делит Ад на 9 кругов. Чем ниже спускаешься, тем страшнее грехи и наказания. На вратах в ад написано на латинском «Оставь надежду всяк сюда входящий», то есть о спасении души даже думать не стоит, так как все злодеяния совершены и обратного пути нет.

Рай – полная противоположность Ада. Там светло, все благоухает. Здесь Данте вводит образ Беатриче, его возлюбленной. Она сопровождает героя до самого конца. Беатриче – воплощение чистоты, добра и мудрости. Именно поэтому Данте следует за ней, плененный ее качествами.

Таким образом, «Божественная комедия» – это многослойное и сложное произведение, где по-новому используются художественные приемы. Не зря Фридрих Шиллинг назвал это произведение «синтезом всех жанров».

Подробный анализ

  1. «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу,
  2. Утратив правый путь во тьме долины».

Эти строки знакомы даже тем, кто не читал произведения известного флорентийца Данте Алигьери полностью.

“Божественную Комедию” расценивают как гениальное творение гениального автора. Данте назвал произведение комедией. Гораздо позже Джованни Боккаччо (биограф Алигьери) прибавил к названию слово «божественная». Она, действительно, заслуживает такого высокого статуса.

Данте описал: ад, чистилище, рай так реалистично и подробно, как будто лично бывал там.

«Божественная Комедия» написана в мятежные годы XIV века, когда происходила острая политическая борьба, отсюда и возникает аллегория человека, ищущего правильный путь.

15 лет Данте писал произведение, в основу которого положил путешествие в потусторонний мир, куда он направляется после смерти своей любимой Беатриче. Алигьери был человеком, по тем временам, образованным, он разбирался в естественных науках, в литературе. Учения еретиков тоже были ему известны.

Комедия написана терцинами, то есть трёхстрочными строфами. Поэт основывается на христианском учении об аде и рае, но своим творением дополняет и расширяет эти представления.

До этого в поэзии не существовало описаний пейзажей, Данте же красочно, живо, метафорично описывает степь, ледяное озеро, мрачные скалы.

Зловещий лес, описанный в «Аде», в части «Чистилище» изменяется и уже виден изумрудный и светлый, небо становится ясным, голубым и прозрачным.

Большой выразительностью обладают портреты героев и остальных участников комедии, поэтому мы с легкостью представляем черты лица каждого, фигуру и, даже характер. Искусно переплетаются старые представления и новые воззрения поэта. Он подчеркивает, что за все поступки нужно платить. За добро – благословение, за грехи – кара.

Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В Аду — девять кругов, в Чистилище — два передчистилища и семь уступов горы, а в Раю — девять небесных сфер. В произведении автор придерживается символики чисел, уделяя им особое внимание. Священными и магическими являются числа 3, 9 и 7.

У ангелов по три крыла, три одежды, упомянуты три святые добродетели. Сотворение мира произошло за семь дней, также говорится о семи смертных грехах. Вся поэма пронизана этими мистическими числами. Ад изображен, как нечто ужасное и уродливое. Сюда Данте отправил своих врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, по его мнению, жил аморально.

Чистилище — для более мелких грехов, недостатков, которые возможно исправить. Рай описан, как чудесное место, созданное для Красоты, Радости, Любви. Мир Данте показан очень гармонично. Неудержимая фантазия автора объединяет лирические моменты с сугубо математической точностью. Подробное, яркое описание картин поражает реалистичностью.

Изображая мир, основанный самим Богом, на самом деле Данте придумал и сконструировал сам.

Чтение поэмы не предназначено для отдыха. Каждая строка заставляет о многом задуматься. Не всё понятно после первого прочтения, поэтому необходимы комментарии.

Произведение громоздкое, с множеством аллегорий, метафор, но содержательное, заставляет задуматься о смысле бытия, о совершенных грехах, показывает, чего нам следует опасаться в жизни, а к чему – устремляться. Обладая большим философским смыслом, поэма и сейчас влияет на сознание людей.

Колоссальный, вдохновенный труд перевода на русский язык великого творения Данте принадлежит известному мастеру поэтического перевода М.Л. Лозинскому.

Великий поэт Данте Алигьери, родился приблизительно в 1265 году. Точная дата рождения поэта неизвестна, о детских годах тоже нигде не упоминается. Впервые встречаются записи о нем в 1274 году, когда еще слишком юный Данте трепетно полюбил соседскую девочку, прекрасную Беатриче Портинари. Через всю свою жизнь он пронес любовь к ней.

Беатриче умерла очень рано в молодом возрасте, навсегда поселившись в его сердце, стала его поэтической и духовной музой, его единственной возлюбленной. Поэт отождествляет себя с главным героем, и создается впечатление реальности происходящего.

Читатель как бы, находится совсем рядом с героем, переживает его чувства, проходит вместе с ним все круги ада, чтобы найти верный путь и ответы на свои вопросы.

← Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
← Анализ произведения Твардовского Василий Теркин↑ ДругиеАнализ рассказа Распутина Женский разговор →
Анализ рассказа Распутина Последний срок →

  • Сочинение по поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова
    Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.
  • Образ и характеристика Груши в повести Лескова Очарованный странник сочинение
    дним из основных персонажей произведения является Груша, молодая цыганская девушка. Писатель представляет Грушу в образе необычайно красоты женщины с выделяющимися на лице завораживающими глазами, отличающейся артистичностью натуры
  • Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
    Произведение Пушкина «Капитанская дочь» – это творение, которое было посвящено восстанию крестьян 1773-1774 годов. Хоть все действия происходят и в вымышленном мире, весь сюжет реален. Пугачев – один из центральных персонажей в повести
  • Сочинение Дисциплина в школе
    Школа является образовательным учреждением, деятельность которого регламентируется уставом. В этом документе предусмотрены определенные правила, которые должны соблюдать все учащиеся.
  • Характеристика и образ и Фердыщенко в Истории одного города сочинение
    Действие рассказа «История одного города» развивается в городе Глупово, которого в действительности не существует. Его придумал автор произведения, Салтыков – Щедрин. Весь сюжет закручен вокруг градоначальников этого города

«Божественная комедия», анализ произведения Данте

Данте называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения. Поэт жил в период Высокого Средневековья, в своей «Комедии» он попытался объединить языческую античность и христианское средневековье.

Сам Данте рассказывал, что в «Божественной комедии» описал свои визии (видения), которые наблюдал в течение 10 дней, со Страстной пятницы до конца Светлой недели 1300 г.

«Комедия» – энциклопедия жизни средневековой Италии. Невозможно понять смысл произведения, не зная её политического устройства, биографии Данте и его литературных предпочтений.

Данте, уроженец Флоренции, был одним из самых образованных людей своего времени. Он учился в университетах Парижа и Болоньи, самостоятельно изучал античных поэтов, поэтов средневековья, античных философов.

Автора «Энеиды» Вергилия Данте считал своим учителем, поэтому именно его сделал проводником по Аду.

Данте с 30 лет занимался политикой, был белым гвельфом (это самая демократическая партия Флоренции). Когда там переменилась власть, Данте был изгнан. «Божественную комедию» поэт написал в Равенне. Он начал её в 1307 г. или даже на 3 года раньше и писал почти до самой смерти в 1321 г.

Литературное направление и жанр

Название главного произведения Данте – «Божественная комедия» – это вовсе не определение жанра.

Если рассуждать в средневековых жанровых категориях, то «Божественная комедия» – это визия (видение), то есть описание видений потустороннего мира.

А комедия (или мистерия) – это средневековый драматический жанр, разыгрываемые на Рождество или Пасху духовные библейские события. Эти драматические события в «Божественной комедии» разыгрываются перед внутренним взором Данте.

На Данте повлияло и античное определение жанра комедии, которая должна была начинаться с событий печальных и заканчиваться весёлыми. Путешествие Данте начинается в Аду, наполненном горем и страданиями, и заканчивается в Раю, где царит счастье и гармония.

Божественной Данте комедию не называл, так окрестили её потомки.

Жанрово-родовая природа произведения очень сложна. Несмотря на название, это не драматический род. По современной классификации «Божественна комедия» наиболее близка к лиро-эпическому жанру поэмы.

Самое точное определение жанра дал И.

Франко: «Объективное представление вещи наиболее субъективной, эпос, основанный на лирике, песня любовная, которая разрослась до размера “Илиады”».

Жанр «Комедии» синтетический. Если говорить об «Аде», то это синтез средневековых эпических жанров от хроник до романов.

Тема, основная мысль, проблематика

Тема «Божественной комедии» аллегорична – путешествие человеческой души через жизненные невзгоды, очищение её на протяжении земной жизни через страдания. Основная мысль «Комедии» состоит в том, что каждый человек на том свете получает воздаяние за свои дела. А ведёт человека сквозь жизненные невзгоды любовь. И это – идея «Комедии».

Проблематика «Комедии» – это весь спектр моральных и социальных проблем, которые волновали Данте и его современников. Например, проблема папской власти, которую Данте не считал божественной (что было характерно для морали человека эпохи Возрождения).

Поэтому в разных кругах Ада у Данте встречаются священники, а один из них, архиепископ Руджери, наказан страшным образом. При жизни он обрёк на голодную смерть своего политического противника графа Уголино, который на том свете грызёт череп архиепископа.

Сюжет и композиция

Сюжет «Божественной комедии» связан с путешествием души Данте по Аду, Чистилищу и Раю (у Данте они пишутся с большой буквы). «Божественная комедия», как античный эпос, состоит из песен.

Повествование начинается с того, что 35-летний поэт оказывается в сумрачном лесу, где встречает трёх животных. Вообще лес для средневекового человека – место гиблое, непроезжее и непрохожее.

Там человеку грозили звери и разбойники.

Данте спасает античный поэт Вергилий, который становится проводником поэта в Ад. Ад описан в 34 песнях. Композиция произведения связана с мистической основой «Комедии». Духовный смысл раскрывается постепенно.

Начала Данте погружается в глубины Ада и осознаёт, что он так же грешен, как и многие его соотечественники.

Там поэта хранит Любовь! Поэтому надпись на вратах Ада – это слова преисподней, обращённые к ныне живущим:

Я увожу к отверженным селеньям,Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям.

Ад разделён на 9 кругов, большие, с точки зрения Данте, грешники расположены ниже. Ад отделяет от земли река Ахерон. Это античная картина мира. Данте превратил античного перевозчика Харона в демона, а Ад из места вечного упокоения душ-теней в место страданий грешников.

В первом круге, который называется Лимб, живут все дохристианские праведники. Там Данте встречает античных поэтов, философов, героев. Во втором круге страдают сладострастники. В третьем – обжоры, в четвёртом – скупые и расточительные, в пятом – гневливые. Остальные грешники расположены за оградой града Дита.

Это огненная и каменная стена. За ней, в шестом круге, расположены извращающие Слово Божье. В седьмом круге страдают насильники над естеством. Восьмой круг состоит из 10 рвов, имеющих название Злые Щели.

Там мучаются соблазнители, льстецы, торговцы церковными должностями, прорицатели, лицемеры, воры, мздоимцы, лукавые советники, зачинщики раздоров. Среди лукавых советников Данте встречает хитроумного Одиссея.

Читайте также:  Короткие стихи самуила маршака для детей: читать детские стихотворения маршака - маленькие, небольшие

В последнем, 9 круге Ада, мучатся предатели, а в его середине находится ледяное озеро, в которое вмёрз Люцифер, держащий в своих когтях предателя Иисуса Иуду.

По мере погружения в глубины Ада Данте наблюдает всё большие страдания грешников. Перед ним предстаёт вся Средневековая Европа Высокого средневековья.

Эта панорама продолжается в Чистилище, состоящем из 33 песен. В этой части Данте реализует античную идею очищения через страдание. Страдание грешников в Аду вечно и бесконечно. А вот души Чистилища живут будто в античном театре: они временно страдают ради достижения будущей гармонии.

Из глубин Ада Данте с Вергилием попадают через узкий проход к подножью горы Чистилища и начинают восхождение по ней. По этому узкому проходу не могут пройти те, кто страдают в 9 круге Ада – предатели.

Гора Чистилища состоит из 7 кругов.

В первом круге (куда надеется попасть Данте) очищаются гордецы, во втором – завистники, в третьем – гневные, в четвёртом – унылые, в пятом – скупцы и расточители, в шестом – чревоугодники, в седьмом – сладострастники.

В какой-то момент путешествие Вергилия по Чистилищу становится невозможным: он язычник, поэтому не может приблизиться к Богу. Дальше поэта ведёт Беатриче. Данте честно предупреждал своего друга, властителя Вероны, что «Рай» следует читать только тем, кто склонен к «хлебу ангельскому». Очевидно, так он метафорически называл богословие.

Композиция «Божественной комедии» основана на синтезе средневекового богословского и естественнонаучного представления о мире. Согласно Птолемеевой системе мироустройства, Земля неподвижна. Это шар, окружённый прозрачным хрустальным шаром неба.

Небо состоит из 9 сфер: на первых 7 размещаются соответственно семь планет (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн). Восьмое небо – небо звезд, которые почти неподвижны (передвигаются с запада на восток на 1 градус за 100 лет).

На девятом небе звезд нет совсем, оно состоит лишь из прозрачного светлого вещества (кристалла) и движется с непостижимой скоростью. За девятым небом есть еще десятое, неподвижное, огненное небо Эмпирей – обитель Триединого Бога.

Там живут также и самые достойные человеческие души. Среди них, конечно, и Беатриче…

В Эмпирее находится Божий трон, а напротив него на Земле – гора примирения Голгофа, где был распят Иисус.

По средневековым преданиям, свергнутый с неба Люцифер упал как раз на территории Италии, образовав воронку к центру Земли, где и застрял. На другом, незаселённом полушарии Земли, в результате падения Люцифера образовался океан.

А Чистилище – это гора, образованная вытесненной при падении Люцифера землёй. Она расположена в центре океана и находится на одной оси с Голгофой.

И Ад, и Рай, и Чистилище отражают представление средневекового человека о вселенской гармонии и справедливости. Литературоведы сравнивают конструкцию «Комедии» с грандиозным готическим собором.

Данте даже хотел, чтобы в каждой из трех книг было равное количество строк («Ад» – 4720, «Чистилище» – 4755, «Рай» – 4758). Каждая песня имеет от 115 до 160 стихов. И вдобавок каждая часть заканчивается одним и тем самым словом stelle – звезды.

Соответственно и вся «Комедия» заканчивается этим словом:

…Любовь, что движет солнце и светила.

Герои «Комедии»

У Данте два проводника: любимый античный поэт Вергилий и возлюбленная Беатриче. Беатриче – реальная девушка, современница Данте. Девятилетний Данте увидел восьмилетнюю Беатриче Портинари и влюбился в неё.

Второй раз он увидел её уже взрослой. Она вышла замуж (не за Данте), Данте тоже женился и стал отцом четырёх детей. Но это не мешало его рыцарской любви к Беатриче, которая вылилась в стихи, ей посвящённые.

Данте сделал её символом любви.

Беатриче умерла в 24 года от бушевавшей в 1300 г. эпидемии чумы. Она слышит мольбы возлюбленного о помощи и спускается к нему. Ниже Лимба она спуститься не может, поэтому там находит наиболее дорогого Данте язычника – Вергилия, чтобы он показал Данте Ад. Любовь Беатриче и состоит в том, чтобы предостеречь возлюбленного от грехов, показав ему наказание за них.

Перед взором Данте (и читателя) проходит галерея соотечественников и современников Данте. Вот граф Уголино, которого архиепископ Руджери заточил в Башню голода вместе с двумя сыновьями и двумя внуками. Вот юные любовники Паоло и Франческа.

Франческа, дочь правителя Равенны, была выдана замуж за кривого, старого и злого Джанчотто, правителя Римини. Она влюбилась в младшего брата Джанчотто Паоло Малатесто. Оба были убиты, когда муж застал любовников. Данте было в тот момент около 20, история потрясла его, ведь в средневековье не было избирательной любви.

За свой грех любовники были помещены Данте в первый круг ада и наказаны вечным вращением в объятьях.

Данте не придумывал героев для заполнения Ада и Чистилища. Он описывал только существующих людей, современников и героев мифологии. Так во втором круге Ада среди сладострастников страдают Елена и Парис – виновники гибели Трои. Данте встречает Ахилла, чья плотская страсть привела его к собственной гибели.

Художественное своеобразие

«Божественная комедия» полна аллегорий и символов. Например, герой оказывается «в сумрачном лесу», пройдя до половины земной путь. В средневековье нормальной продолжительностью жизни считалось 70 лет, потому что так написано в Библии.

Правда, почти никто не доживал до этого возраста. И сам Данте умер в возрасте 56 лет. 35-летие Данте приходилось на 1300 год.

Это было мистическое время для средневекового человека, который на рубеже веков ждал конца света или просто мистических событий.

Для средневековья обычным было несколько истолкований одного текста. Кроме прямого смысла, был аллегорический, о чём Данте говорил сам. Сумрачный лес – аллегория жизненных неурядиц, невзгод, препятствий. Это собственные заблуждения.

Ещё одна аллегория связана с политической жизнью Италии. Животные, которых встречает Данте в лесу – рысь (в оригинале Пантера), волчица и лев – аллегории человеческих пороков: сладострастия, алчности и гордыни.

Одновременно это политическая аллегория: пантера –олигархии, волчица – папской власти, лев – тирании.

В «Комедии» Данте прибегает к новаторским приёмам, которые сегодня можно было бы назвать кинематографическими. Так, наблюдая сладострастников, Данте сначала видит «дальний план» – сплошной вихрь. Затем «средний план» – кружащихся в вихре античных и библейских героев. И только после этого Данте различает фигуры знакомых, а затем – своих соотечественников и ровесников Паоло и Франческу.

Он беседует с ними, желая понять, что стало причиной их любви. И Франческа открывает поэту, что перед изменой они читали книгу о Ланселоте (рыцаре Короля Артура, влюблённом в его жену и обвинённом ложно в измене с ней). Так Данте поднимает проблему о влиянии на личность литературы.

Размер и рифмовка

Всё произведение написано строфами из трёх стихов. Для «Комедии» Данте изобрёл новый вид строфы. В традиционных тристихах (терцетах) рифмуются 3 строки. У Данте же схема рифмовки такая: аба бвб вгв. То есть каждая песнь должна заканчиваться моностихом, чтобы завершить цепочку. Такая строфа была названа терциной.

Сегодня Данте переводится на русский язык пятистопным ямбом. Но стихосложение «Божественной комедии» Данте силлабическое. Его стихи состоят из одиннадцатисложников.

По писателю: Данте Алигьери

Анализ произведения Д. Алигьери "Божественная комедия"

Анализ произведения Д. Алигьери «Божественная комедия»

В «Божественной комедии» Данте воплотил идею о том, что чистая любовь облагораживает природу человека, а познание бренности чувственного блаженства приближает человека к Богу. «Божественная комедия» представляет целую поэму в трех частях, заключающих до ста песен, каждая из которых содержит около ста сорока стихов.

В ранней молодости Данте пережил страстную любовь к Беатриче, дочери Фулько Портинари. Он сохранил её до последних дней жизни, хотя так и не сумел соединиться с Беатриче. Любовь Данте была трагичной: Беатриче умерла ещё в молодых годах, и после её смерти великий поэт видел в ней преобразившегося ангела.

В части «Ад» Данте встречает Вергилия. На протяжении пути Вергилий успокаивает Данте, не позволяет поддаться страху.

На вопрос, удавалось ли кому-то покинуть ад, Вергилий ответил, что Адама, Авеля, Авраама, Моисея, Ноя, царя Давида Иисус увел в царствие небесное.

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений.

Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия.

Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой).

Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории в том, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия.

По его мнению, деньги — источник всяческих зол.

Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю.

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

  • 8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
  • 1-й ров. Сводники и обольстители.
  • 2-й ров. Льстецы.
  • 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
  • 4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
  • 5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
  • 6-й ров. Лицемеры.
  • 7-й ров. Воры.
  • -й ров. Лукавые советчики.
  • 9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие).
  • 10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
  • 9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.
  • Пояс Каина. Предатели родных.
  • Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников.
  • Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
  • Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества Божеского и человеческого.
  • Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Сатана) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).
Ссылка на основную публикацию