Зимняя антиутопия луперкаля

Концерт Horus (Луперкаль) понравится тем, кто предпочитает современный российский хип-хоп. Здесь перед такими слушателями выступит один из интересных представителей жанра.

Данного исполнителя многие вполне справедливо считают будущим российского хип-хопа. Ведь он обладает уникальной и легко узнаваемой техникой исполнения, а его музыка и тексты довольно непросты и необычны по звучанию. Настоящее имя артиста – Алексей. При этом многие ошибочно думают, что его зовут Денис, так как он ранее часто использовал творческий псевдоним Денис Луперкаль.

Он родом из Чебоксар, где в подростковом возрасте начал не просто увлекаться хип-хопом, но и стал пробовать читать рэп. Первый его профессиональный опыт состоялся в группе «Стимул». А в 2004 году молодой рэпер выпустил свой дебютный альбом «Премьера». Несмотря на свою молодость и неопытность, ему удалось привлечь к работе над этим релизом нескольких популярных российских представителей жанра.

Впоследствии артисту ненадолго пришлось прервать свои занятия творчеством по причине призыва на срочную службу в армии. По возвращении домой музыкант, который также отлично рисует и обладает познаниями в области графического дизайна, стал активно создавать обложки для пластинок известных рэперов нашей страны. А с 2009 года отечественные меломаны смогли заказать билеты на концерт Луперкаля.

Именно с этого времени он начал работать под этим псевдонимом. Слава музыканта не заставила себя слишком долго ждать. Особое признание к нему пришло после записи с Оксимироном композиции «Ultima Thule». Не так давно он создал себе альтер – эго Horus. В этом качестве известность артисту принёс релиз «Дом тысячи сквозняков».

Новое и отличное от остального творчество музыканта также было тепло воспринято публикой.

В настоящее время рэпер невероятно популярен и имеет множество поклонников, которых он постоянно радует новыми работами.

Сайт сайт
даёт возможность слушать и скачивать огромный выбор музыки онлайн.

Мы создали этот сайт для того, чтобы вы могли прослушать музыку, прежде чем эта музыка будет загружена на ваш компьютер. Включив композицию, вы сможете понять, достойна ли она стать частью вашей музыкальной коллекции или же нет.

В отличие от других порталов мы не занижаем качество звучания, а хотим, чтобы слушая музыку в режиме онлайн, вы получали удовольствие! Чтобы начать слушать музыку, выберите понравившийся трек и нажмите на кнопочку play. Запустится плеер, который автоматически станет воспроизводить выбранный трек.

Вам только останется сделать звук погромче и наслаждаться! ????

Введите в строку поиска название трека! После вы сможете прослушать песню онлайн, скачать быстро, без регистрации и без смс на свой компьютер. Просмотреть текст песни, вы можете кликнув на название песни, если текст не появляется, попробуйте песни ниже.

Так же на сайте сайт
«Плей лист», в который Вы можете добавлять понравившиеся треки нажав на Так же можно менять порядок воспроизведения в плей листе, для этого просто перетащите нужную песню на новое место!

Блог

Еще совсем недавно, каких-то 60 лет назад, современный мир вступил в фазу реализации демократических ценностей и свобод, для которых самым первым атрибутом стала музыка свободы Рок-н-ролл. Именно этот жанр популярной в те времена музыки стал прародителем огромного числа стилей музыкального исполнения, впоследствии отделившихся в самостоятельные музыкальные жанры.

Именно потому, что музыка – это мультикультурное явление, существует огромное количество самых разных жанров этого вида искусства, и каждый жанр заслуживает отдельного рассмотрения. Но каталогизация и учет всего, что до наших дней создано человечеством – это дело энциклопедистов и статистов, а нам же удобнее и приятнее повествовать о том, что ближе нашей душе. Итак, жанры …

«Я ни в коем случае не мню себя вождём или поэтом, который «глаголом жгет сердца» и подталкивает стадо к нужному направлению. Но всё же есть люди, которые пишут о том, что после треков они задумались. Кто-то бросил пить или курить.

Меня, конечно, удивляет, что люди способны на такие поступки после прослушивания каких-то треков, но если это кому-то и вправду помогает стать лучше, значит то, что я делаю, уже не напрасно.

Но это скорее приятный побочный эффект, нежели самоцель» Денис Луперкаль (из интервью в журнале «Дистопия»)

Если уж вы зашли сюда, мы не оставляем надежду, что вы тоже из тех задумчивых, что способны на поступки и осознание треков Луперкаля, Horus, Carberth и Марка, которые в один голос замечают: «Для меня скорее это больше поэзия, хотя это дико пафосно звучит».

Поэтому вам, вероятно, будет интересно взглянуть на попытку декодинга трека из самого зимнего поэтического и полифонического микстейпа прошлого года. Зима, вопреки мрачным прогнозам, отдаляется, но «Зимородок» по-прежнему обитает в наших плейлистах, а не в красной книге.

Мы разберем трек «Ау», который отлично передает атмосферу всего микстейпа.

Мы не претендуем на лавры Фомы Аквинского, наше толкование можно и нужно подвергнуть критике, раз уж «в этом несовершенном мире есть прекрасная возможность д@Eъаться даже до фонарного столба» (с) Луперкаль.

«Некоторые мои вещи понять в принципе невозможно, потому как они привязаны к личным воспоминаниям и делались в первую очередь для себя самого. Так что определённые слова можно очень по-разному истолковать – что тут поделать.

Я не сторонник того, чтобы всё разжевать, положить в рот и помочь проглотить. Конечно, я порой наталкиваюсь на примеры очень своеобразного толкования моих слов. Ну, что тут сделаешь, назовем это издержками выбранного стиля.

Не вижу в этом ничего страшного» Денис Луперкаль (из интервью в журнале «Дистопия»)

Кто он: Луперкаль, Horus, или оба они — проект Увечье?

Алексей имеет множество псевдонимов, однако вышеперечисленные и вовсе зажили собственной жизнью. Некоторые люди пребывают в уверенности, что это Horus и Луперкаль – это разные исполнители, находящиеся в коллаборации друг с другом. Однако знатоки вселенной Warhammer 40K не дадут соврать, что эти никнеймы принадлежат одному и тому же персонажу из компьютерной игры.

Зимняя АнтиУтопия Луперкаля

Таким образом, все эти ребята до некоторого времени действительно пребывали в группе «Проект Увечье», но коллектив распался, а его единственный постоянный (но многоликий) участник продолжил музыкальную карьеру сольно.

Разницу между этими персонажами Алексей объясняет так: «Если Проект Увечье – это о внешнем, то Horus – о внутреннем, о самокопании». То есть, акцент смещается в сторону лирических композиций, а не социальной проблематики, плотно укатанной в выразительный флоу.

Разбор трека «Ау»

Автор описывает мрачный и хищный городской пейзаж, где «вгрызались в небо клыки высоток», а человека сплющивали «серая плоскость небес» и «минное поле чудес под ногами». В домах нет ничего, кроме оружия, наркотиков, алкоголя и алчности.

«Мы ощущаем этот груз» вездесущей агрессии и жадности, однако лирический герой воспринимает происходящее, как ликбез, то есть жизненный урок. Он – воплощение спокойного стоицизма автора, которому остается только изобретать «новый способ пребывать во вне».

Стоицизм – это жизненное кредо, стоики полагают, что человек должен мужественно переносить все тяготы и не растравливать душу понапрасну, растрачивая эмоции. Нужно относиться к абсурдному и жестокому бытию сдержано и хладнокровно.

Так и лирический герой рассуждает, а не обличает, говоря о жадном урбанистическом аде: «Не будешь сыт духовной пищей, но там — каждый второй буквально нищий. Я нарекаю это каноничным днищем». Каноничное – это нечто закономерное, эталонное, общепринятое и всем известное.

Автор дает понять, что такое положение дел и тел естественно среди нищих и голодных людей, которые должны ежесекундно заботиться о хлебе насущном, иначе им не выжить. И едва ли от них можно требовать тонких душевных организаций и высоких порывов души.

  • Но верю, сука, Рубикон не пройден.
    Общество выберет…
  • Ты будешь по приколу против?

В этих строках автор делает отсылку к треку Мирона Федорова «Накануне», где Марк говорит о предстоящей революции в Горгороде: «Рубикон перейден, срок истек. Ты прочтешь обо всем в новостях». Луперкаль же пишет про реальный мир, где люди еще не готовы к перевороту.

Общество само выбирает свою судьбу, так как власть – лишь отражение его состояния и менталитета. Быть в таком обществе белой вороной, готовой к переменам и всему, кроме голодовки, — всего лишь прикол, так как реально этот «протест» ничего не даст.

Да, революция совершается инициативным меньшинством, но большинство должно быть к ней готово. Свою мысль автор подкрепляет словами: «Сказки для черни — вот, что любит челядь». Пока пипл с готовностью хавает все, что дают, его с мертвой точки не сдвинешь.

Но, опять же, как ему не хавать, если живет в впроголодь?

Мир привлекателен и мил, как лошадиный череп.
Холодный мир, что проиграл в той — холодной войне.

Мир проиграл в Холодной войне (противостоянии СССР и США во второй половине 20в), то есть каждый из нас живет гонкой вооружений и дышит ненавистью к тому, кто подальше, чтобы хоть с кем-то быть ближе.

Мы умеем дружить только против кого-то, так как нам навязали такое понимание мира на грани войны. Вот, почему проиграли все. Социальные последствия конфликта оказались намного страшнее политических.

Для таких вот милитаризированных людей эстетика смерти близка и понятна, поэтому череп кажется им привлекательным. Вспоминается «Песня о Вещем Олеге», где воинственный князь приходит поглядеть на кости своего боевого коня, а из них выползает змея и убивает его. Так и в каждом нашем ратном подвиге скрыта потенциальная смерть, которая поражает исподволь, как невидимый враг.

Защититься от всего этого автор призывает в себе: «Давай сбежим в просторы Внутренней Монголии?». Однако тут же одергивает себя, предугадывая непонимающий взгляд слушателя, который не доверяет красивым словам, ведь они не имеют под собой основательности действия.

Он согласен, ведь эти слова будут повторяться бесконечно, так как наша система, как бог жадности Молох: ей вечно мало человечины. Без этого удобрения она не сможет существовать, как государства Оруэлла.

Перманентная война и взаимная ненависть сколачивают нас всех в единый народ и не дают нам разбежаться по миру.

В припеве автор просит солнце согреть его холодный край, где лету снова не продлили визу. Чем дальше, тем больше песня обрастает национальным колоритом. В России лето действительно напоминает туриста, отпуск которого слишком скоро подходит к концу. Такое ощущение, что обособленное и закрытое существование нашей страны наложило свой отпечаток и на климат.

Суровые условия отразились на наших людях: «Мы — плоть от плоти этих зим». Эта атмосфера, навеваемая местом, дорога сердцу лирического героя, он просит делать все, что угодно, но только не отнимать у него это настроение (вайб на молодежном жаргоне).

Фраза «веем холодом» — это цитата из интервью Нойз МС, где артист неприязненно отозвался о творчестве Луперкаля: «Самое обломное и страшное, что там появляются вещи, круто сделанные. Проект Увечье, например.

Читайте также:  Анализ стихотворения «перед весной бывают дни такие» (а. ахматова)

На меня веет холодом от этих записей, я очень расстроен, что это вообще существует, – говорит Noize MC в интервью популярному изданию “Афиша”.

В этот черный день, когда проблемы скрутят бечевой,
По двору опять скитался ветер, будто нищий вор.
«Что же делать?» — сотни лет здесь вопрос ключевой.

Просто помолиться: «Спасибо за ничего!»

Во втором куплете мрачный пейзаж подбирает выразительные детали: ветер в порыве подбрасывает легкий мусор и действительно напоминает нищего вора – образа, до боли характерного для «нищей России» Есенина: здесь у людей даже воровать нечего. Вслед за Чернышевским автор задается вопросом: «Что делать?» — и саркастически замечает, что пустые мольбы – простой способ вновь воссоздать иллюзию деятельности.

Далее он в той же манере говорит, что выбора нет, упоминая известный элемент уголовного арго, загадку про два стула: «Есть два стула: на одном пики точены, на другом х&и дро4ены, на какой сядешь, на какой мать посадишь?». Вообще даже правильный ответ существует: «Возьму пики точены, срублю х^и дро4ены, сам сяду и мать посажу».

Однако если пики и х@и не трогать, выбора не останется. За такое оригинальное чувство юмора автор благодарит писателей Фердинанда Селина (французский писатель антисемит) и Эмиля Чорана (франко-румынский автор пессимистической философской эссеистики). Обоих можно охарактеризовать, как гениев, злых по отношению к роду человеческому.

О своем «чопорном» (высокомерном, надменном) слоге автор тоже отзывается отстраненно: «Ниче так» — и сразу же аргументирует: «Эффект кумулятивный (усиление действия взрыва путём его концентрации в заданном направлении, ред.), когда он с битом качевым прямо в башню».

Что ж, нам возразить нечего, особенно, когда реп становится вдохновенным творческим процессом, сравнимым с живописью: «В глазницах загоралось пламя, я писал полотна». Кстати, сам Алексей зарабатывает на хлеб насущный будучи дизайнером.

Он нарисовал многие знакомые нам обложки.

В этом треке есть еще одна отсылка к творчеству Мирона: «Был голодным MC, съел других и остался голодным», а в песне «Признаки жизни» автор писал: «Был голодным MC, съел других и стал прожорливым».

Возможно, Луперкаль, сравнивая себя с Окси, хотел указать на их существенное различие: оба пишут сложные, осмысленные, витиеватые тексты, однако одного удовлетворяет и насыщает хождение по трупам, а другого – нет.

Один на виду, ведь у него аппетит разыгрался, славы и успеха хочется все больше и больше, а другой намеренно остается в тени, так как съедение МС, доминирование над ними, которое так легко дается за отсутствием жесткой конкуренции, не насыщают его, не дают отрады.

Вооружен фигой в кармане и камнем за пазухой.
Послание для тех, с кем одним миром мазаны!
Застыну, как привязанный. Блокнот измучал.

Сев писать куплет — зима, ты снова довела до ручки!

Лирический герой именно вооружен фигой в кармане: никто не может дергать его за ниточки материальной зависимости. Он не делает реп ради денег, он просто пишет обращения для единомышленников. Далее следует двустишие о муках творчества, где обыгрывается фразеологизм «довела до ручки».

С одной стороны, остается в силе типичное значение «довела до крайней степени падения» (выражение вошло в обиход давно, когда популярной ярморочной сладостью был крендель. Та часть, за которую ее держали, называлась ручкой. Ее обычно выбрасывали, а поднимали ее только нищие опустившиеся люди).

С другой, здесь имеется в виду, что зима стимулирует творческий процесс.

«Ау», наверное, можно расшифровать как «антиутопия», которая сбылась. Именно такими нас не хотели видеть предки, именно такой зловещий урбанистический пейзаж они предсказывали в книгах вышеупомянутого жанра.

Как бы там ни было, трек заряжает настроением всего микстейпа с первых минут прослушивания, не зря он стоит на первом месте.

Каждая тема, затронутая в этой композиции, получит свое продолжение в следующих, поэтому их тоже стоит пропустить через себя, более или менее тщетно пытаясь понять талантливого автора.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

15 книг-антиутопий, которые меняют представления об идеальном мире

Джордж Оруэлл “1984”

Роман описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран. Был запрещен в СССР.

Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”

451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию.

Олдос Хаксли “О дивный новый мир”

Перед нами предстаёт общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе — самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть — достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа.

Джордж Оруэлл “Скотный двор”

«Скотный двор» — притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России. Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней.

Евгений Замятин “Мы”

Одна из самых знаменитых антиутопий мира. В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.

Энтони Бёрджесс “Заводной апельсин”

Это злая сатира на современное тоталитарное общество, стремящееся превратить молодое поколение в послушных воле вождей «заводных апельсинов». Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.

  • Татьяна Толстая “Кысь”
  • «Кысь» — актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное — о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.
  • Андрей Платонов “Котлован”
  • В «Котловане» как в кривом зеркале отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация.
  • Замечательный пример антиутопии, жёсткой сатиры на реалии быта и социального устройства советского государства.
  • Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»

Кэти, Томми и Руд росли в закрытой школе. Учились, рисовали картины, играли в школьных спектаклях. Со временем они узнали, что их судьба – это донорство.

Они были созданы специально для того, чтобы спасти безнадежно больных. И этих детей это не шокирует.

Они безропотно готовятся к тому, чтобы сначала стать помощниками и скрасить последний дни своих товарищей, а потом и самим получить вызов на выемку.

Курт Воннегут “Бойня номер пять, или Крестовый поход детей”

Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы, входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м? Нужно только научиться у тральфамадорцев видеть в четырех измерениях. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять.

Владимир Набоков “Приглашение на казнь”

В неназванной вымышленной стране молодой человек по имени Цинциннат Ц. ожидает казни, будучи заточен в крепость и приговорен к смерти за свою нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, “гносеологическую гнусность”. Навещаемый “убогими призраками” охранников и родственников.

Аркадий и Борис Стругацкие “Улитка на склоне”

В повести “Улитка на склоне” существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Мы видим мир глазами Кандида и Переца. Это ученые, люди мысли, которые не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем.

Алекс Гарленд “Пляж”

Пляж – это кусочек рая на земле среди таиландских островов. Его обнаруживает группа людей. Полное отсутствие цивилизации и сплошная дикая природа пленяет всех людей, которые видят это. Об этом месте ходит масса слухов, его даже окрестили Эдемом. Но попасть туда не так-то просто. Чтобы там очутиться, нужно быть сообразительным, смелым и целеустремленным.

Лорен Оливер “Делириум”

Недалекое будущее. Мир, в котором запрещена любовь, потому что любовь — болезнь, опаснейшая амор делириа, и человеку, нарушившему запрет, грозит жестокое наказание. Посему любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, обязан пройти процедуру освобождения от памяти прошлого, несущего в себе микробы болезни.

Стивен Кинг “Бегущий человек”

В обычном маленьком городке живет обычный человек, медленно, но верно погружающийся в пучину черной ненависти к себе и окружающим. И когда повод находится, его уже не остановить. Америка превратилась в ад. Люди умирают от голода, и единственный способ заработать – принять участие в самой чудовищной из игр, порожденной извращенным разумом садиста.

Взято с сайта AdMe.ru

Романы-антиутопии, которые изменят представление об идеальном мире

Томас Мор в XVI веке создал произведение «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». И хоть сегодня его вспоминают только студенты-филологи, именно Мор подарил нам два литературных жанра: утопию и антиутопию. В утопическом мире перед нами предстает картина идеального будущего, в котором все счастливы. Антиутопия же рисует страшные картины, где свобода личности ограничивается государством, а вольнодумие жестоко наказывается.

Айн Рэнд. «Атлант расправил плечи»

Роман, впервые опубликованный в 1957 году, получил много негативных отзывов критиков, но приобрел небывалую популярность у читателей.

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «смерть ивана ильича» для читательского дневника (л. толстой)

Он вошел в список бестселлеров The New York Times через три дня после начала продаж и продержался там больше 5 месяцев. В России «Атлант расправил плечи» стал известен после 2008 года.

И вот уже 11 лет регулярно возглавляет списки бестселлеров деловой литературы.

Изначально Айн Рэнд планировала назвать роман «Забастовка». В основе сюжета переосмысление мифа об атланте, который на плечах держит мир. Рэнд представила его в образе творцов-одиночек, которые своими творениями и поддерживают порядок на земле. Но талантливые энергичные люди сталкиваются с противодействием со стороны бездарного большинства в лице правительства.

Писательница описывает разрушительные последствия построения общества, в котором интересы народа и партии всегда важнее, чем личные. В какой-то мере «Атлант расправил плечи» – роман воспитания. Он учит брать ответственность за свою жизнь и идти к счастью даже наперекор советам со стороны.

А в эпоху соцсетей, где понятие личных границ окончательно размылось, этот навык надо прокачивать на все 100.

Роман-антиутопия, ставший родоначальником жанра. Им вдохновлялись Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли, позже выпустившие свои антиутопии. Действие романа разворачивается в XXXII веке.

Имена и фамилии заменены буквами и цифрами, государство контролирует каждый шаг граждан, даже интимную жизнь. Люди носят одинаковую одежду без различий по половому признаку, живут в идентичных квартирах с одинаковым набором мебели. Роман построен как дневник главного героя – Д-503.

Сознательный гражданин Единого государства в начале, он оказывается замешан в революционном сговоре.

Антиутопия была написана еще в 1920 году, но в Советской России ее не опубликовали. Литературные критики восприняли ее как злую сатиру на социалистическое общество. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась травля, но были и те, кто поддерживал писателя.

Например, Александр Солженицын оценивал «Мы» как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует». Впервые роман был опубликован в 1952 году в Нью-Йорке, а в СССР – только в 1988 году.

Сейчас произведение Евгения Замятина входит в обязательную школьную программу.

Название романа, его терминология и некоторые эпизоды быстро стали нарицательными. История вдохновила музыкантов, режиссеров и даже разработчиков – в стиле «1984» была снята первая реклама Apple Macintosh.

Главный герой романа – Уинстон Смит – живет в Лондоне и работает в Министерстве правды. Хоть он и член партии, в глубине души Смит не разделяет ее идеалы. Чтобы выпустить пар, он ведет дневник, где подробно описывает сомнения. При этом он старается раскрыть коллегу Джулию, которая, как ему кажется, следит за ним.

Во многом этот роман продолжает идеи другой антиутопии Оруэлла, повести «Скотный двор»: преданная революция, опасность ограничения личной свободы, диктатура и полный контроль над обществом.

Культ Старшего Брата, единоличного лидера государства, критики и читатели сравнивают с культом личности Сталина, а главному революционеру романа Эммануэлю Голдстейну Оруэлл придал внешнее сходство с Львом Троцким.

Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»

В обществе Хаксли, казалось бы, нет места боли и печали. С самого рождения каждому человеку внушают, что его место в обществе – самое лучшее, люди обеспечены всеми благами, никто не осудит за свободную любовь.

От грусти и проблем спасет одна таблетка сомы, а люди до самой смерти остаются молодыми и здоровыми. Однако в этом мире нет таких понятий, как любовь, верность и вера, а слова «отец» и «мать» и вовсе считаются грязными ругательствами.

Людей выращивают в инкубаториях, и есть только один человек, рожденный естественным путем, – Дикий, который знает, что такое свобода. Но ему нет места в этом обществе.

Название антиутопии Хаксли взял из трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря». Также многие персонажи романа имеют говорящие имена. Так героиня Ленайна Краун названа в честь Ленина, Фанни Краун – тезка Фанни Каплан, исполнительницы неудачного покушения на Владимира Ильича, Генри Фостер стал пародией на Генри Форда, который в мире Хаксли обрел статус бога.

Аркадий и Борис Стругацкие. «Обитаемый остров»

Действие романа братьев Стругацких происходит в будущем и на другой планете. Молодой землянин Максим Каммерер во время посадки на неизвестную планету терпит крушение. Максим остается невредимым, но корабль восстановить невозможно.

Молодой человек вынужден остаться на планете Саракша, где у него обнаруживается способность к регенерации и невероятная физическая сила. Максим знакомится с бытом Страны Отцов, поддерживает политику Неизвестных Отцов и борется с революционерами-выродками.

Однако позже ему предстоит еще не раз поменять взгляды.

По воспоминаниям Бориса Стругацкого, «Обитаемый остров» подвергся жесткой цензуре. Требовалось убрать намеки на отечественную жизнь, а также русские имена.

Так Максим Ростиславский стал Максимом Каммерером, а Неизвестных Отцов, Папу, Свекра и Шурина переименовали в Огненосных Творцов, Канцлера, Графа и Барона. Всего Стругацким пришлось внести 980 изменений.

Исправленное издание вышло в свет в 1971 году. И только 20 лет спустя Стругацким удалось опубликовать роман в первоначальном виде.

Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»

451 градус по Фаренгейту – температура, при которой горит бумага.

Рэй Брэдбери описывает мир, где письменные издания безжалостно уничтожаются специальными отрядами пожарных, хранение книг становится преступлением, а с пропагандой политических ценностей и промывкой мозгов населению справляется телевидение.

Главный герой Гай Монтэг – один из пожарных, который постепенно разочаровывается в государственной идеологии. Он примыкает к группе маргиналов, которые заучивают книжные тексты наизусть, чтобы передать знания потомкам.

Люди нового общества, который описал Брэдбери, потеряли связь друг с другом, с природой, с собственными мыслями. Они заняты только работой, а свободные часы занимают просмотром интерактивного телевидения. Материальное стало главной ценностью, а духовные стремления и поиск знаний преследуются законом. Роман был частично вдохновлен сожжением книг в нацистской Германии.

Маргарет Этвуд. «Рассказ служанки»

Действие антиутопического романа канадской писательницы происходит в фантастической версии Новой Англии. Республика Галаад – жестокое кастовое общество, где к власти пришли христианские радикалы. Главная героиня – Фредова, служанка. У нее нет собственного имени, ее называют по имени человека, которому она принадлежит. Главная задача Фредовой – зачать и выносить ребенка для семьи Фреда.

Его жена, как и жены других высокопоставленных лиц, физически не могут этого сделать. Женщины, хоть и делятся на два сословия – жены и служанки, не имеют прав в этом обществе. Власть принадлежит мужчинам, которые свободно распоряжаются телами, делами и даже именами женщин. Служанки не умеют читать и писать, не имеют права работать и менять семью, даже покупки они совершают под присмотром.

Маргарет Этвуд не считает свою книгу научной фантастикой. Во время написания романа писательница подмечала тенденции, которые уже происходили в Америке 1980-х годов, и намерено доводила их до логического завершения.

В 2017 году вышел сериал «Рассказ служанки». Первый сезон базируется на книге, а второй – волное продолжение сценаристов. В июне 2019-го выходит третий сезон.

Этвуд выступила в роли консультирующего продюсера и появилась в камео.

Сьюзен Коллинз. «Голодные игры»

Трилогия американской писательницы стала одной из самых популярных антиутопий современности. Первые два романа – «Голодные игры» и «И вспыхнет пламя» – два года находились в списке самых продаваемых книг в США. В основе сюжета – постапокалиптический мир.

После неизвестной катастрофы на месте современной Северной Америки образовалось государство Панем. В центре – столица Капитолий, а вокруг – 12 дистриктов, которые снабжают столицу необходимым. Раньше дистриктов было 13, но после восстания последний уничтожили.

В память о неудачном бунте Капитолий устраивает ежегодное развлекательное шоу – Голодные игры.

В нем участвуют по два жителя из каждого дистрикта от 12 до 18 лет. Они становятся трибутами, чья единственная цель – выжить на шоу.

На игры добровольно вызывается главная героиня трилогии Китнисс Эвердин – так она спасает младшую сестру, на которую выпал жребий. В результате девушка не только выживает, но и меняет правила Игр, а также становится символом сопротивления.

В 2012 году вышел первый фильм по роману, а в 2014-м исполнительницу главной роли Дженнифер Лоуренс признали самой влиятельной актрисой в мире.

События этого антиутопического романа происходят рядом. После некоего катаклизма, именуемого в романе «взрыв», на месте нынешней Москвы образуется новое государство. Люди, животные и растения мутировали. Прежнюю культуру хранят только те, кто пережил взрыв. Их называют «прежними». Главный герой Бенедикт проходит путь от простого служащего до руководителя города.

Кысь, давшая название роману, в книге только упоминается, но не показывается. Это некое страшное существо, воплощение всех страхов жителей. По легендам, она невидима и обитает в дремучих северных лесах. Особенностью романа стал и язык. Герои разговаривают на карикатурном диалекте, в котором встречаются как просторечья и ненормативная лексика, так и старинные возвышенные выражения.

15 увлекательных книг-антиутопий, о которых вы могли не знать – Лайфхакер

Группа мальчишек в результате авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Постепенно ребята делятся на два лагеря. Первый строит шалаши и разводит костёр, который спасатели смогут заметить с воздуха. Второй охотится на диких свиней и постепенно всё больше переходит к дикарскому образу жизни с поклонением некому Зверю, по слухам, обитающему на острове.

Испытание свободной бесконтрольной жизнью выдерживают не все дети. К моменту, когда спасатели находят их, обе группы претерпевают необратимые изменения.

Роман, задуманный автором как ироническое повествование, стал культовым для многих поколений.

Уильям Голдинг предоставляет каждому читателю возможность задуматься об истоках зла и моральной деградации: стоит ли винить в упадке какие-то высшие силы или мы сами несём в себе импульс разрушения?

Купить книгу

2. «Колыбель для кошки», Курт Воннегут

Что сделают люди, если в их руки попадёт необыкновенно мощное оружие? Разумеется, попытаются стереть человечество с лица земли, попутно оправдывая себя всем, чем только смогут: от религии до мировой несправедливости. Чисто как дети, играющие в старинную верёвочную игру «Колыбель для кошки». Вот и герои романа Курта Воннегута носятся с опасным веществом «лёд-девять», которое на свою голову изобрёл учёный Феликс Хоннокер.

Курт Воннегут написал изящную и очень весёлую (на первый взгляд) историю человеческой глупости. В главных героях легко угадываются знаменитые тираны прошлого столетия. По прочтении романа вы зададитесь резонным вопросом: сможем ли мы сделать соответствующие выводы и избежать подобного в будущем?

Читайте также:  Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк», плюс отзыв для читательского дневника

Купить книгу

3. «Машина времени», Герберт Уэллс

Герберт Уэллс описывает классическую антиутопию: деградировавшее общество будущего, в котором неравенство приняло чудовищные формы. Праздные элои, бывшая знать и элита, достигли апогея гедонизма, в то время как их антагонисты морлоки, потомки рабочих, вынуждены жить под землёй как животные. Дальше больше, о чём и повествует автор устами главного героя, Путешественника во Времени.

Роман издан в 1895 году, но с того момента ни на йоту не потерял актуальности. Наоборот, мы, жители XXI века, находим всё больше общего в современной жизни с тем, что описал Герберт Уэллс.

Купить книгу

4. «Приглашение на казнь», Владимир Набоков

Этот роман был опубликован на родине Владимира Набокова только через 50 лет после выхода первого зарубежного издания. Главный герой ожидает казни за ужасное преступление — непохожесть на окружающих.

30 лет Цинциннату удавалось искусно маскироваться и скрывать свою подлинную натуру от людей. От казни героя отделяет всего 20 дней.

За это время он переосмысливает жизнь, общается с тюремщиками, родными и даже со своим будущим палачом.

Штампованное счастье, орды одинаковых безликих и совершенно понятных (прозрачных) людей или возможность самореализации и право на уникальность, пусть даже ценой несчастья, — каким должно быть современное и будущее общество? Владимир Набоков оставляет нас наедине с этими вопросами.

Купить книгу

5. «Котлован», Андрей Платонов

Антиутопическую повесть Андрей Платонов написал в 1930 году. При жизни писателя она не была издана и распространялась только самиздатом. Впервые произведение было опубликовано лишь в 1987 году.

Автор жёстко критикует бессмысленность тоталитарного строя СССР: группа строителей роет котлован для первого дома в счастливом будущем всеобщего равенства. Первый постоялец, бездомная девочка Настя, живёт тут же, на стройке.

Из всего имущества у неё два гробика: один для сна, второй для игрушек. Она типичный ребёнок революции, вынужденный отказаться от своего прошлого.

На первый взгляд может показаться, что Андрей Платонов ограничивается беспощадной критикой строя, рисуя мир строителей будущего. На самом деле автор глубоко сочувствует героям. Цель хороша, но, как это часто случалось в истории, подкачали средства. Современный читатель сможет провести собственные аналогии, чтобы убедиться в правильности выбранного нами пути развития.

Купить книгу

6. «Сфера», Дэйв Эггерс

Наступил идеальный хипстерский 1984 год. Блистательные умы поколения объединились в компанию «Сфера», где все друг друга уважают и ценят, а если и критикуют, то очень мягко. Она несёт абсолютное добро и строит мир без преступлений и тайн, ведь открытому и честному человеку нечего скрывать.

Общество без зависти и зла, лайки всем и даром. Больше не нужно стесняться собственной тяги к показушности: мир с удовольствием посмотрит, чем ты занят, что ешь и куда ходишь. Дэйв Эггерс поднимает важные вопросы границ личного пространства.

Забронировать книгу

7. «Футурологический конгресс», Станислав Лем

Конгресс футурологов, специалистов по будущему, в латиноамериканской стране прерван массовыми беспорядками населения, которое больше занимают вопросы настоящего.

Власти не придумывают ничего лучше, как остановить бушующие массы с помощью психотропных средств.

Вскоре всех: и протестующих, и полицию, и самих футурологов — накрывают галлюцинации, да так, что трудно разобраться, где реальность, а где фантазия. Один из учёных оказывается в будущем, в 2039 году.

Станислав Лем один из первых задумался о виртуальной реальности и её влиянии на жизнь людей. Есть мнение, что его идеи стали основой легендарной трилогии «Матрица». Своё отношение к виртуальному миру Лем выразил в концовке романа.

Купить книгу

8. «Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро

Молодая женщина вспоминает детство, проведённое в школе-интернате в антиутопической Великобритании в конце XX века. Никакой лирики, всё очень жёстко: одни люди появляются на свет для того, чтобы стать донорами органов для других.

Героине не повезло, её выращивают как раз с целью последующего использования для донорства. Её и ей подобных называют клонами, и общество не испытывает сантиментов в их отношении. Свобода воли и выбора, мешавшая человечеству на протяжении всей истории, наконец изничтожена.

Нет выбора, нет роптания, есть долг и предназначение.

Британский писатель японского происхождения рассматривает понятные каждому мыслящему человеку вопросы воли и свободы. Пассивность и нежелание решать проблемы социального неравенства могут выйти боком, и не стоит уповать на шанс примкнуть к успешному большинству.

Купить книгу

9. «Улитка на склоне», Аркадий и Борис Стругацкие

Стругацие назвали роман самым значимым произведением и вершиной своего творчества. Есть Лес, есть люди, так или иначе с ним связанные. Одни наблюдают за ним, попивая кефир и получая за это зарплату.

Другие пытаются из него вырваться, погружаясь всё больше. Никто не знает Лес на сто процентов, каждый оценивает его силу и мощь по крохотному кусочку, видимому из окна или случайно попавшему под руки.

Всё есть хаос, всё есть одиночество.

Аркадий и Борис Стругацкие в свойственной им манере не дают нам чётких ответов на вопросы, возникающие по ходу чтения. Одни видят в Лесе мир, другие — самих себя, а третьи уверены, что он олицетворяет политический режим, по сравнению с которым человек — крохотная улитка на склоне горы. Важно одно — по воле авторов маленькая улитка продолжает движение, и в этом её сила.

Купить книгу

10. «Атлант расправил плечи», Айн Рэнд

Опубликованная в конце 50-х годов книга по сей день остаётся бестселлером и с годами, кажется, обретает всё большую актуальность. Айн Рэнд мастерски рисует унылое, беспомощное и гниющее общество тех, кто ни за что не отвечает и ничего не делает.

Здесь всё перевёрнуто с ног на голову: деятельный человек выглядит отщепенцем, а бюрократ-бумагомаратель возводится в ранг бога. Главное — умело переложить ответственность.

В противовес умирающему миру появляется мир созидателей, способных своими руками создать новое общество, полное труда, счастья и удовлетворения от работы.

Айн Рэнд удалось написать действительно философский роман, в котором затрагиваются многие волнующие просвещённые умы темы. Каждое слово выверено, выдолблено в камне: над главной речью Джона Голта, например, писательница работала два года. В итоге получилось пронзительное произведение, которое заставит вас по-другому взглянуть на жизнь.

Купить книгу

11. «Город и звёзды», Артур Кларк

Посреди пустыни на планете Земля расположился древний город Диаспар. Ему больше сотни миллионов лет, он старее самой вечности. Безымянные гении снабдили Диаспар машинами, которые сделали город бессмертным.

Жители мало интересовались делами других поселений. Умные, спокойные, безразличные, они не ведали страхов и никогда не скучали.

Тем непонятнее метания юного Олвина, которого так и тянет сбежать из райского местечка, чтобы узнать, какие страсти бушуют в остальном мире.

Артур Кларк заставляет нас задуматься: так ли мы хотим покоя и удовлетворимся ли мы тихой размеренной жизнью в обеспеченном всем необходимым раю? Автор убеждает читателей, что нет развития без любопытства, жажды познания и стремления увидеть неизведанное. И даже если чрезмерная активность и храбрость приведёт человечество к гибели, что ж, придёт что-то новое, начнётся новый рассвет и новые люди потянутся по тропе, которую уже однажды избрал человек.

Купить книгу

12. S.N.U.F.F, Виктор Пелевин

SNUFF, по Виктору Пелевину, — это Special Newsreel/Universal Feature Film, что можно перевести как «спецвыпуск новостей», те самые свежие новости, показом которых прерываются передачи на телевидении.

Действие антиутопического романа затрагивает две вымышленные страны: одну населяют орки, в другой живут деловые люди.

Жителям Бизантиума, второго государства, живётся, несмотря на их материальное богатство, несладко.

Заводить отношения можно только с лицами старше 46 лет, приходится отчаянно молодиться и вообще искать способы продления вечной красоты и молодости. Многие нашли для себя выход и завели секс-роботов, довольно-таки продвинутых.

Одна из таких «женороботов» втягивает своего владельца, оператора горячих новостей, в лихо закрученную переделку. Виктор Пелевин в свойственной ему непринуждённой манере делает тонкие намёки и проводит прозрачные аллегории с миром, в котором живём мы сегодня.

Зловещая сатира автора непременно отзовётся в сердце каждого вдумчивого читателя.

Купить книгу

13. «Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс

«Труд, насквозь пропитанный болью», — говорил о своём романе Энтони Бёрджесс. Он описал страшный мир, в котором живёт Алекс, главный герой.

Здесь никому нет покоя и никто не защищён от преступных действий Алекса и ему подобных негодяев. Насилие перемежается классической музыкой и оттого выглядит ещё чудовищнее.

В тюрьме, куда вполне ожидаемо попадает главный герой, его пытаются лечить от склонности к агрессии весьма необычными способами.

Для Энтони Бёрджесса заводной апельсин — нечто исковерканное, ненормальное, странное. Вместе с автором мы задумываемся об истоках зла, причинах насилия и нашей молчаливой покорности чужой агрессии.

Купить книгу

14. «Рассказ служанки», Маргарет Этвуд

Для женщин наступили новые «дивные» времена. Они лишились свободы передвижения, вероисповедания, убеждений и права на самостоятельное распоряжение деньгами.

Им запрещается читать, писать, знать правду, много говорить и любить.

Отныне и навсегда их роль сведена к минимуму: фертильные рожают детей от элиты, остальные живут на задворках или следят за хозяйством партийных бонз — тех, кто устал от феминизма и решил установить свои правила.

Главная героиня — Фредова, служанка Фреда, — вспоминает свою былую счастливую жизнь, в которой был муж и любимая дочь. На неё выходит тайное движение, женское подполье, сформированное самыми храбрыми и неравнодушными женщинами.

Маргарет Этвуд намеренно оставляет концовку романа открытой. Для нас это замечательная возможность ещё раз убедиться, что дискриминация по тому или иному признаку — это всегда печально.

Купить книгу

15. «Покорность», Мишель Уэльбек

Пока мы тихо-мирно входим в кризис среднего возраста, строим карьеру, покупаем смартфоны и ставим друзьям лайки, рядом с нами творится история и большая политика.

Левые, правые, центристы — с привычным безразличием мы машем рукой, нам некогда следить за политикой, к тому же мы никому не верим. Не верим, что можем хоть как-то повлиять на жизнь в стране.

Пока с удивлением не обнаруживаем, что новым президентом становится человек умеренных мусульманских взглядов. Именно это происходит с главным героем романа Франсуа, 40-летним парижским профессором литературы.

Мишель Уэльбек предпринял попытку достучаться до сердец современных интеллектуалов. Собственная нарочитая отстранённость от политики, по мнению писателя, может привести к серьёзному социальному краху.

Купить книгу

Ссылка на основную публикацию