Женские образы в «Преступлении и наказании»

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Соня Мармеладова – главная героиня

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью.

Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей.

Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание» глубоко трагичны. Судьба Сони не менее драматична, чем путь Раскольникова, хотя они и являются антиподами.

Мачеха толкает Соню на позорное дело ради того, чтобы прокормить детей. У Сони же было только одно достоинство – миловидная внешность. Она необразованна, не имеет талантов.

Поначалу Соня делает попытки честно трудиться, однако потом ее выгоняют, оставив без жалованья.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Как может быть объяснено поведение Сони?

Наделяя героиню миловидной внешностью, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира. Ее лицо выглядит практически детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов.

Можно ли ходить по краю пропасти так, как это делает она? И может ли человек со здоровым рассудком мыслить таким образом? Возможно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твое положение? На что может надеяться Соня? Все это похоже на признаки человека, который сошел с ума.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще.

Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя.

Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой – заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя.

Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни.

И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.

Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик.

Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить.

Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Катерина Иванова

Катерина Ивановна – также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника – вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.

Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.

Чем тяжела доля героини

Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей.

И этому причина не только повседневные трудности – у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение – это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке.

Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней.

При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот – Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым.

Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М.

Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало.

Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество – доброта.

Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет.

Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна – это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье.

Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей.

Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.

Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы – они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета – нескладная девица достаточно высокого роста.

Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова.

Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.

Женские образы в романе “Преступление и наказание” – сочинение по теме

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Женские образы в Преступлении и наказании

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя. У старушки были даже злые глаза и острый нос, чем-то напоминала ведьму. У Раскольникова она также вызывала ряд отрицательных эмоций, именно поэтому он и пошел на страшное преступление и убил ее.

А вот ее сестра по имени Лизавета была полная противоположность старухи. Она очень скромная, никогда никому не причиняла зла и вреда. Но и она становится жертвой. Вместе с плохим человеком погибает и хороший.

Мать Родиона Раскольникова имеет приятную внешность, она добрая и очень честная. Человек очень мягкий, но несмотря на это никогда не переступит через свои жизненные принципы. Сестра Родиона по имени Дуня, тоже очень хорошая девушка, любит свою семью и ради нее готова практически на все, соглашается даже выйти замуж по расчету.

Соня Мармеладова — молодая худая блондинка с голубыми глазами, зарабатывает на жизнь семьи и собственную, стоя на панели. Порой она очень уступчива, но также и тверды в своих взглядах на жизнь.

Именно она направляет Раскольникова на путь истины и раскаяться в содеянном. Соня очень сильная духом. Она очень добра и прощает всех.

Прощает свою мачеху за искалеченную жизнь, а также Раскольникова за убийство Лизаветы.

Мачеха Сони — Катерина Ивановна, женщина лет тридцати, имеет трех детей. На первый взгляд кажется очень строгой, в какой-то мере даже злой.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Дом с мезонином» (А. П. Чехов)

Но такие отрицательные качества позволяют ей выжить в таком суровом мире. И именно жизнь сделала ее такой. Она выбивалась из сил, чтобы заработать своим родным на кусочек хлеба, даже будучи больной.

Именно это и подталкивает Соню заняться проституцией.

Катерина Ивановна имеет бойкий твердый характер. Она очень умный и образованный человек. Женщина больна чахоткой, и из -за постоянных проблем, ее здоровье еще сильнее ухудшилось. Она любит Соню, хоть и порой бывает с ней жестока, но это все из-за навалившихся на нее бед.

Соня понимает все это и тоже любит свою мачеху и все ей прощает. Также Соня очень любит детей своей мачехи и относится к ним, как к своим родным братьям и сестрам. И также именно и ради детей она начинает заниматься непристойным вещами. Также и дети отвечают взаимностью Соне и любят ее.

Писатель воплотил в Соне Мармеладовой самые лучшие качества человека. Она искренняя, добрая, бескорыстная, сострадательная.

Соня Мармеладова

Ей по праву принадлежит вторая по значимости роль в романе. Именно Соня позволяет Родиону встать на путь истинный, примирить в душе преступника мысль о раскаянии.

Эта бедная девушка остается сильной духом не смотря ни на что, до самого конца не сдается и верит в Бога и в силу искупления.

Чтобы прокормить себя, мачеху и братьев, ей приходится идти на панель, но это не принижает ее образ в глазах читателя, а наоборот, возвышает его. Соня жертвенна, но всегда честна перед собой. Она уступчива, но тверда в своих убеждениях и взглядах на жизнь.

В ней выражается смирение и страдание, честность и жертвенность. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» – заявляет герой, падая в ноги Соне. Достоевский показывает Сонечку Мармеладову как спасение души Родиона Раскольникова.

Популярные сочинения

  • Роль искусства в жизни человека — сочинение-рассуждение Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение
  • Сочинение-описание картины Без вести пропавший 1946 Горского Тема Великой Отечественной войны отразилась не только в литературе, но и в живописи. Многие советские художники посвятили картины этой теме, одним из таких художников был Горский Владимир
  • Сочинение рассуждение на тему Что такое Счастье? На мой взгляд, счастье это не материальная субстанция. Его нельзя потрогать. Счастье – это особое состояние души человека. Хотя для некоторых счастье бывает вполне материальным – крутая машина или мотоцикл,

Мать и сестра Родиона

Семья для Раскольникова играет важную роль. Он любит мать и сестру, но не может с ними сосуществовать. После убийства он отделяет себя от всего мира, проводит черту меду собой и семьей. Мать Родиона Пульхерия Александровна – мудрая и честная женщина.

Ее внешность описана Достоевским приятной, а сама героиня несмотря на свою мягкость никогда не поступится своими жизненными принципами. Не выдержав беды, произошедшей с сыном, Пульхерия Александровна сходит с ума и умирает. Дуня тоже вызывает у читателя положительные эмоции.

Она готова ради семьи на все, соглашается даже выйти замуж по расчету и терпеть всю жизнь унижения, но сама ее натура противоречит этому – достоинство занимает в ее душе не последнее место.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Женщины занимают значимое место в творчестве легендарного русского писателя Ф.М. Достоевского. Во всех его известных произведениях присутствуют глубокие и яркие женские персонажи. Не обошёлся без них и роман «Преступление и наказание».

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова — сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живёт лишь ради своих близких. Желая обеспечить будущее своему брату, она жила в бедности и упорно работала, чтобы достать деньги, необходимые для его обучения в университете.

Прожив трудную жизнь и пережив множество унижений, девушка, наконец, соглашается выйти замуж за нелюбимого ею Лужина. Прекрасно осознавая всю низость и пошлость своего жениха, она, тем не менее, безропотно готова взвалить на себя эту ношу и отказаться от всего, лишь бы он помог её брату.

По такому же пути идёт и её мать — Пульхерия Раскольникова, для которой имеет значение лишь её дорогой сын. В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены.

Они получают много денег по завещанию, а Дуня расторгает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Пожалуй, самым любимым персонажем Достоевского является проститутка Софья Мармеладова. Глядя на то, как голодает её семья, она безропотно пошла на панель, чтобы прокормить их, прекрасно зная, что, переступив грань, которая отделяет её от других «порядочных» людей, она навсегда заклеймит себя «падшей женщиной». Но всё равно не отступила.

Совершив великую жертву ради людей, которые даже не были её единокровной роднёй, Соня опустилась на самое дно общества. Но даже в таком положении она сумела сохранить в себе всё человеческое. Опустившись по социальной лестнице, морально она осталась выше всех.

Опираясь на свою неисчерпаемую веру в Бога и добро, героиня продолжает надеяться на то, что её страдания и страдания её близких когда-нибудь закончатся. Не случайно именно её Достоевский назначает спасительницей Раскольникова.

Когда тот сознаётся ей в своём преступлении, она направляет его по пути признания и покаяния, неотступно следует за ним в Сибирь и уже там, несмотря на все трудности, продолжает наставлять его, что в итоге приводит Родиона к духовному перерождению и отречению от своей бесчеловечной теории.

Зеркальной противоположностью Сони кажется Катерина Ивановна Мармеладова. Дворянка по происхождению, она была вынуждена выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Живя в нищете, каждую секунду заботясь о куске хлеба, Катерина Ивановна не способна смириться со своей судьбой.

Движимая гордостью, она часто конфликтует с окружающими, отталкивая от себя людей и осложняя всем жизнь. Постепенно он разрушает сама себя, двигаясь к безумию. Именно она сказанной в гневе фразой толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит своих родных и даже радуется смерти мужа, как избавлению от лишнего рта.

Но за внешней грубостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаявшаяся женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, которые обречены на безрадостное существование, она же, несмотря на все несчастья, которые принёс ей Мармеладов, ухаживает за ним до самой смерти.

В конце концов, не в силах выдержать душевные муки, Мармеладова повреждается рассудком, а после умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни.

Больше всего Достоевский, стоявший на позициях православного христианства, восхвалял в женщинах искренность и жертвенность, которые в полной мере продемонстрировали Дуня и Соня.

Михаил Щепин Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Катерина Ивановна

Строгая и жесткая женщина, которая болеет чахоткой, но не способна признаться в слабости даже сама себе. Такой ее сделала эпоха.

На первый взгляд она кажется слишком строгой и даже немного злой, но в последствии читатель понимает, что эти качества присущи Катерине Ивановне из-за того, что ей приходится выживать в таком суровом мире, нести ответственность за детей, принимать помощь от Сони.

Она ненавидит себя за то, но выливается все в строгость и склочность ее характера. Катерина Ивановна скоропостижно умирает от чахотки, после чего Соня.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М.

Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало.

Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество – доброта.

Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет.

Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Старуха-процентщица

По теории Раскольникова именно она относится к категории «тварей дрожащих», которых можно и убить ради блага человечества. Она богата, и это играет свою роль в принятии Раскольниковым решения об убийстве.

Вот только потом Родион понимает, что человек – не вошь. «Я не старуху убил, я себя убил». Алена Ивановна становится не просто жертвой преступления, но камнем преткновения всей страшной теории Раскольнкова.

Больше всего в женских персонажах Достоевский ценил жертвенность и искренность. В полной мере они выразились именно в портретах Дуни и Сони. Примечательно, что именно эти персонажи остаются живыми к концу произведения.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Женские образы в романе «Преступление и наказание», выделить основные черты героинь, подчеркнуть их главные особенности и влияние на судьбу Раскольникова.

Персонажи

Роман «Преступление и наказание» — это не просто художественное произведение. Ф. Достоевский точными мазками рисует портрет эпохи, ее основных представителей. Они участвуют в судьбе главного героя, влияют на нее, оставляют свой отпечаток на его личности.

Читайте также:  Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Героиней, которая воздействует на Родиона в большей степени, является Соня Мармеладова. Ей всего восемнадцать лет, но судьба довольно жестоко обошлась с девушкой.

Чтобы содержать саму себя, пьющего отца и маленьких сестер и братьев, Соня вынуждена заниматься «грязным» ремеслом. Но никакая грязь не могла запачкать ее светлую душу. Соня много говорит о Боге, о раскаянии.

Она следует за своим любимым, принимая его судьбу. В ее образе само чистосердечие и бескорыстие.

Старухе-процентщице, ставшей жертвой главного героя 60 лет. У Алены Ивановны нет фамилии, возможно, это средство создания собирательного образа. Самой главной ее чертой можно назвать алчность.

Ведь процентщица выкупает у нуждающихся людей дорогие их сердцу вещи за треть от их настоящей стоимости, на чем и делает свое огромное состояние. Если выплата просрочена хотя бы на день, то никакие просьбы не могут заставить ее войти в положение.

Автор называет ее «ведьмой», потому что в крошечном сухом теле скрывается огромная злоба. Процентщица не жалеет людей, которые приходят к ней. Она видит в них только источник дохода.

Лизавета — младшая сестра Алены Ивановны, живущая у нее в доме в качестве служанки. Она безропотно переносит все жестокие выходки и бесконечные понукания старшей сестры. Однажды Алена Ивановна даже укусила ее за палец так сильно, что его чуть не пришлось удалять.

Лизавета страдает слабоумием, внешне она непривлекательна: высокая, нескладная. Но автор отмечает ее добрые глаза и улыбку. Помимо помощи сестре по дому, девушка работает: прачкой, уборщицей, торговкой. Все заработанные деньги, конечно, уходят старшей сестре.

Лизавета становится случайной жертвой Раскольникова.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, характеризуется, прежде всего, огромной любовью к своим детям. Как любая мать, она желает им самого лучшего, но дать может немногое. После смерти мужа она получает пенсию всего в 120 рублей, большую часть из которых тратит на то, чтобы Родион учился в университете.

Дуняша — родная сестра Раскольникова. Она красива и скромна. Дуня работает гувернанткой у богатых хозяев, которые пилят ее по любым мелочам. Но это не может ее сломать. Пытаясь помочь семье выбраться из нищеты, Авдотья собирается на брак по расчету. Но, к счастью, ей вовремя удается распознать в женихе непорядочного человека.

Все женщины, окружающие Раскольникова, так или иначе участвуют в событиях, вызвавших переломные моменты в его судьбе. Очевидно, что больше всего автор ценит в женских персонажах искренность, готовность к самопожертвованию, способность сопереживать. А такие качества, как расчетливость, проявление гнева, стремление к выгоде считаются присущими отрицательным персонажам.

Другие сочинения: ← Тема родины в Слове о полку Игореве↑ ДругиеГерои сказки Маленький принц →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

Лизавета

Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец.

Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает.

Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой.

Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Женские образы в Преступлении и наказании Достоевского

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Женские образы в Преступлении и наказании

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя. У старушки были даже злые глаза и острый нос, чем-то напоминала ведьму. У Раскольникова она также вызывала ряд отрицательных эмоций, именно поэтому он и пошел на страшное преступление и убил ее.

А вот ее сестра по имени Лизавета была полная противоположность старухи. Она очень скромная, никогда никому не причиняла зла и вреда. Но и она становится жертвой. Вместе с плохим человеком погибает и хороший.

Мать Родиона Раскольникова имеет приятную внешность, она добрая и очень честная. Человек очень мягкий, но несмотря на это никогда не переступит через свои жизненные принципы. Сестра Родиона по имени Дуня, тоже очень хорошая девушка, любит свою семью и ради нее готова практически на все, соглашается даже выйти замуж по расчету.

Соня Мармеладова — молодая худая блондинка с голубыми глазами, зарабатывает на жизнь семьи и собственную, стоя на панели. Порой она очень уступчива, но также и тверды в своих взглядах на жизнь.

Именно она направляет Раскольникова на путь истины и раскаяться в содеянном. Соня очень сильная духом. Она очень добра и прощает всех.

Прощает свою мачеху за искалеченную жизнь, а также Раскольникова за убийство Лизаветы.

Мачеха Сони — Катерина Ивановна, женщина лет тридцати, имеет трех детей. На первый взгляд кажется очень строгой, в какой-то мере даже злой.

Но такие отрицательные качества позволяют ей выжить в таком суровом мире. И именно жизнь сделала ее такой. Она выбивалась из сил, чтобы заработать своим родным на кусочек хлеба, даже будучи больной.

Именно это и подталкивает Соню заняться проституцией.

  Евгений Носов – писатель, художник, мастер на все руки

Катерина Ивановна имеет бойкий твердый характер. Она очень умный и образованный человек. Женщина больна чахоткой, и из -за постоянных проблем, ее здоровье еще сильнее ухудшилось.

Она любит Соню, хоть и порой бывает с ней жестока, но это все из-за навалившихся на нее бед. Соня понимает все это и тоже любит свою мачеху и все ей прощает. Также Соня очень любит детей своей мачехи и относится к ним, как к своим родным братьям и сестрам.

И также именно и ради детей она начинает заниматься непристойным вещами. Также и дети отвечают взаимностью Соне и любят ее.

Писатель воплотил в Соне Мармеладовой самые лучшие качества человека. Она искренняя, добрая, бескорыстная, сострадательная.

Сочинение 3

Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» по праву можно назвать не только художественным, но и историческим произведением. Автор настолько реалистично описывает особенности той эпохи, что невольно заставляет читателя с головой окунуться в сюжет и глубоко прочувствовать все нюансы в отношениях между людьми того времени.

Одна из главных героинь романа – это Софья Семёновна Мармеладова. Хрупкая блондинка с голубыми глазами отличается своей скромностью и нерешительностью.

Она не обладает никакими особыми талантами, но ради своей семьи готова к самопожертвованию.

Чтобы хоть как-то вытащить своих родных из нищеты, восемнадцатилетняя девушка вынуждена пойти «на панель» и заниматься этим унизительным ремеслом, потому что она просто не видит иного выхода из плачевной ситуации.

Но грязная работа не приносит никакого результата. Её отец и мачеха умирают, детей увозят в приют для сирот, а сама Соня следует за Раскольниковым, отдает ему всю себя и безумно счастлива только от того, что находится рядом с любимым человеком. И все испытания, которые довелось пережить Соне, не смогли испоганить её чистую душу и доброе сердце.

Немаловажную роль в романе играет шестидесятилетняя Алена Ивановна. Эта старуха сколотила себе внушительное состояние на чужом горе.

Схема её обогащения проста: она берет за ничтожную сумму у людей ценные вещи, устанавливая свой процент и если человек просрочил с выплатой, пиши – пропало. Старуха очень алчная и жестокая женщина, что абсолютно не сочетается с её внешним видом.

Страдающая чахоткой Алена Ивановна, маленькая и тщедушная, не знающая, что такое сострадание и милосердие.

Младшая сестра старухи, Лизавета, исполняет роль служанки в доме процентщицы. Несмотря на свою нескладную внешность и всякое отсутствие красоты, женщина отличается трудолюбием. Лизавета страдает слабоумием и часто оказывается жертвой развратных мужчин. Она постоянно оказывается в «интересном положении» и Бог знает, чем оканчиваются все ее беременности, потому что детей у нее нет.

Мать и сестра Раскольникова. Обеих героинь объединяет безмерная любовь к сыну и брату. Мать согласна прозябать в нищете, чтобы только он получил хорошее образование и сделал карьеру. После ареста Родиона она впадает в такое отчаянье, что теряет рассудок и умирает.

Младшая сестра Раскольникова, Дуня, красивая и благородная девушка, по расчету выходит замуж, преследуя одну цель – выбраться из нищеты и вытащить оттуда свою семью.

Дуня, работая гувернанткой, часто терпит от своих хозяев обиды и унижения, но при этом гордость и чувство собственного достоинства она никогда не теряет и будучи смелой девушкой, может постоять за себя.

Автор сравнивает её с ангелочком, который во всей этой грязи умудрился сохранить в чистоте свою красивую душу.

Читайте также:  Краткая биография Рэя Брэдбери

Сочинение: Женские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(435 слов) Роль женских образов в романе «Преступление и наказание» невероятно велика. Каждая женщина появляется в книге со своей личной трагедией, переживаниями и судьбой; в то же время героини играют важнейшую роль в развитии характера самого Раскольникова.

Начать, конечно, стоит с образа Сони Мармеладовой, идейного антипода Раскольникова. В ней воплощён излюбленный приём Достоевского – оксюморонное совмещение противоположностей в одном характере. Соня – целомудренная блудница.

Своей всепоглощающей любовью она помогла Раскольникову выбраться из перманентного состояния нравственных мучений, прийти к Богу. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги» — так описывает Достоевский их встречу. Мотив «переступления», лёгший в основу романа, отражён и в характере Сони.

Она, в отличие от Родиона Раскольникова, «переступившего через всех», «переступила через себя», полностью пожертвовала собой, чтоб помочь загибающейся от нищеты Катерине Ивановне.

Катерина Ивановна – не менее важный персонаж в романе. Невероятно сложные жизненные испытания, пережитые ее, детально описаны Достоевским. Смерть мужа, брак по расчету с Мармеладовым, глубокая нищета, смерть второго мужа – все это привело Катерину сначала к сумасшествию, а затем к смерти.

Она та самая «униженная и оскорбленная», герой, которому Достоевский всегда уделяет особое внимание. Говоря о ее роли в развитии персонажа Раскольникова, стоит упомянуть случай после смерти Мармеладова, когда Родион отдаёт все последние деньги бедной вдове.

Это пример доказывает сострадание, благородство главного героя, опять мы видим совмещение несовместимого в одном персонаже — «благородный убийца».

Пульхерия Александровна и Дуня – семья Раскольникова. Дуне так же выпадает «Сонечкин жребий», она должна переступить через себя, обрекая себя на несчастливую жизнь с мужем во имя спасения брата.

Пульхерия Александровна воплотила в себе все черты любящей матери, готовой пожертвовать всем ради своего сына.

Их роль немаловажна – вокруг них строится сюжетная линия с Лужиным, эмоции Пульхерии Андреевны вызывают сочувствие читателя, и, что самое важное — одной из первых мотивировок Раскольникова совершить преступление является помощь сестре и матери.

Также стоит упомянуть образы старухи-процентщицы и Лизаветы. Образ старухи выведен максимально неприятно — «Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку». Аллитерация на «С» усиливает ощущения непривлекательности старухи. Она не вызывает никого сочувствия ни у автора, ни у читателя.

Со старухой и Лизаветой связана одна любопытная деталь: Раскольников убивает старуху обухом топора так, что лезвие направлено на него. Это некий намёк, что таким образом он убьёт себя, пострадает больше, чем старушонка.

Лизавету же он убивает остриём топора, как бы отводя удар от себя. И действительно, Лизавета сыграет немалую роль в преодолении Раскольниковым моральных мучений.

Именно по её Евангелию Соня будет читать Родиону о воскрешении Лазаря.

  Сочинение на тему в чем смысл финала пьесы горького на дне

  • Таким образом, мы рассмотрели все наиболее значимыми женские образы в романе «Преступление и наказание» и доказали, что они существует не только, как отдельные персонажи, но ещё и играют роль в развитии характера, судьбы главного героя.
  • Многомудрый Литрекон любит конструктивную критику, поэтому о недостатках этого краткого сочинения-рассуждения сообщите, пожалуйста, в х.
  • Анастасия Чернышева

Пульхерия Александровна

Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе «Преступление и наказание», краткое содержание которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них — Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам – ей 43 года.

Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: «Ты наше все, вся надежда, упование наше». В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь.

Пульхерия Александровна – любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.

Вариант 2

Роман Ф.М. Достоевского несет не только литературную, но и историческую ценность. В нем отражена часть той эпохи, в которой некогда жил автор. Образы женщин в романе – его неотъемлемая часть. Героини не просто взаимодействуют с Родионом, они побуждают его меняться, расти как личность.

Особенно это касается его любимой — Сони Мармеладовой. Девушка, видя тяжелое положение семьи, пожертвовала своими моральными принципами ради денег. Но даже торгуя своим телом, Соня до последнего сохраняет в себе лучшие человеческие качества.

В романе ей отведена роль спасительницы Родиона. Она становится для него своего рода духовным наставником, ведущим героя к признанию своей вины, к покаянию. Софья следует за ним, несмотря на трудности и приводит его к духовному преображению.

Такое же отношение демонстрирует и сестра главного героя — Дуня. Самоотверженная девушка терпит любые тяготы ради безоблачного будущего брата. Она соглашалась выйти замуж по расчету за ужасного Лужина, в надежде помочь Родиону. За долгие страдания Дуня оказалась щедро вознаграждена по завещанию.

Мать Родиона – Пульхерия Александровна, изо всех сил старается помочь сыну получить образование. Она вышивает и вяжет вещи на продажу, сама же живет в крайней нищете. Арест сына сводит бедную женщину с ума и позже она умирает.

Жена Мармеладова Катерина — разительно отличается от своей падчерицы. Дворянка Катерина вынужденно вышла замуж за бедняка и никак не может смириться с этой участью.

Она беспрестанно тиранит семью и ссорится со всеми, постепенно разрушая себя. В глубине души она очень любит свою семью, но несчастное положение доводит ее до крайнего отчаяния.

Ее смерть не что иное, как бессилие под ударами судьбы.

Процентщица Алена Ивановна – маленькая, тщедушная старушка, она больна чахоткой. При этом процентщица неимоверно алчная и бессердечная. Условия ее «домашнего ломбарда» разумеется, выгодны только ей. Для Родиона старуха становится удобной мишенью, при помощи которой он хочет доказать свою теорию о человеке.

7 стр., 3385 слов

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление …

… духовная чистота Мармеладовой. Соня ни о ком не говорит плохо. Почему раскольников вернулся в контору увидев соню? Сочинения к варианту досрочного ЕГЭ по литературе. 2021 год. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/pochemu-uvidev-sonyu-raskolnikov-vernulsya-v-kontoru/ Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору? Сочинения для ЕГЭ по …

Угнетенная сестра процентщицы – Лизавета, работящая женщина, заботливо ухаживает за старухой, а в награду за это получает только старый хлам. Раскольников не планировал убивать ее, однако смерть принесла ей долгожданное освобождение.

Марфа Петровна – любящая жена, готовая на все ради супруга, терпит унижения Свидригайлова. Образ импульсивной Марфы интересен тем, что она при всех странностях умеет признавать свои ошибки и быть прекрасной матерью и хозяйкой.

  “Песнь о Нибелунгах” – краткое содержание германского эпоса

Анализируя женские образы, несложно понять, что автор ценил в женщинах искренность, стойкость и способность идти на жертвы.

Катерина Ивановна

Строгая и жесткая женщина, которая болеет чахоткой, но не способна признаться в слабости даже сама себе. Такой ее сделала эпоха.

На первый взгляд она кажется слишком строгой и даже немного злой, но в последствии читатель понимает, что эти качества присущи Катерине Ивановне из-за того, что ей приходится выживать в таком суровом мире, нести ответственность за детей, принимать помощь от Сони.

Она ненавидит себя за то, но выливается все в строгость и склочность ее характера. Катерина Ивановна скоропостижно умирает от чахотки, после чего Соня.

Дуня

Мать Родиона и его сестра — женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевского, которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя.

Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование.

Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.

Соня Мармеладова

Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям.

Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души.

Безусловно, это говорит о том, что перед нами сильная личность.

Всепрощение, смирение, самопожертвование – таковы основные черты, свойственные этой героине. Девушка живет согласно канонам и обычаям христианства, что пытается привить впоследствии и Родиону, который потерял свой внутренний стержень.

Нужно заметить, что именно влияние этой девушки помогает Раскольникову познать себя, найти путь в жизни, обрести веру в будущее.

Соня испытывает сильное чувство любви к этому герою, поэтому она не оставила его, когда Раскольников оказался в плену своих тревог и переживаний.

Достоевский в образе Сони создал антипод Родиону Раскольникову и его теории. Жизненная позиция этой героини отражает взгляды писателя, его веру в справедливость, добро, смирение, всепрощение, но прежде всего в то, что любой человек достоин любви, каким бы он ни был.

Ссылка на основную публикацию