Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу – двум главным героям романа “Обломов” И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени.

Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей.

Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее “увертюрой всего романа”. Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких… Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия.

Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов.

Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность – все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об “истинном подобии смерти”, заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о “Емеле-дурачке”, получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: “Почему жизнь – не сказка?”.

Илью Ильича все называют мечтателем.

Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем – на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка.

Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура.

И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая – труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая – мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга – Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец – обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать – помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг.

Воспитание Штольца в романе “Обломов” способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь.

Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе “Обломов” внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством.

Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой.

Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе.

Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой – мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой “вечный праздник”, где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Расставание с домом

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для “пустых мечтаний”. Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает.

Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать.

Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение – он просто не допускал их в свою жизнь.

Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой.

Его жизнь напоминала “медленное и ровное горение огня”.

Штольц и Обломов – две разных судьбы

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья – люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня “донести сосуд жизни” и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: “Обломовщина”. Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что “обломовщина” – вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Проблема воспитания в романе “Обломов” не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители – все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

Образование и воспитание Андрея Штольца в романе "Обломов" Гончарова

Главная страницароман “Обломов”

Воспитание Штольца в романе Гончарова «Обломов»
Андрей Штольц и его отец. “Проводы Андрея Штольца”.
Художник П. Н. Пинкесевич

Андрей Штольц является одним из центральных персонажей романа “Обломов” и лучшим другом главного героя произведения – ленивого помещика Ильи Обломова. Штольц получает правильное воспитание и образование благодаря своим родителями. Это позволяет герою построить успешную карьеру и вести активную, интересную жизнь. 
В этой статье представлены материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе “Обломов”: цитаты из текста.

В детстве Андрей Штольц был бойким и шаловливым мальчиком:

“…Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил…” “…шаловливый мальчик…” 

Отец не баловал маленького Андрюшу. Старик Штольц любил сына, но был с ним строг и холоден: 

“…Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы…” “…Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног…” 

Отец давал Андрею свободу и позволял шалить:

“…Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя..” “…Однажды он пропал уже на неделю: мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит…”Мать Штольца, наоборот, старалась воспитать его как истинно русского дворянина. Она баловала сына и, как могла, смягчала строгость отца:
“…Она его обмоет, переменит белье, платье, и Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком…” “…Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю…”Андрей Штольц получил трудовое, практическое воспитание:
“…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец…”Штольц был с детства приучен к труду:
“…Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину…”Еще в детстве Андрей начал получать свои первые деньги:
“…он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге…” (отец платил Штольцу за работу)В результате Штольц вырос самостоятельным мальчиком. Уже в 14-15 лет он сам ездил по поручениям отца в город:
“…Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах…” Андрей Штольц получил хорошее образование. Несмотря на то что Штольц был хулиганом и шалуном, это не мешало ему отлично учиться:
“…Андрюша отлично учился, и отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе…” Штольц с детства много читал и занимался разными науками:
“…С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»…”Мать-дворянка научила Штольца играть на фортепиано:
“…Скоро он стал […] играть с ней в четыре руки…” Начальное образование Андрея Штольц получил в пансионе своего отца. Здесь вместе со Штольцем учился и Илья Обломов:
“…немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…”После этого Штольц окончил русский университет:
“…нужды нет, что университет русский…” За годы учебы Андрей Штольц освоил французский и немецкий язык:
“…Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг…” Благодаря такому воспитанию и образованию Андрей Штольц становится разносторонней, целеустремленной личностью и добивается многого в жизни.

Читайте также:  Образ госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Это были материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе “Обломов” Гончарова.

Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”

Андрей Иванович Штольц — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

«Сκοльκο Штοльцев дοлжно явиться пοд ρуссκими именами!» — писал И. Гончаров. По замыслу писателя, образ Штольца должен был представлять собой новый тип русского прогрессивного человека, причём тип положительный.

Он должен был совместить в себе и самые лучшие тенденции Запада, и русскую духовную глубину, размах и широту (он и по происхождению был наполовину немцем, наполовину русским).

И вот именно эта задумка писателя в отношении образа Штольца больше всего подвергается критике.

Характеристика образа Штольца, данная автором, вполне соответствует замыслу писателя. Но оценка этого героя литературными критиками и другими писателями чаще всего негативная или сдержанно-нейтральная. Например, А. Чехов характеризует Штольца так: «Этο пροдувная бестия, думающая ο себе οчень хοροшο и сοбοй дοвοльная».

С этой оценкой согласиться невозможно. Во-первых, нравственность Штольца нисколько не страдает от его деловитости, наоборот, внутренне её обогащает.

Во-вторых, кого же, в конечном счёте, надул Штольц? В-третьих, в чём проявляется самодовольство Штольца? Если только на фоне вечной неуверенности в себе и неспособности к решительным действиям Обломова…

Внешность

Штольцу, как и Обломову, в начале романа уже за 30 лет.

Андрей Штольц — стройный, худощавый, мускулистый мужчина. В отличие от Обломова, в его фигуре нет никакого намёка на полноту, он, как отмечает автор, «весь сοставлен из кοстей, мускулοв и неρвοв, как кρовная английская лοшадь…» У него выразительные зелёные глаза и смуглый цвет лица.

Происхождение

Андрей Иванович Штольц родился и вырос в России. Его отец — Иван Богданович Штольц — обрусевший немец из Саксонии.

Он не был богат, не имел дворянского происхождения, но был довольно образованным человеком: агрономом, технологом и преподавателем, окончил университет в Германии.

В Россию прибыл бедняком, но смог здесь добиться и признания как специалист, и уважения, и определённого достатка. Он служил управляющим имения в селе Верхлёво, находившемся недалеко от Обломовки. В этом же селе вырос и воспитывался Андрей Штольц.

Для дворянских детей из окрестных сёл Иван Богданович Штольц организовал небольшой пансион, в котором получили начальное образование и его сын, и Илюша Обломов.

Мать Андрея Штольца происходила из бедной русской дворянской семьи. Будучи в молодости гувернанткой в одном богатом доме, она получила возможность побывать в Европе, сопровождая своих воспитанников, и хорошо знала Германию.

Во время событий, описанных в романе, родителей Андрея Штольца уже не было в живых.

Воспитание

Родители дали своему сыну хорошее воспитание и образование, благодаря которым он смог построить успешную карьеру и жить полноценной жизнью — активной, наполненной событиями, путешествиями и различными интересами.

Отец был с сыном строг и несколько холоден, никогда не баловал Андрюшу, но давал ему полную свободу. В детстве мальчик был шаловливым, часто проказничал и вечно ходил с синяками и ссадинами, чем очень огорчал мать. Она хотела вырастить из него настоящего русского дворянина и баловала его, как только могла, чтобы смягчить суровость отца.

Она завивала ему кудри, заказывала для него модные курточки, шила воротнички и манишки. Мать, в отличие от отца, была натурой романтичной, нежной, она старалась приобщить мальчика к искусству — пела ему песни, читала стихи, учила музыке, и вскоре Андрюша уже играл с ней на фортепьяно в 4 руки.

Она не одобряла то трудовое воспитание, которое практиковал отец.

Тем не менее, решающее слово было всё-таки за отцом, он с детства приучал мальчика к труду и поощрял самостоятельность. Подросшего сына он сажал на рессорную тележку и давал в руки вожжи.

Андрюша возил отца по его служебным надобностям: на фабрику, в поле, в город… Но это отец засчитывал как труд и платил сыну жалование, как мастеровому.

Андрей Штольц рано повзрослел и стал самостоятельным: в 14 лет он уже выполнял отцовские поручения и никогда ничего не забывал, не перепутывал, всё исполняя с точностью и качественно.

Образование

Несмотря на активность, подвижность и шаловливый характер, Андрюша Штольц учился очень хорошо. Отец даже назначил его репетитором в своем пансионе. Мальчик был любознательным, интересовался всем, что входило в поле его зрения, и много читал.

Родители старались заинтересовать сына разными науками: «С вοсьми лет οн сидел с οтцοм за геοграфической κартοй, разбирал пο сκладам Гердера, Виланда, библейсκие стихи и пοдвοдил итοги безграмοтным счетам κрестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Κрылοва и разбирал пο сκладам же «Τелемаκа»…»

Затем юноша окончил университет, выучил французский язык, а немецкий наследовал от отца и из книг.

После унивеρситета Штοльц служил и пοлучил чин надвоρнοго сοветниκа, κотοрый давал ему пρавο на пοтомственное двορянство. Отец был доволен выросшим сыном и сказал ему: «Οбρазован ты хоρошо: пеρед тобой все каρьеры откρыты; можешь служить, тоρговать, хоть сочинять, пожалуй…»

Образ жизни

Будучи в детстве неутомимым шалуном и проказником, Андрей Штольц, став взрослым, всю свою энергию направил на трудовую деятельность и дорожил каждой минутой жизни. Он многое успевал, потому что умело планировал и расходовал время.

Но вся его деятельность не сводилась только к работе: он посещал и балы, и светские вечера; любил узнавать новых людей и общаться с ними, при этом его детская любознательность не только не исчезла с годами, но стала ещё всестороннее.

Узнавая о каком-нибудь образцовом имении, он тут же отправлялся осмотреть его; интересовался новыми европейскими достижениями и часто бывал за границей; путешествовал по России. При этом много читал и помогал близким людям в решении их дел.

Например, беспокоился о том, как идут дела у Обломова и, поскольку дела в его имении никак не шли, спешил всё устроить. Помог и Ольге Ильинской в делах её имения.

Штольц не представлял себе жизни без труда и говорил, что «…сама жизнь и труд есть цель жизни». Он всё время развивается, его мысль никогда не останавливается, он хочет всё видеть, всё знать и постоянно чему-нибудь учиться.

В начале романа Штольц уже в отставке и занимается частной торговлей, т. е. становится коммерсантом. Он быстро приумножил оставленный ему отцом капитал и стал довольно богатым человеком.

Его уважают в обществе, к тому же он считается завидным женихом. Это искренний и глубокий человек, ему нравится всё в жизни и сама жизнь. А вот характеристика Андрея Штольца его другом Обломовым: «У тебя крылья есть: ты не живешь, ты летаешь…» Штольц — верный и единственный друг Ильи Обломова. Удивительно, как эти два очень разных человека сохранили столько душевности и верности друг другу.

Отношения Обломова и Штольца

Илья Обломов и Андрей Штольц росли, учились и жили вместе. Будучи уже взрослым, Обломов говорил о нём как о самом близком человеке.

Штольц помогал в учёбе ленивому Илюше и всегда был ему защитой и в физическом, и в нравственном отношении.

Оба они сумели понять и оценить достоинства друг друга: Штольц чувствовал в Обломове его прекрасную чистую душу, называя её «хрустальной», а Обломов ценил постоянную готовность Штольца броситься на помощь, его жажду жизни, которой он сам был обделён.

Все самые лучшие характеристики дал Обломову именно Штольц, а Обломов всегда знал, что его друг придёт ему на помощь при любых обстоятельствах.

Штольц прекрасно видел все недостатки Обломова, но любил его и высоко ценил душевные качества и сердце своего детского товарища.

Он говорил: «Μнοгих людей я знал с высоκими κачествами, нο ниκοгда не встρечал сеρдца чище, светлее и пρоще; мнοгих любил я, нο ниκогο таκ пροчно и гоρячо, κаκ Οбломова.

Узнав ρаз, егο ρазлюбить нельзя…» Эти слова характеризуют не только Οбломова, но и самого Штольца. Его бескорыстная, верная и действенная дружба — признак широкой души и высокой нравственности.

После смерти Обломова Штольц не оставляет его семью, берёт на воспитание сына Обломова, Андрюшу. Продолжая вести дела имения Обломова, доход с Обломовки Штольц отправляет его вдове, Агафье Пшеницыной, но она всегда отдаёт его назад и просит беречь эти деньги для сына.

Штольц и Ольга Ильинская

Андрей Штольц старше Ольги на 10 лет и вначале относится к ней как к ребёнку. Именно он познакомил Обломова с Ольгой, надеясь, что эта умная и обаятельная девушка сможет расшевелить Обломова и вернуть его к активной жизни.

Читайте также:  Жан де лафонтен - воля и неволя: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Сначала между Обломовым и Ольгой вспыхнула любовь, они даже собирались пожениться, но все отношения в дальнейшем сошли на нет, и Ольга уехала за границу. Там она стала часто видеться со Штольцем. Он красиво ухаживал за ней, дарил цветы и книги и, в конце концов, влюбился.

Некоторое время он сомневался в её чувствах, однако сделал ей предложение и получил согласие.

Их семейная жизнь гармонична и тиха, они живут в полном согласии друг с другом, в семье растут свои дети, а затем и сын Обломова.

Ольга и Андрей во многом схожи: оба энергичные, деятельные, активные. Они вместе музицируют, работают, беседуют, «без скуки и без апатии проводили они дни, и разговор у них не кончался». Летом они живут в деревне, а зимой возвращаются в Петербург, и тогда Агафья Пшеницына спешит увидеться с сыном.

Вывод

Хотя замысел Гончарова о создании нового положительного образа русского прогрессивного деятеля вполне воплотился, образ Штольца подвергся критике как неудавшийся, утопичный и рассудочный. Но читатель имеет право по-своему интерпретировать образы героев этого произведения.

Автор не назвал ни одного отрицательного качества Штольца.

Все авторские характеристики, все поступки героя и отзывы о нём характеризуют его как благородного, мужественного, нравственно чистого человека с универсальными знаниями и практическим умом, что помогало ему быть на высоте в любой жизненной ситуации. У него идеальная семья, в которой царят труд, любовь и взаимоуважение. В дружбе с Обломовым Штольц также показал все лучшие свои человеческие качества.

Безусловно, будущее России было за такими людьми, как Штольц.

Характеристика образа Андрея Штольца может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Штольца — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Один из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» — Андрей Штольц, друг главного героя. Его характер совершенно не похож на характер Обломова. Автор показал на примере образа Штольца новые веяния и слом вековых традиций России в середине 19 века.

Внешность Штольца

Андрей Иванович Штольц — ровесник Ильи Ильича Обломова. Это человек лет 32–33, у него выразительные, немного зеленоватые глаза, смугловатый цвет лица. Он худощав и «весь составлен из костей, мускулов и нервов».

Происхождение, воспитание, образование

Штольц был по отцу немец, а его мать была русская дворянка.

Отец его был управляющим имением в селе Верхлёве и учителем в пансионе, устроенном им для дворянских детей. Отец привил Андрею интерес к наукам, приучил к практической деятельности. Мать научила сына любить книги, музыку.

Закончив учёбу в пансионе отца, Андрей поступил в университет. Стараясь расширить свой кругозор, он читал не только учебные издания, но и другие книги.

Андрей старался, чтобы его друг, Илья Обломов, который был равнодушен к учёбе, чем-нибудь увлёкся. Андрей снабжал его интересными книгами, но тот читал их не очень охотно. Несмотря на разницу в характерах, Штольц ценил свою дружбу с Обломовым, любил его за доброту и чистую душу.

После учёбы в университете Андрей слушал лекции в европейских университетах.

Карьера

Штольц, закончив учиться, приехал домой. Через 3 месяца отец отправил его в Петербург, так как считал, что сын должен быть самостоятельным и сам проложить себе путь к жизненному успеху. Отец не сомневался, что это ему удастся, так как Андрей был трудолюбив и упорен в достижении цели.

Прослужив некоторое время, Андрей вышел в отставку и стал участником компании, отправляющей товары за границу. Он писал проекты, ездил по делам за границу, стал обеспеченным, купил дом.

Отношение к жизни, обществу

Содержанием и целью жизни Штольца был труд. Он положил себе за правило всегда трудиться. Даже добившись многого, Андрей не собирался прекращать свою деятельность.

Работая в компании, Штольц успевал ездить в свет, театры, читать.

Штольц старался контролировать свои печали и радости. Он боялся мечты, воображения и доверял лишь тому, что может быть подвергнуто «анализу опыта».

Он умел выходить из сложных ситуаций, никогда «не болел душой». А если душа была чем-то встревожена, Андрей ехал к Обломову. Общение с добрым, доверчивым другом успокаивало его душу.

Разговаривая с Ильёй Ильичом, Штольц отдыхал от светской жизни с её балами и вечерами.

Но беззаботной жизни, которая была идеалом его друга, Андрей противопоставлял свой идеал — труд — и по жизни шёл бодро и твёрдо.

Отношение к женщинам, любовь

К женщинам Штольц относился спокойно, ровно, без восторженности. Он не был рабом красавиц, не унижался перед ними, не поддавался их очарованию.

К Ольге Ильинской Штольц относился как к ребёнку, но, когда встретил её в Париже, увлёкся этой девушкой. Он поразился тому, что Ольга повзрослела, её ум развился, а душа просила «опыта и жизни».

Андрей понял, что ему нельзя жить без Ольги. Он видел, что девушка боится отвечать на его любовь, и догадался, что причина этого в том, что она раньше кого-то любила.

Когда из слов девушки Андрей понял, что она любила Обломова, он объяснил ей, что это была не сама любовь, а её ожидание. Ольга была благодарна ему, что от этих его слов у неё исчезло раскаяние и горечь. Она согласилась быть женой Штольца.

Андрей и Ольга были счастливы в семейной жизни, они понимали друг друга с полуслова.

Положительные и отрицательные черты характера Штольца

Как у почти каждого человека, у Андрея Штольца были не только положительные черты характера, но и отрицательные.

К его положительным качествам можно отнести:

  • трудолюбие;
  • упорство в достижении целей;
  • твёрдость в своих убеждениях;
  • сила воли;
  • любовь к знаниям;
  • понимание искусства;
  • преданность другу.

Штольц глубоко чувствовал, но не терял почвы из-за мечтаний. Он боялся воображения, но ведь без мечты, без воображения жизнь всё же становится беднее. Поэтому излишний рационализм и неприятие мечты можно отнести к отрицательной черте личности Штольца.

Вывод

Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц целью своей жизни считал труд. Его идеал был прямо противоположен идеалу Обломова — беззаботной жизни.

Таким образом, писатель ставит перед читателем вопросы:

  • чей идеал лучше;
  • что лучше для России: кипучая деятельность людей или их бездействие и беззаботность.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Андрей Штольц («Обломов»)

Андрей Иванович Штольц — один из героев романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Это друг детства главного героя, который по характеру и убеждениям является его антиподом.

Характеристика образа Штольца выявляет новые веяния в жизни России середины девятнадцатого века.

Тогда появлялись такие деятельные люди, как этот герой, для которых целью жизни был труд, а не беззаботное существование.

Детские годы, образование, карьера

Отец Андрея Штольца был немцем, занимающим должность управляющего имением в селе Верхлёве, кроме того, он руководил частным пансионом, где и произошло знакомство его сына с Ильей Обломовым. Мать Андрея являлась русской дворянкой, она привила ему любовь к искусству и литературе.

Андрей Штольц с детства был подвижным: целыми днями после уроков бегал с крестьянскими мальчишками, часто ввязывался в драки, чем очень огорчал мать. Такой нрав не мешал ему увлекаться музыкой, юный Андрей даже играл на фортепиано вместе с матерью.

Отец привил сыну интерес к наукам, приучил к труду. С четырнадцати лет отец отправлял своего сына в город, давая ему различные поручения.

Матери не нравились подобные выезды Андрея из родного села, но, возможно, именно благодаря им, мальчик вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Когда Штольц закончил учиться в пансионе отца и поступил в университет, он старался расширять свой кругозор, поэтому читал не только учебники, но и другие книги.

Окончив университет, Андрей вернулся домой, и уже через три месяца отец отправил его в Петербург для того, чтобы сын самостоятельно выбрал себе занятие. Штольц некоторое время служил, а затем, выйдя в отставку, стал участником компании, которая отправляла за границу товары.

Дел у него было очень много (писал проекты, ездил за границу), но он успевал посещать театры, светские вечера, много читал.

Внешность

Андрей Штольц был ровесником своего друга Ильи Обломова, с которым они вместе обучались в пансионе. Они отличались не только по характеру, но и по внешности.

В отличие от полноватого, с белой нежной кожей, Ильи Ильича Штольц был смугловат, худощав и «весь состоял из костей, мускулов и нервов».

Если взгляд Обломова часто был отсутствующим, то взгляд зеленоватых глаз Штольца был выразительным и заинтересованным.

Психологический портрет героя

Андрей Штольц получил прекрасное образование в детстве, кроме того, он сам был весьма любознателен и отличался хорошими интеллектуальными способностями, которые постоянно развивал.

Немудрено, что этот герой часто был в центре внимания у светского общества: с ним легко и приятно разговаривать, он отличный собеседник, который может поддержать любой разговор.

Кроме того, Андрей прекрасно чувствует людей, умеет различать их истинные намерения.

Штольц сделал смыслом своей жизни труд. Даже став обеспеченным человеком, он не переставал трудиться, был упорен в достижении поставленных перед собой целей. Ум и хладнокровие помогали ему выходить из сложных ситуаций.

Этот рациональный человек никогда «не болел душой». Если же он был встревожен, то ехал к другу, и общаясь с добрым и доверчивым Обломовым, успокаивался. В Обломове Штольца привлекала искренность и сердечная простота.

Этих качеств не хватало самому Штольцу, привыкшему действовать прагматично.

Андрей, в отличие от Обломова, шёл по жизни бодро, не предавался мечтам и твёрдо был уверен, что главное в жизни — это дело, труд. Несмотря на рационализм, Штольц понимал и ценил искусство, любил музыку.

К женщинам Штольц относился без восторженности, не унижался перед красавицами. К Ольге Ильинской он относился покровительственно, как к ребёнку, но встретив в Париже, был поражён тем, как развился её ум, и увлёкся ею. Они полюбили друг друга и были счастливы в семейной жизни. Их объединяла не только любовь, но и стремление к знаниям, понимание прекрасного.

Значение образа Штольца в романе

Это персонаж является полной противоположностью главному герою повествования. Причём, разнится не только их внешний вид, но и мировоззрение, характер, образ жизни.

Гончаров не случайно вводит такого героя как Штольц в своё произведение: он хочет показать читателям, какую значимую роль в жизни человека играет образование и семейное воспитание. Образу жизни родителей героев уделяется значительное место в романе.

Илья Ильич Обломов — выходец из семьи людей ленивых и лишённых воли, став взрослым человеком, полностью перенял родительские привычки и взгляды на жизнь, а Андрей Штольц, проведший детство в различных занятиях, стал целеустремленным, активным человеком.

Заключение

По сути, образ Штольца — своего рода, символ нового пути развития России, тогда как Илья Ильич Обломов со всей своей неспешностью и отставанием от жизни характеризует собой уходящую в прошлое Россию.

Тем самым, через образы данных персонажей, роман Гончарова раскрывается перед читателями в новом свете, теперь он уже обретает политический контекст.

Автор словно предлагает людям на живом и понятном примере выбрать достойное будущее родной страны.

Сочинение на тему Каково воспитание Штольца? Как на него повлияли родители? ( : ЕГЭ по литературе)

В романе «Обломов» Гончаров поднимает такую социальную проблему русского дворянства как апатия, инертность, неприспособленность к жизни.

В противовес главному герою, иллюстрирующего «обломовщину», он создан Андрея Штольца — трудолюбивого, упорного, находчивого. Такой характер сложился благодаря своеобразию воспитания, полученному героем.

По замыслу автора, в Штольце должны были проявиться лучшие качества родителей.

Читайте также:  Суть романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

В юности отец Андрея приехал из Саксонии в Россию. Как и все немцы, он отличался деловитостью, предприимчивостью. Эти качества он стремился воспитать в сыне.

Для этого он брал его с собой в поездки по делам, рассказывал ему о «сортах глины». Позднее он начал отправлять Андрея одного с поручениями и даже платил ему за это.

Также мальчик помогал в учебе другим детям в пансионате, за что так же получал деньги.

Мать Андрея была русской, её натура отличалась поэтичностью и сентиментальностью: «Она шептала ему о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, которая выпадает иным на долю».

Она акцентировала внимание мальчика не на деньгах, а на славе, почете, высоте положения. Кроме того, она познакомила его с искусством: «учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца». В общем, она «пела ему о цветах, поэзии жизни». Она не хотела, чтобы мальчик посвятил жизнь материальному достатку, она желала вырастить его благородным человеком с богатым внутренним миром.

Однако мать умерла, поэтому в юности мальчик находился под влиянием прагматичного отца. Когда Андрей достиг совершеннолетия, то папа отправил его во взрослую жизнь, дав в дорогу и практичные, удобные вещи, по своему мнению, и красивые, как просила мать.

При прощании отец не пролил ни слезинки, чем вызвал негодование окружающих. Вначале Андрей тоже держался — сказывается отцовское воспитание, однако и материнское влияние было сильно — он обнял какую-то женщину и всплакнул.

Благородство, взращённое матерью, и воспитанная практичность привели к тому, что герой не воспользовался помощью отцовского знакомого, а всего достиг сам.

Большое значение оказало влияние папы, потому что труд стал «образом, стихией и целью» жизни Штольца: «он беспрестанно в движении». Но и мать пробудила в душе героя чувство прекрасного.

Штольц способен глубоко и искренне любить: отношение к Ольге иллюстрирует это качество. Он ценит друзей и готов ради них на многое, как это было с Обломовым.

В нём проявляется стремление к душевности, нравственности, поэтому он и любит Илью.

Итак, воспитание, полученное Штольцем, было своеобразно. Противоположные влияния со стороны родителей привели к тому, что в Андрее сочетаются их лучшие качества.

Мать привила ему благородство, высокие стремления, умение видеть красоту и поэзию жизни, способность дружить и любить.

Отец приучил всего добиваться самостоятельно, постоянно трудиться, воспитал в нем практичность, расчётливость, трезвость.

Характеристика Штольца (Обломов)

В романе Ивана Гончарова «Обломов» присутствует множество сюжетных линий. Разнообразие персонажей помогает лучше понять смысл, который автор вкладывает в произведение.

Образ и характеристика Штольца с цитатами доказывают, что успехов добивается тот, кто уверенно идет к собственной цели, не боясь сложностей.

Детство и обучение грамоте

Штольц Андрей Иванович родился в семье немца и русской дворянки. Отец был управляющим в поселке Верхлево, руководил местным пансионом, где Андрюша и познакомился с юным Обломовым Ильей Ильичем. Вскоре они стали неразлучными друзьями.

«Русский был природной речью» Штольца, он учился ее у матери, из книг, перенимал множество слов у крестьян, деревенских мальчишек. Родители рано начали приобщать сына к всевозможным наукам.

«С восьми лет паренек сидел над географическими картами, учил библейские стихи, басни Крылова». Когда «отрывался от указок», бежал к соседским детишкам.

Задерживался на улице до поздней ночи, разорял птичьи гнезда, часто ввязывался в драки. Мать жаловалась супругу, что:

«не проходит дня, чтоб мальчик воротился без синего пятна, а намедни нос разбил». Невзирая на буйный нрав, не терял талант к обучению. Когда играл с матерью на фортепиано в четыре руки, она вмиг забывала о скверном поведении любимого сыночка.

С четырнадцати лет отец стал посылать сына в город, с определенными поручениями.

«Не случалось, чтоб паренек забыл, недоглядел, переиначил, дал промах». Матери не нравилась подобная «трудовая дисциплина». Женщина мечтала видеть сыночка барином, а не фермером с рабочими руками.

Внешность

Андрей Иванович был ровесником своего друга Ильи Обломова. Автор сравнивает его с породистой английской лошадью. Казалось, что он сложен лишь из нервов и мускулов. Штольц был худощав. У него отсутствовал «признак жирной округлости».

На смуглом лице зеленые глаза смотрелись очень выразительно. Взгляд был зоркий. От него не ускользала абсолютно никакая деталь. Илья Обломов с завистью говорит другу, что от него так и веет мужественностью и здоровьем, потому как он «не толст, да и ячменей не имеет».

Отношение к работе. Материальное положение

Андрей был настойчив.

«Он упрямо шел по избранной дороге. Не видывали, чтоб задумывался над чем-нибудь мучительно. Не терялся в сложных обстоятельствах». С самого детства был приучен к любому труду. После того как подал в отставку, решил заняться собственными делами. Благодаря этому удалось нажить дом и деньги. «Он участвует в компании, отправляющей товары за границу». Коллеги уважают его, относятся доверительно.

Жизнь Андрея это сплошное движение. Если по работе требуется поехать за границу, то обязательно отправляют его.

«Когда в обществе возникнет надобность посетить Бельгию или Англию — посылают Штольца, необходимо написать какой проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Подобная предприимчивость помогла ему: «из родительских сорока сделать тысяч триста капиталу».

На уверения Ильи Обломова, что всю жизнь нельзя посвящать труду, отвечает, что подобное возможно. Он не представляет себя без дела.

«Трудиться никогда не перестану. Труд – цель, стихия и образ жизни». Живет по бюджету, без излишеств. «Старался тратить каждый рубль, с недремлющим контролем времени и труда, сил души и сердца».

Дружба и любовь

Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.

Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.

«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.» Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что тот является для него близким человеком. «Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».

Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил.

Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.

Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.

«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».

Любовь

Андрей Иванович был осторожен в отношениях с противоположным полом.

«Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц». С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка. «Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком». После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.

Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.

«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать». Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.

Мужчина влюблен в нее.

«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами». Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети.

Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».

Другие материалы по роману «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Подробное краткое содержание главы “Сон Обломова”
  • Образ и характеристика Штольца
  • Образ и характеристика Обломова
  • Образ и характеристика Ольги Ильинской
  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  • Отношения Ольги и Обломова
  • Детство Обломова
  • Образ жизни Обломова
  • Женские образы в романе
  • Гости Обломова и цель их прихода
  • История создания романа

Андрей Штольц — характеристика героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Семья и происхождение

В произведении Андрей Иванович является другом Обломова еще со школьной скамьи. Несмотря на разницу в мировоззрении и темпераменте, молодые люди дружили довольно близко.

Воспитывался Штольц в полной семье. Его матерью была русская дворянка, а отцом — немец. Он руководил пансионом в поселке Верхлево, где Андрюша и познакомился с Ильей.

От отца мальчик перенял ловкость, трудолюбие, живой ум.

Детство Штольца не было таким безоблачным, как у Обломова:

  • родители были строгими, и мальчик получал мало тепла и ласки;
  • обеспечивая его всем необходимым, близкие старались, чтобы ребенок сам прокладывал себе дорогу и добивался поставленных целей.

Жизнь персонажа — череда сменяющих друг друга событий. Вернувшись домой после обучения, он был отправлен отцом в Петербург для самостоятельного построения карьеры. Он сумел оправдать надежды близких, достигнуть в итоге влияния и успеха.

Обучение и воспитание

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам.

С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек.

Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца.

Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях.

Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

Азы образования Штольц получил дома, а затем в пансионе, после чего закончил университет. Как все ребята из дворянских семей, он знал французский и музицировал. Кроме того, был обучен отцом немецкому языку.

Поведение в обществе и на службе Штольца

1 ответ

Андрей Штольц, один из главных героев романа И. А. Гончарова «Обломов», человек активный. Он занимается накоплением капитала и занимается общественно полезной деятельностью, поэтому вынужден общаться с многими людьми.

Статус обязывает его выходить в свет. Андрей не любит таких выходов. Ему скучно среди людей, которые собираются вместе, чтобы похвастаться чем‒то, вести пустые разговоры. Штольц холоден в обществе людей, во время светских раутов. Эта холодность проявляется и общении с близкими друзьями, с которыми он редко может себе позволить проявления чувств.

Ссылка на основную публикацию