Суть романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

За год до гибели Михаила Лермонтова вышел в свет его психологический роман «Герой нашего времени». Автор работал над произведением два года. Писатель хотел в лице главного героя показать молодое поколение того времени.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 40-ых годах 19 века не собирается терять своей актуальности и в наше время. По всему миру своим любимым произведением этот роман считает множество людей, в том числе огромное количество иностранцев, начинающих учить русский язык ради бессмертной литературы. Каков же смысл романа «Герой нашего времени»?

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пытался показать молодого человека, принадлежащего к периоду начала девятнадцатого века. Его желание продемонстрировать читателям уникального человека, выходца из своего сословия было столь велико, что он наделил своё произведение таким утверждающим и всеохватывающим названием. Но какой смысл несет в себе заглавие романа?

Многие исследователи сошлись во мнении, что М.Ю. Лермонтов, когда создавал свой роман, черпал идеи из произведения «Исповедь сына века», автором которого является представитель Франции А. Мюссе.

В этой книге мастер слова поведал о судьбе юноши, который с чистым сердцем говорил о своих слабостях, греховных поступках.

Молодой человек делился своими нелицеприятными поступками, которые вызывали у окружающих его людей лишь осуждение.

Автор «Герой нашего времени», вдохновившись французским произведением, выбрал такое заглавие романа, которое было бы обращено к современникам. М.Ю. Лермонтов как будто спрашивает у своих с читателей: готовы ли они в своей жизни стать примером идеальной совершенной личности?

Однако некоторые литературоведы считают, что автор в названии показал все слабости и пороки, которые были у представителей его времени. Отсутствие смысла жизни, пустота души, нежелание двигаться дальше отравляют существование каждого. Трагедия целого поколения, нереализованные личности.

Но кто он? Кто герой нашего времени? Великий мастер слова интригует читателя своим названием. О чем пойдёт речь в романе? Какие образы, события, чувства и эмоции описывает автор? Герой нашего времени — собирательный образ.

Роман, в котором отражены душевные страдания, переживания, метания человека. Но не одного конкретного взятого человека, а целого поколения людей. Эти люди не лишены положительных качеств, они образованны, умны.

Но у них нет стимула к жизни, намеченной цели.

Название «Герой нашего времени» — это поиск истинного героя целого общества. Только удастся ли его найти? Ответ на вопрос даёт М.Ю. Лермонтов в своём романе.

О чем книга герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.

В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.

Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.

Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.

Последняя глава «Фаталист» наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь выступает в роли фаталиста. Он видит на челе офицера Вулича — раннюю смерть. Вулич смеётся над словами Печорина и стреляет себе в висок. Пистолет дал осечку. Но в этот вечер Вуличу всё равно было суждено умереть: его шашкой разрубил пьяный казак.

Смысл романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — это своеобразный пример революции в русской литературе, ведь произведение представляет собой психологический роман. Михаил Юрьевич прекрасно показал человека, характер которого складывался из различного рода черт, пороков «всего поколения». Главный герой является ничем иным как образом-собирателем характера молодых людей и девушек периода, в котором жил герой.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Как было уже отмечено ранее, Печорин является собирательным образом, в его личности и истории отображён тот конфликт человека и общества, который пронизывает историю России особенно в 18-19 веках.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» в противопоставлении умного, неординарного человека обычной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — игрушки. Лермонтов осуждает героя, но и, одновременно, любуется им. Смысл названия романа — героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

Герой нашего времени: смысл романа, объяснение сюжета и концовки

Книги

Анна Павлова

Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени, смысл которого состоит в отображении противоречий эпохи – это история об офицере русской армии. События разворачиваются во времена войны на Кавказе.

Под впечатлением противостояния с горцами Лермонтов написал несколько очерков. В 1840 году «Кавказские повести» были объединены в роман. Название произведения Лермонтова «Герой нашего времени» понимают в буквальном смысле. Однако ожидания читателя не оправдываются.

Военно-патриотическая линия выражена неярко. Автор делает акцент на других поступках офицера. Образ Печорина – отражение типичного молодого дворянина, жившего в первой половине столетия.

Смысл названия «Герой нашего времени» некоторыми литературоведами представлялся, как иронический: «такие поступки совершают герои сегодня».

Герой нашего времени — смысл и краткое содержание

Произведение было принято обществом неоднозначно. После шквала критики вышло второе издание (1841), в котором имелось специальное предисловие. Смысл предисловия романа «Герой нашего времени» — донести до читателя истинную сущность Печорина. Портрет молодого человека собрал в себе все пороки его поколения. Он несчастлив сам и не может принести счастье другим.

Смысл жизни героя нашего времени в кратковременном удовольствии, ограниченном событиями сегодняшнего дня.

«Бэла» – роман в несколько месяцев

Старый штабс-капитан Максим Максимыч рассказывает попутчику об одном удивительном знакомом. Печорин – молодой офицер после неприятной истории, приключившейся с ним, прибыл служить на Кавказ.

Местный горский князь проявляет уважение и приглашает приятелей на праздник. Молодой офицер влюбляется с первого взгляда в Бэлу. Красавица — младшая дочь князя. Он крадет девушку. Со временем она влюбляется в него.

Однако тот уже охладел и начал скучать.

Влюбленный Казбич похищает Бэлу. В погоне офицер и Максим Максимыч нагоняют похитителя. Однако тот смертельно ранит девушку, бросает ее и сбегает. Девушка умирает у Печорина на руках.

«Максим Максимыч» — отношения двух поколений

Незнакомый рассказчик-офицер снова повстречался с Максимом Максимычем. В придорожной гостинице останавливается и Печорин. Он следует в Персию. Штабс-капитан обрадован встрече со старым приятелем. Однако тот проявляет к старику холодность.

Максим Максимыч хотел вернуть его дневник, который он носит с собой. Однако тот отказался, сказав, что больше в нем не нуждается. Печорин уезжает.

«Тамань»: герой – орудие судьбы

Находясь в деловой поездке, Печорин остановился в Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи контрабандного груза.

Участники сделки: этот же мальчик и незнакомая девушка. Он пригрозил рассказать обо всем властям. Девушка попыталась его утопить, затем сбежала.

На следующий день Печорин уехал, сожалея, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.

«Княжна Мери» — одиночество в любви

Печорин, прибывший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую ранее был влюблен, и своего приятеля юнкера Грушницкого.

Читайте также:  Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

Печорин от скуки покоряет сердце княжны Мери, затем отказывает ей во взаимности. Его одолело старое чувство, и он возвращается к Вере. После ссоры с влюбленным в княжну Грушницким Печорин вызвал его на дуэль. Он убивает приятеля.

Фаталист – предопределенность судьбы

Батальон остановился в казачьей станице. Компания развлекается, играя в карты. Непроизвольно Печорину кажется, что Вулич должен сегодня умереть. Последний, для проверки, стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин узнает, что Вулич зарублен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, тот в него выстрелил, но промахнулся.

Объяснение сюжета

«Герой нашего времени», смысл которого не только в обнажении пороков, рассказывает о молодом человеке, который не способен совершать добрые поступки. В каждой сцене он жаждет победы любой ценой. Став победителем, начинает скучать.

Смысл романа «Герой нашего времени» в бесполезности идеальной личности, образования и незаурядного ума при отсутствии нравственности. Человечность проявляется в осознании собственных пороков, их осуждении и желании наказать себя.

В каждой главе развивается свой сюжет. Лермонтов в «Герое нашего времени» обобщил смысл произведения. Где бы ни появлялся Печорин, он становится участником неприятных событий, не извлекает никаких уроков и не меняется.

Интересно! Фамилия главного героя образована Лермонтовым от названия северной холодной реки Печоры.

Смысл жизни Печорина в «Герое нашего времени» в бесконечных поисках любви, дружбы и славы. Из-за эгоизма и холодности он теряет все, что приобретает.

Для читателя Печорин привлекателен:

  • молодой;
  • умный;
  • образованный;
  • смелый;
  • решительный.

Однако на страницах романа он выступает романтическим злодеем, готовым от скуки на любые приключения.

В чем суть концовки

Роман Герой нашего времени, смысл концовки которого в том, что даже без повода к кровопролитию, Печорин предлагает человеку циничный эксперимент — испытать судьбу выстрелом в висок. Легкое отношение к смерти приводит к тому, что он сам ищет ее для себя, а становится палачом для других.

Интересно! Произведение признается первым русским психологическим романом.

В результате Печорин умирает не так, как подобает герою: по пути из Персии домой. Автор упоминает об этом вскользь в середине повествования. Композиционная особенность произведения в завершении истории на оптимистичной ноте.

Главный смысл романа «Герой нашего времени» кратко можно изложить словами критика В.Г. Белинского: «…роман о людях, ставших умными ненужностями».

Значение романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова

Каково же значение романа “Герой нашего времени” в истории русской литературы и русской общественной мысли очень велико. В романе «Герой нашего времени», который Белинский назвал «грустной думой о нашем времени», широко отразилось общество того времени, показан и объяснен в образе Печорина характерный тип эпохи.

В предисловии к роману автор говорит, что в Печорине он дал «портрет, составленный из пороков» всего «нашего поколения», т.е. того поколения, которое осуждено в «Думе» Лермонтова. Но благодаря глубокому анализу этого образа в романе, особенно в повести «Княжна Мери», мы понимаем, что в «пороках» Печорина повинно общество и общественно-политический строй того времени.

Мы понимаем, что наше возмущение должно быть обращено, прежде всего, против тех общественных условий, которые не давали возможности одаренным людям найти применение своим «необъятным силам», заглушали их хорошие задатки, способствуя развитию дурных.

Плох тот порядок, дурно то общество, которое коверкает, делает «лишними», ненужными наиболее одаренных людей, – так говорит Лермонтов своим романом.

Но и Печорин как представитель поколения, заклейменного в «Думе», также осужден в романе.

Осуждая Печорина, поэт тем самым указывает, что для России нужны другие люди, люди цельные, здоровые духом, способные действовать, несмотря на тяжкие условия, которые им ставила жизнь.

В романе разоблачена и осмеяна – в образе Грушницкого – модная в то время игра в разочарованность.Таким образом, в «Герое нашего времени» произнесен приговор порядкам современной поэту России, дворянскому обществу, его представителям.

Большое значение имело появление в романе образа Максима Максимыча. Этот «чисто русский тип» (по выражение Белинского) только намечался в русской литературе.

Тщательная разработка этого образа у Лермонтова отражала углубление внимания к простым людям, означала усиление демократической струи в литературе.

Образом Максима Максимыча Лермонтов утверждал: именно среди ничем не примечательных, незнатных, невидных, небогатых, простых есть люди духовно здоровые, цельные, достойные глубокого уважения.

«Герой нашего времени» был большим шагом вперед в развитии русской художественной прозы.

В сокровищнице русской литературы ко времени его появления уже были такие произведения в прозе, как «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» Гоголя.

Но ни у Пушкина, ни у Гоголя в прозаических произведениях мы не видим еще такого глубокого интереса к психологическому анализу, т.е. к анализу внутренних переживаний героя, какой мы находим в романе Лермонтова.

Высокую оценку дали «Герою нашего времени» замечательные русские писатели прошлого.Гоголь признавался, что до Лермонтова «никто еще не писал у нас такой правильною и благоуханною прозою».

Не только художественное мастерство поэта привлекает наше внимание к роману, но и глубокое проникновение Лермонтова в действительность и его дерзновенный порыв в будущее.

Именно поэтому значение романа “Герой нашего времени” для русской истории трудно переоценить.

Проблемно-тематический анализ романа «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над своим единственным законченным романом с 1838 по 1840 год. Поначалу поэт задумывал произведение как путевые заметки, во время путешествия по Кавказу. Но после успеха двух первых повестей: «Тамань» и «Фаталист», опубликованных в 1839 году в журнале «Отечественные записки», писатель соединил эпизоды в единое художественное произведение.

Замысел романа схож с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина. Даже фамилию Печорину Михаил Юрьевич выбрал от названия реки Печоры, как и Александр Сергеевич для Онегина — реку Онега. Главный герой — это новая версия Евгения Онегина, более циничная и глубокая, невостребованная временем личность, которую Михаил Юрьевич раскрыл со всех сторон.

Кроме того, в сюжете романа ситуации и прототипы были реальными:

  • поэт испытал то, что пережил Печорин в главе «Тамань»;
  • прототипом персонажа доктора Вернера стал Н. В. Майер, который дружил с сосланными на Кавказ декабристами;
  • Николай Мартынов стал прототипом юнкера Грушницкого.

Тема романа и сюжет

30-е – 40-е года XIX века многие называют «межвременьем». Молодые люди, разочарованные в идеалах декабристов, их революционных убеждениях, считались потерянным поколением. К нему относился и Михаил Юрьевич. В своем «Предисловии» автор сам трактует его название. Он указывает на то, что Печорин является портретом, составленным из пороков людей того времени.

В нем отражены характеристики людей, разочаровавшихся в старых убеждениях, но не определившихся с новыми идеалами. Красной нитью сквозь роман проходит проблема лишнего человека. Печорин умен и дальновиден, но в этом его несчастье.

В сюжете «Героя нашего времени» нет экспозиции. Читателю ничего не известно о жизни Григория Александровича до того, как тот приехал на Кавказ. Писатель не рассказывает о матери и отце своего главного персонажа, о его воспитании, образовании.

В романе отсутствует завязка. Содержание представляет целый ряд эпизодов. Каждый из них связан с жизнью главного героя. Зато кульминаций в романе целых пять — по количеству повестей.

Развязкой стало сообщение о том, что Печорин умер, возвратившись из Персии.

Проведя анализ сюжета, можно сделать вывод, что состоит он только из кульминаций и развязки.

Основные действующие лица

Для понимания произведения необходимы характеристики основных действующих лиц.

Григорий Печорин

Личность неординарная, полная противоречий в отношении любви, дружбы, постоянно в поисках смысла жизни. Многие его поступки непонятны и неприятны читателю. Он разрушает жизни людей, заставляя их страдать. Но многие сострадают ему, понимая как тяжело герою, чувствующему полное отсутствие целей и смысла жизни.

Максим Максимыч

Открытый, добрый, достойный уважения персонаж. Он считает Печорина своим другом. Но у персонажей совершенно разные характеры, взгляды на жизнь. Они принадлежат к разным эпохам и социальным слоям. Образ Максим Максимыча заставляет размышлять о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Юнкер Грушницкий

Обычный молодой человек, которому нравится быть в центре внимания, любит производить эффект на общество. Он выступает антиподом главного героя. Бравада и следование модным тенденциям приводят к тому, что он становится способен на подлость, подчиняясь влиянию чужого мнения.

Доктор Вернер

В чем-то похож на Печорина. Он циничный скептик, имеющий невысокое мнение о людях. Но, в отличие от главного героя, за маской насмешки и иронии он скрывает способность к состраданию.

Бэла

Черкешенка, воспитана на кавказских обычаях. Ее страстность привлекает Печорина. Любовь горянки и главного героя длится недолго и заканчивается трагически. Сила характера, желание свободы, внутреннее достоинство не покидают Бэлу даже перед смертью.

Княжна Мэри

Представительница высшего общества словно живет в придуманном мире. Это неглупая, тонко чувствующая девушка. Поначалу она обращает внимание на Грушницкого, затем поддаётся игре Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок.

Вера

Единственная женщина, которая поняла и приняла героя таким, какой он есть. Ее искренняя любовь, возможно, смогла бы изменить Печорина. Но индивидуализм и эгоизм главного героя не позволили этому произойти.

Основные действующие лица «Героя нашего времени» описывают главные свойства времени, создавшего Григория Печорина.

Проблемно-тематический анализ романа по главам

Композиция романа кольцевая. Автор начинает с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время действия относится к периоду, когда Печорин проходил службу в кавказской крепости. В первой и последней повести присутствуют два основных действующих лица. Первый из них — сам Печорин, а второй — Максим Максимович.

«Бэла»

Лермонтов заинтересовывает читателя главным героем уже с первой главы. Повествование идет от имени Максим Максимыч — простого, но малообразованного человека, неспособного понять Григория Александровича. С его слов может сложиться представление о Печорине, как об абсолютном эгоисте, который по своей прихоти стал причиной смерти черкешенки.

Читайте также:  Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

С одной стороны, Григорий без страха идет на кабана, а с другой — бледнеет, заслышав скрип двери. В первой главе сложный характер и мотивы главного героя непонятны читателю.

«Максим Максимыч»

Со следующей повести личность Печорина начинает раскрываться. Повествование в этот раз идет от безымянного путешественника. Он составляет психологический портрет главного героя. Перед читателем предстает довольно противоречивая личность. Это сплетение силы и слабости.

Григория Александровича характеризует крепкое телосложение и внезапно начинающаяся «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и морщины. Самым важным в облике персонажа являются его никогда не смеющиеся глаза.

Своим эгоизмом и равнодушием молодой человек ранит Максима Максимыча. Читателю неприятно такое поведение Печорина, глубоко погруженного в свои раздумья и отталкивающего привязанного к нему добряка. Читатель задается вопросом: «Есть ли хоть что-то дорогое ему в этом мире?».

«Тамань»

В этой повести Григорий проявляет себя как довольно деятельная натура, способная вмешаться в судьбу других людей. По ходу сюжета он попадает в опасные ситуации, из которых ему удается удачно выпутаться. Однако опыт, приобретенный в Тамани, стал достаточно горьким для молодого человека.

Итоговой фразой становится: «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?».

  • «Княжна Мэри»
  • Здесь со стороны Печорина проявляется полное презрение к принятым в обществе правилам, талант подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть соперников.
  • Накануне дуэли, ставшей следствием конфликта с Грушницким, Григорий Александрович подводит своеобразный итог своей жизни, их которого читатель узнает об одиночестве и чувстве бесполезности главного героя.
  • «Фаталист»

Печорин и поручик Вулич заключившие пари о том, «может ли человек сам распоряжаться своею жизнью, или над каждым висит рок», очень похожи.

Отличает их убежденность Григория в том, что предопределения нет, в то время как Вулич уверен в обратном. Главный герой, как и раньше, проявляет бессердечие в этом пари.

Однако, молодой человек демонстрирует противоположные качества при бескровном захвате подвыпившего казака.

Какие проблемы подняты, основная мысль романа

В романе писатель отразил сложную судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, разъедающую дворянское общество XIX века. Он четко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его произведения в раскрытии общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения.

Главная мысль Лермонтова состоит в том, что герой нашего времени — продукт политических и социальных проблем, которые умалчивались обществом. Бессмысленная жизнь молодого и богатого дворянина оправдана тем, что он не видит достойного применения своим силам. Он разочарован в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую.

Мораль произведения: бунт не несет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Лермонтов считает это достаточным, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Автор говорит о необходимости труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают людей. Талант пропадает зря, если его не применять. Жить только ради себя скучно, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Краткое содержание: «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» – произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, считающееся классикой русской литературы. Это первый образец лирико-психологического романа в русской прозе. Написан он в период с 1838 по 1840 год. Впервые был издан тиражом 1000 экземпляров. 

Произведение состоит из нескольких частей, расположенных в нарушенном хронологическом порядке. Первые части описывают главного героя Печорина с точки зрения другого персонажа, штабс-капитана Максим Максимыча, тогда как позже мы знакомимся с Печориным через его дневниковые записи. 

Краткое содержание «Героя нашего времени» будет таким:

В этой главе рассказывается о том, как молодой Печорин, отправленный на службу в горах, крадёт Бэлу, любимую дочь местного князя. Это приводит к драматическим событиям: влюблённый в Бэлу горец Казбич пытается выкрасть девушку, но потерпев неудачу, убивает её.

По смыслу эта часть примыкает к истории про Бэлу. В ней описывается встреча Печорина и Максима Максимыча, причём первый показывает холодность и стремится встречу поскорее закончить. В сюжетном плане глава не представляет особого интереса, она важна для лучшего понимания характера Печорина.

Печорин становится свидетелем преступлений контрабандистов. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг „честных“ контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ («Окончание журнала Печорина»)

Написана в виде дневника Печорина. Герой прибывает в Пятигорск, где встречает княжну Мери, отдыхающую здесь с матерью. Также Печорин встречает старого приятеля Грушницкого. Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким, после чего убивает его на дуэли. За это его ссылают в крепость.

События развиваются в казачьей станице, где несколько человек играют в карты и беседуют. Разговор заходит о судьбе и предопределённости. Разгорается спор между Печориным и Вуличем. Печорин говорит, что на лице у Вулича написана смерть.

Тот хватается за пистолет, стреляет в себя, случается осечка. Через какое-то время Печорин узнаёт, что Вулич погиб от руки пьяного казака.

Тогда Печорин решает испытать судьбу и хватает казака, а после приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает. 

Вот небольшой тест, который позволит вам проверить своё знание деталей романа.

Сколько лет было Печорину, когда он оказался в крепости, где происходит действие «Бэлы»

Как звали брата Бэлы, продавшего её за коня

Герой нашего времени – это… Что такое Герой нашего времени?

«Герой нашего времени» (написан в 1838—1840) — роман Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова и Кº, в 1840 г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.[1]

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Бэла
  4. Фаталист
  5. Максим Максимыч
  6. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе.

Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела.

За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности.

Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим.

Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого.

Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет.

Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича, в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича, его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака.

Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким»

  • Григорий Александрович Печорин, прапорщик
  • Максим Максимыч, штабс-капитан
  • Бэла, черкешенка, дочь князя
  • Казбич, черкес
  • Азамат, черкес, сын князя
  • княжна Мери Лиговская
  • Вера[2].
  • Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры.
  • доктор Вернер [3]
  • Вулич, поручик
Читайте также:  Что такое истинная храбрость на войне?

Печорин

Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Он умирает.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги, так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова.

Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе “Максим Максимыч”: «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными…».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в 1840 г.

  • «Бэла» была написана в 1838 г. Первая публикация — в «Отечественных записках», март 1839, т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в 1840 г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной 1841 г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых М. А. Врубель, И. Е. Репин, Е. Е. Лансере, В. А. Серов.

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским.
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона, а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Княгиня Лиговская» (1837) — раннее незаконченное произведение Лермонтова[4]. Место действия романа — Петербург 1830-х годов, высший свет (чиновники, офицеры, дворяне). Судя по тексту, действие романа происходит до описываемых в «Герое нашего времени» событий. В основу романа положены отношения гвардейского офицера Печорина и его бывшей возлюбленной, княгини Лиговской, а также конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским.
  • «Кавказец» — очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк. Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место — Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Литературоведческий анализ

Экранизации

  • «Княжна Мери», 1927; «Бэла», 1927; «Максим Максимович», 1927. Режиссёр — В. Барский. В главной роли — Николай Прозоровский. Черно-белый, немой.
  • «Княжна Мери», 1955. Режиссёр — И. Анненский.
  • «Бэла», 1966; «Герой нашего времени», 1966. Режиссёр — С. Ростоцкий. В главной роли — Владимир Ивашов (озвучание — Вячеслав Тихонов).
  • «Страницы журнала Печорина», 1975, фильм-спектакль. Режиссёр — Анатолий Эфрос. В главной роли — Олег Даль.
  • «Герой нашего времени», 2006, сериал. Режиссёр — Александр Котт. В главной роли — Игорь Петренко.

Примечания

История создания произведения – М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

   История создания «Героя нашего времени» Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.

   Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания

   Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия.

При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.В 1836 году еще был жив А.С.

Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова.

   История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.

   В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.

   Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

   Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета

   Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения.

Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.

   Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).

   Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.

   Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

    История создания романа «Герой нашего времени» включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.

   По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».

   При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе».

На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.

А. Бестужева).

   Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очень понравилось это произведение.

Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.

   Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

   Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла).

Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник.

Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской.

Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

   История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

   Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.

Ссылка на основную публикацию