Средства определяют природу цели

Недав­но я про­чи­та­ла на­блю­де­ния Се­не­ки о непро­дол­жи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, и на пер­вый взгляд един­ствен­ное, что можно сде­лать после этого, — сроч­но уво­лить­ся

 Какие уроки можно вы­не­сти из уче­ния фи­ло­со­фа-сто­и­ка

  • «Цель не может оправ­ды­вать сред­ства по той про­стой и оче­вид­ной при­чине, что сред­ства опре­де­ля­ют при­ро­ду цели»,
  • — Олдос Хакс­ли
  • На что вы тратите (да, именно тратите) большую часть своей жизни (не считая сна)?
  • Позволяет ли среда, в которой вы проводите время, развиваться и самовыражаться?
  • Если нас вол­ну­ет лич­ност­ный рост, то ответ на вто­рой во­прос осо­бен­но важен, по­сколь­ку вли­я­ние среды, ко­то­ро­му мы по­сто­ян­но под­вер­га­ем­ся, опре­де­ля­ет наше от­но­ше­ние к жизни, наше по­ве­де­ние и в ко­неч­ном счете наш жиз­нен­ный путь.

Мой ответ на пер­вый во­прос сей­час со­сто­ит из двух ча­стей: дом и ра­бо­та. Моя по­след­няя ра­бо­та за­ни­ма­ла 10 часов в день, вклю­чая до­ро­гу, и это были 10 часов в день, когда я собой не рас­по­ря­жал­ся.

Я обыч­но сплю 6−7 часов, 1−2 часа го­тов­лю и ем, еще два часа за­ни­ма­юсь йогой и ме­ди­ти­рую.

Еще я люблю чи­тать, фо­то­гра­фи­ро­вать, бе­гать в горах, пи­сать вдум­чи­вые пись­ма дру­зьям и род­ствен­ни­кам, про­сто си­деть и ду­мать, что-то улуч­шать дома и не за­бы­вать о лич­ной ги­ги­ене.

А еще хо­чет­ся, чтобы оста­ва­лось сво­бод­ное время, и, если по­сту­па­ет ка­кое-то неожи­дан­ное, но при­ят­ное при­гла­ше­ние, можно было про­сто ска­зать «да».

Средства определяют природу цели

Но, се­кун­доч­ку… ка­жет­ся, время давно кон­чи­лось?

«Дело не в том, что у нас мало вре­ме­ни на жизнь — мы про­сто тра­тим его зря. Жизнь до­ста­точ­но длин­ная, и, если бы мы тра­ти­ли все время с умом, мы были бы воз­на­граж­де­ны вы­со­чай­ши­ми до­сти­же­ни­я­ми»,

— Се­не­ка

Се­не­ка, жив­ший с 4 года до н. э. до 65 года н. э., был рим­ским фи­ло­со­фом-сто­и­ком, го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем и дра­ма­тур­гом.

Недав­но я про­чи­та­ла на­блю­де­ния Се­не­ки о непро­дол­жи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, и на пер­вый взгляд един­ствен­ное, что можно сде­лать после этого, — сроч­но уво­лить­ся, по­сколь­ку любой труд «на дядю» на­чи­на­ет вос­при­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но как трата дра­го­цен­но­го вре­ме­ни.

  1. Урок №1
  2. «Люди ценят день­ги, по­сколь­ку с их по­мо­щью они могут на­нять дру­гих людей или ку­пить их услу­ги, но со­вер­шен­но не ценят время, как будто оно ни­че­го не стоит. По­это­му не идите за тол­пой, и, если вам ка­жет­ся, что штор­ма, с ко­то­ры­ми при­хо­дит­ся бо­роть­ся, уже вам не по воз­рас­ту, оставь­те дела и уда­ляй­тесь в мир­ную га­вань»,
  3. — Се­не­ка

Од­на­ко пе­ре­чи­тав его мысли, я об­на­ру­жи­ла, что смот­рю на них со­вер­шен­но иначе. Стоик воз­вра­ща­ет нас к ба­наль­ной мысли: время дра­го­цен­но, и не толь­ко то время, ко­то­рое мы при­вык­ли счи­тать сво­бод­ным, а во­об­ще все время.

  • Урок №2
  • «Когда бо­гат­ство сва­ли­ва­ет­ся на непод­хо­дя­ще­го че­ло­ве­ка, оно мгно­вен­но рас­тра­чи­ва­ет­ся, скром­ное же со­сто­я­ние, до­став­ше­е­ся хо­ро­ше­му хра­ни­те­лю, лишь уве­ли­чи­ва­ет­ся, при­но­ся поль­зу. То же и наша жизнь — если жить с умом, она про­дле­ва­ет­ся»,
  • — Се­не­ка

Так как же пра­виль­но жить? Ос­нов­ные ре­ко­мен­да­ции Се­не­ки та­ко­вы: нужно от­во­дить до­ста­точ­но вре­ме­ни на досуг, глав­ным при­о­ри­те­том долж­но быть по­ни­ма­ние себя, и, кроме того, не стоит от­да­вать самый цен­ный ре­сурс тому, кто его не ценит.

Зву­чит вдох­нов­ля­ю­ще, но не очень прак­тич­но. Всем хо­чет­ся не жить в дол­гах, хо­ро­шо пи­тать­ся, по­ку­пать книги и пу­те­ше­ство­вать. По­че­му мы ра­бо­та­ем? Ответ на этот во­прос дает воз­мож­ность в любой мо­мент, когда по­ка­жет­ся, что ори­ен­ти­ры по­те­ря­ны, огля­нуть­ся и вспом­нить, ради чего все де­ла­ет­ся.

  1. Урок №3
  2. «Вспом­ни, когда ты по­след­ний раз сам рас­по­ря­жал­ся собой, когда на твоем лице было его есте­ствен­ное вы­ра­же­ние, когда твой ум был без­мя­те­жен, сколь­ко раз ты, сам того не по­ни­мая, гра­бил свою жизнь, сколь­ко всего ты по­те­рял, сле­дуя со­блаз­нам об­ще­ства, и как мало тебе оста­лось для себя»,
  3. — Се­не­ка
  4. Нам не обя­за­тель­но гра­бить себя, не осо­зна­вая по­терь — вме­сто этого мы можем по­ме­нять под­ход к ра­бо­те, чтобы по­тра­чен­ное на нее время оста­ва­лось в нашем рас­по­ря­же­нии.

Помня о пре­ду­пре­жде­ни­ях Се­не­ки и при­ме­няя их к со­вре­мен­ной жизни, можно на­пол­нить ра­бо­ту чув­ством глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти, эн­ту­зи­аз­мом и но­виз­ной. Рань­ше я ра­бо­та­ла гор­нич­ной на част­ной яхте.

Стан­дар­ты были очень вы­со­ки­ми, при­хо­ди­лось тра­тить на убор­ку кучу вре­ме­ни, вклю­чая чист­ку за­тир­ки между плит­ка­ми ват­ной па­лоч­кой.

Сна­ча­ла это вре­мя­про­вож­де­ние ка­за­лось мне со­вер­шен­но невоз­мож­ным, но позже друг дал мне совет: «Сде­лай так, чтобы это было твое время».

Средства определяют природу цели

Урок №4

«Мы всю жизнь су­е­тим­ся, уста­вая от на­сто­я­ще­го и бес­по­ко­ясь по по­во­ду бу­ду­ще­го, Но че­ло­век, ко­то­рый все свое время тра­тит на себя, ко­то­рый живет каж­дый день как по­след­ний, не бо­ит­ся зав­траш­не­го дня и не ждет его. Каких новых ра­до­стей ждать ему от сле­ду­ю­ще­го часа?»,

— Се­не­ка

Этот совет все из­ме­нил. Я за­ду­ма­лась, как можно ис­поль­зо­вать эти часы? Во-пер­вых, я ку­пи­ла плеер, за­гру­зи­ла туда несколь­ко лек­ций Алана Уотса и вошла в мра­мор­ные хо­ро­мы, ко­то­рые мне пред­сто­я­ло дра­ить, со­всем в дру­гом на­стро­е­нии.

Моя по­верх­но­сти, я со­сре­до­та­чи­ва­лась на ды­ха­нии, по­ли­руя их, слу­ша­ла лек­ции, вы­ти­рая, об­ду­мы­ва­ла услы­шан­ное.

И по­лу­чи­лось, что я боль­ше не трачу день на бес­смыс­лен­ное дело, на­про­тив, мне пла­тят, а я фи­ло­соф­ствую прямо на ра­бо­чем месте.

Урок №5

«Ис­тин­ное сча­стье — на­сла­ждать­ся на­сто­я­щим, не бес­по­ко­ясь о бу­ду­щем, не пре­да­вать­ся ни на­деж­де, ни стра­ху, но удо­вле­тво­рят­ся тем, чего у нас и так до­ста­точ­но.

Все ве­ли­чай­шие блага че­ло­ве­че­ства — внут­ри нас и в пре­де­лах нашей до­ся­га­е­мо­сти.

Муд­рый че­ло­век до­во­лен своей судь­бой, какой бы она ни была, и не же­ла­ет того, чего у него нет»,

— Се­не­ка

Ду­хов­ный учи­тель Эк­харт Толле ис­поль­зу­ет эту идею при ра­бо­те с лю­дь­ми, ко­то­рые чув­ству­ют, что ра­бо­та их не вдох­нов­ля­ет. Он пред­по­ла­га­ет, что в таком слу­чае уси­лия лучше на­пра­вить не на по­пыт­ку найти поль­зу в самой ра­бо­те, а ис­поль­зо­вать ра­бо­чую среду в ка­че­стве фона, как воз­мож­ность по­прак­ти­ко­вать­ся в осо­знан­но­сти.

Этот тип прак­ти­ки как раз под­хо­дит для про­сто­го неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда. Неко­то­рые на­вер­ня­ка ходят на лю­би­мую ра­бо­ту. Утром они под­пры­ги­ва­ют на кро­ва­ти от нетер­пе­ния, какую же новую ра­дость при­не­сет пред­сто­я­щий день.

  • Од­на­ко дру­гие живут в иной ре­аль­но­сти, в ко­то­рой неин­те­рес­ная, воз­мож­но, вре­мен­ная ра­бо­та слу­жит кон­крет­ной цели: опла­тить счет, ку­пить билет или про­фи­нан­си­ро­вать сле­ду­ю­щий про­ект.
  • Урок №6
  • «Обыч­но он за­став­лял себя тру­дить­ся с по­мо­щью уте­ши­тель­ной, хотя и лож­ной мысли, что в один пре­крас­ный день он за­жи­вет для себя»,
  • — Се­не­к

Это наш выбор: злить­ся и ску­чать на ра­бо­те или на­чать жить для себя прямо сей­час. Се­не­ка пы­та­ет­ся по­мочь, пе­ре­да­вая ощу­ще­ние тра­ге­дии по­те­рян­но­го вре­ме­ни — пока мы от­кла­ды­ва­ем жизнь на потом, оно про­сто ис­па­ря­ет­ся.

  1. Урок №7
  2. «В беде ли, в про­цве­та­нии — при­чи­ны для бес­по­кой­ства все­гда най­дут­ся. Жизнь будет че­ре­дой забот, и мы будем ждать от­ды­ха, но ни­ко­гда его не уви­дим»,
  3. — Се­не­ка
  4. Сде­лав выбор и решив ис­поль­зо­вать каж­дый час бодр­ство­ва­ния в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах, неза­ви­си­мо от того, какие нас свя­зы­ва­ют обя­за­тель­ства, мы можем пол­нее ис­поль­зо­вать от­ве­ден­ное нам дра­го­цен­ное время.

Кон­крет­ный спо­соб у каж­до­го свой. На­при­мер, я де­ла­ла неболь­шой пе­ре­рыв в ра­бо­те, чтобы выйти на улицу и по­ме­ди­ти­ро­вать. Во время обеда я бе­га­ла, пла­ва­ла или чи­та­ла книгу, а по воз­вра­ще­нии ела.

Когда мне нужно было ча­са­ми гла­дить, я вни­ма­тель­но сле­ди­ла за своей позой, а когда кол­ле­ги что-то го­во­ри­ли, ста­ра­лась по­нять, что они пы­та­ют­ся со­об­щить, не огра­ни­чи­ва­ясь про­из­но­си­мы­ми ими сло­ва­ми.

И в конце дня меня на­сти­га­ло ощу­ще­ние покоя.

Это зна­чи­ло, что мне уда­лось сте­реть гра­ни­цу между ра­бо­той и лич­ным вре­ме­нем, и мне дей­стви­тель­но ка­за­лось, что я живу пол­но­цен­но и ни­че­го не от­кла­ды­ваю на зав­тра. И если это то, к чему мы стре­мим­ся, — на­учить­ся жить, — то нужно на­чи­нать прямо сей­час. опубликовано econet.ru

  • Урок №8
  • «Жизнь — на­и­ме­нее важ­ная де­я­тель­ность за­ня­то­го че­ло­ве­ка, но жить бы­ва­ет так труд­но на­учить­ся. В дру­гих делах легко найти ру­ко­вод­ство, а учить­ся жить при­хо­дит­ся всю жизнь»,
  • — Се­не­ка
  •  Нэта­ли Дол­лин
  • Под­го­то­ви­ла: Тая Аря­но­ва  

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Человек для общества или общество для человека?

Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?

На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.

В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего.

Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование заграницей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взятничество, невежество.

Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает некрасивую правду представителям «века минувшего» в лицо. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим.

Читайте также:  Сочинение всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде

Это трагическая история о том, когда человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.

Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С.

Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя» благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю.

Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему.

Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.

По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.

«Цель и средства»: «Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?

На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?

Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.

Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М.

Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы.

Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.

Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет.

Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла.

Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?

Мне кажется, что каждую цель стоит проверять теми средствами, которыми она может быть достигнута. Если дорога к результату проходит через чужие страдания, может быть это ложная цель?

«Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?

Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца.

Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот.

Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.

Больше века спустя слова классика всё ещё актуальны. Да, равнодушие — это, безусловно, паралич души. Человек, безучастный к другим, умер при жизни. Вспомним, к примеру, Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович — холодный и расчетливый человек, которому нет дела до страданий окружающих его людей.

Его не интересует судьба несчастной Бэлы: как только Печорин добивается любви гордой черкешенки, герой теряет к ней интерес и девушка погибает.

По ходу повествования мы узнаём о трагедиях, виной которых становится равнодушный эгоист Печорин: смерть Грушницкого, обман княжны Мэри, мучения любимой Веры… Но Григорий Александрович сам понимает, что он «нравственный калека», поэтому не дорожит своей жизнью.

Можно сказать, что равнодушие лермонтовского героя — это действительно паралич души, который и привёл к преждевременной смерти, сначала метафорической, как друга и возлюбленного, а потом и к фактической, когда Печорин сознательно уезжает в Персию, где ему суждено погибнуть.

Обратимся также к повести Н.В. Гоголя «Шинель», герой которой тоже сталкивается с «параличом души» окружающих. Тихий и беззлобный Акакий Акакиевич, отказывая себе во всём, наконец-то стал обладателем долгожданной новой шинели.

Когда грабители сняли с Башмачкина его обновку, безответный чиновник ищет защиты и помощи у значительного лица. Но генерал «распекает» несчастного человека и прогоняет прочь, «после чего Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

Смерть бедного одинокого чиновника — ещё одно печальное следствие человеческого равнодушия.

Да, мы все понимаем, что нельзя помочь каждому, кто нуждается в помощи. И всё-таки может нам стоит начать исцеляться от «паралича души» и стараться не проходить мимо чужой беды?

«Можно ли простить измену»?

Трудно встретить человека, который не знает, что такое измена. Предательство, второе её имя, мелькает и в художественных произведениях, и в документальных фильмах и, увы, встречается в реальной жизни.

Измена имеет множество форм: измена любимому человеку, себе, другу, долгу… Но какое бы обличье она не приняла, возникает вопрос: как относиться к тому, кто нарушил верность? Можно ли простить измену или нет?

Мне кажется, что однозначный ответ дать нельзя. Всё зависит от мотива и последствий содеянного. Рассмотрим, к примеру, измену в рассказе А.П. Платонова «Возвращение».

Алексей Иванов, возвращающийся с войны, не готов после тягот фронтовой жизни вновь стать мужем и отцом. Встретив девушку Машу, он остаётся на два дня в её городе. Когда же мужчина приезжает к жене и детям, он узнаёт, что супруга в его отсутствие была близка с другим.

Главный герой собирается уехать к Маше, начать новую жизнь, но увидев бегущих за поездом своих ребятишек, одумывается. Почему он смог простить измену жены? Иванов осознал свой долг перед Любовью Васильевной и детьми.

Скорее всего, Алексей вспомнил слова жены о том, что у неё в момент слабости умирала душа, умирала от непосильного труда и ответственности за их детей.

Вспомним другой пример измены. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» солдат Крыжнёв собирается выдать фашистам взводного командира.

Предатель, чтобы сохранить свою жизнь, хотел изменить своему воинскому долгу. Можно ли было простить эту измену? Нет, потому что это повлекло бы смерть сослуживца и, возможно, других людей.

Алексей Соколов, главный герой произведения, убивает изменника, чтобы спасти товарища.

Измена — это всегда предательство, потому что в её основе всегда лежит обман, который оборачивается чьей-то душевной болью. Стоит ли прощать измену? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, вправе давать только те, кто от неё пострадал.

(278 слово)

«Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» [Смелость и трусость]

Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…

Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Читайте также:  Анализ книги «декамерон» (д. боккаччо)

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Вопрос о том, что считать смелостью или безрассудством, трусостью или благоразумием каждый решает для себя сам. Но может быть, любой поступок должен быть обдуманным, а риск — оправданным?

(316 слов)

Решу огэ

Задание 24 № 31

Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.

Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.

На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены.

Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву.

Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки.

Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

(По А. Печчеи)

1

Задание 21 № 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

  • В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:
  • 1) наступление человека на основные виды растений и животных;
  • 2) рост потребностей человеческого общества;
  • 3) научно-техническая революция.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

2

Задание 22 № 27

Какие компоненты природной среды выделяет автор? Укажите их. Какую оценку их состоянию он дает? (Укажите любую одну оценку одного из компонентов). Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

Пояснение.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  2. 1. Компоненты:
  3. — высшие виды растений и животных, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей;
  4. — виды, которым человек не смог найти непосредственное применение;
  5. — нетронутая дикая природа.
  6. 2. Оценка, например:

— «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.»

  • 3. Постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества так как:
  • — истощаются запасы природных ресурсов;
  • — уничтожается природа — естественная среда обитания человека.
  • Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

3

Задания Д28 C3 № 28

Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

Пояснение.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
  2. Постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества так как:
  3. 1) истощаются запасы природных ресурсов;
  4. 2) уничтожается природа — естественная среда обитания человека.
  5. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

4

Задание 23 № 29

В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.

Пояснение.

  • Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  • 1) ответ на первый вопрос: когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире;
  • 2) крупнейшие научно-технические достижения человечества в XX в.:
  • а) электронные вычислительные машины;
  • б) расщепление ядра кладет начало атомной технике;
  • в) развивается ракетная техника;
  • г) происходит освоение космического пространства;
  • д) рождается и получает широкое применение телевидение;
  • е) создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами;
  • ж) успешно осуществляется пересадка органов животных и человека.
  • Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · ПомощьСпрятать пояснениеПояснение.

  1. Могут быть даны следующие объяснения:
  2. 1) дикая природа — сердце духовного мира, главное пространство жизни;
  3. 2) традиция привела к идее благотворного уединения в дикой природе;

3) в традиции русской поэзии воспевать священность русской природы. Это мы видим в стихах М. Ломоносова, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Козлова, И. Никитина, М. Волошина, П. Орешина, И. Северянина;

4) дикую природу интуитивно почитают как сакральное пространство, хотя чаще об этом не задумываются. Дикую природу можно рассматривать как совершенно иную, чуждую нам цивилизацию необычного вида и необычной сущности. Она часто недоступна пониманию и непостижима;

5) так как мир и вся дикая природа созданы Богом и принадлежат Богу, то человек не имеет права производить в ней изменения и менять божественный порядок. Наоборот, он обязан ценить и беречь дикую природу , так как она ценится Богом. Таким образом, защита дикой природы является религиозным долгом.

Возможны и иные пояснения, близкие по смыслу.

Спрятать критерииКритерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента) 2
Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов) 1
  • Дан только правильный ответ.
  • ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).
  • ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.
  • ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
  • ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

21-24. Задания по тексту

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы смысложизненную, универсальную и партикулярную.

Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства достижения этих целей, а потому выполняют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения.

Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях.

Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях.

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они — продукт социализации личности, ее предшествующего опыта.

Они же главные регуляторы социального поведения людей, а значит — общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т. п.

); ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности); коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности); ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие); ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы, привилегии); демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности религиозные; традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности); ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершение.

Читайте также:  Образ маленького человека в рассказе Чехова «Смерть чиновника»

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей.

Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.
(По Г.Г. Куликовой)

Средства обучения начальному естествознанию – естествознание

Обратите внимание на подстраницу!  Она выделяется внизу данной страницы! 

Под средствами
обученияпонимается совокупность
ма­териальных учебно-методических объектов, которые исполь­зуются для передачи
и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся.

К средствам обучения естествознанию можно
отнести сле­дующие группы учебно-методических пособий:

Вербальные:

1)учебные программы;

2)учебники,
учебные пособия, методические пособия для учителя;

3)рабочие
тетради, тетради для контрольных работ, «Днев­ники наблюдения», хрестоматии,
книги для чтения, спра­вочники, определители.

Наглядные:

1) изображения и
отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;

2) натуральные объекты неживой и живой
природы;

3) аудиовизуальные
средства (грамзаписи, видеофильмы и т.д.);

Вспомогательные:

1)средства
для проведения лабораторных опытов: прибо­ры, посуда, реактивы, лабораторные
принадлежности;

2)технические
средства обучения (по С.Г. Шаповаленко).

Средства обучения, входящие в состав системы
для препо­давания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи оп­ределяются
прежде всего содержанием, методикой препода­вания, особенностями усвоения
предмета, а также функцио­нальными свойствами отдельных средств обучения. Такие
связи порождают целостность, структурность и относитель­ную автономность
системы (Голов В. П.).

Вербальные средства обучения. Наша
страна обладает богатейшими традициями в области разработки теории создания
школьных учебников и другой дидактической и методологической литературы. Одна
из лучших в мировой научно-педагогической литературе книг, посвященных
школьному учебнику, создана Д.Д. Зуевым.

          Учебник является наиболее
важным средством обучения. Он связан со всеми другими средствами
непосредственно или опосредованно, и, прежде всего с программой, содержание
которой представляет в конкретном виде, одновременно уточняя, развивая и
совершенствуя ее, оказывая обратное воздействие.

Главная идея, вокруг которой
группируется учебный материал, — идея целостности окружающего мира. Учебник связан и с другими
вербальными средствами обучения: рабочими тетрадями на печатной основе, теста­ми
для проверочных работ и др. Он стимулирует возникно­вение этих средств,
определяет их содержание и методику построения.

          Все
виды печатных пособий являются необходимым до­полнением к учебной книге.
Материал этих пособий должен конкретизировать, несколько развивать материал
книги, но не составлять другого рода сведений и работ, не связанных с
программой и перегружающих учащихся.

Содержание учебных пособий должно
учитывать фонд применяемых в школе наглядных объектов и средств для
воспроизведения явлений.

Наглядные средства обучения естествознанию. Принцип
наглядности был обоснован Я. А. Коменским еще в XVII в. Он писал в «Великой
дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами,
подоб­но тому как… дерево — с корой, плод — вместе с кожи­цей».

Большое значение
применению наглядных пособий в обучении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В
предисловии к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель
показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке».                                                     .

Наглядные средства обучению естествознанию
можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения (В.М.
Пакулова, В.И. Кузнецова).

А) Натуральные объекты

Натуральные объекты
играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место
на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают
сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.

Кживым объектам
относятся комнатные растения и жи­вотные уголка живой природы. При
организации уголка живой природы и работы в нем учащихся необходимо
руководствоваться следующими тре­бованиями:

■   доступность
материала возрасту учащихся;

■   краеведческий
подход в подборе материала;

■   принцип
сезонности в работе;

■   общественно
полезная направленность.

■   Отбор
растений для оборудования уголка осуществляется с учетом требований школьной
программы и обязательного минимума содержания образования.

Если в школе есть возможность содержать
животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы.

На
базе уголка живой природы возможно проведение дли­тельных наблюдений и
исследовательских работ с младшими школьниками.

Большую роль играют растения и
животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому
существу, в формировании природоохранных умений и на­выков.

Фиксированные объекты
живой природы могут использо­ваться на уроках
естествознания в качестве демонстрацион­ного или раздаточного материала.

Для начальной школы созданы гербарии
дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме них учитель
может пользоваться и гербариями растений различ­ных природных зон по курсу
географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.

На уроках по изучению разнообразия и
размножения жи­вотных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц,
влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа,
цыпленка).

К объектам неживой природы,
которые необходимо иметь в классе, относятся
коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо
фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных иско­паемых и почв
своего края, которые нетрудно изготовить самим детям.

Б) Искусственные и изобразительные наглядные пособия

Это средства, воспроизводящие натуральные
объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.

Модели
(макеты) — «это материально
реализуемая сис­тема объектов и явлений, существующих в реальной дейст­вительности.
В процессе познания они занимают промежу­точное положение между натуральными
объектами и изобра­жениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.

д., спо­собствуя
формированию представлений…». Модели обычно не передают точную величину
предмета. В начальной школе используются статические, дейст­вующие и разборные
модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине
наглядных пособий.

Муляжи (слепки)
— это модели предмета в натуральную величину
точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего
содержания.
Близки к объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют
односторонний объем. К ним отно­сятся системы органов дыхания, кровообращения,
строе­ние кожи и др.

Плоскостные
пособия
воспроизводят натуральные объ­екты или их знаковые заместители с помощью
двухмерного изображения.

Статические пособия
не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы,
картины, фото­графии, слайды, географические карты, которые широко используются
в преподавании начального курса естествозна­ния.

Географические карты
формируют у детей пространствен­ные
представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на
ней природных объектов. Гео­графические объекты на карте обозначены при помощи
оп­ределенных знаковых символов, т.е.

обладают высокой сте­пенью абстракции.

Аудиовизуальные средства обучения.

Эти
средства включают экранные,передающие информа­цию
через зрительный анализатор; экранно-звуковые,
воз­действующие одновременно на зрительный и
слуховой анализаторы и звуковые пособия,
которые передают инфор­мацию через орган слуха. К экранным пособиям относятся диафильмы и диапози­тивы, которые
широко используются при изучении естество­знания в начальной школе.

Диапозитивы — это черно-белые или цветные позитивные
фотографические изображения на прозрачном материале (чаще на пленке),
предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора. Диапозитивы
одни из самых ранних экранных пособий, не потерявшие своего значения до
настоящего времени. Это объясняется тем, что они пере­дают на экране
натуральные объекты без искажений.

Диафильмы— это учебные фильмы, составленные из диа­позитивов,
объединенных одной общей темой. Кадры диа­фильма снабжены краткими субтитрами.
Для начальной школы выпущена серия диафильмов, освещающих различ­ные темы курса
природоведения.

Для показа диафильма или диапозитивов нужен
диапро­ектор. Он должен обладать достаточной мощностью, чтобы не требовать
затемнения кабинета. В противном случае учи­телю в ходе урока придется
нерационально расходовать вре­мя, выключая и включая свет.

Методические требования к демонстрации
экранных по­собий следующие:

■   перед
просмотром учитель ставит познавательную за­дачу, которая решается в процессе
просмотра;

■   не
следует демонстрировать без перерыва более 7-8 кад­ров, чтобы удержать
устойчивое внимание детей;

■   фрагменты
диафильма или кадры диапозитивов могут демонстрироваться на различных этапах
урока;

■   для
активизации познавательной деятельности детей при закреплении материала можно
закрыть субтитры и попросить учащихся «озвучить» кадры.

Экранно-звуковые
средства обученияпомогают увидеть
динамику развития природных процессов. А.А. Половинкин отмечал, что за 10-15
мин демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации рассчи­танной
на урок. Это доказывает, что учебные фильмы эконо­мят время и повышают
производительность педагогического труда.

Наиболее рационально использовать на уроке видеофиль­мы. Их
показ не требует затемнения класса; при необходи­мости учитель может замедлить
или ускорить просмотр ви­деофильма, остановить или вернуть кадр.

Звуковые
средства обучения

Ссылка на основную публикацию