Сочинение: Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

(416 слов) Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» затронул проблему красоты.

У такого очевидного понятия двойственная сущность: с одной стороны, приятная внешность всегда привлекает внимание и становится показателем для оценки человека; с другой стороны, внешность обманчива, и подлинно прекрасной может быть только душа, скрытая за оболочкой из белил и румян.

Каждый из нас видит свою красоту, и увиденное зависит от степени нашего духовного развития. Автор попытался возвысить своего читателя и показать, что прелесть человека заключается не видимости, а в сущности.

Например, весьма показательным становится изображение княжны Марьи. Внешне она некрасива: у нее болезненная худоба, тяжелая поступь, невыразительное лицо (за исключением глаз).

Она не умеет стильно одеваться и держать себя в обществе мужчин. Она грустна и замкнута, поэтому кавалеры и не заметили бы ее, как не заметил светский щеголь Анатоль, которому она не приглянулась.

Мнение персонажей о ней выражается в одной фразе: 

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство». 

Но глаза Марьи, прекрасные и лучистые, были «привлекательнее красоты», как отметил сам автор. В них выражалась духовность девушки, вся ее добрая и благородная душа. Ее поступки говорят сами за себя.

Годами она терпела нападки отца и делала все возможное, чтобы угодить ему, но не из корысти, а по любви. Она же принимала божьих людей и помогала им. Она же хотела отдать бунтующим крестьянам господский хлеб. Она же посвятила всю себя семье и детям.

Словом, Марья красива изнутри, и эта красота нетленна. Героиня всегда будет прекрасной женой и матерью. Ее лучистые глаза подарят людям тепло ее сердца.

Аналогичный пример мы видим в семье Ростовых. Наташа пришла на свой первый бал неуклюжим подростком с большим ртом и худыми плечами. Но даже тогда Андрей Болконский отметил, что такую необычную девушку очень скоро возьмут замуж.

Было в ней что-то внутреннее, неосязаемое, то, что отличало ее от других — бурная энергия жизни, которая вырывалась в движениях и мимике.

В отличие от мраморной, неживой красоты Элен, прелесть Наташи шла от души, способной любить и принести себя в жертву.

Но есть в романе и другие примеры, доказывающие, что внешняя красота далеко не всегда сопутствует внутренней.

Так, Элен Курагина, светская львица и прекраснейшая женщина, была эгоистичной, алчной и жестокой героиней, поэтому ее описание больше напоминает описание статуи, а не человека.

Ее не трогают людские судьбы, она зациклена на себе и своей роскоши. Поэтому ее смерть для мужа стала не горем, а избавлением.

Таким образом, внутренняя красота человека является единственной истинной красотой — таков посыл романа. Внешность играет далеко не определяющую роль в формировании образа человека. Прелесть не столько видят, сколько чувствуют сердцем.

Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья.

Среди вопросов, на которые он ищет ответы, немаловажны и такие: “Что есть красота человека? В чем она состоит?” Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская – каждый по-своему создает красоту своей души.

У каждого из них своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения и поиски. Но наиболее ярко

и целостно, на мой взгляд, внутренняя красота человека передается Толстым в образе княжны Марьи. Общеизвестно, что Толстому очень важна была “мысль семейная”. Он любил ее не только в “Анне Карениной”, но и в “Войне и мире”. Откуда берется в человеке внутренняя красота?

Наверное, она – плод воспитания, результат всего уклада жизни семьи, в которой человек растет. С княжной Марьей мы встречаемся первый раз в родовом имении Болконских – Лысых Горах. Жизнь ее нелегка. Матери у нее нет. У отца, величественного, гордого старика-вдовца, дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью.

По его мнению, “есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум”.

Главное условие деятельности для него – порядок, который доведен в его доме до “последней степени точности”. Старый князь теперь в опале, потому безвыездно живет в имении.

Вместе с ним вынуждена жить затворницей, вдали от света, в уединении, в молитве его дочь.

Жизнь княжны, как и жизнь отца, идет по строгому расписанию. Представляя княжну, автор сразу обращает наше внимание на ее “теплый, кроткий взгляд”, “большие, лучистые глаза”, которые светятся добрым и робким светом.

“Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным”. Глаза ее прекрасны даже тогда, когда она плачет, гаснут они лишь от стыда.

К этим лучистым, прекрасным глазам Толстой будет возвращаться на протяжении всего романа.

Полагаю, потому, что глаза – зеркало человеческой души. Такими же лучистыми глаза порой бывают у князя Андрея. Видимо, это семейная, родовая черточка. Но у князя Андрея, вращающегося в наскучившем ему свете, глаза научились скрывать то, что есть истинного в его душе.

Его взгляд куда чаще бывает скучающим, надменным, презрительным, брезгливым. В сцене сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье мы узнаем, что девушка некрасива.

Здесь впервые из уст Анатоля прозвучит: “Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива?” Именно в этот момент княжну пытаются приукрасить, она сердится на окружающих, ей стыдно: “прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами”.

Старый князь в присутствии гостей резко скажет дочери: “Это ты для гостей так убралась, а?., впредь не смей переодеваться без моего спросу… ей уродовать себя нечего – и так дурна”.

А Анатоль подумает про нее: “Бедняга! Чертовски дурна!” Впрочем, княжна некрасива для Анатоля, даже для собственного отца, но не для автора. Почему? Ответ напрашивается сам собой.

Для Толстого красота – категория прежде всего нравственная, это то, что идет от внутреннего мира человека, а он в княжне прекрасен. Старый отец часто до боли жесток, бестактен по отношению к дочери.

Она боится его, но тем не менее нежно любит старика и даже брату не признается, что ей нелегко подчиняться почти военной дисциплине отцовского дома.

Она не знает другой жизни, кроме терпения и помощи “божьим людям”.

Отец не хочет, чтобы она “была похожа на наших глупых барынь”. Он занимается ее образованием, следит за ее перепиской, чтобы много вздору не писала, за кругом ее чтения, лишая ее какой-либо свободы. Но она кротко сносит все его чудачества.

Авторитет отца для нее непререкаем: “Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению”. Так же нежно и преданно любит она брата. Когда тот уходит на войну, единственное, что остается сестре, – молиться за него и верить, что образок, который еще их дедушка сохранял на всех войнах, убережет и Андрея.

Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть “беднее самого нищего из нищих”. Княжна тонко чувствует человеческую природу. Она защищает Лизу перед Андреем: “Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне в ее положении.

Это тяжело”. И просит его не судить жену строго. Отказывая Курагину, княжна заявляет, что ее желание – никогда не расставаться с отцом, искренне полагая при этом, что счастье в самопожертвовании. И это не просто теоретические рассуждения. Став крестной матерью Николеньки, она по-матерински за ним ухаживает, не спит ночами у постели больного мальчика.

Не менее самоотверженно ходит она за больным отцом. Толстой всегда беспристрастен к тем героям, которых любит. Рассказывая о Пьере Безухове, Андрее и Марье Болконских, он раскрывает их тайные чувства, настроения, мысли, говоря обо всем прямо и честно. Но критичнее всего, мне кажется, он относится к княжне Марье.

Читая о постыдных ее мыслях, когда она денно и нощно находится у постели смертельно больного отца, понимаешь, что она – живая, а не святоша, что ей не чужды естественные для человека слабости.

Вглядываясь в лицо больного отца, она думала: “Не лучше бы конец, совсем конец”, “… она следила, часто желая найти признаки приближения к концу”.

Более того, в ней проснулись все дремавшие, забытые личные желания и надежды.

Она задается вопросом, как после его смерти устроить свою жизнь. Княжна Марья ужасается тому, что творится в ее душе, мучается, стыдится, но не может перебороть себя несмотря на то, что ей так страшно потерять отца.

Смерть старого князя раскрепощает Марью, но вместе с тем в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Не зря старый князь ее воспитывал – его дочь стала сильной и деятельной женщиной.

Самопожертвование – вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.

А какова уродливо-прекрасная княжна Марья в послевоенной жизни? Встретив и полюбив Николая Ростова, она настолько преображается, что с этого момента и до конца романа Толстой уже ни разу не скажет, что княжна некрасива.

Наоборот, все, что Толстой говорит теперь о внешности княжны Марьи, показывает, сколь она прекрасна: “Глаза осветились новым, лучистым светом”; “полным достоинства и грации движением она… протянула ему свою тонкую, нежную руку”; когда она молится, на лице ее появляется “трогательное выражение печали, мольбы и надежды”.

Оставшись один, Николай вспоминает “бледное, тонкое, печальное лицо”, “лучистый взгляд”, “тихие, грациозные движения” княжны Марьи. И мы видим, что любовь преображает человека, делает его прекрасным не только внутренне, но и внешне.

Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах “ненарушимо правильна”. Княжна Марья обрела семейной счастье, став графиней Ростовой. Ее семья крепка, потому что основана на постоянной духовной работе графини, имеющей целью только “нравственное добро детей”.

Это удивляет и восхищает Николая.

Во имя сохранения мира в семье она не спорит и не осуждает мужа даже тогда, когда не согласна с ним. Роман “Война и мир” писался автором в переломную для России эпоху 60-х годов XIX века.

В нем Толстой продолжает дискуссию того времени о роли женщины в обществе, о том, какой ей надлежит быть, /[умается, что княжна Марья для автора – идеал нравственно красивой женщины.

Читайте также:  Образ Сони в романе Толстого «Война и мир»

Наверное, для того чтобы еще и еще раз подчеркнуть’ важную для него мысль – человек красив внутренней красотой, которую он создает сам, своей духовной работой, – и создал Толстой образ княжны-дурнушки.

(2 votes, average: 5.00

Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» – Лев Николаевич Толстой – Сочинения

  1. «Война и мир» как философское произведение.
  2. Внутренняя и внешняя красота,
  3. Положительные и отрицательные герои.
  4. Истинная красота — гармония с собой и миром.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — сложное философское произведение.

Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека.

С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны.

Интересно, что автор делит своих героев не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней.

Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

Внешняя красота — это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота — это красота души, а это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое.

Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Истинная красота — это красота внутренняя, а ложная красота — это внешность, которая так часто бывает обманчива.

Истинное и ложное тесно переплетаются друг с другом в романе Толстого.

Истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Кураги-ной и Наташи Ростовой.

Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Единственное, что настораживает в Элен, так это ее улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен — это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А Наташа — это ребенок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеется и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: ей нужны деньги на балы, театры, гостей и многочисленных любовников. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела.

Духовную красоту человека Толстой показывает и на примере Пьера, одного из главных героев романа. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях.

Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя.

А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.

Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место.

Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого.

В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку.

А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок — это вполне по плечу герою. Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда.

Истинная красота человека — стремление к миру, к гармонии с собой и окружа-ющими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к 13 самопожертвованию. Внутренняя красота — дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Проблема внешней и внутренней красоты в романе «Война и мир»

Что важнее для человека — красота внешняя или внутренняя? Этим вопросом часто задавались русские классики, например Толстой в романе «Война и мир». 

Характерная особенность стиля писателя — выявление истинного облика вещей, противопоставление прекрасного и безобразного — в жизни, в мыслях людей, в их наружности.  При этом внешняя непривлекательность героев Толстого зачастую контрастирует с красотой их внутреннего мира. 

Одной из таких героинь является в романе Марья Болконская. Вот один из её портретов:

зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза её, всегда грустные, теперь особенно безжизненно смотрели … 

Однако героиня привлекает нас богатством внутреннего мира, добротой, смирением, своими нравственными качествами. Она заменяет мать маленькому Николеньке, поддерживает во всём князя Андрея, с большим терпением ухаживает за умирающим отцом. Вся жизнь её проходит в непрерывных трудах, учении, размышлениях о добре и зле. Душевное богатство княжны Марьи отражается в её больших, лучистых глазах. 

Встреча с Николаем Ростовым, зарождающееся чувство любви преображают героиню. В лице её появляется «нежность и свет, в движениях — грация и достоинство, в голосе — «новые, женские грудные звуки».

Став женой Николая Ростова, она обретает личное счастье. Однако она продолжает жить напряженной духовной жизнью, занимается воспитанием детей, искореняет дурные качества мужа (грубость и вспыльчивость). 

Тип бездушной, пустой красоты воплощён в образе Элен Безуховой. Она обладает яркой, эффектной внешностью, вызывая неизменный восторг окружающих. Вот как Л. Н. Толстой описывает её:

Элен была так хороша, что не только не было заметно в ней и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту.

Внешность героини также контрастирует с её внутренним миром. Элен глупа, безнравственна, цинична. Выйдя замуж по расчёту, она делает несчастным Пьера. Откровенно скучая, она заводит роман с Долоховым, и Пьер вынужден вызвать его на дуэль, защищая честь своей семьи. Именно Элен способствует тому, что Наташа Ростова попадает в сети Анатоля. 

Авторское отношение к этой героине вполне определённо: портрет её статичен. Как отмечает Н. Г. Долинина, «Толстой подчёркивает её мраморные плечи, её постоянную одинаковую улыбку — она проходит через всю книгу не как живая женщина, а как красивая статуя … »

Эти характерные детали обнажают бессодержательность внутреннего мира Элен, её пустоту, полное отсутствие в душе её каких-либо чувств и нравственных представлений. 

Тип пустой красоты воплощён в романе и в образе Анатоля Курагина. Обладая яркой, привлекательной внешностью, он пользуется большим успехом у женской половины общества. Так, Анатоль кажется мужественным, сильным, значительным человеком даже княжне Марье (сцена сватовства).

Однако старый князь Болконский прекрасно видит сущность этого человека, считая его прохвостом, пустым светским щёголем. И автор затем подтверждает справедливость опасений своего героя.

Мы видим, что за красотой Анатоля стоят цинизм, беспринципность, внутренняя пустота. Брак с Марьей Болконской был бы для него лишь формальностью, он не смог бы сделать её счастливой.

Затем Курагин разрушает и счастье князя Андрея, решившись на интрижку с Наташей Ростовой. 

Таким образом, принцип антитезы лежит у Л. Н. Толстого и в основе композиции романа, и в основе создания образов героев.

Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

    В развитие сюжета романа “Война и мир” Толстой вкладывает главную мысль о том, что человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия и постоянное самосовершенствование. Счастье дается не само по себе – его нужно заслужить духовной работой.

Именно поэтому им награждается Наташа, а не Соня, поэтому никогда не узнала его великолепная красавица Элен и скоро оно придет к некрасивой княжне Марье.     По Толстому, безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается. Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений.

Поэтому Толстой и любит больше Наташу, чем Соню; потому княжна Марья непрестанно борется с искушениями, и ужасается греховности своих мыслей, и снова думает, и снова осуждает себя.

    В поступках Сони никогда ничего не может быть дурного. Ее мир строг и ясен: влюбившись в Николая девочкой, она твердо знает – “что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его – во всю жизнь”.

Но Николаю мало ее верной, преданной, тихой любви. Приехав домой в отпуск, он застает шестнадцатилетнюю Соню расцветшей, похорошевшей, по-прежнему любящей и благородной. “Соня…

Читайте также:  Джованни боккаччо - о чем роняешь слезы без числа: читать стих, текст стихотворения поэта классика

поразила его своей красотой”, но жениться Николай на ней даже не думает, ведь “теперь столько еще других радостей и занятий!”

    Можно ли себе представить, чтобы человек, влюбленный в Наташу, видел в жизни “столько еще других радостей и занятий”! С Наташей не может быть скучно, она каждую минуту живет полной жизнью и вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Соня “срисовывает узоры” – это ее постоянное занятие.

    Николай не восхищается ею, как Денисов восхищался Наташей. Он не делит мир на две половины: где она – там счастье, где ее нет – там уныние и темнота, как делил князь Андрей. Николай не испытывает к Соне даже того зверского чувства, которое возбуждает Наташа в Анатоле. Ростова трогает Сонина преданность, ее покорная любовь, но ведь этого все-таки мало, чтобы любить. 

    “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”… Много раз Толстой беспощадно подчеркнет, что Наташа далеко не всегда красива. Она не Элен, она бывает просто дурна, почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота – от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу.

    Стремление все делать самой, чувствовать за всех, всюду поспевать, все видеть, во всем участвовать – это страстное желание жить переполняет Наташу. Даже в своих заблуждениях и горестях она не растеряет, а увеличит свое душевное богатство и, в конце концов, принесет его Пьеру.

    Судьба любимой героини Толстого складывается таким образом, что секрет ее обаяния – жажда жизни – принесет ей и несчастье, которого так желают ее недоброжелатели. Элен и Анатоль потому сильны, что в человеке живут не только светлые, но и темные силы. На эти темные силы опираются брат и сестра Курагины.

Пьер знал, что в его чувстве к Элен есть “что-то гадкое… что-то запрещенное”, но не умел бороться с собой и горько расплатился за это. Почувствовав, что в глазах света лучше иметь мужа, чем жить одной, Элен умела настоять на своем.

Пьер несет свой крест, но не знает, что ему придется расплатиться за ошибку не только собственным несчастьем.

    Имя Безухова, его добрый взгляд, доверие Наташи к нему сыграли роль в ее отношениях с Анатолем. Наташа поддалась влиянию Элен, думая, что она с Пьером – одно, что они вдвоем одобряют ее связь с Курагиным.

    Наташе семнадцать лет, она не знает людей, даже не представляет себе, что они могут быть низки… Князь Андрей столько раз повторял ей, что она свободна…

Она не сомневается в благородстве Анатоля, в том, что он женится на ней… Но за каждую свою ошибку героиня расплачивается сполна.

Никто не может осудить ее суровее, чем это сделает она сама, когда опомнится и поймет, что натворила. Вот почему мы прощаем Наташе все: она сама не прощает себя. 

    С первой минуты увлечения Анатолем Наташа приходит в ужас, хотя ничего еще не знает о нем. Ее пугает, что между ней и ним “совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами”. Нравственным чутьем, которое она копила всю жизнь, Наташа понимает, что происходит неправильное. Но понимает она это, оставшись одна. А в театре, “под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто”.     Девушкой овладело безумие. Последний удар Наташе нанесла Соня своими справедливыми словами о том, что Анатоль, может быть, неблагородный человек, и что она скажет отцу. Где-то в самой глубине души Наташа понимает, что Соня права, но, чтобы заглушить сомнения, яростно защищает свою новую любовь. И – в ответ на слова Сони – она садится к столу и пишет записку княжне Марье о том, что она не может быть женой князя Андрея. Наташа не скрывает от Болконского свое увлечение. Все, что она делает, – искренне и честно, как бы ни было безумно.

    Этого совсем не скажешь об Анатоле, которому благородный Пьер говорит: “Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться…

” Анатоль ответит ему: “Этого я не знаю и знать не хочу”. А Наташа – знает. Она не может не думать о князе Андрее и о том, какое горе принесла ему. Наташа не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе.

Анатолю и Элен такая жизнь приносит счастье и спокойствие, но для Наташи она – трагедия.

    Пьер, к которому по душевной красоте Наташа наиболее близка, сам того не зная, всю жизнь любил ее. Поэтому он увидел то важное, что происходило между нею и Болконским. Пьер и радовался его счастью, и, сам не зная отчего, мрачнел, и безотрадной представлялась ему его будущая жизнь. 

    Пьер, узнав о случившемся, подумал: “Все они одни и те же”, но, увидев Наташу, которая, “как подстреленный, загнанный зверь”, смотрела на него, пожалел ее. Приехав к князю Андрею, Пьер все еще пытается что-то наладить в его отношениях с Наташей. Как это ни странно, Пьер теперь более мудр и зрел, чем его друг. Он бы простил, потому что он видит, как Наташа мучается и казнит себя. Он бы простил еще и потому, что разлюбить Наташу он все равно не может, что бы она ни делала. Он бы простил потому, что его любовь к Наташе сильнее гордости и самолюбия.

    Но князь Андрей не прощает: “Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это”. Андрей не принимал той правды, что, когда любишь, нельзя думать только о себе. Он не умел думать о Наташе, за нее – с этого началась трагедия. 

    Пьер понял то, чего не хочет понять Андрей: Наташа осталась собой. Униженная, измученная, она не ждет уже ничего для себя, но терзается за князя Андрея. Она умеет думать о другом больше, чем о себе: “Меня мучает только зло, которое я ему сделала.

Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все…”.

Так говорит она Пьеру, и в ответ на это у Пьера невольно вырываются слова, которых ни он, ни она никогда не забудут: “Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей”. 

    Пьер пройдет через много жизней, он будет горько несчастлив еще не раз, но он проживет многоликую, свою, единственно данную ему жизнь, потому что он не останавливается в своем развитии.

Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

  1. «Война и мир» как философское произведение.
  2. Внутренняя и внешняя красота,
  3. Положительные и отрицательные герои.
  4. Истинная красота — гармония с собой и миром.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — сложное философское произведение.

Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека.

С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны.

Интересно, что автор делит своих героев не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней.

Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

Внешняя красота — это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота — это красота души, а это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое.

Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Истинная красота — это красота внутренняя, а ложная красота — это внешность, которая так часто бывает обманчива.

Истинное и ложное тесно переплетаются друг с другом в романе Толстого.

Истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Кураги-ной и Наташи Ростовой.

Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Единственное, что настораживает в Элен, так это ее улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен — это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А Наташа — это ребенок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеется и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: ей нужны деньги на балы, театры, гостей и многочисленных любовников. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела.

Духовную красоту человека Толстой показывает и на примере Пьера, одного из главных героев романа. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях.

Читайте также:  Кратчайшее содержание поэмы «цыганы» для читательского дневника (а. с. пушкин)

Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя.

А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.

Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место.

Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого.

В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку.

А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок — это вполне по плечу герою. Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда.

Истинная красота человека — стремление к миру, к гармонии с собой и окружа-ющими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к 13 самопожертвованию. Внутренняя красота — дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Тему внутренней красоты человека в романе «Война и мир» я хочу раскрыть на примере образа княжны Марьи.

Слова, приведенные в эпиграфе, принадлежат биографу Л.Н. Толстого, который, наверное, ближе других был знаком с авторским замыслом.

Но и без этого свидетельства читателю «Войны и мира» ясно, что княжна Марья входит в круг самых любимых героев Л.Н. Толстого.

Что же делает ее, наряду с «волшебницей» Наташей, близкой великому писателю? Княжна Марья живет напряженным самопожертвованием, которое ею возведено в моральный принцип.

Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Для нее «христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке»; она более всего на свете желает «быть беднее самого бедного из нищих».

О таком смирении, серьезном, от души идущем, Толстой говорит с благоговейным чувством.

Покорность своей судьбе, всем прихотям по-своему любящего ее отца-самодура, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Но ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга

дочери, не имеющей морального права судить о поступках своего отца. Когда чувство собственного достоинства требует этого, она проявляет необходимую твердость. Таков ее отказ князю Василию выйти замуж за Анатоля.

Но с особой силой обнаруживается твердость ее характера, когда оскорблено ее патриотическое чувство, отличающее всех Болконских.

Она не только выехала из Богучарова, несмотря на предложение французского покровительства, но запретила допускать к ней свою компаньонку-француженку, когда узнала о ее сношениях с неприятельским командованием.

Однако своей личной, даже законной гордостью она может пожертвовать, если это нужно для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее самодура-отца.

Вместе с тем отношение Толстого к жизненной позиции княжны Марьи в начале романа так же неоднозначно, как к своеволию юной Наташи или «самовозвышению» Андрея и Пьера. Вот что записано в дневнике писателя в пору начала работы над «Войной и миром»: «Так называемое самоотвержение, добродетель есть только удовлетворение одной болезненно развитой склонности. Идеал есть гармония».

И в романе Толстого эта мысль присутствует: возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от «живой жизни», княжна Марья подавляет в себе нечто неотъемлемо важное. Сурово-аскетические суждения героини внушены ею самой себе — вопреки глубоко затаенной жажде земной любви.

Ведь стоило появиться в Лысых Горах Анатолю Курагину, и жертвенность — как моральный принцип княжны — в опасности.

А в конце романа графиня Марья страдает от сдержанности Николая Ростова (порожденной понятиями о долге и чести), не намеренного, при его материальной стесненности, просить руки богатой дочери князя Болконского.

Княжна Марья сама побуждает Николая отказаться от такого рода жертвенности, противоречащей интересам «живой жизни». В конечном счете для Толстого 60-х годов (в отличие от позиции положительных героев Достоевского) личное счастье человека не менее законно, чем признаваемое им право на счастье другого.

Смиренное самопожертвование, следовательно, не представляется в «Войне и мире» как высшая жизненная цель. Но этому духовному порыву Толстой отдает бесспорную дань уважения.

Именно жертвенная любовь в конечном счете привела княжну Марью к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже «в первый раз вся эта чистая духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу».

В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее, после смерти отца, к житейской самостоятельности, и главное — когда она стала женой и матерью. Счастливая графиня Марья Ростова опоэтизирована больше, чем безропотно покорная дочь Николая Андреевича Болконского княжна Марья.

О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Ярче всего это находит выражение в портретной характеристике, в постоянно упоминаемых автором «лучистых глазах», которые в минуты душевного оживления делали прекрасным некрасивое лицо княжны Марьи:

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами — с душой…

(Е.А. Баратынский)

Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа, чем она дорога и близка автору. «Это — именно то строгое, серьезное лицо, которое должно торжественно вынести на себе идею романа из хаоса его подробностей… дать всему смысл и значение» — так писал о роли образа княжны Марьи в романе П.В. Анненков.

Сочинение: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(464 слова) Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – одно из ключевых произведений не только русской, но и мировой классической литературы девятнадцатого века.

Оно посвящено не только и не столько событиям войны 1812 года, сколько человеческой душе, ее уникальному внутреннему миру, ее конфликтам и сомнениям, открытиям и страстям.

Каждый из героев романа обладает оригинальным, живым характером, который не остается статичным на протяжении повествования, преображаясь, порой, до неузнаваемости. Подобный путь внутренней трансформации, стремительного развития проходит и одна из главных героинь «Войны и мира» — Наташа Ростова.

В начале романа Наташу мы узнаем подростком, почти еще ребенком. Ей всего тринадцать лет. Она озорная, подвижная, смелая девочка с открытым сердцем. Несмотря на то, что Наташа немного избалована, она добра сердцем и искренне сочувствует людям. Она охотница на выдумки, ей сложно усидеть на месте, не перебирая своими быстрыми, легкими ножками.

В шестнадцать-семнадцать лет героиня расцветает и покоряет на первом балу всех юношей своей удивительной «робкой грацией». Наташе льстит внимание, она жаждет признания и восхищенных взглядов.

Она женственна, всю ее сущность пронизывает любовь и нежность, жажда открытого, теплого и волнующего чувства. Наташа живет «умом сердца»: чувствами, эмоциями, переживаниями.

У нее хорошо развитая интуиция и поэтическая душа; она способна оценить красоту и загадочность окружающего мира.

Наташа Ростова любит и ценит свою национальную культуру, она обладает по-настоящему русским характером и душой. Автор раскрывает эту часть образа героини в сцене после охоты, когда Наташа танцует русский народный танец. Особенности ее характера подмечали умнейшие герои романа, например, Пьер Безухов:

«…Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека…»

В своей любви к Андрею Болконскому она самоотверженна и честна. Сложно обвинить юное пылкое сердце, жаждущее любви, в слабости. Своим увлечением Курагиным Наташа лишь обнажила собственную наивность и неопытность. На подлость, ложь, измену девушка не способна. Еще долго ее мучила совесть за боль, причиненную бывшему жениху.

Сердце девушки успокаивается рядом с Пьером Безуховым – человеком с детским и нежным сердцем. После замужества героиня значительно меняется: меньше времени Наталья уделяет себе, гораздо больше – мужу и детям. Она прекрасная заботливая мать, рачительная хозяйка.

Она становится несколько тяжеловеснее, и внешне, и по своему нраву. Она гораздо меньше следит за своей внешностью и деликатностью манер, полностью отказываясь от радостей «света».

В образе Наташи Толстой воплотил идеал материнской любви – самого сильного и всепобеждающего чувства, которое, по мнению писателя, способно преобразовать к лучшему весь мир.

Для многих поколений читателей образ Наташи Ростовой стал знаковым.

Поэтическая легкость характера и чистосердечность героини стали символом истинной гармоничной личности, противопоставленной писателем черствому и фальшивому миру светского общества, в глубинах которого неизбежно зарождается конфликт мира и личности.

В образе Наташи Ростовой каждый из нас может найти множество вдохновляющих черт, уникальный пример смелости, доброты и жертвенности, а главное – настоящий русский национальный характер с его непоколебимым стремлением к правде и чистоте.

Екатерина Озаровская

Ссылка на основную публикацию