Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

Каждому произведению свойственно, что после его прочтения задаешься вопросами о смысле существования, проблемах нравственного, духовного характера и т. д. Роман М. Ю. Лермонтова о Печорине – не исключение. В нем автор останавливается на многих проблемах, когда описывает судьбу своего героя.

Печорин неординарный человек, который чувствует в себе “необъятные силы”, не находит применения своим способностям, врожденному таланту. Он скучает от жизни, которую ведет и получает удовольствие от развлечений. Григорий Александрович, как любой человек, задумывается о смысле существования:

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

— Но не находит ответа.

Его жизнь есть игра с другими судьбами. Он наблюдает свое место в этом мире, влияние на других людей, живет прихотями, ломая чужие судьбы. Увидев Бэлу, ошибочно полагает, что эта необыкновенная девушка принесет счастье, которого не хватает, чтобы сделать полной и разнообразной жизнь.

Но Бэла только на время отвлекает главного героя: ему интересно с нею до тех пор, пока добивается ее. Чтобы завладеть расположением черкешенки, пришлось прибегнуть к нечестным и бессовестным поступкам – такою дорогою невозможно никого сделать счастливым, а только погубить.

Несчастная девушка привязана к Печорину. Чтобы сделать своей, ему пришлось заключить сделку с братом Азаматом, поменяв любовь Бэлы на коня Карагеза Казбича.

Из одной манипуляции многое сделалось трагичным: Казбич потерял дорогого ему коня, самого лучшего из всех и преданного, в отместку убил отца Бэлы, которая плакала два дня… Азамат неизвестно, куда мог скрыться… Вряд ли там нашел свою радость… В итоге девушка погибает…

Максим Максимыч добр душой… Он рассуждает, что для черкешенки так было лучше: иначе однажды она бы погибла от тоски, когда однажды Печорин к ней окончательно охладеет. Черкешенка была очередной победой.

Чтобы добиться чего-то, главный герой переступает через нравственность, рушит все вокруг себя… Анализирует, сам себя судит:

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

По вине Григория Александровича контрабандистов прогнал искать удачи в других краях, а старуха и слепой ребенок оказались без средств существования, неизвестно, что станется с ними.

Любовью Мери главный герой играет, забавляясь, не скрывая от нее, что он не любит ее, в чем признается потом…

Вся жизнь Печорина – это удовлетворение его прихотей, люди для него источник радости, только сам он не способен никому дать ничего хорошего.. Никому не принес в жертву ничего … ни одна любящая его женщина не стала счастливее. Печорин полагает, что он не делает жертв, а поэтому не приносит счастья.

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

Автор ставит проблемы смысла жизни, существования, нравственности, добра и зла, любви. Главный герой убеждается, что не способен приносить пользу… Он ищет погибели. Возможно, живи он в другое время – он тогда нашел бы, к чему приложить силы, на какое благо употребить свои умения и таланты. Так Лермонтов отражает время, в котором живет, когда многие молодые люди не могли найти себя.

В наше время тоже роман актуален, извечные вопросы волнуют в современной жизни те же самые. Читая роман, отвечаешь себе на многие вопросы, глядя на основного персонажа и его недостатки.

Сочинение на тему «Решение нравственных проблем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

Продолжаем цикл сочинений по роману «Герой нашего времени» М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.

Текст сочинения

Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания.

Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов.

Это и повлекло за собой появление нового «героя».

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях.

При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым.

Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен.

Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его») В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно…» Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери.

Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет.

Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно.

За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге…»).

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой»

Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.

Сочинения на тему Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? по литературе

“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём  органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

    Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.     Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там,  ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии.  Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

     Неизбежная скука порождает  неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни,  не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и  с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

    В чем же причина жизненной неприкаянности  героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от  ответственности.

Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает.

Тем самым  Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

    Его жизнь – “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”.

Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, – меня никто не любил, я выучился ненавидеть”.

Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

   Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям.

Читайте также:  Сочинение: Сравнительная характеристика Ноздрева и Хлестакова (Н. Гоголь «Мертвые души»)

Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.    В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания.

Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился  с читателями.

Проблематика романа «Герой нашего времени» Лермонтова – сочинение-рассуждение на тему

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова.

Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба.

Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Нравственные проблемы

Любое произведение и художественная литература в целом призваны не только доставлять эстетическое переживание, удовольствие читателю, но и поднимать вопросы, присутствующие у каждого человека, на которые у нас либо нет однозначного ответа, либо о которых мы и вовсе никогда не задумывались. М.Ю. Лермонтов – это, можно сказать, новатор своей эпохи. Он — создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» — вот основной вопрос, который задает самому себе и всем нам автор устами главного героя – Печорина. В нём слышатся не только вопросы «почему», «зачем», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он сам, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, сможет ли спасти его от неминуемой тьмы любовь и дружба…

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого.

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен.

Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит.

Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно».

Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими.

И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Философские размышления

Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные.

Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли.

Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою – в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем.

Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным.

За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила – во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Короленко Владимир Галактионович Короленко родился в середине 19 века, в 1853 году, и прожил часть 20 века; ушел из жизни в 1921. Его родина Украина, город Житомир. Родители представители передового дворянства
  • Сочинение Описание картины Осенние дожди Попкова для 8 класса Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского
  • Описание картины Весна. Большая вода Левитана сочинение Весна – потрясающее время года, во время которого всё то, что ушло на покой на время зимы выползает из своей спячки и начинает активно навёрстывать упущенное. Именно весной оживает вся растительность

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

  Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал.

Читайте также:  Сочинение на тему: Индивидуальность человека

Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед.

Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?..

Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее.

Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Тест по произведению

Фатализм — причина проблемы?

«Герой нашего времени» — это роман не только о напрямую поставленных автором вопросах смысла жизни. В последней повести – «Фаталисте» — всплывает ещё одна тема, не дающая покоя ни главному герою, ни всему человечеству.

Судьба человека предопределена, или каждый новый шаг по дороге жизни – это личный выбор? Печорин смел и предпочитает решать данный вопрос, как и другие проблемы. «Герой нашего времени», Печорин, самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И здесь неожиданно фаталист поворачивается к читателю другой стороной своей сути.

Он разоружает пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идёт на заведомый риск, но впервые не надуманно, не по «пустым страстям» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор не даёт однозначного ответа.

Он, как и его герой, полагает, что предопределение, если оно существует на самом деле, творит с человеком чудеса, оно делает его активнее, смелее. А с другой стороны, превращает человека – высшее создание, в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

В данной статье мы рассмотрели основные проблемы. «Герой нашего времени» — это книга вне всякого времени, прочитав которую, каждый для себя обязательно найдет ответы на свои вопросы, которые, возможно, не были рассмотрены сегодня.

Сочинение на тему: Проблемы личного счастья в романе Лермонтова "Герой нашего времени"

Григорий Печорин. Кто он? Беспощадный циник или несчастный гуманист? Человек, который никак не мог найти своего счастья? Или, может, он знал, что поиски напрасны?

Каждый читатель может проследить, как меняется его впечатление о поступках Печорина от начала и до конца произведения.

Что касается меня, то в разделе “Бела” я увидела этого молодого человека наглым, злобным, эгоистичным. Чего только стоит похищение невинной красавицы Беллы и сговор с Карагезом! Этот поступок доказывает, что он презирает других и не ценит их свободу.

Мужчина держал молодую горянку при себе, как игрушку, а когда она ему надоела, то он совсем стал холодным к ней, чем вызвал тяжкие страдания.

Даже смерть Беллы не особенно повлияла на Печорина: он оставался таким же холодным, что расстроило Максима Максимовича.

В следующем разделе “Максим Максимович” Печорина описывает рассказчик – человек с современными взглядами на жизнь. Герой сохранил основные свои черты характера даже после стольких лет. Холодность души и нежелание заводить дружбу можно заметить в эпизоде поздравление Григория с Максимом Максимовичем. Однако такая не дружелюбность объясняется тем, что Печорин может не вернуться из своей поездки и тем, что этот факт беспокоит его.

Кроме того, рассказчик заметил в жестах нового знакомого некоторые признаки скрытности характера. Также он рассказывает, что глаза Печорина, когда он смеялся, не смеялись.

Автор отмечает такую особенность, как признак злого характера, или глубокой постоянной грусти.

По моему мнению, такое замечание заставляет читателя задуматься над тем, что же происходит в душе героя и о том, действительно ли у него лихая удача.

Раздел “Княжна Мэри” окончательно убеждает в том, что Печорин – жертва обстоятельств, а его характер – результат воспитания и влияния окружения. Несмотря на то, что вторая часть романа представлена в форме дневника, то нет сомнения, что на этих страницах мы имеем возможность видеть настоящего Печорина со всеми его недостатками и положительными качествами.

Отсюда мы узнаем, что этот человек способен любить по-настоящему. Чувство Печорина к Вере заставляют его постоянно идти на риск, чтобы хоть видеться с этой женщиной. При этом он не желает ей никакого зла и не хочет полностью завладеть ее чувствами. Также Григорий ценит дружбы, ведь его отношения с Вернером строились на взаимопонимании.

Печорин не хотел, чтобы один из них зависел от другого.

Тогда почему же такие прекрасные его черты можно найти лишь на страницах дневника? На этот вопрос нам дает ответ сам герой. Оказывается, еще в детстве Григория унижали, ему не доверяли, называли лжецом.

Поэтому парень решил, что лучше спрятать свое сердце под лед равнодушия и ненависти к людям. Вот так злой мир потерял еще одну чистую детскую душу, заставив ее закрыться от окружения. И именно поэтому Печорин никак не может стать счастливым, ведь боится этого.

Он привык носить маску циника, а открыться новым чувством для него – страшная мука.

Таким образом, в романе поднимается проблема поиска счастья и того, как становление человека зависит от его воспитания и окружения.

Игорь

Темы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Тема взаимоотношения личности и общества
  • Таким образом, в центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.
  • Она определяет своеобразие идейно-тематического содержания романа, и с ней связаны многие другие сюжетно-тематические линии произведения.
  • Взаимоотношения личности и общества интересуют писателя как в социально-психологическом, так и в философском плане: он ставит героя перед необходимостью решения социальных проблем, и проблем универсальных, общечеловеческих.

В них органично вплетаются темы свободы и предопределения, любви и дружбы, счастья и роковой судьбы. В «Бэле» герой словно проверяет на себе, возможно ли сближение человека цивилизации и «естественного», природного человека.

Вместе с тем возникает и тема истинного и ложного романтизма, которая реализуется через столкновение Печорина — подлинного романтика — с теми героями, которые лишь обладают внешними атрибутами романтизма: горцы, контрабандисты, Грушницкий, Вернер.

Тема взаимоотношений исключительной личности и косной среды рассматривается в истории взаимоотношений Печорина и «водяного общества». А линия Печорин — Максим Максимыч вводит и тему поколений.

Тема истинной и ложной дружбы также связана с этими героями, но в большей степени она развивается в «Княжне Мери» через линию взаимоотношений Печорина и Грушницкого.

Большое место в романе занимает тема любви — она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам.

Ситуация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья?

В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях, человеческой души, противоречиях между сердце и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа — стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жизни.

В рамках этой проблематики в романе рассматривается целый ряд сложнейших вопросов, не имеющих однозначных решений.

В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли какая-то опора вне самого человека или все замыкается на его личности? А если существует, то имеет ли право человек, какой бы сильной волей он ни обладал, играть жизнью, судьбой, душой других людей? Несет ли он расплату за это?

  1. На все эти вопросы роман не дает однозначного ответа, но благодаря постановке такого рода проблем позволяет раскрыть тему личности всесторонне и многогранно.
  2. Размышления Печорина над этими философскими вопросами встречаются во всех частях романа, особенно тех, которые входят в «Журнал Печорина», но более всего философская проблематика характерна для его последней части — «Фаталиста».
  3. Это попытка дать философское истолкование характера Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его лице, и поставить проблему свободы личности и возможности ее действий.

Она приобрела особую актуальность в эпоху «бездействия», о которой Лермонтов писал в стихотворении «Дума». В романе эта проблема получает дальнейшее развитие, приобретая характер философского размышления.

На первый план, таким образом, в романе вынесена главная проблема — возможность человеческого действия, взятая в самом общем плане и в ее конкретном приложении к социальным условиям данной эпохи. Она определила своеобразие подхода к изображению центрального героя и всех остальных персонажей романа.

Читайте также:  Краткое содержание главы «Максим Максимыч» из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

  Скачать сочинение

    Роман “Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
    Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания.

Это были тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

    Подавляющее большинство мыслящих людей ЗО-х годов XIX века составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество.

Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека.
    Печорин всецело принадлежит именно к этому типу.

Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: “Зачем я жил, для какой цели я родился?” Печорин — не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку.

Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой воли. Он единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого.

    Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. И когда он говорит: “Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами”, — нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру, и “обстоятельства” отнюдь не препятствовали им в этом.
    У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения.

Бездеятельной жизни он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли “стоит труда”.
    В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов.

Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром герой часто повторяет, что “не способен к великим жертвам для блага человечества”, что он привык “сомневаться во всем”.
    Главная пружина поступков Печорина — индивидуализм.

Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь “для себя”, для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни. Печорин — подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений.

Он находится в неизменном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, — говорит Печорин.
    Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? “Из двух друзей всегда один раб другого”, — говорит он.

Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он — эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий “на страдания и радости других только в отношении к себе”. Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки “добра и зла”.
    Историей жизни Печорина Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам.

    Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

46342 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Проблематика романа "Герой нашего времени" | Какой Смысл

Герой нашего времени написан в виде альманаха историй из одного офицера, странствующего по Кавказу, – Печорина. Истории не объединены общим сюжетом, и ставят перед собой цель не собрать паззл, а узнать, каков главный герой на самом деле. Особенностью романа является то, что и сам главный герой не знает ответа на этот вопрос.

Первый рассказ называется «Бэла». Максим Максимыч, старый офицер, рассказывает историю о молодом офицере Григории Печорине, который был в его части недолгое время, но навсегда остался в его памяти. Он и Печорин быстро подружились, поэтому Максиму Максимычу было дозволено наблюдать за жизнью Григория ближе, чем это мог сделать незнакомец.

История начинается с праздника, на который их пригласил местный князь. Печорин влюбился в младшую дочь князя Бэлу. Ему не удалось привлечь ее внимания прямым путем, но для Печорина это не было трагедией. Вскоре он узнал, что ее младший брат настолько хочет заполучить коня Казбича, что в качестве цены предлагал даже свою сестру. Казбич ему отказал, но Печорин согласился на сделку.

Печорин украл коня, и совершил обмен в крепости. Для Печорина все было легко и обыденно. Здесь читатель видит первую черту Григория – беспечность.

Как и ожидал бы каждый, она не ответила ему взаимностью. Как пленница, она жила в заточении, желая вернуться в родной дом. Печорин ей был неинтересен, как бы он за ней ни ухаживал.

Но через некоторое время она влюбилась в Григория. Не имеет значения из-за чего – из-за того, что она долгое время жила с ним в одном доме, из-за его ухаживаний или потому что узнала его настоящего.

Важно то, что Печорин больше ее не любил.

Проявляется вторая черта Печорина – авантюризм. Его одолевает скука – и это самое плохое, что может с ним случиться. Не важно победит ли он или потерпит поражение, в итоге, он окажется там же где и начинал, даже если при этом окажется на другом конце света. Его завлекает сам процесс, который занимает весь его разум.

Печорин начал надолго отлучаться из дома в поисках чего-нибудь интересного. Он ездил на охоту, хотя ему не нужна была добыча. Но преследование жертвы подогревало в нем интерес.

В один из таких дней Бэла пропала. Ее украл Казбич, и Печорин с Максимом Максимович, вовремя отреагировав, погнались вслед. Чтобы не быть пойманным, Казбич бросает девушку, которая погибает от падения.

Печорин никогда больше не говорил о Бэле. С его характером сложно сказать, что он стеснялся об этом говорить или чувствовал вину за ее смерть. Если бы это была просто скорбь, он бы поведал о ней своему другу. Но он молчал, а вскоре перевелся в другую часть.

Следующий рассказ, «Максим Максимыч», описывает встречу Максима Максимыча и Печорина после долгой разлуки. Печорин отказывается общаться со старым другом и забирать свой дневник, который вел в молодости.

Того времени для него больше не существует. Скорее всего, оно перестало существовать после того, как он уехал в другую часть.

Григорию не нужно его прошлое, его не особо радует его будущее, и он ищет что-то только в настоящем.

Рассказ «Тамань» ведется уже от лица Печорина, как запись в дневнике. Он повествует о том, как Печорин повстречал контрабандистов, плавающих на лодке через море. Его восхитило, как человек в лодке рискует своей жизнью.

Григорий гадает о его мотивах, но когда узнает о его настоящей деятельности, то разочаровывается.

Он знакомится с девушкой, одной из контрабандистов, которая приглашает прокатиться на лодке, а затем сталкивает его в воду, намереваясь убить.

Печорину удается выжить, но у него нет злобы на эту девушку. Он все еще находится в разочаровании. Григорий ожидал узнать то, чего он еще не знает, но увидел лишь обыденность. Авантюрист в нем только-только открыл глаза, но увидел лишь пустоту и вновь погрузился в постоянную скуку.

Рассказ «Княжна Мери» продолжает линию скуки и замещающего ее авантюризма. Печорин влюбляет в себя девушку, хотя сам к ней равнодушен, вызывает на дуэль и убивает человека, до которого ему нет дела. Но главное событие этого рассказа – появление его старой любви Веры.

Сначала он придается ностальгии по тем временам, но вскоре понимает, что эта влюбленность действительна и в данный момент. Это показывает, что Печорин не всегда был таким. Раньше у него было что-то, что не требовало завершения. Он был влюблен, и, получив ответ, оставался влюбленным. Им не удается быть вместе.

Вера сознается мужу о своей настоящей любви, и тот увозит ее в другой город. Печорина же ссылают на Кавказ за участие в дуэли.

Последний рассказ «Фаталист» собирает Печорина в цельную личность. Он перестает быть ребенком в песочнице, который строит замки и разрушает, потому что ему нечем заняться. Он следует своей судьбе. Его беспечность – это смирение. Авантюризм – предрешенные действия. Печорину ничего не нужно, потому что он знает, что ему будет дано не больше, чем ему положено.

Ссылка на основную публикацию