Сочинение: Проблема силы духа (по тексту Грековой)

Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

–Кира Петровна! О чём вы так задумались?

Обернулась. Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. Говорили, что потерял ногу на войне. И, что ещё страшнее, – семью. В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. Замкнут, ироничен, опрятно одет…

Стояли мы с ним у кадки с фикусом. Этот фикус был особенный. На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.

– Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.

– Да вот на фикус смотрю.

– Что же вы в нём усмотрели?

– Упрямый субъект. В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. А этот – ни в какую. Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении

– вверх.

–Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. –Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

С того нашего разговора прошло много времени. И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

Снова рентгены, анализы, опять рентгены. Снова гимнастика, физиотерапия. Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи…

Примерно месяц я пробыла в родной больнице. И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. Мне показалось, что сердце моё остановилось. Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. Сели.

– Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?

– Не помню. Какой фикус? Какой разговор?

– А я помню. Фикус – упрямый, стойкий. Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении –

вверх, вверх и вверх.

Я вспомнила всё это. И поняла, зачем Чагин позвал меня.

– Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.

– Сращения нет. И новая операция вряд ли что-нибудь даст.

– А перспективы?

– Полной реабилитации ждать нельзя. Частичная возможна.

Всё это зависит от Вас.

– Значит, до конца – на этих костылях?

– Может быть, без них, с палкой. Хожу же я с ней. С работой справляюсь. Значит, справитесь и вы.

Я закрыла лицо руками.

– Испугались?

– Нет. Осмысливаю.

– Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. Это я вам говорю как врач врачу. И как калека калеке.

Вот оно, это страшное слово – калека. Сколько раз говорила его сама себе. Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. Впервые услышала его от другого человека. Пошатнуло, но не сбило с ног.

Отняла руки от лица. Взглянула прямо в глаза Чагину. Даже улыбнулась.

– Молодец, – сказал он. – Фикус.

Решу егэ

  • Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:
  • — прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
  • — синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)
  • — омонимы
  • — фразеологизмы
  • — заимствованные слова
  • — лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
  • — ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
  • — стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
  • Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.
  • Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:

Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.

Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).

Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными.

Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды).

Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).

Сленг — чаще понимается как «молодежный».

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).

Читайте также:  Стихи про закат солнца: красивые стихотворения классиков для детей, взрослых

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

  1. Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).
  2. Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).
  3. Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).

Проблема проявления силы духа Сочинение № 5179390

Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине.

На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню.

Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

 Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

 Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

 Один раз он обернулся, спросил участливо:

 – Уморились? Тогда давайте посидим.

Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

 Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке.

Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее – всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха.

В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.  Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет.

Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

 – Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура – мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

 – Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь – что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её – вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

 И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

 Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

Ночью Степан встал, подкрался к окну – умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

– Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё… Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал – живой человек, вот он, рядом.

 – Худого в уме не держи, – настойчиво шептала она ему в ухо. – Ладно всё будет. И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

 – Руки то жжёт, жжёт…  И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их. И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске. Надя каждую ночь приходила под его окно – днём она не могла отлучаться с работы. Он отговаривал её:

  •  – Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…
  •  – Да ничего, ничего, Стёпа.

После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

  1.  – Так как же мы будем, Надежда?
  2. Она вздрогнула, но сказала спокойно:
  3.  – Как все, так и мы.

 – Рук у меня нету, Надя.  – Ну и что?! – быстро вскинулась она. – А это чего? Грабли, что ли? – и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.

 – Вот так, брат, – задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. – Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

 Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

По В. Астафьеву

Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. “Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы”/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.

В чем проявляется сила духа

В чём проявляется сила духа?

   1. Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не только физически, но и морально. Я считаю, что оно складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости и веры в лучшее.

    В тексте Л. Овчинниковой рассказывается, какой необыкновенной силой духа обладают дети, пережившие страшную блокаду Ленинграда. Многие ребята лишились детства.

Кто-то похоронил близких, кому-то пришлось не раз столкнуться лицом к лицу со смертью. Но никто не падал духом! Чтобы поддержать и вселить уверенность в собственные силы, ребята выступали перед защитниками города.

Читайте также:  Аргументы из литературы на тему: Человек вне общества

В этом и проявилась сила духа ленинградских школьников.

Однажды летом мы с друзьями пошли в лес за ягодами. Сами не заметили, как забрели далеко в чащу. Вскоре и стемнело. Мы очень перепугались, думали, что нам назад не выбраться, в общем, все были в панике, кое-кто рыдал, ругался.

Только один мальчик, чуть постарше нас, стал успокаивать всех, держал себя смело, свою теплую одежду отдал тем, кто замерз, тяжелые вещи остальных взял на себя и пошел вперёд, прокладывая нам путь, а мы еле-еле плелись за ним.

Наконец, нормально добрались домой. Вот она, сила духа.

Таким образом, сила духа человека проявляется в экстремальной ситуации, заставляя его находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

2. Сила духа- одно из главных качеств человека, деятельная решимость идти к цели, преодолевая любые препятствия. Я считаю, что она складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

  Так, в тексте писателя С. П. Алексеева рассказывается о людях, переживших блокаду Ленинграда. Чтобы не умереть с голоду, народ готовил еду из всего, что осталось. Несмотря на то, что иногда на вкус пища была отвратительна, все её ели ради сохранения жизни.

Даже маленькие дети никогда не капризничали. Они, познавшие блокаду, понимали, что всем приходится нелегко. Ленинградцы стояли до последнего, умирали от голода и холода, но всё равно не верили в возможность того, что немцы захватят город.

В этом и проявилась сила духа блокадников.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о молодых женщинах, принявших неравный бой с диверсантами. Каждая из них хотела счастливой жизни, но защита Родины стояла на первом месте. Жертвуя собой, проявляя силу духа, героини доказали, что важно бороться до конца и быть верными своему Отечеству.

Таким образом, сила духа- величайшее качество человека, которое учит, несмотря ни на что противостоять невзгодам и идти вперёд к намеченной цели.

    3.  Сила духа-это одно из главных качеств человека, которое складывается из уверенности в себе, упорства, стойкости и веры в лучшее. Она заставляет людей находить выход из трудного положения и преодолеть невзгоды.

     В тексте Ю.Я. Яковлева повествуется о дедушке Пешеходове. Его сыновья с мужеством и отвагой защищали нашу страну во время Великой Отечественной войны. Отцу казалось, что Семен и Василий до последнего дыхания стояли там, где проходили особо жаркие бои.

Это и Сталинград, и Курская дуга, и Берлин. Везде успевали его смелые сыновья, вот только вернуться домой они не смогли… В конце текста мы понимаем, что старик Пешеходов всех бойцов Советской армии считал своими детьми.

Не случайно он говорил: «Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле».

Необыкновенной силой духа обладал и легендарный летчик Алексей Мересьев – герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Во время Великой Отечественной войны его самолет был подбит, а летчик, несколько дней ползший к своим, обморозил ноги, которые позже у него были ампутированы.

Но Мересьев не пал духом и, превозмогая боль, сначала учился ходить, затем – танцевать, а потом уже и летать! Благодаря необыкновенной  силе духа, летчик смог вернуться в небо и продолжить защищать наше Отечество.

 В заключение хочу сказать, что сила духа не раз помогала человеку преодолеть все трудности и невзгоды. Именно благодаря ей, на мой взгляд, наш народ сумел отстоять независимость.

    4. Сила духа- это одно из важнейших качеств человеческого характера, сформировавшееся с помощью упорства в преодолении трудностей. Я считаю, что благодаря силе духа, личность добивается поставленных целей, борется с невзгодами.

  Человек, сильный духом, – герой текста Л.Е. Улицкой. Молодой военный, потерявший на войне руку, становится учителем. Жертвуя своими интересами, он начинает преподавать филологию деревенским ребятишкам. Несмотря на всю перенесенную боль, не желая ощущать себя инвалидом, герой не сдается и работает над собой ради будущего детей. В этом и проявляется сила духа деревенского учителя.

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» рассказывается, как главный герой попадает в плен к врагам, где демонстрирует подлинную силу воли казака. Даже близкая смерть не сломила духа Тараса.

Не обращая внимания на разгорающийся огонь, подбирающийся к его ногам, атаман думает лишь о том, как спасти товарищей.

В последний момент он криком предупреждает казаков об опасности, тем самым спасая им жизнь.

Таким образом, сила духа крайне важна для человека. Она помогает противостоять жизненным невзгодам, развивает упорство, верность и уверенность в себе.

  5. Сила духа –это деятельная решимость человека идти к цели, преодолевая любые препятствия. Это его высокая духовная, душевная стойкость. Я считаю, что сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

  Ч.Т.Айтматов в тексте рассказывает о мальчике и его погибшем в военные годы отце. Во время просмотра фильма Авалбёк гордился советскими солдатами, он знал, что те люди на экране сильны духом, потому что они сражались за свою Родину, за будущее страны, за будущее народа. В этом и проявилась их сила духа.

Обладает настоящей стойкостью главный персонаж рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. Герой, находясь в плену, проявляет силу духа перед немецким офицером Мюллером, проявляет потому, что даже мысли не допускает о том, что он, советский солдат, струсит и выпьет «за победу немецкого оружия».

Таким образом, сила духа – это несгибаемая воля, храбрость и смелость человека. Герои Великой Отечественной войны были сильны духом, они не жалели ни сил, ни здоровья, ни жизни ради Победы.

Сочинение ЕГЭ по тексту С. Покровского

(1) Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорит­ся, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов.

(З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

(4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а по­том окружили.

(б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшум­но маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыда­ния офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижиро­вала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать.

(8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (Ю)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11) Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавше­гося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя.

(12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием.

(13)В корот­ком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

Читайте также:  Анализ рассказа «Старый гений» (Н. Лесков)

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали.

(15) Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное.

(16)   Но   великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезап­но объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны.

(17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спя­тил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непо­колебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесяти- тысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений.

(23)Важ- но главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов по­ходе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом.

(24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведо­мая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет.

(25)Онарождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необхо­димости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и ору­жия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому)

Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.

Сочинение

В предложенном для анализа тексте С. Покровский затрагивает проблему ис­тинного мужества и стойкости.

Рассуждая о том, что придаёт воинам силу духа и уверенность в бою, прозаик рассказывает о чудесном спасении боевого отряда Петра I по время Прутского по­хода против турок.

Окружённый огромной армией неприятеля, отряд русских был обречён на поражение. «Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бес­шумно маячавшие в мареве…

– всё слилось в погребальную музыку, которой дири­жировала неизбежность».

Однако турецкий визирь не стал давать решающего сражения, позволил войскам Петра I беспрепятственно покинуть территорию Молдавии. С. Покровский пыта­ется найти объяснение тому, чем руководствовался турецкий сановник, принимая такое, на первый взгляд, странное решение.

По мысли автора, визирь, оценив вы­сокий боевой дух русских солдат и осознав, что они будут драться до конца, посту­пил поистине мудро: решил избежать кровопролития и поберечь своё собственное войско. С.

Покровский восхищается мужеством воинов Петра I и полагает, что их высокий боевой настрой родился «из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть отвечать за нечто большее, чем собственная жизнь».

Позиция автора текста относительно поднятой проблемы выражена ясно и од­нозначно и раскрывается в следующем предложении: «Побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества».

Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: от морального состоя­ния войска, от боевого духа воинов во многом зависит их мужество и успех сраже­ния.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели и по­эты. Вспомним поэму А.С. Пушкина «Полтава». Итог Полтавской битвы заранее предрешён не только поведением каждого из полководцев перед её началом, но и бо­евым настроем простых солдат. Пётр I, уверенный в своём стремлении завоевать по­беду, внушает эту уверенность воинам.

Могучий и радостный, он проносится перед полками, вдохновляя солдат, удесятеряя их силы. В отличие от Петра I, Карл XII предстаёт бледным, неподвижным, страдающим от раны человеком. Его не интере­сует исход сражения. Он слабым движением руки отправляет солдат в бой. Своим личным примером Карл XII не одушевляет шведов на победу.

Они проигрывают сражение из-за низкого боевого настроя.

О высоком духе русских войск замечательно написано в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» – произведении, которое Л.Н. Толстой назвал «зер­ном» своего романа-эпопеи «Война и мир».

Вспомним слова полковника, проникну­тые необыкновенным патриотизмом: «Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!» Они созвучны настрою Петра I во время Прутского похода, о котором пишет Покровский: та же готовность стоять насмерть, то же мужество, обусловлен­ное чувством патриотизма.

В заключение ещё раз подчеркну: моральный настрой играет решающую роль не только на войне, но и в мирное время.

Какое влияние оказывает национальный дух …? По С. Покровскому

Сочинение ЕГЭ

Какое влияние оказывает национальный дух на русский народ в трудный период жизни? Именно эту проблему поднимает Сергей Михайлович Покровский в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор повествует о нелёгкой судьбе русских войск во время Прутского похода Петра Первого.

Окружённые огромной армией врага отряд русских солдат был обречён на поражение, но не перестал бороться за победу: “Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. Но невозможно и отступить.

” Данный фрагмент позволяет понять: национальный дух способен придать силы и желание победить любой ценой необходимые русскому народу в тяжёлые моменты жизни.

Далее писатель говорит о том, что сам царь Петр Первый, осознавая всю серьезность нынешнего положения, отправляет завещание в Боярскую думу.

В своем письме он передает руководство сподвижникам и даёт им крайние распоряжения, потому как “ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя”.

Покровский наглядно показывает, что национальный дух зарождает в русском человеке нужду в защите своей семьи, дома, Отчизны.

Оба примера дополняют друг друга и позволяют понять: русский человек, которому присуща любовь к родине, в момент опасности становиться сильнее и готов в любое время отдать жизнь за других.

Позиция автора ясна: национальный дух является той силой, благодаря которой русский народ приобретает мужество, стойкость, желание пожертвовать собой во имя Отчизны, необходимые в минуту трудных испытаний.

Я полностью согласна с мнением С.М.Покровского, потому что чувство патриотизма помогало не раз нашей стране во времена суровых исторических периодов. Так, в произведении Б.Васильева «В списках не значился» Николай Плужников прибыл ночью в Брестскую крепость для прохождения военной службы.

Но уже на рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года началась страшная Великая Отечественная война. Главный герой без раздумий вступил в бой, проявляя чудеса мужества, и сражался до последнего.

Только человек,у которого присутствует национальный дух, может думать в минуты опасности не о себе, а о своей стране и, не жалея себя, биться за нее.

Размышления над поставленным вопросом позволили сделать вывод: национальный дух делает русских людей сильнее и помогает победить, защитить свободу своего Отечества в самых тяжёлых обстоятельствах жизни.

Текст С. Покровского: неполный

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля…

Источник: vk.com

Ссылка на основную публикацию