Сочинение: Причины и мотивы преступления Родиона Раскольникова (Ф. Достоевский)

Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского на тему:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова.

Роман «Преступление и наказание» — это произведение об убийстве, о муках главного героя, о грехе и раскаянии. Это своего рода детектив, где мы изначально уже знаем убийцу.

Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу Алену Ивановну, был бедным студентом, жил в крошечной каморке, денег у него было очень мало.

Его комната выражает его состояние на тот момент: «Это была крошечная клетушка, шагов с шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…».

Обои в комнате желтого цвета, этот цвет в романе символизирует болезнь и уныние, часто его можно встретить в описании других людей, что создает напрягающую атмосферу в романе.

Раскольников страдает. Он получает письмо от матери, которое «добивает» его. К преступлению, во-первых, его толкает нищета, во-вторых, желание снять с себя ответственность за мать и сестру Дуню, которые тоже жили очень бедно.

Третья и самая главная причина — проверка Раскольниковым своей собственной теории, которая заключается в разделении людей на два типа — «твари дрожащие» и «право имеющие». Он затрудняется отнести себя к тем или иным, но постоянно желает это выяснить.

Раскольников становится одержимым этой идеей, остальные причины убийства меркнут на фоне главной — понять, кто же он такой.

Для этого он и совершает преступление — осознать, имеет ли он право распоряжаться судьбой незначительного, по его мнению, и мелкого человека, исчезновение которого никак не отразится на жизни общества. Он говорит Соне: «я захотел осмыслиться и убил… я только осмыслиться захотел, Соня, вот и вся причина!».

Раскольников часто задается такими вопросами, как: «вошь ли человек?», «пошел бы Наполеон или нет?». Наполеон является кучером для Раскольникова и он часто думает, что тот сделал бы, оказавшись на его месте.

В душе Родиона Раскольникова идет борьба между злой его стороной и доброй. Отсюда и происхождение фамилии: она символизирует раскол его души на две половины  — невинную и бескорыстную и эгоистичную и холодную.

После совершения преступления Раскольников поначалу не чувствует своей вины и не раскаивается, считает, что не причинил вреда никому, кроме себя самого. «Для себя убил, для себя одного…» — говорит он.

Он признается Соне, что «тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства».

В конце романа Родион смог раскаяться в содеянном, в этом ему помогла Соня, которая приняла его таким, какой он есть, и помогла ему встать на путь истинный.

Следовательно, хорошая и чистая сторона личности Родиона Раскольникова победила плохую и ему удалось оставить в прошлом свои навязчивые идеи и бредовые теории и начать новую жизнь.

Причины преступления Раскольникова — сочинение

Мы подготовили для Вас несколько сочинения о причинах преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Берите наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы.

Сочинение №1

Содержание:

  • 1 Сочинение №1
  • 2 Сочинение №2
  • 3 Сочинение №3
  • 4 Сочинение №4

Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление, но в книге акцент сделан не на само убийство, а именно на «идеологическое преступление».

Даже сам автор, с самого начала романа начинает по-разному относиться к своему герою. Он лояльно относится к постоянным вопросам Раскольникова о бытие, и заставляет героя проводить постоянные исследования, как над самим собой, так и над окружающим его миром.

Причины преступления изначально были у героя не от тяготы социальных условий его существования, а от отстранения людей. Герой не верит, что люди способны творить добрые дела и постоянно ожидает от них злых поступков и ищет злых умыслов.

Конечно же, у самого Раскольникова есть и свои причины, которые и привели его к преступлению – его отчужденность от других людей сделала его личность особенной, отдельной, не такой, как у всех «тварей дрожащих». Это автор часто подчеркивает, сравнивая вину Мармеладова и Раскольникова.

Даже в самой фамилии главного героя автор заложил отделенность от окружающего мира, «раскол». В этом и есть суть героя. Совершив свое убийство, Родион еще дальше отдаляется от всего, что есть вокруг него – бесконечные уединения, мучительная тягота и полное отчуждение каждый день преследовали его.

Немало важную роль внесли и его друзья, близкие ему люди, такие как Разумихин. Стремительное желание помочь Раскольникову найти выход из сложившейся ситуации еще больше отдаляли героев друг от друга.

Всю жизнь героя сопровождают жестокость, холодные чувства и бесчеловечие. Начиная с его университетских времен, Раскольников чуждался всех вокруг, что привело к тому, что окружающие его люди отвернулись и от него.

Право совершить преступление, как считает Раскольников, возникает из-за постоянного неравенства между нормальными и необыкновенными людьми. Его цели, как он считает, оправдывают все средства, даже убийство.

Даже после совершения преступления, герой остается при своем мнение и пытается себя оправдать. На суде он скрывает настоящие причины убийства, а после него еще больше уходит внутрь своего мира и закрывается в нем навсегда. Сравнивая себя с Наполеоном, он понимает, что все равно принадлежит к великим людям.

Сочинение №2

Родион Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги — вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать.

К сожалению, Петербург его времени — это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей.

Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок. Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление.

Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость.

Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее.

В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами.

Старуха-процентщица в понимании Раскольникова — просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой.

С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону.

Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько.

Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели — собственного благополучия.

Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие — нищета.

И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг — устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы — невинно загубленной души — помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев. И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу — собственной совести — и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

Сочинение №3

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.

В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса.

Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии.

Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.

Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба.

Читайте также:  Настоящая смелость редко обходится без глупости

Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру.

Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.

Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды.

Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.

Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери.

Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются.

Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.

Сочинение №4

«Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.

Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег.

Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других.

Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.

Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.

Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью.

«Бедность не порок, а вот нищета – это порок», — заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории.

Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.

Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.

Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.

Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Роман «Преступление и наказание» внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,

Раскольников – герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.

Что толкнуло Раскольникова на преступление

Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения.

Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование.

А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.

Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова

Философский аспект менее значим, чем социальные условия жизни студента. К совершению греха его приводят следующие обстоятельства:

  • Молодого человека исключили из университета, он не смог оплачивать учебу. Будучи умным, гордым студентом с развитым чувством собственного достоинства, он тяжело пережил исключение;
  • Раскольников постоянно голодает, сталкивается с унижениями, горестями. Родион, вся его семья, живут на гране нищеты;
  • Персонаж окружают несчастные мать и сестра. Он повсюду сталкивается с грязью, обреченностью, унынием, лишениями;
  • Молодой человек старается бороться один против всего мира. У него не получается оказать помощь родным – маме и Дуне, знакомым – Соне, Мармеладову. Это порождает чувство безысходности. Чтобы поесть, герою приходится закладывать собственные вещи;
  • Нарядная публика, богатые дома вызывают злость, ненависть, обиду. Несправедливость окружающего мира впервые зарождает мысль об убийстве;
  • Он не считал это преступление банальным. Мотив Родиона кроется в оказании помощи нуждающимся людям.

Студент задолго до преступления опубликовал свой труд о собственной теории разделения людей. По его мнению, есть обыкновенные жители, необремененные интеллектом, дрожащие твари. Необыкновенные люди, имеющие право на убийство, живущие хорошо, свободно. Они могут нарушать законы, чтобы помочь обездоленным, обыкновенным личностям.

Фантасмагория

Тема Раскольникова присутствует на каждой странице произведения. По-другому быть не может. Это герой главный, который испытывает мучительные переживания, он видит знаковые сны. Эти сны Достоевский специально приводит в романе, чтобы подчеркнуть высшую степень терзаний, не покидающих Раскольникова даже в краткие моменты забытья в объятиях Морфея.

Что увидел он перед убийством? Родиону приснился мальчик, на глазах у которого избивают измождённую лошадь. Животное умирает. Раскольников протестует, возмущается. Но это безмолвный душевный протест. Писатель показывает своему читателю, что герой не безнадёжен, в его душе есть место сочувствию и состраданию.

Мотивы преступления Раскольникова постепенно становятся ясны. Вся жизнь униженных и оскорблённых людей проходит на глазах молодого человека. Все они обречены на медленную смерть.

Несчастная Соня Мармеладова, семья Родиона – они очень похожи в своей безысходности. Соня торгует собой ради того, чтобы брат и сёстры имели кусок хлеба. Сестра Раскольникова собирается пожертвовать своей жизнью, выйдя замуж за нелюбимого человека.

Она не думают о себе, семья бедствует. А что главный герой предпринимает в этой ситуации?

Забитая насмерть лошадь в сновидении провоцирует страшный замысел, зародившийся в воспалённом сознании. Теория об избранности объясняет мотивы преступления Раскольникова, так как он себя именно к таким «избранным» и причисляет.

Он пытается доказать, что это на самом деле так. Доказать прежде всего самому себе. Намерения Родиона благие: он желает помочь семье, ему не хочется, чтобы рано или поздно его сестра Дуня повторит судьбу Сонечки Мармеладовой.

Мотивы преступления Раскольникова прояснились, но принесло ли ему желаемое удовлетворение убийство? Старуха-процентщица, по мнению героя, существо жалкое, всех обдирает, как липку. Разве может такая женщина жить на свете. Логика преступника вполне объяснима.

Но чем помешала Раскольникову Лизавета? Она в чём провинилась перед убийцей, разве она его притесняла, ссужала деньги? А ведь какой вполне оправданный получился бы главный мотив преступления Раскольникова: восстановить справедливость и помочь своим близким.

Только Достоевский делает важное предупреждение для читателей романа. Одно преступление повлечёт за собой другие. Человек уже перешёл черту дозволенного, не имеет он права лишать жизни другого.

Истинный мотив убийства

У Раскольникова было много косвенных причин, чтобы совершить этот роковой шаг: бедность, долги, вынужденное замужество его сестры, ненависть к Алёне Ивановне и ей подобным… Но настоящий мотив он раскрывает после совершения убийства, когда его душа тянется к себе подобному, человеку, который также совершает своего рода преступление – Соне, вынужденной торговать собственным телом. “…я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…”. Раскольников совершает этот шаг, потому что жаждет проверить (хотя он практически уверен, что относится к “наполеонам”), насколько он “выше” других людей, “тварь он дрожащая” или всё же природа наделила его правом на “разрешение крови по совести”.

Самое страшное для героя, что остановиться и передумать он не мог. Его отрешённость от окружающих, отшельничество, одиночество и мрачное существование привело к тому, что днями напролёт он был погружён в свои мысли, развивал свою философию и оказался её заложником.

Она охватила разум и чувства героя, автор сравнивает этот феномен с ситуацией, когда некий механизм зацепил и потащил тебя за край одежды… Остановиться уже невозможно, необходимость эксперимента во имя идеи стала невыносима для Раскольникова.

Он разительно меняется за небольшой отрезок времени, приходит нужный момент и герой совершает задуманное.

Потерял ли Раскольников человеческий облик

Совершив бесчеловечный поступок, внешне Раскольников не превратился в алчного зверя. Однако вся окружающая действительность меняется для убийцы. Но есть ещё огонёк надежды на спасение. Страдание, мучения, взывание совести героя заставляют его стать одиноким изгоем. Внутренне Родион сломлен.

Нужные слова для того, чтобы вернуть душевное равновесие и вселить добро в душу преступника, Достоевский поручает произнести представителю закона следователю Порфирию Петровичу.

Он даёт совет Раскольникову, чтобы тот стал чем-то заметным, вроде солнца, высоким и добрым, дарящим свет и теплоту другим людям.

Читайте также:  Могут ли дети повлиять на родителей?

  Добролюбов. Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи

В чем главная причина преступления Раскольникова? В том, чтобы герой пришёл к мысли о настоящей жизни с добром и любовью.

Социальные и философские основы бунта Раскольникова кратко

Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:

  • Пролитие крови второй категорией правителей – благодетель. Родион приравнивает себя к Наполеону;
  • Герой бунтует в борьбе с мучениями, лишениями, выпавшими на его долю;
  • Писатель выделяет чрезмерную гордыню молодого человека. Он восстает против принятых норм человечества, позволяющих отличать зло от добра;
  • Просматривается стремление к власти главного героя. Он уверен, что определенные люди должны его боготворить, подчиняться.

Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.

Смотри также: Почему теория Раскольникова потерпела крах: суть теории и причины краха

Есть ли у Раскольникова выбор

Достоевский раскрывает историю преступления, которое совершено героем романа. Показывает всей читательской публике, что человек, совершивший противозаконный поступок, не может жить безнаказанно.

При этом писатель затрагивает некоторые особенности духовной жизни общества, его моральные и нравственные проблемы. Есть ли у Родиона Раскольникова выбор в создавшейся обстановке или нет, трудно сказать определённо.

Но правильным было бы не убивать, не лишать людей жизни, дарованной им Богом.

Роман «Преступление и наказание» является философским и глубоко реалистичным произведением. Всё, описанное в содержании, выглядит правдоподобно. Раскольников встал на путь преступления. Это его выбор.

Он считал, что таким образом он сможет помочь не только себе, но и своей семье. Терзается герой, мучается, но не все читатели станут ему сочувствовать.

Одна из Божьих заповедей гласит: «Не убий!» И не может быть иначе, ведь жизнь даётся человеку только один раз.

Официальные причины развода

Закон не содержит перечня возможных оснований для развода. В каждой конкретной ситуации супруг в исковом заявлении должен обозначить проблему, решение которой возможно лишь через разрыв брачных отношений. Судебная практика знакома с различными вариантами таких факторов.

Личная причина

Разрыв союза чаще всего связан с конфликтом характеров супругов. Диапазон взаимоотношений довольно широк: от угасания чувств – до возникновения ненависти.

Подобная причина, указанная в исковом заявлении, недостаточно серьезна, но суд во многих случаях решает вопрос положительно.

Бытовые причины

К ним относятся вопросы психологического характера. В процессе совместной жизни выявляются положительные и негативные стороны второй половины. Обнаруживается пропасть, несходство между ними. Среди бытовых причин расторжения брака чаще всего упоминаются:

  • Злоупотребление супругом алкоголем или наркотическими веществами.
  • Физическое или психологическое насилие, применяемое в отношении супруга или ребенка.
  • Отказ от ведения хозяйства и проявления помощи в бытовых проблемах.
  • Отсутствие заинтересованности в семейном общении и в воспитании детей.

Неурядицы в семья очень часто связаны с нежеланием супруга работать. Если муж намеренно уклоняется от устройства на работу и не занимается вопросами обеспечения семьи, то это будет достаточно веской причиной для расторжения брака.

Подобная проблема может осложняться отсутствием своего жилья, проживанием на съемной квартире. Материальные затруднения и недостаток средств ставят полноценную жизнь семьи под угрозу. Нередко нежелание работать связано с алкоголизмом, наркоманией, освобождением из мест лишения свободы. Неплохим свидетельством о таком поведении мужа станут объяснения соседей и близких.

Интимные

Имеются также и иные основания развода. Возможна сексуальная неудовлетворенность в отношениях. Половая жизнь супругов не регулируется на нормативном уровне, поэтому не следует указывать в исковом заявлении в качестве оснований для развода подробности своей интимной жизни.

Если поводом к разрыву отношений стало, например, сексуальное насилие партнера или его склонность к извращенным формам половых контактов, то следует заявить ходатайство о закрытом слушании дела.

Это позволит сохранить интимную информацию супругов от посторонних лиц, защитить неприкосновенность их частной жизни.

  Отношение автора к петру гриневу в повести капитанская дочка

Еще одной распространенной причиной развода является измена супруга. При наличии такого факта следует избегать подробного указания всех его нюансов – «с кем, когда, где». Нужно просто ограничиться сообщением о случае измены и, при возможности, подтвердить его свидетельскими показаниями.

Согласно закону (ст.16 СК РФ), брак может быть расторгнут в таких случаях, если:

  1. один из супругов умер или признан умершим;
  2. в органы государственной власти подано заявление на расторжение брака по обоюдному согласию либо же от одного из супругов.
  • ➡️ Последствия нарушения заемщиком договора займа, наступающие по основаниям статьи 811 ГК РФ
  • Предлагаем ознакомиться: Отпуск за непрерывный стаж работы тк рф
  • Официальные причины развода в заявлении о расторжении брака могут быть следующие:
  • супруги не сошлись характером. Чувства, проверенные временем, выявили в отношениях отсутствие взаимопонимания. Если отсутствуют малолетние дети, то судья сочтет данное обстоятельство поводом для расторжения брака;
  • наличие у одного из супругов вредных привычек (наркомания или алкоголизм). Насилие в семье также является основанием для подачи искового заявления в суд. Однако стоит учесть, что вышеуказанные факты необходимо будет подтвердить документально (справка из наркологии, полиции). При отсутствии возможности предъявить подобные справки для доказательства неадекватности супруга, такой повод в исковом заявлении лучше не писать;
  • ведение хозяйственной деятельности по раздельности, а также желание создать новую семью. Для убедительности такую причину обязаны подтвердить свидетели, достигшие совершеннолетия.

Каков исход пути убийцы

Путь Раскольникова к убийству чрезвычайно сложен. Читатель видит его размышления, его внутренний мир и переживания, как на ладони. Каждое его действие сопровождает возврат к самому себе.

Сомнения, вопросы, умение убеждённо доказать, что он на правильном пути. Раскольников не желает крови, но совершенно хладнокровно находится рядом с убитыми им женщинами, пытаясь спрятаться от свидетелей его преступления.

Но тут же оправдывает себя, говоря, что старуха стара.

Теория «сверхчеловека» ещё ни разу не помогала героям литературных произведений стать лучше.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова.

В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели.

Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».

Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Бунт Родиона Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования.

В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него. В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести».

Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения.

Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты.

А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир.

Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!…Вот цель!» — говорит Раскольников Соне Мармеладовой. Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория.

Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь».

Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» — спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы.

Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей.

Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя. Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв.

Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка.

И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову. Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

Читайте также:  Пьер Безухов в романе Война и мир

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Сочинение на тему бунт и покаяние родиона раскольникова в романе преступление и наказание

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман»,— писал Ф.М.Достоевский о романе«Преступление и наказание». В этом произведении остро ставятся вопросы о сущности добра и зла, о природе человека, о путях, ведущих ко всеобщему счастью. Герои романа живут напряженной духовной жизнью, они не столько действуют, сколько мыслят, мучительно, упорно ищут истину.

Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества. Изображая жизнь современной ему России, обнажая психологию отдельного человека, Достоевский ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и имеющие общечеловеческое значение.

Читая роман, мы вместе с писателем проходим трудный путь исканий и раздумий. Он излагал замысел романа так: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, живущий в крайней бедности, совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, а потом всю жизнь быть честным, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству” и загладить преступление».

Но после убийства «неразрешимые» вопросы встают перед Родионом Раскольниковым, неожиданные чувства мучают его сердце. Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьей производят сильнейшее впечатление на Раскольникова. И подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу. Он получает письмо из дома.

Становится очевидным, что судьба его матери, его сестры Дуни не более светла, чем участь Мармеладовых. И, подобно Марме- ладову, Раскольников понимает, что виноват «неискупимо». Ведь это ему, «надежде и упованию семьи», любимому сыну, мать шлет последние копейки. Это ради него, любимого брата, Дуня идет на жертву (не лучше «Сонечкина жребия»: решается стать женой омерзительного Лужина).

Перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно уже «начали его терзать и истерзали его сердце»: «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?» Именно ощущение безвыходности доводит главного героя до отчаяния, до бешенства, почти до безумия.

Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку- подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотится за ней. И вдруг Раскольников осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, о детях, лишенных детства, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня.

Но что он может сделать? Страдальцы и сострадающие им представляются Раскольникову бессильными, а мерзавцы, хищники обычно добиваются своего. Весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует. Мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот человеческий мир так устроен, что кажется иногда бредом безумца.

Не случайно последнее потрясение, испытанное главным героем перед преступлением, — это сон. Родион видит себя маленьким ребенком и детскими глазами смотрит, как пьяный краснорожий парень под хохот толпы забивает «маленькую, тощую крестьянскую клячонку». Сон дышит явью, он правдоподобен во всех деталях.

Теория, которая привела Раскольникова к преступлению, возникает в романе как неразрывное единство сердечной муки и возбужденной, ищущей мысли. И жизнь, и характер, и мировоззрение героя — все отразилось в его теории. Весь ход повествования убеждает нас, что Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовыми. Но он горд, необщителен, одинок, быть может, потому, что убежден в своей исключительности. Гордость его уязвляется на каждом шагу: он вынужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, объясняться по этому поводу в полиции.

Раскольников не ограничивается идеей, он ищет неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Герой спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирожденный «властелин судьбы». Так созревает бунт Раскольникова.

Герой романа думает, что людей, которые не способны изменить свою жизнь, спасет некий «властелин». Он решает, что можно проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум «сильной личности» могут осчастливить «толпу». Одно только останавливает его в стремлении проверить теорию: сомнение в том, рожден ли он властелином над «всею дрожащей тварью».

Недаром в своем сне Родион видит себя ребенком, пробивающимся через толпу к савраске, целует ее мертвую, окровавленную морду, потом «в исступлении бросается на убийцу», а проснувшись, вдруг представляет себя в роли убийцы. Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства. Но он смиряет себя своей теорией, и он идет, как на казнь, но идет.

Достоевский отводит главное место в романе рассказу о наказании преступника. Оно не сводится к судебному приговору, а заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя, чем тюрьма и каторга. «Я не старушонку убил, я себя убил», — признается он Соне. Раскольникова преследует ощущение бессмысленности преступления, совершенного им.

Это угнетает главного героя, он отстранен от людей, он остается в пустоте. Особенно мучительна встреча с теми, кто прежде был бесконечно близок и дорог. Это мать и сестра. Муки Раскольникова изображены писателем с такой силой, что мы вместе с ним ощущаем и отчуждение от людей, и страх, и отчаяние.

Достоевский убеждает нас, что если на путь насилия становится человек честный и добрый, то он неизбежно приносит только зло себе и другим. Стоит только разрешить себе «кровь по совести», кровь польется потоком.

Имел ли основание Свидригайлов, которого остро ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды»? Что общего между этим преступником и страдальцем за человечество? Видимо, то, что оба они сочли возможным «перешагнуть через кровь». Свидригайлов — фигура отталкивающая, но одновременно и трагическая.

Он прошел «жизненную школу» в петербургских притонах, неожиданно пришедшее богатство развратило его. Но нельзя видеть в нем только злодея. Писатель окутал жизнь Свидригайлова тайной. Трудно сказать, какие злодеяния он совершил, а что порождено больным воображением и клеветой. В душе этого человека под спудом порока еще теплится искра добра. Душу Аркадия Ивановича пробудила любовь к Дуне.

Он неожиданно для себя пожалел ее, в нем словно что-то перевернулось. Заговорила совесть. Жертвы прежних преступлений возникли в его лихорадочно возбужденном воображении. Свидригайлов уходит из жизни, спасая от нищеты и гибели Соню, сирот Мармеладовых и свою невесту. Говоря о бунте и смирении, не могу не вспомнить о Катерине Ивановне.

Образованная женщина вынуждена жить в убогой обстановке с пьяницей-мужем, за которого она вышла, «плача, руки ломая», потому что ей «некуда было идти». Она постоянно вспоминает о прошлом, о золотой медали, с которой закончила учебное заведение, о «танце с шалью». Не случайно то, что Мармеладова ощущает контраст между своими представлениями о лучшей жизни и реальным существованием.

Конечно, она не может смириться, отсюда и ее рассказы, адресованные квартирной хозяйке, о ее благородном происхождении, и «таскание за волосы» пьяного мужа. К сожалению, Катерина Ивановна бессильна изменить в лучшую сторону свою жизнь и жизнь детей. Внутренний разлад приводит Катерину Ивановну к безумию. Последние слова Мармеладовой, произнесенные перед смертью, показывают, что свою жизнь она сравнивает с заезженной клячей, которая «отмучилась». Жизнь — мучение. Таков удел стремящейся бунтовать, но вынужденной смириться бедной женщины. К чему же пришел Раскольников в эпилоге? В конце романа «убийца и блудница» пробуждаются для новой жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Трагические события совершались на фоне мрачного городского пейзажа. В иной обстановке происходит сцена свидания Раскольникова с Соней, когда его душа окончательно раскрылась для впечатлений новой жизни. Видно, что перед главным героем раскрываются горизонты нового и неизведанного. «Там была свобода и жили другие люди». «Преступление и наказание» — сложное произведение. При первом же появлении роман вызвал разноречивые отклики. И до сих пор не прекращаются споры о сущности авторского замысла, об идейной направленности романа, о центральном герое, его бунте и смирении.

Последствия преступления

Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон».

Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление.

Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.

Ссылка на основную публикацию