Сочинение: Петербург в творчестве Н. В. Гоголя

В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург.

Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей.

Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.

Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей.

Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. <…> Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».

Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.

У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.

Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры.

Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов.

У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения.

Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.

В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет.

Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь».

Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.

Доклад на тему «Петербург в творчестве Н.В.Гоголя»

Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом. Оттого, наверное, он так многолик в литературе. Создавая его образ, писатель вкладывает в него свою душу, все свои идеалы и помыслы. Литература постепенно раскрывала читателям этот величественный город глазами мастеров пера.

И тут просто неоценима роль русской литературы именно потому, что она изображает город живым и целостным в его вечной изменчивости и противоречивости. Писатели всегда находят в нём что-то новое и неизведанное, каким бы город ни казался исхоженным и изученным.

К этому вопросу можно подойти по-разному в зависимости от того, какую основную идею избрать в качестве ориентира.

Очень интересны исследования писателя-историка Н.П.Анциферова в его книге «Душа Петербурга», где знаток города и литературы о нём раскрывает читателю Петербург, как город «трагического империализма и великой борьбы». Разумеется, будучи столицей на протяжении двух веков, Петербург является центром политических интриг.

Но есть и другая его сторона. Этот удивительный город – результат содружества русских и европейских талантов, сосредоточение сотрудничества в науке, образовании, промышленности. Все его противоречивые черты нашли своё отражение в произведениях русских писателей.

Но каждый из них представлял Петербург по-своему и жил в нём только своей жизнью.

Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге.

Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается.

Его цвет контрастирует от чёрного к белому, иногда создавая плавные переходы оранжевых, сиреневых или голубых тонов.

Перемены добавляет капризная погода с мокрым снегопадом в мае и холодным ливнем в декабре, с июньскими звёздными ночами, январскими оттепелями, мартовскими солнечными морозами.

Литературе невозможно было не заметить и не запечатлеть столь оригинальное лицо города. Но отражение всей этой красоты, к сожалению, не найти в произведениях Н.В.Гоголя. Н.П.Анциферов писал: «Перед нами город великой борьбы. Могуча сила народа, создавшего его, но и непомерно грандиозны задачи, лежащие перед ним, чувствуется борьба с надрывом.

Великая катастрофа веет над ним, как дух неумолимого рока». Суждения этого историка оригинальны и глубоки. Но совсем необязательно слепо соглашаться с ним. И не требуется ту или иную точку зрения принимать на веру. Каждый способен выработать свою позицию, но для этого необходимо проанализировать литературу, которая выражает отношение к Петербургу.

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России.

Тема Петербурга, как особо важная философско-социальная тема, была впервые выдвинута в русской литературе как раз в 30-е годы А.С.Пушкиным. В «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Медном всаднике» А.С.

Пушкин осветил различные аспекты петербургской темы, уже затронув при этом некоторые из тех её сторон, которые оказались в центре внимания Н.В.Гоголя в его произведениях.

В пушкинском восприятии Петербурга ощущение его неповторимой красоты и великолепия было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России. Намеченные поэтом образы новых для русской литературы героев – чиновника, городского бедняка – всё это во многом подготовило и определило пути дальнейшего развития темы большого города в повестях Н.В.Гоголя.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Целью моего реферата является изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Задачи: выяснить, каким видел Н.В.Гоголь этот город, и что способствовало формированию именно такой точки зрения великого писателя; определить, что волновало его, и чем был Петербург для Н.В.Гоголя.

Обоснование выбора темы доклада.

В своё время я читал произведения Н.В.Гоголя, и мне было интересно видение Петербурга глазами Н.В.Гоголя. В Петербурге я живу сравнительно недавно, красота и самобытность города поразили, у меня возникло желание сравнить восприятия этого города мною и писателем XIX века. Сделать это я могу, изучая образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Вновь перечитав их, я понял, что раньше многого не замечал в произведениях этого писателя. У него мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета. Они, можно сказать, олицетворяются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия. Если Н.В.Гоголь даёт им душу, чтобы насмеяться над ними, то у людей он с такой же целью душу отнимает.

Читайте также:  Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» (М. Шолохов)

На протяжении своей жизни в Петербурге Н.В.Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники его не понимают. Писателя преследовали сплошные жизненные неудачи. В кружке аристократов Н.В.Гоголь был не свой, служебная карьера не сложилась, усилия стать актёром или художником закончились провалом, с профессорством не получилось.

Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя явился переломным моментом. Он два раза покидал этот город, уезжая в Гамбург и Рим, спасаясь от непонятной тоски.

Петербург разбил сердце писателя, и ирония в его произведениях воспринимается как средство самозащиты. Доминирует же не смех, а страх. Творчество Н.В.Гоголя поражает и удивляет: смешное переплетается с трагическим, фантастическое – с реальным.

Стоит обратить внимание и на художественные приёмы, которые использует писатель для усиления своих образов.

Интересно отметить, что мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета повестей Н.В.Гоголя. Они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия.

Поэтому необходимо внимательно изучить произведения Н.В.Гоголя и познакомиться с высказываниями писателей и критиков того времени о нём и о его творчестве. Интересна переписка Н.В.Гоголя с матерью.

Читая её, мы легко обнаруживаем настроение писателя, также видим, откуда он взял образы многих своих петербургских героев и различные ситуации, происходящие с ними и взятые из личного жизненного опыта.

Он много пережил в большом северном городе.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ПЕТЕРБУРГ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.В.ГОГОЛЯ

Когда же Н.В.Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Портрет», «Шинель» —  этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губительный для человеческих душ.

Работа над темой Петербурга составила в творчестве писателя новый этап. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Реалистическое мастерство его в этом жанре достигло своей классической вершины.

Для более полного представления о северной столице Н.В.Гоголя хочется обратить внимание на небольшие наброски писателя к книге «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-ой линии». Они были одними из звеньев в работе Н.В.Гоголя над его петербургскими повестями и носили уже весьма мистические названия: «Страшная рука» и «Фонарь умирал».

Перед читателем сразу предстаёт образ города в своей гнетущей таинственности. Его содержание у автора составляет преимущественно тяжёлый и прозаический быт, который изображён им очень остро и сочно. Город представлен ночным описанием «со страшным блеском на каменных домах» (7). Деревянные дома «превращаются в совершенно чёрные» (7).

Фонарь не просто слабо светит, а «умирает» (7) где-то на дальней улице. Кругом всё покрыто «густою  массою мрака» (7), мокрый блеск города теряется в дождевом холодном тумане под серо-дымным небом.

Тёмные переулки раскрывают свои «мрачные объятия» (7), нигде нет огней, всё кажется умершим, а свет из тонкой щели в ставне просачивается «огненной чертой» (7). Таинственность городской жизни, интимность и причудливость индивидуального существования – всё это надёжно укрыто стенами, перегородками, занавесками.

Отсюда мучительное желание героя отрывка заглянуть в щель оконных ставень. В описании сюжета мы попадаем только в мир каких-то вещей. Здесь нет людей, нет приятных лиц, вернее, их описание осуществляется через детали окружающей обстановки. Н.В.

Гоголь использует приёмы крайнего контраста и сильного преувеличения, придающие его образам нереальные характеры. Писатель убеждён, что истинный эффект заключается в резкой противоположности, но, тем не менее, его фантастика максимально приближена к жизни.

В отрывке «Фонарь умирал» на фоне страшной ночной картины окраины города читатель окунается в лирическое описание «голубой комнаты» и девушки «в божественном платье» с «обворожительными бархатными бровями». Но Н.В.Гоголь заканчивает свой небольшой писательский набросок появлением фигуры в чёрном фраке и со странным профилем. Интересно описание лица этого человека: оно просто никакое, тупое и глупое.

Как всё просто, обыкновенно и в то же время оригинально! На мой взгляд, уже в этих небольших заметках Н.В.Гоголь выразил своё отношение к Петербургу. Трагизм и безысходность наложили печать на образ этого города в произведениях писателя. Это началось с повести «Невский проспект».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного».

Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.

Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника,  можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие.

Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.

Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами.

Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега.

Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» — это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Мировоззрение Н.В.Гоголя в основе своей было глубоко религиозным и не изменялось на протяжении всего творческого пути. От матери писатель унаследовал тонкую душевную организацию и склонность к мистической созерцательности.

Он переживал огромный душевный кризис, его навязчиво преследовала идея Страшного суда и загробного воздаяния.

Он боится приближения к действительности, таящей в себе нечто неведомо-ужасное, так как она мрачна, отвратительна, заклеймена пороками, низостью и коварством.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Роковая трещина пролегла во взглядах Н.В.Гоголя через понятие действительности, поэтому его переживания так драматичны.  Петербургское настроение писателя отражается в его письме к матери: «Я устал и душою, и телом… Никто не знает моих страданий… Я хотел бы убежать…»[3]

И это, естественно, нашло отражение в  творчестве. В этом плане очень интересны изобразительные приёмы Н.В.Гоголя.

Один из обычных его эффектов – нагромождение глаголов, которые усиливают и подчёркивают напряжённость действия: «купивши картины, приносил… на них кидался, рвал, разрывал, изрезывал в куски и топтал ногами»[4]; «музыка… погасала, и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела».[5] Так писатель передаёт своё эмоциональное состояние.

Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием.

Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.

Читайте также:  Характеры и судьбы пьесы «На дне»

Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.

Мне нравится искусное использование Н.В.Гоголем фантастики, как усилительного приёма для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Автор нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного.

Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания  к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия.

Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина.

Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.

Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя ℹ️ образ города в произведениях писателя, его отношение, описание темы маленького человека

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет.

В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно.

Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Переезд в столицу

Начиная доклад о Гоголе в Петербурге, кратко стоит осветить и то, что направился писатель на север от родного дома в поиске работы по юридической специальности.

Молодой Николай Васильевич питал большие надежды насчет служения государству, вот почему в качестве профессионального поприща изначально выбрал юстицию.

С радостью поступив на службу, будущий классик отечественной литературы спустя некоторое время стал серьезно разочаровываться избранной им трудовой сферой. Бюрократическая машина обнажила перед девятнадцатилетним Гоголем все пороки, присущие людям из системы, их алчность и бездуховность.

Безжалостность и прерогативы своей личной выгоды, открывшиеся молодому человеку вместо ожидаемой им справедливости буквы закона омрачили веру литератора в служение Фемиде, после чего, не проработав и года, Николай Васильевич перевелся на более простую и менее бюрократическую должность в рамках все той же юстиции. В дальнейшем писатель сменил множество ремесел, никак не связанных с его образованием, после чего в скором времени и пришел к делу пера. Дебютом его творчества стала сатирическая новелла «Ганц Кюхельгартен», встреченная критиками весьма отрицательно.

Изменение отношения Гоголя к городу, который был для него пределом мечтаний, прослеживается непосредственно в произведениях петербургского периода.

То несоответствие своим ожиданиям, с которым юноша столкнулся на службе, в точности воспроизводило и разочарование, полученное им от казавшегося прекрасным Петербурга.

Внешний лоск столицы маскировал под собой порочность чиновников, нищету и грязь.

Очень хорошо писатель ощутил всю истинную картину изнанки Северной Пальмиры во время жизни в бедном квартале — на Мещанской улице. Говоря о влиянии Питера на атмосферу гоголевских повестей, стоит выделить основные причины, повлиявшие на формирование восприятия города великим автором:

  • разочарование в профессии и бюрократизме;
  • реальное видение Петербурга сквозь жизнь в бедном районе;
  • мрачность и неоднозначность города.

Тема маленького человека

Петербург в жизни и творчестве Гоголя немыслим без рассмотрения в сочинении темы маленьких людей. Такие герои не единожды становились центром внимания Пушкина, Достоевского, так же, как и украинский автор, видевших истинное лицо города и трактующих его по-своему.

Истории, описываемые на страницах гоголевских произведений, зачастую затрагивали именно вопрос какой-либо души как части «системы» и «винтика» в ее механизме.

Так, одним из ярких представителей этого образа у писателя выступает Акакий Башмачкин из рассказа «Шинель», входящего в состав «Петербургских повестей».

  Клюев Николай Алексеевич — краткая биография

Герой произведения служит в департаменте не столько по своему желанию, сколько из необходимости — он страстно мечтает о статусном предмете гардероба. Несомненно, в новелле нашел свое отражение опыт работы Гоголя на государственном поприще и личные переживания писателя.

Материальная ценность, возымевшая на страницах повести форму заветной шинели, в итоге рушит не только духовную, но и физическую жизнь героя, который погибает от простуды.

Введение автором в рассказ мистического образа мертвеца характерно для творчества писателя в целом. Однако, в «Шинели» потусторонние силы являются неслучайным художественным образом.

Материальный предмет, возведенный чуть ли не в культ и ставший смыслом жизни малоуспешного служащего, не отпускает его даже после смерти.

Проблематикой, поднятой Николаем Васильевичем в новелле, стали такие низменные пороки человечества, как:

  • воровство и жажда наживы;
  • материализм, вещизм и бездуховность;
  • узкомыслие и нежелание развиваться.

Период написания повести совпал с моментом глубокой религиозности автора. Имя главного героя выбрано неслучайно и в переводе звучит как «невинный», «беззлобный». Безусловно, писатель симпатизирует созданному образу и сочувствует ему, но тем не менее выводит на свет и его слабые стороны.

Желание Башмачкина обзавестись шинелью стало сродни одержимости и лишало его самых простых человеческих радостей, обесцвечивая тем самым жизнь и душу. Моралью книги служит отсылка к библейской заповеди «не сотвори себе кумира», но только в отношении неодушевленного предмета.

Популярные сочинения

  • Что такое Жизненный опыт сочинение Каждый из нас не раз слышал словосочетание «жизненный опыт», но задумывались ли мы о том, что оно означает? Практические навыки? Яркие воспоминания? Знания об окружающем мире?
  • Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба
  • Сочинения по картинам Клевера Описание картин Клевера

Город контрастов

Петербург в жизни Гоголя не стал полностью негативным для восприятия.

Несмотря на то что впоследствии Рим оказался лучшим пристанищем для великого писателя, нежели Северная столица, Николай Васильевич, как и раньше, не мог порой отвести глаз от красоты и величия города и отказаться от возможности вновь обойти свои излюбленные места Питера. Еще в юности литературный деятель отмечал неоднозначность Града Петрова, которая отражена и на страницах написанных им книг.

Мечтой этого талантливейшего литератора была жизнь в квартире с видом на Неву. Судьба же распределилась иначе и все гоголевские адреса будут связаны только с бедными обителями города-порта. Соседями писателя по дому аптекаря Трута были «чухонские нимфы», сапожники, чулочники, красильщики, табачники и модистки.

Противоположностью этому миру являлся Невский проспект со своими нарядными дамами и кавалерами, одетыми с иголочки и излучающими радость и благородство. Вскоре Гоголь бесповоротно разочаруется в лоске главной петербургской улицы и образе, который поначалу сражает наповал.

Столкнувшись с оборотной стороной внешних прикрас столицы, Николай Васильевич осознает, насколько непрост и двояк Петербург.

Будучи высокодуховным человеком, писатель видит главное — блеск города, камней его прекрасных барышень и шпилей архитектурных шедевров затмевает суть — все эти богатства нажиты за счет обмана, унижения слабых и обыкновенной подлости.

Этим классик, конечно, затрагивает вечную тему, актуальную, к сожалению, на все времена, так как связана она с порочностью человеческой природы. Обличение натуры людей, наравне с мистикой и природой, стало ключевой темой творчества автора.

Сочинение на тему: «Петербург глазами героев из произведения «Невский проспект»

Невский проспект соединяет людей, но не может их объединить В повести Н.В.Гоголя Невский проспект предстает некой сценой, действие на которой постоянно сменяется. Разные люди разных сословий спешат на работу по Невскому или праздно прогуливаются. Утро – это время для нищих и попрошаек, для рабочего люду в грязных сапогах.

Читайте также:  Образ русского солдата в поэме «Василий Тёркин»

К полудню на Невском показываются гувернантки и гувернеры со своими воспитанниками. А уж ближе к обеду Невский заполняется праздно гуляющей богатой публикой. Все сословия собирает вокруг себя красавец Невский, и именно здесь читатель понимает, насколько раздираемо общество социальными противоречиями, насколько глубока пропасть между людьми из разных сословий.

Две истории, начинающиеся на Невском Гоголь рассказывает читателю две истории, начавшиеся на Невском. Герои этих историй противопоставлены друг другу. Талантливый художник Пискарев противопоставлен самоуверенному поручику Пирогову. Они – воплощения двух разных миров, идеалист и материалист. По словам Гоголя, объединяет таких разных людей лишь любовь к искусству.

Пискарев творит, его сюртук часто измазан красками, а Пирогов мечтает, чтоб его запечатлели на портрете. Художник Пискарев – один из тех северных художников, что видят прелесть в туманах, сырости, слякоти, находят нечто магнетически притягательное в некрасивом лице престарелой прачки или кухарки.

Пискарев олицетворяет собой изысканный, наполненный духовностью и красотой, вежливый и учтивый Петербург. Встретив на Невском свой идеал красоты, Пискарев влюбляется в ее образ, и бежит по следу прекрасной незнакомки. Пара невзначай брошенных на него взглядов прекрасной незнакомки будят в нем образы из детских мечтаний и юношеских грез.

И вот грезы становятся явью, незнакомка увлекает его за собой. Проследовав за незнакомкой и попав в дом терпимости, Пискарев не может примириться с реальностью. Он убегает. Много дней сидит Пискарев в своей квартире, мучимый прекрасным образом незнакомки. В его душе ни на миг не прекращается работа, он проходит путь от полного неприятия ситуации к смирению.

Он идет в публичный дом, чтобы сделать предложение пускай и падшей, но все же прекрасной женщине. Он искренне верит, что в душе она неиспорченна и чиста. Фраза прелестницы: «А я только что теперь проснулась; меня привезли в семь часов утра. Я была совсем пьяна» действует на него отрезвляюще и возвращает в действительность.

Однако в этой реальности нет места мечтателю Пискареву. Пирогов же, напротив, материалист и карьерист. Он – олицетворение Петербурга чиновничьего, с манерно подкрученными усиками и жеманными улыбками. Выслужиться, жениться повыгоднее – все, что нужно Пирогову. Он выучил несколько шуток, чтоб смешить дам на балах.

Он уверен в собственной неотразимости и жаждет ей подтверждений. На Невском Пирогов встречает жену немецкого ремесленника. Миловидная Гензи обязана стать следующей жертвой обаяния Пирогова. Первое, что он говорит ей, знакомясь: «А, здравствуйте, моя миленькая! вы меня не узнали? плутовочка, какие хорошенькие глазки!»

Но и Пирогову в этой повести приходится пережить свою маленькую личную драму. Гензи – жена жестянщика Шиллера. О педантичном немце Шиллере Гоголь пишет так: «Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз…».

Застав Пирогова за приставаниями к жене, Шиллер расправляется с ним по-своему. Самолюбию поручика был нанесен сокрушительный удар и кажется ему, что все суды и казни должны обрушиться на грубого ремесленника Шиллера. Однако заканчивается эта ситуация ничем. Пирогов передумывает писать жалобу, съев два слоеных пирожка и почитав утреннюю газету.

На примере двух человеческих характеров, двух сюжетов, Гоголь стремиться показать, сколь обманчив Невский проспект, да и весь Петербург с его праздностью.

За кулисами этой чисто выметенной сцены происходит совсем иная жизнь, иногда это трагедия, иногда комедия.

Про сам же Невский, да и, впрочем, про всю жизнь современного ему общества Гоголь пишет так: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

  • Читайте далее:
  • Петербург глазами героев из произведения «Невский проспект»
  • Сочинение по произведения Гоголя «Невский проспект»

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Характеристики героев произведения «Война и мир» Толстого Л.Н.

Характеристики героев произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»

  1. Александр Невский
  2. Сочинение на тему «Петербург Достоевского»
  3. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
  4. «Горе от ума» (сочинение)

Краткое содержание повести Пушкин А.С. «Метель»

Сочинение на тему «Красота зимнего леса моими глазами»

  Командор Витус Беринг: как датчанин стал «Русским Колумбом»

Произведения периода

Ряд повестей и новелл был создан Гоголем в Петербурге. Сообщение будет неполным без упоминания миниатюр, написанных именно в годы пребывания писателя в столице.

Знаменитые «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедия «Ревизор», сборник «Миргород» и цикл «Петербургские повести» вышли из-под руки Николая Васильевича именно в бытность его проживания в городе на Неве.

Интересно, что образ Северной Пальмиры предстает перед взором читателя в каждом литературном творении несколько разным, сверкая какой-либо одной из своих граней.

Так, красив и блистателен Петербург в «Вечерах на хуторе» из сборника «Сорочинская ярмарка». Город изображается только со стороны дворца, наполненного звуками музыки, звоном бокалов и светлыми париками и нарядами фрейлин и придворных императрицы Екатерины. Кузнец Вакула, прилетевший в столицу верхом на самом черте, ослеплен городом и его обитателями.

Совершенно иным писатель рисует град Петров на страницах «Записок сумасшедшего». Так, мелкий чиновник Аксентий Поприщин теряет рассудок на почве неудовлетворения своей должностью и отсутствия своего истинного места в жизни.

Здесь город олицетворяют его жители в лице бюрократического аппарата, в немалой степени поспособствовавшие случившемуся с главным героем. В «Портрете» молодой живописец Чартков становится жертвой дьявольских пут на почве безденежья.

Золото в произведении показано как зло, ради которого герой готов отказаться даже от своего призвания.

Еще одна новелла петербургского цикла «Нос» выводит на поверхность пустоту понятий имиджа и статуса, которые зачастую подменяют внутреннее содержание того или иного человека.

Как и в «Шинели» Гоголь поднимает в рассказе животрепещущие извечные темы, обличает устройство общества и пороки человечества.

Среди сотни опусов столичного периода основные идеи автора перекликаются и обозначаются как:

  • бездушность и внутренняя пустота чинуш;
  • трагедия бедного человека;
  • двоякость образа столицы;
  • лживость и лизоблюдство в недрах бюрократической системы.

Разочарование писателя

Реферат на тему «Жизнь Гоголя в Петербурге» можно подытожить полным крушением надежд писателя.

Несмотря на восхищение внешней стороной столицы, Николай Васильевич еще в юности с прискорбием открыл для себя истинное лицо города и больше не питал наивности по отношению к нему.

Хотя гений классической литературы в итоге старался даже не навещать Град Петров, Северная столица сыграла в жизни и творчества Гоголя немалую роль, навсегда оставшись запечатленной в его бессмертных произведениях.

Столкновение с реалиями столичной жизни помогло писателю повзрослеть и вырасти в профессиональном плане. Отказавшись от службы в юстиции, Николая Васильевич, сам еще тогда этого не зная, подарил себя потомкам в качестве уникального автора, наследие которого будет жить веками.

То личное глубокое разочарование, которое постиг Гоголь, открыв для себя Петербург во всем его многообразии, легло в основу его литературных шедевров, несущих в себе актуальные идеи и вечные болезненные темы.

Недаром произведения украинского классика составляют основу школьной программы наравне с Пушкиным и Достоевским.

Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать.

И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.

Любовь писателя к Петербургу

Петербург в жизни и творчестве Гоголя занимает огромное место. Это самый яркий и важный мотив в его произведениях. О Санкт-петербурге писатель упоминает в своих произведениях:

В последнем сочинении особенно ярко показывается отношение автора к городу. Он показывает, каким предстает этот волшебный град перед глазами Вакулы — блестящим, ярким, волшебным и сказочным. В нем удивительно все — от дворцов и садов до улочек и рек. Но вместе с тем, автор показывает его призрачным. Ведь в нем все зыбко, непонятно, люди не замечают друг друга совершенно.

Ссылка на основную публикацию