Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха – «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты.

В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству.

В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина.

Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной.

Основной мотив стихотворения – это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую».

Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним.

Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю.

Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника.

Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ – «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство.

Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» – «дом», «забыли» – «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей.

Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому».

Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я».

Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит».

И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» – этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух.

Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением.

Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции.

Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались».

Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу.

Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Сочинение на тему: Русь советская в творчестве Сергея Есенина

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые».

Ощущение времени теряется – сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии.

Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» – «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент.

Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым.

Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Русь советская»: заключительная часть произведения

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть.

При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом – «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части.

Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная – это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот.

Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах – Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна.

Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану

1.История создания

В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.

В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.

Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.

Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистическом ключе.

Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.

3. Род

  • Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.
  • Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.
  • При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.

4. Жанр

Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.

Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.

Читайте также:  Сочинение: Болконские в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи)

5. Проблематика

Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.

Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.

6. Тематика

Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).

Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.

Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.

Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.

8. Пафос

Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.

Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.

Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.

Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.

9. Система образов

  1. Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
  2. «Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.

  3. «Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.

Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют».

Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.

Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».

Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.

Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.

Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.

«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».

Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».

У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.

11. Лирический герой

Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.

Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.

На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.

Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.

Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».

13. Композиция

Композиция произведения линейная, трёхчастная.

  • Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
  • Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
  • В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.

14. Художественные особенности

Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.

Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.

Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.

В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край осиротелый», «сухой румянец», «лира милая», «песни нежные»;
  • сравнения: «мельница – бревенчатая птица»; «в своей стране я словно иностранец», «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»;
  • метафоры: «ушами длинных веток»;
  • метонимия: «вокруг меня снуют и старые, и молодые лица»; «отдам всю душу октябрю и маю»;
  • олицетворения: «мельниц… стоит, глаза смежив», «клёны морщатся»;
  • гиперболы: «всем существом в поэте», «шестая часть земли».
  • градация: «ни матери, ни другу, ни жене…»

Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.

Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.

17. Значение произведения

Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.

18. Актуальность

Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.

Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.

19. Моё отношение

Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.

Анализ стихотворения «Русь советская»

Тот ураган прошел.Нас мало уцелело.

  • На перекличке дружбы многих нет.
  • Я вновь вернулся в край осиротелый,
  • В котором не был восемь лет.
  • Кого позвать мне? С кем мне поделиться
  • Той грустной радостью, что я остался жив?
  • Здесь даже мельница – бревенчатая птица
  • С крылом единственным – стоит, глаза смежив.
  • Я никому здесь не знаком,
  • А те, что помнили, давно забыли.
  • И там, где был когда-то отчий дом,
  • Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
  • А жизнь кипит.
  • Вокруг меня снуют
  • И старые и молодые лица.
  • Но некому мне шляпой поклониться,
  • Ни в чьих глазах не нахожу приют.
  • И в голове моей проходят думы:
  • Что родина?
  • Ужели это сны?
  • Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
  • Бог весть с какой далекой стороны.
  • И это я!
  • Я, гражданин села,
  • Которое лишь тем и будет знаменито,
  • Что здесь когда-то баба родила
  • Российского скандального пиита.
  • Но голос мысли сердцу говорит:
Читайте также:  Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать

«Опомнись! Чем же ты обижен?

  1. Ведь это только новый свет горит
  2. Другого поколения у хижин.
  3. Уже ты стал немного отцветать,
  4. Другие юноши поют другие песни.
  5. Они, пожалуй, будут интересней –
  6. Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина! Какой я стал смешной.

  • На щеки впалые летит сухой румянец,
  • Язык сограждан стал мне как чужой,
  • В своей стране я словно иностранец.
  • Вот вижу я:
  • Воскресные сельчане
  • У волости, как в церковь, собрались.
  • Корявыми немытыми речами
  • Они свою обсуживают «жись».
  • Уж вечер. Жидкой позолотой
  • Закат обрызгал серые поля,
  • И ноги босые, как телки под ворота,
  • Уткнули по канавам тополя.
  • Хромой красноармеец с ликом сонным,
  • В воспоминаниях морщиня лоб,
  • Рассказывает важно о Буденном,
  • О том, как красные отбили Перекоп.
  • «Уж мы его – и этак, и разэтак, —
  • Буржуя энтого…которого…в Крыму…»
  • И клены морщатся ушами длинных веток,
  • И бабы охают в немую полутьму.
  • С горы идет крестьянский комсомол,
  • И под гармонику, наяривая рьяно,
  • Поют агитки Бедного Демьяна,
  • Веселым криком оглашая дол.
  • Вот так страна!
  • Какого ж я рожна
  • Орал в стихах, что я с народом дружен?
  • Моя поэзия здесь больше не нужна,
  • Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
  • Ну что ж!
  • Прости, родной приют.
  • Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,
  • Пускай меня сегодня не поют –
  • Я пел тогда, когда был край мой болен.
  • Приемлю все.
  • Как есть все принимаю.
  • Готов идти по выбитым следам.
  • Отдам всю душу октябрю и маю,
  • Но только лиры милой не отдам.
  • Я не отдам ее в чужие руки,
  • Ни матери, ни другу, ни жене.
  • Лишь только мне она свои вверяла звуки
  • И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

  1. У вас иная жизнь, у вас другой напев.
  2. А я пойду один к неведомым пределам,
  3. Душой бунтующей навеки присмирев.
  4. Но и тогда,
  5. Когда во всей планете
  6. Пройдет вражда племен,
  7. Исчезнет ложь и грусть, –
  8. Я буду воспевать
  9. Всем существом в поэте
  10. Шестую часть земли
  11. С названьем кратким «Русь».

В 1924 г. Есенин первым среди литераторов того времени затронул в своих стихах тему судьбы “родных обителей” с точки зрения вновь обретенного взгляда на мир.

Первым таким произведением стало стихотворение “Возвращение на Родину”, в котором звучит глубокая тоска и печаль от необратимо наступающих перемен в жизни родины и странное чувство незримой пропасти, которая пролегла между лирическим героем и “новой” деревней.

С огромной, почти эпической силой эта тема прозвучала в написанном тогда же стихотворении “Русь советская”. Это одно из самых глубоких и совершенных созданий позднего Есенина.

Само название “Русь советская” уже говорит о сложности восприятия Есениным тогдашнего уклада жизни. Слово “Русь” напоминает о многовековых традициях русского народа, о его вере, о сложном и славном историческом пути родной страны. А прилагательное “советская” звучит как антитеза, это слово говорит уже о новом строе, не имеющим ничего общего с Русью, православной Русью.

В первой же строке стихотворения звучит мотив революции, которую автор сравнивает с ураганом. Такое сравнение достаточно традиционно в русской литературе. В первом четверостишии просматривается параллель с Пушкиным, с его стихотворением “Вновь я посетил…”

…Вновь я посетил тот уголок земли,

Где я провел изгнанником два года незаметных,

Как здесь, так и в “Руси советской” звучит мотив утраченного дома. В третьем стихе Есенин использует метафору “край осиротелый”, чтобы подчеркнуть опустошенность, которую лирический герой ощутил, вернувшись в родную деревню. И действительно, эпитет “осиротелый” как нельзя лучше подходит к описанию теперешней России.

Речь идет не столько об осиротевших семьях, сколько о потере исторической государственности, веры, сердечной теплоты. Здесь можно также услышать и библейский мотив блудного сына, который вернулся на родину после долгих лет странствий. Но, в отличие от библейского героя, лирический герой стихотворения не находит в родном краю прощения и радушной встречи.

Наоборот, он ощущает здесь одиночество и отчужденность:

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Оксюморон “грустная радость” еще более усиливает печальную интонацию этих строк. Во второй строфе появляется образ мельницы как символа родины, символа русской деревни. Эту мельницу автор сравнивает с птицей “с крылом единственным”. Здесь слышится мотив ущербности. Как птица, неспособная летать, теряет смысл жизни, так и мельница в “новой” деревне утратила свое назначение.

В третьей строфе мотив сгоревшего дома, мотив пепелища перекликается со стихотворением Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” Строки Есенина во многом автобиографичны. Известно, что в 1922 г. дом родителей Есенина сгорел. Но здесь пепелище на месте отчего дома олицетворяет скорее крушение старого мира, старого уклада жизни на фоне нового миропорядка.

В начале четвертой строфы “ломается” стихотворная строка. Автор выносит поэтическую мысль “А жизнь кипит…” в отдельную строку, после которой следует пауза. Здесь в глаза бросается антитеза, основанная на контрасте между суетой жизни и раздумьем лирического героя. Также звучит мотив изгнанника в родной стране. “Ни в чьих глазах” лирический герой не находит любви и понимания.

Первые 4 строфы можно назвать вступительной частью стихотворения. Главная начинается с рассуждения лирического героя. “Что Родина?” Автор выделяет этот риторический вопрос в отдельную строку, чтобы подчеркнуть его значимость. Продолжает развиваться мотив отчужденности лирического героя в родном краю.

При этом лирический герой называет себя “пилигрим угрюмый”, говорит, что “в своей стране … словно иностранец”. Интересно сравнение “пилигрим”, т.е. паломник, странник, который отрекся от мирской жизни ради веры, который живет в своем, особенном мире, и люди часто его не понимают.

Лирический герой, вопреки всему, верит в свою родину, в свое отечество и не может принять новой “веры”.

Ирония и боль слышатся в шестой строфе стихотворения. Первая строка выделена как риторическое восклицание. Здесь автор опять использует антитезу, совмещая в одной строфе совершенно разные по стилю слова: “баба” и “пиит”. И все это работает на усиление того болезненного чувства, которое испытывает герой. Здесь начинает звучать тема поэта и его страны.

Далее слышится мотив разлада между умом и сердцем лирического героя. Умом он понимает произошедшие перемены и верит: будущее — за молодым поколением. Но сердце отказывается принимать “новую” жизнь, чувствует лишь боль. Очень необычно, что сравнительно молодой человек (в момент написания стихотворения Есенину было 29 лет) уступает дорогу другому поколению:

  • Уже ты стал немного отцветать,
  • Другие юноши поют другие песни.
  • Они, пожалуй, будут интересней —
  • Уж не село, а вся земля им мать.
  • Здесь появляется мотив завершенности жизни. В следующей строфе можно заметить прямую перекличку с уже упомянутым стихотворением “Возвращение на родину”:
  • И вот сестра разводит,
  • Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,
  • О Марксе, Энгельсе…
  • Ни при какой погоде
  • Я этих книг, конечно, не читал.
  • Эти строки в каком-то смысле объясняют фразу: ”Язык сограждан стал мне как чужой”.

Далее в стихотворении появляется эпический элемент — сюжетные картинки, с помощью которых автор изображает жизнь “новой” деревни. Для придания красочности и правдоподобия этим картинкам поэт включает слова деревенского обихода, такие, как “жись”, “буржуя энтого” и т.д. Сравнивая собрания у волости с воскресным посещением церкви, поэт поднимает проблему попранной веры.

Прием олицетворения, с помощью которого создается образ природы, был характерен и для юного Есенина. Но теперь поэт использует такие эпитеты, как “жидкий”, “босые”, сравнивает тополя с ногами тёлок. Всё это создает весьма приземленный образ деревенской природы, созвучный настроению стихотворения.

  1. Пятнадцатая строфа стихотворения является его кульминацией.
  2. Вот так страна!
  3. Какого ж я рожна
  4. Орал в стихах, что я с народом дружен?
  5. Моя поэзия здесь больше не нужна,
  6. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Это крик души. Здесь размышления о родной стране достигают своего апогея, герой до конца сознает свою ненужность в “новом” мире, поняв, какая непроходимая пропасть лежит теперь между ним и воспетым им когда-то русским народом. С помощью ассонанса (страна — рожна — орал — нужна) автор выделяет это четверостишие.

Далее наступает перелом: слышен мотив смирения. В шестнадцатой строфе Есенин употребляет самое поэтичное обращение к родине — “родной приют”.

Заключительная часть стихотворения начинается с инверсии и повтора (Приемлю все // как есть все принимаю). Этот прием автор применяет для усиления логического ударения, подчеркивая готовность следовать горькому, но неизбежному жребию, “готов идти по выбитым следам”.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам, —

в этих строках выражена двойственность мироощущения поэта. Он готов смириться с новым укладом жизни, но свой дар не может приспособить к нему.

В предпоследней строфе завершается мотив смирения, примирения с действительностью. И герой желает молодому поколению: “Цветите, юные! И здоровейте телом!” Автор использует одно и то же слово для создания различных образов (“отцветать” — “цветите”), тем самым создавая своеобразную перекличку: («…Я стал… отцветать» — «Цветите, юные…»).

Герой желает молодому поколению здороветь именно телом. Не потому ли, что “здороветь” душой под распеваемые “агитки” очень трудно?

Последние две строки этого четверостишия завершают тему одиночества, сближая ее с темой вечного.

Можно заметить, что в стихотворении присутствуют разные ритмы: сначала это лирическая интонация, затем почти частушка, и в заключение — опять лирическая интонация.

И лишь в последней строфе на смену этой интонации, вполне соответствующей мотиву смирения, приходит твёрдое патетическое признание, как бы вопреки всему, о чем говорилось прежде. Эта строфа написана четким, торжественным ямбом. Эти строки утверждают одно: Русь жива.

Читайте также:  Демьян бедный стихи: читать стихотворения демьяна бедного - поэзия, произведения, лирика поэта классика

Советская- это лишь одна из форм существования великой, духовно неиссякаемой страны, которую Есенин всегда воспевал в своем творчестве.

Задание:

1. С чего автор сочинения начинает анализ стихотворения? Соответствует ли вступление своему назначению и в чем это выражается?

2. Автор сочинения разбирает стихотворение, как бы медленно перечитывая его и комментируя. Почему такой подход нельзя считать пересказом? В каких случаях, на ваш взгляд, можно воспользоваться этим приемом?

3. Автор сочинения стремится анализировать стихотворение в единстве содержания и формы. Отметьте, когда ему это удается. Опишите, что он для этого делает.

4. Как завершается работа? Если заключительная часть сочинения кажется вам недостаточно полной, расширьте ее.

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"

Середина 1920-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина» и других. Одним из таких произведений стала «Русь Советская» (1924).

По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и лирическую кан­ву, систему образов, в центре которой — лирический герой, и четыре смысловые части. Сюжет произведения (эпическая основа) описывает возвращение лирического героя, известного поэта, в родную деревню, где он понимает, что стал чужим.

В первой части (1—9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Он задается вопросом:

  • Что родина?
  • Ужели это сны?
  • Но в итоге лирический герой понимает, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10-14 строфы) посвящена описанию «новой» жизни: рассказ красноармейца, собрание у волости, агитки Демьяна Бедного и т. д. При этом герой чувствует себя здесь чужим, он принадлежит другому миру, почти исчезнувшему. В третьей части (15-19 строфы) выражается авторское отношение к революции и тем переменам, которые она принесла:

Приемлю все.

Как есть все принимаю…

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан как истинный гражданин — счастье родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…». Единственное, чем он не готов пожертво­вать — поэзия:

  1. Я не отдам ее в чужие руки, —
  2. Ни матери, ни другу, ни жене.
  3. Лишь только мне она свои вверяла звуки
  4. И песни нежные лишь только пела мне.
  5. Надо сказать, что такое восприятие поэзии как высшего и бесденного дара очень характерно для русской лирики и неоднократно звучало в стихотворениях о поэте и поэзии Пушкина, Лер­монтова и других.
  6. В четвертой части (19—21 строфы) подводится итог размышлений героя. Поэт решает воспевать как старую, ушедшую Русь, так и новую, советскую Россию:
  7. Но и тогда,
  8. Когда на всей планете,
  9. Пройдет вражда племен,
  10. Исчезнет ложь и грусть, —
  11. Я буду воспевать
  12. Всем существом в поэте
  13. Шестую часть земли
  14. С названьем кратким «Русь».

Тема Родины в творчестве Есенина

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. 1914 г.

Лирика Есенина от первой до последней строчки буквально пропитана любовью к Родине.

О чем бы ни писал поэт, во всем сквозит то трепетное любование русским пейзажем, то изъедающая душу тоска по чистоте деревенского быта, то боль по уходящей крестьянской Руси.

Но даже в последних произведениях, пронизанных горечью от утраты милого сердцу образа Родины, напевность, образность стиха излучала нежность, свет, как только речь заходила о березовых рощах или луговых травах.

Тональность темы менялась в разные периоды творчества. И это неудивительно, ведь становление поэта происходило на сломе эпох, когда, казалось, все перевернулось с ног на голову. Исторический водоворот затянул Есенина в воронку стремительно меняющихся событий. И лишь обостренное чувство Родины всегда оставалось главным и всеобъемлющим до последних дней поэта.

Родившийся и выросший в российской глубинке, воспитанный в крестьянской семье, Есенин чувствовал острую связь с природой малой родины, с рязанскими просторами.

Образ Родины формировался среди запорошенных берез и сыплющих снегом черемух, под журчание ручьев и песни лесных птиц. Именно этот образ Родины, неразрывно слитый с природой, пронесет поэт через всю жизнь от самых первых стихотворений («Береза» 1913 г.

, «Гой ты, Русь, моя родная» 1914 г.) до произведений последнего года жизни («Я иду долиной. На затылке кепи», «Сестре Шуре» 1925 г.). М Горький говорил, что Есенин создан природой именно для поэзии, любви ко всему живому. Другой современник Есенина, А.

Толстой, отмечал, что даже фамилия поэта созвучна языческим корням. В ней слышится осень, щедрость плодородной земли, деревенские праздники.

Вошел в мир большой литературы Есенин именно с лирикой, пронизанной любовью к патриархальной деревне, крестьянскому укладу. А. Блок первым из именитых литераторов услышал стихи молодого поэта и рекомендовал Есенина С. Городецкому, представлявшему в те годы «деревенскую лирику».

Городецкий, услышав первые строки стихов новоявленного поэта, понял, «какая радость пришла в русскую поэзию». Явление Есенина он сравнил с праздником песни.

С тех пор мотив родной природы, патриархальных деревень, среднерусского пейзажа, рязанских раздолий был основным и главным в творчестве певца «страны березового ситца».

Война, а затем и революция, вырвавшая мужиков из мирного быта, внесла в стихи поэта тревожные нотки. Певец деревни почувствовал в новых веяниях угрозу всему, что так дорого, в чем поэт черпал силы и вдохновение.

Есенин был убежден, что именно крестьянин — носитель и творец истинной русской духовности, культуры. В годы революционного становления основы этой духовности были подорваны. Мужик бросил соху и косу, взял винтовку.

Появляются стихотворения, в которых отражаются метания поэта, попытка понять и принять новое, пришедшее на его родную землю, перекроившее привычный уклад общества — большевизм («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» 1918 г.).

Современники, привыкшие к напевному есенинскому слову, вслушивались в рваный ритм, восторженные приветствия нового строя, кощунственные для вчера еще глубоко патриархального поэта богоборческие строчки.

Одни вслушивались и не верили в искренность слов, подозревая Есенина в попытке подстроиться под новые ритмы и лозунги времени. Другие приветствовали нового «коммунистического поэта».

Но мало кто понял тогда истинную неизбывную боль Есенина, познавшего истину: его любимой деревенской Руси больше нет, она уничтожена, убита, разграблена. В 1920 году в стихотворении «Я последний поэт деревни» Есенин переплетает судьбу деревенской Руси со своею, пророча собственную смерть вслед за утратой милого образа любимой Родины.

Спустя 4 года Есенин приехал на малую родину — в с. Константиново. Все его пророчества сбылись: теперь в ризах не образа, а «календарный Ленин», родных мест поэт не смог узнать, как и не признал в проходившем мимо старике своего деда.

Тоска и безысходность по родным людям и местам, ставшим такими чужими, далекими, вызывают у поэта слезы.

В том же году, в стихотворении «Русь советская» поэт признает, что он никому не нужен в когда-то воспетой им деревне, да и в стране этой, которую он любовно называл «голубая Русь» он, по сути, иностранец.

А ведь когда-то он связывал надежды с новым строем: мечтал о том, что жизнь в деревне станет легче. Сын крестьян, он не понаслышке знал, насколько тяжела жизнь простого мужика.

Но разочарование настигло его, когда он увидел: жизнь односельчан стала еще хуже, чем при барщине. И, хотя поэт поклялся отдать «душу октябрю и маю», он заявляет о верности своей лире.

Её-то он никогда никому не отдаст, чтобы вечно воспевать «шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

«Русь уходящая» — еще один манифест, где поэт очередной раз признается: ему не угнаться за стройными рядами новых поколений. Он мучается от своей непричастности к новому, но понимает, что ему не место в этом обществе. Эту боль не забыть и не заглушить вином.

Не раз еще Есенин предпринимал попытки понять новую жизнь, разобраться в себе, сесть «за Маркса и Ленина», призывал свою «озорливую душу запеть по-зрелому». В тот период Есенин еще не теряет надежду, допускает мысль, что сможет вдохновиться жизнью нового села.

Но все дело в том, что «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была моя страна» («Мой путь 1925). Нет больше той страны – «…словно тройка коней оголтелая прокатилась во всю страну. Напылили кругом. Накопытили» («Несказанное, синее, нежное» 1925).

За несколько месяцев до трагической гибели в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенин признается, что через всю жизнь пронес верность Родине, даже «теснимый новью», он остался поэтом «золотой бревенчатой избы». И в который раз возникает мотив близкой смерти – поэт просит о возможности тихо умереть на любимой Родине.

Е. Евтушенко писал, что природу Есенин чувствовал «одним из воплощений себя самого». От образов одинокого клена или рыжего месяца образ Родины разрастался до размеров Вселенной, которую Есенин так же очеловечивал, как и все живое вокруг.

Ссылка на основную публикацию