Сочинение: Характеристика героев повести Александра Пушкина «Пиковая дама»

«Пиковая дама» – это мистическая повесть с интригующим сюжетом. В ней есть все, что относится к мистике: карты, смерть, воскрешение, и даже, сумасшествие. Не обошлось в ней без авантюризма, обмана и любви.

Предлагаем вашему вниманию список главных героев повести Пушкина «Пиковая дама» и их характеристики.


Сочинение: Характеристика героев повести Александра Пушкина «Пиковая дама»Германн
– инженер. Расчетлив и осторожен, как большинство немцев. Игра его увлекает, занимает, но осторожность не позволяет ему сесть за игорный стол. Это была страстная, но в то же время волевая, сильная натура. Он не позволял своим страстям вырваться наружу. Но сказка, рассказанная товарищем о трех заветных картах, глубоко поразила его. Он решил во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Так Томский охарактеризовал Германна: «Этот Германн— лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».

Старая графиня – пожилая женщина восьмидесяти лет. Сохраняла приверженность к старой моде времен ее молодости, была капризна и придирчива, как большинство старух ее возраста.

К тому же, эгоистична. В силу эгоизма она нередко терроризировала домашних, требуя то одного, то другого и меняя свои желания, как перчатки.

Невзирая на возраст, она продолжала выезжать в свет, не пропускала ни одного из мероприятий.

Лизавета Ивановна, воспитанница графини, барышня восемнадцати лет. Лиза была самолюбива, мечтала о мужчине, который избавит ее от жалкого положения приживалки. В конце концов, она все-таки выйдет за небогатого, ног твердо стоящего на ногах приказчика графини.

Герои второго плана:

Томский – один из участников карточных игр, внук старухи. Немного легкомысленный молодой человек, влюбленный в княжну Полину.

Полина – княжна, весьма своенравная девица.

Чекалинский — известный карточный игрок, организатор карточных игр с крупными ставками. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, состоятельный.

Германн проиграл в последней игре, когда, казалось, что удача была в его руках. Туз пик странным образом оказался дамой пик. Эта неудача свела с ума Германна, и он оказался в Обуховской психиатрической больнице. Судьбы других героев сложились более удачливо. Томский и Полина поженились, Лиза вышла замуж.

Кстати, здесь вы можете прочесть повесть «Пиковая дама» полностью.

Главные герои «Пиковая дама» характеристика персонажей произведения Пушкина

Главные герои “Пиковой дамы” – люди из высшего общества, проматывающие жизнь и состояние в азартных играх, балах, бессмысленных занятиях.

Произведение Пушкина больше похоже на рассказ, чем на повесть: в нём чётко раскрыты характеры, много подробных описаний, все образы очень жизненны.

Писатель даёт прямую характеристику своим героям, раскрывает их сущность через внутренние монологи, отношения с другими персонажами.

Главные герои

Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом.
В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку.
Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж.
Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть.

К какому направлению и жанру относится «пиковая дама»?

Теперь проведем анализ жанра и направления «Пиковой дамы». Произведение принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение.

В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы.

Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Второстепенные персонажи

Таинственная личность, его считали шарлатаном, шпионом, сумасшедшим. Граф был сказочно богат, владел какими-то тайными знаниями. Именно он, по слухам, подсказал графине комбинацию карт, которая помогла ей отыграться.
Некий человек, который удостоился жалости графини после крупного проигрыша, ему она раскрыла секрет трёх карт.

В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова.

Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл.

Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.

  Краткое содержание пьесы «Женитьба» Н. В. Гоголя

Анализ тематики и проблематики «Пиковой дамы»

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо.

В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама.

Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Несмотря на анализ этого произведения мы все же рекомендуем полностью прочитать эту повесть или хотя бы ее краткое содержание.

История создания

Сюжет произведения позаимствован из действительности. Реальная история «Пиковой дамы» такова: знакомый Пушкина, князь Голицин, заядлый карточный игрок, сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голициной, которая наказала ему поставить все на три карты.

Она и является прототипом пиковой дамы, ведь в свое время водила знакомство с магом и фокусником Сен-Жерменом. По ее словам, он был к ней неравнодушен, вот и поведал заветную тайну.

Сам писатель тоже частенько испытывал фортуну, об этом можно догадаться исходя из его хорошего понимания карточных терминов и тонкостей игры.

В процессе создания «Пиковой дамы» автор находился в Болдине (1833 год), это была его самая «урожайная» осень. Он работал взахлеб, поэтому книга пестрит необычайными поворотами сюжета и драматическими конфликтами.

Конечно, любовная коллизия и нравственное падение героя вымышлены, но именно они убеждают нас в опасности игр с судьбой. Он опубликовал произведение уже после ссылки, в 1834 году, в журнале «Библиотека для чтения».

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол.

Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу.

Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Примечания

  1. [1] Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / Ред. К. Ю Давыдова. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 90.
  2. [2] П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVБ [Письма за 1890 год] / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1977. С. 26.
  3. [3] Письмо от 3 марта 1890 года к М. И.

    Чайковскому. Цит. по: П. И. Чайковский Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVБ [Письма за 1890 год] / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1977. С. 87-88.

  4. [4] Саймон Г. У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; Майкапар А. Шедевры русской оперы. М.: Крон-пресс, 1999. С. 706.
  5. И. А.

    Балашова. Как звали героя повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»? (рус.) // Русская речь. — 2005. — Январь. — С. 14—17.

  6. [5] См. об этом, например, в книге: Туманина Н. В. Чайковский: Великий мастер. 1878—1893. М.: Изд-во АН СССР, 1968. С. 308—310.
  7. [6] Чайковский П. И. Дневники. 1873-1891 / Подгот. к печати Ип. И. Чайковским. М.-Пг.: Музгиз, 1923. С.

    255

«Пиковая Дама» — характеристика Германа презентация, доклад

Текст слайда: Впрочем, голос совести еще раз заговорит в Г. — спустя три дня после роковой ночи, во время отпевания невольно убитой им старухи. Он решит попросить у нее прощения — но даже тут будет действовать из соображений моральной выгоды, а не из собственно моральных соображений.

Усопшая может иметь вредное влияние на его жизнь — и лучше мысленно покаяться перед ней, чтобы избавиться от этого влияния. И тут автор, который последовательно меняет литературную прописку своего героя (в первой главе он — потенциальный персонаж авантюрного романа; во второй — герой фантастической повести в духе Э.-Т.-А.

Гофмана; в третьей ~ действующее лицо повести социально-бытовой, сюжет которой постепенно возвращается к своим авантюрным истокам), вновь резко «переключает» тональность повествования.

Риторические клише из поминальной проповеди молодого архиерея («ангел смерти обрел ее бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного») сами собой накладываются на события страшной ночи. В Г.

, этом «ангеле смерти» и «полунощном женихе» вдруг проступают пародийные черты; его образ продолжает мельчать, снижаться; он словно тает на глазах у читателя. И даже «месть» мертвой старухи, повергающая героя в обморок, способна вызвать улыбку у читателя: она «насмешливо взглянула на него, прищурившись одним глазом».

Исторический анекдот о трех картах, подробное бытоописа-ние, фантастика — все спутывается, покрывается флером иронии и двусмысленности, так что ни герой, ни читатель уже не в силах разобрать: действительно ли мертвая старуха, шаркая тапочками, вся в белом, является Г.

той же ночью? Или это следствие нервного пароксизма и выпитого вина? Что такое три карты, названные ею, — «тройка, семерка, туз» — потусторонняя тайна чисел, которым Г. подчинен с того момента, как решил завладеть секретом карт, или простая прогрессия, которую Г. давным-давно сам для себя вывел («я утрою, усемерю капитал..

,»; то есть — стану тузом)? И чем объясняется обещание мертвой графини простить своего невольного убийцу, если тот женится на бедной воспитаннице, до которой при жизни ей не было никакого дела? Тем ли, что старуху заставила «подобреть» неведомая сила, пославшая ее к Г., или тем, что в его заболевающем сознании звучат все те же отголоски совести, что некогда просыпались в нем при звуке Лизиных шагов? На эти вопросы нет и не может быть ответа; сам того не замечая, Г. попал в «промежуточное» пространство, где законы разума уже не действуют, а власть иррационального начала еще не всесильна; он — на пути к сумасшествию.

Главные герои и их характеристика

  1. Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур.

  2. Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.

  3. Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок.

    Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.

  4. Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый.

    С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.

Темы

  1. Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Сочинение: Характеристика героев повести Александра Пушкина «Пиковая дама»

Характеристика главных героев "Пиковая дама" | Какой Смысл

На основе повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» была поставлена одноименная опера, написанная Чайковским.

Благодаря наличию в произведении мистических ноток чтение романа идет особенно увлекательно, а четко прописанные образы и характеры главных героев дают возможность назвать «Пиковую даму» рассказом.

С помощью внутренних монологов перед читателем раскрываются сущность и характеры персонажей.

Развитие событий и сюжетная линия повести

Главными героями произведения являются состоятельные люди, которые без раздумий проматывают свою жизнь и свое состояние, не рассуждающие о завтрашнем дни и смысле жизни. Пушкин, как и многие последователи романтического направления в искусстве, рассуждает о непредсказуемости фортуны, изощренности судьбы.

И повесть с тщательной прорисовкой образов и характеров помогает читателю порассуждать о влиянии рока на каждого человека.

Как развиваются события в повести

Немец по происхождению, молодой инженер Германн вынужден вести исключительно скромную жизнь, он копит деньги, не поддаваясь на распространенные в его кругу развлечения: карты и азартные игры. Германн вынужден лишь наблюдать за игрой.

Однажды его друг Томский поведал друзьям историю о своей бабушке-графине, которая играла в карты в Париже и всерьез проигралась. Попытавшись одолжить денег у графа Сен-Жермена, бабушка не добилась нужной суммы, но получила очень ценный совет: секрет трех выигрышных карт.

С их помощью бабушка Томского быстро и полностью отыгралась.

Германн настолько заинтересовался комбинацией трех магических карт, что в итоге соблазнил воспитанницу бабушки Томского Лизу и сумел проникнуть в спальню графини.

Применив угрозы и требования, молодой инженер довел пожилую женщину до состояния сердечного приступа. Так и не выдав своего секрета, графиня умирает.

На похоронах Германну кажется, что умершая открывает глаза и посылает ему прощальный взгляд.

Вечером того же дня графиня является к Германну во сне и говорит, что комбинацией карт является тройка, семерка и туз, дающие в сумме 21.

Однако для успешности использования данной комбинации Германн должен выполнить два обязательных условия: не ставить более одной карты в сутки и жениться на ее воспитаннице Лизе.

Второе условие молодым человеком не было выполнено, а магическая комбинация карт становится его навязчивой идеей.

Когда в Петербург приезжает миллионер и картежник Чекалинский, Германн ставит все свои сбережения и использует магическую комбинацию цифр. Однако оказывается, что он в последний момент ошибся и вместо туза поставил все деньги на даму, которая принимает образ умершей графини и подмигивает ему с изображения на карте. Германн полностью разоряется и попадает в дом для умалишенных.

Главные герои повести

К центральным фигурам произведения относятся:

  • Германн, сын немца, постоянно отказывающий себе во всем, но стремящийся к быстрому обогащению. В душе он напоминает чудовище, которому важна лишь жажда наживы и нечувствительность к обычным человеческим проявлениям. Соблазнив Лизу и доведя до смерти старую графиню, Греманн сожалеет лишь о том, что не сумел у нее узнать заветную комбинацию цифр;
  • графиня Анна Федотовна, которая в молодости славилась уникальной красотой и ставшая непереносимо капризной в старости. Покоряя сердца, графиня всю жизнь любила лишь графа Сен-Жермена, который и подарил ей уникальный выигрышный секрет. Не уступив настырному Германну даже перед собственной смертью, старуха наказывает его позже;
  • воспитанница графини Лизавета Ивановна, которую бессовестным образом соблазняет Германн. Наивная и скромная, Лиза живет в условиях предельной скромности рядом со взбалмошной старухой, терпя все ее прихоти и перепады настроения. Лиза мечтает встретить хорошего и доброго человека, и в конце повести говорится о том, что она удачно вышла замуж;
  • внук графини Томский не умеет держать язык за зубами, что влечет за собой неизбежную смерть графини. Также любит богатство, но даже ему старуха не завещает секретной комбинации цифр.

Остальные персонажи повести не являются центральными, им отведена роль второстепенных, но не менее важных ролей. Все представленные герои произведения подобраны автором с удивительной точностью, чтобы мастерски обыграть роль рока и фортуны в жизни каждого человека. А также разоблачить такие низменные качества характера, как сребролюбие, подлость, продажность и бесчестность.

Характеристики главных героев Пиковая дама, Пушкин. Их образы и описание

­Главная>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Германн

Главный герой повести, молодой офицер, мечтающий о крупном выигрыше. Это расчетливый и разумный человек, о чем говорят его немецкие корни. Отец оставил ему небольшое состояние, которым он дорожит, оттого и не играет в карты, чтобы не проиграться случайно.

В самом начале повести он встречается на приеме у конногвардейца Нарумова, где наблюдает, как играют другие. В этот вечер там был и граф Томский, который рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знала тайную комбинацию трех карт, гарантирующих выигрыш.

Подробнее>>>

Графиня Анна Федотовна Томская

Главная героиня повести, восьмидесятилетняя старуха, владеющая тайной комбинацией карт, которые приносили выигрыш. Считается, что ее прототипом была княжна Голицына.

Много лет тому назад в Париже знаменитый мистик Сен-Жермен поделился с ней этой тайной, о чем она поведала своему внуку.

Тот, в свою очередь, рассказал эту необычную историю другим игрокам у конногвардейца Нарумова. Подробнее>>>

Лиза (Лизавета Ивановна)

Одна из персонажей повести, бедная воспитанница графини Томской. Эта девушка живет в доме старой графини и находится под ее гнетом.

Она стойко переносит постоянные придирки и несносный характер старухи, однако в душе мечтает встретить достойного человека и выйти за него замуж.

Ее положение в обществе не выгодное, так как таких, как она, в свет не вывозят, а графиня заниматься обустройством ее жизни не торопится. Подробнее>>>

Томский

Один из второстепенных персонажей повести, внук графини, один из картёжников. Именно он рассказал Германну и остальным партнёрам по игре историю про графиню.

Чекалинский

Один из второстепенных персонажей повести, богатый и известный игрок, некогда выигравший миллионы. Именно с ним играл Германн.

  • Нарумов
  • Один из эпизодических персонажей, конногвардеец, друг Томского и один из картёжников, у которого дома была рассказана история про графиню.
  • Сен-Жермен
  • Один из эпизодических персонажей, граф, который открыл графине секрет трёх карт.
  • Чаплицкий, Иван Ильич
  • Один из эпизодических персонажей, дядя Томского, которому графиня назвала три карты, чтобы тот отыгрался, что тот и сделал.
  • Дедушка
  • Муж графини, который отказался платить за неё карточный долг, после чего она обратилась к графу Сен-Жермену, который и открыл ей тайну трёх карт.
  • Сурин

Один из картёжников игравший у Нарумова, всегда проигрывает. Был в тот день, когда Томский рассказал историю про графиню.

  1. см. также:Краткое содержание Пиковая дама, Пушкин
  2. Сочинения по произведению Пиковая дама, Пушкин
  3. Краткая биография Александра Пушкина
  4. Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Главные герои «Пиковая дама» характеристика персонажей произведения Пушкина

Главные герои “Пиковой дамы” – люди из высшего общества, проматывающие жизнь и состояние в азартных играх, балах, бессмысленных занятиях.

Произведение Пушкина больше похоже на рассказ, чем на повесть: в нём чётко раскрыты характеры, много подробных описаний, все образы очень жизненны.

Писатель даёт прямую характеристику своим героям, раскрывает их сущность через внутренние монологи, отношения с другими персонажами.

Главные герои

Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом.
В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку.
Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж.
Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть.

Лиза (Пиковая дама Пушкин)

Лиза

Характеристика литературного героя

Лизавета Ивановна – бедная воспитанница, невольно помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о чем читатель узнает из Заключения) в конце концов выходящая замуж “за очень любезного молодого человека”.

Отныне она обеспечена, при ней воспитывается бедная родственница”. Образ Л. И.

помещен в сюжетное кольцо; от начала к концу се жизнь совершает оборот вокруг оси; социальный сценарий остается прежним – меняются лишь исполнительницы ролей; люди перемещаются из одних “клеточек” в другие – как карты на ломберном столе.

Есть ли в этом перемещении закономерность, предрешенность – до конца неясно; контрастный пример “несчастного” Германна и “счастливого” Томского подтверждает это, пример Л. И. отчасти опровергает. По своему положению в свете она не могла надеяться на счастливый брак; ее личная участь – нетипична и заранее непредсказуема.

Это тем заметнее, чем более типична и предсказуема сама жизненная “модель”, которую Л. И. воспроизводит

  Песнь о Роланде: образ и характеристика Карла Великого

в своей дальнейшей судьбе: богатая хозяйка и бедная родственница. Ее положение в большом свете – жалко; в общество “равных” ее не вывозят; старуха эгоистична и устройством брака Л. И. не занимается.

Во многом именно потому, что у одинокой воспитанницы нет надежды на “достойное” знакомство, ее самолюбивым сердцем столь легко овладевает военный инженер Гер-манн, замысливший выведать тайну “трех карт”, которой владеет старая графиня. На третий день после того, как он узнает о существовании тайны, Германн впервые появляется из-за угольного дома под окнами Л. И.

; еще через семь дней она уже интересуется у внука графини Томского, кого тот собирается представить бабушке – военного, инженера? Ни читатель, ни тем более сама героиня не ведают, что она уже попала во власть числовой символики трех карт (3-й день – тройка, неделя – семерка); что мнимый влюбленный постепенно превращает ее в орудие заговора против судьбы, олицетворенной для него в графине. “Молодая мечтательница” вступает в осторожную (не слишком откровенную, не слишком холодную) переписку с Гер-манном.

Но не проходит трех недель (тройка, семерка; трижды семь – двадцать один, “очко” по карточной терминологии), как военному инженеру назначено ночное свидание и описан способ проникновения в дом старой графини. То есть невольно проложен путь к ее (невольному же!) убийству.

В сцене бала, которая предшествует ночному свиданию, Пушкин еще раз подчеркивает унизительность роли Л. И.

в свете: Томский приглашает ее на мазурку только в отместку своей невесте; при этом он мило вышучивает привязанность партнерши по танцу к инженерным офицерам – и ненароком выбалтывает подробности о Германне. Тема социального одиночества Л. И. и тема ее влюбленности вновь – и окончательно – сомкнуты.

Если бы действиями Л. И. руководило стремление переиграть свою несчастную судьбу, если бы она сознательно рассчитывала “ходы” и надеялась с помощью Германна преодолеть свою социальную участь, – то ее ждало бы сокрушительное поражение.

Такова логика повести, ведущая Германна к краху его судьбы. Но в том и дело, что общественное положение лишь формирует “психологические предпосылки” уступчивости Л. И.

в ее отношениях с Германном; главное, что она искренно подчиняется зову сердца – только это смирение перед жизнью защищает ее от власти той тайной силы, что завладевает инженером.

Когда он, запугав старуху до смерти своим незаряженным пистолетом, так и не выведав желанную тайну трех карт, является в комнату Л. И., та сидит “сложа крестом голые руки”.

Она еще не знает, что стала слепой помощницей убийцы, но уже сожалеет о поспешном приглашении и принимает позу раскаяния, позу Марии Магдалины. А Германн, для которого страдание Л. И. несущественно, а смерть графини менее страшна, чем потеря надежды на разгадку ее секрета, скрещивает руки по-наполеоновски. (Ср. также крестообразно сложенные руки старой графини в сцене отпевания.

) Точно так же несостоявшиеся любовники одинаково ведут себя во время отпевания старухи: сначала падает в обморок Германн, за ним – Л. И.; но если причина его падения – демоническая насмешка мертвой графини, то ли увиденная им, то ли причудившаяся, то обморок Л. И. свидетельствует о глубине переживания невольной вины.

Само имя героини указывает на ее литературное происхождение от “Бедной Лизы” Карамзина.

Естественно, между ними пролегает пропасть; Л. И., бедная родственница аристократки, отстоит от Лизы, крестьянской девушки, еще дальше, чем военный инженер Г. от гусарского офицера Эраста; доказывать, что “и крестьянки любить умеют”, в 1830-е гг. нет необходимости.

Но имя само по себе уже неотделимо от идеи социального страдания, мотива недоразделенной любви, темы косвенной вины, пафоса искренности и сердечности. Все это сконцентрировано в судьбе и образе Л. И., которая, однако, не гибнет в жизненном омуте, но обретает счастье. Карамзинский фон ее образа наложен на другой, не менее значимый фон.

Пушкин подробно описывает печальную участь приживалки, домашней мученицы, которой постоянно недоплачивают – и требуют при этом одеваться “как все” (то есть как очень немногие); он подробно говорит о бесконечных капризах старой графини (одеваться! отложить! читать! одеваться! отложить!), о жалком положении Л. И.

в свете, – но в самую сердцевину детальной социальной характеристики как бы случайно вживляет цитату из Данте (“Горек чужой хлеб, говорит Данте”).

Цитата (третья часть “Божественной комедии” – “Рай”) сразу выводит образ Л. И. за пределы узкосоциальной роли, возвращает определению “домашняя мученица” оттенок религиозного смысла. Все значимые герои повести так или иначе соприкасаются с демонической силой; Л. И.

, чья жизнь “подобие ада” – единственная в повести, соотнесена через свое смирение с благими силами Рая, соотнесена, несмотря на невольную вину. Если в “Пиковой даме” есть персонаж, сулящий некое подобие надежды, есть “дама”, которая не “бита”, – то это Л. И.

От чего, впрочем, мир, описанный Пушкиным, не делается более счастливым, а фраза об удачном замужестве Л. И. – менее скептической и ироничной.

Вариант 3

В произведении «Пиковая дама» писатель описал несколько персонажей. События в произведении тесно связаны с Лизаветой.

Лизавета Ивановна является бедной девушкой, выросшей у строгой и эгоцентричной графини Томской. Лиза проживает в имении графини, которая держит девушку под строгим контролем. Девушка выдерживает все придирки и издевательства старой графини.

Чтобы уехать из имения старухи, героине нужно было найти хорошего человека для замужества. Девушка редко выходила из дома, поэтому найти подходящего жениха почти невозможно.

А старая хозяйка полагала, что Лиза станет плохой супругой и не выпускала ее никуда.

Пушкин в точности не описал облик девушки. Хотя читатели могут понять, что героиня имела длинные и темные локоны и белоснежную кожу. О семье Лизы ничего не известно. Лиза считается сиротой и единственной родственницей графини. Госпожа была старой, ей было 87 лет.

У Анны Федотовны не было сил искать жениха бедной родственнице. При этом графиня испытывала неприязнь к юной Лизе. Автор наделил ее только положительными качествами, а именно скромностью и терпением, искренностью. Жизнь героини наполнена только трагедией и грустными моментами.

Несмотря на все невзгоды, девушка надеялась на то, что скоро все изменится к лучшему.

Лиза почти не появлялась в высшем обществе. Люди из общества особо не интересовались Лизой. Героиня не может ни с кем подружиться.

А девушки из высшего общества общаются с ней только тогда, когда им необходима помощь. Лиза является прямой преемницей графини. Героиня чересчур застенчива и не общительна.

Девушка очень одинока среди других людей. Из — за высшего общества девушка могла остаться незамужней.

В имении графини Лиза была затворницей и мученицей. Она получала выговоры за каждый поступок. Девушка разливала чай и была виновна в расходовании сахара. Читала книгу и была виновна в грамматических ошибках.

Героиня не была глупой и молчала при каждом оскорблении. Поскольку девушка знала, что обязана графине. Если не госпожа, девушка жила бы на улице и не имела бы никакого представления о высшем обществе.

Она была знакома с основным героем офицером Германом. Девушка помогла ему проникнуть в имение графини. Героиня не знала, почему офицер приходил к ней. Офицер использовал ее, чтобы получить секретную кодовую комбинацию у графини.

При помощи Лизы Герман прокрался в дом и стал караулить графиню у кабинета. Когда старуха зашла в кабинет, он напугал ее пистолетом. От страха у графини случился шок, и она скоропостижно умерла. Лиза была огорчена ее смертью и стала единственной наследницей.

Чуть позже Лиза вышла замуж за богатого мужчину.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Маши Троекуровой в романе Дубровский↑ ПушкинОбраз и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка →

Характеристика и образ Германна в «Пиковой даме»

С Германном читатель знакомится в первой главе повести Пушкина «Пиковая дама», в которой рассказывается о карточной игре молодых людей.

Друзья обращают внимание на то, что Германн никогда не играет, хотя в компании игроков проводит много времени, часами наблюдая за игрой.

Сам он признается: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее».

Можно предположить, что наблюдая за манипуляциями игроков, Германн пытается разгадать алгоритм игры. Он смотрит на игру не как на удовольствие и развлечение, а как на возможность повысить свой доход. Он хочет действовать наверняка.

И тут, словно дьявол решил вмешаться в развитие событий. Томский, один из игроков, рассказывает о своей бабушке. Много лет назад некий французский чародей и предсказатель граф Сен-Жермен открыл молодой русской графине три карты, которые помогут ей вернуть проигранные деньги.

Германн был натурой страстной и увлекающейся. Но бережливость и экономность оказались сильнее его страстей, сжигавших изнутри. Он загорелся идеей узнать три заветные карты старой графини.

Эта идея целиком захватила молодого человека. У него был небольшой капитал, оставленный отцом, но он не прикасался к этим деньгам, жил скромно на свое жалование.

И друзья, предпочитавшие жить в свое удовольствие, нередко посмеивались над рациональностью обрусевшего немца.

Однажды, проходя по петербургской улице, наш герой обратил внимание на старинный дом. От будочника он узнал, что в доме живет та самая графиня, бабушка Томского.

В этот вечер он долго бродил вокруг дома, представляя себе, как будет расспрашивать графиню и узнает у нее три заветные карты. В одном из окон он увидел юную девушку.

И тогда в его голове созрел план, не очень красивый и не достойный порядочного человека.

Германн решил обольстить девушку, чтобы она впустила его в дом. Он еще смутно представлял себе, что и как произойдет, но он часами торчал возле окон воспитанницы графини, Лизы, стараясь привлечь ее внимание. И наконец, решился на записку. Он проявлял настойчивость и упорство. Он писал Лизе послания одно за другим, пока, наконец, Лиза не согласилась впустить его к себе в комнату.

Но Германна интересовала не Лиза. Вечером он дождался возвращения графини и зашел в ее комнату. Им владела одержимость. Сначала он пытался уговорить графиню, на что старая женщина пыталась объяснить, что не было никаких карт, ни какого Сен-Жермена. Это всего лишь красивая легенда.

Но молодой человек уже не был готов отступать, он начал угрожать пистолетом. Слабое сердце старой женщины не выдержало, и она умерла. Образ Германна, созданный Пушкиным в «Пиковой даме» весьма необычен.

И интересна характеристика, данная ему Томским на бале, куда Лиза вместе с графиней ездила в этот вечер: «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».

Этой фразой Томский сам того не подозревая оказался провидцем. В эту ночь Германн совершил три своих злодейства. Он вскружил голову молодой барышне, проник в чужой дом и явился причиной смерти графини.

Если рассматривать произведение, как реалистичное, можно предположить, что помутнение рассудка у Германна началось в тот вечер, когда умерла графиня.

Страх, который он испытал при виде мертвой графини, стал пусковым крючком для развития болезни. Он не получил желаемого, и это настолько сильно подействовало на него, что привело к помутнению разума.

Явление мертвой графини можно объяснить как галлюцинацию воспаленного мозга.

После того, как он во время игры понтировал даму пик вместо туза, он был настолько подавлен и растерян, что не мог владеть собой. Болезнь начала прогрессировать с неумолимой скоростью. Как реально имевшее место событие, это произведение может быть интересно психиатрам.

Но есть еще один аспект. Это произведение может рассматриваться как мистико-романическое. И в таком виде оно выглядит привлекательнее и загадочнее. Германн попытался вторгнуться в потусторонний мир, и был жестоко наказан за это потерей рассудка.

Ссылка на основную публикацию