Сказочный мир уайльда: счастливый принц

Уайлд Оскар

Оскар Уайлд

Счастливый Принц стоял на стройной колонне, возвышаясь над черепичными крышами и острыми шпилями. Его одежда была сшита из тонких листьев самого лучшего золота, глаза ему заменяли два светлых сапфира, а на рукояти его шпаги пылал ярко-красный рубин. Жители города были от него в восторге.

“Он прекрасен, как мой флюгер,” — сказал Советник, которому очень хотелось, чтобы все знали про его тонкий художественный вкус. “Но не так полезен,” — поспешно добавил он, опасаясь показаться непрактичным.

“Вот с кого надо брать пример! — говорили молодые мамы своим детям. — Счастливый Принц никогда не плачет.”

“Как я рад, что хоть кто-то на этой земле действительно счастлив,” — грустно промолвил кто-то в сером плаще, глядя на великолепный памятник из темной подворотни.

“Он совсем, как ангел!” — говорили приютские девочки, когда шли домой из храма в своих красненьких курточках и чистых белых передничках. “Откуда вы знаете? — спросил Учитель Математики.

— Вы же никогда не видели ангелов.” “Видели, видели, — защебетали две сестренки, — они приходят к нам во сне.” Учитель Математики сразу нахмурил брови и стал совсем строгим.

Ему очень не нравилось, что дети видят сны.

Как-то ночью над городом летел маленький Скворец. Его друзья еще шесть недель назад улетели в далекий Египет, а он остался. Скворец был влюблен в прекрасную Тростинку. Он встретил ее на ранней весной, когда в погоне за желтым мотыльком летел вниз по реке.

Его так очаровала ее грациозность, что он остановился поговорить с ней. “Будьте моей женой.” — решительно сказал Скворец. Он привык сразу браться за дело. Тростинка сделала ему низкий поклон.

И Скворец стал летать, летать вокруг нее, касаясь реки крыльями, и покрывая воду тонкой серебристой рябью. Так он провел все лето.

“Что за нелепая привязанность,” — чирикали другие скворцы: “У нее совсем нет денег, к тому же родственников пруд пруди.” И правда, вся река была запружена тростником.

Когда пришла осень, птицы улетели. Скворец почувствовал себя одиноким, и возлюбленная стала понемногу надоедать ему. “Она даже не умеет разговаривать, — заметил он. — Наверное она кокетка — она все время флиртует с ветром.” Даже после легкого дуновения Тростинка рассыпалась множеством изящных реверансов.

“Пускай она и домоседка, зато мне нравится путешествовать, значит и жене моей должно нравиться”. “Отправишься со мной?” — спросил он наконец. Но Тростинка лишь покачала головой, — она так была привязана к своему дому… “Ты просто дурачила меня!” — вскричал он: “Чтож, прощай! -Меня ждут Фараон и Египетские Пирамиды.

Счастливо оставаться!” И Скворец улетел.

Он летел весь день, и только ночью оказался в городе. “Где же мне переночевать? — подумал Скворец. Надеюсь, Городские Власти уже приготовились к моему прилету.” Тут он увидел памятник, стоящий на высоченной колонне.

“Вот где я остановлюсь! — воскликнул Скворец. -Прекрасное местечко, и столько свежего воздуха!” И он устроился прямо между туфель Счастливого Принца.

“Сегодня у меня золотая спальня,” — самодовольно оглядываясь сказал он. И только он хотел спрятать голову под крыло, как — кап! — откуда-то сверху на него упала капля. “Вот так история, — встрепенулся Скворец. — На небе ни облачка, все звезды видно, и все равно идет дождь! Не зря говорят, что на Севере Европы отвратительный климат. Только этой дурочке тростинке мог нравиться дождик.”

“Кап!” — и еще одна капля упала на него. “Какой прок во всех этих памятниках, если они даже от воды не могут защитить. Полечу, поищу приличный дымоход”. Не успел он раскрыть крыльев, как опять на него упала капля.

Скворец сердито взглянул вверх, и … Что же он увидел? Глаза Счастливого Принца были полны слез, слезы стекали по золотым щекам и падали вниз.

Лицо его было так прекрасно в лунном свете, что маленькому Скворцу стало жаль Принца.

“Кто ты?” — спросил он. “Счастливый Принц”. “Почему же ты плачешь? Я уже весь вымок”.

“Когда я жил, и сердце у меня было человеческое, -отвечал памятник, — я не знал что такое слезы. Я жил во Дворце Утех, куда запрещен вход печали. Днем я играл с друзьями в саду, а вечером открывал бал в Главной Зале дворца. Сад был обнесен высокой стеной, но мне и знать не хотелось, что за ней.

Ведь вокруг все было так прекрасно… Придворные звали меня Счастливым Принцем. О! Если удовольствия могут принести счастье, как я был счастлив! А потом я умер. И сейчас они поставили меня так высоко, что я вижу всю скорбь и всю нищету моего города.

И хоть сердце у меня теперь оловянное, я не могу не плакать”.

“Вот как! А я думал он весь из золота”, — подумал Скворец. Но он был слишком вежлив, чтобы делать замечания вслух.

“Далеко отсюда, — сказал Принц тихим нежным голосом, -есть тихая улица, а на ней старенький дом. Одно окно в нем открыто, и я вижу женщину, которая сидит за столом. У нее худое измученное лицо, и усталые красные руки, все исколотые штопальной иглой.

Она швея, и сейчас она вышивает Цветы Любви на атласном платье прекраснейшей из королевских фрейлин. Ей надо успеть к Придворному Балу. В углу на кроватке лежит ее сын. Он тяжело болен, у него жар, и он просит апельсинов. Но в доме ничего нет, и мама может только напоить его водой из реки, поэтому он все время плачет.

Дорогой Скворец, отнеси ей, пожалуйста, рубин из моей шпаги. Мои ноги приросли к этой колонне, и я не могу сойти отсюда”.

“Но меня ждут в Египте, — сказал Скворец. Мои друзья уже давно летают над Великим Нилом, над его берегами, богатыми молоком и медом. Там они беседуют с огромными белыми лилиями.

Скоро они полетят на ночлег в чертог Великого Тутанхамона. Сам Тутанхамон уже лежит там в своей раскрашенной усыпальнице. На нем желтое льняное одеяние, а вокруг курятся благовония.

На шее у него ожерелья из зеленого нефрита, а руки похожи на осенние листья”.

“Милый мой Скворец, неужели ты не задержишься на одну ночь, и не сослужишь мне службу? Мальчику так тяжело в горячке, а его мать падает с ног от усталости”.

“Вообще-то я не очень люблю мальчишек, — ответил Скворец. — Прошлым летом, когда я жил у реки, два здоровенных парня, дети мельника, все время бросали в меня камнями. Конечно же, они не попали. Мы, скворцы, слишком хорошо для этого летаем. К тому же, мое семейство всегда отличалось быстротой и проворностью. Хоть попасть они и не могли, все же это было явное неуважение с их стороны”.

Но Счастливый Принц был так расстроен, что Скворцу стало немного стыдно. “Ладно, — пробурчал он, — я, так и быть, задержусь на ночь, и сделаю, что ты меня просишь. Хотя все-таки у вас здесь слишком холодно”.

“Спасибо тебе, скворчонок,” — сказал принц.

Скворец отколол большой рубин со шпаги Принца, и понес его в клюве над городскими крышами. Он пролетел около городского собора с мраморными ангелами, мимо замка, мимо радостных звуков бала и танцев. Прекрасная девушка стояла на балконе со своим возлюбленным.

“Какие здесь удивительные звезды, — сказал он ей. — И как удивительна сила любви”. “Я как раз приказала вышить Цветы Любви на моем новом платье, — ответила она. — Надеюсь, оно будет готово к Придворному Балу. Впрочем, эти швеи так ленивы”.

Скворец пролетал над рекой, и видел сигнальные огни на мачтах кораблей. Он пролетал над гетто, и видел как старые евреи торговались друг с другом, звеня медью. Наконец, он нашел тот самый дом, и заглянул внутрь.

Бедный мальчик метался на своей кровати, а мама его так устала, что заснула склонившись над неоконченным платьем. Скворец впорхнул внутрь, и положил рубин рядом с наперстком. Потом он нежно облетел кровать мальчика, и взмахами своих крыльев постарался развеять его жар.

“Как хорошо, — прошептал ребенок, — мне уже легче”, и забылся легким сном.

Читать

  • Счастливый принц
  • Сказки
  • Оскар Уайльд
  1. Дизайнер обложки Алексей Борисович Козлов
  2. Переводчик Алексей Борисович Козлов
  3. © Оскар Уайльд, 2020
  4. © Алексей Борисович Козлов, дизайн обложки, 2020
  5. © Алексей Борисович Козлов, перевод, 2020
  6. ISBN 978-5-0051-8769-7
  7. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Счастливый Принц и Другие Сказки

Счастливый Принц

Высоко над городом на высокой колонне высилась статуя Счастливого Принца. С ног до головы он был покрыт крошечными листочками сусального золота. Два ярких Сапфира горели в его глазах, а рукоятку шпаги венчал потрясающий кровавый Рубин.

Разумеется, восхищение Счастливым Принцем не знало границ.

– Даже Флюгер-Петух его не переплюнет! – заявил Председатель Городского Совета, желавший остаться в памяти благодарных потомков страстным ценителем высоких искусств, – Это при том, что Флюгер, разумеется, гораздо ценнее и нужнее, чем какая-то железная статуя! – как будто извиняясь за свою непрактичность, тут же добавлял он. Что-что, а быть обвинённым в непрактичности никому в городе по вкусу бы не пришлось.

– Сынок! Сынок! Стремись походить на Счастливого Принца! – взывала чересчур здравомыслящая мамаша к крошке-сыну, который в это время, завывая, как сирена, и топая ногами, требовал вернуть ему Луну, – Знай, что Счастливый Принц не любит капризуль!

– Как окрыляет, что в мире нашёлся хоть один по-настоящему счастливый человек! – шептал про себя гонимый бедами горемыка, внезапно узрев вспыхнувшую в вышине сверкающую в ярких огнях, прекрасную статую.

Читайте также:  Краткое содержание 3-ей главы повести Ивана Бунина «Деревня»

– Ах, в самом деле, он смотрится просто как сущий ангел! – хором запели крошечные Приютские Дети, роем выпорхнув из величественного Даункрэштаунского собора. Они были все как на подбор в розовых шёлковых пелеринках и кипельно-белых крахмальных передничках.

– С чего вы взяли? – поднял брови Учитель Математики. Потом брови его нахмурились и глаза сошлись в одной точке, – Вы что, хотите сказать, что каждый день тусуетесь с ангелочками? – уточнил он.

– Мы каждый день общаемся с ними… в своих волшебных снах! У-у-у! В волшебных сна-ах! – замогильным хором ответили дружные Приютские Детишки и Учитель Математики отскочил от них в сторону и внезапно посерьёзнел. Ему явно не могло понравиться, что Приютские Дети оказались способными видеть волшебные сны.

Как-то раз ночью над городом летела маленькая городская Ласточка.

Все её подружки вот уже семь недель как улетели в жаркий Египет, а она не полетела за ними следом, ибо была по уши влюблена в гибкий Болотный Тростничок. Он был так строен и красив, что не влюбиться в него было просто грех!

Ранней весной, когда она гонялась за шустрым голубым мотыльком, она внезапно увидела его и потрясённая его красотой и ладным стройным станом, так и застыла в воздухе с открытым от удивления клювиком.

– Можно, я буду любить тебя? – сразу воскликнула Ласточка, ценившая во всём определённость и прямоту. И Тростничок галантно расшаркался ей в ответ.

И тогда Ласточка стала носиться над ним, порой чиркая крылом по воде, оставляя на ней сверкающий, серебряный след. Так она демонстрировала свою великую любовь к своему Тростничку. Так всё лето продолжались её весёлые пролёты над головой Тростничка.

– Что за идиотский роман? – щебетали, переглядываясь, другие ласточки, – Её ненаглядный Тростничок гол, как сокол, и к тому же на шее у него сидит целая орава безштанной, нищей родни! Голытьба, да и только!

  • В принципе, они не лгали, ибо вся речка к тому времени густо поросла бросовым болотным тростником.
  • Наконец пришла осень, и все ласточки улетели на юг.
  • Лишившись своих подруг, Ласточка будто осиротела, и её тяга к Тростничку угасла и стала постепенно казаться ей тягостной, никчёмной обузой.

Господи, боже ты мой! Из него и слова-то не вытянешь! Он как немой! Такой, честно говоря, корявый! – укоризненно чирикала Ласточка, – И к тому же, кто мне даст гарантию, что он так же, как со мной, не кокетничает с каждым залётным легкомысленным ветерком?

И в самом деле, чуть ветер колыхнёт тростник, как Тростничок гнётся и кланяется всем во все тяжкие.

– Кажется, он отпетый домосед, да ведь я-то так люблю путешествовать по миру, и если у меня появится муж, ему не мешало бы полюбить то же, что люблю я! – резюмировала Ласточка.

Тростничок помалкивал и только жалко вихлялся на ветру.

– Летим со мной! Ты полетишь со мной в дальние страны? – наконец решилась предложить Ласточка, но её Тростничок только горестно покачал головой, ведь он был так привязан к своему болоту, прикован к гнилой топи, как иные не привязаны к роскошным королевским апартаментам.

– Как ты мог так играть моей чистой любовью? – возмутилась Ласточка, – Как мог? Кто ты есть после этого? Ну тогда прощай навеки! Оставайся, коль хочешь! А я лечу к высоким Пирамидам Египта! Прощай!

  1. Он не ответил.
  2. Тогда она гордо повернулась к нему спиной и полетела в Египет.
  3. Дни и ночи летела она, и как-то ночью, как ей показалось, прилетела в Египет.
  4. Но это был не он.

– Интересно, где мне здесь лучше остановиться? Надеюсь, город приготовился достойно встретить меня?

И тут она увидела высокую колонну и на ней – сверкающую, золотую статую Счастливого Принца.

– Вот и ладненько! Прекрасное место для моего обустройства, с массой свежего воздуха и Солнца! – решила она.

У ног Счастливого Принца Ласточка наконец нашла себе надёжное прибежище.

– Теперь у меня есть своя маленькая золотая спаленка! – потянулась она всем телом, изнемогая от ласковой неги. Она спрятала головку под крыло и уже отходила ко сну, как вдруг на неё обрушилась огромная холодная капля.

Ласточка встрепенулась.

– Интересно получается! На небе нет ни одного облачка! Звёзды сияют так ясно, словно они из алмазов и хрусталиков! Откуда тут взялись холодные дождевые капли? Да ещё такие крупные! Однако каким холодным стал ныне климат Северной Европы! Как неуютна она сейчас! Как ужасно находиться здесь! Как страшно жить среди снегов и льдинок! Да, надо признать, что мой ненаглядный Тростничок не зря обожал сырость, промозглую слякоть и дождь, но он был известный эгоцентрик! Эгоист!

Тут вторая капля последовала вслед за первой. Если вы думаете, что она была более тёплой и менее увесистой, вы очень ошибаетесь.

– Какой толк от этих дурацких статуй, если под ними даже не удаётся укрыться от дождя? – возмутилась Ласточка, – Поищу-ка я себе какую-нибудь более гостеприимную печную трубу на крыше! Закопчённые печные трубы, оказывается, более надёжные прибежище, чем золотые фалды статуй!

  • И Ласточка встрепенулась и приготовилась лететь искать себе иной приют.
  • Но едва она успела вспорхнуть крылышками, как третья, самая тяжёлая, самая холодная капля обрушилась ей на прямо на голову.
  • Ласточка задрала клювик и в испуге глянула вверх.
  • И что же предстало её удивлённому взору?

Она увидела огромные, полные слёз глаза Счастливого Принца. Алмазные слёзы заливали его позолоченные щёки и катились вниз по его серебряным губам. Его лицо было так прекрасно в ажурном лунном сиянье, что сердце Ласточки сжалось от внезапно нахлынувшей жалости и сострадания.

– Кто вы? – вопросила она.

– Я – Счастливый Принц! – трубно ответил Счастливый Принц.

– Почему ты плачешь? Я уже насквозь промокла от твоих слёз! – наклонила головку Ласточка.

«Счастливый Принц и другие сказки» за 8 минут. Краткое содержание сборника Уайльда

Покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура Счастливого Принца стояла на колонне над городом. Все восхищались прекрасной статуей. Однажды над городом летел Скворец — он покинул свою возлюбленную Тростинку, которая была домоседкой и не разделяла любви к путешествием, а лишь флиртовала с Ветром; он устроился на ночевку между туфель Принца.

Вдруг птица почувствовала на себе слезы Принца — тот плакал, ибо видел всю скорбь и нищету города, хотя и имел оловянное сердце.

По просьбе Принца Скворец не улетел в Египет, а несколько дней носил бедным людям помощь в виде драгоценностей со скульптуры: швее, у которой болел сын — рубин со шпаги, бедному юноше-драматургу — глаз-сапфир, девочке, уронившей спички для продажи в канаву — второй сапфир.

Продолжение после рекламы:

Пришла зима, но Скворец решил остаться с Принцем и рассказал ему, уже слепому, о Египте, куда сама птица так стремилась. После того, как Скворец листочек за листочком раздал все золото, покрывавшее скульптуру, крылатый помощник умер. Оловянное сердце Принца раскололось надвое.

Некрасивую статую сняли и переплавили. Глава города решил, что пора поставить памятник ему самому, но Советники были не согласны — все переругались. Оловянное сердце и мертвую птицу выбросили на свалку, откуда их забрал Ангел, которого Господь попросил принести самое драгоценное, что он найдет в этом городе.

Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл семь лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен».

Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни. Даже осень обошла сад стороной.

Брифли существует благодаря рекламе:

Как-то утром Великан услышал прекрасную музыку — это пела коноплянка. Выглянув в окно, он увидел, что дети пролезли через дыру в обветшалом заборе и расселись на ветках деревьев, которые тут же расцвели.

Только в уголке, где маленький мальчик не мог залезть наверх, была зима. Увидел Великана, дети убежали — и в сад вновь пришла зима. Только маленький мальчик не заметил грозного хозяина.

Великан подсадил мальчика на ветку, а тот обнял и поцеловал его.

Великан разнес в щепки забор и отдал сад детям, и даже сам играл с ними. Когда дети пришли пожелать спокойной ночи, мальчика с ними не было, и Великан загрустил. Мальчик не появлялся больше, и Великан совсем затосковал.

Однажды зимним утром уже совсем старый Великан увидел, что дерево в углу сада покрылось прекрасными белыми цветами, а под деревом стоял тот самый мальчик, но на руках и ногах его зияли раны.

Гигант в гневе спросил, кто это сделал, но мальчик ответил, что «это раны Любви» и сказал, что для Великана открыт Его сад.

Когда дети пришли в сад, они увидели лежащего под деревом Великана, усыпанного белыми цветами.

Продолжение после рекламы:

Однажды утром старая Водяная Крыса высунулась из норы. Утка учила своих детей стоять вниз головой в пруду («Если вы не научитесь стоять на голове, вас никогда не примут в хорошее общество»). Водяная Крыса: «Любовь конечно вещь хорошая, но дружба куда возвышеннее… Преданный друг должен быть мне предан». Тогда Коноплянка начала историю о Преданном Друге.

Жил-был славный паренек Ганс. Он ничем таким не отличался, разве что добрым сердцем и забавным круглым веселым лицом. Был у него садик, который он очень любил и где выращивал цветы. У Маленького Ганса было множество друзей, но самым преданным был Большой Гью-Мельник.

Богатый мельник был настолько ему предан, что всякий раз проходя мимо набирал огромный букет цветов или набивал карманы плодами. «У настоящих друзей должно быть все общее», — говорил он. А Ганс записывал всю теорию дружбы тщательно в тетрадочку.

Естественно мельник никогда ничем не отблагодарил Ганса.

Зимой он его никогда не навещал («Когда человеку приходится туго, его лучше оставить в покое») и не звал к себе («…на свете нет ничего хуже зависти, она любого испортит… Я ему друг и всегда буду следить, чтобы он не подвергался соблазнам».)

Брифли существует благодаря рекламе:

Наконец настала весна и Мельник пошел к Гансу за первоцветами. Ганс хотел продать их и выкупить тачку, которую пришлось заложить зимой. Но мельник забрал все цветы (корзина была огромна) и предложил Гансу подарить свою тачку, правда она была очень сломана.

Ганс сказал, что у него есть доска, и он починит тачку. Тогда мельник попросил Ганса, как истинного друга, которому он собирается подарить тачку, отремон­тировать этой доской дыру в своей крыше. Ганс конечно же согласился ради друга. Мельник начал просить его о других «услугах», ведь он подарит ему тачку.

Ганс на все соглашался, а в своем саду он просто не успевал работать.

Однажды ночью у мельника заболел ребенок. Нужно было идти за доктором, а на улице страшная буря. Мельник попросил Ганса, но даже фонаре ему не дал («…фонарь у меня новый, вдруг с ним что-нибудь случится?»). На обратном пути Ганс сбился с дороги и утонул в болоте. Все пришли на похороны Ганса, потому что все его любили.

Читайте также:  Краткое содержание романа «герой нашего времени» по главам (м. ю. лермонтов)

Но больше всех горевал Мельник («Я ведь уже, можно сказать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома она только место занимает, а продать — так ничего не дадут, до того она изломана. Впредь буду осмотри­тельнее. Теперь у меня никто ничего не получит. Щедрость всегда человеку во вред».

)

Водяная Крыса не поняла истории и ушла к себе. «Боюсь, она на меня обиделась, — сказала Коноплянка. — …я рассказала ей историю с моралью. — Что вы, это опасное дело! — Утка.»

Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков).

Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир.

Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.

Резким кашлем на себя обратил внимание Патрон, привязанный к длинной палке.

В его длинную и очень себялюбивую речь никто не могу вставить и слова: он считал себя выше всех (принцу повезло, что свадьбу назначили в день запуска Патрона), других называл грубиянами.

На все увещевания остаться сухим, ибо это главное для их брата, Патрон отвечал, что выбирает рыдать. Конечно, когда все заряды взлетели к небу, вызвав смех принцессы, отсыревший Патрон молчал, и на следующий день дворники выбросили его в канаву.

Патрон решил, чо его отправили на воды для поправки здоровья; правда, местное общество — лягушка — ему не понравилось, ведь она говорила только о себе. Несмотря на то, что собеседница уже уплыла, Патрон выложил весь свой рассказ о том, как в честь него организовали свадьбу принца и принцессы. Стрекоза и Утка тоже необдуманно быстро покинули его, лишившись возможности поумнеть.

Мальчишки, собиравшие хворост, бросили грязный шест в огонь, чтобы согреть воду в котелке. Патрон взорвался, но мальчики даже не проснулись. Палка упала на спину Гусыне, которая пустилась наутек, а Патрон погас, успев сказать: «…знал, что произведу фурор».

Анализ сказки Счастливый принц Уайльда

Главная › Сочинения по произведениям разных авторов

Истоки особой эстетической теории Оскара Уайльда – в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей Англии середины XIX века Джона Рёскина и Уолтера Патера.

«Эстетизм писателя в его сказках исполнен моральности, где главными проблемами являются проблемы человеческих взаимоотношений с утверждением необходимости взаимопонимания и честности». [7,117] Сказки О.

Уайльда, как и все его творчество, очень многопланово, в них поднимается множество проблем. В своей работе мы исследовали наиболее выразительные из них, такие как:

– проблема соотношения красоты внешней и внутренней;

– проблема соотношения героев и окружающего мира.

Центральной темой для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза» является тема самопожертвования. В сказке «Счастливый принц» живой принц не умеет плакать.

Его Дворец беззаботности содержится за высоким забором, который отделяет прекрасный сад от города.

И лишь после смерти принц познает сожаление и грусть людей и учится сочувствовать им – слезы катятся из сапфировых глаз его статуи, которая стоит на высокой колонне над городом.

«На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги.

Все восхищались Принцем». [8, 373]

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, он отдает бедной швее рубин со своей шпаги, затем, Счастливый Принц отдает свои глаза.

Но он отдает в жертву не просто камни и золото – а свою красоту. И там, где О.Уайльд рассказывает о страдании бедняков, изменяется даже стиль рассказа. Исчезают цветистые сравнения, тускнеют ценные каменья и благородные металлы.

Яркое цветное изображение становится черно-белым.

Ласточка снимает со статуи кусочки позолоты и относит бедным, и статуя уже не такая привлекательная, как была первоначально. И со временем её убирают с городской площади:

«В ней уже нет красоты, а затем, нет и пользы»,- говорит в Университетепрофессор Эстетики».[8, 374]

«Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! – воскликнул Мэр. – Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» [8, 374] .

  • Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены:
  • «И повелел господь ангелу своему: – принеси мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе.
  • И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

– Правильно ты выбрал, – сказал господь. – Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» [8, 374].

В сказках Уайльда нет глубокого художественного исследования социальных проблем его времени. Он стремился разоблачить утилитарный, практический подход к красоте – и парадоксально противоречил сам себе: красота души и сердца принца реализовались именно в его желании быть полезным людям.

«Оскар Уайльд восстает против самого себя, отбрасывает свой же идеал бездумного, бездушного искусства, отказывается от своей гурманской эстетики и требует искусства искреннего, рожденного любовью и подвигом»,- отмечал К. Чуковский. [9, 677] Следует отметить, что сказки О.

Уайльда определенным образом представляют собой и наиболее органическое воплощение эстетичных идей писателя, и наиболее категоричное их возражение. Так, жизнь, присутствующая в сказке, несмотря на теории, контрасты между бедностью и богатством приобретает здесь совсем не эстетичное значение.

Над всеми героями возвышается Счастливый принц, покрытый золотом с ног до головы, с сапфирами вместо глаз и рубином в рукоятке шпаги. Таким образом, якобы существует определенная гармония между эстетичной теорией и художественной практикой писателя.

Но в проблематике сказок суждения о независимости искусства от жизни теряют силу.

Если в сказке «Счастливый принц» ощущается стилистика библейской притчи, то образная структура «Соловья и розы» подобна образной структуре басни. Как и всем сказкам О.Уайльда ей присущ неповторимый, индивидуальный цветочный аромат:

«У Студента волосы, как темный гиацинт, губы, как розы, а цвет лица подобен слоновьей кости». [10, 1]

Соловей остается без награды за свою жертву. Розу, за которую он отдал свою жизнь, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал.

Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует О.Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента:

«Ни единой красной розы во всем моем саду! – продолжал сетовать Студент, и его прекрасные глаза наполнились слезами. – Ах, от каких пустяков зависит порою счастье! Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все тайны философии, – а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет красной розы» [10, 1]

Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности. Все сказки О.Уайльда кончаются победой любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощью бедным.

Сказочный мир Уайльда: Счастливый Принц

Разаработка урока по литературе в 6 кл по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • Эрхирикская средняя общеобразовательная школа.
  • РАЗРАБОТКА УРОКА
  • ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
  • «СЧАСТЬЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО».
  • ПО СКАЗКЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА
  • «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ».
  • Учитель русского языка и литературы:

Жигмитова С. Б.

Методическое обоснование урока.

Самоанализ урока.

  1. Тема урока: «Счастье делать добро». По сказке Оскара Уайльда «Счастливый Принц».

Содержательный аспект.

Творчество Оскара Уйльда считается одной из ярчайших страниц мировой литературы.

Его сказки для детей и не только для детей пронизаны идеей добра, человечности, милосердия… Обращение именно к сказкам Уайльда благотворно для детской души, они помогают разбудить в детской душе потребность и необходимость делать добро.

Любая сказка, будь то « Счастливый принц» или «Мальчик-звезда», становится толчком к рождению человечности, поводом серьезных размышлений о человеке, о жизненной позиции. Именно такой содержательный аспект позволяет реализовать комплекс педагогических целей урока, ход и результаты этой реализации.

  1. Место урока в системе уроков: 3-ий в системе уроков внеклассного чтения. (см. методический комментарий в программе по внеклассному чтению).
  2. Цели урока:
  1. – познавательные цели.
  2. Знакомство с жизнью и творчеством Оскара Уайльда, формирование точки зрения на личность художника, постижение идейно-художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения «Счастливы принц».
  3. – воспитывающие.
  4. Воспитывающие цели предполагают формирование и развитие у учащихся нравственных качеств личности: чувства сострадания, милосердия, гуманности.
  5. – Развивающие цели предполагают развитие психических свойств личности учащихся:
  6. Развитие мышления – умений выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия;  развитие ассоциативного мышления, развитие речи, обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи;
  7. Развитие познавательных умений – умений эвристической познавательной деятельности, творческой деятельности;
  8. Развитие надпредметных умений – умений работать в заданном темпе, развитие приемов наблюдения, навыков выразительного чтения.
  9.  – Валеологические.
  10. Применение здоровьесберегающих методик проведения урока: организация различных форм и видов деятельности учащихся.
  11. Комбинированный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения, творческой работы.
  1. Методы и приемы обучения.
  • Объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение учащихся как реализация ролевого распределения материала);
  • Метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);
  • Эвристический метод (беседа по вопросам учителям, наблюдение).
  • -наглядности (портрет писателя, эпиграф, репродукции художников);
  • -деятельности;
  • -принцип психологической комфортности;
  • -принцип сотрудничества;
  • -принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей)
  • 7.Формы организации деятельности учащихся:
  • – фронтальная форма (обращение к классу);
  • -индивидуальная (сообщения учащихся);
  • -групповая (творческая группа с инсценированием).
  • 8. Виды деятельности учащихся:
  • Реализация целей и задач, продвижение учащихся к конечной цели осуществляется решением следующих задач: аудирование, наблюдение, беседа, письменная фиксация фактов, сведений, творческое чтение, анализ эпизодов, творческая работа, словарная работа).
Читайте также:  Стихи про дождь: красивые стихотворения известных русских поэтов классиков о дожде

9. Структура урока.

1. этап актуализации, необходимый для того, чтобы сделать знания значимыми для уч-ся, психологическая подготовка, создание эмоционального настроя, установление личностного контакта учителя и учеников. Положительная мотивация достигается путем активного, энергичного общения с учениками. (2 мин.)

2. Изучение произведения (25 мин.)

Здесь важно отметить следующие учебные ситуации (УС).

– Этап работы с эпиграфом к уроку. 3мин

Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику божества.   Уолт Уитмен.

Эпиграф как мостик к работе по анализу сказки О. Уайльда.

  1. – анализ читательского восприятия; 3мин.
  2. – беседа; 10 мин.
  3. -демонстрация репродукции, отражающих социальную действительность;
  4. – инсценировка эпизода;    3 мин.
  5. – беседа; 10 мин

– сообщение учащихся о личности О. Уайльда 3 мин.

3. Этап обобщения, выводов по произведению (4мин.)

4. Этап рефлексии  ( 2 мин.). Анализ деятельности и оценка деятельности учащихся.

Как работалось на уроке? Комфортно ли вам было? Что вам удалось?

Что вам самим понравилось?

Выставление отметок, анализ деятельности учащихся.

5. Домашнее задание (2мин.) Инструктаж.

  • Сочинение-размышление о том, в чем заключается счастье человека?
  • Или
  • Разработка проекта «Спешите делать добрые дела».
  • ХОД УРОКА.
  • Эпиграф к уроку:
  • «Когда человек протягивает руку,
  • чтобы помочь другому,
  • он прикасается к лику божества».
  • Уолт Уитмен.
  • Вступительное слово учителя.

Я рада приветствовать на нашем уроке литературы, уроке внеклассного чтения. Пусть он принесет вам  радость открытий, радость познания мира.

Сегодня мы погрузимся в мир литературной сказки, сказки английского писателя Оскара Уайльда. В этой сказке, как и в других сказках, много чудес, но в ней есть и картины реальной жизни.

В ней – размышления о жизни…Итак, тема нашего урока «Счастье делать добро» по сказке Оскара Уайльда.

 2. Этап мотивации.

        Взгляните на эпиграф к нашему уроку. Это строки американского поэта, жившего в 19 веке. Какой смысл вкладывает поэт в эти строки? Как вы понимаете эти строки? Понятно ли вам слово «лик»? Словарная работа.  Как вы думаете, почему к нашему уроку предложен этот эпиграф? ( общая идея делать добро). Итак, главная задача урока – постичь идеи добра писателя О. Уайльда.

  1. Этап анализа читательского восприятия.

-какое впечатление произвела на вас сказка? Почему? О чем заставила задуматься?

(идеей добра, своими благородными героями. Сказка заставляет задуматься над вопросамичеловеческого бытия)

  1. Этап изучения произведения

Название сказки– сильная позиция произведения, в ней заложены основные мысли автора. Проблема счастья и неоднозначное понимание счастья разными людьми.

-Почему же люди называли статую Счастливым принцем?

Он был очень красив, покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Сверкающие камни притягивали взоры людей, и Принц казался воплощением счастья и благополучия.

-Но ведь его и при жизни называли Счастливым. Почему?

Принц жил во дврце Беззаботности, куда скорби вход запрещен. Он забавлялся целыми днями, не зная о том, что в жизни бывают не только удовольствия и наслаждения. «Вокруг меня все было так прекрасно!» – вспоминает статуя.

– Когда Принц  изменил свое представление о счастье? Когда перестал быть беззаботным и радостным?

Когда Принц стал статуей, которую поставили высоко над городом. И Принцу стали видны «все скорби и нищета его столицы».

-Что же он увидел с высоты своей колонны? Какие картины ему открылись?

Подготовленные ученики читают отрывки из текста о больном мальчике, бедном юноше, маленькой девочке.

А в это время «в пышных палатах ликуют богатые и им нет дела до нищеты и нужды других…»

-Каким видится город Принцу? Каким вы его увидели?

Ребята делают вывод о бесприютности, холоде и нищете бедняков.

Здесь учащимся предлагается зрительный ряд: репродукции картин, изображающие социальную действительность ( В. Перов «Тройка», «Дети-сироты на кладбище», «Спящие дети», И. Прянишников «Швея», Ф. С. Журавлев «Дети-нищие»)

-Какие картины созвучны рассказам Принца о городе? Что объединяет их?

В рассказах Принца и в картинах художников изображена страшная действительность. В них звучит сострадание, сочувствие.

– Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему же страдают люди?

Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Пример девушки из королевского дворца, упрекающей изможденную швею в лени; Полицейского, прогоняющего детей под дождь.

-Давайте вглядимся в них попристальней.

Инсценировка.

Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!

1 Советник: Именно!

2 Советник: Именно оборвыш!

Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!

1 Советник: Именно!

2Советник: Именно хуже нищего!

Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.

Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!

Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!

  1. 1 Советник: Меня!
  2. 2 Советник: Меня!
  3. – Какими предстают перед нами власти города?
  4. Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.

-Конечно, тяжело жить в таком городе, где каждый предоставлен сам себе и в должен сражаться за жизнь, преодолевая нужду, голод. Не хотелось бы жить в этом городе..

Почему же Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами?

История с Тростником. Он привлек ее стройным станом.

Ночлег у статуи Счастливого Принца.

-Почему Ласточка не оставила Принца?

Он пленил ее своим добрым сердцем. Рассказ о Принце. Птица стала чувствовать себя счастливой от добрых дел. Она жертвовала собой, зная, что ей не выжить в холоде. Принц и Ласточка погибли, сражаясь со злом, неся добро, свет, любовь.

  • Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки?
  • Нести добро в мир, чтобы мир стал чуть теплее, светлее, радостнее.
  • – Как заканчивается сказка?

По велению Господа ангел искал в этом городе самое ценное. И принес Господу оловянное сердце Принца и мертвая птица.

-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом?

Они были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовалсобой…

-К чему призывает нас О. Уайльд?

– Вспомните свои ощущения от того, когда вы поступали хорошо, по совести.

-Сказка «Счастливый Принц» – литературная, авторская. В ней нельзя не увидеть его самого, его личность. Каким он вам представился?

Сообщение учащегося – биографа

Оскар Уайльд родился в семье известного врача. Окончил Оксфордский университет. Он был надменным человеком, погруженным в созерцание прекрасных вещей. Был любимцем публики в салонах и клубах. Был прекрасным рассказчиком. Как фокусник, он вытаскивал свои истории, рассказывал десятки историй, легенд, преданий и никогда не повторялся. Он дарил свои рассказы в подарок. Был щедр.

После суда все было кончено. От него отвернулись друзья, жена умерла от горя, дети отняты. Нищета и страдания стали его уделом до самой кончины. В тюремной камере он понял, что значат горе и несправедливость. Теперь он писал: «Бедняки мудры.

Они сострадательнее.. Рыбаки, пастухи, крестьяне – истинная соль земли. Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую каторгу. Он умер в нищете, забытый Англией, друзьями.

Но за гробом его шли все бедняки его квартала…

        Он прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев.

5. Этап обобщения, выводов.

Выводы учащихся.Какое впечатление произвел на вас автор сказки? Взгляните еще раз на наш эпиграф. Прав ли Уолт Уитмен? К чему призывает нас  поэт?

Помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать, сострадать. И воздастся вам по делам вашим…

  1. Этап рефлексии. Отметки за работу.

Сообщение учащегося – биографа

Оскар Уайльд родился в семье известного врача. Окончил Оксфордский университет. Он был надменным человеком, погруженным в созерцание прекрасных вещей. Был любимцем публики в салонах и клубах. Был прекрасным рассказчиком. Как фокусник, он вытаскивал свои истории, рассказывал десятки историй, легенд, преданий и никогда не повторялся. Он дарил свои рассказы в подарок. Был щедр.

После суда все было кончено. От него отвернулись друзья, жена умерла от горя, дети отняты. Нищета и страдания стали его уделом до самой кончины. В тюремной камере он понял, что значат горе и несправедливость. Теперь он писал: «Бедняки мудры.

Они сострадательнее.. Рыбаки, пастухи, крестьяне – истинная соль земли. Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую каторгу. Он умер в нищете, забытый Англией, друзьями.

Но за гробом его шли все бедняки его квартала…

        Он прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев.

Инсценировка.

Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!

1 Советник: Именно!

2 Советник: Именно оборвыш!

Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!

1 Советник: Именно!

2Советник: Именно хуже нищего!

Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.

Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!

Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!

1 Советник: Меня!

2 Советник: Меня!

Ссылка на основную публикацию