Родина в стихотворениях Блока и Есенина

Сравнительный анализ произведений  Александра Блока и Сергея Есенина.«О Родине».

    Тема родины всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы живём под одним началом, и каждый гражданин России желает для своей страны лучшего. Огромным множеством произведений, посвященным этой тематике, кладец литературы России пополнился в эпоху «серебряного века».

В это время страна готовилась к серьёзным переменам . Близилась Октябрьская революция. Размышления о судьбе России, нашли своё отражение в творчестве не одного творца, чей труд стал невероятно крепким наследием страны.

Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский… Эти поэты особенно поразили меня своей мыслью, рифмой, восприятием происходящего.      А.Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Он, будучи еще ребёнком, понимал всю красоту и изящность природы.

Мир ранней поэзии творца-это мир прекрасной мечты. Да и весь образ России, в его творчестве окутан этой мечтой. Так, в стихотворении «Русь» пред нами предстаёт таинственная, чудная, порой волшебная страна:

…Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертями

в дорожных снеговых столбах…  

 Но постепенно, с развитием творчества , отношение поэта к России, как к чарующей сказке- меняется. Появляется страшный мир, полный мхов, болот, пней …Да и облик людей здесь ужасен. Как например, в цикле стихов «Пляски смерти».

Но этот жуткий мир в понимании Блока тоже Россия. И высшее, что может сделать поэт-это полюбить страну в таком неприглядном виде. Александр Александрович говорит о родине с бесконечной любовью, нежностью, щемящей болью и светлой надеждой.

Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:

…Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!…

Широкая, полная жизни, многоцветная картина родной земли слагается в стихах поэта.

   В свою очередь Сергей Есенин говорит о России, как о чём-то высоком, родном, светлом.

Всем известно, что центральную и основную тему в творчестве писателя занимала как раз- таки Родина. Для каждого человека родина начинается с того места, где он родился, где вырос, где провёл свои детские годы.

Таким местечком для поэта было село Константиново. Не раз он обращается к своей частичке земного шара в стихах:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных…

  • В другом стихотворении он напишет:

Я снова здесь, в семье родной,Мой край, задумчивый и нежный!Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной…

  1. В каждом стихотворении Есенина чувствуется его несоизмеримая любовь к родине. В отличии от Блока, поэт выражает свою любовь не отвлечённо, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа:

Я люблю родину.Я очень люблю родину!Хоть есть в ней грусти ивовая ржать Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб…

Есенин готов забыть обо всём и любоваться всеми красотами, которые порой скрыты от наших глаз.      Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека и простые, и сложные, – вот, что мы видим в творчестве Сергея Есенина и Александра Блока. И эти стихи близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения стихотворений на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так не хватает в наше напряжённое и жестокое время.

Родина в поэзии Блока и Есенина

Любовь к Отчизне присуще каждому человеку. Это необъятное возвышенное чувство заложено в душе с рождения. Любовь к родному дому, близким, друзьям, садам, полям и берёзкам.

С этого и начинается Родина! Наиболее полно и лирически душевно выражена любовь к родному краю у великих русских классиков, поэтов Александра Блока и Сергея Есенина.

Они оба были патриотами своей страны, любили жизнь и верили в светлое будущее.

Сергей Есенин боготворил Русь, воспевал её в прекрасных, светлых образах, обожал деревню и с упоением наслаждался красотой русской природы. Его стихи — золотые жемчужины поэзии.

Почти в каждом из них звучит тема Родины. Есенин любил русский народ, верил в Бога, был счастлив тем, что имел.

Он с радостью посвящал стихи Александру Пушкину, матери, любимой женщине, поэтам Грузии, собаке Качалова.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В нём жила особая поэтическая струна, которая заставляла его волноваться, любить мир, предаваться грёзам, мечтам и забвению. Поэт жил в суровое революционное время, и поэтому переживал за судьбу своей Отчизны. В эти годы он писал стихи, полные надежд, что Русь всё же воспрянет, взмахнёт крыльями и укрепит свою мощь.

Он верил в то, что на Руси появятся новые имена, которые будут сплочены одной целью — возродить Россию. Сергей Есенин был разочарован в революции. Для него она была тяжёлой ношей, висела камнем на сердце. Его лирика была полна отчаяния, крушения планов, несбывшихся надежд, пессимизма и тоски.

И тогда, когда в стране шла неравная борьба народа с самодержавием, он горевал о разрушении родной деревни.

Ему были дороги люди, живущие с ним на одной земле. В его поэзии отражались пророческие стихи о революции, незадолго до её наступления. В стихах он видел потерянную, упавшую Русь и людей в кандалах. У поэта был удивительный дар свыше.

Родина была для него огромной ценностью и любовью всей его жизни. Она служила ему вдохновением и отрадой. В ней он видел красоту, широту и счастье русского раздолья.

Сергей Есенин был всегда с ней, наполненный необыкновенным чувством слияния с её бескрайними просторами, ощущением вселенской гармонии, любви и уважения к её божественному лику.

В творчестве Александра Блока большую роль играет любовь к родной Отчизне. Ей он посвящает лучшие лирические строки. Он сравнивает Русь с женой, близким человеком, превозносит её, как святыню.

Родина для поэта — выстраданная, и он страдает вместе с ней, переживая самые трудные, переломные моменты истории. Его поэзия наполнена духовным содержанием. Она несёт людям свет, добро, очищение.

Россия для Блока, как первая любовь, влекущая и окрылённая! Он воспевает её по — разному: и нищей, и царицей, и русской красавицей.

Поэт жил с глубокой верой в Бога, любил посещать храмы, молясь о светлом будущем России. Он бесконечно верил в лучшие времена, её счастливое и свободное существование. Народ у Александра Блока неразрывно связан с Родиной.

Он её бережёт, защищает, борется за правое дело. Поэт в своих стихотворениях интересно связывает личные и исторические мотивы, наполняя лирику возвышенностью земного начала.

Природа для него — поэтичная муза, соловьиная роща, розовая заря, вольная Русь.

Поэзия Александра Блока и Сергея Есенина близка друг другу тем, что Родина у них одна, любимая, желанная, вольная. Поэты прожили счастливую жизнь, оставив нам свои поэтические сокровища, озарённые светом истины, доброты, любви, человечности. В каждом из них горел неугасимый факел вдохновения.

Образ родины в творчестве Блока и Есенина

  • Отечество — тот таинственный, но живой 
    организм,
  • очертания которого ты не можешь для себя отчетливо   определить,
  • но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь,

ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной. М.Салтыков-Щедрин

Тема Родины – одна из самых любимых тем у Блока, Есенина . Они посвящали ей все свои творения, вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина – немаловажная, а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций, в течении которого были и восхищение землей русской, и необъятная любовь к Родине.

“Тема Родины, России, – основная во всех моих стихах…” – нередко упоминал Есенин. Да, именно горячая любовь к России, к тому уголку земного шара, где он родился, была силой, которая воодушевляла его 
на новые произведения.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится 
на расстоянье…

– так можно 
охарактеризовать словами самого 
поэта его взгляд, обращенный 
к России из “прекрасного далека”. Создавая цикл “Персидские мотивы”, Есенин, не будучи никогда в Персии, дает прекрасный образ Родины. Даже находясь в благодатном краю, он не может забыть, что

  1. Луна там 
    огромней в сто раз, 
  2. Как бы ни был 
    красив Шираз, 
  3. Он не лучше 
    рязанских раздолий, 
  4. Потому, что 
    я с севера, что ли?

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен 
и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая 
из-под женского платка, нищая — 
такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

 Да, и такой, моя Россия,

 Ты всех 
краев дороже мне, — 

 признается 
поэт в стихотворении “Грешить 
бесстыдно, беспробудно…”. 

 Поэт страстно 
любил свою страну, соединял ее 
судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным…” (“Новая Америка”), “…плат узорный до бровей…”, “…мгновенный взор из-под платка…”.

Блок и 
Есенин ,такие разные во всем, сходятся в понимании России. Русь для обоих поэтов тайна, мечта, жена и возлюбленная.

  •   у Блока 
    звучит такая трактовка темы любви к Отчизне: Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.
  •  Иногда 
    к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):
  •  Русь, опоясана 
    реками 
  •  И дебрями 
    окружена
  •  С болотами 
    и журавлями, 

 И с 
мутным взором колдуна…

…Где ведуны 
с ворожеями 

  1.  Чаруют 
    злаки на поляк,
  2.  ]Л ведьмы тешатся с чертями
  3.  В дорожных 
    снеговых столбах.

Символ России во многих стихах Блока сводится к 
образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие 
“Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

  •  О, нищая 
    моя страна,
  •  Что ты 
    для сердца значишь? 
  •  О, бедная 
    моя жена,
  •  О чем 
    ты горько плачешь?

Россия Блока 
незыблема, неизменна. Но и ей нужны 
перемены, о которых говорится 
в стихотворении “Коршун” 1916 г.:

  1.  Идут века, шумит война, 
  2.  Встает 
    мятеж, горят деревни, 
  3. А ты все та ж, моя страна,
  4.  В красе 
    заплаканной и древней — 
  5.  Доколе 
    матери тужить?
  6.  Доколе 
    коршуну кружить? 

 “Коршуну 
кружить” оставалось уже недолго. 
Через год после написания 
стихотворения началась революция.

 
Что ждет после нее несчастную 
Россию, какие пути-дороги перед 
ней откроются? Этого Блок точно 
не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции).

Читайте также:  Характеристика Софьи в пьесе «Горе от ума»

Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

 И вьюга 
пылит им в очи 

 Дни и 
ночи 

 Напролет…

 Старый 
мир, к которому принадлежал 
Блок, был разрушен. Каким будет 
новый мир, поэт не мог представить. 
Будущее оказалось скрытым пеленой 
мрака и кровавой дымки.

 Поэзия 
— великая, истинная — никому 
теперь не нужна, стихов не 
слышно из-за стука шагов дозорных 
по мостовой, из-за частых выстрелов 
и революционных песен.

То, что открылось поэту в грозах революции, «переворачивало» его душу, и теперь он в новом свете увидел родину – во всей ее славе и силе, в ее суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце.

  • Есенин, разделяя вместе с Россией трагические 
    повороты ее судьбы,  зачастую обращается к ней, как к близкому человеку, ища сочувствия и ответа на горькие 
    неразрешимые вопросы.
  • Ах, родина! 
  • Какой я стал смешной. 
  • На щеки впалые летит сухой румянец. 
  • Язык сограждан 
    стал мне как чужой, 
  • В своей стране я словно иностранец.

Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В 
годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все 
по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение 
Есенин к действиям новых хозяев России:

Вчера иконы 
выбросили с полки, 

На церкви комиссар снял крест…

  1. Но, сожалея 
    о “Руси уходящей”, Есенин не хочет 
    отставать и от “Руси грядущей”:
  2. Но все 
    ж я счастлив.
  3. В сонме бурь
  4. Неповторимые 
    я вынес впечатленья.
  5. Вихрь нарядил 
    мою судьбу
  6. В золототканое цветенье.
  7. При всей любви 
    к патриархальной России Есенина 
    обижает ее отсталость и убогость, он восклицает в сердцах:
  8. Полевая Россия! Довольно 
  9. Волочиться 
    сохой по полям! 
  10. Нищету твою видеть больно 
  11. И березам 
    и тополям.

Но какие 
бы невзгоды ни терзали Россию, красота 
ее все равно оставалась неизменной, благодаря дивной природе. Чарующая простота есенинских картин не может 
не покорить читатели. Уже за один “Синий туман.

Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться 
в Россию поэта. Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина, а за ними – дыхание родной земли.

Есенин очеловечивает природу, даже клен у него похож на человека:

  • И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу 
  • Утонул в 
    сугробе, приморозил ногу.
  • За кажущейся 
    простотой образов – великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви 
    и преданности родному краю.

Но Русь немыслима 
без чувства уважения и понимания 
непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог 
не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху.

  1. Ах, поля мои, борозды милые, 
  2. Хороши вы в печали своей! 
  3. Я люблю эти 
    хижины хилые 
  4. С поджиданьем седых матерей. 
  5. Припаду к 
    лапоточкам берестяным, 
  6. Мир вам, грабли, коса и соха!
  7. В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и есенина  — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.
  8.   Умом 
    Россию не понять,
  9.      Аршином общим не измерить:
  10.      У ней особенная стать —

     В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев

Александр Блок и Сергей Есенин — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга . У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.  Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.

Родина в 
творчестве А. Блока является неотделимой 
частью, продолжением и дополнением 
всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта 
в годы реакции. В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам 
маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:

  •  Ты и 
    во сне необычайно,
  •  Твоей 
    одежды не коснусь. 
  •  Дремчю и за дремотой тайна,
  •  И в 
    тайне — ты почиешь, Русь.
  •  Русь опоясана 
    реками 
  •  И дебрями 
    окружена,
  •  С болотами 
    и журавлями 

 И с 
мутным взором колдуна…

 С какой 
любовью А. Блок описывает в 
этом стихотворении русскую природу! 
Необъятные русские дали, бесконечные 
дороги, полноводные реки, бурные 
вьюги, переплетаются с горящи ми селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами… Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:

 О Русь моя! Жена моя! До боли

  1.  Нам ясен 
    долгий путь!
  2.  Наш путь 
    — стрелой татарской 
  3.  древней 
    воли 
  4.  Пронзил 
    нам грудь.
  5. Стихи Есенина достаточно полно характеризуют Россию:
  6. О Русь — 
    малиновые поля
  7. И синь, упавшая 
    в реку, — 
  8. Люблю до радости 
    и боли
  9. Твою озерную 
    тоску.

Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей 
родиной. Поэт постоянно восхищается 
богатой историей и практически 
не изменившимися с течением времени 
традициями и обычаями. Прочитав его 
стихи, можно представить Россию как страну, где люди живут исключительно 
в рубленых деревянных избах:

  • Гой ты, Русь моя родная,
  • Хаты — 
    в ризах образа.
  • Не видать конца и края — 
  • Только синь сосет глаза.

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает 
настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Он понимает, насколько отстает Россия от цивилизованных стран Европы. Однако, несмотря на это, Есенин подчеркивает историческую ценность “нетронутого края”, гордится своей 
родиной и русским народом.

Большую часть 
своих стихов поэт посвящает природе 
родного края. Он не рассматривает 
какие-либо отдельные достопримечательности 
“дивных уголков природы”, пытается охватить всю Россию в целом. Искусно 
преподносит нам те качества окружающего 
нас мира, на которых мы не заостряли 
своего внимания.

С целью подчеркнуть 
особенности русского леса Есенин использует грамотный, отнюдь не лишенный вкуса 
стиль. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает “близкие сердцу места”, используя при этом перо и чернила. Сколько чувств и эмоций вложено 
в его слова:

  1. Тебе одной 
    плету венок,
  2. Цветами сыплю 
    стежку серую.
  3. О Русь, покойный уголок,
  4. Тебя люблю, тебя и верую.

В философски сложном цикле произведений А. Блока 
создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль 
о подвиге.

Вот почему ему так 
близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В 
“непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”.

Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:

 Я вижу 
над Русью далече 

 Широкий 
и тихий пожар. 

 “Россия 
— буря” — так говорит поэт. В годы революционного подъема 
Россия повернулась к А. Блоку 
“новым ликом”:

  •  На пустынном просторе, на диком
  •  Ты все 
    та, что бьаа, и не та,
  •  Новым 
    ты обернулась мне ликом, 
  •  И другая 
    волнует мечта. 
  •  Блок, видя, какой ценой обходятся России 
    взлеты и падения, обратился 
    с яростным призывом к своим 
    современникам: 
  •  На непроглядный 
    ужас жизни 
  •  Открой, скорей 
    открой глаза. 
  •  Пока великая 
    гроза Все не смела в твоей
  •  Отчизне,— 
    Дай гневу правому созреть, 

 Приготовляй 
к работе руки…

В поэме “Возмездие” 
А. Блок пытается предугадать будущее 
России и спрашивает:

 Какие 
ж сны тебе,

 Россия. Какие 
бури суждены? 

 Осознание 
трагизма судьбы России заставляет 
поэта только сильнее любить 
ее. А. Блок жил в трагическое 
время. Война сменяла войну, 
за революцией надвигалась революция: 

 Мы — 
дети страшных лет России — 

 Забыть 
не в силах ничего. Испепеляющие 
годы!

  1.  Безумья 
    ль в вас, надежды ль весть? 
  2.  От дней 
    войны, от дней свободы — 
  3.  Кровавый 
    отсвет в лицах есть.

Готовый разделить 
судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь 
как неизбежность.

Типичное для русского интеллигента чувство вины перед 
народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и 
кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о 
России противоречивы и трагичны.

Чего стоит одно стихотворе ние “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие…”. Но в них главное — любовь к России.

  • В поздних 
    стихах Есенина звучат нотки тревоги 
    и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь 
    простого народа:
  • Сердце плакучая дума,
  • Ой, не весел 
    ты, край мой родной.

Тяжелое революционное 
время, страдания и смерть людей 
не смогли изменить отношения Есенина 
к родине. Он по-прежнему оставался 
верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.

О Русь, взмахни 
крылами,

Урок литературы в 11 классе: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина

Тема урока: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина.

  • Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.
  • Форма урока: урок-исследование
  • Технология: личностно-ориентированная; проектный метод с использованием компьютерных технологий, технология «критического мышления».
  • Цели урока:
  • Повторить и обобщить полученные знания о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина. Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.
  • Развитие познавательного интереса, творческой исследовательской деятельности учащихся.
  • Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
  • Повторение и закрепление основного программного материала.
  • Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой).
  • Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
  • Закрепление технологий создания мультимедийного проекта.

Задачи:

  • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
  • Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Слово “Родина” у нас, россиян, вызывает в воображении много образов. Родина – это степи, леса, простор, воля, деревня где мы родились, наш Дом, заснеженные просторы крайнего севера, запах поздних яблок…А еще Родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и Александр Невский, безымянный автор “Слова о полку Игореве” и Андрей Рублев. А вот ближе: Пушкин и Лобачевский,

Толстой и Менделеев, Рахманинов и Шостакович и…Блок и Есенин.

2. Выдвижение проблемы. Сегодня у нас с вами урок-исследование “Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С.

Есенина”, на этом уроке мы попытаемся исследовать отдельные произведения поэтов, найти истоки обостренного патриотического чувства, значимости темы Родины в их творчестве , показать различное выражение патриотического чувства в лирике поэтов, а также выявить то общее, что делает этих мастеров слова поистине народными поэтами.

Две творческие группы представят нам свои проекты-исследования. Перед ними была поставлена задача: найти истоки патриотического чувства С.Есенина и А.Блока и выяснить, каково значение темы Родины в их творчестве. Участники познакомят нас с результатами своего исследования и постараются доказать выдвинутые ими гипотезы.

3. Выступление групп.

Выступление 1 группы.

Гипотеза: все творчество С.Есенина проникнуто чувством Родины.

Презентация проекта «Сергей Есенин. Истоки». Выразительное чтение стихотворений.

Выступление 2 группы. Гипотеза: личная жизнь и жизнь страны – единое целое в творчестве А.Блока.

Презентация проекта «А.Блок. «Все думы мои о России…». Выразительное чтение стихотворений.

1. Постановка задачи перед классом: оценить проекты, высказать свои мнения о достоинствах и недостатках проектов.

4. Устные рецензии. Обмен мнениями между группами о недостатках и достоинствах проектов.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на заполняемую ими по ходу выступления групп оценочную таблицу, пробуют высказать мнение о том, сумели ли группы доказать выдвинутые ими гипотезы, на основе просмотренных презентаций.

Вывод; Есенин – единственный среди русских великихлириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Именно “не тема”, а “чувство”. 

Вывод: А.Блок сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.

  1. Целостность.
  2. Разнообразие использованных источников.
  3. Подборка стихотворений
  4. Аргументированность защиты проекта.
Читайте также:  Анализ стихотворения «Альбатрос» Шарля Бодлера

5. Работа в группах. У каждой группы на столе стихотворения. Я предлагаю вам проследить, как развивается тема Родины, сквозная тема всего творчества Есенина, в стихотворениях о природе, в философской лирике. Какой Родина предстает в творчестве А.Блока, в чем необычность этого образа?

Итак: 1 группа- стихи С.Есенина о природе; 2 группа – философская лирика С.Есенина; 3 группа – цикл «На поле Куликовом» А.Блока; 4 группа – цикл «Родина».

1 группа. Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам… Можно даже сказать, что это не просто природа или родина , это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА – РОДИНА. Не случайно поэт использует такой прием, как олицетворение. Россия, родина, природа– это не просто слово. Она осязаема, она живая.Образ живой природы создается, например, обращениями:

“Сыпь ты, черемуха, снегом,Пойте вы, птахи, в лесу”;

“Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь”;

“Черная, потом пропахшая выть!Как мне тебя не ласкать, не любить?”;

“Край любимый! Сердцу снятсяСкирды солнца в водах лонных,Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных”…

Раз есенинская Русь, природа олицетворена, то поэту мало только изобразить что-то, читатель не только видит живую природу, но и слышит ее.Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление – “стозвонный”, звон слышен и аллитерациях этих строк.

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: “Звонкой позолотой взвенивает лес”; “Поет зима– аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка”.

В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “В роще по березкам // белый перезвон”; “Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных”; “А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя”; “Мне навстречу как сережки // Прозвенит девичий смех”.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: “шелест тростника”, “шепот сосняка”, “говор кроткий”, “слабый крик”, “тягучий вздох”, “нежно охает ячменная солома”, и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой, серебряный цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:

  • Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное –
  • Дышит запахом меда и роз.

Любимые есенинские эпитеты – “синий” и “голубой” – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: “Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге…

“; “Май мой синий, июнь голубой!” Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Да и пейзажная метафора соединена с евангельскими образами.

В есенинских цветах – религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые)

Таким образом, через движение, звуки, цветопись поэт вновь и вновь говорит о любви к Родине.

3 группа. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение “На железной дороге”, в чем-то перекликающееся с некрасовским “Что ты жадно глядишь на дорогу…

” Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла – “Россия” (“Опять, как в годы золотые…”).

В последних произведениях цикла “Родина” появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях “Петроградское небо мутилось дождем..”, “Я не предал белое знамя…

“, “Коршун” и других. Страшный мир, созданный А.Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в

стихотворении “Грешить бесстыдно, непробудно…”, написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого – это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно.

Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические.

И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения: “Да, и такой, моя Россия,

  1. Ты всех краев дороже мне”.
  2. Словарная работа.
  3. Панпсихизм – вера во всеобщую одушевленность природы.
  4. Медитативная лирика – (медитация – углубленное размышление, погружение в себя)

2 группа. У Есенина природа не отделима от человека, от его настроений, мыслей и чувств.Стихотворение “Отговорила роща золотая…” (1924) – пример так называемой медитативной лирики, углубленное размышление, погружение в себя, его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни.

  • Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая,
  • Уж не жалеют больше ни о ком.

Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли… Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями. Главное не это.

В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: “роща золотая”, “березовым, веселым языком”.

Во второй строфе прорисован жизненный путь человека: Кого жалеть?Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник

  1. С широким месяцем над голубым прудом.
  2. Странник, покинутый дом, голубой пруд – обычные для поэзии Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека. В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя
  3. “вечно странствующего странника”:
  4. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой,
  5. Но ничего в прошедшем мне не жаль.
  6. Так же как и роща “отговорила веселым языком” юность самого героя.
  7. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь.
  8. В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной (“один среди равнины голой”) тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом:
  9. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

“Но никого не может он согреть…” Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания (“не обгорят”, “не пропадет”) на этот раз звучат уже как утверждения:

  • Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья,
  • Так я роняю грустные слова.

Строки “Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова” возвращают нас к началу стихотворения. “Роща золотая” – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и “не обгорят рябиновые кисти” и “не пропадет трава”.

Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком.Не случайно осень названа “мудрым садовником”. О своем “возрасте осени” Есенин скажет: “прозрачно я смотрю вокруг”.

Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт отождествляет себя с природой.

4 группа. Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы.

Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”). В стихотворении “Река раскинулась…” несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного.

Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим – ведь А.Блок называл свою страну “О, Русь моя! Жена моя!”.

Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову “жена” символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: “Плачь, сердце, плачь…” В стихотворении А.Блок употребляет авторское “мы”, размышляя о

судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи.

Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: “Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”.).

Нарастают восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.

6. Реализация индивидуального задания. Анализ стихотворения А.Блока «Русь», С.Есенина «Спит ковыль, равнина дорогая…»

7. Рефлексия. Метод незаконченного предложения:– Мне понравилось …- Я понял, что …- Я научился …

8. Подведение итогов. Предлагается с целью сравнения освещения темы Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина заполнить таблицу.

2.Обращение к историческому прошлому.

3. Социальные противоречия настоящего.

Образ Родины.

9. Домашнее задание. Написать небольшой критический очерк “Мой Блок”, “Мой Есенин”. Цель работы: показать свое отношение к лирике поэтов.

Читайте также:  Анализ стихотворения «я научилась просто, мудро жить» (а. а. ахматова)

10. Оценка работы учащихся на уроке.

Тема Родины в лирике Блока и Есенина

Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам.

Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле.

“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный”, – писал Александр Блок в конце 1908 года К. С. Станиславскому.

Созвучное

этому признание мы находим и у Сергея Есенина: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины.

Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

  • Россия, нищая Россия,
  • Мне избы серые твои,
  • Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!..

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли “в красе заплаканной и древней” слагается в стихах Блока.

Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – все это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и все это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

  1. Какому хочешь чародею
  2. Отдай разбойничью красу!
  3. Пускай заманит и обманет, –
  4. Не пропадешь, не сгинешь ты,
  5. И лишь забота затуманит
  6. Твои прекрасные черты…
  7. С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.

С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым.

В цикле “На поле Куликовом” голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться “тьмы”. Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь.

Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед.

Поэтому путь Родины лежит через боль: “Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь”. В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены” – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

  • Нам ясен долгий путь!
  • Идет “вечный бой” – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:
  • И вечный бой! Покой нам только снится
  • Сквозь кровь и пыль…

В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик “светел навсегда”, она хранит “первоначальную чистоту” души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии.

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “и невозможное возможно”, – она ведет на “вечный бой” и указывает путь вперед, в будущее.

“Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…” – писал Блок за два года до Октябрьской революции. “Россия – буря”, – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме “Двенадцать”.

В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины.

  1. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.
  2. В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма “Скифы” прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:
  3. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,
  4. И тьмы.
  5. Попробуйте, сразитесь с нами!
  6. Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –
  7. С раскосыми и жадными очами!
  8. И как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с “ужасами войны”:
  9. Придите к нам! От ужасов войны
  10. Придите в мирные объятья!
  11. Пока не поздно старый меч в ножны!

Товарищи! Мы станем – братья!

  • Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…” Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:
  • Поэт всегда с людьми, когда шумит
  • Гроза,
  • И песня с бурей вечно сестры.
  • В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.

Певцом России, поэтом, у которого “в сердце светит Русь”, был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь.

  1. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его “томила, мучила и жгла”. Все: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
  2. О Русь – малиновое поле
  3. И синь, упавшая в реку, –
  4. Люблю до радости и боли
  5. Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России.

Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски “убогая и обильная”.

Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями.

В стихотворении “Гой ты, Русь моя родная…” чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:

  • Если крикнет рать святая:
  • “Кинь ты Русь, живи в раю!”
  • Я скажу: “Не надо рая,
  • Дайте родину мою.”

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с “космическим” пафосом прославляющих будущее “грозной” Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков.

Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, “куда несет нас рок событий”. Обновление села представляется ему вторжением враждебного “скверного”, “железного” гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”.

  1. Но “оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы”, Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть “мощь родной страны” звучит в строках:
  2. Я не знаю, что будет со мною…
  3. Может, в новую жизнь не гожусь,
  4. Но и все же хочу я стальною
  5. Видеть бедную, нищую Русь.
  6. Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
  7. Приемлю все.
  8. Как есть все принимаю.

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В “расколе” страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни.

Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: “Русь уходящая”, “Русь советская”, “Русь бесприютная”. Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, все изменилось, все стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как “край заброшенный”, “край-пустырь”, то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: “Цветите, юные! И здоровейте телом!

  • У вас иная жизнь, у вас другой напев”.
  • Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
  • Хочу я быть певцом
  • И гражданином,
  • Чтоб каждому,
  • Как гордость и пример,
  • Был настоящим,
  • А не сводным сыном –
  • В великих штатах СССР.

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Ссылка на основную публикацию