Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Люди порой не обращают внимания на чужую боль и страдания. В сочинении-рассуждении на тему «Равнодушие и отзывчивость» затронуты некоторые отрицательные черты характера человека: безынициативность, безответственность и безразличие к окружающим. Такое поведение считается приемлемым для современной молодежи, живущей по принципу «каждый за себя».

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Чувство безразличия

Черствость души, отсутствие доброты, равнодушие, незаинтересованность все чаще присутствуют в современном обществе. Граждане думают о собственных интересах, не задумываясь о чужих судьбах и проблемах.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Человек является социальным существом среди себе подобных. Ребенок, появившись на свет в родильном доме, где находится много людей, попадает в общество. Затем он входит в семью, вырастает в окружении сверстников по детскому саду, школе, различным секциям, институту. Обычная жизнь предполагает постоянные контакты на работе, учебе, дома.

В самом слове «равнодушие» заключено его емкое определение. Душа ровно относится к чему-либо, не замечает проблемы, не испытывает волнения или возмущения. Для полной социальной адаптации вырабатываются определенные черты характера или умение приспосабливаться к окружающей обстановке.

Молодое поколение не задумывается, что их действия могли бы посодействовать постороннему лицу, оказавшемуся в трудной ситуации или беде. Равнодушие делает из разумного человека животного, привыкшего жить в одиночестве, думая о себе. Черты равнодушия:

  • отсутствие социальных ценностей;
  • непонимание любви, дружбы, сострадания и милосердия;
  • человек морально и нравственно погибает.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Равнодушием называется отсутствие интереса, пассивное и невнимательное отношение ко всему. В разных обстановках оно проявляется неоднозначно.

Это ощущение, когда появляется безразличие к конкретным ситуациям, делам, действиям или поступкам, наблюдается безучастие к человеческим проблемам. Примеры безразличия встречаются на каждом шагу.

Например, в школе во всех классах есть неоднозначные ребята — лидеры. За ними следуют одноклассники, их поддерживают по любому поводу.

Чтобы выстроить надежные отношения, приносящие положительные эмоции, безразличие необходимо побороть. Намерения проявить сочувствие, переживание должны жить в душе каждого. Если хоть одна из сторон взаимоотношений безучастна, тогда ничего не получится. Равнодушие одного одерживает верх над попытками другого.

Когда все люди отстранятся от своих забот и проявят внимание к проблемам незнакомых граждан, в мире воцарятся добро, понимание и счастье.

Равнодушный гражданин не оценивает сложные ситуации со стороны, потому что ему это чуждо. Быть таким аморально и страшно.

Последствия для человека

Становление личности играет большую роль в судьбе. Характер видится по действиям, отношению к близким и незнакомым, сильным и слабым.

Люди должны уметь сочувствовать и быть милосердными. Равнодушие предотвращается обратными действиями, для этого нужно перебороть стену преграды внутри себя. Однако это определение связано с человеческими межличностными интересами. Нормы общества:

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

  • понимание;
  • содействие окружающим;
  • взаимовыручка;
  • уважение друг к другу;
  • честность, искренность;
  • открытость.

Эти и другие качества помогут наладить отношения и избежать конфликтов. Отзывчивость — способность помочь в трудную минуту.

Безразличие часто сопоставляют с пассивностью, ведь если что-то не задевает человека внутри, реакции не последует. Гражданин не придет на помощь коллеге, которому внезапно стало плохо. По мнению психологов, равнодушие разрушает личность.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Работая над собой, люди меняют свой внутренний мир и духовные установки, учатся понимать остальных, их чувства и мысли. Безразличие приводит к одинокой жизни, грусти, тоске и хронической депрессии.

Гражданин постепенно осознает, что остался один, с ним никто не хочет общаться. Ему не с кем поговорить по душам о наболевшем, у таких людей нет семьи. Со стороны это смотрится эгоистично и единолично.

Многие люди отключают эмоции, притупляют духовные чувства. Но чаще они осмысливают личную проблему и, изменив точку зрения, начинают двигаться в правильном направлении.

Равнодушие порождает и безучастность, потому что никто не станет участником того, что его не беспокоит. Митинг на площади, субботник, флешмоб, акция содействия, благотворительность не подходят всем. Одни идут на подобное дело с чувством патриотизма, отечественного долга, а другие просто не интересуются.

Равнодушный человек не осознает сначала всей проблемы и не понимает происходящего. Такие черты характера провоцируют страшные болезни. Осознание наступает позже, но ситуацию исправляют в лучшую сторону. Твердый неподвижный камень, лежащий на одном месте, характеризует такую личность.

Показательные примеры

Считается, что величайшие правонарушения в мире совершаются с безмолвного согласия людей. Равнодушие «съедает» в них все человечное. Это качество, от которого избавляются и борются с ним.

Литературные образы

В «Преступлении и наказании» Федора Достоевского личности характеризуются яркими натурами. Соня Мармеладова жертвует собой во благо семьи, затем отправляется в ссылку за Раскольниковым. Разумихин живет бедно, но его сердце открыто для нуждающихся (предлагает товарищу работу, покупает одежду и материально выручает).

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

В противовес благородству представлен образ мелочного Лужина. Он хотел заключить брак с сестрой Раскольникова Дуняшей ради выгоды — взять нищую жену, которая чувствовала бы себя вечно обязанной.

Этот персонаж не беспокоится о том, чтобы потенциальная невеста и теща спокойно добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе близких выливается в аналогичное ответное отношение к миру и выставляет героя с негативной стороны.

Судьба наградила участливых персонажей, но проучила безразличных действующих лиц.

Литературные сочинения на тему равнодушия писал и Г. Х. Андерсен. В сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему приводит общественное равнодушие.

Во вступлении отмечено, что маленькая босая девчушка декабрьским днем в Новый год продавала спички. Этого требовало сложное материальное состояние героини: она была бедной.

Никого из прохожих не заинтересовало, почему в лютый мороз маленькая девочка идет босиком и без теплой верхней одежды.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

На добрую героиню не обращали внимания, ей не стремились помочь ни взрослые, ни дети. Это тщеславное равнодушие стало причиной ее гибели. Девочка пережила холодные вечера, ночи, нищету, но, как показывает автор текста, причиной смерти явилась человеческая халатность, которая оказывается хуже жестокости.

В «Записках юного врача» Булгакова отмечен образ самоотверженности.

Молодой специалист Бомгард, недавно окончивший институт, уезжает работать в деревенскую больницу, где встречается с нелегкими жизненными обстоятельствами.

Он борется за каждого больного, выезжает на дом, повышает свою образованность. Бомгард неуверен в себе и боится, но в ответственную минуту чувство профессионализма побеждает.

Другие аргументы

Известный роман Льва Толстого «Война и мир» представляет читателю образ Наташи Ростовой — девушки с добрым сердцем. Благодаря ее участию подводы, предназначавшиеся для переезда и загруженные пожитками, были отданы для транспортирования раненых солдат. Платон Каратаев, трепетно относящийся к миру и людям, отправился на поле боя и выручил младшего брата.

Такая тема звучит в русской и мировой литературе нередко. Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил на собственном питании.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

В сочинении на тему неравнодушия можно указать, что окружающие люди к этому событию отнеслись без энтузиазма и интереса. Ни коллеги, ни профильные государственные органы, занимающиеся хищениями, не стали помогать Башмачкину.

Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что герой погибает. Это доказывает, почему безразличие можно назвать жестокостью и какие у него могут быть последствия. Равнодушие стало главной причиной смерти Акакия.

Добро должно быть выше зла.

Типаж эгоистичного человека, живущего для себя, создал Иван Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Он общается с подобными себе, а прочих лиц делит на обслугу и отбросы общества. Типаж героя:

  • состоятельный;
  • желает путешествовать;
  • любит развлечения и утехи.

После неожиданной гибели он из уважаемого человека становится ненужным. Люди, которым верил этот господин, отправляют его бездыханное тело на родину в ящике. Грубо иронизируя, автор вспоминает знаменитую мудрость, что все возвращается бумерангом

Читайте также:  Опыт и ошибки в повести «собачье сердце»

В мини-сочинении к ЕГЭ должны быть приведены аргументы и итоговые выводы о равнодушии и отзывчивости. Любой человек выбирает свое предназначение и путь в жизни. Авторы разных произведений советуют всем жить по совести и душевному порыву, быть добрыми и помогать ближним.

Проблема равнодушия: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы” Будут использованы следующие аргументы:

– А. С. Пушкин, “Евгений Онегин” – Д. Лондон, “Мартин Иден”

Когда нам нужна помощь, совет, либо же мы просто рассказываем о чем-то другому человеку, мы ищем участия и внимания с его стороны. Равнодушие отталкивает и отдаляет: равнодушные люди часто одиноки.

Им сложно излечить душу от этого чувства, даже если понимают его пагубное воздействие. Всякому равнодушному отношению есть причина. У кого-то это скука, у других разочарование, иногда долгая душевная боль.

Последствия такого отношения человека к окружающим и к самой жизни могут быть губительными.

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мы видим пример равнодушного отношения со стороны главного героя Евгения Онегина. Евгений – молодой дворянин, наследник крупного состояния.

Он проводит большое количество времени в обществе: ездит в театр, на балы, светские вечера. Евгений привык к роскоши, умеет поддержать любую беседу, хотя его знания порой поверхностны.

Он пользуется вниманием у женщин, много развлекается, но при этом испытывает чувство скуки где бы не находился.

Онегин безучастно и равнодушно относится к окружающему миру из-за этого чувства. Ему надоели женщины, друзья, книги.

Когда герою признается в любви Татьяна Ларина, он так же равнодушно отвергает девушку, не придавая значения тому, как она к нему может относиться. Евгений охладел к жизни и утратил способность испытывать глубокие чувства.

Понадобилось много времени чтобы восстановить эту способность, но оказалось слишком поздно. Татьяна отвергла признание Онегина, и он прожил свою жизнь без цели и смысла.

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

В романе Джека Лондона “Мартин Иден” главный герой, познакомившись с девушкой из высшего общества по имени Руфь, влюбляется в неё с первого взгляда.

Узнав девушку и её семью, Мартин понимает, что между ним и этими людьми большая интеллектуальная пропасть, не говоря уже о классовом неравенстве. Но это не становится причиной отказаться от желания покорить девушку.

Напротив, главный герой полностью погружается в мир книг, наук, просвещения и достигает очень высокого уровня. Он обучается манерам, принятым в светском обществе, изучает различные науки, углубляется в философию.

После помолвки с Руфью, Мартин обещает ей стать известным писателем и повысить уровень своего дохода. Однако ни любимая героя, ни его семья не верят в успех писательского дела.

Работая по девятнадцать часов каждые сутки, Мартин пишет множество рассказов, стихов и повестей. Но долгое время ни один редактор не принимает работы Мартина, из-за чего ему приходится голодать.

После неожиданного успеха все повести писателя начинают пользоваться спросом и приносят Мартину небывалый доход. К сожалению, герой этому уже не рад.

Во время неудач Мартина девушка разрывает с ним помолвку. Главный герой разочаровывается в буржуазной среде и теряет все стремление продолжать писательскую деятельность.

Понимание того, что успех пришел к нему не из-за признания таланта, а лишь по везению случая, огорчает Мартина.

Он тяжело переживает лицемерное отношение людей, которые отворачивались от него ранее, но охотно ищут общения после обретения им славы.

Показное раскаяние Руфь, которая захотела вернуться к нему из-за социального успеха, добивает героя окончательно. Мартин полностью разочаровывается в людях, теряет интерес к жизни, не может ничем заниматься и избегает общения с окружающими. Равнодушие овладевает героем.

Он решает уплыть на остров, но, находясь на корабле понимает, что его тяготит только своё разочарование. Мартин не может выносить всей лжи в людях, он все больше спит и проводит время в одиночестве. Не испытывая более желания жить и творить, узнавать новое, Мартин погружается в состояние полной апатии.

Главный герой решает забыться вечным сном в родных для него водах Южных морей.

Равнодушие тушит искру в душе человека, теряется интерес к жизни, стремление идти вперед, пропадает умение находить радость в мелочах. Мы не должны разочаровываться и охладевать, ведь равнодушие может привести не только к эгоизму и жестокости, но и к полному отчаянию, от которого практически невозможно избавиться.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Разум и чувства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

Конфликт разума и чувств в романе «Евгений Онегин» проявляется в двух сюжетных линиях – отношениях Онегина с Ленским и с Татьяной. Дружба и любовь – самое ценное, что есть в жизни человека, и многие сложные ситуации в этих отношениях сложно разрешить рационально, отрешенно от эмоций. Владимир Ленский является Онегину полной противоположностью, однако именно это и становится основой их дружбы:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Онегин – личность скучающая; в свои 26 лет он считает, что видел и испытал в жизни все – это делает его циничным, равнодушным и практически безэмоциональным. Онегин руководствуется исключительно разумом и рациональностью. Ленский же, напротив, открыт для жизни и для людей.

Он – поэт, а потому его мировосприятие главным образом эмоциональное, чувственное. Любви к Ольге Лариной он отдается всецело, и не обращает внимания на насмешливость Евгения по этому поводу. К сожалению, в конечном счете обоих подвели их жизненные убеждения – их упрямство привело к смерти Ленского на дуэли.

Онегин, хотя в душе понимал, что эта дуэль бессмысленна и осознавал, что зря обидел друга, все же не попросил прощения: дружеская симпатия не смогла побороть гордость.

Ленский же, упрямый в своей горячности и ревности, не обратил внимания на попытки Онегина отложить или сорвать дуэль, и тоже не предпринял попытки примирения – и был убит.

На протяжении романа его герои переживают изменения в жизни, меняются и развиваются. Так, Татьяна и Онегин в начале произведения и Татьяна и Онегин в последних главах – диаметрально противоположные личности.

Татьяна проходит этап взросления: несчастная любовь, случившаяся в девичестве, закаляет ее волю и делает ее сильнее. Простая, нежная и ранимая девочка превращается в сдержанную, неприступную и прекрасно владеющую собой женщину.

Онегин поражен при виде такой перемены, и больше всего его смущает холодность, с которой она говорит с ним при встречах:

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

От такого неожиданного обращения Онегин смущается – в ее присутствии он не может произнести слова.

Главный герой теряет голову – как мальчишка, он влюбляется в новую Татьяну, и вся его желчь, скептицизм, непоколебимость вдруг исчезают, и остается только любовь.

Но его чувство к ней теперь так же безнадежно, как когда-то было и ее чувство к нему. Татьяна, несмотря на сохранившееся чувство к Евгению, поступает по велению разума.

Читайте также:  Какую роль сильная личность может сыграть в обществе?

Герои романа «Евгений Онегин» показываются нам в своем развитии – в них борются чувства и разум, и именно в этой борьбе раскрывается глубокая и сложная драма каждого персонажа.

Равнодушие и отзывчивость

Слайд 1

Равнодушие и отзывчивость Готовимся к итоговому сочинению.

Слайд 2

Примерные темы сочинений “Равнодушие и отзывчивость” Согласны ли Вы с утверждением Б.

Шоу : «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? Как вы понимаете слова А.В.

Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

  • Слайд 3
  • Определение понятий: Равнодушие – это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, нежелание участвовать в изменении собственной жизни к лучшему, отсутствие беспокойства о других людях .
  • Слайд 4

«Мне все равно.. . Меня это не касается.. . Это меня не интересует.. . Оставьте меня в покое.. . Не мешайте мне…» . Такие фразы слышал или произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми или событиями, его ничто не заботит и не интересует.

Слайд 5

Равнодушие – это безучастное , пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а всё, что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе, работающих в одном коллективе, всё это ему безразлично.

  1. Слайд 6
  2. Синонимы для слова “Равнодушие”: холодность безразличие бесчувственность безучастность апатичность флегматичность
  3. Слайд 7

Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать помощь. Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным им, особенно в сложные минуты.

Слайд 8

Отзывчивость – это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить, просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его проблемы.

  • Слайд 9
  • Синонимы для слова “Отзывчивость”: внимание участие сочувствие добродушие человечность чуткость внимательность душевность сострадательность участливость
  • Слайд 10

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема.

Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Слайд 11

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.

Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным.

Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Слайд 12

А.Н. Островский «Гроза» В.К. Железников «Чучело» А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой» М.А.Шолохов «Судьба человека» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» К. Г. Паустовский «Телеграмма» А.В. Вампилов «Старший сын» А.

де Сент-Экзюпери «Маленький принц» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» М . Горький «На дне», «Старуха Изергиль » О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» В. Гюго «Отверженные » В. Г.

Короленко «Дети подземелья» В. Закруткин «Матерь человеческая» Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ф.М. Достоевский «Идиот» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день» А.П. Платонов «Юшка» Б. Фредерик «Приказ есть приказ» В.Ф.

Тендряков «Хлеб для собаки» А.И. Куприн «Изумруд»

Слайд 13

“После бала” Л.Н. Толстой Равнодушие Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами.

Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Отзывчивость Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены.

Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла.

И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким. Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ravnodushie-i-otzyivchivost/argumentyi-k-temam-ravnodushie-i-otzyivchivost.html Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ravnodushie-i-otzyivchivost/argumentyi-k-temam-ravnodushie-i-otzyivchivost.html

Слайд 14

“Крыжовник ” А.П. Чехов – равнодушие Николай Иванович Чимша-Гималайский – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен.

Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека.

Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.

Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

Слайд 15

” Судьба человека”Шолохов – отзывчивост ь Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

Слайд 16

М. Горький«Старуха Изергиль » Данко и Ларра —два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания.

В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие . Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям , а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям .

О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

Слайд 17

А.И. Солженицын«Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины , прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной . Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям.

Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе.

Читайте также:  Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами .

Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь , никого не оказалось рядом.

Слайд 18

"Нет, чувства рано в нем остыли…" . Евгений Онегин – это образ разочарованного героя

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера.Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.

Жизненный опыт Онегина, холодный скептический ум приводят его к отрицанию действительности. Онегин отнюдь «не верит мира совершенству». Напротив, одной из его типических черт является разочарованность в жизни, недовольство окружающим, скептицизм.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане.

И основные из них – разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина – Кавказского пленника, Алеко и др.

Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна:Что ж он? Ужели подражанье, Чужих причуд истолкованье,Ничтожный призрак, иль еще Слов модных полный лексикон?..Москвич в Гарольдовом плаще,

Уж не пародия ли он?

Очевидно, что возникновение и распространенность такого отношения к жизни среди дворянской интеллигенции в 20-х годах XIX века и отражение его в литературе в образе демонического героя отнюдь нельзя объяснить влиянием Байрона, – это влияние возникало в самой жизни.Однако, устанавливая близость характера Онегина к характеру Пленника и Алеко, следует отметить, что смысл образов Пленника и Онегина и их функции в произведении совершенно различны.

В «Кавказском пленнике» Пушкиным идеализируется этот гордый дух отрицания общества и жизни. Алеко также еще не сведен с пьедес тала героя. Сущность Пленника и Алеко заключается в их глубоко революционизирующем начале, тогда как в «Евгении Онегине» этого пафоса совершенно нет.

Давая в Онегине черты характера, близкие своему романтическому, мятежному, бунтующему герою по линии того же отрицания действительности, презрения к жизни и к людям и т. д., Пушкин обнажает в нем их бесплодность, их бесперспективность.

Онегин, взятый в социально-бытовом плане, в самых разнообразных его переживаниях, раскрывается как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.

Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике.

Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт.

Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.

Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни.

Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически.

Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.

Единственное дело Онегина в деревне – замена барщины оброком – мотивировано Пушкиным так: «чтоб только время проводить…»Вся жизнь Онегина раскрывается Пушкиным как бесцельное, пустое существование, лишенное созидательного начала: Убив на поединке друга, Томясь в бездействии досуга,Дожив без цели, без трудов Без службы, без жены, без дел,До двадцати шести годов,

Ничем заняться не умел.

В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие.

Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.

Поведение Онегина в эпизоде с дуэлью целиком определяется его боязнью «ложного стыда», подняться над которым он не мог. Он всецело подчинялся условиям той самой жизни, которую он отрицал и презирал. Образ Онегина на протяжении романа явно эволюционирует. Онегин «уходит» из романа совершенно не таким, каким его рисует Пушкин в первых главах.

В начале романа Онегин дается как человек сильный, гордый, не заурядный и знающий себе цену. При встрече с Ленским, в объяснении с Татьяной у него покровительственный, снисходительный тон. В его суждениях и взглядах есть еще много уверенности в себе.

В «Отрывках из путешествия Онегина», не включенных Пушкиным в роман, хотя по замыслу «Путешествие Онегина» должно было идти восьмой главой, перед появлением Онегина в «большом свете», в образе Онегина тоска душевного одиночества доводится до предела, своя судьба осознается Онегиным трагически:Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик…

Встреча с Татьяной, любовь к ней были последней вспышкой жизненной энергии Онегина. Сам он говорит о себе, как о человеке, уже обреченном: «Я знаю: век уж мой измерен…»Таким образом, в течение каких-нибудь трех с половиной лет (такова, примерно, продолжительность действия романа) Онегин превращается в человека, лишенного каких бы то ни было перспектив в жизни, лишенного сил, энергии, несмотря на свою молодость, положение, куль туру и интеллект.

В этом преждевременном угасании Онегина Пушкин раскрывает обреченность, бесперспективность этого характера в жизни.

Дальнейшая судьба Онегина не дана в романе, но логика этого характера на столько ясна, что его судьба уже определена.

Известно, что по замыслу Пушкина, в дальнейшем он хотел связать Онегина с движением декабристов, но это не было осуществлено, да и сути дела не меняет, так как совершенно очевидно, что Пушкин при всех положительных качествах Онегина относится отрицательно к свойственному ему типу социального поведения. Важно понять не только то, что в данной среде, в данных общественных условиях Онегин не мог реализовать своих возможностей, но и то, что Пушкин показывает недееспособность Онегиных, порицает их жизнь «без цели», «без трудов»; гордая поза Онегина с его презрением к людям и мрачной разочарованностью – уже пройденный общественный этап; Онегину необходимо преодолеть тот бездейственный индивидуализм, который лежит в основе его характера, и найти свое место в жизни.

Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели – бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования

Ссылка на основную публикацию