Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Музыка

Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением.

Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».

Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.

2. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться.

А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера.

В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь.

В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова.

И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.

4. И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма».

Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию.

Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.

5. А.П. Чехов «Ионыч»

Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина.

В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».

Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин.

В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.

Аргументы на тему «Музыка как искусство» для сочинения ЕГЭ – Ege-Helper.Ru

Примеры на основе литературы, книги о музыке и музыкантах:

«1900-й. Легенда о пианисте». Алессандро Барокко

Это несколько необычное литературное произведение написано автором в виде монолога главного героя, старого трубача, которому посчастливилось играть с гениальным пианистом, мальчиком, получившим свое имя в честь года его рождения. Итак, в 1900-м году кочегар океанского лайнера нашел в трюме корабля брошенного ребенка.

С тех пор мальчик ни разу не покидал пределов лайнера, поскольку у него не было ни гражданства, ни документов, ни родственников. Ребенок показал незаурядные способности к музыке и стал со временем пианистом-виртуозом. Всю свою сознательную жизнь он не отходил от находящегося на борту судна фортепиано, и, в конце концов, музыка стала его жизнью.

Он так и закончил ее, ни разу не ступив на грешную землю.

В опубликованных воспоминаниях главный герой делится своим отношением к тому времени, когда ему пришлось, как корабельному музыканту, вместе с упомянутым ребенком, в течение многих лет веселить пассажиров лайнера. Он рассказывает о мальчике, как о гениальном музыканте, с талантом которого на тот момент не мог сравниться никто.

Его тонкие миниатюрные пальцы буквально парили над клавишами рояля, и извлекали из него музыку, несравнимую по своей красоте, ни с чем ранее слышанным. Эти прекрасные мелодии, которые, казалось, лились из самого сердца юного пианиста, до сих пор заставляют плакать старого трубача, едва он только закроет глаза и предастся воспоминаниям.

Мальчик по прозвищу 1900-й знал об окружающем его мире только по рассказам пассажиров и членов команды, но чувство прекрасного, которое не покидало ребенка всю его недолгую жизнь, и которое он стремился передать с помощью старенького инструмента, уже никогда не предастся забвению теми, кому хоть однажды посчастливилось услышать его прекрасную игру.

«Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках». Кадзуо Исигуро

Выпускник престижного семинара М. Брэдбери, никому не известный молодой японский писатель К. Исигуро, первым своим сборником коротких рассказов сразил наповал самую изысканную европейскую публику.

Эти пять ноктюрнов погружают читателя в мир музыкального волшебства, который естественно и органично вплетается в судьбы музыкантов, и подобно сгущающимся сумеркам, объединяет собою отдельные эпизоды литературного полотна в цельную и глубокую реальность их мыслей и поступков.

Рассказы пронизаны не только сюжетным единством, но и объединены парадоксальной манерой поведения, задействованных в них персонажей. Сгущающиеся сумерки служат той неповторимой атмосферой проиллюстрированных поступков и событий, в которых, на первый взгляд, отсутствует элементарная логика.

К примеру, здесь саксофонист, потерявший всякую надежду на приличный ангажемент, внезапно решает изменить свою внешность и оплачивает дорогостоящую пластическую операцию. Кумир всех женщин Венеции, под мягкий скрип уключин местных гондольеров, в непонятном порыве начинает исполнять трогательные серенады своей жене, прожившей с ним не один десяток лет.

А безумный виолончелист испепеляет все свое нутро поисками достойной наставницы, и находит ее, чему впоследствии искренне удивляется, и не знает, что с ней делать, видимо, и по сей день. Вот таким винегретом парадоксов, покрытых плотным покрывалом предвечерних сумерек, представляет нам автор внутренний мир людей, посвятивших себя музыке, и живущих в этой непонятной атмосфере, как в параллельной реальности.

«Плач к Небесам». Энн Райс

Автор романа переносит нас в средневековую Италию. Восемнадцатый век – это эпоха незаурядных личностей и светских интриг. Энн Райс в своем повествовании пытается проникнуть в мир не совсем обычных музыкантов. Это молодые оперные певцы, совсем еще юные, которых ради сохранения их удивительных вокальных данных подвергли кастрации.

Они обеспечены всем, что только может желать простой смертный. Они обласканы славой и успехом. Им рукоплещут особы королевской крови и весь придворный свет того времени. Но за всей этой показной легкостью, беззаботностью и внешним блеском, кроется безмерное страдание и пустота.

Мало кто может представить себе, какая внутренняя боль наполняет их сердца и души.

«Слепой музыкант». В.Г. Короленко

Сюжет этой повести поражает читателя своей глубокой душевной трогательностью. Юный герой произведения, Петрусь, слеп от рождения. Заботливое участие в его судьбе матери и ее брата, дяди мальчика, позволяет ребенку отвлечься от мыслей о своей неполноценности и целиком погрузиться в мир звуков.

Со временем у мальчика проявляются незаурядные музыкальные способности, и он с легкостью осваивает игру на нескольких музыкальных инструментах. Еще ребенком судьба сводит слепого мальчика с его ровесницей, девочкой Эвелиной. Их детская дружба с годами становится крепче, а затем перерастает в пламенную любовь.

Он ни разу не видел своей возлюбленной, но был поражен ее чуткостью и богатым внутренним миром. Мир звуков в воображении Петруся был неразрывно связан с душевной чистотой удивительной девушки, она всегда являлась источником его вдохновения и музой юного музыканта. Судьба Эвелины и Петруся складывается удивительным образом.

Миновав чреду сложных жизненных испытаний, они становятся мужем и женой. Финал романа светел и прост – вместе с музыкальной славой главный герой познает радость отцовства, у пары рождается мальчик, и Петрусь обретает долгожданное счастье и покой.

«Скрипка». Энн Райс

История, описанная в этой повести, полна трагизма и глубины. Главная героиня, Триана, прекрасная талантливая скрипачка, не выдерживает непонимания окружающих и оказывается на грани безумия. Спасает ее преданность музыке – чарующий музыкальный мир помогает ей успокоиться, чтобы обрести смысл жизни и окончательно не потерять рассудок. И вдруг все в ее жизни меняется.

Непонятно откуда прибывший и неизвестно как появившийся на ее жизненном пути Стефан Стефановский, призрак – скрипач, вдохнул в молодую женщину новую жизнь. Она наконец почувствовала себя кому-то нужной. Под чутким руководством и жесткой критикой своего необычного знакомого, Триана обретает уверенность в себе и полностью погружает себя в неповторимый мир музыки и света.

«Пианисты». Кетиль Бьёрнстад

Норвежский прозаик Кетиль Бьёрнстад в своем романе «Пианисты» раскрывает перед нами незнакомый мир взаимоотношений между людьми, посвятившими себя музыке. Стремление к музыкальному признанию похоже в нем на один из видов спортивных состязаний, в которых безупречная техника исполнения и чрезмерные амбиции их участников являются основными критериями, определяющими их дальнейшую жизнь.

Это мир, который не прощает самых безобидных ошибок, он прагматичен и жесток…  Пятнадцатилетний Аксель Виндинг, воспитан с раннего детства своей матерью в глубокой привязанности к серьезной музыке. Мать с сыном полностью увлечены ею, и посвящают прослушиванию концертов известных исполнителей, практически все свое свободное время.

Семья Виндингов небогата, но мать готова пожертвовать последними сбережениями ради музыкального образования сына. Она мечтает увидеть его известным пианистом. После внезапной смерти матери, Аксель оставляет школу, и начинает готовиться к конкурсу юных пианистов в норвежской столице. Но он вовсе не одинок в этом стремлении.

Среди детей, отобранных комиссией для участия в этом конкурсе, оказывается его сверстница Аня Скууг.  Юные пианисты попадают во взрослый и беспощадный мир конкуренции, на них давят со всех сторон – преподаватели, конкурсанты, родители, но основным препятствием к достижению результата становятся их детские амбиции и неумение соизмерять свои силы и возможности.

По сути, автор тонко и деликатно знакомит юных читателей с теми проблемами, которые неизбежно ожидают их на пути перехода от детских фантазий в мир жесткой реальности.

«Испанский смычок».  Андромеда Романо-Лакс

«Испанский смычок” — это история о необычном наследстве, которое получил главный герой этого произведения, обыкновенный каталонский мальчишка, после смерти своего отца. Это был обыкновенный виолончельный смычок, который и определил дальнейшую жизнь мальчика.

Ребенок, восприняв подарок, как красноречивый родительский жест, и полностью решил посвятить себя музыке. С этим смычком юный музыкант покорил Барселону, Париж, Берлин и выступал практически на всех известных концертных площадках мира.

Он познал радость жизни и безумие страсти, радовал своим исполнением президентов и венценосных особ, был принят многими известными людьми и даже завел приятельские отношения со знаменитым Пабло Пикассо.

Такой мистический взлет своей карьеры, главный герой нераздельно связывает с оставленным ему в наследство бесценным смычком.

«Пианист. Варшавские дневники 1939-1945». Владислав Шпильман

Читайте также:  Джованни боккаччо стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта джованни боккаччо - поэзия

В. Шпильман, будучи музыкантом и композитором, в этих дневниках делится с читателем своими воспоминаниями и наблюдениями о жизни польской столицы, в период ее оккупации немцами. Этот автобиографический труд увидел свет в 1946-м году. Первое издание произведения носило совсем другое название.

Под нынешним заголовком «Пианист» оно вышло лишь в конце прошлого века и вызвала живой интерес у мировой общественности. Романом Полански произведение было экранизировано. В 2002-м году картина была удостоена престижной награды фестиваля в Каннах, а год спустя получила три «Оскара». Книга отличается отсутствием программных идей и шаблонных стереотипов.

В ней не делается акцент, на какую бы то ни было сюжетную линию – перед глазами читателя разворачивается реальная история тысяч людей самых разных национальностей. Сам автор был трижды спасен от отправки в концентрационный лагерь «Треблинка». Первый раз его уберег от этого простой полицейский, затем жительница Варшавы Хелена Левицкая.

Третий раз от неминуемой смерти в концлагере В. Шпильман был спасен капитаном вермахта Уильямом Хозенфельдом.

«Скрипка Ротшильда». А.П. Чехов

«Скрипка Ротшильда” – является одним из известнейших произведений великого русского классика. Впечатление, которое оно оставляет в душе читателя трудно охарактеризовать. Рассказ отличается необычной психологической глубиной и весьма сложен для восприятия.

Первый вопрос, который задают себе люди, ознакомившиеся с содержанием рассказа, относится непосредственно к его названию.

Почему именно «Скрипка Ротшильда”? Скрипка, как это видит автор, является не просто музыкальным инструментом и не куском дорогого дерева, с натянутыми на нем струнами.

Это частица души главного героя, музыканта Якова, его сердце, которое чуждо проблемам и страстям, бушующим вокруг него. Именно скрипка и ее чарующие звуки приводит Якова к пониманию всей нелепости и глупости тех предпочтений, которым музыкант отдавал всего себя, на протяжении своей недолгой жизни.

«Альберт». Л.Н. Толстой

Главный герой этой повести Л. Н. Толстого имеет своего реального предшественника.

Его прототипом являлся скрипач симфонического оркестра столичной оперы Георг Кизеветтер, который незадолго до описываемых событий был уволен из этого почтенного заведения и остался без любимой работы, являвшейся на протяжении десяти лет жизнью музыканта. Знакомство с писателем у него состоялось в начале 1857-го года, после чего Л.Н. Толстой в своем дневнике охарактеризовал его, как «гениального юродивого».

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Музыка

Влияние музыки на человека

  1. Легкость, плавность движений, чувственность и искренность – качества, которыми обладает музыка, отражая их в человеке. Так, например, Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» обладает ангельским голосом и эмоциональностью, которой выражены ее танцы. Пением Наташи восхищаются, как члены семьи, так и окружающие люди.

    Однако этот талант принес героине не только успех в обществе, но и феноменальную чуткость: она постоянно поддерживала свою семью, помогая ей пройти через все испытания. Именно эта девушка отдала раненым солдатам подводы, невзирая на собственные нужды.

    Таким образом, способность понимать музыку учит человека главному качеству – слушать и слышать других людей.

  2. Музыка способствует развитию личности в отдельном человеке. На страницах рассказа К.Г. Паустовского «Беглые встречи» мы видим такого человека – это старенький пианист.

    Он мог бы стать знаменитым музыкантом в Москве, но предпочел играть ради «деревушек и сел» и помогать чинить поломанные музыкальные инструменты тем, кто никогда не сможет прикоснуться к искусству без его помощи. Различая звуки, он сумел услышать нужды простых людей и поставить их выше собственных амбиций.

    Он осознал, что настоящее служение культуре – это не заработок на ней в роскошных залах, а жертва, принесенная во благо распространения искусства в самых отдаленных уголках страны.

  3. Трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина заставляет читателя оценить роль музыки во влиянии на человека.

    Сальери был одержим музыкой, он готов был сделать все, что угодно, лишь бы стать единственным ее «обладателем».

    Конкуренция между великим Моцартом и Сальери рассеивается тогда, когда композитор играет «Реквием» — именно в этот момент в Сальери начинает «пробуждаться» его душа, он искренне оплакивает свой безнравственный поступок, и до конца жизни будет винить себя в смерти Моцарта, который «открыл» ему путь к изучению своего «Я». В этом же произведении автор утверждает, что гений и злодейство – вещи несовместные. Значит, искусство делает человека лучше, обогащает и очищает его душу.

Островский: Чайковский и городской романс

Василий Перов. Портрет Александра Островского (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Островский дружил с молодым Петром Чайковским и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в оперное либретто. Позднее Чайковский написал музыку для пьесы «Снегурочка», правда, эта постановка не стала популярной у публики.

Спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался Николай Римский-Корсаков, автор многих сказочных опер. Завершая работу над произведением, композитор сказал: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

10 февраля 1882 года на сцене Мариинского театра прошла премьера — зрители были в восторге.

Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.

Александр Островский

В свою «весеннюю сказку» Островский включил подлинные тексты народных песен. Именно «популярную музыку» — фольклор и романсы — он чаще всего использовал для создания особого настроения в своих произведениях. Главная певица в ряду героинь Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы».

Согласно авторским ремаркам эта девушка на выданье поет романс Александра Гурилева «Матушка, голубушка» о первой влюбленности. В пьесе также звучит романс Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»): «Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь».

А погибает героиня под звуки цыганского хора.

Похожим образом музыка создает эмоциональный фон в пьесе «Гроза». Начинается драма народной песней «Среди долины ровныя». А в последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи Михаила Ломоносова. Обе песни поет часовщик-самоучка Кулигин.

Проблема восприятия музыки

  1. Нередко люди становятся заложниками собственных амбиций и желаний, иногда эти вещи провоцируют человека на такие поступки, которые он никогда бы не совершил без какого-либо воздействия. Этим воздействием иногда является музыка. Так, например, в повести Л.Н.

    Толстова «Крейцерова соната» главный герой – Позднышев – убивает свою любимую жену, и немаловажную роль в случившемся сыграла «Крейцерова соната» Бетховена. Герой говорит, что хотел бы даже запретить воспроизведение этой мелодии, так как она обладает гипнотической силой, высвобождает самые потаенные эмоции и животные инстинкты.

    Композиция подействовала на него абсолютно демоническим образом, не повысив, а, наоборот, понизив его чувства до состояния «животной ревности». Искаженное восприятие сыграло с ним злую шутку.

  2. Человеку не чужда радость или горесть от воспоминаний, которые вызывает в нем музыка. К примеру, Вера Шеина из повести А.И.

    Куприна «Гранатовый браслет» после смерти Желткова слушает «Аппоссионату» Бетховена в исполнении знакомой пианистки. В ней пробуждаются как слезы, так и радость от понимания того, что погибший поклонник простил ее — об этом ей «рассказала» музыка. Неслучайно этот загадочный влюбленный попросил ее послушать эту мелодию в предсмертном послании.

    Возможно, он, страстный обожатель музыки, знал, какие чувства она передаст Вере. И не прогадал.

  3. Музыка в виде какого-либо музыкального произведения является «мерилом величия» для одного, а для другого – «провалом». Как понять, не ошибся ли человек в своем выборе «правильного восприятия»? На примере Обломова из одноименного произведения И.А.

    Гончарова, который любил арию «Casta diva» из оперы Беллини, мы можем увидеть, что музыка может открываться для каждого по-разному, но главным является то, что человек «совершает» под ее «давлением». В этом примере герой влюбляется в свою противоположность – Ольгу Ильинскую, ради ее расположения пытается изменить свою застоявшуюся жизнь.

    В то же время его поступки под влиянием данной мелодии можно трактовать, как измену себе и своим убеждениям. Как бы то ни было, произошедшие изменения пошли на пользу Обломову: он лучше узнал себя. Значит, музыку можно считать силой, способной открыть человеку глаза внутрь себя.

Гончаров: Шуберт и Беллини

Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым

Писатель Иван Гончаров страстно любил оперу. «Фреццолини принята хорошо, — сообщал он в письме о дебюте итальянской певицы, — но не с безумием, как у нас водится — и слава Богу!» В 1864 году в журнале «Голос» вышла заметка Гончарова о Полине Виардо, написанная по просьбе близкого друга певицы Ивана Тургенева.

Часто характер своих героев Гончаров раскрывал через их музыкальные предпочтения.

Например, Марфинька из романа «Обрыв» пела романс Александра Варламова «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» и арию Розины «Una voce poco fa» из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини: «…поет она звонко, чисто, и никакого звука любви не слышно в этом голосе… потом слышно, как она беспечно прервала пение и тем же тоном, каким пела, приказывает из окна Матрене собрать с гряд салату…»

Андрей Штольц из романа «Обломов» был любитель виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку. Прекрасно пела героиня того же романа Ольга Ильинская.

Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма».

Каватина Нормы «Casta diva» лейтмотивом проходит через весь роман. Гончаров обращался к этой арии и до «Обломова», описывая пейзаж во «Фрегате «Паллада»: «Взошел молодой месяц и осветил лес… …Лес кажется совсем фантастическим. Это природная декорация «Нормы».

Пней множество, настоящий храм друидов: я только хотел запеть «Casta diva», как меня пригласили в совет, как поступить».

Необычные свойства музыки

  1. Музыка соединяет не только людей с похожими интересами и жизненной позицией, но и абсолютно разных по образу жизни и мировосприятию персонажей. Ими являются герои рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда».

    После долгих душевных переживаний, пережитых гробовщиком Яковом, он решает сыграть свою мелодию, дав волю всем своим эмоциям, и, как оказалось, человек, которого он ненавидел больше всего в жизни, стал его единственным слушателем. Ротшильд понял, что пережил этот человек, точно так же как и Яков, осознавший свою вину.

    Скрипка, подаренная Ротшильду, стала вещью, соединяющей их сердца. Великая сила искусства сплотила их, открыв те потайные уголки души, которые раньше были невидимы. Мелодия стала тем языком, на котором эти люди поняли друг друга.

  2. В повести В.

    Астафьева «Последний поклон» жизнь главного героя неразрывно связана с музыкой. В юном возрасте она вызывает у него печаль и восторг, во время войны – переосмысление тщетности существования человека.

    Она кажется ему чем-то абсолютно недосягаемым и возвышенным по сравнению с мирской жизнью, она существует вне времени и пространства, она просто живет внутри каждого: внутри души, сердца и разума. Именно музыкальный клич поднимает народ и направляет его на путь победы!

Алина Прошина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Достоевский: Глинка и Штраус

Илья Глазунов. Ночь. Триптих «Легенда о Великом инквизиторе». Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1986. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Федор Достоевский был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи» он упоминает балетную сцену из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, перекликается со сценой из оперы Россини «Севильский цирюльник» — персонажи Достоевского распевают:

— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет. — Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но… — R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я. — Rosina! — запели мы оба.

В 1840-е годы партию Розины пела знаменитая Полина Виардо. По отзывам современников, особенно искрометной в ее исполнении была как раз сцена с запиской.

Герой неоконченного романа «Неточка Незванова» — скрипач Ефимов, прототипом которого стал превратившийся к тому времени в мифическую фигуру скрипач-виртуоз Николо Паганини. Другой персонаж этого романа — любитель танцев Карл Федорович Мейер, «бесталанный фигурант, тщетно мечтающий попасть в балетную труппу».

Оказавшись на каторге в Сибири, Достоевский записывал фольклор заключенных. Многое из этого вошло в «Записки из мертвого дома».

Рассказывая в «Записках», как тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, Достоевский восклицал: «Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге».

Писатель и композитор были лично знакомы, а «Руслан и Людмила» Глинки была любимой оперой Достоевского.

В XIX веке петербуржцы часто отдыхали в Павловске, где проводились летние концерты для отдыхающих. В 1856–1866 годах бессменным дирижером павловских концертов был Иоганн Штраус. В повести «Дядюшкин сон» Достоевский упоминает «упоительные звуки Штрауса»:

  Подготовка к сочинению по направлению:”Человек и общество”

Вообразите же, что вы встречаетесь с ней потом, чрез несколько времени, в высшем обществе… Она танцует. Около вас льются упоительные звуки Штрауса, сыплется остроумие высшего общества, — а вы один, бледный и убитый вашею страстию!

Федор Достоевский, «Дядюшкин сон»

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Аргументы «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

24.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

Учитывая колоссальное влияние книги на человека, невозможно всерьез выбрать только одно произведение для анализа. Каждая прочитанная книга оставляет в душе след: слабый или очень отчетливый – зависит от мастерства писателя.

Самые сильные книги способны изменить человека, открыть ему новое восприятие действительности.

К таким книгам можно отнести все классические произведения Толстого, Достоевского, Лермонтова, Гоголя, Пушкина, Бунина, Набокова и других гениев слова.

Книга – это целый мир. Татьяна Ларина, героиня «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, живет романами.

Ей нравится их яркий, полный приключений и любовных переживаний, мир, в котором нет места бытовым сложностям и реальным проблемам.

Возможно, именно книжное пристрастие сыграло с девушкой дурную шутку, когда она решилась на любовное признание, априори, не предполагающего иного ответа, кроме слова «нет».

Представляя себя героиней французского романа, девушка вообразила себе ответное чувство со стороны Онегина, и была совершенно не готова отказу, хотя очень мягкому и деликатному. Это подтверждает огромное влияние книг на еще неокрепший юный ум, впитывающий все, как губка. Впрочем, Татьяна вынесла очень важный урок, и вернулась в реальность, отыскав свое место в жизни.

Из этого можно сделать интересный вывод. Книги способны увлечь настолько, что впечатлительный и мечтательный человек уйдет в них с головой. Вот почему нельзя считает влияние книги только конструктивным, ведь чтение – это своего рода эскапизм.

Книги могут стать лучшими друзьями. Лирическая героиня стихотворения Цветаевой «Книги в красном переплёте» вспоминает, как в детстве спешила домой, чтобы поскорее встретиться с любимыми персонажами – Томом Сойером и Геккльберри Финном.

Они стали ей не просто друзьями, а родственными душами, с которыми не только интересно, но и очень комфортно проводить время.

Героиня вспоминает об этом много лет спустя, а значит, ей удалось успешно адаптироваться к взрослой жизни, не забывая своих друзей со страниц детских книг.

И действительно, созидательный аспект меркнет перед возможностью переселиться полностью в воображаемые миры, где все гораздо интереснее, чем в реальности. Вот почему важно не столько само чтение, сколько выбор книги.

Бульварное чтиво, любовные романы, детективы-однодневки не развивают личность человека, а, наоборот, могут сбить с толку. В то же время классическая литература помогает сформировать характер человека, развить этичность, нравственность, самодисциплину.

Читая классику, человек занимается самовоспитанием и самообучением – саморазвитием.

Мартин Иден, главный герой одноименного романа Джека Лондона, с помощью книг получил образование, сравнимое с университетским. Малограмотный моряк прочел сотни книг, не жалея на них сил и времени. Конечно же, он выбирал классические труды философов, писателей, драматургов и поэтов.

Мартин Иден стал умнейшим человеком своего времени, занимаясь самообразованием с помощью книг, которые были ему доступны. Его дисциплине, терпению и целеустремленности можно только позавидовать, ведь у него не было возможностей, которые с детства получает каждый современный человек.

Кроме того, книги помогают разобраться в себе, отвечают на вопросы, которые волнуют человека больше всего. Обломов, еще один герой одноименного романа, на этот раз И. А. Гончарова, изначально полон планов, надежд и мечтаний. Но его бездеятельная, ленивая и неповоротливая натура стоит на пути всех целей.

Обломов вроде бы хочет что-то изменить, но вместо этого продолжает лежать на диване, где в итоге находит свой конец. Можно ли прожить жизнь еще более безрадостной и бездарной, чем Илья Ильич Обломов? Риторический вопрос, ведь бездеятельность – порок, распространенный не менее чем лень.

Не следует забывать, что Обломов не просто лежал на диване в свое удовольствие, а еще и потерял все, что имел при жизни, да еще скоропостижно умер, пережив своего старика-слугу.

«Под лежачий камень вода не течет», но Обломову еще повезло, ведь он получил гораздо больше, чем заслуживал, благодаря добрым и сострадательным друзьям. У большинства бездельников конец еще более безрадостный.

А ведь именно книги побуждают к действию. Благодаря им человек находит свой путь, учиться понимать себя и взаимодействовать с миром. «Герой нашего времени» Григорий Печорин у Ю. М. Лермонтова – пример антигероя на первый взгляд. Но постепенно, приглядываясь к нему, настороженность сменяется искренней симпатией и уважением.

А все благодаря впечатляющей силе и твердости характера Печорина. Он – не просто декадент, разочаровавшийся в жизни, подобно Чайльд Гарольду Байрона, но – настоящий воин, не покорный даже судьбе. Единое, во что верит Печорин – он сам.

Ни смерть, ни страдания, ни лишения не страшат героя, ведь он знает – «чему быть, тому не миновать». Он смело и насмешливо смотрит в глаза судьбе, при этом понимая, что перед ней он – всего лишь человек. Но даже это осознание не поселяет в душе героя нашего времени страха.

У Печорина следует учиться бесстрашию и вере в себя, ведь только это поможет принять судьбу такой, какая она есть.И так каждый герой хорошей книги способен чему-то научить, даже если на первый взгляд кажется не героем, а злодеем.

Мы учимся у князя Болконского, Евгения Онегина, Родиона Раскольникова, Григория Печорина, и даже блаженный князь Мышкин может дать нам жизненный урок. Главное – не просто следить за ходом сюжета, но и смотреть между строк, ведь именно там прячется подлинный смысл.

Читать хорошие книги – лучшая привычка, которую может воспитать в себе человек. Ведь книга – это бездонный колодец знаний, которые открываются тому, кто их ищет.

Проблема влияния музыки на человека – сочинение ЕГЭ

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Конечно, каждый из нас вкладывает в музыкальные произведения свой смысл, невольно учитывая ту или иную жизненную ситуацию. Как музыка влияет на человека? Именно над этим вопросом предлагает задуматься К. Паустовский, автор текста, предложенного мне для анализа.

В центре внимания автора случай, произошедший с бойцами отряда Денисова в Севастополе. К. Паустовский рассказывает о хилом юноше в пенсне, которого бойцы сначала приняли за человека, стрелявшего в них из окна трехэтажного дома.

Автор стремится показать, какое сильное влияние оказала на отряд игра на рояле юноши, оказавшегося музыкантом. Слова Денисова о том, что от музыки у него душа перевернулась, К. Паустовский приводит в качестве очень убедительного примера влияния музыки на человека.

Автору важно показать, что не менее сильно мелодия Чайковского, которую играл юноша, повлияла на чувства других бойцов, ведь всех печаль взяла за сердце. Не даром К.

Паустовский сравнивает мелодию со стаей трепещущих птиц, ворвавшихся в дикую ледяную ночью, ведь данный пример демонстрирует сильнейшее влияние музыки на человека.

Позиция автора выражена открыто: он считает, что музыка очень  сильно влияет на людей. Она затрагивает душу человека, вызывая чувства, эмоции, мысли, которые не может пробудить ничто иное.

Я согласен с позицией автора. Думаю, что влияние музыки на человека и правда огромно, его сложно переоценить. Музыка способна пробудить не только чувства и эмоции, но и воспоминания. Она помогает человеку задуматься о важных моментах его жизни и даже что-то переосмыслить.

Музыка воодушевляет человека, придает ему жизненных сил. Именно такое влияние музыки связано в первую очередь с военным временем, что подтверждает случай из произведения А. Твардовского “Василий Теркин”.

Игра Василия Теркина на гармони крайне важна для солдат. К источники музыки они идут, как к огню, а позже и пускаются в пляс. Трудно в тяжелое военное время найти силу, способную подобно музыке влиять на людей.

Что еще может воодушевить солдат в холод, голод, беду?

Музыка помогает вспомнить счастливые моменты жизни. В рассказе К. Паустовского “Старый повар” мы видим умирающего, слепого старика, последние минуты жизни которого музыка сделала счастливыми.

Игра молодого Моцарта на клавесине дала возможность слепому увидеть то, что было много лет назад. А это были лучшие моменты его жизни. Музыка, кажется, помогла сделать невозможное, воссоздав зримую даже для слепого картину прошлого.

Вот как велико влияние музыки, как она может осчастливить человека.

Влияние музыки на человека так велико, что мы, наверное, не можем в полной мере это представить. Музыка – одна из важнейших частей жизни человека. Все примеры, приведенные выше, доказывают, что это так. Чувства, эмоции, мысли, воспоминания человека – все это способна пробудить музыка. В этом ее сила, ее влияние на нашу жизнь.

Работа написана по Варианту 33 из сборника тестов Цыбулько 2017 года.

Аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Каждый человек по своему воспринимает окружающий мир, пропуская все через призму своих убеждений, опыта и т.д. У многих людей есть свои любимые произведения искусства, литературы.

У каждого человека свои личностно важные произведения искусства, которые привлекают актуальностью тематики и проблематики, в которых выражены мысли, близкие к мировоззренческим установкам и принципам человека, которые оказали на него большое эстетическое воздействие.

При этом человек может не осознавать, что он в этот момент представляет собой не только носителя тех или иных морально-нравственных качеств, но и человека, способного создавать духовные ценности. Такое восприятие личности в человеке, в котором проявляется его индивидуальность, и есть то, что обычно называют искусством.

В качестве примеров можно привести:

— «Черный квадрат» Малевича — образ современного мира, который выражает не абстрактные понятия, а конкретное чувство одиночества, тоски и пустоты;

— памятник А.С. Пушкину, созданый великим скульптором М.М. Антокольским, изображает лирического героя, стоящего на набережной Невы с опущенной головой и задумчивым взглядом.

Лирический герой — это образ, выражающий самого скульптора. Его лицо выражает состояние внутренней печали и скорби. Он словно погружен в свои мысли и переживания. Можно сказать, что

«черный квадрат», «пустота» и «задумчивость» — это своеобразные формы выражения мыслей скульптора, его переживания, размышления перед памятником Пушкину;

— скульптура «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, которая является символом советской эпохи. Она олицетворяет труд, торжество победы социализма, мира над войной.

С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

В.П. Астафьев “Васюткино озеро”. Аргумент №1

Однажды мне попался рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Он мне очень понравился. После его прочтения я представила себя в роли этого Васютки. Мы с ним даже чем-то похожи. Все качества Васютки присутствуют и во мне.

Это и внимательность, осторожность, терпеливость, ловкость. Я бы тоже в одиночку где-нибудь попутешествовала. Вдруг что-нибудь нашла или открыла. Я просто восхищаюсь Васюткой.

Он смог выжить в лесу – в тайге! Его поджидало столько опасностей, но он со всем справился.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”. Аргумент №2

С Авдотьей Раскольниковой, сестрой Родиона Раскольникова, героя романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. Почему? Это довольный сложный вопрос, вернее сложно вот так взять и написать, так сказать свою характеристику, и то, в чем же сходство моей характеристики с А. Р.

Но когда я читала роман, я всегда соглашалась с ее мыслями, словами, и мне была близка ее натура, я так-же безумно люблю своего брата, и имею свои принципы, за грани которых никогда не переступлю, единственное в чем мы не похожи, так это в том, что я бы не пошла на подобные жертвы, а нашла другой путь, который был бы мне по душе, и позволил бы справиться с трудностями.

Как искусство влияет на человека?

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Аргумент №3

Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого.

Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям.

В результате – он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Аргумент №4

Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Аргумент №5

В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил.

Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный Моцарт. Он заходит в дом и начинает играть на клавесине.

Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Может ли кино заменить литературу?

Л.Н.Толстой “Война и мир”. Аргумент №6

Одной из особенностей российского кино является его тесная связь с литературой. Искусствоведами выделяется такой жанр, как экранизация, появившийся в двадцатом веке.

По праву одним из самых успешных русских экранизаторов они по праву считают Сергея Федоровича Бондарчука, создателя замечательного фильма в четырех частях «Война и мир», снятого по одноимённому роману-эпопее Л.Н. Толстого и получившего премию «Оскар», а также главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года.

Возникает вопрос: экранизация – это хорошо или плохо?! Сразу подчеркнем, что экранизации, как и любые другие произведения искусства, бывают удачными и не очень.

Может быть, легче, проще, а порою и быстрее посмотреть фильм и не читать книгу? Не вытеснит ли кино книгу из нашей повседневной жизни, ведь на экране она «оживает»? Сейчас у многих молодых людей нет потребности общения с литературным текстом, желания читать, перечитывать понравившиеся места, думать над произведением, обсуждать его.

Если у человека нет сформированной читательской культуры, то такое может произойти. Но я уверена в том, что, не взаимодействуя с книгой, нельзя постичь всю глубину ее содержания. Смысловая сторона художественного произведения не всегда может быть удачно раскрыта в фильме.

Это интерпретация его создателя, у которого своя творческая концепция и позиция которого может не совпадать с авторской.

Б.Васильев. “А зори здесь тихие”. Аргумент №7

Самым правильным, думается, будет прочитать книгу и просмотреть фильм. Может быть и наоборот: удачная экранизация побуждает человека к чтению. Так, например, произошло со мной. Совершенно случайно перед Днем Победы я увидела фильм «А зори здесь тихие», который представляет собой экранизацию одноименной повести Бориса Васильева.

Фильм поразил меня до глубины души. Судьба девушек, которые чуть старше меня, потрясла. Я плакала, щемящая боль пронзила душу. После этого мне захотелось больше узнать о фильме и о повести, а самое главное – прочитать это удивительное произведение. Я узнала, что создал фильм известный режиссер Станислав Ростоцкий.

Он не случайно обратился к произведению о Великой Отечественной войне. Для этого были очень серьезные причины. Сам режиссер рассказывал: «Картину «А зори здесь тихие» я снимал как личный фильм, потому что я воевал и потому что меня вытащила из боя женщина. На своих руках.

На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова.

Я очень ей благодарен, она прошла всю войну – до Берлина, вышла замуж, у нее двое прекрасных детей, но она не смогла посмотреть мой фильм… К тому времени она ослепла, ее сгубила война – рак мозга… Я привез ее на студию и рассказывал все, что происходило на экране. Этот фильм – благодарность ей и всем женщинам, которые пошли на войну».

Поражает и тот факт, что для исполнителей главных ролей в картине «А зори здесь тихие», за исключением Ольги Остроумовой и Ирины Шевчук, участие в съемках ленты стало их дебютом в кино. Так, Андрея Мартынова ассистент режиссера увидел во время его дипломного спектакля и пригласил сниматься.

Молодые артисты смогли так талантливо сыграть, что экранизация 1972 года стала одним из лучших фильмов на многие годы. Однако к повести Бориса Васильева обратились позже другие режиссеры. Как известно, в 2005 году был снят российско-китайский телесериал «А зори здесь тихие». Новая экранизация повести появилась в 2015 году.

По словам режиссера Рената Давлетьярова, эта картина стала современной версией книги. Он подчеркнул, что, хотя времена и технологии кинопроизводства изменились, съемочной группе хотелось сделать кино про отвагу, подвиги и переживания молодых девчонок на войне, но на языке, понятном молодому зрителю.

Смотрела ли я эти экранизации? Нет. Впечатление от первого фильма оказалось настолько сильным, что смотреть другие экранизации не хотелось. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но у каждого есть любимые книги, любимые фильмы. Для меня таким стал фильм Станислава Ростоцкого.

Мне не хотелось сравнивать, как что-то изображено писателем, а как – в этом фильме или другом. Было важно общее восприятие. И еще я убеждена в том, что литературное произведение всегда гораздо сложнее, содержит какие-то нюансы, подтекст. Поэтому прочитанная книга и просмотренный фильм могут удачно дополнять друг друга.

А если это фильм по произведению, изучаемому в школе, то он поможет представить героев, запомнить их, оценить поступки, осмыслить взаимоотношения.

Таким образом, получить представление о книге, не читая ее, конечно, можно, но оно будет поверхностным. Хорошая экранизация, не искажающая смысла произведения, отражающая авторскую позицию, необходима. Взаимодействие двух видов искусства – литературы и кино – будет полезным человеку.

Может ли книга помочь разобраться в себе?

И.А.Гончаров. “Обломов”. Аргумент №8

Обломов не пуст внутри, у него тоже есть стремления, желания, мечты и главное силы их осуществить. Но первое препятствие – слухи о его скорой женитьбе, оскорбило его, ведь он далеко не был готов к этому шагу.

Он снова выбирает, уже скорее в силу своей привычки, вернуться на диван, забросить всё, отказаться от дружбы и любви в пользу комфорта и отсутствия потрясений. Итог его жизни неутешительный: он умирает, не оставив ни следа на земле, прибитый к дивану.

Его пример откликается мне, но также показывает, куда приведет мой выбор плыть по течению и надеяться на обстоятельства. Не стоит думать, что кто-то близкий решит устроить мою судьбу, ведь только я знаю, что действительно будет наполнять меня энергией больше, чем ничегонеделание.

В то же время друзья могут стать опорой, которую нельзя отвергать даже в тяжёлые моменты своей жизни.

М.Ю.Лермонтов. “Герой нашего времени”. Аргумент №9

С другой стороны, я считаю себя достаточно циничной, неспособной ценить момент просто за то, что он есть, испытывать счастье здесь и сейчас. Мне хочется во всём видеть смысл, значение и пользу. Я саркастически отвергаю ценности некоторых моих знакомых, при этом не имея собственных.

Такая потерянность сблизила меня с главным героем романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”. Григорий Печорин ведёт дневник, в котором четко описывает эмоции, которые испытывает, всё описывает ясно, руководствуясь только логикой. Он всегда держит себя под контролем, использует других людей лишь для развлечения, осознавая, что разрушает их судьбы.

Но он видит мир так, без прикрас, холодно и цинично, и ничего не может с собой поделать. Он говорит: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. . . “.

В какой-то момент он принимает фатальность судьбы – ему суждено умереть, лишь когда суждено, все поступки и происшествия предрешены заранее. Он не видит цели своей жизни, лишь любовь к Вере была единственным истинным порывом.

Как мне кажется, только с ней его жизнь могла бы стать счастливой, но он выбрал свою холодность и отстранённость до конца своих дней, умер скитаясь, в поисках смысла, который найти можно лишь в способности положить свою жизнь на достижение чего-то важного.

Так, Печорин сформулировал за меня мои мысли, всю отчужденность и непонимание, кто виноват в моём взгляде на мир и как жить с этим. Гляда на него со стороны, я понимаю, что всё же всегда, в любом сердце есть место для вещей, которые заставляют нас покрываться мурашками, испытывать нетерпение перед встречей или событием. Храня самое дорогое у сердца, вскоре мы наполним его верой, надеждой и любовью. Главное не отвергать ничего, что дорого.

Заключение

Таким образом, данные книги увлекли меня и помогли разобраться в своих чувствах и действиях. Я была увлечена как в процессе чтения, так и после, стараясь изменить свою жизнь, вынести уроки из прочитанного.

Книги, которые поглощают нас, способны сэкономить наше время и дать знания, которые мы бы искали долгие годы.

Я благодарна, что я могу прочитать и осознать всё ещё в подростковом возрасте, ведь писатели скорее всего опирались на свой опыт, и смогли всё сформулировать гораздо позже.

Ссылка на основную публикацию