Проблема человеческого счастья в рассказе «Крыжовник»

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни.

Проблема человеческого счастья в рассказе «Крыжовник»

Анализ повести «Крыжовник»

История написания

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехова является частью «маленькой трилогии, в которую вошли так же «Человек в футляре» и произведение «О любви». Опубликован издательством «Русская мысль» в 1898 году.

Создавалось произведение автором, когда он пребывал в Московской области в селе Мелихово.

Сюжетная линия рассказа продолжает повествование «Человека в футляре», в котором так же поднята проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.

Принято считать, что в основе рассказа Чехова лежит история, которую рассказал юрист, известный среди писателей того времени, Анатолий Кони, писателю Л.Н. Толстому.

Посвящена эта история была одному чиновнику, который на протяжении всей жизни откладывал денежные средства на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотой вышивкой, который должен обеспечить чиновника почетом и уважением, подарить счастье. Но увы, при жизни одеяние так и не пригодилось, и было надето на чиновника только на его похороны.

Жанровые особенности

Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа и его относят к направлению реализма в литературе. Отличается «Крыжовник» лаконичной прозаической формой, наличием только одной сюжетной линии, описанием одного либо двух главных персонажей и нескольких второстепенных, небольшим объемом.

Сюжетная линия

Ввиду сложившихся обстоятельств (проливного дождя), Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринаром, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Иван Иваныча —  Алехина. Во время приема пищи, доктор рассказывает своим товарищам историю своего брата Николая Ивановича.

Братья по происхождению они не из зажиточной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного поместья, которое пришлось отдать за долги.

С тех пор младший брат стал отчаянно стремиться к обогащению. Главная его мечта заключалась в приобретении усадьбы и сада, где бы можно было вырастить кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал экономить на всем, не замечая ничего подле себя, за исключением объявлений по продаже земельных участков либо усадьб.

И в конце концов ему удается осуществить свою мечту. Однако, по истечению многих лет, Иван Иваныч навещает своего родственника и неприятно удивляется тем, насколько изменился в характере его брат.

Теперь он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке.

К нему приходит понимание, что существуют более ценные вещи в жизни, что он и пытается донести до своего младшего брата в своем монологе.

Композиционные особенности

Основной отличительной особенности построения «Крыжовника» является использование литературного приема – «история внутри истории».

Наряду с историей главного героя – Николая Ивановича описывается и реальность, в которой пребывают Иван Иваныч, Алехин и Буркин. Последние два персонажа оценивают произошедшее с младшим братом повествователя и таким образом выражают самый популярный вариант существования человека.

Описание главных персонажей

В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Главное его убеждение – предназначение каждого оказывать помощь другим.

Николай Иванович – представитель чиновнического класса, являющийся старательным работником и добрым человеком, который большую часть своей жизни потратил на сбор денежных средств и приобретение собственной усадьбы. После осуществления мечты стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

В своем рассказе Чехов раскрывает ряд тем, представленных:

  • темой мечты – главной тематикой «Крыжовника». Писатель стремиться показать, что не любая мечта является прекрасной. Иногда она перерастает в манию и навязчивую идею, что влечет за собой негативные последствия.
  • темой счастья. В образе Николая Ивановича автор высказывает свое осуждение к стремлению человека обеспечить только личное счастье, личностному эгоизму.
  • темой маленького человека.
  • темой природы. Пейзажные зарисовки в произведение являются отражением эмоционального состояния и настроения героев.

Проблемы

Проблематика произведения актуальна всегда, поскольку затрагивает такие вопросы как:

  • эгоистичность;
  • безразличие;
  • деградация человека, который гонится только за собственной мечтой;
  • несправедливые способы достижения своей цели.

Основная идея

Суть рассказа изложена автором в монологе повествователя истории о своем брате, который выражает мнение о невозможности испытывать чувство радости, если рядом находятся те, кому плохо.

Не стоит пропускать мимо чужие неурядицы, поскольку в любой момент беда может случиться с каждым.  Важно своевременно помогать тем, кто об этом просит. Счастье, по мнению А.П. Чехова, заключается в движении, действии, совершении добрых и справедливых дел.

О чем рассказ крыжовник

Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском.

Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем.

  Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.

Для того чтобы приблизиться к мечте, Николай женился на старой непривлекательной вдове, потому что у нее имелись хорошие деньги. Он быстро прибрал к рукам ее капитал, сделав ее деньги своими – так и жили они голодной жизнью, экономя на всем. Вскоре эта женщина умерла, а Николай продолжил путь к своей цели. Ее смерть не тронула Николая.

Когда ему было уже больше сорока лет он наконец купил имение, по обе стороны которого располагались заводы, а рядом протекала речка с водой коричневого цвета. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, то и дело пускаясь в рассуждения о жизни.

Однажды Николай пригласил в гости брата. В имении Ивана встречает толстая собака, которой лень даже лаять и такая же полная кухарка — жизнь там протекает лениво и праздно.  Хозяин угостил его долгожданным крыжовником из своего сада.

Николай ел крыжовник по одной ягодке и приговаривал: «Ах, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она твердая и кислая. Николая это нисколько не смущало, ведь его мечта наконец сбылась. Даже по ночам он вставал, для того, чтобы съесть очередную ягоду.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.

Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.

Сочинение по рассказу Чехова

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

Доброта и жестокость в рассказе Крыжовник

Нравственные понятия раскрываются литературой так, что становится понятно их разнообразие. Доброта и жестокость стоят настолько близко друг к другу, что не каждый сможет увидеть момент перехода из одного качества в другое. Добрые становятся злыми и наоборот.

Николай Иванович – обычный чиновник из казенной палаты. Он переписывает одни и те же бумаги, мечтает переехать в деревню, где будет жить в своем доме у реки или озера.

Особое место в будущем имении занимает крыжовник. Он завершает план имения. Без него дом для Николая Ивановича неполный, незавершенный. Чиновник копит деньги на исполнение своей мечты. Он нищенствует, жадничает, но не изменяет поставленной цели.

Куст колючей ягоды становится символом идеи, которая съедает человека. Почему выбрана именно эта ягода? Можно рассуждать и фантазировать. Точного ответа в тексте нет. Мечта всегда должна иметь что-то индивидуальное свое, отличное от желаний других.

Крыжовник у Николая именно это отличие. С другой стороны, колючесть куста. К нему не подойти без рукавиц, нужно быть аккуратным, чтобы не уколоться и не поцарапаться. Стоять рядом с Николаем Ивановичем тоже неприятно.

Новый барин обретает отталкивающую внешность, напоминающую свинью. Нет привлекательности в помещике: обманная речь, высокопарные фразы. Автор не скрывает пустоту души, безнравственность поступков. О такого человека несложно уколоться, но его это нисколько не волнует.

Чехов указывает на вкус ягод: «кисло и невкусно». Чимша-Гималайский не замечает истинного вкуса плодов, он удовлетворен результатом: мечта сбылась. Можно сказать, что крыжовник – это доказательство ограниченности души героя, его эгоистичности и жестокости.

Преображение доброты. Добрые люди долгое время скрывают свое истинное лицо, пытаясь собрать нужное количество средств для достижения своей цели. Прикидываться скромным и тихим проще. Цель не всегда пугает окружающих. Оказывается, по мнению автора, из любой нелепой мечты можно сделать нечто, изменяющее человека полностью.

Тесный мир позволяет спрятаться за закрытыми дверями. А. П. Чехов предлагает, казалось бы, тоже нелепые решения. За дверями должен стоять «человек с молоточком». Он стучит, напоминая о светлых началах мечты. Молоток не позволяет «заснуть» состраданию, жалости к близким. Стук не даст умереть любви и погибнуть доброте.

Молоток – страж души. Как только злоба и бездушие подберутся близко, он начнет бить тревогу. Разве такое возможно в реальности? Конечно, да. «Стучать» могут друзья, родители, учителя. У каждого человека должны быть те, кто их любит. Преображение доброты в жестокость тогда станет единичной, исключительной.

Читайте также:  Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни

Значение цели. Мечта – это смысл жизни. Хочется, чтобы цель улучшала человека, но не всегда люди мечтают о возвышенном. Часть желаний связаны с улучшениями быта: дом, техника, украшения. Имение с крыжовником в виде желания чиновника не удивляет.

Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он копит на усадьбу. Терпение и упорство в какой-то момент покоряют. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий, не имеющий своего мнения чиновник превращается в «свинью».

Добрый юноша, одержимый накопительством, становится жестоким семейным деспотом, отбирающим у жены чашку наливки и вкусный пирог. Внутренние изменения страшат.

Остановить распад личности может только сама личность. Но если она этого не хочет, происходит потеря признаков человечности. Цель тогда может совсем не иметь значения, важно то, каким путем идет к ней человек.

«На дне» герои – описание и характеристика образов пьесы.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения.

Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Ответ очевиден…

Проблема человеческого счастья в рассказе «крыжовник» – Literature Teacher

«Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан «неизвестно для каких причин», «Ваши удостоверения?» – «…Какие удостоверения?» спросил Коровьев, удивляясь»; «чтобы убедиться в том, что Достоевский писатель, неужели же нужно спрашивать у пего удостоверение?» продолжил он.

– «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого

  Дік Сенд — сирота, виховувався в дитячому будинку. Навіть ім'я він одер­жав на честь жалісливого перехожого, котрий його знайшов, а прізвище йому дали на згадку про місце, де його знайшли. Хлопчик був розумним, у чотири роки вже вмів читати, писати і рахувати.

У вісім років він пішов юнгою на корабель, де так добре себе зарекомендував, що капітан Хелл познайомив його з власником судна Велдоном, і той віддав хлопця до школи. У п'ятнадцять років Дік ступив на палубу одного з кращих кораблів Ве

С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна.

Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие.

Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат действующими ли

Лето время отдыха и необычных событий в этой дивной жизни. Данная пора предназначена для отдыха. Именно летом нужно как следует отдохнуть, набраться сил на весь год.Прогуливаясь по лесопарку летом, можно хорошо отдохнуть, забыть о проблемах, самое главное, это уметь расслабляться на природе.

Прогуливаясь летом по лесу, необходимо восхищаться изяществом природы. Обращая внимание на окружающий нас восхитительный мир, мы начинаем забывать обо всем плохом. Очень важно – необходимо замечать все, что

Драматургия Горького очень интересна и неоднозначна.

Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему произведения, автор должен выбрать подходящую ситуацию и подходящий конфликт. В пьесах у писателя нет возможности прямо выражать свою позицию. Для этого он должен умело использовать ремарки, высказывания своих героев.     «На дне» – пьеса, интересная своей проблематикой и местом действия.

Горький не ограничился в ней одним конфликтом, затронув большое количество философских и социальных проблем. Писате

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти.

Кроме того, писатель не мог оставить без внимания проблемы своего времени, когда ломалась сама человеческая природа. Насущной была проблема человеческой трусости. Автор считает трусость одним из самых больших грехов в жизни.

Эта позиция выражается через образ Понтия Пилата. Прокуратор распоряжался судьбами многих людей. Иешуа Г

В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал: Дар напрасный,дар случайныйЖизнь, на что ты мне дана? Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Его стихи о жизни наполнены глубочайшим смыслом.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального -мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, — ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы.

“Темное царство” цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он по

Сейчас смотрят:{module Чехов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник:

Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

Проблема человеческого счастья в рассказе «Крыжовник»

Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей – важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д.

То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь.

  306. оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?

Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать.

Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”.

В неизменной жизни люди редко находят счастье – им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать.

Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда.

В рассказе “Дама с собачкой” счастье – это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным.

Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение:

“И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели.

Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение.

А какой ценой заплатил Николай Иванович за это ” счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла.

Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям.

“Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”.

В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных.

Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь.

Несчастный отец рядом со счастливой дочерью – так завершается рассказ.

Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина – героя “Черного монаха” – возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно.

Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность – Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей.

Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого.

Читайте также:  В чем заключается конфликт между поколениями?

Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не мо жет быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.

В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место.

В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей.

Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» | СуперСоч

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны.

Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства.

В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони.  Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой.

Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть.

Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» – во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» – рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке.

Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит  литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды.

События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку.  Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя.

Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай.

Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника.

Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась.

Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой?..

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре».

    На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли.

    Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.

  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик.

    В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника.

    На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком.

С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать.

Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял.

Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства.

    В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным.

    Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.

  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения.

    Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду.

Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл.

Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения.

С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком.

Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник».  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Урок по литературе для 8 класса на тему "Грустные мысли о счастье" (по рассказу А. П. Чехова "Крыжовник")

Разработка урока литературы в 8 классе

по теме «Грустные мысли о счастье»

(по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник»)

Выполнили: Е. В. Филатова, МБОУ «Школа № 61»,

  • Л.В Фабричная, МБОУ «Лицей № 20»
  • Г. Ростов-на-Дону
  • 2019 г

Место урока. Это второй урок по творчеству А. П. Чехова в 8 классе.

  1. Концепция урока: помочь учащимся осознать истинные духовные ценности на примере рассказа «Крыжовник».
  2. Технология урока: исследовательская.
  3. Вид урока: урок-беседа.
  4. Тип урока по содержанию: урок изучения нового материала.
  5. Цели для учителя:
  6. – формировать умение рассматривать произведение в единстве формы и содержания;
  7. – помочь понять учащимся идейное содержание рассказа «Крыжовник»;
  8. – подвести учащихся к пониманию авторского замысла, авторской позиции в определении счастья и в понимании счастья героями, а также к пониманию места рассказа в маленькой трилогии ;
  9. – продолжить развивать коммуникативные компетенции учащихся (умение анализировать, делать выводы, оформлять свои мысли);
  10. – развивать способность различать особенности творческой манеры писателя, опираясь на теоретические положения литературоведения (композиция, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь);
  11. – развивать умение отстаивать собственную точку зрения по проблематике рассказа;
  12. – способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся;
  13. – формировать у учащихся неприятие бездуховной жизни;
  14. – способствовать развитию логического мышления;
  15. – развивать интерес к вдумчивому чтению;
  16. – продолжить работу по обогащению активного словаря учащихся;
  17. – подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения «Мог ли Николай Иванович стать по-настоящему счастливым человеком»;
  18. – способствовать приобщению к истинным духовным ценностям.
  19. Цели для учащихся:
  20. – развитие аналитического чтения;
  21. – учиться рассматривать художественное произведение в единстве формы и содержания и определять его идейное содержание;
  22. – развивать умение определять авторскую позицию;
  23. – наблюдая за мастерской писателя, научиться видеть особенности чеховской прозы;
  24. – работать над обогащением словаря;
  25. – развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения по проблемам, поднятым в произведении;
  26. – учиться отбирать и систематизировать материал для написания письменной работы.
  27. Внутрипредметные и межпредметные связи, необходимые для осмысления главной идеи рассказа:
  28. – знания об общественно-политической обстановке в России конца 19 века в соответствии с принципом историзма;

– знания изученных в 5-7 классах произведений А. П. Чехова.

Ход урока.

Предтекстовой элемент урока.

Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся со вторым рассказом «Маленькой трилогии» «Крыжовник». Вы знаете, что рассказы трилогии относятся к поздним произведениям А. П. Чехова. В них он изображает мир скучных людей, живущих бесцельно и бессмысленно.

У Чехова нарастает масштаб художественного обобщения: за бытом проступает бытие, за фактами повседневной жизни – жизнь в ее коренных основах. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах «Маленькой трилогии».

На доске записаны слова, которые могут вам помочь в оформлении мыслей.

Лексическая работа: деградация личности, бездуховное существование, мелкие жизненные цели, активная жизненная позиция, высокие идеалы, ограниченное мышление, мыслящий человек, смысл жизни, душевная скорбь, жизненные силы, благородные цели, превращение в обывателя.

Комментарий: 120 десятин земли – более 100 гектаров.

Учитель. Вы прочитали рассказ «Крыжовник». Как по-вашему, о чем он? (о том, как в погоне за счастьем, за мечтой деградирует человек).

  • Учитель редактирует и систематизирует ответы.
  • А теперь посмотрите на доску (на интерактивной доске появляется тема) и скажите, согласны ли вы с тем, что чеховские мысли о счастье наполнены глубокой грустью?
  • Чтобы доказать это, давайте определим цели нашего урока (дети проговаривают).
  • На доске появляются цели для учащихся:
  • Цели для учащихся:
  • – развитие аналитического чтения;
  • – учиться рассматривать художественное произведение в единстве формы и содержания и определять идейное содержание рассказа;
  • – развивать умение определять авторскую позицию;
  • – развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения по проблемам, поднятым в произведении;
  • – наблюдая за мастерской писателя, научиться видеть особенности чеховской прозы;
  • – работать над обогащением словаря;
  • – учиться отбирать и систематизировать материал для написания письменной работы.
  • Актуализация.

Учитель. Имя Антона Павловича Чехова для нас не ново. Вспомните, с какими произведениями мы познакомились ранее. ( )

Какие запомнились вам больше всего?

Какие они по объему? (Краткие). А по глубине мыслей?

Сегодня мы продолжаем разговор о «Маленькой трилогии», будем говорить о рассказе «Крыжовник». Давайте вспомним, к какому периоду они относятся. (1898г). Их принято называть поздними.

Какие проблемы поднимает автор в этих рассказах?

Что характерно для позднего Чехова?

(Чехов изображает мир скучных людей, допуская гротескные преувеличения. Нарастает масштаб художественного обобщения. За бытом проступает бытие, за повседневной жизнью – жизнь в ее коренных основах). А сейчас попытайтесь ответить на несколько вопросов. Зачитаем их.

Ребята, а что, по-вашему, счастье? Когда человек счастлив? Возможно ли счастье без поиска смысла жизни?

Попробуйте записать свои мысли.

А теперь обратите внимание на цветные листочки, лежащие у вас на столах. В них дано определение счастья (по словарю С. И. Ожегова). Познакомьтесь с ним.

Счастье, -я, ср. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо, высшее проявление этого чувства.

Посмотрите, хоть в чем-либо совпало оно с вашими ответами.

Об истории создания рассказа нам поведает…

  1. Ответ ученика.
  2. Текстовой (информационно-аналитический) структурный элемент урока.
  3. Практикум.
  4. Беседа.

– А теперь обратимся к тексту рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и попытаемся понять мысли писателя о человеческом счастье. Без чего оно, по убеждению Чехова, невозможно?

– Итак. Крыжовник. Какую роль играет название?

– Значит, главное в жизни человека – крыжовник?

– Что можно сказать о композиции произведения? (рассказ в рассказе. Историю Николая Ивановича Чимши-Гималайского узнаем от брата)

  • – Вы знаете, кто такой герой-резонер? (персонаж , который рассуждает, в рассказе это Иван Иванович)
  • – Нам предстоит выяснить, кто является выразителем мыслей автора.
  • – Как начинается рассказ? (пейзажем)
  • – Объясните, какую роль здесь играет пейзаж? (безграничный простор, воля, природа)

– Какие мысли появляются у героев рассказа при виде картин природы? Докажите это, обратившись к тексту. («Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна»)

– На какие мысли пейзаж наводит читателя? (Человек должен быть счастлив на этой земле)

– На фоне этого звучит рассказ о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском. Как называется такой прием? (Антитеза)

– В чем видел смысл жизни Николай Иванович? Найдите, зачитайте. (Приобрести усадьбу с огородом, посадить собственный крыжовник)

– Какая часть речи преобладает? (Глаголы движения)

– О чем это говорит? (Он движется к намеченной цели). Значит, он деятельный человек.

– Но куда направлено это движение?

– Как он двигался к этому счастью? («не доедал», «не допивал», «одевался, как нищий», женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, только потому, что «у нее водились деньжонки»).

– Опять глаголы.

– Когда Николай Иванович приблизился к намеченной цели? (Под старость)

– Каким увидел счастливое гнездышко брат? («Сто двадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую костопальный. Но… Николай Иванович мало печалился; он выписал двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком»)

  1. – Что поразило Ивана Иваныча при посещении брата? («Везде канавы, заборы, изгороди, посажены рядами елки – и не знаешь, как проехать во двор, как поставить лошадь»)
  2. – Какое слово повторяется при описании увиденного Иваном Ивановичем у брата? («Рыжая собака, толстая, похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью», брат тоже похож на свинью – «сидит в постели, колени покрыты одеялом, постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло»)
  3. – Это какое изобразительно-выразительное средство? (Сравнение)
  4. – Объясните, с какой целью автор использует такое средство? (Показать деградацию)

– Как живет Николай Иванович? Выпишите глаголы. (Обжился, привык, кушал много, в бане мылся, полнел, судился)

  • – На первый взгляд, что-то хорошее делал этот человек? («лечил мужиков содой и касторкой», служил молебен, а потом ставил полведра водки)
  • – А что явилось причиной такого поведения? (У него появилось самомнение)
  • – Найдите в тексте подтверждение. («Это уж был не прежний робкий бедняга чиновник, а настоящий помещик, барин…очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»)

– Иван Иваныч называет причины. Это что? (Сытость, праздность)

– Какие истины он изрекает, хотя раньше боялся иметь свое мнение? Найдите и зачитайте. («Образование необходимо, но для народа оно преждевременно»)

– Но что больше всего поразило Ивана Иваныча? Его ощущения? («Брат смотрел на крыжовник молча, со слезами, ел с жадностью и повторял: «Как вкусно!»)

  1. – Может, это вам кого-то напоминает? (Беликова)
  2. – Какие чувства испытывал Иван Иваныч при виде «счастливого человека»? («тяжелое чувство, близкое к отчаянию»)
  3. – Обратимся к тексту («Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, который получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой»)

– А сейчас давайте вспомним, кого в литературоведении называют резонером? (Резонер (в переводе с французского – рассуждение). Это персонаж, который не принимает активного участия и призван увещевать или обличать других героев, высказывает нравоучительные суждения с авторских позиций)

– Как вы думаете, кто является резонером в рассказе «Крыжовник»? В каком отрывке выражается позиция автора? В чем смысл? (Иван Иваныч не может уснуть и размышляет о том, «счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»)

  • Посттекстовой структурный элемент.
  • Подведение итогов.
  • Обратимся к целям, посмотрим, достигнуты ли они.

– В чем выражается позиция автора? Какие проблемы он ставит перед читателями? Над чем заставляет задуматься?

– А. П. Чехов задает вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

– О том, что возможно ли счастье без поиска смысла жизни. Пока есть несчастные, человек не может быть в полной мере счастливым, не имеет права.

– К чему призывает Иван Иваныч? («Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро»)

– Какие приемы использует автор, в чем проявляется масерство художника слова? (пейзаж, заглавие, композиция, тропы)

– Какие мысли навеял вам рассказ? Как связаны понятия счастья и цели жизни. Запишите свои мысли в виде тезисов.

(1. Счастье невозможно, если у человека нет высоких благородных целей.

2. Счастье невозможно без поиска смысла жизни.

3. Нужно спешить делать добро. Без этого счастье невозможно.)

Рефлексия.

Итоговый вопрос. Сделали ли вы для себя какие-либо открытия? К какому выводу пришли?

  1. Попытайтесь составить кластер «Этапы деградации Николая Иваныча или история его болезни»
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский
  3. Детство: дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, ловили рыбу

Служба: в начале добрый, кроткий, тосковал в казенной палате. Тоска вылилась в желание купить маленькую усадебку. Мечтал о том, как будет есть, спать, сидеть и часами глядеть на поле.

Как он жил: скупо, не доедал, не допивал, женился на нелюбимой вдове, замучил жену

Мечта осуществилась: купил 112 десятин земли!!!!!!!

Итог жизни: обрюзг, обжился, кушал много, полнел, лечил мужиков содой и касторкой, ставил в день именин полведра водки мужикам, изрекал истины, выглядел так, что того и гляди, хрюкнет в одеяло.

Домашнее задание. Составить кластер (Листовки с заданиями учащиеся получают в классе). Написать сочинение-рассуждение.

  • Темы сочинения.
  • Почему Иван Иваныч не стал таким, как его брат Николай Иваныч?
  • Что такое счастье в представлении Ивана Иваныча и его брата Николая Иваныча?
  • Мог ли Николай Иваныч стать счастливым?
Ссылка на основную публикацию